которыми сочетаются глаголы:
Выращивать, подарить, посоветовать, посадить, рвать, принести
пользу, потерять.
Упражнение 5. Напишите самостоятельно, что можно:
посадить - …, подарить - … сорвать - …
Упражнение 6. Образуйте видовую пару к данным глаголам:
Вырастить -…, дарить -…, советовать -…, рвать -…, видеть -…,
приносить пользу…, гибнуть -…, терять -…
III. Закрепление и активизация лексики
Упражнение 7. Напишите, какие могут быть яблоки:
хорошие
плохие
зелёные
Упражнение 8. Скажите, какие яблоки вы любите?
Упражнение 9. Запишите слова, подберите к ним антонимы:
Богатый -…; посадить около дома -…; приносить людям пользу -…
Упражнение 10. Напишите, какие деревья растут:
в саду: яблоня, …
в лесу: берёза,…
Упражнение 11. Вы знаете словосочетание «солнечный свет».
Напишите, с какими словами может сочетаться прилагательное
«солнечный».
Солнечная комната, …
Упражнение 12. Вы знаете глагол «рвать». С этим глаголом
Употребляются приставки со-, вы-, раз(о)-, по-, которые придают
Глаголу новое значение. Найдите глаголы с этими приставками и
Запишите их в тетради. Напишите, какие слова сочетаются с этими
Глаголами.
Первый сертификационный уровень владения русским языком
Фрагмент урока по обучению лексике
В составе темы «Библиотека»
Цель урока:
· ввести и закрепить лексику, связанную с изучаемой темой;
· активизировать сочетаемость слов, связанных с данной темой;
· сформировать лексические навыки употребления тематических слов.
Ход работы:
· введение тематической лексики;
· наблюдение за сочетаемостью введённых слов и за их
грамматическими особенностями;
· активизация тематической лексики с помощью условно-речевых и
речевых упражнений.
Прочитайте
Диалоги. Выпишите опорные
Слова
и
Словосочетания, относящиеся к теме: «Библиотека».
Упражнение вводит лексику по теме. Семантизация происходит на основе
контекста.
Алисия в регистратуре библиотеки. Она обращается к библиотечному
Работнику.
- Я хочу записаться в библиотеку. Что мне для этого нужно?
- Паспорт и фотография.
- К сожалению, у меня нет с собой фотографии. А мне бы хотелось
поработать в читальном зале уже сегодня.
- Сколько времени вы будете работать? Я могу выписать вам
временный читательский билет без фотографии на один месяц.
- Спасибо. Я буду в Москве всего три недели.
- Познакомьтесь с правилами библиотеки и заполните формуляр.
2. Алисия в библиотеке. Она видит там свою однокурсницу Машу.
- Маша! Как хорошо, что я тебя встретила.
- Привет, Алисия! Ты здесь первый раз?
- Да. Хочу найти материал для курсовой работы по лексике.
- Давай я тебе помогу. Нужно поискать в каталоге. Ты хочешь
посмотреть монографии или статьи?
- И то и другое.
- Тогда ищи в систематическом каталоге.
- А потом? Как мне получить книги?
- Заполни требование, не забудь указать шифр книги. Требование
отдай библиотекарю. Через двадцать минут твой заказ будет выполнен.
- А на завтра я могу заказать?
- Конечно. Книги с утра будут ждать тебя на полке.
- Как удобно!
2. а) Проверьте, были ли указанные слова и словосочетания в
Диалогах.
б) Попробуйте догадаться о значении новых слов. Проверьте себя
По словарю.
Учащийся, сопоставляя выписанные им слова и словосочетания с
указанными в этом упражнении, внимательнее семантизирует новую
лексику. Кроме того, упражнение развивает языковую догадку.
Читатель, библиотекарь, библиотечный работник, библиограф,
дежурный библиограф, консультант;
читательский билет, временный читательский билет;
систематический, предметный, алфавитный каталог;
формуляр, требование;
автор, название, год и место издания, шифр книги;
записываться - записаться в библиотеку; брать - взять книгу на дом,
выписывать - выписать, заказывать - заказать, получать - получить
книгу.
Вам нужно записаться в библиотеку. Заполните правильно
Формуляр.
Упражнение вводит в реальную ситуацию, что повышает мотивацию
обучения лексике.
Фамилия
_________________________________
_Имя
_________________________________
Домашний адрес
___________________________
_________________________________
_____
Телефон________________________
Отчество______________________ __
_____
С правилами библиотеки знаком и
Возраст_______________________
обязуюсь их выполнять.
____
Подпись_______________
Место
учебы___________________________
" "____ года.
Скажите,
- куда обратилась Алисия, чтобы записаться в библиотеку?
- какой билет могла получить Алисия?
- где Алисия и Маша искали материал по лексике?
- что надо было заполнить Алисии, чтобы получить книги?
- могла ли Алисия заказать книги на другой день?
Вспомните,
- какую российскую библиотеку называют самой большой, самой
полной и самой старой и почему?
- какими каталогами можно пользоваться в библиотеке?
- к кому надо обратиться за помощью в подборе нужного вам
материала?
- где можно работать с книгами, журналами, газетами?
Упражнения 4, 5, 6, 7 служат введению необходимых лексических единиц.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 318.