Совершенствование культуры общения
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Культура общения любого человека определяется степенью развития его коммуникативных качеств, позволяет компетентно устанавливать взаимоотношения между людьми в процессе деятельности. Уровень развития культуры общения во многом зависит от сформированности таких коммуникативных качеств как внимательность, доброжелательность, дипломатичность, справедливость, доступность и т. д. Повышение уровня развития культуры общения позволит найти пути к взаимопониманию и сотрудничеству в различных ситуациях общения.

Важнейшим условием успешности общения являются умение слушать и слышать, умение говорить и понимать собеседника.

Умение слушать является значимым критерием коммуникабельности человека. По манере слушания всех людей можно разделить на три категории: внимательных, пассивных, агрессивных. Среди них больше всего пассивных и меньше всего внимательных.

Основными слагаемыми умениями слушать являются:

- умение внимательно молчать и быть, когда это необходимо, пассивным собеседником;

- умение активно слушать, т. е. подчинить свой разговор раскрытию собеседника (задавать вопросы для снятия напряжения, старание понять не только смысл, но и чувствовать собеседника, резюмировать и подводить итог общения.);

- умение оценивать сложившуюся ситуацию общения.

Слушать собеседника предполагает необходимость учитывать следующие рекомендации:

1) Не уходите от ответственности за общение. Помните, что в общении участвуют как минимум два человека, которые попеременно говорят и слушают. Если вам не ясно, о чем говорит собеседник, дайте ему об этом знать: или уточняющими вопросами, или переформулировать сказанное с просьбой поправить вас.

2) Будьте физически внимательным, т. е. слушайте собеседника всем телом. Повернитесь лицом к говорящему. Поддерживайте с ним визуальный контакт. Убедитесь в том, что ваши поза и действия свидетельствуют о том, что вы внимательно слушаете. Определите удобное для обоих расстояние. Помните, что говорящий хочет общаться с мыслящим и чувствующим собеседником, а не с каменной стеной.

3) Сосредоточьтесь на том, что говорит собеседник. Помните, что любой человек может удерживать сконцентрированное внимание в пределе только нескольких минут.

4) Старайтесь понять не только смысл слов, но и чувствовать собеседника. Декодируйте эмоциональные оттенки сообщений. Наблюдайте за невербальными сигналами собеседника. (Проникайте в смысл его интонации, мимики, жестов, и поз. Следите за тем, как собеседник поддерживает в сами визуальный контакт. Следите за тоном голоса, скоростью речи и т. д.).

5) Придерживайтесь одобрительной установки по отношению к собеседнику. Чем больше собеседник чувствует одобрение, тем точнее он выразит то, что хочет сказать. Отрицательная установка вызывает излишнюю напряженность или, наоборот, неуверенность и вялость.

6) Старайтесь выразить понимание. Вчувствуйтесь в психодинамику речевого поведения собеседника, чтобы понять, что он переживает и что пытается сказать. Эмоциональное одобрение помогает собеседнику точнее понять сообщение.

7) Слушайте самого себя – это обеспечивает готовность слушать других. Если вы озабочены или раздражены и ведете внутренний диалог, вы не способны слышать, что говорят другие.

 

Слушая собеседника, никогда не делайте следующего:

1) Не притворяйтесь слушающим. Вас быстро разоблачат: отсутствие интересов проявляется в мимике и жестах. Притворство рассматривается собеседником как оскорбление. Гораздо лучше, откровенно признаться, что в данный момент вы не можете слушать, сославшись на недомогание, занятость и т. д.

2) Не перебивайте без надобности. Большинство людей перебивают друг друга неосознанно. (Руководители чаще перебивают подчиненных, мужчины – женщин.) Если вы кого-либо перебили, постарайтесь тут же восстановить ход мыслей собеседника.

3) Не делайте поспешных выводов. Проявившаяся субъективная оценка заставляет собеседника занять оборонительную позицию.

4) Не делайте поспешных возражений, если вы мысленно не соглашаетесь с каким-либо доводом (иначе вы тут же начнете формулировать возражение и перестанете слушать собеседника). Выслушайте оппонента до конца, а затем излагайте возражения.

5) Не задавайте собеседнику слишком много вопросов одновременно. Это сбивает собеседника, отнимает инициативу и вынуждает занять оборонительную позицию.

6) Не претендуйте на эмоциональную проницательность (Я прекрасно понимаю ваши чувства). Это снижает доверие к вам. Свидетельством внимания к собеседнику будут замечания «Вы чем-то разочарованы?», «Это очень неприятно».

7) Не давайте непрошеных советов. Такие советы обычно дают люди, неспособные оказать реальную помощь. Необходимо установить, что хочет собеседник: совместно поразмышлять или получить конкретную информацию.

Умение говорить предполагает точно формулировать свои мысли, излагать их доступным для собеседника языком, ориентироваться в сообщении на реакцию собеседника.

Типичные ошибки, связанные с ориентацией на себя, которые затрудняют передачу мысли собеседнику:

– не организуем свои мысли перед тем, как их высказать, а говорим спонтанно, надеясь, а точнее требуя, чтобы другие «поспели» за нами;

- из-за небрежности или неуверенности не выражаем свои мысли точно, поэтому они приобретают двусмысленность;

- говорим слишком длинно и хотим сказать слишком много в одной фразе, так что каждая последующая информация «забивает» предыдущую, и слушатель к концу уже не помнит, что было в начале;

- говорим, не обращая внимание на содержание высказывания собеседника;

- продолжаем говорить, даже не замечая, реагирует слушатель, или нет.

Высказывания без ориентации на собеседника носят форму монолога. Сумма потери информации при монологическом общении может достигнуть 50% и в некоторых случаях 80% от объема исходной информации. Монологичность в общении воспитывает людей с малоподвижной техникой общения, наиболее эффективной формой общения является диалог. Диалог предполагает свободное владение речью, чуткость к вербальным и невербальным сигналам, способность отличить искренние ответы от уклончивых.

