Изложением называется вид письменного упражнения, развивающего
речь учащегося на основе данного образца, или пересказ прослушанного /
прочитанного текста. Изложение используется для обучения учащихся
письменной речи, для обогащения их словарного запаса, для использования
изучаемых грамматических явлений в тексте.
С точки зрения восприятия учащимися учебного материала
существуют изложения, в которых:
исходный текст воспринимается зрительно;
исходный текст воспринимается на слух;
исходный текст воспринимается зрительно, а потом на слух или наоборот.
Классификация изложений может быть различной, но все они, как
правило, носят обучающий характер.
По способу передачи учащимися информации выделяют:
подробные, содержание которых учащийся воспроизводит полностью,
сохраняя по возможности тип текста, его структурные и композиционные
особенности;
сжатые, в которых передаётся главное, основное содержание текста, а
детали опускаются;
выборочные, где воспроизводится не весь текст, а какая-то его часть;
с дополнительными заданиями творческого характера, предполагающими
внесение изменений в содержание или композицию исходного образца:
замену лица, перестановку частей, дополнение текста и т.д.;
с элементами сочинения, т. е. самостоятельного построения высказывания.
Существуют изложения с опорой на какие-либо элементы:
вопросы,
ключевые слова,
синтаксические конструкции,
план.
Изложение учит:
углублённо работать над текстом;
анализировать текст, выделять в нём главное и второстепенное;
извлекать из текста заданный материал;
уметь пересказывать его в письменной форме;
раскрывать тему, идею текста;
создавать собственные высказывания по аналогии с прочитанным или
прослушанным текстом.
Проведение специальной подготовки к изложению положительно
влияет на обогащение словарного запаса и грамматического строя речи
учащихся, совершенствует навыки правописания, учит правильному
использованию языковых средств.
В систему заданий, предваряющих изложение, включены:
чтение и аудирование текста;
ответы на вопросы или ответы на вопросы выдержками из текста;
устный пересказ текста;
списывание отдельных конструкций, частей текста;
диктанты;
составление планов.
Диктант, составленный на основе текста изложения, является
своеобразным типом упражнений, формирующих умения создавать текст,
активизировать контекстуально-синонимические конструкции.
Так как изложения имеют обучающий характер, учащийся сначала
читает текст изложения, затем выполняет задание: «Выпишите из текста…»,
«Измените предложения по образцу», «Напишите диктант». В диктант
включены опорные слова и предложения из прочитанного текста.
Завершается работа над изложением творческим заданием. В систему
завершающей работы могут быть включены задания:
редактирование написанного текста;
сочинение в форме письма;
сочинение по аналогии и др.
Изложения контролирующего характера проводятся при обобщении
изученного материала, они выносятся в качестве контрольной зачётной или
экзаменационной работы на завершающем этапе довузовского обучения или
на младших курсах вузовского обучения.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 339.