В работе (статье, диссертации, пособии, монографии):
рассматривается (что?)
затрагивается (что?)
говорится / пишется (о чём?)
ставится / освещается (что?)
В работе (статье, диссертации, пособии, монографии):
читатель / преподаватель найдёт (что?)
Автор:
ставит / освещает (что?)
рассматривает (что?)
даёт оценку (чему?)
Цель работы:
познакомить (с чем?)
осветить (что?)
рассмотреть (что?)
Работа:
предназначена (для кого?)
адресована (кому?)
представляет интерес (для кого?)
может быть использована (кем?)
Таким образом, обучая письму и письменной речи,
преподаватель на разных этапах обучения использует различные
виды и формы работ.
При формировании коммуникативной компетенции письма и
письменной речи ему необходимо руководствоваться требованиями,
сформулированными в государственных тестах, и учитывать уровни
владения языком.
В монографии «Общеевропейские компетенции владения
языком: изучение, обучение, оценка»66 сформулированы требования,
необходимые для формирования функциональной компетенции
учащихся при порождении письменной речи.
Таблицы владения коммуникативными компетенциями
В письменной речи в зависимости от уровня владения
Языком
Учащийся при порождении письменного текста может:
66
Общеевропейские компетенции владения иностранным языком: изучение, обучение, оценка. Департамент
по языковой политике, Страсбург. Совет Европы (французская и английская версии), 2001; МГЛУ (русская
версия), 2003, 2005. С. 63-64.
А1
| писать простые, не связанные друг с другом
предложения;
| А2
| написать ряд простых фраз и предложений,
связанных простыми связками, такими, как «и», «но»,
«потому что»;
| В1
| писать простые связные тексты по широкому кругу
знакомых и интересующих его / её вопросов, связывая
|
| |
Преподаватель развивает творческие возможности учащегося, а
учащийся в моменты письменного творчества может:
А1
| написать простые фразы и предложения о себе и
вымышленных людях, о том, где они живут и чем
занимаются;
| А2
| написать ряд простых фраз и предложений о своей
семье, бытовых условиях, образовании, текущей и
недавней работе,
написать короткие простые вымышленные
биографии;
| А2 написать несколько связных между собой | предложений о повседневной жизни: о людях, местах или
учёбе;
делать очень короткие простейшие описания
событий, занятий и личного опыта;
В1
| делать простые, подробные описания по целому ряду
знакомых, интересующих его / её вопросов;
описать свой опыт, формулируя свои чувства и
реакцию на него в простой связный текст;
описать событие, недавнюю поездку – реальную или
воображаемую;
в письменном виде пересказать историю;
|
| |
| воедино ряд отдельных коротких элементов;
| В2
| писать чёткие тексты, подробно освещающие
интересующие его/её вопросы, синтезируя и оценивая
информацию и аргументы, поступающие из нескольких
источников;
| С1
| писать чёткие, хорошо структурированные тексты
по сложной тематике, подчёркивая важные, остро
стоящие вопросы, расширяя и подкрепляя точку зрения
при помощи довольно развёрнутых дополнительных
рассуждений, доводов и подходящих примеров и завершая
повествование выводами;
| С2
| писать сложные тексты, чёткие и естественные, в
соответствующем ситуации хорошем стиле, с логической
структурой, помогающей читателю уловить важные
положения.
|
| |
Учащийся при создании докладов и эссе может:
А1
| дескриптор отсутствует;
| А2
| дескриптор отсутствует;
| В1
| писать очень краткие доклады, стандартные по
форме и содержанию, дающие фактическую информацию
повседневного характера и объясняющие предпринятые
действия;
| В1 писать короткие простые эссе на интересующие | его / её темы,
довольно свободно суммировать и сообщить своё
мнение по поводу собранной фактической информации по
знакомым повседневным и неповседневным вопросам,
находящимся в рамках его / её деятельности;
В2
| написать эссэ или доклад в развитие какой-либо
позиции, приводя доводы за и против определённой точки
зрения и поясняя плюсы и минусы вариантов решения;
синтезировать информацию и аргументы из
нескольких источников;
| В2 написать эссэ или доклад, в котором доказательства | разворачиваются системно, важные моменты
подчёркиваются и приводятся детали, подкрепляющие
излагаемую точку зрения;
дать оценку различным идеям и вариантам решения
проблем;
| |
В2
| составить ясные, подробные описания реальных или
выдуманных событий и опыта, оформляя мысли в единый,
связный текст и следуя принятым условностям
избранного жанра;
| В2 ясно и подробно описывать разнообразные | интересующие его/её вопросы;
написать отзыв на фильм, книгу, пьесу;
С1
| свободно дать понятное, логично построенное,
развёрнутое описание или написать вымышленный
текст, придерживаясь при этом собственного стиля,
неформального выбранной аудитории;
| С2
| свободно, понятно и захватывающе описывать
истории и свой опыт.
|
| |
В соответствии с уровнями владения языком преподаватель
должен формировать коммуникативную компетенцию в сознании
учащегося.
Эти требования представлены в тестовых материалах.