Второй сертификационный уровень владения русским языком
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Обучение слушанию и пониманию лекции

 

Для работы предлагается неадаптированный фрагмент лекции Юрия

Лотмана.

 

Цель урока: научить трём составляющим процесса записи лекции:

 

· аудированию;

· мыслительной (и речевой) переработке принимаемой информации с

тем, чтобы затем её записать;

· письменной фиксации лекционного материала.

 

Ход работы:

 

· вводное слово преподавателя;

· упражнения, формирующие умения аудирования;


·

 

·

·

 

·


упражнения, формирующие умения, необходимые для мыслительной

переработки информации;

упражнения, формирующие умения письменной фиксации лекции;

предъявление аудиотекста: преподаватель даёт установку, как слушать

и записывать текст;

послетекстовые задания.


 

 




Вводное слово преподавателя

 

Преподаватель предваряет работу с аудиотекстом рассказом о Ю.

Лотмане (1922-1993) и его лекциях. Было бы целесообразно сообщить, что

Юрий Михайлович Лотман - профессор Тартуского университета, доктор

филологии, член-корреспондент Британской Академии наук, член

Норвежской королевской академии, ряда зарубежных научных обществ и

редколлегий международных научных журналов. Он основатель школы


 

семиотики, автор монографий, посвящённых творчеству Пушкина,

Карамзина, истории русской культуры, включая литературу, театр,

живопись и кино. Юрий Михайлович Лотман читал свои лекции цикла

«Беседы о русской культуре» на радио и на телеканале «Культура». В

лекциях историк литературы касался не только литературоведческих тем,

но и толкования таких понятий, как добро, справедливость, патриотизм,

интеллигентность, независимость. В одной из лекций Лотман поднимает

тему культуры и интеллигенции, определяет основной критерий

интеллигентности как внутреннюю свободу, уважение к другому человеку.

Юрий Лотман считал, что очень важно уважение к другому человеку, к его

праву быть таким, каким он хочет, а не таким, каким хотят его видеть

другие. И каждый человек должен уважать это право и требовать

уважения к себе, к своему праву быть. По словам учёного, это и есть

уважение к народу, потому что народ — это мы все, «это наши родители и

деды, которые умерли, это наши дети и внуки, которые будут».

 


Упражнения, подготавливающие к восприятию аудиотекста лекции


 

Перед прослушиванием


 

фрагмента


 

лекции


 

предлагается


 

выполнить


следующие упражнения.

 







Прослушайте слова, запишите те, которые вы запомнили.

 

Упражнение направлено на удержание в памяти отдельных слов. Если какие-

либо слова учащиеся не знают, их надо объяснить.


 

Интеллигентность, гуманность, убеждение,


 

взгляды,


 

мнение,


консерватор, либерал, истина, самообман, мундир.

 





Прослушайте словосочетания. Напишите их.

 

Преподаватель читает подряд все словосочетания один раз. Затем

читает только первое слово.

 

а) Знаменитый писатель, любопытный эпизод, консервативные

взгляды, свободолюбивый человек, межнациональные отношения,

нравственный долг, наёмный лакей;

б) желание понять, особенность человека, слабость интеллигенции,

сила интеллигентов, лакей власти;

в) иметь право, уважать другого человека, создаётся впечатление,

платить жизнью, бытует представление.

 

Прослушайте фразу. Повторите её.

 

Преподаватель читает первый раз всё предложение. Затем он читает


 

предложение без последнего слова. В более слабой группе следует давать

предложение, содержащее словосочетание предыдущего упражнения.

Упражнение помогает научиться удерживать в памяти синтаксические

формы слов.

 

1. Об этом нужно сказать несколько (слов). 2. Миф этот укоренился (в

сознании). 3. Настоящей внутренней интеллигентности присущ (героизм). 4.

Ни одна группа людей не знает столько мучеников за свои (идеалы).

 


Дата: 2018-11-18, просмотров: 282.