1. Первая палата - «Палата изобретений», состоящая из 300 членов: 200 инженеров, 50 поэтов или других творцов в области литературы, секция поэтов скульпторов или архитекторов и музыкантов. В ее задачи входило бы проектирование общественных работ увеличение богатств Франции и улучшения жизни и ее обитателей проекта общественных праздников.
2. «Палата исследований» состоит из 300 членов: 200 физиков и 100 математиков. В задачи палаты входит рассмотрение проектов представленных первой палатой разработка проектов общего государственного образования.
3. «Палата исполнений» - следит за исполнением всех принятых проектов и руководит их выполнением а так же взиманием налогов.
Каждая из трех палат имеет право созывать парламент.
Сен-Симон уверен, что индустриальный строй не может ограничиваться одной нацией, в конечном итоге он охватит весь земной шар.
1825 году Сен - Симон пишет «Новое христианство», в котором вся мораль выводится из принципа «по отношению друг к другу люди должны вести себя как братья». Религия должна направлять общество к великой цели - наиболее быстрому улучшению положения бедного класса. Сен - Симон говорит: « Я верю в Бога». В какого именно не поясняет. Основатель Нового христианства и вожди новой церкви - это люди наиболее способные содействовать своей деятельностью повышению благосостояния самого бедного класса. Функции духовенства сводятся к обучению людей новой христианской доктрине, над усвоением которой будут неустанно трудиться вожди церкви.
-3-
Шарль Фурье (1772-1837г.) – французский философ – социалист. Родился в купеческой семье, окончил иезуитский колледж, открыв в возрасте 20 лет самостоятельную торговлю.
Целенаправленно разрабатывал свое учение с 1800 по 1815г. В своем труде «Новый мир», предпринял попытку проникнуть в социальное будущее путем анализа хода исторического развития и разрешить проблему человека и общества на основе исследований действительности. Человечество прошло в своем развитии четыре ступени: детство или «восходящая бессвязность», рост или «восходящая согласованность», упадок – «нисходящая согласованность»; дряхлость – «нисходящая бессвязность», за которой на Земле наступит конец органической жизни. «Строй цивилизации» по его мнению – это четвертая фаза, которую он считает последней. Называет капиталистическим строем или «мир навыворот», где бедность рождается при строе цивилизации из самого изобилия.
Избыток у кучки бездельников - причина нужды и лишений для народных масс.
Революции на определенных этапах развития общества закономерны, при определенных обстоятельствах неизбежны, репрессивная политика не в состоянии их предотвратить.
Человек по Фурье несет ответственность не только за собственную жизнь, но и за жизнь человечества, вселенной. Сотрудничая с Богом - природой необходимо стремиться к высшей цели-познанию законов природы, и подчиняясь им влиять на природу в направлении установления всеобщей гармонии в мире и человеческом обществе.
Размышляя о движущих силах человека и общества Фурье открывает новую точную науку: «аналогию четырех движений: материального, органического, животного и социального или аналогия видоизменений материи с математической теорией человека и животных».
«Теория всеобщей аналогии» и «Теория притяжения по страсти» позволяет, по мнению мыслителя, проникнуть во все тайны природы, вплоть до тайн человеческой души и общественного развития. «Притяжение по страсти» - движущая сила данная природой, прежде чем мышление, и стойкая, несмотря на противодействие разума, долга и т.п.
«Система страстей» в учении Фурье древо с тремя разветвлениями.
1. «Люксизм» - стремление к роскоши, удовольствию. Включает 5 страстей: зрение, слух, вкус, осязание, обоняние.
2. «Группизм»-стремление к образованию групп, выраженных в «связях души»: честолюбие, дружба, любовь, семьелюбие.
3. «Сериизм» - стремление к образованию серий, творческих объединений. Сериизм - обусловленная действием 3-х направляющих, регулирующих и распределяющих страстей: 1) «кабалиста» - страсть к интриге, 2) «папиона» - страсть к переменам, разнообразию, 3) композита - страсть к согласованному творчеству. Двенадцать страстей образуют «гамму».
