Тема 6. Политические и правовые учения представителей утопического социализма
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1) Политико-правовые идеи Томаса Мора

2) Политико-правовые идеи Анри де Сен-Симона

3) Политико-правовые идеи Шарля Фурье

4)  Оуэн. Учение о государстве и праве

 

 

-1-

 

Термин «социализм» появился в 30-е годы XIX века в экономической науке. Он обозначал требование общественного сотрудничества в отличие от неограниченной свободы индивидуального предпринимательства . Позднее социалист Пьер Леру утверждал, что термин социализм придуман им в противовес индивидуализму: под социализмом он понимал такую общественную организацию, в которой индивидуализм приносится в жертву целому, именуемому обществом. Таким образом, первоначальное значение и смысл были забыты.

Томас Мор (1478-1535) - лорд канцлер Генриха VIII, им же казненный в 1535 году, не так давно причислен католической церковью к лику святых, как покровитель политиков. 

Поистине эпохальное сочинение «Утопия» начинается с резкой критики социальных и государственно-правовых порядков современной Мору цивилизации. Пока существует частная собственность, нет никаких шансов на выздоровление социального организма. «Где только есть частная собственность, там вряд ли возможно правильное и успешное течение государственных дел». Общество является результатом заговора богачей. Государство же - их простое орудие.

Из Ее столица - Аморат – город - призрак. Река - Аподрис - река без воды. Имя короля - Адемос - государь без народа. Имя Гитлодей означает пустомеля, распространитель вздора.

Книга делится на две части. В первой Гитлодей критикует современное ему общество , называя его, как правило, европейским и даже французским. Английская подоплека чувствуется и во второй части описании административного устройства, природы, начиная с того, что идеальное государство, как и Англия, расположено на острове.

В основе общественно-политических рассуждений Мора лежат отношения меду людьми, а не отношения между человеком и богом. Томас Мор - один из родоначальников мирской науки об обществе, проникнутой верой в прогресс и возможность рационального переустройства жизни. В уста Гитлодея Томас Мор вкладывает суровое осуждение феодального общества. Он разоблачает паразитизм аристократии, духовенство, многочисленных услуг, наемного войска, безудержное стремление высших классов к роскоши при полном отсутствии заботы о тружениках. Т. Мор выразил свое отношение и к первым шагам капитализма на английской почве. Начался процесс «огораживания», длившийся не одну сотню лет. Крестьяне превращались в бродяг, в предпролетариат, причем слабо развитая промышленность не могла их поглотить. Т.Мор в «Утопии», охарактеризовал этот безжалостный процесс так: «овцы пожирают людей».

Безразличие к судьбе тружеников порождает преступников. Как говорит Т.Мор европейское общество само создало воров для того, чтобы наслаждаться зрелищем их повешения. Он видит решение проблемы преступности в учреждении социальных контрастов, заботе о тружениках, о охране их земельных наделов, в обеспечении работой безземельных. Он выдвигает новаторские для своего времени идеи о том, что наказание должно перевоспитывать, а не устрашать, о соразмерности преступления и наказания, о замене о смертной казни принудительными работами. Необходимо запретить приобретение должностей подкупом и продажей, так как потом возникает необходимость наверстать эти деньги путем грабежа и обмана. Он высказывает поразительную догадку о зависимости государства от интересов эксплуататоров. «Гитлодей, честное слово, не встретил я ничего, кроме некоего заговора богатых, под предлогом и под именем государства думающих о своих выгодах».

Социальное и политическое устройство идеального государства на острове Утопия. Коренной принцип утопийцев - не подчинение личности обществу как части целому, а гармоничное сочетание личных и общественных интересов, основанных на справедливости, равенстве, благополучии. «Т. Мор старательно избежал необходимости прямо высказываться по вопросу-чьи интересы , государства или личности. должны быть принесены в жертву в случае их столкновения . Т. Мор так построил свой трактат, что столкновения между интересами государства и индивидуума у него немыслимы.

