Структура характера и симптомокомплексы его   
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

свойств

Структура характера представляет собой целостную организацию отдельных свойств. В структуре характера выделяют следующие стороны:

- содержательная сторона характера выражает направленность личности (потребности, установки, склонности, цели, идеалы), систему отношений к окружающей действительности, которые представляют собой способы осуществления этих отношений;

- форма характера, к которой относятся интеллектуальные, волевые и эмоциональные черты характера, в которой выражаются способы проявления отношений, закрепившие особенности поведения.

Отдельные свойства характера зависят друг от друга, связаны друг с другом, образуют целостную организацию.

Такая целостная организация называется структурой характера. Поэтому, зная одно или несколько свойств характера мы можем предложить другие неизвестные нам черты характера.

Так зная, что человек высокомерен и тщеславен, мы можем предположить, что он недоброжелателен к людям; если он скромен, то он – уступчив.

Системы взаимосвязанных психических свойств характера называются симптокомплексами или факторами.

Анализируя эти симптокомплексы, мы можем выяснить, чем определяется структура характера.

В отечественной психологии различают четыре системы свойств характера, определяемых различными отношениями личности:

1. Свойства выражающие отношение человека к другим людям, к коллективу, обществу (общительность, чуткость и отзывчивость, уважение к другим людям; и противоположные им черты – замкнутость, черствость, бездушие, грубость, презрение к людям, индивидуализм).

2. Свойства, выражающие отношения человека к труду, к своему делу (трудолюбие, склонность к творчеству, добросовестность к работе, ответственное отношение к делу, инициативность, настойчивость; и противоположные: лень, недобросовестность, безответственное отношение к делу, пассивность).

3. Свойства выражающие отношение человека к вещам (аккуратность или неряшливость, бережное или не бережное отношение к вещам).

4. Свойства, выражающие отношения человека к самому себе (чувство собственного достоинства, скромность – наглость, тщеславие, заносчивость, обидчивость, застенчивость, эгоцентризм и т. д.).

Структура свойств характера определяется не только взаимосвязью отдельных его свойств, но и такими свойствами, которые присущи характеру как целому. К числу структурных свойств характера относятся:

- степень глубины;

- целостность;

- степень устойчивости и изменчивости;

- активность;

- сила характера.

Степень глубины как качество структуры характера отражает связь черт характера со стержневыми отношениями личности. Благодаря различиям в степени глубины свойств характеристика человека не может быть сведена к перечню симптокомлексов.

Целостность характера означает его внутреннее единство, отсутствие в характере противоречивых черт.

Степень устойчивости и изменчивости характера позволяет судить о его определенности. Об устойчивом характере говорят тогда, когда поведение человека во всех случаях соответствует сложившимся у него убеждениям (о таком человеке можно сказать как он будет вести себя в том или ином случае).

Изменчивость характера предполагает податливость в его чертах изменениям, под воздействием внешних и внутренних условий. Пластичность необходима, но слишком высокая податливость делает человека бесхарактерным.

Активность характера проявляется как постоянная потребность человека быть в деятельном состоянии. Активный человек не может сидеть сложа руки, когда другие работают. Нецелеустремленная активность характера или не достигающая цели, когда человек берется за многое, но ничего не доводит до желаемого результата, превращается в суетливость и разбросанность.

Сила характера выражается в том, с какой энергией человек преследует поставленные перед собой цели, в последовательности действий и в упорстве.

Характер – это целостное образование, система свойств личности, находящихся в определенных отношениях друг к другу. Совокупность отличительных существенных, типических свойств образует тип характера, который отражает типичные условия жизни человека.

 

 

Формирование характера

Характер личности формируется и утверждается под влиянием воздействия на человека окружающей его среды, деятельности и воспитательных воздействий со стороны многих людей. Истоки характера человека и первые признаки стабилизации следует искать в раннем возрасте. Основную роль в формировании и развитии характера ребенка играет его общение с окружающими людьми. В своих поступках и поведении ребенок подражает близким, взрослым людям и усваивает через подражание и эмоциональное подкрепление формы поведения взрослых. Однако первые проявления характера еще не являются убедительным доказательством того, что характер ребенка полностью сформировался. Они, скорее, выступают лишь как начало его формирования. Этот процесс продолжается еще как минимум 10–15 лет после того, как первые признаки черт характера стали проявляться в поведении ребенка.

В дошкольном возрасте только закладываются основы характера человека, вернее, черты, которые обозначены как первичные или базисные. Когда ребенок поступает в школу, развитие его характера продолжается, в его психике начинают складываться и в реальном поведении проявляться вторичные и ситуационные черты характера.

