12. В чем сущность стратегического управления организацией?
13. Какова роль и место стратегического планирования?
14. Какие выделяют этапы процесса стратегического планирования?
15. В чем суть анализа стратегических факторов среды предприятии?
16. Какова сущность понятий миссия предприятия?
17. Каким образом осуществляется формирование, обоснование и ранжирование целей?
18. Какие существуют правила дезагрегирования общей цели, построение «дерева» целей организации и ее подразделений?
19. В чем суть эффективности достижения целей?
20. Каким образом осуществляется «планирование» стратегии?
21. В чем суть основных содержательных результатов стратегического управления?
22. Какие существуют инструменты информационного обеспечения стратегического управления?
Тема 7. Эффективность в менеджменте
10. В чем сущность понятия эффективности менеджмента?
11. Каковы основные составляющие оценки эффективности управления социально-экономических систем?
12. Каковы факторы эффективности менеджмента?
13. В чем сущность ресурсно-потенциального подхода к оценке эффективности системы менеджмента?
14. Каковы критерии оценки социальной эффективности управления организацией?
15. Каким образом осуществляется оценка экологической эффективности?
16. Каковы основные пути повышения эффективности менеджмента организации?
17. Какие существуют методы и инструменты принятия организационно-управленческих решений.?
18. Какова роль социальной ответственности в профессиональной деятельности?
Критерии оценки работы на практическом занятии
Критерии | Максимальное количество баллов за занятие / за задание |
Устный опрос, коллоквиум
Решение задач, кейсов, заданий, выполнение лабораторных работ
Темы докладов и рефератов
11. Развитие управления в Росси.
12. Модель управления в Китае.
13. Основополагающие принципы управления персоналом и принципы правового регулирования трудовых отношений.
14. Стиль менеджмента и имидж (образ) менеджера.
15. Самоменеджмент руководителя.
16. Управленческий труд и его особенности.
17. Позитивный деловой имидж и деловой этикет менеджера.
18. Рабочее время и его структура.
19. Использование информации в основных функциях управления.
20. Трудности в развитии коммуникаций в современной организации.
Шкала и критерии оценки реферата (эссе, доклада)
Критерии | Показатели | Баллы |
1.Новизна реферированного текста | -актуальность проблемы и темы; - новизна и самостоятельность в постановке проблемы, в формулировании нового аспекта выбранной для анализа проблемы; - наличие авторской позиции, самостоятельность суждений. | Макс. - 20 баллов |
2. Степень раскрытия сущности проблемы | - соответствие плана теме реферата (доклада); - соответствие содержания теме и плану; - полнота и глубина раскрытия основных понятий; - обоснованность способов и методов работы с материалом; - умение работать с литературой, систематизировать и структурировать материал; - умение обобщать, сопоставлять различные точки зрения по рассматриваемому вопросу, аргументировать основные положения и выводы. | Макс. - 30 баллов |
3. Обоснованность выбора источников | - круг, полнота использования литературных источников по теме; - привлечение новейших работ (журнальные публикации, материалы сборников научных трудов и т.д.). | Макс. - 20 баллов |
4. Соблюдение требований к оформлению | - правильное оформление ссылок на используемую литературу; - грамотность и культура изложения; - владение терминологией и понятийным аппаратом; - соблюдение требований к объему работы; - культура оформления: выделение абзацев; - использование информационных технологий. | Макс. - 15 баллов |
5. Изложение | - отсутствие орфографических и синтаксических ошибок, стилистических погрешностей; - отсутствие опечаток, сокращений слов, кроме общепринятых; - литературный стиль. | Макс. - 15 баллов |
Реферат оценивается по 100 балльной шкале, баллы переводятся в оценки успеваемости следующим образом:
• 86 – 100 баллов – «отлично»;
• 71 – 85 баллов – «хорошо»;
• 51 – 70 баллов – «удовлетворительно;
• менее 50 баллов – «неудовлетворительно».
СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ
Авторитаризм (фр. autoritarisme< лат. auctoritas власть, влияние) - самовластие, государственный строй, характеризующийся режимом личной власти, диктаторскими методами правления. Авторитарный - 1) основанный на беспрекословном подчинении власти, диктаторский; 2) стремящийся утвердить свою власть, авторитет; властный.
Агрегировать (лат. aggregatus присоединенный) - объединять, суммировать какие-либо однородные показатели (величины) с целью получения более общих, обобщенных, совокупных показателей (величин).
Адаптация (лат. adaptatio < adaptare приспособлять) - приспособление строений и функций организмов к условиям существования.
Адаптивная организационная структура - организационная структура, способная своевременно перестраиваться в соответствии с изменениями внешней среды.
Аддитивный (< лат. additio прибавление) - получаемый путем сложения; аддитивная теория чисел - часть арифметики, изучающая законы, по которым числа могут быть составлены из слагаемых того или иного виды; аддитивные свойства - свойства, связанные с геометрическими или физическими объектами так, что свойство, соответствующее целому объекту, всегда равно сумме величин, соответствующих его частям, каким бы образом объект не разбирали на части.
Адекватный (лат. adaquatus - приравненный) - равный, тождественный, вполне соответствующий.
Администрация - составная часть управленческой деятельности, занимающаяся: выработкой корпоративной политики; координацией финансов; производством, распределением и установлением границ организации и верховного контроля администратора и т.д.
Акция - 1) ценная бумага, выпускаемая акционерным обществом и дающая право ее владельцу на получение определенного дохода (дивиденда) из прибылей акционерного общества; 2) действие, направленное на достижение какой-либо цели.
Алгоритм (по латинской форме имени среднеазиатского математика аль-Хорезми - Algorithimi) - система операций (напр., вычислений), применяемых по строго определенным правилам, которая после последовательного их выполнения приводит к решению поставленной задачи.
Альтернатива (фр. alternative < лат. alter один из двух) - 1) необходимость выбора между взаимоисключающими возможностями; 2) каждая их исключающих друг друга возможностей.
Амбиция – качества личности, проявляющиеся в обостренном самолюбии, самомнении, честолюбии и тщеславии. В деятельности менеджера влияют на лидерство и социально-психологическую атмосферу.
Анкета (фр. enquete) - список вопросов, ответы на которые служат исходным материалом для анализа, обобщений, подготовки альтернативных вариантов решений или их оценки; опросный лист для получения сведений о том, кто его заполняет.
Аппарат (лат. apparatus) - 1) совокупность органов управления; 2) совокупность работников в какой-либо организации; 3) совокупность приемов, например математический аппарат; 4) прибор, техническое устройство, приспособление.
Априори (лат. a priori - без предшествующего) - независимо от предшествующего опыта.
АРМ - автоматизированное рабочее место.
Аспект (< лат. aspectum взгляд, вид) - точка зрения, с которой рассматривается предмет, явление, понятие.
