Для решения задач, связанных с оценкой численности рабочих и служащих, занятых на ТГК используют Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР), являющийся составной частью Единой системы классификации и кодирования информации (ЕСКК) Российской Федерации. Объектами классификации в ОКПДТР являются профессии рабочих и должности служащих.
Первый раздел - профессии рабочих - включает профессии рабочих в соответствии с Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих (ЕТКС), а также профессии рабочих, права и обязанности которых предусмотрены в уставах, специальных положениях и соответствующих постановлениях, регламентирующих состав профессий в отраслях экономики.
Второй раздел - должности служащих - разработан на основе Единой номенклатуры должностей служащих и Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих. Служащие классифицированы на 3 категории: руководители, специалисты и другие служащие.
Рабочие делятся по условиям труда (нормальные, тяжелые и вредные, а также особо тяжелые и особо вредные) и по степени механизации труда:
1. рабочие, выполняющие работу на автоматах, автоматизированных агрегатах, установках, аппаратах;2. рабочие, выполняющие работу при помощи машин и механизмов;3. рабочие, выполняющие работу вручную при машинах и механизмах;4. рабочие, выполняющие работу вручную не при машинах и механизмах;5. рабочие, выполняющие работу вручную по наладке и ремонту машин и механизмов.В штат рабочих ТГК входят аккумуляторщики, бункеровщики, весовщики, водители авто – и электропогрузчиков, водители автомобилей, грузчики, кладовщики, комплектовщики, машинисты кранов и штабелеров, машинисты бульдозеров, экскаваторов, машинисты гидравлических и пневматических перегружателей, операторы вагоноопрокидывателей, операторы конвейеров, приемосдатчики, стропальщики, слесари-механики и слесари-электрики, и др.
Перечень потребных профессий устанавливается в соответствии с принятым технологическим процессом погрузочно-разгрузочных работ на ТГК, а количество рабочих соответствующей профессии может быть определено с помощью Межотраслевых норм времени на погрузку, разгрузку вагонов, автотранспорта и складские работы, утвержденных постановлением Минтруда РФ от 17.10. 2000 г. N 76:
где Чр – количество производственных рабочих;
Нвр – норма времени на единицу работы;
Тсм - продолжительность смены, ч;
Тр – количество рабочих дней в году.
Норма времени – это рабочее время, необходимое для качественного выполнения единицы работы или выпуска единицы продукции исполнителем или группой исполнителей. Нормы времени установлены для механизаторов в ч; для грузчиков, стропальщиков, насыпщиков цемента т.п. - в чел.-ч на единицу измерения (т; шт; м3 и т.п.).
Нормой выработки называется количество продукции или объём работы (в тоннах, вагонах, штуках и других единицах измерения), который должен быть выполнен одним или группой работников в единицу времени. Обычно норма выработки Нвыр устанавливается на 1 ч или смену при выполнении одной и той же работы или нескольких регулярно повторяющихся работ:
,
Для складов машиностроительных заводов некоторые нормы выработки приведены в табл.5.6.
Таблица 5.6
Пример норм выработки
Наименование склада | Нормы выработки на 1 рабочего, т в смену | |
при комплексно механизированном цикле работ | при частично механизированном цикле работ | |
Склад металла | 35-45 | 20—30 |
Центральный материальный склад | 10-15 | 6—10 |
Склад готовой продукции | 10—20 | 5—10 |
Склад стройматериалов и огнеупоров: | ||
штучные материалы | 15—20 | 8-12 |
сыпучие материалы | 20—30 | 5—8 |
Склад металлоотходов | 10-15 | 5-8 |
В ряде случаев количество рабочих может принято по нормам обслуживания подъемно-транспортных машин, например, на контейнерном козловом кране заняты один крановщик и два стропальщика, на электропогрузчике – один водитель. Кроме того, следует учесть, что часть работников находится в отпусках, выполняет общественные обязанности, болеет, и т.п. Поэтому списочный состав работников Чсп (предусмотренный штатным расписанием) больше, чем явочный состав Чяв (необходимый для занятия всех рабочих постов):
,
где b- коэффициент перехода от явочного состава к списочному (b=1,15).
Количество руководителей, специалистов и других служащих определяется в зависимости от вместимости и специфики работы склада. Обычно их численность не превышает 15% рабочих
5.10 Требования пожарной безопасности, охраны труда и окружающей среды при проектировании ТГК
При разработке рациональной технологии погрузочно-разгрузочных, транспортных и складских работ крайне важно обеспечить выполнение требований охраны труда, противопожарной безопасности, защиты окружающей среды, установленных нормативными документами. Эти требования имеют специфические особенности в зависимости от рода грузов, типа предприятия и т.п.