Советы для совершенствования культуры общения:

- начинайте с похвалы и искреннего признания достоинства человека;

- обращая внимание людей на их ошибки, делайте это в косвенной форме;

- прежде чем критиковать другого, расскажите о своих собственных ошибках;

- задавайте вопросы, вместо того, чтобы отдавать приказания;

- дайте человеку возможность сохранить репутацию;

- хвалите человека за каждый даже самый скромный успех и будьте при этом искренни в своем признании и щедры на похвалы;

- создайте человеку доброе имя, чтобы он стал жить в соответствии с ним;

- пользуйтесь поощрением – сделайте так, чтобы недостаток, который вы хотите в человеке исправить, выглядел легкоисправимым, а дело, которым вы хотите его увлечь, легковыполнимым;

- делайте так, чтобы людям было приятно исполнить то, что вы хотите.

Достигнуть высокой культуры общения невозможно без совершенствования культуры речи, причем на всех уровнях: лексическом, грамматическом, фонетическом, а также без развития техники и приемов общения.

 

Контрольные вопросы

1. Дайте определение понятию «общение».

2. Назовите основные задачи общения и группы воздействия общения.

3. Охарактеризуйте вербальные средства общения.

4. Раскройте содержание невербальных средств общения.

5. Обозначьте основные пути развития общения.

 

 

Темы для рефератов

1. Отличие общения человека от общения животных.

2. Роль общения в психическом развитии человека.

3. Техника и приемы общения.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подготовка конкурентоспособных специалистов в соответствии с существующими и будущими потребностями личности, общества и государства – является основной целью высших учебных заведений.

Каждый выпускник ВУЗа, независимо от избранной профессии, стремится реализовать свой личностный потенциал для того, чтобы стать высококвалифицированным специалистом. Профессионализм не может возникнуть только на основе изучения избранной специальности. Для достижения высокого уровня профессиональной компетенции необходимы психологические знания с целью использования личностных резервов – способностей, мотивов, целей и так далее.

Учебное пособие подготовлено в соответствии с требованиями программы по дисциплине «Психология», которая является базовой частью гуманитарного, социального и экономического цикла государственного образовательного стандарта. Это учебное пособие поможет студентам-бакалаврам изучить основы психологии, познакомиться с проблемами, явлениями, понятиями, необходимыми для формирования общих представлений о психологии. Для закрепления теоретических знаний студентам – бакалаврам необходимо проработать Контрольные вопросы и самостоятельно подготовить рефераты по предложенным темам.

Изучение психологии призвано формировать представление о психической организации человека, о роли психологических знаний в жизни отдельно взятой личности, ее профессиональной деятельности. Сознательное отношение к проблемам, имеющим психологическую природу – необходимое условие формирования личности будущего специалиста, профессионала в своей области деятельности.

Автор не оставит без внимания все пожелания и критические замечания, так как рассматривает в качестве важнейшей задачи совершенствование учебного пособия.


СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ

Автономия – внутреннее чувство зависимости только от себя самого, способность в определенной степени управлять событиями, влияющими на собственную жизнь.

Авторитарный – характеристика человека как личности или его поведения в отношении других людей, подчеркивающие склонность пользоваться преимущественно недемократическими методами воздействия на них: давление, приказы, распоряжения.

Авторитет – 1. Общепризнанное значение влияние лица или организации в различных сферах жизни, основанное на знаниях, нравственных достоинствах; опыте. 2. Форма власти, опирающаяся на престиж и другие ценности членов данной группы.

Авторитетность – способность человека иметь определенный вес среди людей, пользоваться их признанием и уважением.

Агрессивность (враждебность) – поведение человека в отношении других людей, которое отличается стремлением причинить им неприятности, вред.

Агрессия – индивидуальное или групповое поведение, направленное на нанесение физического или психологического ущерба другому человеку или социальной группе.

Адаптация – приспособление к изменяющимся условиям.

Адекватный – соответствующий чему-либо (например, статусу человека в обществе, его возрасту и т. п.).

Активность – свойство всего живого. Активность личности проявляется в ее сознательных, избирательных действиях

Амбивалентность – одновременное переживание противоположных эмоций и чувств (радости и горя, смеха и печали).

Апатия – психическое состояние, вызванное утомлением, тяжелым переживанием или заболеванием, проявляющееся в потере интереса и безразличии к окружающему.

Ассоциация – соединение, связь психических явлений друг с другом.

Аутотренинг – комплекс специальных упражнений, основанных на самовнушении и используемых человеком для управления собственными психическим состоянием и поведением.

Аффект – психологическое состояние, в основе которого лежит сильное, бурное и относительно кратковременное, эмоциональное переживание, при котором происходит нарушение волевого контроля.

Барьер психологический – внутреннее препятствие психологической природы (нежелание, боязнь, неуверенность и т.п.), мешающее человеку успешно выполнять некоторые действия. Часто возникает в деловых и личных взаимоотношениях людей и препятствует установлению открытых и доверительных отношений между ними.

Бессознательное – характеристика психологических свойств, процессов и состояний человека, находящихся вне сферы его сознания, но оказывающих такое же влияние на его поведение, как и сознание.

Бихевиоризм – направление в психологии XX в., отрицающее сознание как предмет научного исследования и сводящее психику к различным формам поведения.

Валидность – понятие, обозначающее, что тест измеряет то, для чего он предназначен.

Вербальный – относящийся к звуковой человеческой речи.

Внимание – направленность и сосредоточенность сознания человека на определенных объектах при одновременном отвлечении от других. Различают: непроизвольное, произвольное, послепроизвольное внимание.

Внутренняя речь – особый вид беззвучной речевой деятельности человека, характеризующийся предельной свернутостью грамматической структуры и содержания. Является основным инструментом мышления.

Воля – свойство (процесс, состояние) человека, проявляющееся в его способности сознательно управлять своей психикой и поступками.

Воображение – форма психического отражения, состоящего в создании образов на основе ранее сформированных представлений.