Ассоциация (лат. associatio - соединение) - объединение, союз.
Аттестация (лат. attestatio - свидетельство) - определение квалификации, уровня знаний специалиста.
Аффилиация (от англ. to affiliate - присоединять, присоединяться) - стремление человека быть в обществе других людей. Тенденции к аффилиации возрастают при привлечении субъекта в потенциально опасную стрессовую ситуацию. При этом общество других людей позволяет ему проверить избранный способ поведения и характер реакций на сложную и опасную обстановку. В известных пределах близость других приводит к прямому снижению тревожности, смягчая последствия как физиологического, так и психологического стресса. Блокирование аффилиации вызывает чувство одиночества, порождает фрустрацию.
Беседа - метод получения необходимой информации на основе вербальной коммуникации. Широко применяется в различных сферах человеческой деятельности, являясь основным способом введения субъекта в конкретную ситуацию.
Бизнес (англ. business - дело, постоянное занятие) - экономическая деятельность, дающая прибыль; вид деятельности, приносящий доход.
Бизнес-план - описание целей предполагаемого бизнеса, а также условий и путей их достижения.
Бихевиоризм (англ. behaviorism < behavior поведение) - изучение психологических аспектов поведения работников, выявление их мотиваций и предпочтений.
Бюджет - метод распределения ресурсов, охарактеризованных в количественной форме, для достижения целей, также представленных количественно.
Бюрократизм – управление, в котором преувеличивается роль формальных организационных положений и преуменьшается роль человеческих интересов и потребностей.
Бюрократическая система управления (фр. bureau - бюро, канцелярия + гр. kratos - власть) - система управления организацией, в основе которой лежит иерархическая система подчинения и ответственности, строгое регламентирование функций, прав и обязанностей.
Вербальная информация - информация, получаемая из радио-, телепередач, от потребителей, поставщиков, конкурентов, на торговых совещаниях, в профессиональных организациях, от юристов, бухгалтеров и финансовых ревизоров, консультантов.
Верования - устойчивые представления о явлении, процессе или человеке, не требующие соответствующих доказательств, которые люди используют при их восприятии.
Вертикальные коммуникации – обмены информацией между уровнями иерархии.
Власть – способ и возможность воздействовать определенными средствами на деятельность и поведение людей.
Влияние – способность изменять поведение окружающих людей или ход процессов.
Внешняя среда организации косвенного воздействия - факторы, которые могут не оказывать прямого немедленного воздействия на операции, но, тем не менее, сказываются на них: политические факторы, социокультурные факторы, состояние экономики, международные события, научно-технический прогресс.
Внешняя среда организации прямого воздействия - факторы, которые непосредственно влияют на операции организации и испытывают на себе прямое влияние операций организации: поставщики, трудовые ресурсы, законы и учреждения государственного регулирования, потребители и конкуренты.
Внутренняя среда организации - все, что находится внутри организации: персонал, производство, финансы, технология, информация, маркетинг, организационная культура, психологический климат и т.д.
Восприятие - единство процессов отбора и систематизации поступающей из окружения информации, каждый из которых осуществляется как в соответствии с общими закономерностями, так и под влиянием индивидуальных особенностей личности.
Глоссарий (гр. glssa - язык + лат. glossrium - словарь) - толковый словарь малоупотребительных, слов и выражений к какому-либо тексту.
Горизонтальные коммуникации – информационные обмены между подразделениями одного уровня иерархии.
Группа - это двое или более людей, взаимодействующих друг с другом таким образом, что каждый из них одновременно и оказывает влияние на другого, и испытывает его влияние.
Декомпозиция - разложение целого на составные части.
Делегирование ответственности - передача подчиненным права принятия определенных решений или права на решение определенных проблем.
Делегирование полномочий - передача подчиненным власти в принятии решений и в осуществлении тех или иных действий, права использовать ресурсы организации для выполнения делегированных им задач.
Демократизация управления – совершенствование механизмов учета интересов человека в процессе управления. Управление, отражающее власть большинства.
Департаментализация - структурирование организации в соответствии с основными направлениями ее деятельности, формирование структурных подразделений, задачей которых является решение определенного круга проблем, имеющих самостоятельное значение в деятельности организации.
Диагностика (гр. diagnostios - способность распознавать) - установление и изучение признаков, определяющих развитие ситуации и позволяющих предотвратить нежелательные отклонения в ее развитии.
Деперсонализованный - обезличенный, противоп. персонализованный (персона (лат. persona) - особа, личность).
Деструкция (лат. destructio) - разрушение, нарушение нормальной структуры чего-либо.
Децентрализация - передача функций управления от центральных органов власти местным органам, расширение круга полномочий нижестоящих органов управления за счет вышестоящих.
Диапазон потенциальных возможностей - это функциональные службы организации: маркетинг, производство, НИОКР, финансы и т.д., а также навыки общего управления, например, развитием, диверсификацией, расширением за счет приобретения других фирм.
Диверсификация (лат. diversus - разный + facere - делать) - разностороннее развитие производства, одновременное развитие нескольких (многих) не связанных друг с другом видов производства, расширение ассортимента производимых изделий, использование различных финансовых инструментов с целью минимизации риска.
Дивиденд (лат. dividentus - подлежащий разделу) - доход, получаемый владельцем акций, представляющий собой часть прибыли акционерного общества.
Дилетант (ит. dilettante < лат. dilectare услаждать, забавлять) - любитель, занимающийся каким-либо искусством или наукой без специальной подготовки; поверхностно знакомый с какой-либо областью науки или искусства.
Дилетантизм (ит. dilettante < лат. dilectare услаждать, забавлять) - непрофессионализм, любительство, занятие каким-либо искусством или наукой без специальной подготовки; поверхностное знакомство с какой-либо областью науки или искусства.
Динамика (гр. dinamis - сила) - изменение состояния системы под воздействием приложенных сил.
Дискретный (лат. discretus) - прерывистый, состоящий из отдельных частей; дискретная величина - такая величина, между значениями которой заключено лишь конечное число других ее значений; противоп. непрерывная величина.
Дихотомия (гр. dichotomia < dicha - на две части + tome сечение) - последовательное деление целого на две части, затем каждой части снова на две и так далее.
Друкер Питер Ф. (род. 1909) - американский экономист, социолог, специалист в области проблем управления. П. Друкер один из теоретиков эмпирической школы в индустриальной социологии, которая основывается на синтезе «классической» школы управления и теории «человеческих отношений». С точки зрения П. Друкера, единство теории и бизнеса — это главная определяющая особенность эмпирической школы. Друкер считал, что основные усилия менеджеров должны быть направлены на создание системы заинтересованности, формирование и совершенствование эффективной мотивации труда. На уровне предприятий это проявляется, прежде всего, в оплате труда и достижении каждым работником удовлетворенности трудом. Друкер сформулировал основы ситуационного подхода к управлению: необходимость конкретного анализа ситуаций для принятия правильных управленческих решений. Он рассматривает ситуационную теорию в качестве объединяющей концепции, считая необходимым превращение ее в основополагающий принцип управленческого мышления. Основные работы П. Друкера: «Рынок: как выйти в лидеры. Практика и принципы», «Новые реальности в правительстве и политике, в экономике и бизнесе, в обществе и мировоззрении».