При определении размеров складов неукоснительного выполнения требуют нормы пожарной безопасности. Технический регламент о требованиях пожарной безопасности и соответствующие своды правил [10, 11, 12] устанавливает категории складов, степени огнестойкости и классы конструктивной пожарной опасности зданий, в зависимости от которых принимаются решения по планировке.
При решении вопроса об этажности и высоте складов необходимо в каждом отдельном случае учитывать: габариты, массу и количество материалов, подлежащих хранению на складе; удельную нагрузку на 1 м2 пола склада; способы перемещения материалов на складе; условия размещения складов на генплане; применяемые средства механизации складских процессов и др. В то же время объемно-планировочные решения по складу напрямую связаны с противопожарными требованиями. Так, в соответствии со СП 56.13330.2011 число этажей и высоту зданий следует принимать на основании результатов сравнения технико-экономических показателей вариантов размещения складских помещений в зданиях различной этажности, но в пределах, установленных табл. 5.7.
Таблица 5.7
Максимальные значения высоты и площади этажа
Катего- рия склада | Высота зданий, м | Степень огнестой- кости зданий | Класс конст-руктивной пожарной опасности зданий | Площадь этажа, м2 в пределах пожарного отсека зданий | ||
одно-этажных | двух-этажных | много-этажных | ||||
А | - | I, II | С0 | 5200 | - | - |
- | III | С0 | 4400 | - | - | |
- | IV | С0 | 3600 | - | - | |
Б | 18 | I, II | С0 | 7800 | 5200 | 3500 |
- | III | С0 | 6500 | - | - | |
- | IV | С0 | 5200 | - | - | |
В | 36 | I, II | С0 | 10400 | 7800 | 5200 |
24 | III | С0 | 10400 | 5200 | 2600 | |
- | IV | С0, С1 | 7800 | - | - | |
- | IV | С2, С3 | 2600 | - | - | |
- | V | не нормируется | 1200 | - | - | |
Д | не ограничивается | I, II | С0 | не ограни-чивается | 10400 | 7800 |
36 | III | С0, С1 | то же | |||
12 | IV | С0, С1 | " | 7800 | 5200 | |
- | IV | С2, С3 | 5200 | 2200 | - | |
9 | V | не нормируется | 2200 | - | - |
Высота одноэтажных зданий I, II и III степеней огнестойкости класса С0 не нормируется. Высоту одноэтажных зданий IV степени огнестойкости классов С0 и С1 следует принимать не более 25 м, классов С2 и С3 - не более 18 м (от пола до низа несущих конструкций покрытия на опоре).
Расстояние от наиболее удаленного рабочего места в помещении до ближайшего эвакуационного выхода из помещения непосредственно наружу или в лестничную
клетку не должно превышать значений, приведенных в [9]. Помещения приемосдатчиков грузов, кладовщиков и бытовые помещения для рабочих, размещенные в зданиях складов, должны быть изолированы противопожарнымипреградами, а также иметь самостоятельный выход наружу. Электросветильники в помещениях складов следует размещать над проходами. Они должны находиться на расстоянии не менее 0,3 м от сгораемых конструкций и 0,5 м от грузов. Переносные электрические светильники допускается применять напряжением 12 В в защитной металлической сетке.
Стеллажи и грузы должны располагаться так, чтобы продольный проход в складском помещении по ширине был не менее 1,0 м, поперечные проходы не менее ширины дверей (ворот), а расстояние от стен, батарей и труб центрального отопления - не менее 0,5 м.
Открытые стоянки автомобилей на складских территориях допускается располагать не ближе 10 м от зданий, сооружений и площадок хранения грузов, а от глухих противопожарных стен не менее 2 м.
Площадки для погрузки и выгрузки опасных и особо опасных грузов должны располагаться не ближе 50 м от зданий, сооружений и путей организованного движения поездов. Эстакады и другие разгрузочные устройства для выгрузки угля должны располагаться не ближе 50 м от складов тарных и штучных грузов и контейнерных пунктов.
