Тема 5. Политические и правовые учения в Англии и Голландии 17-18 вв
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1. Политико-правовая концепция Г. Гроция.

2.Политико-правовые идеи Б. Спинозы.

3.Воззрения Т. Гоббса на государство и право.

4.Политико-правовая теория Дж. Локка.

-1-

Гуго Гроций (1583- 1645) – голландский юрист, социолог и государственный деятель.

Государство – совершенный союз свободных людей, заключенный ради соблюдения права и общей пользы.

Вслед за Аристотелем, делит право на естественное и волеустановленное.

Естественное право составляют простые правила человеческого общежития: воздержание от чужого имущества, возвращение чужой полученной вещи и возмещение полученной из нее выгоды, обязанность соблюдения обещаний, возмещение ущерба, причиненного по нашей вине, а также воздаяние людям заслуженного наказания.

 Внутригосударственное право исходит от гражданского общества. Система права выступает как научная основа системы законодательства. Справедливость как требование разума -необходимый признак права. Другая отличительная черта права – его обязывающая сила, однако право не опирается только на принуждение и насилие. Осуществлению права способствуют совесть, общественное мнение и благоволение бога. Право также нельзя сводить к пользе и выгоде.

-2-

Бенедикт Спиноза (1632-1677) –великий голландский философ-рационалист, сторонник теории естественного права. Произведения: «Политический трактат», «Богословско-политический трактат».

Человек - частица природы и подчинен праву природы. В естественном состоянии общего для всех права нет, поэтому природа и естественная необходимость диктуют людям переход посредством договора в гражданское состояние. Только верховная власть может решать, что есть право; она не связана никаким законом.

Цель государства – свобода. Мера свободы гражданина или государства определяется не пределами дозволенного им своеволия, а степенью их разумности. Пределы права государства обусловлены здравым разумом, природой самих подданных и тем, на что негодует большинство.

Предпочтительная форма верховной власти – федеративная аристократическая республика. Демократическое государство наиболее естественно и приближается к свободе.

Государства в своих взаимоотношениях находятся в естественном состоянии и по природе – враги. Право войны принадлежит каждому государству в отдельности, а право мира – право по меньшей мере двух государств.

-3-

Томас Гоббс (1588-1679) – великий английский философ и политический деятель. Произведения: «Левиафан, или материя форма и власть государства церковного и гражданского».

Государство есть единое лицо, ответственным за действия которого сделало себя путем взаимного договора между собой огромное множество людей, с тем, чтобы это лицо могло использовать силу и средства всех их так, как сочтет необходимым для их мира и общей защиты.

Естественное состояние принципиально противопоставлено гражданскому состоянию (государству). В естественном состоянии люди равны друг другу. Но в естественном состоянии люди - враги друг другу. Естественное право есть свобода делать все по собственному разумению. Естественные законы являются предписаниями разума, они неизменны и вечны.

Всеобщий договор в состоянии прекратить войну всех против всех. Гражданские же законы есть обязательства, которые отнимают свободу, предоставленную естественным правом; они – цепи для подданных. Но подчинение гражданским законам – требование естественного права.

Законодателем в государстве является суверен; « будь то один человек, как в монархии, или собрание людей, как в демократии или аристократии» … его свобода носит надзаконный характер. Своим приказом государственная власть порождает право. … «Естественные законы, заключающиеся в беспристрастии, справедливости, признательности и других вытекающих отсюда моральных качествах, в естественном состоянии являются не законами в собственном смысле слова, а лишь качествами, располагающими людей к миру и повиновению. И лишь по установлении государства, а не раньше они становятся действительно законом, ибо тогда они становятся приказаниями государства, а потому также и гражданскими законами, в силу того, что верховная власть обязывает людей повиноваться им»…

 

-4-

 

Джон Локк (1632-1704)- английский философ, политический деятель, идеолог «славной революции» 1688 года. Произведения: «Два трактата о гражданском правлении», «Опыт о веротерпимости» и др.

Переходя от естественного состояния к государству, люди не отказываются от своей свободы и от естественных прав. «Свобода человека в обществе заключается в том, что он не подчиняется никакой другой законодательной власти , кромке той, которая установлена по согласию в государстве, и не находится в подчинении чьей-либо воли и не ограничен каким-либо законом, за исключением тех, которые будут установлены этим законодательным органом в соответствии с оказанным ему доверием».

Основные права человека являются правом собственности. Отстаивая свою собственность, человек отстаивает свою жизнь, свободу, имущество. Закон (и право) есть выражение свободы. Он выражает волю народа. 

Законодательной власти принадлежит особая роль в государстве в связи с тем, мыслитель формулирует ряд требований к ее осуществлению: управлять только посредством опубликованных законов, перед которыми все равны и бедные и богатые; целью закона является благо народа, налоги на собственность могут устанавливаться только с согласия народа; законодательный орган не может передавать свои полномочия какому-либо другому органу.

Дата: 2018-11-18, просмотров: 180.