Организация проектных работ и состав проекта транспортно-грузового комплекса
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Создание транспортно-грузового комплекса (ТГК) условно можно раз­делить на четыре основных этапа [8]:
 - разработка логистической концепции (технологического проекта);
 - проектирование объектов ТГК и согласование документации;
 - строительство объектов ТГК;
 - монтаж и установка оборудования.

Работы начинаются с разработки ключевого документа для всех после­дующих этапов - концепции ТГК (технологического проекта). Входными данными для ее разработки явля­ются требования и пожелания заказчика.

При разработке концепции рассматриваются и обсуждаются, как пра­вило, не­сколько вариантов. Данный документ согласовывается всеми сторо­нами и участ­никами проекта.

 Обычно, изыскания и проектирование объектов ТГК осуществ­ляют про­ектно-изыскательские и научно-исследовательские институты. Проектная документация разрабатывается преимущественно на конкурсной ос­нове, в том числе через торги подряда (тендер). В разработке проекта с пер­вого же дня участвуют спе­циалисты в области логистики, складского оборудова­ния, проектировщики, ар­хитекторы, строители.

До 2010 г. на строительном рынке России могли действовать только юридические и физические лица, имеющие лицензии, полученные в Феде­ральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзоре). Это гарантировало качество оказываемых услуг, но в то же время повышало их стоимость для конечного потребителя. Поэтому было решено с 1 января 2010 г. заменить процесс лицензирования в Ростехнадзоре на получение допуска на инженерно-изыскательские, проектные и строи­тельные работы во вновь создаваемых саморегулируемых организациях в строительстве (СРО).

Для получения разрешения на проектные работы необходимо вступить в саморегулируемую организацию проектировщиков. СРО в проектировании - это объединение проектных организаций (юридических лиц или индивиду­альных предпринимателей) в некоммерческие партнерства, сведения о кото­рых вносятся в реестр проектных СРО.

 СРО — это не изобретение российского рынка. В цивилизованных и развитых с юридической точки зрения странах СРО проектировщиков и раз­личные саморегулируемые организации в строительстве уже много лет успешно действуют и являются эффективной альтернативой государствен­ному регулированию. Государство оставляет за собой право контролировать деятельность СРО архитекторов и проектировщиков. СРО проектировщиков будет вести самостоятельный контроль за всеми этапами проектирования но­вых объектов строительства. Надзор за работой СРО архитекторов и проек­тировщиков выполняет Ростехнадзор.

По оценкам специалистов, до 80% возводящихся сегодня в России складских комплексов имеют ошибки в проектировании. Неправильное соот­ношение площади застройки и общей площади участка, неверный расчет нагрузки на пол, ошибочное представление об объеме товарных потоков той или иной группы клиентов - эти и многие другие недочеты могут суще­ственно ухудшить показатели эффективности складского комплекса, а зна­чит, снизить его рентабельность. Оказывается, при всем обилии теоретиче­ских знаний на практике допускается много ошибок, навыков все еще не хва­тает, и в результате рынок пополняется объектами, имеющими проблемы функционирования.

Многие считают, что склад - более простое сооружение, нежели адми­нистративный комплекс или торговый центр. Действительно, современные склады - это одноэтажные строения без архитектурных и планировочных изысков, не нуждающиеся в проработке дизайна внутренних помещений, не преследующие презентационную цель. Между тем, здесь существует ряд специфических нюансов, которые не менее важны, чем фактор презентабель­ности для офиса и фактор местоположения для торгового центра.

Нарушая эти основополагающие законы складского проектирования, заказчики попадают впросак. Впрочем, на этапе проектирования складов су­ществуют специфические ошибки, присущие лишь этому рынку. При органи­зации складского комплекса часто не соблюдаются международные требова­ния к соотношению размеров площадки и здания. Например, на площадке размером 2 га размещают 15 тыс. м2 складских площадей.

Европейский опыт проектирования складских комплексов свидетель­ствует, что оптимальное использование площадки соответствует следую­щему соотношению: 40% - площадь складских помещений; 45% - площадь дорог и стоянок для автотранспорта; 15% - площадь зеленых насаждений.

