Тема 4. Политико правовые учения в Западной Европе в Средние века и эпоху Возрождения
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

1) учение Фомы Аквинского, его учение о государстве и праве

2) политико-правовые учения Марсилия Падуанского

3) политико-правовые концепция Никколо Макиавэлли

4) политико-правовые идеи реформации

5) политико-правовые учения тираноборцев

6) теория государственного суверенитета

 

 

-1-

 

Фома Аквинский (1225-1274 годы) - итальянец, католический философ, доминиканский монарх. Его мировоззрение было основано на священном писании. Большое влияние на его философские концепции оказали учения Аристотеля. Фома Аквинский соединил постулаты католической веры и философию Аристотеля. Фома считал, что открыть истину можно через веру и христианские измышления, а также с помощью разума и чувственного восприятия.

Произведения Фомы Аквинского – «Сумма теологии» (название от сумма – итог, итог теологии); «О правлении государей» и другие.

Фома дал понятие закона. Он определил, что закон есть не что иное, как некое установление разума в целях общего блага, принятое и обнародованное теми кто имеет попечение об обществе. Закон характеризовался следующим образом:

- закон относится к тому, что составляет основу человеческих поступков, поскольку для них он является правилом и мирилом

- любой закон направлен к общему благу

- закон вызывает движение к цели

Фома Аквинский классифицировал законы следующим образом:

1- вечный закон (божественный закон, который представляет собой рациональный проект Бога. Он знаком только Богу и блаженным святым. Вечный закон нигде не записан. Он обнародован Богом в устной форме, в форме божественного слова и адресован твари внимающей);

2- естественный закон (участие вечного закона в разумной твари (в формировании разумного человека) - это отражение божьего закона человеческим разумом, то есть человек может только частично постичь божественный закон. Этот закон позволяет понять, что хорошо и, что плохо. Этот закон предписывает, что все соответствует существованию человеческого рода. Только благодаря тому, что Бог наделил людей совестью, люди могут естественным путём различать добро и зло;

3- человеческий позитивный закон (ЭТО ФЕОДАЛЬНОЕ ПРАВО ТОГО ВРЕМЕНИ, этот закон представлял собой частные распоряжения выработанные человеческим разумом. Такой закон необходим из-за несовершенства людей. Он служит человеку в достижении простых житейских целей. Он позволяет скорректировать поведение людей, потому что они имеют извращенную волю. Этот закон должен определить санкции за правонарушения, как заключаются браки и т.д. Человеческий закон является законом только потому, что он выведен из законов природы, ведь в противном случае законом, не учитывающим вечные и естественные законы можно не подчиняться. Принудительное исполнение такого закона будет является признаком тирании;

позитивный божественный закон (он формируется посредством философских взглядов представителей христианства. Идеальное государство - это монархия. Он выделил шесть форм правления как и Аристотель: монархия, тирания, аристократия, олигархия, полития (у Аристотеля самая лучшая форма) и демократия. Идеалом для Фомы Аквинского являлась монархия. Он приводил следующие доводы в пользу монархии: Править должен один т.к. во вселенной один Бог; т.к. в теле много органов, но правит ими одно сердце, т.к. много частей в душе, но самое главное разум; у пчёл один царь, т.е. и природа устраивает свою жизнь по божественным принципам; города-государства в которых правит не один, всегда погибают от раздоров. Он выступает против тирании, но с другой стороны всякую власть нужно уважать, ибо на место одного тирана прийдет другой, который будет и свирепее и жестче. Библия учит смирению и службе любому господину и доброму и злому. Таким образом, он приспособил учение о государстве и о праве к современной ему действительности и обосновал с теологической точки зрения. За свои взгляды Фома Аквинский был причислен к лику святых.

 

 

-2-

 

Марсилий Падуанский (1280-1342 годы), итальянец, политический и правовой мыслитель. Он жил в период, когда ставилось под сомнение приобретение церковью земель и других крупных богатств. В это же время начинается борьба Пап с монархами представителями светской власти. Появлялись АНТИПАПЫ (непризнанные католической церковью папы). В основе его политико-правовых воззрений лежат учения Аристотеля, естественно библейские заповеди.

