и коллективах
Межличностные отношения – это совокупность связей, складывающихся между людьми в форме чувств, суждений и обращений друг к другу. Межличностные отношения включают:
- восприятие и понимание людьми друг друга;
- межличностную привлекательность (притяжение и симпатия);
- взаимодействие и поведение (в частности, ролевое).
Основные компоненты межличностных отношений:
Когнитивный компонент – включает в себя все познавательные психические процессы: ощущение, восприятие, представление, память, мышление, воображение. Благодаря этому компоненту происходит познание индивидуально-психологических особенностей партнеров по совместной деятельности и взаимопонимание между людьми. Характеристиками взаимопонимания являются:
- адекватность – точность психического отражения воспринимаемой личности;
- идентификация – отождествление индивидом своей личности с личностью другого индивида;
Эмоциональный компонент – включает положительные или отрицательные переживания, возникающие у человека при межличностном общении с другими людьми:
- симпатии или антипатии;
- удовлетворенность собой, партнером, работой и т. д.;
- эмпатия – эмоциональный отклик на переживания другого человека, который может проявляться в виде сопереживания (переживания тех чувств, которые испытывает другой), сочувствия (личностного отношения к переживаниям другого) и соучастия (сопереживание, сопровождаемое содействием);
Поведенческий компонент – включает мимику, жестикуляцию, пантомимику, речь и действия, выражающие отношения данного человека к другим людям, к группе в целом. Он играет ведущую роль в регулировании взаимоотношений.
Виды межличностных отношений:
1. Производственные отношения – складываются между сотрудниками организаций при решении производственных, учебных, хозяйственных, бытовых и других проблем и предполагают закрепленные правила поведения сотрудников по отношению друг к другу. Разделяются на отношения:
- по вертикали – между руководителями и подчиненными;
- по горизонтали – отношения между сотрудниками, имеющими одинаковый статус;
- по диагонали – отношения между руководителями одного производственного подразделения с рядовыми сотрудниками другого;
2. Бытовые взаимоотношения – складываются вне трудовой деятельности на отдыхе и в быту.
3. Формальные (официальные) отношения – нормативно предусмотренные взаимоотношения, закрепленные в официальных документах.
4. Неформальные (неофициальные) отношения – взаимоотношения, которые реально складываются при взаимоотношениях между людьми и проявляются в предпочтениях, симпатиях или антипатиях, взаимных оценках, авторитете и т. д.
На характер межличностных отношений оказывают влияние такие личностные особенности, как пол, национальность, возраст, темперамент, состояние здоровья, профессия, опыт общения с людьми, самооценка, потребность в общении и др. Этапы развития межличностных отношений:
- этап знакомства – первый этап – возникновение взаимного контакта, взаимного восприятия и оценки людьми друг друга, что во многом обусловливает и характер взаимоотношений между ними;
- этап приятельских отношений – возникновение межличностных отношений, формирование внутреннего отношения людей друг к другу на рациональном (осознание взаимодействующими людьми достоинств и недостатков друг друга) и эмоциональном уровнях (возникновение соответствующих переживаний, эмоционального отклика и т. д.);
- товарищеские отношения – сближение взглядов и оказание поддержки друг другу, характеризуются доверием.
Межличностные отношения в группе и коллективе следует рассматривать в статике, то есть в том виде, в каком они сформировались на данный момент времени.
Также следует рассматривать в динамике, то есть в процессе развития. Отношения закономерно изменяются: на начальном этапе развития они бывают относительно безразличными, затем могут становиться конфликтными, а при благополучных условиях превращаются в коллективистические.
Контрольные вопросы
1. Воспроизведите по памяти понятие «малая группы».
2. Представьте основные характеристики малой группы.
3. Раскройте понятие «коллектив».
4. Охарактеризуйте межличностные отношения в группах и коллективах.
5. Сравните понятия «руководство» и «лидерство» в группе.
Темы для рефератов
1. Процесс развития малой группы как коллектива.
2. Социометрическая и статическая характеристика взаимоотношений в группе.
3. Факторы эффективности групповой деятельности.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 288.