Межличностные отношения в группах
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

   и коллективах

Межличностные отношения – это совокупность связей, складывающихся между людьми в форме чувств, суждений и обращений друг к другу. Межличностные отношения включают:

- восприятие и понимание людьми друг друга;

- межличностную привлекательность (притяжение и симпатия);

- взаимодействие и поведение (в частности, ролевое).

Основные компоненты межличностных отношений:

Когнитивный компонент – включает в себя все познавательные психические процессы: ощущение, восприятие, представление, память, мышление, воображение. Благодаря этому компоненту происходит познание индивидуально-психологических особенностей партнеров по совместной деятельности и взаимопонимание между людьми. Характеристиками взаимопонимания являются:

- адекватность – точность психического отражения воспринимаемой личности;

- идентификация – отождествление индивидом своей личности с личностью другого индивида;

Эмоциональный компонент – включает положительные или отрицательные переживания, возникающие у человека при межличностном общении с другими людьми:

- симпатии или антипатии;

- удовлетворенность собой, партнером, работой и т. д.;

- эмпатия – эмоциональный отклик на переживания другого человека, который может проявляться в виде сопереживания (переживания тех чувств, которые испытывает другой), сочувствия (личностного отношения к переживаниям другого) и соучастия (сопереживание, сопровождаемое содействием);

Поведенческий компонент – включает мимику, жестикуляцию, пантомимику, речь и действия, выражающие отношения данного человека к другим людям, к группе в целом. Он играет ведущую роль в регулировании взаимоотношений.

Виды межличностных отношений:

1. Производственные отношения – складываются между сотрудниками организаций при решении производственных, учебных, хозяйственных, бытовых и других проблем и предполагают закрепленные правила поведения сотрудников по отношению друг к другу. Разделяются на отношения:

- по вертикали – между руководителями и подчиненными;

- по горизонтали – отношения между сотрудниками, имеющими одинаковый статус;

- по диагонали – отношения между руководителями одного производственного подразделения с рядовыми сотрудниками другого;

2. Бытовые взаимоотношения – складываются вне трудовой деятельности на отдыхе и в быту.

3. Формальные (официальные) отношения – нормативно предусмотренные взаимоотношения, закрепленные в официальных документах.

4. Неформальные (неофициальные) отношения – взаимоотношения, которые реально складываются при взаимоотношениях между людьми и проявляются в предпочтениях, симпатиях или антипатиях, взаимных оценках, авторитете и т. д.

На характер межличностных отношений оказывают влияние такие личностные особенности, как пол, национальность, возраст, темперамент, состояние здоровья, профессия, опыт общения с людьми, самооценка, потребность в общении и др. Этапы развития межличностных отношений:

- этап знакомства – первый этап – возникновение взаимного контакта, взаимного восприятия и оценки людьми друг друга, что во многом обусловливает и характер взаимоотношений между ними;

- этап приятельских отношений – возникновение межличностных отношений, формирование внутреннего отношения людей друг к другу на рациональном (осознание взаимодействующими людьми достоинств и недостатков друг друга) и эмоциональном уровнях (возникновение соответствующих переживаний, эмоционального отклика и т. д.);

- товарищеские отношения – сближение взглядов и оказание поддержки друг другу, характеризуются доверием.

Межличностные отношения в группе и коллективе следует рассматривать в статике, то есть в том виде, в каком они сформировались на данный момент времени.

Также следует рассматривать в динамике, то есть в процессе развития. Отношения закономерно изменяются: на начальном этапе развития они бывают относительно безразличными, затем могут становиться конфликтными, а при благополучных условиях превращаются в коллективистические.

 

Контрольные вопросы

1. Воспроизведите по памяти понятие «малая группы».

2. Представьте основные характеристики малой группы.

3. Раскройте понятие «коллектив».

4. Охарактеризуйте межличностные отношения в группах и коллективах.

5. Сравните понятия «руководство» и «лидерство» в группе.

 

Темы для рефератов

1. Процесс развития малой группы как коллектива.

2. Социометрическая и статическая характеристика взаимоотношений в группе.

3. Факторы эффективности групповой деятельности.

 



Дата: 2018-11-18, просмотров: 245.