Единоначалие – передача всех административных полномочий одному руководителю и ответственность всех подчиненных только перед ним.
Задача - определенная работа, серия работ или часть работы, которая должна быть выполнена заранее установленным способом, в заранее ограниченные сроки.
Закон теории организации - устойчивая, объективная связь явлений или событий, присущая достаточно большому количеству организаций и повторяющаяся в сходных условиях. Совокупность норм и правил поведения, которая либо зафиксирована в законодательных документах (конституции, законодательных актах, уставах и т.д.)
Знание - 1) результаты познания, научные сведения; 2) совокупность сведений в какой-либо области.
Иерархия (гр. hierarchia < hieros священный + arche власть) -1) расположение частей или элементов целого в порядке от высшего к низшему; 2) расположение служебных званий, должностей в порядке их подчинения (иерархическая лестница).
Имидж - образ менеджера, организации, фирмы и т. д., возникающий при восприятии их деятельности.
Инвестиция (лат. investire - облачать) - способ вложения капитала в какое-либо предприятие, дело с целью получения прибыли.
Индукция (лат. inductio - наведение, выведение) - метод исследования, в основе которого лежит логическое умозаключение, обеспечивающее переход от частных случаев к общему выводу, от отдельных фактов к обобщениям.
Интеграция – процесс объединения усилий всех подразделений организации для достижения ее целей и задач.
Интуиция (лат. intueri - пристально, внимательно смотреть) - чутье, проницательность, непосредственное постижение истины без логического обоснования; основана на опыте и знаниях в сочетании с предчувствием.
Инфляция (лат. inflatio - вздутие) - чрезмерное увеличение находящейся в обращении массы денег по сравнению с реальным предложением товаров, падение стоимости денежной единицы.
Информационная система управления - совокупность информации, экономико-математических методов и моделей, технических, программных, технологических средств, предназначенная для обработки информации и принятия управленческих решений.
Информационная среда - совокупность естественно научных знаний, в том числе знаний, воплощенных в орудиях труда и средствах производства, нормы общественной и политической культуры, морали, система информационного обмена между организациями.
Информационная технология - процесс, использующий совокупность методов и средств реализации операций сбора, регистрации, передачи, накопления и обработки информации на базе программно-аппаратного обеспечения для решения задач управления социально-экономическими системами.
Инфраструктура – совокупность взаимосвязанных элементов, характеризующих окружающую среду.
Канал - 1) линия связи, коммуникации; устройство для передачи информации; 2) путь, средство для перемещения чего-либо; 3) искусственное русло, наполненное водой.
Квалификация (лат. qualis - какой, какого качества + гасеге - делать) - степень и уровень профессиональной подготовленности к какому-либо виду труда; профессия, специальность.
Комиссия (лат. commissio - поручение) - группа лиц, облеченных полномочиями для выполнения какой-либо задачи.
Комитет - группа внутри организации, которой делегированы полномочия какого-либо задания или комплекса заданий.
Комитет постоянный - перманентно действующая группа внутри организации, имеющая конкретную цель.
Комитет специальный - временная группа, сформированная для выполнения определенной цели.
Коммуникабельность - способность, склонность к коммуникации, к установлению контактов и связей.
Коммуникации - процесс обмена информацией, ее смысловым значением между двумя или более людьми.
Коммуникации вертикальные - информация, перемещающаяся внутри организации по нисходящей, т.е. с высших уровней на низшие.
Коммуникации горизонтальные - информация, перемещающаяся снизу вверх и выполняющая функцию оповещения руководства о том, что делается на низших уровнях.
Коммуникации неформальные - обмен слухами между людьми.
Коммуникационная сеть - соединение определенным образом участвующих в данном процессе индивидов с помощью информационных потоков. Такой подход рассматривает не индивидов как таковых, а коммуникационные отношения между индивидами. Коммуникационная сеть включает потоки посланий или сигналов между двумя и более индивидами. Коммуникационная сеть концентрируется на выработанных в организации образцах этих потоков, а не на том, удалось ли передать значение или смысл послания, и влияет на сокращение или увеличение разрыва между посланным и полученным значением.
Коммуникационный стиль - это способ, с помощью которого индивид предпочитает строить отношения по данному поводу с другими. Знание стилей помогает определить то, как себя вести с этим стилем, и, что можно ожидать от поведения, связанного с этим стилем.
Коммуникация - 1) путь сообщения, линия связи; 2) сообщение, общение. Коммуникация - передача информации от одного субъекта другому. Субъектами могут выступать отдельные личности, группы и даже целые организации. В таком случае коммуникация носит межличностный характер и осуществляется путем передачи идей, фактов, мнений, намеков, ощущений или восприятий, чувств и отношений от одного лица другому в устной или какой-либо другой форме (письменно; жесты; поза; тон голоса; время передачи; то, что не сказано и тому подобное) с целью получения в ответ желаемой реакции.
Компенсация за действия - внешняя реакция на поведение человека, выражающаяся в том, что человек либо что-то приобретает, либо что-то теряет, чего-то добивается или же чего-то не достигает, в результате осуществленных им в форме определенного поведения действий.
Компенсация отрицательная - реакция на поведение человека, при которой его желаемое поведение сразу же приводит к устранению нежелаемых для человека обстоятельств или раздражителей. Например, человек, который не ведет себя должным образом, подвергается бойкоту окружающих.
Компенсация положительная - реакция на поведение человека в виде вознаграждения, которое, независимо от формы, приводит к приятным для него последствиям.
Композиция — подбор и группировка элементов, образующих единое целое.
Компромисс – соглашение, достигнутое посредством взаимных уступок.
Контекст (< лат. contextus тесная связь, соединение) - законченный в смысловом отношении отрывок письменной или устной речи, необходимый для определения смысла отдельного входящего в него слова или фразы.
Континуум (от лат. continuum непрерывное, сплошное) - непрерывность, неразрывность явлений, процессов.
Континуум управленческий - непрерывность, неразрывность изменений, исторического развития, оформления управления в научную дисциплину.
Контроллинг — совокупность всех форм контрольной деятельности, призванная, исходя из поставленных целей, объективно и качественно проанализировать и оценить деятельность системы управления организацией для ее развития иди совершенствования.
Контроль - процесс проверки того, как данная организация осуществляет свои цели, и корректировки ее действий, состоящий из трех этапов: постановка задач для исполнения; проверка реального исполнения задач; решение проблем, если исполнение не соответствует поставленным задачам. Является одной из функций управления.