В XI–XIII вв. в Западной Европе происходил быстрый рост производительных сил. Он значительно интенсифицировал общение и оживил торговлю, обусловил активное развитие городов и ремесел в них, ускорил формирование внутреннего рынка в странах региона. Закономерно стала складываться общественная группа, которую образовала по преимуществу зажиточная верхушка бюргерства: купцы и банкиры, предприниматели, владельцы мастерских, руководители цеховых корпораций, состоятельные ремесленники и проч. Эта общественная группа весьма нуждалась в устранении всякого рода междоусобиц, подрывавших элементарный порядок в государстве, в твердом централизованном управлении, могущем гарантировать от прихотей и своеволия различных .феодалов. Удовлетворение таких нужд она связывала с королевской властью и потому начала тяготеть к ней, поддерживать ее. Одно из наиболее разработанных политико-юридических обоснований этой ориентации бюргерства дал Марсилий Падуанский (ок. 1275 – ок. 1343).

В своем пространном сочинении "Защитник мира" (1324–1326) Марсилий Падуанский возлагает на церковь ответственность за все беды и несчастья мира. Они устранимы, если только впредь церковники будут заниматься исключительно сферой духовной жизни людей. Церковь должна быть отделена от государства и подчинена светской политической власти.

Эта власть и представляющее ее государство возникли, как считал Марсилий Падуанский, в процессе постепенного усложнения форм человеческого общежития. Поначалу семьи во имя общего блага и с общего согласия соединяются в роды, роды – в племена, затем таким же путем и во имя той же цели консолидируются города; завершающая стадия – появление государства, базирующегося на общем согласии всех составляющих его лиц и преследующего их общее благо. В этом описании происхождения и природы государства легко распознать следы соответствующих аристотелевских идей.

Марсилий Падуанский отстаивал очень смелый (по тем временам) тезис о том, что настоящий источник всякой власти – народ. От него исходит как власть светская, так и духовная, только он один – носитель суверенитета и верховный законодатель. Правда, под народом Марсилий Падуанский разумел отнюдь не все население государства, а лишь лучшую, достойнейшую его часть. Сколь глубокой оставалась в XIV в. убежденность в естественности неравенства людей, говорит тот факт, что и Марсилий Падуанский делил членов общества на две категории: высшую и низшую. Высшая (военные, священники, чиновники) служит общему благу; низшая (торговцы, земледельцы, ремесленники) заботится о своих частных интересах.

Государственная власть действует, прежде всего, посредством издания законов. Они суть веления, подкрепляемые угрозой реального наказания или обещанием реальной награды. Этим законы государства отличаются от законов божеских, сопровождаемых посулами наград или наказаний в загробной жизни. Право издавать юридические законы имеет народ. Исходя из политической практики итальянских городов-государств того периода, Марсилий Падуанский конкретизирует эту фундаментальную прерогативу в том смысле, что законодательствовать должны наиболее заслуживающие выполнять подобную миссию люди, выбираемые народом. Законы обязательны как для самого народа, так и для издающих их лиц. Ясно выражена у Марсилия Падуанского мысль о необходимости обеспечить такое положение, при котором властвующие непременно были бы связаны издаваемыми ими же законами.

Автор "Защитника мира" одним из первых стал проводить четкое различие между законодательной и исполнительной властями государства. Притом он писал, что власть законодательная определяет компетенцию и организацию исполнительной власти. Последняя вообще действует благодаря тому авторитету, которым ее наделяет законодатель, и призвана строго держаться рамок закона. Эта власть может быть устроена по-разному. Но в любом случае она должна осуществлять волю законодателя – народа.

Обобщая опыт функционирования политических институтов, существовавших во многих современных ему итальянских республиках, Марсилий Падуанский важное место отводил выборности как принципу конституирования учреждений и подбора должностных лиц государства всех рангов. Даже в условиях монархии, которая казалась ему наилучшим государственным устройством, должен был действовать этот принцип. Избираемый монарх, полагал Марсилий Падуанский, как правило, наиболее подходящий правитель, а потому избирательная монархия гораздо предпочтительнее монархии наследственной.

