Сочинение представляет собой вид творческого задания, которое
выполняют учащиеся, самостоятельно излагая мысли, переживания и др., на
определённую, заданную преподавателем тему.
Сочинение – это учебный вид письменной работы, в задачу которой
входит развитие связной речи, построение текста, основанного на идеях и
мыслях обучаемого. Письменная речь как вид речевой деятельности
предполагает широкое использование сочинений для активизации речевых
навыков и умений.
На начальном и среднем этапах обучения преподаватель использует
сочинение как способ развития умений выражать свои мысли на изучаемом
языке.
Сочинение может стать заключительным этапом работы с текстом или
разговорной темой. Например, если учащиеся читают текст из учебника, где
рассказывается о семье москвича, то завершением работы может стать
сочинение на тему «Моя семья». Перечень сочинений может быть
обширным: «Расскажу о себе, о своей учёбе», «Как я изучаю иностранный
язык», «Моё первое впечатление о Москве», «Мой первый приезд в Москву»,
«Моя сестра очень любит разговаривать по телефону», «Рассказ о
национальной кухне» и др.
После работы с описательным текстом учащийся также может
получить задание написать сочинение. Так, прочитав небольшой рассказ М.
Пришвина «Лесные часы», учащийся получает задание:
Напишите:
· Что вы знаете о жизни растений?
· От кого Вы об этом узнали: от родителей, друзей или из книг?
Сочинения учащийся может писать:
по заданной тематике;
с опорой на вопросы или ключевые слова и синтаксические конструкции;
по предлагаемому преподавателем плану;
по аналогии с пройденным текстом или разговорной темой.
В отличие от изложения учащийся свободен в выборе лексико-
грамматических средств для выражения своих мыслей. Однако
преподаватель обязательно должен готовить учащихся к написанию
сочинений при помощи системы различных упражнений, в противном случае
в сочинении будет очень много ошибок.
Учащихся необходимо готовить к написанию сочинений, так же как и к
диктантам и изложениям, т.е. снимать лексико-грамматические трудности,
объяснять структуру сочинения.
Сочинения различаются по жанру, типу создаваемого текста или по
способу выражения мыслей. С этих позиций в методике существуют
сочинения:
описание,
повествование,
объяснение,
рассуждение.
Указанные виды сочинений являются письменной формой выражения
мыслей; как правило, они используются на таком этапе обучения, когда
учащийся уже овладел языковой системой и может строить свои
высказывания не на основе конкретного речевого образца, а в соответствии
со своим пониманием проблемы.
Описанием называют речевое сообщение в устной или письменной
форме, в результате чего создаётся образ какого-либо описываемого
предмета или явления. При описании предметов или явлений (в нашем
случае) пишущий раскрывает их качества, свойства, состояние, определяет
их расположение в пространстве или во времени.
В практике работы с иностранными учащимися целесообразно
описывать различные предметы или явления, используя метод толкования,
заменяющий перевод на родной язык. Преподаватель может включить в
систему заданий: опишите своего друга, опишите какой-либо прибор,
опишите комнату, в которой вы живёте и т.д.
Речевое сообщение, объектами которого являются действия, события
или их последовательность, называют повествованием. При повествовании
широко используются глагольные формы. Повествование и описание в
чистом виде, как правило, не существуют, обычно описание сочетается с
повествованием, с объяснением какого-либо явления или действия.
Объяснение связано с толкованием какого-либо действия, процесса,
события или их взаимосвязи. В объяснении раскрываются цели и средства,
необходимые для выполнения действий, причины, следствие чего-либо,
формулируются проблемы и способы их решения. При объяснении пишущий
пытается создать мнение о сообщаемом или изменить у адресата имеющуюся
точку зрения.
Рассуждение является мыслительным процессом, направленным на
обоснование какого-либо положения или на формулирование вывода из
имеющихся фактов, аргументов и зафиксированным в письменной форме.
Структура рассуждения складывается из тезиса, доказательства и вывода.
Рассуждение подразумевает, что учащиеся владеют языковыми
компетенциями на значительном уровне. В этом случае они могут писать
рефераты, доклады, статьи и др.
Обучение написанию реферата
Дата: 2018-11-18, просмотров: 278.