Конфликт - отсутствие согласия между двумя или более сторонами, которые могут быть конкретными лицами или группами. Каждая сторона делает все, чтобы принята была ее точка зрения или цель, и мешает другой стороне делать то же самое.
Конформизм (лат. conformis - подобный, сходный) - приспособленчество, пассивное принятие существующего порядка вещей.
Концепция (лат. conceptio) - 1) система взглядов, то или иное понимание явлений, процессов; 2) единый, определяющий замысел, ведущая мысль какого-либо произведения, научного труда и т.д.
Концепция стратегического менеджмента - система взглядов, которая позволяет организации добиваться своих целей в условиях динамичной, изменчивой и неопределенной среды.
Кооперация (< лат. cooperatio сотрудничество) - форма организации труда, при которой большое число людей совместно участвует в одном или в разных, но связанных между собой процессах труда.
Корпорация - широко распространенная в развитых странах форма организации предпринимательской деятельности, предусматривающая долевую собственность, юридический статус и сосредоточение функций управления в руках верхнего эшелона профессиональных управляющих (менеджеров), работающих по найму. Корпорации могут быть как государственными, так и частными. Юридический статус корпорации предопределяет систему налогообложения их прибылей. В отличие от партнерств и индивидуальных деловых предприятий, чьи доходы облагаются по ставке индивидуального подоходного налога, прибыли корпорации облагаются налогом на прибыль, который, как правило, отличается от подоходного налога как по величине ставок, так и по набору льгот и вычетов из налоговой базы (дохода, подлежащего налогообложению) или налоговых обязательств.
Критериальная база поведения - расположение человека к людям, событиям и процессам; совокупность ценностей, разделяемых им; набор верований, которых он придерживается и принципов, которым он следует в своем поведении.
Критерий — признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо.
Лидер (< англ. leader ведущий, руководитель) - глава, руководитель политической партии, профсоюза и т.д.
Лидерство - способность влиять на индивидуумов и группы людей, чтобы побудить их действовать для достижения определенных целей.
Лимит (лат. limes - межа, граница) - предельное количество, предельная норма.
Линейное управление – управление по вертикальной цепочке полномочных звеньев системы управления.
Линейно-функциональное управление – управление, в котором значительное участие принимают функциональные звенья системы управления
Линейные полномочия - это полномочия, передаваемые непосредственно от начальника к подчиненному.
Личность - характеристики отдельного человека и его поведения, которые сгруппированы таким образом, что отражают уникальный характер приспособления данного лица к окружающей среде.
ЛПР - лицо, принимающее решение.
Маркетинг - система мероприятий по изучению рынка и активному воздействию на потребительский спрос с целью расширения сбыта производимых товаров.
Матричная система управления – система управления, основанная на принципе разделения подчиненности по методологическим, организационным, объективным или проектным признакам.
Менеджер - специалист по управлению, сотрудник среднего и высшего звена управления, принимающий самостоятельные решения по вопросам управления организацией.
Менеджмент - 1) междисциплинарная отрасль научного знания с четко выраженным приоритетом прагматических установок; 2) составная часть управленческой деятельности организации, связанная с выполнением политики в пределах, определенных администратором, а также с использованием организации для решения задач, поставленных перед нею.
Миссия организации - цель, вызывающую у членов организации состояние устремленности к чему-то. Формулирование миссии - ответ на вопрос: почему организация (или человек) делает то, что она (или он) делает? Это нечто большее, чем определение роли организации. Миссия информирует членов организации, что ожидает общество от организации и что организация ожидает от своих членов.
Модель - представление объекта, системы или идеи в некоторой форме, отличной от самой целостности.
Модель аналоговая - представляет исследуемый объект аналогом, который ведет себя как реальный объект, но не выглядит как таковой; пример аналоговой модели - организационная схема.
Модель математическая (символическая) - использует символы для описания свойств или характеристик объекта или события.
Модель Портера-Лоулера - комплексная процессуальная теория мотивации, объединяющая элементы теории ожиданий и теории справедливости. Она включает пять переменных величин: усилие, ожидание, результативность, вознаграждение и удовлетворение.
Модель физическая - то, что исследуется с помощью увеличенного или уменьшенного описания объекта или системы. Примеры физической модели - синька чертежа завода, его уменьшенная фактическая модель, уменьшенный в определенном масштабе чертеж проектировщика. Такая физическая модель упрощает визуальное восприятие и помогает установить, сможет ли конкретное оборудование физически разместиться в пределах отведенного для него места.
Мониторинг (лат. monitor - предостерегающий) - специально организованное систематическое наблюдение за состоянием каких-либо объектов.
Мотив (фр. motif) - побудительная причина, повод к какому-либо действию, довод в пользу чего-либо.
Мотивации - психологические стимулы, которые дают действиям людей цели и направления. Эти стимулы происходят из нас самих. Но если мы говорим о руководителях, «мотивирующих» других, мы говорим о путях, которыми они фокусируют человеческие мотивации на достижение целей организации; М. - процесс создания у членов организации внутреннего побуждения к действиям для достижения целей организации в соответствии с делегированными им обязанностями и сообразно с планом. Одна из функций управления.
Навык - умение, выработанное упражнениями, привычкой.
Научение поведению - устойчивый во времени процесс изменения поведения человека на основе опыта, отражающего действия человека и реакцию окружения на эти действия.
Неопределенность внешней среды - функция количества информации, которой располагает организация (или лицо) по поводу конкретного фактора, а также функция уверенности в этой информации. Если информации мало или есть сомнения в ее точности, среда становится более неопределенной, чем в ситуации, когда имеется адекватная информация и есть основания считать ее высоконадежной.
Нивелирование (фр. niveler < niveau уровень)- 1) геод. определение точек земной поверхности относительно некоторой избранной точки над уровнем моря; 2) н. астрономических и геодезических инструментов - приведение основной оси инструмента в правильное положение; 3) перен. приведение к одному уровню, сглаживание различий.
Норма управляемости - это оптимальное количество подчиненных, непосредственно замкнутых на руководителя.
Нормы групповые - эталоны приемлемого и неприемлемого поведения в группе.
Обогащение труда - процесс структурирования трудовой деятельности таким образом, чтобы дать почувствовать исполнителю сложность и значимость порученного ему дела, независимость в выборе решений, отсутствие монотонности и рутинных операций, ответственность за данное задание, ощущение того, что человек выполняет отдельную и полностью самостоятельную работу.
Обработка информации - процесс расположения ее в определенном порядке, придание ей неких завершенных форм, что наполняет информацию новым смыслом и значением. Обработка информации создает образы, формы, которые человек может распознать и которые понимаются им определенным образом. При этом происходит процесс сведения комплекса информационных сигналов до упрощенных синтезированных образов и категорий.