Открытые склады легковоспламеняющихся и горючих жидкостей (ЛВЖ и ГЖ) следует размещать на площадках с более низкой отметкой относительно производственных зданий и территории населенных пунктов. Резервуары должны иметь ограждения (обвалование), препятствующие растеканию жидкостей в случае аварии. Склады нефтепродуктов, располагаемые на огражденных площадках предприятий, не должны иметь отдельного ограждения. Территория склада ЛВЖ и ГЖ должна быть ровной, утрамбованной, посыпанной песком, огражденной, иметь наружное освещение и содержаться в чистоте. Для предотвращения воздействия солнечной радиации наземные и заглубленные емкости с нефтепродуктами окрашиваются светлой краской.
Работы по ремонту резервуаров следует производить только после полного освобождения резервуара от жидкости, отсоединения от него трубопровода, открытия всех люков, тщательной очистки (пропарка и промывка), отбора из резервуара проб воздуха и анализа на отсутствие взрывоопасной концентрации. Перед началом работы насосных станций должна быть включена приточно - вытяжная вентиляция.
ЛВЖ и ГЖ в таре следует хранить в зданиях (хранилищах), под навесами и на открытых площадках, имеющих более низкие отметки по уровню земли, чем отметки производственных цехов и населенных пунктов. Площадки должны иметь ограждения (обвалования), препятствующие растеканию жидкости в случае аварии.
Складские помещения с опасными и особо опасными грузами должны быть удалены на расстояния: не менее 35 м от организованного движения поездов, производственных и служебных зданий; 50 м от мест массового пребывания людей. Условия совместного хранения и разделения веществ и материалов, относящихся к разделу опасных и особо опасных по ГОСТ 19433, регламентируются ГОСТ12.1.004.
Площадки для складирования угля и торфа должны быть очищены, ограждены, освещены и оборудованы пожарные гидранты. Грунты, содержащие органические вещества (битумы, колчеданы), не могут быть использованы для подштабельных оснований. Применение асфальта, асфальтобетона и деревянных настилов для покрытия площадок запрещается. Запрещается располагать штабеля угля и торфа под различными коммуникациями (газопроводом, электролинией) и над местами прохождения подземных сооружений и коммуникаций (тоннели, трубопроводы, кабели).
Уголь и торф различных марок и видов должны укладываться в отдельные штабеля. Запрещается складирование вновь привезенного угля на старые отвалы угля, пролежавшие более одного месяца. Расстояние между сложенными штабелями угля должно быть не менее 1 м при высоте штабеля не более 3 м и не менее 2 м при большей высоте штабелей. Для торфа высота штабелей не должна превышать 3 м, длина основания - 80 м, ширина -15м.
Штабеля располагают попарно, с разрывами между каждой парой в 4 м и между смежными парами не менее 20 м. Между торцами штабелей устраивают разрыв для кускового торфа в 10 м, для фрезерного - 20 м.
Для угля высота штабеля не должна превышать 5 м, длина основания - 200 м, ширина - 30 м. При повышении температуры выше 60оС следует производить уплотнение штабеля на участке образования очага возможного самонагревания или выемку разогревшегося угля (торфа) с немедленной засыпкой места выемки свежим углем (торфом) и тщательным его уплотнением.
На складах горючих газов (ГГ) баллоны с газами разрешается хранить в помещениях и на открытых площадках, защищенных от воздействия осадков и солнечных лучей, в соответствии с требованиями ГОСТ 12.1.004-91. Допускается размещение групповых баллонных установок без разрывов от зданий только у глухих несгораемых стен зданий, не имеющих окон и дверей. Хранение групповых баллонных установок допускается в шкафах или специальных будках из несгораемых материалов. Склады необходимо разделять на отсеки.
Количество отсеков устанавливается в зависимости от вида ГГ и возможности их совместного хранения согласно требованиям ГОСТ 12.1.004-91. В каждом изолированном отсеке допускается размещать не более 500 баллонов с горючими или 1000 баллонов с негорючими газами. Общая емкость склада не должна превышать 3000 баллонов (в пересчете на 40-литровые). Баллоны, предназначенные для хранения ГГ в сжатом, сжиженном и растворенном состоянии, должны удовлетворять требованиям "Правил устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением", а также "Правил безопасности в газовом хозяйстве". Наружная поверхность баллонов должна быть окрашена в установленный для данного газа цвет.
Баллоны с ГГ (водород, ацетилен, пропан, этилен и др.) должны храниться отдельно от баллонов с кислородом, сжатым воздухом, хлором, фтором и другими окислителями. Во взрывоопасных помещениях станций сжиженных газов и в помещениях для хранения баллонов с ГГ должны быть установлены приборы, сигнализирующие о возникновении опасной концентрации газа в помещении.