Гендерный аспект – особенности психики человека, обусловленные его половой принадлежностью (мужчины и женщины к одной и той же проблеме подходят, как правило, по-разному).

Гениальность – высший уровень развития у человека каких-либо способностей, делающий его выдающейся личностью в соответствующей области или сфере деятельности.

Группа – совокупность людей, связанных между собой какой-либо общностью.

Гипотеза – предположение, проект решения задачи. Определенное предсказание о связи между двумя или более переменными, логически вытекающее из теории.

Групповые нормы – правила регуляции поведения членов группы, выработанные в результате совместной групповой деятельности и общения.

Действие – единица деятельности, произвольная, преднамеренная, опосредованная активность, направленная на достижение осознаваемой цели.

Депрессия – состояние душевного расстройства, подавленности, характеризующееся упадком сил и снижением активности.

Детерминизм – исходное положение о том, что все наше поведение обусловлено воздействием каких-то событий и не проявляется свободно.

Деятельность – активное взаимодействие с окружающей действительностью, в ходе которого живое существо выступает как субъект целенаправленно воздействующий на объект и удовлетворяющий т. о. свои потребности. Основным видом человеческой деятельности является труд. С трудом генетически связаны другие виды человеческой деятельности (игра, учение, общение и т. д.).

Диалогическая речь – вид речи, при которой в равной степени активны все ее участники.

Дистресс – отрицательное влияние стрессовой ситуации на деятельность человека, вплоть до ее разрушения.

Доминанта – временно господствующий в коре головного мозга очаг возбуждения.

Душа – термин в теории Юнга, обозначающий структуру личности (включая эго, личное бессознательное и коллективное бессознательное).

Естественное наблюдение – тщательное наблюдение за поведением в реальных условиях жизни, без прямого вмешательства исследователя.

Жест – движение рук человека, выражающее его внутреннее состояние или указывающее на какой-либо объект во внешнем мире.

Задатки – предпосылки к развитию способностей. Могут быть врожденными и приобретенными.

Запоминание – психическая деятельность, направленная на закрепление в памяти новой информации путем связывания ее с уже приобретенным ранее знанием.

Защитные механизмы – неосознанные реакции, защищающие индивидуум от таких неприятных эмоций, как тревога и чувство вины; эго-защитные тенденции, искажающие или скрывающие угрожающие импульсы от человека, с помощью которых человек как личность оберегает себя от психических травм.

Идентификация – установление сходства одного человека с другим, направленное на его вспоминание и собственное развитие идентифицируемого с ним лица, взгляд на вещи и события с его точки зрения.

Иерархия потребностей – расположение потребностей человека от низших к высшим в смысле их предпочтения или необходимости.

Избирательность – качество восприятия, определяемое направленностью или опытом личности

Изменчивость – исходное положение о том, что личность претерпевает непрерывные изменения на протяжении всей жизни индивида.

Импульсивность – характерологическая черта человека, проявляющаяся в его склонности к быстротечным, непродуманным действиям и поступкам.

Индивид – отдельно взятый человек как представитель биологического вида.

Индивидуальность – своеобразное сочетание индивидных (см. индивид) свойств человека, отличающее его от других людей.

Инертность – состояние поглощенности самим собой, при котором индивидуум заботится только об удовлетворении своих потребностей.

Инсайт (озарение, догадка) – неожиданное для самого человека внезапное нахождение решения какой-либо проблемы, над которой он долго и настойчиво думал.

Инстинкт – врожденная, малоизменяемая форма поведения, обеспечивающая приспособление организма к типичным условиям его жизни.

Интеллект – совокупность умственных способностей человека.

Интерес – направленность субъекта на значимые для него объекты, связанная с удовлетворением потребностей индивида.

Интерорецепторы – рецепторы, расположенные на внутренних органах и воспринимающие те или иные сдвиги во внутренней среде организма.

Интроверсия – поглощенность собственными проблемами и переживаниями, сопровождаемая ослаблением внимания к тому, что происходит вокруг.

Интуиция – способность быстро находить верное решение задачи и ориентироваться в сложных жизненных ситуациях, а также предвидеть ход событий.

Катарсис – очищение, эмоциональная разрядка (как правило, через слезы).

Катексис – направленность психической энергии на объект, идею или поведение.

Кинесика – совокупность телодвижений: жестов, мимики, пантомимики (движений тела).

Клаустрофобия – боязнь ограниченных пространств.

Климат социально-психологический – общая социально-психологическая характеристика состояния малой группы, в особенности человеческих взаимоотношений, сложившихся в ней.

Коммуникации (в психологии) – контакты, общение, обмен информацией и взаимодействия людей друг с другом.

Компенсация – способность человека избавляться от переживаний по поводу собственных недостатков за счет усиленной работы над собой и развития других позитивных качеств.

Компромисс – стратегия поведения субъектов в конфликте, ориентированная на определенные взаимные уступки.

Константность восприятия (по С.Л.Рубинштейну) выражается в относительном постоянстве величины, формы цвета предметов при изменяющихся в известных пределах условиях их восприятия.

Контрольная группа – группа субъектов, не подвергающихся никакому экспериментальному воздействию, но сравниваемая с экспериментальной группой.

Конфликт – отношения между субъектами социального взаимодействия, характеризующиеся их противоборством на основе противоположно направленных мотивов или суждений.

Конформизм – 1) приспособленчество, пассивное принятие чужой точки зрения 2) внутреннее или внешнее согласие с группой или коллективом 3) некритическое принятие человеком чужого неправильного мнения, сопровождаемое неискренним отказом от собственного мнения, в правильности которого человек внутренне не сомневается.

Концепция – система взглядов, способов понимания каких либо явлений, процессов; основополагающая идея каких-либо теорий.

Креативность – характеристика полноценно функционирующего человека, способность продуцировать уникальные идеи, результаты, способы решения проблем.