Таким образом, страсти (основные психологические двигатели) это конкретные жизненные стимулы человеческого поведения, выражающие потребности человеческого бытия. Будучи природно данными страстями, они определяются в своем выражении и действии социальными факторами.
Строй буржуазной цивилизации, строй беспорядочного хозяйствования не обеспечивает необходимой материальной основы для всестороннего развития личности, подавляет ее и извращает природные задатки.
На основе этой теории выдвигает «социетарный план». Корень зла не несовершенстве человека, как считала буржуазная философия, а в неправильной организации общества, в беспорядочном строе хозяйствования.
Выход из создавшегося положения Шарль Фурье видит в организации производственно - трудовой ассоциации на основе притяжения о страсти.
Наименьшую единицу в социетарном плане составляет серия - объединение различных групп, членов производственно трудовой ассоциации. Серия - свободное трудовой объединение, каждый член которой является независимой личностью, а черты в целом свободно определяет свои производственные интересы, причем руководство всей трудовой общины (фаланги) ограничивается советами.
При строе гармонии должно выявиться еще много сил, влекущих людей к полноценному труду, среди них самая значительная роль отводится силе любви. Особенно велика ее роль в деле формирования трудовых армий социетарного строя. По социетарному плану молодежь распределяется по двум корпорациям: «весталат» и «домуазелат». Стремясь снискать симпатию возлюбленных они станут соревноваться в трудовой доблести. Фурье сторонник свободной любви, но считал, что ее необходимо вводить на протяжении жизни двух-трех поколений. При строе гармонии свободные любовные связи будут в зависимости от людей троякого рода: длительные, временные, мимолетные. Для общего наблюдения за любовными делами учреждается «палата любви» в каждой фаланге и управления высокой патроны в трудовой армии. Преимущества этого строя в том, что нарушения верности в любви станет бесконечно редким явлением и будет считаться подлостью. И тогда как в обществе строя цивилизации оно почти всегда сопровождает буржуазный брак и не осуждается общественным мнением. Брачная связь может быть факультативной, существует обычай «брачных передышек» с регистрацией его в палате любви. Таким образом, происходит укрепление семьи, которая избавится от эгоистических извращений. Успех в любви здесь зависит от результатов общественно-полезной деятельности. В обществе строя гармонии ликвидируется разрыв между городом и деревней, что ознаменует величайший в истории человечества культурный переворот.
Организация больших общественных работ уничтожит местную, областную, национальную ограниченность и обособленность. Она будет осуществлять действенное воспитание масс путем трудовой взаимопомощи и производственного соревнования народов всех стран.
-4-
Роберт Оуэн (1771-1858). Отец Р. Оуэна был ремесленником. С10 лет Оуэн работал на торговом предприятии, в 20 лет стал директором бумагопрядильной фабрики. В 1799 году покупает фабрику, на которой пытается проводить реформы (ограничение рабочего дня и т.д.)
В 1825 году покупает поселение в штате Индиана, где пытается создать новый общественный порядок. Около 900 человек съехалось в «Новую Гармонию», где была разработана конституция общины, после принятия которой Оуэн уехал в Англию и коммунистическая община, основанная на принципах всеобщего труда, общности имущества, орудий производства, вознаграждения за труд продуктами распалась. Эксперимент обошелся Оуэну в 200 тысяч долларов - 4/5 его состояния.
В 1828 году Оуэн вновь предпринял попытку купить участок в Мексике для устройства разумной жизни на новых началах, но вмешалось духовенство.
Влияние на взгляды Оуэна оказали французские материалисты. Вслед за ними Оуэн рассматривал человека в качестве продукта обстоятельств и эта идея составляет корень из которого происходят все истинные и ценные идеи относительно человеческой природы.