В истории политико-правовых учений "Защитник мира" – яркое явление. Марсилий Падуанский доказательно отстаивал самостоятельность государства (его независимость от церкви) в вопросах, связанных с отправлением публичной власти. Его мысли о народе-суверене, о соотношении законодательной и исполнительной властей, об обязательности закона для всех лиц в государстве (в том числе и для правителей) и т. п. благотворно повлияли на формирование в эпоху Возрождения и в новое время представлений о демократическом политическом строе общества.

 

 

-3-

 

Произведения Макиавелли «Государь», «ИСТОРИЯ ФЛОРЕНЦИИ», «Рассуждения о первой декаде Тита Ливия» и другие.

Произведение «Государь» - это трактат о роли, месте и значении правителя главы государства в Италии и в Европе в 16 веке. Макиавелли считал, что в основе развития государства лежит не религия, а природа и интересы человека. Социальная структура и социальные противоречия оказывают огромное влияние на политику и формы государства. По его мнению формы государства, их развитие, смена определяются борьбой народа и аристократии. Массы не хотят, чтобы ими командовали, угнетали их, а знать стремится властвовать и порабощать народ. Макиавэлли выступает против феодализма и феодальной власти. А по условиям того времени борьба против феодалов означала в первую очередь борьбу против католической церкви. Все массовые антифеодальные движения, в первую очередь, были направлены против католической церкви. Народ выступал за возрождение первоначального христианства. Политическое учение Макиавэлли было свободно от теологии. Он изучает деятельность современных ему правительств, опыт государств античного мира, он утверждал, что познание истории дает возможность предвидеть будущее.

Природа человека у всех народов и во всех государствах одинакова. Макиавелли формулирует новый закон: политические события изменения в государстве, смена его форм происходят не по воли божьей, не по воли людей, они совершаются объективно под воздействием действительного хода вещей, а не воображаемого. Цель государства: это упрочение политической власти любой ценой.

Задачей любого государства является его централизация, создание военной мощи и обеспечение защиты интересов членов этого государства (охрана частной собственности, правопорядок, сдерживание посягательства низов на соцоциальные верхи). С основе всего управления лежит психология, т.е., чтобы управлять людьми надо научиться выявлять причины человеческих поступков. Изначально нужно считать всех людей злыми и предполагать, что злобность своей души они проявят, едва представится такая возможность.

Государство – это отношения между правительством и подданными, причем подданные должны бояться т любить правящих. Главное, чтобы страх подданных не перерос в ненависть, а любовь в призрение.

В основе любого человека лежат такие черты как любовь к собственности и стремление к наживе. Любая свобода в государстве основана на незыблемости частной собственности и безопасности личности. Все это лучшим способом сочетается в республике. Идеал – это смешанная республика. Макиавелли впервые применил термин государство (до этого применялся термин полис). Он показал разницу между полисом и государством (республикой). Макиавэлли первый дал родовое название для демократии и аристократии – республика.

Теория возникновения государства по Макиавелли: изначально все люди жили разрозненно, КАК ЖИВОТНЫЕ. Размножившись, ни объединились, сделали самого храброго своей главой и стали ему повиноваться. Совместная жизнь привела к пониманию плохого и хорошего (обычаи, мораль и нравственность). Возникли законы и установились наказания. Появилось правосудие. Идеалом государства для него являлась Спарта, а ЛИКУРГ представлялся как ВЫДАЮЩИЙСЯ ДЕЯТЕЛЬ.

Макиавэлли пришел к выводу о том, что основой любой власти служат хорошие законы и хорошее войско.

В государстве существуют особые отношения между государем и подданными. Каждый из чиновников должен осознавать, что он получает свое место только благодаря воли государя. Все распоряжения отдает лишь государь, поэтому все люди в государстве знают только его. Народ не подключается к управлению государством, он должен быть пассивной массой. Государство не балует народ. Оно должно лишь обеспечивать безопасность и внутренний порядок. Права и свободы народу не нужны, с ними одни хлопоты.