В отдельных случаях, когда специфика деятельности компании пред­полагает относительно малый грузопоток, "пятно" застройки может быть увеличено до 60%. Но не больше, иначе зона маневрирования и парковки бу­дет недостаточна для нормального функционирования склада. Неграмотное зонирование земельного участка влечет за собой и другие ошибки, например, недостаточное количество места для разворота фур.

На рынке можно встретить проекты, где необоснованно выбрано соот­ношение количества ворот на входе и выходе со склада. Это, безусловно, не отвечает требованиям технологического процесса. Количество ворот опреде­ляется объемами обрабатываемых на складе грузопотоков и используемой для этого технологией. Игнорирование этой истины в дальнейшем не позво­лит операторам оптимизировать складскую логистику и предлагать конку­рентные цены.

Много ошибок допускается при выборе строительных и отделочных материалов. При выборе строительных материалов, технологий строитель­ства важно учитывать климатические особенности местности. В Африке для возведения складов можно использовать фанеру, а в России, например в Но­восибирске, где высота снежного покрова достигает 2,5 м, а морозы – 50оС, нужно строить из таких материалов, которые способны выдержать суровые снеговые и ветровые нагрузки. Этим отнюдь не исчерпывается список реаль­ных и потенциальных проблем, подстерегающих заказчиков при проектиро­вании и возведении складских комплексов.

Можно ли минимизировать ошибки, добиться эффективного решения стоящих перед заказчиком задач, правильно расставить приоритеты в про­цессе проектирования и запуска склада? Специалисты считают, что свести все недочеты к минимуму можно, используя специальный алгоритм проекти­рования. На начальном этапе разрабатывается технологический проект бу­дущего комплекса, который включает в себя:

- определение входящих и исходящих грузопотоков;

- определение потребной вместимости склада;

- разработку технологии грузопереработки (состав и последовательность операций, алгоритмы выполнения, виды техники);

- определение геометрических параметров функциональных зон ТГК;

- разработку объемно-планировочных решений складских модулей с раз­бивкой на функциональные зоны с оптимизацией их площадей;

- определение габаритных размеров здания (зданий) и необходимая форма на пятне застройки;

- разработку имитационной модели, учитывающей топологию склада и предложенную технологию грузопереработки;

- зонирование земельного участка и разработку схем движения транс­порта и людей по территории ТГК;

 - выбор технологической оснастки склада;

 - выбор складского и подъемно-транспортного оборудования и определе­ние их количества,

- составление предложений по штатному расписанию персонала, занятого выполнением основных складских операций;

- определение технико-экономических параметров ТГК.

Результатом технологического проектирования являются: финальный от­чет по всем этапам, объемно- планировочное решение ТГК с посадкой на землю, необходимые эскизные чертежи, расчеты, описания, предвари­тельный расчет бюджета по реализации проекта создания ТГК, предвари­тельное техническое задание на строительное проектирование, а также предварительное техническое задание на систему оперативного управле­ния комплексом.

Проект должен быть востребован рынком, не выходя при этом за рамки приемлемых инвестиций. Необходимо соблюдать этот баланс. На этом этапе выполняется финансовое обоснование проекта - анализируется и сопоставля­ется с ожидаемой рентабельностью стоимость земли, подведения коммуни­каций, стоимость строительства по элементам конструкции и инженерным системам и т. д.

На этапе финансового обоснования проекта необходима оценка имею­щихся на участке инженерно-технических сетей - их состояние, технические возможности, потребность в развитии и связанные с ним затраты. Не менее важна геоподоснова предполагаемого участка застройки: его геологическая, геодезическая, гидрологическая характеристика.

На этом этапе заказчик принимает решение о том, представляется ли обоснованным проектирование и строительство склада в целом. После разра­ботки технологической части и финансового обоснования проекта застрой­щик выходит на финишную прямую – разработку архитектурно-строитель­ного проекта.

Для проектировщиков формулируется техническое задание, которое подробно описывает конфигурацию будущего склада, зонирование ком­плекса, устройство напольных покрытий. Техническое задание включает в себя логистические требования к территории комплекса: основные грузопо­токи по территории, конструкцию, подъезды к складу и внешние транспорт­ные коммуникации.

