Интеллигент должен быть толерантным, что значит по-русски,
терпимым. А это значит вот что: я уважаю другого человека, я ему позволяю
иметь свои убеждения. Я уважаю его за то, что он оригинален и не похож на
меня.
Прослушайте предложения. Запишите их. Разберите по составу.
1. Жена Карамзина в одном из своих писем к брату-либералу
Вяземскому писала, что свободолюбивые люди, которые не признают за
другим человеком свободы думать иначе, чем они, хотят, чтобы все были в
либеральных мундирах. 2. Мой собственный опыт говорит о том, что люди
сильной души, люди, которые могут на что-то опереться, одни - на религию,
другие – на талант, третьи – на чувство своего нравственного долга перед
народом – они способны часто вынести то, что физическая сторона человека
вынести уже не может.
Прослушайте текст. Напишите его. Подчеркните в нём те
Предложения, которые несут основную информацию.
Упражнение направлено на формирование умений, необходимых для
понимания смысла сообщения.
Помните слова Чехова, который говорил, что интеллигентный человек
не лжёт даже в малом, тем более в большом. Не занимается самообманом.
Одна из особенностей неинтеллигентного человека состоит в том, что он
придумывает себе двойника, который его оправдывает, и всегда получается,
что он прав. Это для нас сейчас очень важный вопрос.
Прослушайте текст.
а) Сформулируйте вопросы, на который он даёт ответ.
б) Запишите ответ в краткой форме.
В более слабой группе можно предложить сначала прослушать текст, а
затем его прочитать.
Я думаю, что настоящей внутренней интеллигентности присущ
героизм. Человек интеллигентной души борец, и борец, как правило, в
тяжёлых ситуациях. Отношения его с властями редко складываются
идеалистически. Об этом тоже надо сказать, потому что у нас бытует и
другое мнение, что интеллигентный человек, как любят говорить, это
наёмный лакей власти. Это глубоко ошибочное представление. Есть люди
интеллектуального труда, которые включены или в бюрократическую
машину по своим должностям, или в машину власти, машину управления,
администрации, которые обслуживают какой-то участок государственной
или общественной машины. Они называются интеллигентами, или людьми
интеллигентного труда, но это не то, о чём мы говорим. Мы говорим не о
людях, которые обслуживают государственную машину необходимыми ей
теориями, а о людях, выполняющих в обществе функцию ума и совести. И
это люди не только неподкупные, но и готовые за свою неподкупность
платить. Вся история этому иллюстрация. Ни одна из групп не знает столько
мучеников за свои идеалы. Это люди с определённой степенью
независимости. Это Герцен, Сахаров, Солженицын и множество других.
Прослушайте фрагмент текста.
а) Во время второго прослушивания запишите первое предложение.
б) Во время прослушивания запишите опорные слова других
Предложений.
в) Передайте основное содержание всего фрагмента.
Интеллигентность обладает огромной силой. Она устойчива и
существует в таких условиях, в которых, казалось бы, никакое явление
существовать не может. Она неагрессивна, между тем как разрушительные
силы очень агрессивны. Казалось бы, что интеллигентность, в общем,
безоружна, она беззащитна. Но в определённом смысле силы
интеллигентности и гуманности обладают огромным запасом. Какие
постоянные и вооруженные были усилия для того, чтобы истребить эти
чувства! Но эти чувства оказались очень устойчивыми. Они неизменно
порождаются заново. Они лежат, видимо, в природе человека.
9. Прочитайте с правильной интонацией следующие предложения:
Какие постоянные и вооруженные были усилия для того, чтобы
истребить эти чувства! Что отличает интеллигентного человека от
неинтеллигентного?
Найдите соответствия в двух столбиках. Обратите внимание
Дата: 2018-11-18, просмотров: 275.