Макиавэлли считал, что сильно притеснять народ нельзя. Он считал, что лучше всего, если народ будет и любить и бояться государя. Жесткость допустима и в мирное и в военное время. Государь не должен бояться ответственности, ибо он вне закона. Государь для сохранения – государства должен применять все меры, вплоть до аморальных. В истории такое политическое коварство получило название макиавелизм. Именно Макиавелли ввел принцип – цель оправдывает средства.

Все хорошие дела должны исходить от государя, все плохое - от чиновника. Государь должен вести себя как лиса, чтобы разглядеть опасность и как лев, чтобы уничтожить врагов. Государь должен своими поступками создавать образ гениального человека, который умеет делать все. Только такая личность может управлять сильным государством.

В произведении Макиавелли практически нет обращения к церкви как к объединяющей силе способной упрочить государство. Церковь, по мнению Макиавелли, обессилила народ. В то время, когда одни поклоняются и терпят, широкое поприще открывается для мерзавцев. Поэтому необходимо вернуться к раннему христианству, а современная католическая церковь должна уйти.

 

 

-4-

 

Европа переживает религиозную Реформацию. Реформация – довольно разнородное общественно-политическое движение за реформу христианской доктрины и господствовавшей католической церкви. Реформация в целом и ее течения лютеранство, кальвинизм, цвинглианство (по именам идейных вождей) подготовили моральную и правовую почву для буржуазных революций, серьезно повлияли на политико-правовые учения.

Родоначальник Реформации – немецкий богослов Мартин Лютер (1483-1546). В 1517 г. открыто выступил против католицизма, прикрепив к вратам виттенбергской церкви свои знаменитые 95 тезисов. Его идеи на первом этапе Реформации воспринимались как сигнал к выступлению против папской курии. Лютер солидаризировался с учением чешского реформатора Я.Гуса, объявленного еретиком. В 1520 г. публично сжег папскую буллу об отлучении его от церкви. Затем в обстановке поляризации сил и Крестьянской войны усиливается его консерватизм: он указывает, что светская власть обязана охранять существующие порядки (трактат «О светской власти», 1523 г.); обосновывает теорию спасения (оправдания) верой («О рабской воле», 1525 г.). Он – идеолог лютеранства, одного из течений протестантизма, распространившего в Скандинавии, Прибалтике, Северной Германии.

Он выступал за коренное преобразование церкви. Идея отмены опеки папской курии имела далеко идущие последствия: создавались предпосылки для политического объединения Германии, прекращался отток громадных денежных сумм в Рим, упразднялась треть церковных праздников, стимулировалось предпринимательство. Упрощение обрядов (простота мессы, ликвидация таинств) изменяло жизнь братств, цехов и гильдий, упраздняло значительную часть черного и белого духовенства, избавляло от расходов, связанных с содержанием церкви, вело к секуляризации церковного и монастырского имущества.

Мартин Лютер разработал учение о «двух царствах». Им разграничивались религиозная и светская сферы («служба» и «личность»). Религиозная организация общества признавалась полностью автономной. Свобода совести, вера, внутренний мир человека является сферой исключительно духовной власти. Светская власть занимается экономикой, политикой, просвещением, культурой. Должностные лица («личности» или «исполнители») обязаны следовать интересам подданных, руководствуются этическими принципами, нормами естественного права. Институты светской власти освящены божественным авторитетом»; подданные не имеют права на сопротивление власти. Должностные лица уходят, а власть учреждена Богом, поэтому она незыблима. Непослушание властям рассматривалось как грех более тяжкий, чем убийство, прелюбодеяние или ложь.

Идейный вождь радикального течения Томас Мюнцер (ок. 1490-1525) – современник и первоначально последователь Лютера. Один из образованнейших людей своего времени. В числе первых священников Германии поддержал виттенбергские тезисы учителя. Но в 1520 г. порвал с Лютером, склонявшимся к идее смирения и покорности властям. Не удовлетворили его и учения мистиков, проповедовавших полное равнодушие к злу «в граде земном». Близким для него стало учение радикальных последователей Я.Гуса – таборитов, считавших, что Бог свершит свой суд над мировым злом через избранных им. Мюнцер стал знаменем Крестьянской войны. В битве при Франкенхаузене попал в плен и был казнен.