Кризис – состояние душевного расстройства, вызванное длительной неудовлетворенностью человека собой и своими взаимоотношениями с окружающим миром.

Лидер – член группы, оказывающий существенное влияние на сознание и поведение остальных членов группы в силу своего личного авторитета (неформальный лидер) или занимаемой должности (формальный лидер). Лидерство – способ воздействия на группу, основанный на личном авторитете, признании личности лидера.

Личность – человеческий индивид как субъект межличностных и социальных отношений и сознательной деятельности.

Локус контроля – термин, используемый Роттером, относящийся к тому, верят ли люди, что подкрепления зависят от их собственного поведения или контролируются силами извне.

Лонгитюдный метод – многократное обследование одних и тех же лиц на протяжении длительного времени.

Малая группа – небольшая по численности совокупность людей, включающая от 2–3 до 20–30 чел., занятых общим делом и имеющих прямые личные контакты друг с другом.

Междисциплинарный подход – подход к личности, подчеркивающий важность взаимодействия различных отраслей науки, то есть вклада, который могут сделать социологи, антропологи, этологи и другие ученые в понимание поведения человека.

Метод наблюдения – изучение явлений на основе анализа их внешнего проявления в естественных условиях.

Метод независимых характеристик – изучение психолого-педагогических явлений на основе анализа их оценки другими объектами и субъектами педагогического процесса. Если в их число входят специалисты в данной области, то метод получает название метода экспертных оценок.

Метод эксперимента – изучение явлений на основе анализа их внешнего проявления в специально созданных условиях, в которых изучаемое явление обязательно должно проявиться.

Методология – совокупность наиболее общих принципов, положений и методов, составляющих основу для данной науки.

Мимика – совокупность движений частей лица человека, выражающих его состояние или отношение к тому, что он воспринимает, представляет, обдумывает, припоминает и т.п.

Модальность – характеристика ощущения, воспринимаемого анализаторами слуха, зрения, и т. п.

Мотив – (от латинского movere – приводить в движение, толкать), побуждения к деятельности, связанное с удовлетворением потребностей человека, совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность человека и определяющих ее направленность.

Мотивация – 1) осмысление индивидом ситуации, выбор и оценка различных моделей поведения, их предполагаемых результатов; 2) относительно стабильная система мотивов, определяющая поведение данного субъекта.

Мотивы роста – потребности высшего уровня (метапотребности), связанные с врожденным побуждением актуализировать свой потенциал. Мотивы роста возникают только в том случае, если основные потребности удовлетворены. Они увеличивают радость жизни. Также известны как бытийные, или Б-мотивы.

Наблюдательность – свойство личности, проявляющееся как способность замечать в воспринимаемом малоизвестные, но существенные детали.

Надежда – психосоциальное качество, сопряженное с чувством базисного доверия, служащее фундаментом для осознания смысла своего существования.

Надежность – измерение постоянства (стабильности) теста (или другого метода оценки). Постоянство оценок при повторном тестировании одной и той же группы людей называется ретестовой надежностью. Постоянство оценок по пунктам теста называется внутренней согласованностью.

Направленность – совокупность устойчивых мотивов ориентирующих поведение и деятельность личности относительно независимо от конкретных условий.

Напряженность – состояние повышенного физического или психологического возбуждения, сопровождаемое неприятными внутренними чувствами и требующее разрядки.

Настроение – эмоциональное состояние человека, связанное со слабо выраженными положительными или отрицательными эмоциями и существующее в течение длительного времени.

Нравственность (мораль) – социальный институт, система норм, санкции, оценок предписаний, образов поведения, выполняющих функций контроля и регулирования социальных отношений в той или иной социальной группе, обществе.

Нравственные чувства – переживания человека в его отношениях к другим и к обществу.

Общение – взаимодействие индивидов или социальных групп состоящее в непосредственном обмене деятельностью, информацией, удовлетворяющее потребности человека в контактах с другими людьми, природой, животными и т. д.

Объективность – исходное положение о том, что поведение человека является, главным образом, результатом действия внешних, поддающихся измерению факторов.

Одномерные тесты – тесты самоотчета, измеряющие определенную черту личности испытуемого (например, стремление к успеху).

Опросник личностной ориентации – личностный опросник самоотчета, разработанный для измерения степени самоактуализации индивида.

Открытость переживанию – способность человека переживать то, что происходит внутри него, без чувства угрозы; противоположное понятие – защита.

Отрицание – защитный механизм, посредством которого человек защищает себя от неприятных аспектов действительности, отрицая их существование.

Пантомимика – внешнее выражение психических состояний, проявляющееся в выразительных движениях тела

Переживание – ощущение, сопровождаемое эмоциями

Поведение – процесс взаимодействия живых существ с окружающей средой, связанный с их внешней (двигательной) и внутренней (психической) активностью. Поведение различают на биологическом, психологическом и социальном уровне

Подражание – сознательное или бессознательное поведение человека, направленное на воспроизведение поступков и действий других людей.

Поступок – сознательно совершенное человеком и управляемое волей действие

Потребность – нужда в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности организма, человеческой личности, соц. группы, общества в целом

Проблемная ситуация – ситуация, в которой возникают задачи, связанные с интеллектуальной деятельностью.

Продуктивный тип характера (в теории Фромма) – целостный, любящий и творческий индивидуум. Представляет собой идеальную конечную цель в развитии человечества

Проксемика – наука, изучающая нормы пространственно-временной организации общения

Просодика – общее название таких ритмико-интонационных параметров, как высота, громкость, тембр голоса, сила ударения.

Психика – свойство высокоорганизованной материи, являющееся особой формой отражения субъектом объективной реальности. Духовная организация человека, совокупность его душевных качеств.

Психические процессы – процессы, происходящие в голове человека и отражающиеся в динамически изменяющихся психических явлениях: ощущениях, восприятии, воображении, памяти, мышлении, речи и др.

Психологическая совместимость людей – способность людей находить взаимопонимание, налаживать деловые и личные контакты, сотрудничать друг с другом.