Контейнерные площадки и платформы должны иметь твердое покрытие, проезды, обеспечивающие свободный подъезд и разворот пожарных автомобилей. Ширина полосы движения на прямых участках должна быть не менее 4 м. При одностороннем расположении крытых складов и платформ расстояния от последних до забора должно быть не менее 16 м, при двустороннем расположении расстояние между складами должно быть не менее 28 м.
При тупиковом проезде в конце его необходимо предусматривать площадку для поворота автомобилей в виде кольца с внешним радиусом не менее 15 м. По фронту установленных контейнеров на площадке, а также тяжеловесных грузов через каждые 100 м устраиваются и обозначаются противопожарные разрывы шириной не менее 5 м.
Лесоматериалы должны быть уложены в штабеля по разработанным и согласованным с пожарной охраной дороги технологическим картам. Размеры штабелей круглого леса не должны превышать по ширине длину бревна, по длине 50 м и по высоте -2 м. Размеры штабелей пиломатериалов и шпал не должны превышать по длине и ширине длины доски, шпалы или бруска, а по высоте - 4м. Штабеля должны формироваться в группы. Количество штабелей в группе не должно превышать 12 при предельной длине группы 50 м и ширине -15м. Разрывы между штабелями в одной группе должны быть не менее 2 м, а между группами - 25 м.
К штабелям лесоматериалов должен быть обеспечен свободный доступ. В противопожарных разрывах между штабелями не допускается складирование лесоматериалов, оборудования и т.п. Установка пакетов лесоматериалов в проездах и подъездах к водоисточникам запрещается.
Особые требования установлены, например, и к складам минеральных удобрений. Так, для хранения аммиачной селитры следует проектировать одноэтажные складские здания II степени огнестойкости с пролетами 12, 18 или 24 м, шагом опор (колонн) 6 м. Высота (от пола до низа несущих конструкций на опоре) принимается кратной 0,6 м, но не менее 3,6 м, допускается высота кратная 0,3 м (в пределах от 3,6 до 7,2 м) в зданиях с несущими наружными и внутренними стенами или опорами из кирпича или других штучных строительных материалов.
Емкость штабелей аммиачной селитры в мешках не должна превышать 700 т; расстояние между штабелями для проезда механизмов должно быть не менее 1,5 м, проходы - 1 м. При проектировании складов следует предусматривать: устранение непосредственного контакта работающих с хранящимися веществами, которые оказывать вредное действие; комплексную механизацию технологических операций на складах; своевременное удаление и обезвреживание отходов являющихся источниками опасных и вредных производственных факторов и могущих привести к загрязнению окружающей природной среды (почвы, водоемов, воздуха). Склады удобрений и пестицидов следует располагать, как правило, с подветренной стороны (для ветров преобладающего направления в теплый период года) по отношению к жилой застройке. Параметры силосов и силосных корпусов для удобрений должны приниматься в соответствии с главой СНиП по проектированию сооружений промышленных предприятий.
Стеллажи должны иметь горизонтальные экраны из негорючих материалов с шагом по высоте не более 4 м. В стеллажах должны быть предусмотрены поперечные проходы высотой не менее 2 м и шириной не менее 1,5 м через каждые 40 м. Проходы в пределах стеллажей необходимо отделять от конструкций стеллажей противопожарными перегородками. В наружных стенах в местах устройства поперечных проходов в стеллажах следует предусматривать дверные проемы.
Отметка края погрузочно-разгрузочной рампы для автомобильного транспорта со стороны подъезда автомобилей должна быть равной 1,2 м от уровня поверхности проезжей части дороги или погрузочно-разгрузочной площадки. Погрузочно-разгрузочные рампы и платформы для железнодорожного подвижного состава следует проектировать в соответствии с ГОСТ 9238. Погрузочно-разгрузочные работы следует выполнять механизированными способами с применением подъемно-транспортного оборудования и средств механизации. Механизированный способ является обязательным для грузов массой более 50 кг, а также для подъема грузов на высоту более 3 м. Перемещение грузов массой более 20 кг в технологическом процессе должно производиться с помощью встроенных подъемно-транспортных устройств или средств механизации. Также должно быть механизировано перемещение грузов в технологическом процессе на расстояние более 25 м. При загрузке автомобиля груз не должен возвышаться над проезжей частью дороги более чем на 3,8 м и иметь ширину не более 2,5 м.