В частной собственности Мор видит причину всех социальных зол. Распределить все поровну и по справедливости, а так же счастливо управлять делами человеческими невозможно иначе, как вовсе уничтожив собственность. Т. Мор не только сохраняет семью, но и делает ее главной ячейкой общества. В семье царят патриархальные права, оберегаются устои традиционной морали. Внебрачные связи и прелюбодеяния наказываются.

Нотки критики официального католицизма проскальзывают в «Утопии», где говорится, что «проповедники, люди хитрые... узнав, как тяжело людям приспособить свои нравы к требованиям Христа, они приладили его учение к своим нравам». На острове исповедуется множество религий, и каждый гражданин свободен в выборе любой из них. Все религии окружены равным уважением, оскорбление религиозных чувств не допускается.

Утопийцам не чужда мысль о коренной общности всех верований «в почитании божественной природы». Специфические для отдельных сект священнодействия используется дома. Однако утопийцы осуждают полное неверие, сказывающегося в отрицании бессмертия души и проведения. Атеистам они отказывают в уважении и не доверяют никаких должностей, так как считают, что их ничего не может удержать от нарушения законов в угоду своим страстям. Им запрещено проповедовать взгляды перед народом, но они не должны их скрывать и вправе обсуждать их со священниками и серьезными людьми. Такие диспуты поощряются. Здесь большая гуманность, терпимость, мягкость политического режима проявляются достаточно ярко.

Политическая система на острове Утопия. Все должностные лица от филарха, избираемого каждым 30 семействами до принцепса, который выбирается всеми филархами из четырех кандидатов, названных народом. Принцепс избирается пожизненно, однако может быть смещен, если будет заподозрен в стремлении к тирании. Остальные должностные лица и сенат, состоящий из самых старых и опытных граждан, избирается ежегодно. Их функция (условно говоря, исполнительная власть, включая судебную) - наблюдение за соблюдением законов и организация общественных работ, а так же надзор за ними. Но важнейшие вопросы - продолжительность рабочего времени, количество продуктов, необходимых для общества, их распределение - решаются народным собранием. Вообще ни одно значительное дело не решается без сената и народного собрания. По всем крупным вопросам филархи советуются с главами семейств. Таким образом, представительная система сочетается с элементами непосредственной демократии.

Утопийцы отвергают многочисленные законы и всех адвокатов, хитроумно ведущих дела и лукаво толкующих законы.

На острове Утопия нет частной собственности, отменены деньги и сделки между частными лицами, царит полное имущественное равенство, всякое проявление роскоши и излишеств запрещено. Утопийцы пьют и кушают из глиняной и стеклянной посуды. Золото и серебро до того презираются, что из них утопийцы делают ночные горшки и другие емкости для грязных надобностей. У всех, опозоривших себя какими-либо преступлениями в ушах висят золотые кольца, на шее золотая цепь, нам пальцах кольца, на голове золотой обруч, из золота делаются цепи и кандалы. Производительный труд обязателен для всех за очень редким исключением. Основу общества составляет семья, она в то же время является трудовым коллективом. За супружескую измену в качестве наказания предусматривается рабство. Каждый гражданин осваивает какое-нибудь ремесло и некоторое время занимается земледелием. Для этого все поочередно проводят в сельской местности. Каждая семья имеет в городе свой дом. Чтобы не способствовать развитию собственнических интересов, семьи раз в 10 лет по жребию обмениваются домами. Все необходимое для жизни главы семей получают с общественных складов. Чувство общности воспитывают и совместные трапезы граждан. Томас Мор полагает, что упразднение паразитизма, роскоши, расточительства, позволяет всем обеспечить достойное существование. Утопийцы бережливы и все участвуют в производительном труде за исключением должностных лиц и небольшого числа талантливых людей, специально освобожденных для занятия наукой. Эти меры позволяют не только общество всем необходимым, но и сделать труд не слишком изнурительным и оставить время для занятия науками и искусством. Освободительная война или помощь народу, угнетенному тиранией приветствуется.