Реформация – преобразование мира на основе примата общих интересов. Поддержав тезис Лютера об «оправдании верой», Мюнцер «веру» связал с активными действиями против угнетателей (их считал безбожниками). Только люди труда способны понимать Бога, ибо их интересы полностью совпадают с интересами общества. Торжество общих интересов над частными – основа социальных преобразований. Грядущий «рай земной» - это общество, где частных интересов не может быть.

Мюнцер уделял внимание ближайшим целям, изложив их в радикальном манифесте: объединение ремесленников и пахарей в «христианский союз и братство», устранение господ, в т.ч. насильственными способами, установление справедливого общества. В воззрениях Мюнцера имелись зачатки республиканских и социалистических идей, определения государственной политики народом и контроля за ней со стороны народа. Такой радикализм Мюнцера оттолкнул умеренных реформаторов, способствовал усилению консервативных элементов в бюргерском лагере Реформации.

Жан Кальвин (1509-1564) родился в г. Нуайон (Франция) в семье разбогатевшего буржуа. Учился на юридическом факультете Оранского, а затем Парижского университетов. Испытал влияние идей Эразма Роттердамского и Лютера. Осенью 1533 г. отрекся от католичества и создал общину своих последователей. Преследуемый церковью переехал в Базель, а затем в Женеву, где развернулся его талант теолога и организатора. Его главный труд «Наставления в христианской вере» (1536) обосновывал безусловный авторитет Священного писания. Бог раз и навсегда выразил свою волю, и люди должны согласовывать свою жизнь с буквой этого закона. Священное предание – это мнение отцов и учителей церкви, папские буллы и энциклики – значимы, если соответствуют прямому смыслу Священного писания.

Учение о предопределении дополнило учение Лютера об оправдании (спасении) верой: спасает человека вера, нисходящая на него вследствие божьей благодати; человек не спасется без помощи Бога. Свободы воли нет: Бог изначально записал одних в книгу жизни, а других – в книгу смерти. Истинно верующим может быть «избранный» Богом, но человек не зная, в какой он книге, обязан стремиться оказаться среди «избранных».

В политическом плане божественное предопределение означало нравственную (религиозную) обязанность посвятить себя делу, своей профессии, быть трудолюбивым, предприимчивым и рачительным хозяином. Радикальная реформа церкви упразднила духовное сословие в традиционном виде. Церковные общины стали возглавлять старшины из мирян и проповедники, получившие соответствующую подготовку, но не имевшие сана. Они составляли консисторию, управлявшую религиозной жизнью общины. Самостоятельность религиозной общины – основа разработки республиканских программ. Две власти соединены в единое целое при господстве церкви. Государство установлено Богом и необходимо человеку, как воздух. Протест против власти, даже самой жестокой – дерзость против божьей воли. Только, когда требования власти противоречат священному писанию, подданные могут оказать сопротивление. Предпочтение отдается республике. Худший политический режим – демократия (господство черни), лучший – аристократия или олигархия («Господь может «избрать» лишь немногих, аристократов веры»).

Он начал реализацию своих идей после прихода к власти в Женеве, придав религиозным установлениям силу закона. Католический культ и многочисленные праздники упразднялись, регламентирована общественная и личная жизнь женевцев, введена обязательность труда и посещения церковной службы. Ограничивался даже выбор одежды или пищи. Наказывались «виновные» в ношении красивого платья или улыбавшиеся во время молитвы. Преследовались инакомыслящие, особенно гуманисты (сожгли на костре ученого Сервета, открывшего систему кровообращения человека). Но рядовым последователям нового учения нравилось, что Кальвин относился к себе более строго, чем к другим, свое положение главы церкви и государства, не использовал в личных целях, оставаясь бедным. Импонировали культ труда, личной ответственности человека за свое будущее, предприимчивости и в более широко плане – культ индивидуализма. Отсюда парадокс: отвергая возможности человеческого разума и личную свободу верующего, Кальвин положил начало развитию индивидуализма и становлению либеральных режимов. Под знаменами кальвинизма победила в Голландии первая в истории буржуазная революция; выросли пресвитерианские церкви в Шотландии и Англии. Последователи Кальвина – пуритане – составили основу армии Кромвеля, победившей в английской буржуазной революции; пуритане, затем переселившись в Америку, создали там землю Новую Англию.

