Общение как социально-психологическое явление
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Общение является необходимым условием жизнедеятельности человека и представляет собой специфический способ существования, несет в себе воплощение принципов нравственности и толерантности. В современной науке существует более ста определений понятия «общение», среди которых следующие:

- общение – сторона предметной деятельности индивида;

- общение – один из видов социальных деятельностей личности;

- общение и деятельность – две стороны общественного бытия человека, представляющих одно целое;

- общение – совокупность различных видов психологических контактов между людьми;

- общение – есть сторона совместной деятельности, в которой происходит обмен информацией и действиями в целях понять собеседника;

- общение – взаимодействие двух или нескольких людей с целью налаживания отношений и достижения общего результата;

Общение – сложный, многоплановый процесс установления контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания другого человека.

Коммуникативная сторона общения заключается в обмене информацией, значимой для участников общения (мнениями, настроениями, желаниями и т. д.). Содержание конкретной коммуникации может быть различным: обсуждение новостей, спор о политике, сообщение о погоде, решение деловых вопросов с партнерами. Коммуникативная сторона общения связана с выявлением специфики информационного процесса между людьми как активными субъектами. При этом необходимо учитывать отношения между партнерами, их установки, цели, намерения. Коммуникация должна быть эффективной, способствовать достижению целей участников общения.

Интерактивная сторона общения заключается в организации взаимодействия между людьми и представляет собой построение общей стратегии взаимодействия. Общение как взаимодействие зачастую рассматривают с позиции ориентации на контроль и ориентации на понимание. Ориентация на контроль предполагает стремление контролировать, управлять ситуацией и поведением других, которые обычно сочетаются с желанием доминировать во взаимодействии. Ориентация на понимание включает в себя стремление понять ситуацию и поведение других. Она связана с желанием продуктивнее взаимодействовать и избегать конфликтов, с представлениями о равенстве партнеров в общении, а также с необходимостью достижения взаимной удовлетворенности.

Перцептивная сторона общения обозначает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установление на этой почве взаимоотношения. Основными механизмами познания другого человека являются идентификация (уподобление) и рефлексия (осознание того, каким субъектом познания являются другие люди).

Единство трех сторон общения является важным условием оптимизации совместной деятельности, общения людей и их отношений.

Основные задачи общения:

- информативная задача (передача информации партнерами, лучше взаимообмен информацией);

- задача построения взаимоотношений;

- задача раскрытия резервов участников общения, осознание условий решения каждым участником общения своих проблем;

- задача взаиморегуляции;

- задача удовлетворенности общением каждым партнером, появление чувства положительного опыта и тона.

К основным параметрам общения относятся: стиль, тон, техника и такт.

Под стилем общения понимают определенную систему способов психологическо-эмоционального взаимодействия между людьми, которая характеризуется параметрами экспрессивной направленности (общительность, властность, гибкость) и элементами коммуникативного действия (просьба, угроза, распоряжение). Различают следующие виды стилей общения:

- прагматический стиль общения, направленный на достижение практического результата;

- подавляющий стиль общения, имеющий специфику властного принуждения;

- педантичный стиль общения, предполагающий детализированный контроль исполнения просьб, указаний;

- дистантный, подчеркивающий соблюдение субординации в отношениях;

- мягкий, отличающийся гуманизацией отношений;

- понимающий, направленный на чуткое отношение к позиции собеседника.

По тональности общение бывает сердечным, уступчивым, агрессивным, наглым и т. д. Тональность, техника и такт общения порождаются психическими особенностями собеседников, которые приводят либо к соперничеству, либо к сотрудничеству.

Группы воздействия общения:

1) организующие воздействие (инструктирование, совет, предупреждение, распоряжение, наставление и т. д.);

2) оценивание воздействия (похвала, нотация, насмешка, осуждение и т. д.);

3) дисциплинирующее воздействие (повышение интонации, замечание и т. д.).

В процессе общения выделяются следующие этапы:

- потребность в общении (необходимо сообщить или узнать информацию, повлиять на собеседника и т. д.) побуждает партнеров постоянно вступать в контакт;

- ориентировка в целях общения в ситуации общения;

- ориентировка в личности собеседника;

- планирование содержания своего общения: собеседник представляет себе (обычно бессознательно), что именно скажет;

- выбор собеседником бессознательно (иногда сознательно) конкретного средства, речевую фразу, которыми будет пользоваться, принятие решения, как говорить, как себя вести;

- восприятие и оценка ответной реакции собеседника, контроль эффективности общения на основе установления обратной связи;

- корректировка направления, стиля, методов общения.

Общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики, ее развитии и становлении разумного, культурного поведения. Через общение с психологически развитыми людьми, благодаря широким возможностям к научению, человек приобретает все свои высшие познавательные способности и качества. Через активное общение с развитыми личностями он сам превращается в личность.

Если бы с рождения человек был лишен возможности общаться с людьми, он никогда не стал бы цивилизованным, культурным и нравственно развитым гражданином, был бы до конца жизни обречен оставаться полуживотным, лишь внешне, анатомо-физиологически напоминающим человека.

Общение составляет внутренний механизм совместной деятельности людей. Возрастание роли общения, важности его изучения связано с тем, что в современном обществе гораздо чаще в прямом, непосредственном общении между людьми, вырабатывающими решения, которые прежде принимались, как правило, отдельными людьми.

 

 

Вербальные средства общения

Общение является сложным социально-психологическим процессом взаимопонимания между людьми и реализуется с помощью вербальных (речевых) и невербальных (неречевых) средств. Характерными особенностями структурных компонентов общения выступает специфика этих выразительных средств.

Вербальные средства общения. Речь, как средство общения одновременно выступает и как источник информации, и как способ воздействия на собеседника. Содержание информации передается при помощи языка, т. е. принимает вербальную (или словесную) форму. Общение голосом имеет специфические выразительные возможности: речевое общение, паралингвистика и экстралингвистика.

К речевым звуковым качествам относятся:

- диапазон голоса – широкий, узкий;

- тональность голоса – высокая, низкая;

- ритм – равномерный, прерывистый;

- тембр – хриплый, раскатистый, скрипучий.

К паралингвистике, которая изучает свойства речи и голоса относятся:

- дикция – четкая, с нарушением произнесения звуков;

- интонация (имеющая особые характеристики) – слабая, говорящая о подчиненности человека; повышенного тона, подчеркивающая сильную человеческую натуру;

- темп речи – быстрый, средний, замедленный;

- модуляция высоты голоса – плавная, резкая.

К экстралингвистике, которая исследует разделительные речевые звуки, относятся:

- специфические звуки – шепот, вздохи, смех, плач;

- разделительные звуки – кашель, сопение;

- звуки назализации – «хм-мм», «э-э-э»;

- нулевые звуки – паузы.

Речевые звуковые явления голоса позволяют передавать информацию, а также представляют существенный индикатор психического состояния человека.

Среди основных структурных элементов речи выделяют: говорение, слушание, чтение и письмо. Слушание и чтение выполняют функции приема информации, говорение и письмо – передачи информации партнеру. Объединяющим началом всех четырех компонентов служит внутренняя речь. При передаче информации необходимо возникшую идею, мысль сначала словестно оформить во внутренней речи, затем перевести из внутренней речи во внешнюю, то есть высказать. Сформулированное высказывание непременно должно быть услышано и понято собеседником. В процессе общения происходит потеря информации, ее искажение и, как следствие, возникает проблема непонимания между собеседниками. Максимальное понимание между передающими и принимающими информацию собеседниками возможно при условии срабатывания обратной связи. Речь в общении направлена на то, чтобы убедить собеседника в своей точке зрения и объединить усилия для решения актуальной проблемы с целью достижения желаемого результата. Определяя место речи в процессе общения людей, следует подчеркнуть, что она лишь в том случае будет играть оптимизирующую роль в деятельности любого человека и способствовать взаимопониманию, когда достигнет высокого уровня развития и станет культурной речью.

Культура речевого общения означает свободное владение языком, использование всех средств и выразительных возможностей языка. Структурными элементами культуры речи являются:

- лексическая культура речи отражает уровень владения словом и проявляется в таких показателях, как точность употребления слова, его выразительность и доступность;

- грамматическая культура речи демонстрирует правильность построения фразы и ее доходчивость;

- фонетическая культура речи заключается в правильном произношении, выразительность интонации, четкость дикции.

Каждому человеку следует помнить, что его речь целиком раскрывает его личность, интеллект, психологическое состояние. Интеллект говорящего оценивается логичностью высказываний и богатством лексики. Свободный подбор слов, их разноплановая связь во фразах, легкость продуцирования мыслей являются индикатором развитого интеллекта. Речь собеседников играет существенную роль в процессе общения и во многом определяется уровнем его образования, культуры и интеллигентности.

 

 

Дата: 2018-11-18, просмотров: 204.