Слушайте, выписывайте опорные слова и словосочетания
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

В зависимости от уровня группы лекционный материал может быть

представлен или в виде свободного диктанта (время для его записи должно

быть ограниченным), или в форме лекции, но темп речи должен быть на

пределе нижнего нормативного уровня, с удлинением пауз между

предложениями, с повторами наиболее значимых.

 

Интеллигентность обладает огромной силой. Она устойчива и

существует в таких условиях, в которых, казалось бы, никакое явление

существовать не может. Она неагрессивна, между тем как разрушительные

силы очень агрессивны. Казалось бы, что интеллигентность, в общем,

безоружна, она беззащитна. Но в определённом смысле силы

интеллигентности и гуманности обладают огромным запасом. Какие

постоянные и вооруженные были усилия для того, чтобы истребить эти

чувства! Но эти чувства оказались очень устойчивыми. Они неизменно

порождаются заново. Они лежат, видимо, в природе человека.


 

В основе интеллигентности – желание понять другого человека,

желание понять, что он имеет право быть другим. Он должен быть

толерантным, что значит по-русски, терпимым. А это означает вот что: я

уважаю другого человека, я ему позволяю иметь свои убеждения. Я уважаю

его за то, что он оригинален и не похож на меня.

Между прочим, в этом смысле есть один любопытный эпизод. Старый

историк Карамзин (правда, не такой уж старый – 50 лет), знаменитый

писатель, был человеком консервативных взглядов. А молодые либералы,

которые требовали свободы, очень его осуждали, критиковали, писали на

него эпиграммы. Пушкин писал злые эпиграммы, хотя очень его любил,

Карамзина. Они как бы отказывали ему в праве иметь своё мнение. Раз его

мнение не передовое, значит, очень плохо, что он такое мнение имеет. Жена

Карамзина в одном из своих писем к брату-либералу Вяземскому писала, что

свободолюбивые люди, которые не признают за другим человеком свободы

думать иначе, чем они, хотят, чтобы все были в либеральных мундирах. И

для них свобода состоит в том, чтобы снять консервативный мундир и надеть

либеральный мундир. А для Карамзина свобода была в том, чтобы совсем

быть без мундира и думать, как хочешь думать, как кажется правильным.

Ориентироваться на истину.

Итак, мы говорим о том, что интеллигентный человек стремиться

понять другого.

Помните слова Чехова, который говорил, что интеллигентный человек

не лжёт даже в малом, тем более в большом. Не занимается самообманом.

Одна из особенностей неинтеллигентного человека состоит в том, что он

придумывает себе двойника, который его оправдывает, и всегда получается,

что он прав. Это для нас сейчас очень важный вопрос. Во-первых, потому что

это вопрос морального будущего нашего общества. Мы совершенно

разучились друг друга понимать. Надо учиться друг друга понимать. Во-

вторых, это очень важно в межнациональных отношениях. Культура

вырабатывает в разных культурах два полюса: интеллигентного человека и

неинтеллигентного человека. И вся беда в том, что мы чаще всего

сталкиваемся с антиинтеллигентными людьми. И создаётся впечатление обо

всём коллективе по этому человеку.

Что отличает интеллигентного человека от неинтеллигентного? Тем,

что он имеет выношенные мысли, свои убеждения. Он строит жизнь в

соответствии со своими мыслями. Он может ошибаться, но он готов за свои

ошибки платить, в том числе и своей жизнью. Интеллигентный человек готов

за свои мысли, за свои убеждения заплатить своей жизнью. Убеждения

измеряются для меня тем, чем ты готов за них заплатить.

У нас бытует представление о том, что интеллигентный человек – это

человек мягкотелый и поэтому в опасных острых ситуациях он ненадёжен,

между тем, как есть такие железобетонные герои, которые представляют в

этих ситуациях настоящую опору. Много было написано произведений о

таких людях, которых надо контролировать, поправлять, воспитывать. Миф

этот укоренился в сознании. Об этом надо сказать несколько слов.


 

В рассказы о слабости интеллигентной души я верю плохо. Мой

собственный опыт говорит о том, что люди сильной души, люди, которые

могут на что-то опереться, одни – на религию, другие – на талант, третьи – на

чувство своего нравственного долга перед народом, – они способны часто

вынести то, что физическая сторона человека вынести уже не может.

Поэтому, я думаю, что настоящей внутренней интеллигентности присущ

героизм. Человек интеллигентной души борец, и борец, как правило, в

тяжёлых ситуациях. Отношения его с властями редко складываются

идеалистически. Об этом тоже надо сказать, потому что у нас бытует и

другое мнение, что интеллигентный человек, как любят говорить, это

наёмный лакей власти. Это глубоко ошибочное представление.

Есть люди интеллектуального труда, которые включены или в

бюрократическую машину по своим должностям, или в машину власти,

машину управления, администрации, которые обслуживают какой-то участок

государственной или общественной машины. Они называются

интеллигентами, или людьми интеллигентного труда, но это не то, о чём мы

говорим. Мы говорим не о людях, которые обслуживают государственную

машину необходимыми ей теориями, а о людях, выполняющих в обществе

функцию ума и совести. И это люди не только неподкупные, но и готовые за

свою неподкупность платить. Вся история этому иллюстрация. Ни одна из

групп не знает столько мучеников за свои идеалы. Это люди с определённой

степенью независимости. Это Герцен, Сахаров, Солженицын и множество

других.

 



Дата: 2018-11-18, просмотров: 248.