 

 

-5-

 

Политические идеи тираноборцев. Этьен де Ла Боэси.

Во Франции становление единой централизованной монархии было осложнено во второй половине XVI в. религиозными войнами между католиками и гугенотами (французские кальвинисты), в ходе которых резко усилились сепаратистские тенденции, особенно на юге страны, а также попытки крупных феодалов отстоять и укрепить свою независимость от королевской власти.

После Варфоломеевской ночи (1572 г.) в среде гугенотов появились произведения монархомахов (тираноборцев), осуждавших тиранию короля преимущественно с позиций феодальной аристократии.

Монархомахи требовали ограничения власти короля сословными учреждениями, предоставления народу права смещать и выбирать монархов, призывали к сопротивлению тиранам.

Рассуждая о свободе и правах народа, монархомахи имели в виду лишь привилегии крупной аристократии. "Когда мы говорим о народе, - писал один из них, - то понимаем под этим словом не весь народ, а лишь его представителей: герцогов, принцев, оптиматов и вообще всех деятелей на государственном поприще". Восстание против тирана и его убийство, по мысли монархомахов, допустимо и правомерно только по инициативе и под руководством должностных лиц аристократии: "Берегитесь господства черни или крайностей демократии, которая стремится к уничтожению дворянства".

Кроме монархомахов-протестантов (Гетман, Ланге и др.) за ослабление королевской власти выступали монархомахикатолики, в том числе иезуиты. Показательно, что некоторые монархомахи порицали Макиавелли, приписывая ему защиту тирании.

В целом монархомахи представляли реакционно-феодальное направление. Однако некоторые произведения тираноборческой литературы по содержанию и историческим судьбам выходили за пределы защиты узкосословных интересов аристократической знати.

К числу таких произведений относится трактат "Рассуждение о добровольном рабстве", написанный около 1548 г. и изданный гугенотами вскоре после Варфоломеевской ночи.

Автор трактата Этьен де Ла Боэси (1530-1563 гг.) в ярких красках описывал постыдное и бедственное положение народа и страны под игом тирании, которая противоречит природе, свободе и равенству людей. Тирания возникает различными способами (договор, сила, наследование) и держится привычкой народа к рабству. Это рабство является добровольным, поскольку впавший в привычное заблуждение народ содержит тирана, терпит его прихоти и злодеяния.

В начале трактата резкая критика тирании сочетается с наивными рассуждениями, что опорой тирана является лишь несознательность подданных: если бы все сразу просветились, власти тирана, конечно, тут же пришел бы конец.

Иная концепция излагается во второй половине трактата. Тиран, утверждает Ла Боэси, опирается на нескольких пользующихся его милостями приближенных, каждый из которых, в свою очередь, имеет своих приближенных, и так далее. В результате "сотни тысяч, миллионы связаны этой цепью с тираном ...ради этого создаются новые должности и новые ведомства, которые все учреждаются на деле не ради реформы правосудия, а для того, чтобы служить новой опорой тирании".

Описывая, по сути дела, становление административно-военного аппарата абсолютной монархии, Ла Боэси рассуждает уже не о "добровольном рабстве", а о порабощении "одних подданных с помощью других".

Сила тирана в том, что он, создавая себе приближенных и сторонников, раскалывает народ: "В конечном счете оказывается, что людей, которым тирания выгодна, почти столько же, сколько и тех, которым дорога свобода".

Государство, считал Ла Боэси, это объединение тиранов, из которых высшие опираются на низших и в то же время при случае грабят их.