Психология – наука закономерностей возникновения, развития и функционирования психики, психопроцессах и свойствах, являющихся компонентами деятельности, общения, поведения людей и животных.

Развитие – необратимое направленное закономерное изменение объектов, в результате которого возникает их новое качественное состояние.

Реактивность – исходное положение о том, что действительные причины поведения человека являются исключительно внешними по отношению к нему и что его поведение представляет собой просто серию ответов на внешние стимулы.

Реалистическая тревога – эмоциональный ответ, вызванный угрозой или восприятием реальных опасностей во внешнем окружении.

Релаксация – расслабление.

Референтная группа – общность людей, в которой человек формирует свои идеалы, убеждения, установки, с мнением которой он считается, се оценками дорожит.

Рефлекс – автоматическая ответная реакция организма на действие какого-либо внутреннего или внешнего раздражителя.

Рефлексия – способность сознания человека сосредоточиться на самом себе; размышление, полное сомнений, противоречий; анализ собственного психического состояния; способность посмотреть на себя со стороны, осмысление человеком социальных реалий.

Рецепторы – специализированные нервные окончания, преобразующие раздражение в нервное возбуждение.

Решительность – готовность перейти к практическим действиям, сформировавшееся намерение совершить определенный поступок.

Ригидность – отсутствие гибкости в поведении, трудности в перестройке восприятия и представлений в изменившейся обстановке.

Самоактуализация – процесс, постулированный Маслоу, включает в себя здоровое развитие способностей людей, чтобы они могли стать тем, кем могут стать, а значит – жить осмысленно и совершенно.

Самообладание – способность человека сохранять внутреннее спокойствие, действовать разумно и взвешенно в сложных жизненных ситуациях.

Самоопределение личности – самостоятельный выбор человеком своего жизненного пути, целей, ценностей, нравственных норм, будущей профессии и условий жизни.

Самооценка – оценка человеком собственных качеств, достоинств и недостатков.

Самосознание – осознание человеком самого себя, своих собственных качеств.

Симпатия – чувство эмоциональной предрасположенности к человеку, повышенный интерес и влечение к нему.

Сознание – 1) высшая, свойственная только человеку и связанная с речью форма обобщенного и целенаправленного отражения действительности. Мысли и чувства, которые индивидуум осознает в любой данный момент. 2) способность мыслить, рассуждать, свойство высшей нервной деятельности человека. 3) состояние человека в здравом уме, твердой памяти, способность отдавать себе отчет в своих поступках, чувствах.

Сопереживание – испытание человеком тех же самых чувств и эмоций, которые характерны для находящихся рядом с ним людей.

Социализация личности – процесс становления личности, усвоение индивидом ценностей, норм, установок, образов поведения, присущих данному обществу, социальной группе, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена этого общества.

Способности – индивидуальные особенности людей, от которых зависят приобретение ими знаний, умений и навыков, а также успешность выполнения различных видов деятельности.

Стресс – состояние длительного и сильного психологического напряжения, связанного с эмоциональной перегрузкой.

Структура личности (в теории личности) – совокупность наиболее стабильных и неизменных свойств, проявляемых индивидуумами в разное время и в различных ситуациях.

Субъективность – исходное положение о том, что каждый человек живет в максимально личном, субъективном мире переживаний, и этот мир оказывает главное влияние на его поведение.

Такесика – контакт общающихся людей, осуществляемый с помощью прикосновения.

Темперамент – динамическая характеристика психических процессов и поведения человека, проявляющаяся в их скорости, изменчивости, интенсивности и других характеристиках.

Теории личности – различные системы внутренне согласованных концепций, созданные исследователями для объяснения многообразия и сложности целостного индивидуума, функционирующего в реальном мире.

Тест – стандартизированная психологическая методика, предназначенная для сравнительной количественной оценки у человека изучаемого психического качества.

Толерантность – терпимость к чужому образу жизни, мнению, поведению, ценностям и т. д.

Тревожность – свойство человека приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях.

Убеждение – твердая уверенность в чем-либо, основанная на определенной идее, мировоззрении. Процесс передачи моральных представлений индивиду или представителям групп путем разъяснения, пропаганды, агитации.

Уровень притязаний – максимальный успех, которого рассчитывает добиться человек в том или ином виде деятельности.

Установка – готовность, предрасположенность субъекта к определенной ситуации, определенному поведению и/или действию.

Утомление – состояние усталости, сопровождаемое пониженной работоспособностью.

Фрустрация – психологическое состояние, вызванное объективно не преодолимыми (или субъективно так воспринимаемыми) трудностями на пути к решению значимых для человека задач.

Характер – совокупность свойств личности, определяющих типичные способы ее реагирования на жизненные обстоятельства.

Цель – психосоциальное качество, вытекающее из чувства инициативы, благодаря которому у человека постепенно возрастает способность к целенаправленному поведению.

Ценностные ориентации – система отношений личности к социальным и нравственным нормам общества; то, что человек особенно ценит в жизни, чему он придает особый, позитивный жизненный смысл.

Черта личности – стабильная предрасположенность вести себя определенным образом, что выражается в поведении человека в различных социальных условиях (например, ненапряженное и консервативное поведение).

Честолюбие – стремление человека к успехам, рассчитанное на повышение его авторитета и признание со стороны окружающих.

Чувствительность – способность организма запоминать и реагировать на воздействие среды, не имеющая непосредственного биологического значения, но вызывающая психологическую реакцию в форме ощущений.

Чувство – психический процесс, который заключается в переживании в различной форме; высшая, культурно обусловленная эмоция человека, связанная с некоторым социальным объектом.

Эгоцентризм – сосредоточенность сознания и внимания человека исключительно на самом себе, сопровождающаяся игнорированием того, что происходит вокруг.

Эйфория – состояние чрезмерной веселости, обычно не вызванное какими-либо объективными обстоятельствами.