Ширина пандусов для проезда напольных транспортных средств должна не менее чем на 0,6 м превышать максимальную ширину груженого транспортного средства. Уклон пандусов следует принимать не более 16% при размещении их в закрытых помещениях и не более 10% при размещении снаружи зданий.
В складских помещениях температуру, относительную влажность и скорость движения воздуха необходимо принимать в соответствии с требованиями технологии хранения грузов и требованиями СНиП 2.04.05.
6 Экономическое обоснование выбора лучшего варианта ТГК
На базе приведенных выше рекомендаций разрабатываются два варианта проекта ТГК, имеющие одинаковые исходные данные и отличающиеся финишными технико-технологическими и эксплуатационными параметрами. Реализация проекта ТГК связана со значительными вложениями материальных и финансовых ресурсов, то есть инвестиций.
Выбор рационального варианта производится на основе сравнения технико-экономических показателей конкурирующих вариантов [13]. Для сравнения инвестиционных проектов могут быть использованы различные показатели:
· чистый доход;
· чистый дисконтированный доход;
· индекс доходности;
· внутренняя норма доходности;
· срок окупаемости;
· другие показатели, отражающие интересы участников или специфику проекта.
При предварительной оценке вариантов по укрупненным показателям, да и при одноэтапных капитальных вложениях можно провести сравнение вариантов по упрощенной методике, приняв в качестве критерия эффективности минимум приведенных затрат, понимая некоторую ограниченность этого критерия:
,
где Пз – приведенные затраты, руб.;
Еэф – коэффициент эффективности, показывающий долю компенсируемых в течение года инвестиций - аналог нормы дисконта;
К – капитальные вложения, руб.;
Э – текущие издержки (годовые эксплуатационные расходы), руб.
То есть, лучшим из сравниваемых является вариант, по которому приведенные затраты минимальны. Потребные для реализации проекта капитальные вложения К определяются выражением:
где К1 – стоимость складских зданий и сооружений, тыс. руб.;
К2 – стоимость грузоподъемных машин, тыс. руб.;
К3 – стоимость транспортирующих машин и устройств, тыс.руб.;
К4 – стоимость железнодорожных погрузочно-разгрузочных, подкрановых путей, автомобильных дорог, тыс.руб.
Стоимость грузоподъемных машин зависит от их количества и цены одной машины, стоимость складских зданий и сооружений определяется их площадью или объемом и соответственно ценой 1 м2 площади или 1 м3 объема. Стоимость транспортирующих машин состоит из стоимости оконечных устройств (приводной и разгрузочной станции конвейера, землесоса, зумпфа и водоотделителя гидротранспортной установки, пневмоперегружателя и отделителя пневмотранспортной установки и др.) и стоимости их линейных частей, которая зависит от их протяженности.
Стоимость линейных строительных сооружений также зависит от их длины и цены 1 погонного метра. Расчет инвестиций на реализацию проекта ТГК может быть произведен в табличной форме (табл. 6.1). Одновременно в этой таблице удобно вычислить и амортизационные отчисления, предназначенные для возмещения износа основных фондов (зданий, сооружений, машин). Общую сумму текущих затрат на переработку грузов ТГК называют эксплуатационными расходами, а удельную величину затрат, приходящихся на 1 т переработанного груза, - себестоимостью погрузочно-разгрузочных работ.