Суть тирании, ее "секрет и основу" Ла Боэси видел, таким образом, в организованной иерархии связанных общей выгодой с тираном и между собой прислужников тирании, каждый из которых стремится "обеспечить себе долю в добыче и быть самим маленьким тиранчиком при большом тиране".

Резкое осуждение тирании с позиций естественного равенства и свободы людей, критика ряда реальных качеств абсолютной монархии (фаворитизм, рост бюрократической иерархии, отсутствие законности, гарантий прав личности, посягательство деспотического государства на имущество состоятельных лиц и др.) обусловили долговременную жизнь трактата; трактат переиздавался неоднократно, в том числе два года подряд (1789 и 1790 гг.) в начале Французской революции.

 

 

-6-

 

С защитой королевского абсолютизма выступил идеолог Французской буржуазии Жан Боден (1530-1596), автор трактатов "Шесть книг о республике", "О государстве". Автор пытается подойти исторически к исследованию государства. Политическая идеология Жана Бодена - это идеология светского национального централизованного государства, идущего на смену феодальной раздробленности, против которой он выдвигает одну из важнейших политических идей того времени - идею государственного суверенитета. В основе лежит мысль о неделимой, единой, постоянной, стоящей над законом государственной власти.

Государство – это правовое, справедливое управление множеством семей и тем, что у них есть под единой суверенной властью. Именно наличие права отличает государство от шайки воров или разбойников.

Признаки государства:

1.Семья - ячейка государства.

2.Частная собственность.

3.Правовое управление соответствует естественным, божественным законам.

4.Суверенитет государства.

Суверенитет – это верховенство, господство. Государство является верховной политической организацией. Власть государства выше власти церкви и власти феодальной аристократии.

Признаки и содержание суверенности власти: Постоянство (власть по наследству). Абсолютность суверенной власти. Собственность правителя. Надзаконная власть. Власть сама является источником закона.

Содержание суверенитета.

1. Законодательная власть.

2. Распорядительная власть.

3. Военная власть.

4. Право назначения и смещения чиновников.

5. Право судебной власти.

6. Право помилования.

7. Вопросы войны и мира.

8. 8. Чеканка монет.

Но суверенность власти не означает у Ж. Бодена того, что ею может обладать только единоличный правитель, ибо суверенитет есть и у монархии, и у республики. Власть может быть устроена сложно: она может быть выражена в государе и одной палате, в двух палатах и государе и т.п., но как единое целое эта власть всегда обладает верховенством, постоянством, стоит выше всех других властей.

Боден - убежденный сторонник действительной суверенной (в его трактовке - абсолютистской) монархической власти. Однако в условиях монархизма он допускает существование отдельных элементов аристократических и демократических форм правления.

По способу осуществления власти Ж. Боден делит государства на три вида:

1) Законные (подданные повинуются законам суверена, а сам суверен - законам природы, сохраняя за подданными их естественную свободу и собственность).

2) 2) Вотчинные или сеньориальные (в которых суверен силой оружия стал обладателем имущества и людей, и правит ими как отец семейства).

3) 3) Тиранические (где суверен презирает естественные законы, распоряжаясь свободными людьми, как рабами, а их собственностью - как своей).

Лучшим, по мнению Бодена, является то государство, в котором суверенитет принадлежит монарху, а управление носит аристократический и демократический характер.

Тираноборцы - оппоненты Ж. Бодена, его политические противники, подвергли критике концепцию абсолютной монархии и противопоставили ей идеал государственной демократичности (Ф. Атман, Ф. Дюплесси де Марнэ).

Политическая программа тираноборцев: 1. Абсолютная монархия - тирания. 2. Источником власти в государстве является народ. Любая форма правления должна предполагать наличие выборных начал. 3. Власть монарха должна быть ограничена сословно-представительным органом. 4. Государственная власть должна осуществляться в интересах народа. 5. Государство не должно вмешиваться в вопросы веры. 6. Народ имеет право на сопротивление, если власть противоречит интересам народа.

В условиях 16 века идеи тираноборцев имели консервативное значение, выражали интересы аристократии, способствовали территориальному сепаратизму.

Дата: 2018-11-18, просмотров: 205.