«Город Солнца» Томмазо Кампанелла (1568-1639). Произведение построено в форме диалога в популярном жанре путешествия, когда герой попадает в неизвестную идеальную страну. Так, и в «Городе Солнца» беседа ведется между моряком - генуэзцсцем и заведующим монастырем. Этот неведомый город стоит на холме, точнее там находится его большая часть, а многочисленные окружности уходят вниз за подошву горы. Этот народ сбежал из Индии, люди безумно любят свою новую родину. Вся территория разделена на 7 кругов по названиям 7 планет, известных в то время. Каждый круг отделен от другого 4 воротами по 4 сторонам света. Все стены покрыты рисунками и надписями.

Правит жителями города священник Солнце, на нашем языке его имя звучит Метафизик. Он является главой светской и духовной власти, а так же он главный судья. Ему помогают три соправителя Пон, Син, Мор. – Мощь, Мудрость, Любовь. Во владении Мощи находится военное искусство, Мудрости - искусство, ремесло, наука образование. Любовь ведает деторождением и улучшением людской породы, воспитанием новорожденных, земледелием. На посту верховного правителя Метафизик пребывает не пожизненно, а лишь до тех пор, пока среди соляриев не появиться человек, превосходящий его в знаниях, научных успехах, в способностях управлять государством. Коль скоро такой человек появился, Метафизик сам обязан отказаться от власти в его пользу.

В городе есть и должностные лица, их столько сколько есть добродетелей: Великодушие, Мужество, Целомудрие, Щедрость, Правосудие, Усердие, Правдолюбие, Благотворительность, Любезность, Веселость, Бодрость, Воздержанность. Должности в городе солнца достаются не из благосклонности и родственных отношений.

У них все общее: жены, дети, дома, а распределение находится в руках правителей, которые нив коем случае не злоупотребляют своей властью. Так, через каждые 6 месяцев правители назначают где кому спать. 

В качестве наказания в городе Солнце за различные пороки: ложь, злобу леность, виновные лишаются общения с женщинами, либо общей трапезы.

Они издеваются над тем, что мы считаем занятие каким-либо ремеслом, мастерством делом неблагородным, а тех, кто живет праздно и в роскоши, но ничего не умеет почитаем.

Интересно отношение Т. Кампанеллы к интимной жизни и деторождению. Возраст, с которого девушки и юноши могут вступать в половые отношения 19 для девушек и 21 для юношей. Чем дольше граждане не имеют близости, тем более уважаемы и почитаемы они. Начальники определяют какие мужчины и женщины по строению своего тела подходят друг другу. Надо заботиться не о породе собак, а о человеческой природе.

Когда рождаются дети, они проходят период вскармливания грудью, а затем их передают на попечение начальников, которые воспитывают их по своему усмотрению.

 Рабочий день длится 4 часа, потом граждане отдыхают, играют и общаются. Законы немногочисленны и ясны. Ответчик в суде примиряется со своим обвинителем и свидетелями, обнимая и целуя их как с врагами своей болезни.

Высшим наказанием является смертная казнь, которая исполняется руками народа. Люди или убивают преступника или забивают его камнями до полусмерти в зависимости от тяжести преступления.

-2-

 

Первое десятилетие XIX в., когда литераторы стремились укрепить и усовершенствовать буржуазные порядки. В Западной Европе появлялись мыслители подвергавшее эти пережитки суровой критике и разработать проект общества свободного от эксплуатации и обеспечивающие каждому индивиду достойное существование. Воззрения указанных мыслителей определялись прежде всего борьбой между пролетариатом и буржуазией. В их произведениях мало внимания уделялось политике правящего государством.

Предлагаемые ими программы должны были облагодетельствовать общество в целом.