Таблица 6.1
Пример расчета капитальных затрат и амортизационных отчислений
Наименование | Единица измерения | Количество | Цена за единицу измерения, тыс. руб. | Стоимость, тыс.руб. | Норма амортизации, % | Сумма амортизационных отчислений, тыс.руб. | |
Здание крытого склада железобетонное высотой 10,8 м | м2 | 2160 | 26,2 | 56592 | 1,2 | 679,1 | |
Здание (ангар) из легких металлических конструкций шириной 24 м, высотой 7,5 м утепленное | м2 | 1440 | 4,8 | 6912 | 1,6 | 110.6 | |
Стеллаж для поддонов, размер ячейки1400х800х900, нагрузка на полку 380 кг, серия «Уницинк» | пакето-место | 2400 | 1,5 | 3600 | 11,6 | 417,6 | |
Кран-штабелер мостовой, грузоподъемность 1 т, пролет 11,1 м | шт | 2 | 519 | 1038 | 10 | 103,8 | |
Кран мостовой, грузоподъемность 10 т, пролет 22,5 м | шт. | 2 | 1650 | 3300 | 10 | 330 | |
Напольный электроштабелер EBS 32/12 (Италия)¸грузоподъемность 1,2 т, высота подъема 3,2 м | шт. | 3 | 790 | 2370 | 10 | 237 | |
Мобильная эстакада для обработки вагонов и автомобилей
| шт. | 1 | 234 | 234 | 14 | 32,8 | |
Электропогрузчик ЭП-1560, грузоподъемность 1,5 т | шт. | 4 | 408 | 1632 | 10 | 163,2 | |
Площадка открытого склада с железобетонной одеждой | м2 | 3400 | 3,1 | 11594 | 4,5 | 521,7 | |
Приемный бункер | м3 | 180 | 3,2 | 576 | 3,9 | 22,5 | |
Кран козловой электрический КК-20/5, пролет 32 м | шт. | 1 | 1920 | 1920 | 5 | 96 | |
Путь подкрановый для козлового крана | м | 100 | 6,7 | 670 | 4,2 | 28,1 | |
Кран железнодорожный КЖ-561, грузоподъемность 25 т | шт. | 1 | 5206 | 5206 | 8 | 260,3 | |
Путь железнодорожный | м | 350 | 8,5 | 2975 | 4,8 | 142,8 | |
Дорога автомобильная | м2 | 1800 | 3,9 | 6318 | 6 | 379 | |
Ленточный конвейер, ширина ленты 600 мм | приводная станция | шт. | 1 | 152 | 152 | 10 | 15,2 |
линейная часть | м | 90 | 5,1 | 459 | 10 | 45,9 | |
натяжная станция | шт. | 1 | 19 | 19 | 10 | 1,9 | |
разгрузочная тележка | шт. | 1 | 54 | 54 | 10 | 5,4 | |
Экскаватор-погрузчик ТО-49, грузоподъемность 0,75 т | шт. | 1 | 1350 | 1350 | 16.7 | 225,5 | |
И Т О Г О
|
|
|
| 106971 | 3707,8 |
Эксплуатационные расходы Э группируются в зависимости от экономического содержания по следующим элементам:
· материальные затраты Эм;
· затраты на оплату труда Эот;
· отчисления на социальные нужды Эсн;
· амортизация основных фондов Эа;
· прочие затраты Эп.
К материальным затратам относятся ТГК: материалы, расходуемые на ремонт и содержание зданий, сооружений и машин; топливо и энергия; износ малоценных и быстроизнашивающихся предметов и др. Затраты на оплату труда включают основную и дополнительную оплату труда основного производственного персонала предприятия.
Отчисления на социальные нужды – это взносы в Пенсионный фонд, фонды социального и медицинского страхования. Они производятся по определённым нормативам от фонда оплаты труда. Величина этих нормативов устанавливается в законодательном порядке. К амортизации основных фондов относятся все амортизационные отчисления по основным средствам.
Прочие затраты – это налоги, сборы, платежи и другие обязательные отчисления, производимые в соответствии с установленным законодательством порядком, затраты на оплату процентов по полученным кредитам, износ нематериальных активов, представительские расходы, расходы на подготовку кадров и др.
То есть, эксплуатационные расходы определяются по формуле:
, руб.
Их расчет удобно вести в табличной форме (табл. 6.2).
Таблица 6.
№ п/п |
Наименование расходов | Расходы | |
Всего, руб | на 1 т, руб. | ||
1
| Материальные затраты, всего | ||
в том числе: | |||
- топливо | |||
- электроэнергия | |||
- ремонт и техническое обслуживание подвижного состава и погрузочно- разгрузочных машин | |||
- ремонт зданий и сооружений | |||
2 | Основная и дополнительная заработная плата | ||
3 4 5 | Отчисления на социальные нужды Амортизационные отчисления Прочие | ||
ИТОГО |
Калькуляция себестоимости грузопереработки на 2014 год
Для корректного расчета эксплуатационных расходов (калькуляции) требуется достаточно полная информационная база. Материальные затраты определяются по каждому объекту и затем суммируются. Так затраты на топливо для каждой ПТМ с двигателем внутреннего сгорания составляют:
Этi= ст Тг Тс кв d Ni , руб.,
где ст – цена 1 кг топлива, руб.;
d – норма расхода топлива, кг/кВтч;
Ni – мощность двигателя i–той ПТМ, кВт.
