Обучение написанию изложений
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Изложением называется вид письменного упражнения, развивающего

речь учащегося на основе данного образца, или пересказ прослушанного /

прочитанного текста. Изложение используется для обучения учащихся

письменной речи, для обогащения их словарного запаса, для использования

изучаемых грамматических явлений в тексте.

С точки зрения восприятия учащимися учебного материала

существуют изложения, в которых:

 

исходный текст воспринимается зрительно;

исходный текст воспринимается на слух;

исходный текст воспринимается зрительно, а потом на слух или наоборот.

 

Классификация изложений может быть различной, но все они, как

правило, носят обучающий характер.

По способу передачи учащимися информации выделяют:

 

подробные, содержание которых учащийся воспроизводит полностью,

сохраняя по возможности тип текста, его структурные и композиционные

особенности;

сжатые, в которых передаётся главное, основное содержание текста, а

детали опускаются;

выборочные, где воспроизводится не весь текст, а какая-то его часть;

с дополнительными заданиями творческого характера, предполагающими

внесение изменений в содержание или композицию исходного образца:

замену лица, перестановку частей, дополнение текста и т.д.;

с элементами сочинения, т. е. самостоятельного построения высказывания.

 

Существуют изложения с опорой на какие-либо элементы:

 

вопросы,

ключевые слова,

синтаксические конструкции,

план.

 

Изложение учит:

 

 

углублённо работать над текстом;

анализировать текст, выделять в нём главное и второстепенное;

извлекать из текста заданный материал;

уметь пересказывать его в письменной форме;

раскрывать тему, идею текста;


 

создавать собственные высказывания по аналогии с прочитанным или

прослушанным текстом.

 

Проведение специальной подготовки к изложению положительно

влияет на обогащение словарного запаса и грамматического строя речи

учащихся, совершенствует навыки правописания, учит правильному

использованию языковых средств.

В систему заданий, предваряющих изложение, включены:

 

чтение и аудирование текста;

ответы на вопросы или ответы на вопросы выдержками из текста;

устный пересказ текста;

списывание отдельных конструкций, частей текста;

диктанты;

составление планов.

 

Диктант, составленный на основе текста изложения, является

своеобразным типом упражнений, формирующих умения создавать текст,

активизировать контекстуально-синонимические конструкции.

Так как изложения имеют обучающий характер, учащийся сначала

читает текст изложения, затем выполняет задание: «Выпишите из текста…»,

«Измените предложения по образцу», «Напишите диктант». В диктант

включены опорные слова и предложения из прочитанного текста.

Завершается работа над изложением творческим заданием. В систему

завершающей работы могут быть включены задания:

 

редактирование написанного текста;

сочинение в форме письма;

сочинение по аналогии и др.

 

Изложения контролирующего характера проводятся при обобщении

изученного материала, они выносятся в качестве контрольной зачётной или

экзаменационной работы на завершающем этапе довузовского обучения или

на младших курсах вузовского обучения.

 


Дата: 2018-11-18, просмотров: 339.