Эксперимент – научно поставленный опыт, наблюдение исследуемого явления в точно учитываемых условиях, позволяющих следить за ходом этого явления и воспроизводить его при повторении этих условий.

Экспериментальная группа – применительно к эксперименту субъекты, по отношению к которым осуществляется некоторое специальное воздействие посредством введения независимой переменной.

Экстраверсия – базисная эго-ориентация, предложенная Юнгом для объяснения стиля связей человека с внешним миром.

Эмоции – элементарные переживания, возникающие у человека под влиянием общего состояния организма и процесса удовлетворения актуальных потребностей.

Эмоциональность – характеристика личности, проявляющаяся в частоте возникновения разнообразных эмоций и чувств.

Эмпатия – способность человека к сопереживанию и сочувствию другим людям, к пониманию их внутренних состояний.

 



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абрамова С. Г. Психология индивидуальности / С. Г. Абрамова. – М.: Спутник+, 2011. – 185 с.

2. Авсенев, П.С. Из записок по психологии: монография. — СПб. : Лань, 2013. — 262 с.

3. Агафонов А. Ю. По обе стороны сознания (экспериментальные исследования по когнитивной психологии) / А.Ю. Агафонов. – М.: Бахрах-м, 2012. – 192 с.

4. Альфред А. Наука о характерах: понять природу человека / А. Альфред – М.: Академический проект, 2014. –

243 с.

5. Альфред А. Практика и теория индивидуальной психологии / А. Альфред – М.: Академический проект, 2015. – 240 с.

6. Анастази А. Психологическое тестирование. – Кн.2. – М., 1982. (Природа интеллекта: 308–316).

7. Баданина, Л.П. Основы общей психологии: учебное пособие — М. : ФЛИНТА, 2012. — 448 с.

8. Базаркина И. Н. Психология личности / И. Н. Базаркина [и др.]. – М.: Человек, 2014. – 174 с.

9. Барсукова О. В. Психология личности(определения, схемы, таблицы) / О. В. Барсукова [и др.]. – СПб.: Феникс, 2015. – 111 с.

10. Батлер-Боудон Т. 50 великих книг по психологии / Т. Батлер-Боудон. – М.: Эксмо-пресс, 2014. – 864 с.

11. Бекоева Д. Д. Практическая психология Учеб. пособие: Рекомендовано УМО / Д. Д. Бекоева. – М.: Академия, 2014. – 192 c.

12. Белоусова А. К. Общая психология (100 экзаменационных ответов) / А. К. Белоусова [и др.]. – СПб.: Феникс, 2015. – 279 с.

13. Бенсон Н. Психология (графический путеводитель) / Н. Бенсон. – СПб.: «Феникс», 2012. – 176 с.

14. Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения. – Т.2. – М., 1979.(Память и мышление: 118–341)

15. Большакова Л. Психология для всех (как подобрать «ключик» к любому человеку?) / Л. Большакова. – М.: «АСТ», 2014. – 320 с.

16. Бородянский М. Психология ваших «отверстий» (система психологических векторов: о чем не сказал 3.Фрейд) / М. Бородянский. – М.: Ломоносов, 2013. – 256 с.

17. Бреслав Г. М. Основы психологического исследования Учеб. пособие: Рекомендовано УМО / Г. М. Бреслав. – М.: Академия, 2014. – 496 c.

18. Вундт В. М. Очерк психологии / В. М. Вундт. – М.: «Книговек», 2015. – 464 с.

19. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. — Т. I. — М., 1982. (Сознание как проблема психологии поведения: 78–98. Пси­хика, сознание и бессознательное: 132–148.)

20. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. — Т. 3. — М., 1983. (Проблемы развития высших психических функций: 6–164.)

21. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. — Т. 2. — М., 1982. (Воображение и его развитие в детском возрасте: 436–454)

22. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. — Т. 3. — М., 1983. (Развитие речи и мышления: 254–273)

23. Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию: курс лекций / Ю. Б. Гиппенрейтер. – М.: Аст, 2015. – 352 с.

24. Госковец И. Прикладная психология в повседневной жизни /И. Госковец. – М.: Гуманитарный центр, 2012. – 124 с.

25. Григорьев Д.А. Психология: учебное пособие / Д. А. Григорьев—М.: Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Минюста России), 2015.— 52 c.

26. Гуревич П. С. Психология: конспект лекций (учебное пособие) / П. С. Гуревич. – М.: Кнорус, 2015. – 208 с.

27. Гуревич П. С. Психология личности: учебное пособие / П. С. Гуревич — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015.— 566 c.

28. Гусева Т. И. Психология личности: учебное пособие / Гусева Т.И., Катарьян Т.В.— Саратов: Научная книга, 2012.— 160 c.

29. Давыдов В. В. Проблемы развивающею обучения. — М., 1986. (Деятельность, психика и сознание: 21–37.)

30. Дереча В. А. Теории личности: учебное пособие / В.А. Дереча — Оренбург: Оренбургская государственная медицинская академия, 2013.— 120 c.

31. Джеймс У. Психология / У. Джеймс. – М.: «Академический проект», 2011. – 318 с.

32. Дубов И. Г. Социально-психологические аспекты активности / И. Г. Дубов. – М.: Нестор-история, 2012. – 536 с.

33. Жукова Г. А. Психология: учебное пособие / Г. А. Жукова, И. И. Нахимович. — СПб. : ИЭО САУ (Институт электронного обучения Санкт-Петербургского академического университета), 2010. — 466 с.

34. Залевский Г. В. Избранные труды. Том 1: . — Томск : ТГУ (Национальный исследовательский Томский государственный университет), 2013. — 263 с.

35. Запорожец А.В. Избранные психологические труды: В 2 т. Т. II. — М., 1986. (Развитие произвольных движений: 5–233. Роль речи в формировании и осуществлении произвольных движений: 146–188. Установка и ее роль в регуляции движений: 189–227.)

36. Зинченко П. И. Непроизвольное зацоминание. — М., 1961. (Непроизвольное запоминание и деятельность: 141—221.)