Затраты на силовую электроэнергию для i–той ПТМ равны:
Ээсi= сэс Тг Тс кв км Ni , руб.,
где сэс – тариф на 1 кВтч силовой электроэнергии, руб.;
км – коэффициент неодновременности работы механизмов ПТМ;
Ni - установленная мощность электродвигателей на i–той ПТМ, кВт.
Затраты на осветительную электроэнергию по i –тому участку склада составляют:
Эоi = сэо Тг Тс δ Fi ρ, руб.,
где сэо – тариф на 1 кВтч силовой электроэнергии, руб.;
δ – коэффициент, учитывающий продолжительность освещения в течение суток;
Fi –площадь i –го участка склада, м2;
ρ - норма освещенности i –го участка склада, кВт/м2 (для открытых складов ρ = 0,01; для закрытых – 0,015; для служебных помещений – 0,02).
Понятно, что после выполнения расчетов по каждому объекту результаты суммируются и заносятся в табл.6.2.
Затраты на ремонтные материалы на первом этапе можно принять в размере 3% от стоимости основных фондов для технических средств и 0,5% для зданий и сооружений.
Затраты на оплату труда равны :
,
где - годовой фонд оплаты труда рабочих;
- годовой фонд оплаты труда служащих.
,
i - категория рабочих (i=1…5 в соответствии с п. 5.9.);
Ч – списочный состав рабочих соответствующей категории;
З – среднемесячная заработная плата рабочего соответствующей категории.
,
где i – категория служащих (i=1…3 в соответствии с п. 5.9.);
Ч – списочный состав служащих соответствующей категории (руководителей, специалистов, других служащих);
З – среднемесячная заработная плата служащего соответствующей категории.
Отчисления на социальные нужды составляют в 2013 году 30 % от Эот, в том числе Пенсионный фонд 22%, Фонд обязательного медицинского страхования – 5,1% и Фонд социального страхования – 2,9%, то есть:
, руб.
Амортизационные отчисления определяются для каждого объекта по формуле:
, руб.,
где – норма амортизации на i-тый объект, %;
Кi – стоимость i-го объекта, руб.
В табл. 6.1 приведены примеры определения амортизационных отчислений. Прочие затраты в могут быть в учебных целях приняты в размере:
.
Представляет интерес себестоимость переработки 1 т груза с: , руб./т.
Важным показателем для анализа работы ТГК является также производительность труда Птр:
, тыс т∙оп/чел.∙год
Теперь есть все необходимое, чтобы определить приведенные затраты и выбрать лучший из сравниваемых вариант ТГК. Полученные показатели сводятся в табл. 6.3.
Таблица 6.3
Сводные показатели по вариантам ТГК
№ п/п | Наименование показателя | Вариант | |
I | II | ||
1 | Годовой грузопоток, тыс.т | ||
2 | Годовой грузооборот, тыс.т | ||
3 | Годовая грузопереработка, тыс.т·оп. | ||
4 | Эксплуатационные расходы, тыс. руб. | ||
5 | Капитальные вложения, тыс. руб. | ||
6 | Приведенные затраты, тыс. руб. | ||
7 | Численность персонала, чел. | ||
8 | Себестоимость переработки 1 т, руб./т | ||
9 | Производительность труда, тыс т∙оп/чел.∙год |
Сводные показатели позволяют сделать обоснованный выбор лучшего из двух сравниваемых вариантов ТГК.
ВЫВОДЫ
Строительство ТГК осуществляется на основе разработанной и утвержденной в установленном порядке проектной документации. Разрабатывать ее имеют право только члены саморегулируемых организаций проектировщиков. Разработке проекта предшествуют экономические и технические изыскания. Проектная документация содержит технологические, объемно-планировочные, конструкторские решения, а также их экономическое обоснование. По окончании разработки она проходит установленные правилами согласования и экспертизы, после чего утверждается заказчиком.
Нормативной базой проектирования является Система нормативных документов в строительстве, основой которой является принятый Федеральным законом Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ Технический регламент о безопасности зданий и сооружений. Система включает в себя совокупность взаимосвязанных документов, устанавливающих согласованные требования к объектам: национальных стандартов, стандартов организаций, сводов правил.
Основным объектом ТГК является склад. При его проектировании на основе нормативных документов, разрабатывается рациональная технология его работы, определяются геометрические размеры участков склада, выбираются устройства для хранения груза и средства механизации грузопереработки, рассчитывается их потребное количество, а также потребность в рабочей силе и финансовых ресурсах для внедрения проекта.