Анри де Сен-Симон (1760-1825) родился в аристократической семье. За 18 лет сознательного существования из 36 побывал солдатом политическим радикалом. В результате земельных спекуляций успевает нажить миллионное состояние, в результате чего попадает в тюрьму на четыре месяца за распродажу церковного имущества. В 36 стал просвещенным меценатом, обучающим мудрости в собственном салоне. Учения находятся под влиянием А. Смита, И. Бентама и др.

Ошибка философов в и законодателей  предыдущего периода в том , что они хотели подчинять ход истории своим собственным систематическим взглядам, между тем как на самом деле, они подчиняют свои планы истории. Не люди творят историю, а история управляет сознанием людей. «Ни в какую эпоху цивилизация в своем усовершенствовании ни шла по пути, разработанному гением и принятому массой».

  «Высший закон прогресса чинов духа влечет все за собой и надо всем господствует». Люди являются для него только организацией.

Чтобы понять законность исторического процесса необходимо накопившейся большого фактического материала и научный метод исследования, которым древние не обладали.

Если приемы основыванные на наблюдении и здравом смысле применить к изучению истории, то открывается смысл всякого человеческого общества - поддержание существования входящих в него людей. Цели общества на различных этапах могут состоять или в завоевании или труде.

Соответственно этим целям выделяет две системы общественной организации: феодальная или военная и индустриальная.

В духовной области им соответствовали: система верований и система положительных доказательств.

Таким образом, все существование человечества делится между этими двумя обществами и системами (на примере цивилизации древнего мира и цивилизации в средние века).

Программа реформ, предлагаемых Сен – Симоном, изложена в его труде под названием «Катехизис индустриалов», где основное место автор отводит анализу современного ему общества и экономического характеристике каждого класса.

Современная Франция по Сен - Симону делится на 3 класса: 1) наследственная знать; 2) промежуточные классы; 3) класс индустриалов.

Буржуазный класс: землевладельцы, не занимавшейся сельским хозяйством, промежуточные классы – юристы, рантье, жившие на проценты с капитала, хоть и не принадлежали к феодальной аристократии, но не участвует в трудовых процессах, поэтому может быть отнесен к той же категории что и наследственная знать. Наследственная знать давит класс индустриалов.

 Третий класс - индустриалов трудится чтобы произвести или передать в распоряжение на отдельных членов общества, или многие предметы, удовлетворявшие их нужды (плотники, земледельцы, слесари, извозчики). К индустриальному классу относятся и ученые.

Политические цели индустриального класса вытекают из экономических - для процветания промышленности необходим внешний мир и внутреннее спокойствие, дешевый правительственный аппарат, минимум правительственного вмешательства в частную жизнь это совпадало с интересами большинства народа. Таким образом, индустриалы это общественная группа, которой необходимо вверить управление страной и

государственными ресурсами.

Они должны руководить не только на предприятии но и в политике. Сен - Симон исходит из общности интересов предпринимателей и рабочих, так как, по его мнению, расцвет промышленности уничтожит безработицу.

Образование народа - это образование которые может сделать его наиболее способным к выполнению порученных работ (некоторые понятия из геометрии из физики химии и гигиены).

Реформы должны осуществляться сверху выдающимися предпринимателями, административные способности которые доказаны на практике их богатством и большим числом рабочих на предприятии.

При проведении реформ важно сотрудничать с королевской властью, которая примет предложение о сотрудничестве в обмен на гарантию ее стабильности. Таким образом, начнется работа индустриального режима без кризисов законными средствами без усилий сама собой основное средство мираная пропаганда. Предварительно необходим ряд реформ, в числе которых устранение наследственной знати, выкуп земель у землевладельцев, расширение экономических прав у крестьян, затем переход индустриального строя в развернутом виде. Народ будет устранен от участия управления государством все задачи будут решаться в его интересах.

Дата: 2018-11-18, просмотров: 216.