Общее руководство - организационная функция, отвечающая за эффективность деятельности организации в целом. Сюда относится разработка позиции организации в конкурентной борьбе, обеспечивающей ее скоординированное продвижение к цели данного этапа. Общего руководства - возможность и способность действовать таким образом, чтобы оптимизировать достижение целей организации ближайшего и последующего этапов.
Объект (objectum - предмет) - это то, кем или чем управляют, предмет практического воздействия субъекта.
Обязанности – совокупность функций и полномочий, обязательных для их выполнения.
Оптимизация - процесс приведения системы в наилучшее состояние путем выбора наилучшего варианта из множества возможных.
Оптимология - наука об оптимуме, изучающая оптимальность соотношений между различными факторами в бизнесе (сформулирована Г. Хопфом (1882-1949). Ее основная задача - анализ всех факторов, техники, процессов в различных отраслях человеческой деятельности; их классификация с учетом условий данного предприятия и уровня оптимальности, к которому следует стремиться.
Организационная культура - система общественно прогрессивных формальных и неформальных правил и норм деятельности, обычаев и традиций, индивидуальных и групповых интересов, особенностей поведения персонала, стиля руководства, показателей удовлетворенности работников условиями труда, уровня взаимного сотрудничества и совместимости работников между собой и с организацией, перспектив развития.
Организационное окружение - та часть организации, с которой человек сталкивается во время своей работы. Для большинства людей организационное окружение включает как-рабочее место так и такие характеристики и составляющие организации, как производственный профиль, положение в отрасли, положение на рынке, размер организации, ее месторасположение, руководство, организационная структура, правила поведения и внутренний распорядок, условия труда, система оплаты, система социальных гарантий, философия организации, общение, трудовые отношения, коллеги и т.д.
Организационные отношения - взаимодействие или противодействие между элементами организации внутри и вне ее при создании, функционировании, развитии и разрушении организации.
Организация - 1) группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или целей; 2) составная часть управленческой деятельности, представляющая собой процесс, таким образом комбинирующий труд, выполняемый индивидами или группами людей, наделенных качествами, необходимыми для его выполнения, что обеспечиваются наилучшие каналы эффективного, систематического, позитивного и скоординированного приложения знаний работников. О. - процесс распределения работы среди сотрудников или групп сотрудников и координация их деятельности. Одной из функций управления.
Организация неформальная - группа в составе формальной организации, которая возникает спонтанно и где люди вступают во взаимодействие друг с другом достаточно регулярно. О. н. - спонтанно образовавшаяся группа людей, которые вступают в регулярное взаимодействие для достижения определенной цели.
Организация формальная - группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или целей.
Ответственность – форма зависимости в условиях разделения деятельности, определяющая меру порицания при невыполнении или недостаточном выполнении функций и обязательств, полномочий и ожиданий.
Ответственность социальная - определенный уровень добровольного отклика на социальные проблемы общества со стороны организации. Этот отклик имеет место по отношению к тому, что лежит вне определяемых законом или регулирующими органами требований. Организация может выступать спонсором спортивных состязаний, театральных постановок, т.е. поступать социально ответственно.
Ответственность юридическая - следование организации законам и нормам государственного регулирования, определяющим, что она может, а чего не может.
Отношение - конкретное убеждение или чувство человека в преломлении к тем или иным аспектам окружающей среды.
Параметр (гр. parametron - отмеривающий) - величина, характеризующая какое-либо свойство ситуации, объекта, устройства, процесса.
Партисипативная организация - организация, построенная на принципе активного участия работников в процессе выработки и принятия решений.
План - 1) намеченная на определенный период работа с указанием ее целей, содержания, объема, методов, последовательности, сроков выполнения; 2) замысел, предусматривающий ход, развитие чего-либо.
Планирование - процесс определения целей и путей их достижения. Одна из функций управления.
Подвижность среды - скорость, с которой происходят изменения в окружении организации.
Подразделение - составная часть организации, выполняющая специфические конкретные задания и добивающееся конкретных специфических целей в рамках организационных целей.
Подсистема социотехническая - совокупность взаимосвязанных внутренних переменных организации (цели, структура, задачи, технология и люди). Изменение одной из них в определенной степени влияет на все другие.
Политика - общие ориентиры для действий и принятия решений.
Полномочия - ограниченное право использовать ресурсы организации для выполнения делегированных задач.
Потребность - внутреннее состояние психологического или функционального ощущения недостаточности чего-либо.
Правила - указания, что следует делать в конкретной ситуации.
Прерогативы — исключительное право, принадлежащее какому-либо государственному органу или должностному лицу.
Престиж - авторитет, влияние, уважение, которым, пользуется кто-либо.
Приверженность организации - отношение работника к организации, когда он: разделяет и делает своими собственными цели организации и ее ценности; стремится оставаться в организации, и сохраняет данное стремление даже тогда, когда это может быть для него невыгодно; готов не только стараться для организации, но и, если надо, принести в жертву организационным интересам свои личные.
Приемлемость роли - человек готов выполнять ту или иную роль осознанно, исходя из того, что это принесет ему определенное удовлетворение, приведет к получению некоего положительного результата, который не обязательно должен носить материальный характер и быть четко определенным для человека до начала действия.
Принцип [< лат. principum основа, начало] - 1) основное, исходное положение какой-либо теории, учения и так далее; руководящая идея, основное правило деятельности; 2) внутреннее убеждение, взгляд на вещи, определяющие норму поведения; основа устройства, действия какого-либо механизма, прибора, установки.
Принципы менеджмента - основные правила деятельности организации для достижения поставленных целей. Впервые их сформулировал А. Файоль: 1) разделение труда; 2) полномочия и ответственность; 3) дисциплина; 4) единоначалие; 5) единство направления; 6) подчиненность личных интересов общим;7) вознаграждение персонала; 8) централизация; 9) скалярная цепь; 10) порядок; 11) справедливость; 12) стабильность рабочего места для персонала; 13) инициатива; 14) корпоративный дух. Многие из них до сих пор практически полезны, несмотря на изменения, которые произошли с тех пор, как А. Файоль впервые их сформулировал.
Приоритет (лат. prior - первый) - первенствующее значение чего-либо; первенство в каком-либо открытии, изобретении и т. п.
Прогноз - научное предвидение развития ситуации, состояния объекта прогнозирования на будущий период, последствий принимаемых решений.
Процесс управления - процесс формирования и осуществления управленческих воздействий.
Прогнозирование - метод, в котором используются как накопленный в прошлом опыт, так и текущие допущения насчет будущего с целью его определения. Если прогнозирование выполнено качественно, результатом станет картина будущего, которую вполне можно взять за основу планирования.
Производительность- отношение количества единиц на выходе к количеству единиц на входе.
Процедуры - действия, которые должны быть предприняты в конкретной ситуации.