Для определения площади склада используются методы удельных нагрузок, коэффициента заполнения объема, элементарных площадок либо технологической компоновки. При расчете площади бытовых помещений учитываются санитарные нормы. В соответствии с требованиями Технических регламентов, Сводов правил и национальных стандартов для конкретных грузов выполняется планировка склада, объединяющая технологию выполнения ПРТС-работ с архитектурно-строительными решениями.
На основе информации о годовых грузопотоках определяются параметры грузовых фронтов, выбираются типы ПТМ, рассчитывается потребность в них. Подход к определению производительности ПТМ зависит от их типа. Потребный штат работников может определяться как на основе норм выработки, так и методом технологической расстановки по рабочим местам.
Вся работа по проектированию строится на базе строгого соблюдения требований пожарной безопасности, охраны труда и окружающей среды.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ
1. Какова природа и сущность запасов и хранения мате-
риальных ресурсов?
2. Расскажите о назначении и классификации складов в логистических системах
3. Расскажите об устройстве и организация работы сов-
ременных складов
4. Приведите примеры современной оснастки материальных складов.
5. В чем суть системы технического регулирования в строительстве?
6. Какие документы входят в Систему нормативных документов в строительстве?
7. Назовите разделы проекта ТГК
8. Расскажите о структуре эскизно-технологического проекта ТГК
9. Как определить суточный грузопоток и вместимость склада?
10. Расскажите об определении вместимости и размеров склада методом удельных нагрузок
11. Расскажите об определении вместимости и размеров склада методом элементарных площадок
12. Расскажите об определении вместимости и размеров склада методом коэффициента заполнения объема
13. Расскажите об определении площади приемно-сортировочных, отпускных площадок склада, служебной и вспомогательной площади
14. Как устанавливается ширина проходов и проездов на стеллажном складе?
15. Расскажите о двух подходах к определению перерабатывающей способности грузового фронта.
16. Как определить цикл и эксплуатационную производительность вилочного электропогрузчика?
17. Какие требования охраны труда должны выполняться на ТГК?
18. Какие противопожарные требования предъявляются к складам твердого топлива на железных дорогах?
19. Сформулируйте рекомендации по планировке складов, определении. их длины, ширины, высоты, этажности при известной площади
20. Как определяются размеры погрузочно-разгрузочных фронтов?
21. Как определяется потребного количество складского оборудования?
22. Как определяется потребная численность персонала?
23. Какие критерии используются при выборе лучшего варианта ТГК?
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Журавлев Н.П., Маликов О.Б. Транспортно-грузовые системы: Учебник для вузов ж.д. транспорта. М.: Маршрут, 2006.-368 с.
2. Федеральный закон от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании"
3. Журавлев Н.П. Нормативная база пространства 1520: предложения по совершенствованию./ Транспорт Российской Федерации. №1(38), 2012. – с. 41 - 47
4. Федеральный закон от 30.12.2009 N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»
5. Распоряжение Правительства РФ от 21.06.2010 № 1047-р «О перечне национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений"
6. Приказ Ростехрегулирования от 01.06.2010 32079 (ред. От 10.09.2013) «Об утверждении Перечня документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений"
7. Постановление Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 N 87 «Об утверждении Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию»
8. Максимовский А.С. Эскизно-технологическое проектирование склада. Опыт и рекомендации. / Склад и техника №6, 2005.- с. 25 - 30
9. Маликов О.Б. Склады и грузовые терминалы: Справочник. СПб.: Издательский дом «Бизнес-пресса», 2005.- 560 с.8.
10. Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (в редакции Федеральных законов от 10.07.2012 № 117-ФЗ, от 02.07.2013 № 185-ФЗ)
11. СП 12130.2009 Определение категорий помещений, зданий и наружных установок по взрывопожарной и пожарной опасности. Утвержден и введен приказом МЧС России от 25.03.2009 № 182
12. СП 1.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы. Утвержден и введен приказом МЧС России от 25.03.2009 № 171
13. Экономика и организация промышленного транспорта: Учебник для вузов ж.д. транспорта / Под ред. Н.П.Журавлева и И.С.Беседина. – М.: ИПК «Желдориздат», 2001. – 440 с.
Св.план 2013 г., поз.116
Журавлев Николай Петрович
Проектирование транспортно-грузовых комплексов
Учебное пособие
__________________________________________________
Подписано в печать Заказ №
Усл.печ.л. Формат Тираж 250 экз.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 563.