37. Зинченко П. И. Общая психология. — М., 1986. (Деятельность: 93–130.)

38. Зинченко П. И. Познавательная активность в системе процессов памяти. — М., 1989. (Деятельностный подход к памяти: 7–10.)

39. Ильин Е. П. Психология общения и межличностных отношений / Е. П. Ильин. – СПб.: Питер, 2015 – 592 с.

40. Калина Н. Ф. Психология личности / Н. Ф. Калина. – М.: Академический проект, 2015 – 214 с.

41. Караванова Л. Ж. Психология (учебное пособие для бакалавров) / Л. Ж. Караванова— М.: Дашков и К, 2015.— 264 c.

42. Кедров И. А. Курс психологии: монография / И. А. Кедров. — СПб. : Лань, 2013. — 328 с.

43. Клочко В.Е. Самоорганизация в психологических системах: проблемы становления ментального пространства личности (введение в трансспективный анализ): монография. — Томск : ТГУ (Национальный исследовательский Томский государственный университет), 2005. — 174 с.

44. Леонтьев А. Н. Лекции по общей психологии Учебник: Рекомендовано Минобразованием России 5-е изд. / А. Н. Леонтьев. – М.: Академия, 2014. – 512 c.

45. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. — Т. I. — М., 1983. (Возникновение и развитие сознания человека: 222–279.)

46. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. — Т. II. — М., 1983. (О механизме чувственного отражения: 6—30.) Общая психология. — М., 1986. (Развитие психики и созна­ния: 63—91.)

47. Личность и межличностные отношения в группах и коллективах. Учебное пособие. / Л.И. Красноплахтова - Краснодар: КубГАУ, 2015 г. – 92 с.

48. Лурия А. Р. Язык и мышление. – М., 1979.(Развитие пон6ятий и методы их исследования: 67–90.Внутренняя речь и ее мозговаая организация: 135–146.Язык и дискурсивное мышление. Операция вывода: 251–264)

49. Магера Т. Н. Психология: учебное пособие / Т. Н. Магера— М.: Московский государственный строительный университет, Ай Пи Эр Медиа, ЭБС АСВ, 2015.— 470 c.

50. Маклаков А. Г. Общая психология (учебник для вузов) / А. Г. Маклаков. – СПб.: «Питер», 2013. – 583 с.

51. Макогон И. К. Психология (краткий курс) / И. К. Макогон. – М.: Проспект, 2015. – 112 с.

52. Марцинковская Т. Д. Общая психология Учеб. пособие: Рекомендовано УМО / Т. Д. Марцинковская. – М.: «Академия», 2014. – 384 c.

53. Мерлин В.С. Структура личности: характер, способности, са­мосознание. Учебное пособие к спецкурсу. — Пермь, 1990. (Са­мосознание: 81–108)

54. Методология и методы психологического исследования / Б. С. Волков [и др.]. – М.: Кнорус, 2014. – 344 с.

55. Мягченкова М. А. Психология за 20 мин (учебное пособие) / М. А. Мягченкова. М.: «Проспект», 2014. – 64 с.

56. Немов Р.С. Психология в 3 кн. Кн.1.: Общие основы психологии / Р.С. Немов. – М.: Владос, 2006 – 687 с.

57. Общая психология: учебное пособие/ А.Н. Леонтьева [и др.].— М.: Евразийский открытый институт, 2011.— 256 c.

58. Общая психология: хрестоматия/ А.В. Иващенко [и др.].— Оренбург: Оренбургский государственный университет, ЭБС АСВ, 2015.— 102 c.

59. Общая психология / Д. А. Донцов [и др.]. – М.: Человек, 2012. – 352 с.

60. Общая и экспериментальная психология Учебник: Рекомендовано ФГБОУ ВПО «МПГУ» / Т. Д. Марцинковская [и др.]. – М.: Академия, 2013. – 352 с.

61. Остренкова М. Е. Психология (руководство к практическим занятиям) / М. Е. Остренкова. – М.: ГЭОТВАР-медиа, 2015. – 150 с.

62. Панферов В. Н. Психология (учебное пособие) / В. Н. Панферов. – СПб.; Питер, 2013. – 480 с.

63. Пахальян В.Э. Практическая психология / В.Э. Пахальян— Саратов: Вузовское образование, 2015.— 198 c.

64. Психология человека и общества (научно-практические исследования) / Ю. И. Александров [и др.]. – М.: Изд-во ин-та психологии РАН, 2014. – 332 с.

65. Психология взаимопонимания: взаимность и диалог / Д. Ваймер [и др.]. – М.: Гуманитарный центр, 2013. – 240 с.

66. Психология: основные отрасли (учебное пособие) / И. Г. Малкина-Пых [и др.]. – М.: Человек, 2014. – 324 с.

67.  Психология Учебник: Рекомендовано Минобразованием России 9-e изд. / А. В. Петровский [и др.]. – М.: «Академия», 2014. – 512 c. (Классическая учебная книга)

68. Психология Учеб. пособие: Рекомендовано УМО / С. В. Феоктистова [и др.]. – М.: Академия, 2014. – 240 c.

69. Психология (учебник) / В. П. Ступницкий [и др.]. – М.: Дашков и К, 2014 – 518 c.

70. Психология (учебник /Под ред. А. А. Крылова М.: Проспект, 2001 – 584 с.

71. Психология: практикум / З.М. Ахметгалеева .— Кемерово : КемГУКИ, 2015.— Библиогр.: с.105-108

72. Психология личности (хрестоматия в 2 томах).Под ред. Райгородского Д. Я. М.: Бахрах-м, 2013. – 1056 с.

73. Романов К. М. Психологическая культура личности: учебное пособие / К. М. Романов — М.: Когито-Центр, 2015.— 320 c.

74. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн СПб.: Питер, 2007 – 738 с.

75. Слободчиков В.И. Психология человека. Введение в психологию субъективности / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев — М.: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, 2013.— 360 c.