Процесс контроля - последовательность действий по обеспечению достижения организацией своих целей, состоящая из трех этапов: выработка стандартов и критериев оценки; сопоставление реальных результатов со стандартами; принятие необходимых корректирующих действий.
Процесс принятия решений - последовательная реализация этапов: диагноз проблемы; формулировка ограничений и критериев для принятия решения; выявление альтернатив; оценка альтернатив; окончательный выбор.
Процесс связующий - деятельность, перекрывающая и связывающая четыре основные функции управления: планирование, организацию, мотивацию и контроль в управлении. Основные связующие процессы - принятие решений и общение (коммуникация). Руководство тоже можно рассматривать как связующий процесс.
Процесс стратегического менеджмента - совокупность последовательных действий (функций) для достижения целей, поставленных перед организацией в условиях динамичной, изменчивой и неопределенной среды, позволяющая оптимально использовать существующий потенциал и оставаться восприимчивой к внешним воздействиям.
Процесс управления - взаимосвязь функций планирования, организации, мотивации и контроля посредством процессов коммуникации и принятия решений.
Прямая связь – команда, поступающая от субъекта к объекту управления.
Разделение труда вертикальное - отделение работы по координированию действий от самих действий. Деятельность по координированию работы других людей составляет сущность управления.
Разделение труда горизонтальное - разделение всей работы на составляющие компоненты.
Расположение - априорное отношение к человеку, группе людей, явлениям, организациям, процессам, и вещам, определяющее положительную или негативную реакцию на них.
Рационализация (лат. ratio - разум) - усовершенствование, улучшение, осуществление более целесообразной организации управленческого или исполнительского труда.
Реинжиниринг - фундаментальное переосмысление и радикальное перепланирование бизнес-процессов компании, имеющее целью резкое улучшение таких показателей, как затраты, качество, надежность и др.
Рентабельность - величина прибыли в процентах, которую можно получить от реализации проекта, инвестиций или других активов, приносящих доход.
Ресурсы - средства, запасы, возможности, источники чего-либо: финансы, сырье, материалы, персонал, информация, энергия, и т. д.
Решение - выбор одного из возможных альтернативных вариантов, осуществляемый лицом, принимающим решение и направленный на достижение поставленной цели; результат управленческого труда.
Решение интуитивное - выбор, сделанный только на основе ощущения того, что он правилен.
Решение организационное - выбор, который должен сделать руководитель, чтобы выполнить обязанности, обусловленные занимаемой им должностью. Цель организационного решения - обеспечение движения к поставленным перед организацией задачам. Наиболее эффективным организационным решением является выбор, который будет реализован и внесет наибольший вклад в достижение конечной цели.
Решение, основанное на суждении, - выбор, обусловленный знаниями или накопленным опытом. Человек использует знание о том, что случилось в сходных ситуациях ранее, чтобы спрогнозировать результат альтернативных вариантов выбора в существующей ситуации. Опираясь на здравый смысл, он выбирает альтернативу, которая принесла успех в прошлом. Такие решения иногда кажутся интуитивными, поскольку логика их не очевидна.
Риск - принятие решений в условиях, когда возможен неблагоприятный исход.
Роль управленческая – вид поведения менеджера в определенных ситуациях управления, комплекс образов менеджера, которые рождаются в результате его поведения в управленческих ситуациях (консультант, инноватор, арбитр и пр.).
Самонастройка организации - результат действия процессов адаптации организации как элемента более сложной системы экономических отношений к изменениям в окружающей среде.
Связующие процессы - процессы принятия решений и коммуникации, которые связывают четыре управленческие функции (планирования, организации, мотивации, контроля), обеспечивая их взаимозависимость.
Селективный - отобранный из какой-либо совокупности по заранее определенным признакам. Например, селективная информация - информация, отобранная по заранее определенным признакам.
Синергия - сотрудничество, совместное действие; в социально-экономических системах при рациональной организации труда синергетический эффект проявляется в приросте энергии, превышающем сумму индивидуальных усилий членов коллектива.
Система - это целое образование, созданное из частей и элементов, взаимодействующих между собой в направлении достижения единой цели.
Система (< гр. systema (целое) составленное из частей; соединение) - 1) множество закономерно связанных друг с другом элементов (предметов, явлений, взглядов и т.д.), представляющее собой определенное целостное образование, единство; 2) порядок, обусловленный планомерным, правильным расположением частей в определенной связи, строгой последовательностью действий; принятый, установившийся распорядок чего-либо; 3) форма, способ организации чего-либо; 4) совокупность хозяйственных единиц, учреждений, родственных по своим задачам и организационно объединенных в единое целое.
Система управления – единство субъекта и объекта управления и вся совокупность прямых и обратных связей между ними. Система обладает, как правило, новыми свойствами, которые отсутствуют у образующих ее элементов.
Систематизация информации - обработка с целью приведения к определенному виду и интерпретация информации, позволяющая индивиду определенным образом реагировать на ее получение.
Системный подход к управлению - это управление организацией как единой системой, где любое управленческое воздействие на одну часть системы сказывается и на других ее частях.
Ситуация - конкретный набор обстоятельств, которые сильно влияют на организацию в данное конкретное время.
Скалярная цепь управления - ряд лиц, стоящих на руководящих должностях, начиная от лица, занимающего самое высокое положение в цепочке, вниз, до руководителя низового звена
Сложность внешней среды - число факторов, на которые организация обязана реагировать; уровень вариантности каждого фактора.
Социализация - процесс включения человека в организационное окружение, который в равной мере зависит как от характеристик этого окружения, так и от характеристик самого человека.
Социально-психологические методы управления – способы воздействия, опирающиеся на социально-психологические рычаги, социальные интересы, нормы поведения, психологические особенности.
Специализация внутри предприятий - сосредоточение отдельных цехов, участков и рабочих мест на выполнении определенных технологических операций или групп операций, на которые расчленяется процесс изготовления готовой продукции при производственной и территориальной кооперации цехов, участков и отдельных рабочих мест.
Специализация международная - планомерный процесс концентрации изготовления определенной конструктивно и технологически однородной продукции на специально предназначенных предприятиях отдельных стран.
Специализация отрасли - приспособленность отрасли к выпуску длительно и стабильно повторяющейся номенклатуры продукции определенного экономического назначения, идущей на удовлетворение общественных потребностей и личных нужд.
Специализация предприятия - производственно-технологическая приспособленность и сосредоточение предприятия на выпуске стабильно повторяющейся и технологически однородной номенклатуры продукции узкого или ограниченного ассортимента.
Специализация производства - форма общественного разделения труда между отраслями народного хозяйства, предприятиями, а также внутри отраслей и предприятий на различных стадиях производственного процесса.
Спецификация (лат. specificatio < species вид, разновидность + facere делать) - 1) перечисление специфических особенностей чего-либо; распределение по разрядам, классификация.