В начале школьного обучения характер ребенка формируется под авторитетным влиянием родителей и учителей как наиболее значимых для младшего школьника людей. Затем, начиная со средних классов школы, авторитет родителей и учителей снижается, и на первый план выходят авторитет и мнение значимых для ребенка сверстников. В это время одним из главных факторов формирования характера ребенка становится мнение и отношение к нему со стороны сверстников.

В старших классах школы, наряду с сохранением влияния общения со сверстниками, воздействующим на характер фактором, вновь становится мнение и оценка взрослых людей. Однако теперь молодые люди уже не принимают на веру абсолютно все, что им говорят взрослые. Воздействие последних на формирование характера школьников становится опосредованным: во-первых, личным отношением старшеклассника к данному человеку; во-вторых, оценкой этого взрослого человека как личности; в-третьих, отношением школьника к себе и его самооценкой.

Другими словами, далеко не все взрослые оказывают на характер старшеклассника одинаковое влияние: у некоторых оно более сильное, а у других практически отсутствует. Кроме того, на развивающийся характер старшего школьника начинают влиять и средства массовой информации: печать, радио, телевидение, интернет.

В дальнейшем на развитие и изменение характера человека могут оказывать влияние как названные выше факторы, так и обстоятельства его личной жизни. Общие факторы, влияющие на характер человека, определяют типичные изменения, которые с возрастом могут происходить и реально происходят в характерах всех без исключения людей. Специфические жизненные обстоятельства, индивидуальные и своеобразные для данного человека, определяют свойственные лично ему изменения в характере, которые не наблюдаются у большинства других людей.

В изменениях характера человека, которые происходят в течение его жизни (имеется в виду период взрослой жизни, наступающий после окончания детства, т. е. после 15–16 лет), можно отметить общие, типичные, закономерные тенденции.

К числу общих, типичных закономерностей относятся возрастные изменения в характере человека. С возрастом человек постепенно избавляется от так называемых детских черт характера, которые отличают поведение ребенка от поведения взрослого человека. Это, например, безответственность, капризность, эгоцентричность, плаксивость, детские страхи и многое другое. Напротив, с возрастом человек приобретает новые положительные черты характера, и в его личности закрепляются специфические взрослые черты, такие, например, как умудренность опытом, терпимость, ответственность, разумность, расчетливость и другие.

По мере накопления жизненного опыта у человека меняются взгляды на происходящее и отношение к нему. Это также влияет на характер человека. Так, например, имеются определенные различия в характерах людей 30–40-летнего, 50-летнего и 60–70-летнего возраста.

Люди, которым 30 или 40 лет, еще живут в основном своим будущим, их активность, мысли и представления наполнены далеко идущими планами на будущее и подготовкой к нему. Люди 50-летнего возраста проходят рубеж, на котором их сознание и реальная жизнь встречаются одновременно и с прошлым, и с будущим. Это означает, что их характер изменяется таким образом, чтобы в наибольшей степени соответствовать интересам настоящего времени. К примеру, в их характере могут отойти на второй план черты, связанные с мечтами и грезами, но еще не появиться черты, касающиеся ностальгии по прошлому.

Люди, достигшие 60–70 лет, уже гораздо меньше думают о будущем, чем о настоящем и прошлом. Кроме того, многие люди в это время начинают испытывать физические недомогания, их работоспособность падает, возникает необходимость внимательнее следить за своим здоровьем и экономить силы. Это также может привести к изменению характера человека, к появлению в нем новых черт, таких, например, как размеренность, неторопливость, спокойствие, умиротворенность.

Что касается специфических индивидуальных изменений характера, то, кроме того, что они связаны со своеобразными событиями в жизни человека, они еще обусловлены прошлой жизнью этого человека. Если у него со временем появляются какие-то новые черты характера, то их появление и дальнейшая судьба существенно зависят от сложившегося у человека характера.

Как правило, гораздо чаще появляются и гораздо быстрее закрепляются в характере человека такие новые черты, которые созвучны уже существующим чертам характера. Что касается совершенно новых, неожиданных изменений характера, то они после 30-летнего возраста, как правило, уже не происходят, за исключением случаев, связанных с тяжелыми заболеваниями, жизненными потрясениями и травмами.

 

Контрольные вопросы

1. Раскройте содержание понятия «характер».

2. Дайте характеристику структуры характера.

3. Охарактеризуйте симптомокомплексы свойств характера.

4. Опишите системы свойств характера, определяемые различными отношениями личности.

5. Назовите условия формирования и развития характера.

 

Темы для рефератов

1. Место характера в общей структуре личности.

2. Возрастные особенности становления черт характера у человека.

3. Сопоставительный анализ различных типологий характеров.



Дата: 2018-11-18, просмотров: 386.