76. Спенсер Г. Основания психологии Герберта Спенсера Том 1-й: монография.— СПб. : Лань, 2014. — 502 с.

77. Спенсер Г. Основания психологии Герберта Спенсера. Том 2-й: монография. — СПб. : Лань, 2014. — 405 с.

78. Столин В. В. Самосознание личности. — М., 1983. (Самосоз­нание как психологическое явление: 6–123)

79. Столяренко Л. Д. Психология (учебник для вузов) / Л. Д. Столяренко. – СПб.: Лидер, 2004 – 592 с.

80. Столяренко Л. Д. Основы психологии /  Л. Д. Столяренко. – Ростов н/Д: Феникс 1997 – 736 с.

81. Теоретическая психология Учеб. пособие: Рекомендовано УМО / А. В. Петровский [и др.]. – М.: «Академия», 2014. – 496 c.

82. Шпаргалки. Общая психология / И. Ш. Резепов [и др.]. – СПб.: Феникс, 2015. – 60 с.

83. Утлик Э. П. Психология личности Учеб. пособие / Э. П. Утлик. – М.: Академия, 2014. – 304 c.

84. Хозиев В. Б. Практикум по общей психологии Учеб. пособие: Рекомендовано УМО 5-е изд. / В. Б. Хозиев. – М.: «Академия», 2014. – 272 c.

85. Челпанов Г. И. Психология. Основной курс, читанный в Московском университете в 1908-1909 акад. гг. : монография. — СПб. : Лань, 2013. — 279 с.

86. Штейнмец А. Э. Общая психология (Бакалавриат).Учеб. пособие: 3-е изд., перераб. / А. Э. Штейнмец. – М.: «Академия», 2014. – 288 c.

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Глава 1. ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ... 5

1.1 Возникновение и развитие психологии как науки. 5

1.2 Предмет и объект психологии. 8

1.3 Основные категории психологии. 12

1.4 Задачи и отрасли психологии. 20

Глава 2. ЧУВСТВЕННОЕ ПОЗНАНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ

ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ.. 23

2.1 Ощущение как процесс чувственного познания. 23

2.2 Классификация ощущений. 25

2.3 Основные закономерности ощущений. 30

2.4 Восприятие как процесс чувственного познания. 31

2.5 Основные свойства восприятия. 34

2.6 Восприятие пространства, движения и времени. 37

2.7 Внимание как психический процесс и состояние. 39

человека. 39

2.8 Свойства внимания. 41

2.9 Представление как итог чувственного познания. 42

Глава 3. РАЦИОНАЛЬНОЕ ПОЗНАНИЕ

ОКРУЖАЮЩЕЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ.. 47

3.1 Память как процесс рационального познания. 47

3.2 Классификация видов памяти. 48

3.3 Процессы памяти. 50

3.4 Мышление как психический процесс, высшая. 52

ступень познания. 52

3.5 Основные мыслительные операции. 54

3.6 Виды мышления. 56

3.7 Формы мышления. 59

Глава 4. ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ.. 62

4.1 Общее представление о личности в психологии. 62

4.2 Периодизация развития личности. 65

4.3 Психологическая структура личности. 70

4.4 Социализация личности. 72

Глава 5. АКТИВНОСТЬ ЛИЧНОСТИ. ПОТРЕБНОСТИ

МОТИВЫ... 75

5.1 Потребность – источник активности личности. 75

5.2 Виды потребностей. 77

5.3 Мотивация как проявление потребностей личности. 79

Глава 6. ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВАЯ СФЕРА

ЛИЧНОСТИ.. 83

6.1 Определение эмоций и чувств. 83

6.2 Общее представление о воле. 86

6.3 Структура волевого действия. 88

Глава 7. СПОСОБНОСТИ КАК ПРОЯВЛЕНИЕ

ИНДИВИДУАЛЬНОГО В ПСИХИКЕ.. 92

7.1 Общее представление о способностях. 92

7.2 Задатки как природные предпосылки. 95

способностей личности. 95

7.3 Классификация способностей. 97

Глава 8. ХАРАКТЕР КАК СОВОКУПНОСТЬ

УСТОЙЧИВЫХ ЧЕРТ ЧЕЛОВЕКА.. 102

8.1 Понятие характера. 102

8.2 Структура характера и симптомокомплексы его. 105

свойств. 105

8.3 Формирование характера. 108

Глава 9. ТЕМПЕРАМЕНТ – БИОЛОГИЧЕСКИЙ

ФУНДАМЕНТ ЛИЧНОСТИ.. 113

9.1 Общее понятие о темпераменте. 113

9.2 Основные свойства, определяющие. 116

психологическую характеристику типов. 116

темперамента. 116

9.3 Психологическая характеристика типов. 117

темперамента и ее учет в деятельности. 117

Глава 10. МАЛАЯ ГРУППА И КОЛЛЕКТИВ

МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ.. 122

10.1 Малая группа, ее основные характеристики. 122

10.2 Коллектив как малая группа высшего уровня. 125

развития. 125

10.3 Межличностные отношения в группах. 128

и коллективах. 128

Глава 11. ОБЩЕНИЕ В ПСИХИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ

ЧЕЛОВЕКА.. 132

11.1 Общение как социально-психологическое явление. 132

11.2 Вербальные средства общения. 136

11.3 Невербальные средства общения. 138

11.4 Совершенствование культуры общения. 144

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 150

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ... 167

 

 

Учебное издание

 

Красноплахтова Людмила Ивановна

ПСИХОЛОГИЯ

 

Учебное пособие

 

В авторской редакции

 

Подписано в печать 1507.2016. Формат 60×84 1/16

Усл. печ. л. – 10,2 Уч.–изд. л. – 8,0

Тираж 75 экз. Заказ №

 

Типография Кубанского государственного аграрного университета имени И.Т. Трубилина.

350044, г. Краснодар, ул. Калинина, 13

Дата: 2018-11-18, просмотров: 211.