Средства достижения цели - существующие в природе и обществе предметы или действия (для организации - ее структура и процессы), включенные в систему целенаправленной деятельности и обеспечивающие получение определенного результата.
Стагнация (лат. snagnum - стоячая вода) - застой в производстве, торговле.
Стандарты - конкретные цели, прогресс в отношении которых поддается измерению.
Статика (лат. statike - равновесие) - неизменное состояние параметров организационной системы, независимо от изменений, происходящих во внешней среде.
Статус (< лат. status состояние дел, положение) - правовое положение, состояние.
Статус неформальный - позиция нахождения роли работника, придаваемая ей окружающими людьми. Неформальный статус роли задается либо персональными характеристиками исполнителя роли, либо же неформально определенными значением и влиянием роли в организации. Человек может обладать особыми личностными чертами, либо возрастными и квалификационными характеристиками, которые будут вызывать повышенное уважение окружающих и готовность признавать его более высокое лидерское положение, чем это определено формальным статусом роли.
Статус организационный – положение человека или группы, определяющееся комплексом функций и полномочий его деятельности.
Статус формальный - позиция нахождения роли работника в иерархическом построении организации. Свидетельствует о том, какими властными правами обладает исполнитель данной роли, каково его положение в формальной иерархии распределения влияния на деятельность организации.
Стереотипизация - сведение более сложного и оригинального явления к определенному представлению об этом явлении. Помогает снять неопределенность, устранить неясность, и тем самым облегчить процесс познания.
Стиль руководства в контексте управления - привычная манера поведения руководителя по отношению к подчиненным, чтобы оказать на них влияние и побудить их к достижению целей организации. Степень, до которой управляющий делегирует свои полномочия; типы власти, используемые им, и его забота, прежде всего, о человеческих отношениях или, прежде всего, о выполнении задачи - отражает стиль руководства, характеризующий данного лидера.
Стимул (лат. stimulus букв, остроконечная палка, которой погоняли животных, стрекало) - побуждение к действию, побудительная причина.
Стратегические решения - это решения, определяющие долговременную перспективу развития организации.
Стратегическое планирование - процесс выбора целей для организации и принятия решения о том, что следует делать для их достижения. Обеспечивает основу для всех управленческих решений.
Стратегическое управление - это не только фиксирование желаемого состояния организации в будущем, но и, прежде всего, обеспечение возможности принятия эффективных стратегических решений, нацеленных на достижение желаемого состояния организации в будущем.
Стратегия (гр. strategia - искусство разворачивания войск к бою) - способы, набор методов действий, определяющих долгосрочную перспективу развития организации, включая: долговременные цели, определяющие деятельность организации (стратегические цели); технологии, с помощью которых реализуется достижение стратегических целей; ресурсы, которые будут использованы при достижении стратегических целей.
Структура организации - логическое взаимоотношение уровней управления и функциональных областей, построенных в такой форме, которая позволяет наиболее эффективно достигать целей организации.
Тактика (гр. taktika - искусство построения войск) - приемы, способы достижения краткосрочной цели, в рамках решения стратегических задач.
Темперамент – сочетание устойчивых психических свойств, определяющих динамику деятельности человека.
Теория ожидания - процессуальная концепция, согласно которой наличие у человека активных потребностей не является единственным и достаточным условием мотивации его поведения на достижение какой-либо цели. Человек должен ожидать, что его действия обязательно приведут к достижению этой цели.
Теория организации - наука, которая изучает принципы, законы и закономерности функционирования и развития организаций.
Теория потребностей Д. МакКлеланда - содержательная модель мотивации, которая описывает поведение людей через три категории потребностей: власти, достижений, принадлежности.
Теория справедливости - процессуальная теория мотивации, согласно которой люди субъективным образом определяют отношение ожидаемого поощрения к затраченным для этого усилиям и сопоставляют полученное отношение с отношениями, получаемыми другими людьми, выполняющими аналогичную работу. Если человек в данной ситуации считает, что его коллега получает большее вознаграждение, то он будет стремиться ликвидировать это дисбаланс.
Тест - задания стандартной формы, по которым проводятся испытания для определения профессиональной подготовки специалистов, способностей, волевых качеств; вопросник, распространяемый как материал, используемый при проведении социальных, социологических и иных видов исследований.
Технология - совокупность средств, процессов, операций, методов, с помощью которых входящие в производство элементы преобразуются в выходящие; охватывает машины, механизмы и инструменты, навыки и знания.
Умение - навыки в каком-нибудь деле, опыт. Уметь - обладать навыком, полученными знаниями, быть обученным чему-либо.
Управление - свойство систем различной природы сохранять свою целостность, структурное единство и добиваться достижения поставленных целей.
Управление персоналом - функциональная сфера деятельности, задача которой - обеспечение предприятия в нужное время кадрами в необходимом количестве и требуемого качества, их правильная расстановка и стимулирование. Целью управления персоналом является формирование работоспособных коллективов, в которых работники действуют с учетом собственных интересов и во благо организации в целом. Основные функции управления персоналом: планирование потребности в кадрах и ее удовлетворение (поиск, отбор и высвобождение), формирование условий труда, создание системы стимулирования (вознаграждение, мотивация), а также развитие персонала. На небольших предприятиях указанные функции выполняет руководство, на более крупных - самостоятельные отделы кадров, которые в ряде вопросов делят ответственность за кадровую работу с линейными руководителями. Характер управления персоналом на предприятиях весьма различен. Оно простирается от чисто кадровой работы до управления человеческими ресурсами, при котором работника рассматривают в качестве капитала предприятия. Автономия предприятия в вопросах управления персоналом ограничена государственными нормами в отношении защиты работников и права их участия в принятии определенных решений.
Управление по целям (УПЦ) - метод объединения планирования, контроля и мотивации, который успешно применяют многие организации для уменьшения числа конфликтов и снижения отрицательной реакции людей на контроль путем их участия в этом процессе. Метод УПЦ помогает реализовать стратегию путем улучшения связи между целями подчиненных, целями их начальников и целями всей организации.
Управленческий потенциал (возможности) - объем работы, с которым может справиться общее руководство. Адекватность возможностей зависит от того, как реагирует общее руководство на возникающие проблемы. Например, при управлении по исключениям, если меняются внешние условия, требуется намного меньшее число руководителей, чем при резкой смене стратегии организации.
Управленческое обследование - методичная оценка функциональных зон организации, предназначенная для выявления ее стратегически сильных и слабых сторон. С целью упрощения в обследование включают пять функций: маркетинг, финансы (бухгалтерский учет), операции (производство), человеческие ресурсы, а также культура и образ корпорации.
Управляющая подсистема - уровень деятельности по руководству и контролю за деятельностью организации
Уровень управления – ступень в иерархической системе, обусловленная вертикальным разделением управленческого труда.