Взгляды на государство. Считал необходимым сохранение государственной власти в период перехода к будущему обществу. Критикует собственность - одно из зол в современном обществе. Одна из проблем, выдвинутых Оуэном при рассмотрении будущего общества - проблема управления. Вместо прежнего государства - общественное управление
Разумное правительство будет изыскивать и создавать порядки, при помощи которых условия необходимые для человеческого счастья будут прочно и полностью обеспечиваться всем управлением. Законы этого правительства будут немногочисленны, легко доступны для понимания всех управляемых и будут находиться в полной гармонии с законами человеческой природы. Разумные правительства постепенно заменят неразумные. Вопрос - как это должно произойти – ответа не находит. Оуэн ссылается на необходимость изменения общественного мнения и необходимость перевоспитания управляющих. Ни одна форма правления не может принести народу счастье. Недовольство правительством будет существовать до полной реорганизации общества.
Вместо прежнего государства - новая система общественного управления. Каждый коммунистический поселок должен представлять собой ассоциацию мужчин, женщин и детей (от 500 до 3000) человек -это максимальное число людей, которые могут объединиться с наибольшей пользой для дела в единых научно обоснованных условиях, для осуществления всех жизненных задач. Общественное управление - дело всех населяющих поселок.
По мере возрастания численности поселков, будут образовываться федеративные союзы поселков, пока они не будут распространяться на всю Европу и затрагивать другие части света, образовав единую республику.
Каждый человек, достигший определенного возраста, участвует в общественном управлении поселка. На место выборов станет очередность управления людей достигших 30 лет. Они участвуют в работе правительства поселков, которые ежегодно отчитываются.
В Конституции община «Новая Гармония» следующая структура управления:
Община разделена на 6 департаментов:
1. Сельскохозяйственная
2.Промышленности и механики
3.Литературные
4.Науки и просвещения
5.Домашнее хозяйство
6.Общей экономики
7.Торговли
Главный управляющий департамента возглавлял выборный от управляющих всех видов деятельности.
В общественном равноправии всеобщая обязанность трудиться.
1) Законодательная власть принадлежит общему собранию, в котором участвуют все члены общины, достигшие 21 года.
2) Исполнительная власть принадлежит исполнительному совету, в состав которого входит секретарь, казначей, комиссар общины и 4 департаментских главных управляющих.
Исполнительный совет еженедельно отчитывается, а собрание фиксирует отчет и контроль действия собрания.
На базе преодоления классовых и социальных противоречий произойдет создание человека нового типа. Ему будет обеспечено всестороннее и гармоничное развитие, исчезновение противоречий между умственным и физическим трудом, увеличение возможности для совершенствования личности. При этом, не будет единообразия характеров (выраженных противоречий коммунизма).
Проблема воспитания в социальной системе Оуэна занимает одно из важнейших мест. По мнению Оуэна, человек не образует сам своего характера, характер возникает под действием среды, однако наследственность принимает участие в образовании характера, но не имеет решающего значения. Для изменения характера необходимо изменить среду. Кроме того необходимо управление, руководство.
Вина за преступный характер лежит не на индивиде, а на системе, среде, в которой он воспитывается. Уничтожите обстоятельства, связывающие преступный характер и преступления не будет. Замените их обстоятельствами, рассчитанными на сознание привычек к порядку, труду, выдержанности и человек будет обладать этими качествами.
Необходим отказ от всего, что носит характер устрашения и наказания не человека, а среда ответственна за его поступки. В «Новой Гармонии» нет штрафов и наказаний.
Воспитание должно осуществляться постоянно на основе фактов, связанных наглядным обучением.
Исключительное значение имеет нравственное и общественное воспитание.
Вопросы общественного воспитания находится у него в тесной связи с физическим и эстетическим сознанием.
Содержание и воспитание Оуэн связывает с организацией труда и производства, отстаивает ценность физического труда.
Преодоление противоположности умственного и физического труда.
Мыслитель выступает против отделения фабричного труда от сельскохозяйственного, которое ведет к отрицательным последствиям в характере людей.
Философ выступает исключительно за светское воспитание.
Однако Оуэн был вынужден констатировать крах своих экспериментов, т.к. «привычки индивидуалистической системы оказались слишком могущественны». Утопический социализм Оуэна оказал влияние на революционно - прогрессивную мыль России XIX века.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 203.