Фрустрация [< лат. frustratio обман, расстройство, разрушение планов] психическое состояние человека, вызываемое объективно непреодолимыми (или субъективно так воспринимаемыми) трудностями, возникающими на пути достижения цели или решения задачи; переживание неудачи. Фрустрацию можно рассматривать как одну из форм психологического стресса. Различают: фрустратор (причина, вызывающая фрустрацию), фрустрационную ситуацию, фрустрационную реакцию. Фрустрация сопровождается гаммой в основном отрицательных эмоций: гневом, раздражением, чувством вины и т. д.
Функциональный потенциал диапазон потенциальных возможностей, включающий функциональные службы организации: маркетинг, производство, НИОКР, финансы и так далее, а также навыки общеорганизационного управления, например, развитием, диверсификацией.
Функция управления - обособленное направление управленческой деятельности. А. Файоль, которому приписывают первоначальную разработку этой концепции, считал, что существует пять исходных функций: планирование, организация, распорядительство, координация, контроль. Обзор современной литературы позволяет выявить следующие функции — планирование, организация, распорядительство (или командование), мотивация, руководство, координация, контроль, коммуникация, исследование, оценка, принятие решений, подбор персонала, представительство и ведение переговоров или заключение сделок. Фактически почти в каждой публикации по управлению содержится список управленческих функций, который будет хоть немного отличаться от других подобных списков.
Харизма (лат. charisma - божий дар, благодать) - исключительная одаренность, обаяние, особая привлекательность, умение вести за собой, управлять людьми без принуждения и обещания материальных вознаграждений.
Целеполагание – этап процесса управления, включающий операции по разработке, формулированию и постановке цели управления и цели деятельности людей.
Цели оперативные - исходят из действительной политики и указывают, что организация на самом деле пытается делать. Имеют внутреннюю направленность, важны для членов организации.
Цели официальные определяют общее назначение организации. Абстрактны, идеалистичны и описываются в качественных терминах, оправдывая существование организации перед обществом; по ним трудно определить, чем на самом деле занимается организация.
Цель один из элементов поведения и сознательной деятельности человека, характеризуемый предвосхищением в мышлении результата деятельности и пути его реализации с помощью определенных средств. Цель выступает как способ интеграции различных действий человека, а для организации - действий различных людей, в некоторую упорядоченность или систему. Цель является исходным пунктом, определяющим отношения между субъектом и объектом управления.
Ценности - набор стандартов и критериев, которым человек следует в своей жизни; общие убеждения, вера человека по поводу того, что хорошо и что плохо, или что безразлично в жизни.
Централизация - 1) сосредоточение чего-либо в одном месте, в одних руках, в одном центре; 2) условие, при котором право принимать наиболее важные решения остается за высшими уровнями управления.
Централизация управления - сосредоточение управления в одном центре, в одних руках, в одном месте; создание иерархической структуры управления, в которой преобладают вертикальные связи, когда верхние уровни обладают определяющими полномочиями в принятии решений, а эти решения строго обязательны для нижних уровней.
Шум - любое вмешательство в процесс коммуникации на любом из его участков, искажающее смысл послания.
Эволюция (< лат. evolutio развертывание) - процесс изменения, развития.
Эволюция менеджмента - процесс изменения менеджмента, его исторического развития, оформления в систематизированную научную дисциплину.
Эдхократическая организация - вид организации, который возник под влиянием высоких технологий в наиболее динамично развивающихся отраслях. Они отличаются ориентированностью на нестандартные и сложные работы, на гибкие быстро меняющиеся структуры с упором на компетентность и знания, а не на позиции в иерархии.
Экономические методы управления – способы воздействия, опирающиеся на экономические рычаги (налог, цена, прибыль, заработная плата и пр.).
Эксперт (лат. expertus - опытный) - высококвалифицированный специалист в некоторой области деятельности, владеющий технологиями проведения экспертиз и соответствующей нормативно-правовой базой.
Экспертиза - исследование какого-либо объекта, ситуации, вопроса, требующего специальных знаний, с представлением мотивированного заключения.
Экстраполяция, экстраполирование (экстра + лат. polire - делать гладким, отделывать) - метод научного исследования, заключающийся в распространении выводов, полученных из наблюдения над одной частью явления, на другую часть его.
Элиминировать - исключать, устранять.
Эмерджентность (англ. emergence - возникновение, появление нового) - новое высшее качество организационной системы, процесс перехода количества в качество в рационально организованной, динамически развивающейся системе.
Эмпатия - внимание к чувствам других людей. При обмене информацией подразумевает также поддержание открытости в разговоре.
Эмпиризм (< гр. emperia опыт) - философское учение, признающее чувственный опыт единственным источником знаний; эмпиризм преувеличивает роль чувственного познания, недооценивает роль мышления, научных абстракций.
Эмпирический (гр. empeiria - опыт) - основанный на опыте.
Эргатические системы – социо-технические или человеко-машинные системы управления.
Этика (лат. ethica < гр. ethos) - система норм нравственного поведения человека, какого-либо класса, общественной или профессиональной группы.
Этические нормативы - система общих ценностей и правила этики, которые, по мнению организации, должны придерживаться ее работники. Разрабатываются с целью описания целей организации, создания нормальной этичной атмосферы и определения этических рекомендаций в процессах принятия решения.
Этический - нравственный, относящийся к этике; соответствующий требованиям этики.
Эффективность организации - результативность организации, соотношение результатов деятельности и затраченных на их достижение трудовых и материальных ресурсов. Сущность процесса увеличения эффективности организации состоит в повышении экономических результатов на каждую единицу затрат.
Эффективность управления – соизмерение результата управления с затраченными усилиями и ресурсами. Одна из итоговых характеристик управления.
Эффективность экономическая и социальная - отношение полезного результата (эффекта) к затратам.
Ясность роли - предполагает, что человеку, данную роль исполняющему, известно и понятно не только ее содержание, т.е. содержание его работы, и способы ее осуществления, но и связь его деятельности с целями и задачами организации, ее место в совокупности работ, выполняемых коллективом.
SWOT -анализ - название анализа образовано первыми буквами английских слов, означающих в переводе силу, слабость, возможности и угрозы (Strenght, Weakness, Opportunities and Threats). Этот вид анализа позволяет при принятии стратегических решений систематизировать сильные и слабые стороны организации, принять во внимание предполагаемые угрозы и предусмотреть, в какой степени организации удается использовать свои возможности, чтобы избежать опасностей.
Учебное издание |
Волкодаева Арина Валерьевна |
МЕНЕДЖМЕНТ |
Учебно-методическое пособие |
Корректор Петрова И.Н. |
Подписано к печати 21.09.2017. Формат 60х84 1/16 Бумага офсетная. Печать ризограф. Тираж 50 экз. |
АНО ВО Университет «МИР» 443030, Самара, ул.Аксакова,21 |
Дата: 2018-11-18, просмотров: 543.