В проектной документации разрабатываются решения по конструкции и инженерным системам склада (размеры, устройство напольных покрытий, температурный, влажностный режимы), решения по системам коммуникаций и другим инженерным системам; описывается зонирование склада: размеще­ние основных производственных зон и внутренние потоки, вспомогательные и офисные помещения, их размеры; размещение зон на территории ком­плекса и их размеры: зоны разгрузки, въезда/ выезда, стоянок, зоны для объ­ектов обеспечения деятельности склада и т. п.

На этом же этапе подбирается тип складской техники, проводится тен­дер по выбору поставщиков оборудования. Решается вопрос с выбором си­стемы управления и отчетности склада.

После разработки и согласования проектной документации заказчик приступает к непосредственной реализации комплекса. Бесспорно, успеш­ность проекта зависит от качества строительства, точности исполнения задач, тем не менее принципиальным моментом можно назвать процесс проектиро­вания, который в большей степени определяет жизнедеятельность будущего сооружения.

  Путь от появления идеи о ТГК до ее реализации включает ряд весьма трудоемких эта­пов, регламентированных Градостроительным кодек­сом Российской Федерации и Поста­новлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. N 87 [7].  

Последовательность и содержание работ, выполняемых в процессе проектирования, строительства и внедрения ТГК в эксплуатацию приведены в табл. 5.2.

 Проектная документация состоит из текстовой и графической частей. Текстовая часть содержит сведения об объекте капитального строительства, описание принятых технических и иных решений, пояснения, ссылки на нор мативные и технические документы, используемые при

                                                                     Таблица 5.2

Этапы создания ТГК

Раз­ра­ботка ис­ходно-раз­ре­ши­тель­ной до­ку­мен­та­ции и про­ектно-изы­с­ка­тель­ские ра­боты

 (ИРД и ПИР)

Топографо-геодезические и инженерно-экологические изы­скания земельного участка
Предварительная градостроительная проработка возможно­сти размещения объекта в данном районе и согласование ее в органах надзора и администрации района и области
Оценка воздействия строительства на окружающую среду
Разработка архитектурно-градостроительной концепции ос­воения района проекти­рования и согласование ее с главным архитектором города или района
Разработка логистического (технологического) проекта
Выполнение проекта границ земельного участка и согласова­ние его с местной ад­министра­цией
Утверждение проекта границ земельного участка
Составление межевого (землеустроительного) дела, согласо­вание и утверждение его в орга­нах Роснедвижимости
Публичные слушания по вопросу предоставления разреше­ния на условно разре­шенный вид использования земельного участка
Получение постановления главы администрации о предос­тавлении разрешения на условно разрешенный вид использо­вания земельного участка
Выкуп земельного участка под промышленные цели
Получение Свидетельства о государственной регистрации права на земельный участок под промышленное использова­ние
Подготовка и утверждение задания на разработку проекта планировки и проекта межевания территории
Выполнение и согласование проекта планировки и проекта межевания территории
Проведение публичных слушаний по проекту планировки территории
Получение постановления главы администрации об утвер­ждении проекта плани­ровки терри­тории  
Разработка в соответствии с утвержденным проектом плани­ровки и проектом ме­жевания гра­достроительного плана  
Получение постановления администрации о разрешении про­ектирования ТГК
Получение технических условий на инженерное обеспечение ТГК
Подготовка задания на разработку проектной и рабочей до­кументации ТГК
Разработка и согласование проектной документации с глав­ным архитектором и главой адми­нистрации  
Рассмотрение проектной документации в управлении госу­дарственной экспертизы
Разработка рабочей документации
Оформление разрешения на строительство
Публикация в средствах массовой информации проектной декларации на строи­тельство

Стро­и­тель­ство

Нулевой этап (подготовка площадки)
Строительство фундамента
Монтаж несущих конструкций
Монтаж кровли
Монтаж стеновых конструкций
Строительство дополнительных сооружений
Отделочные работы
Обустройство полов
Строительство дорог, автостоянок
Монтаж внутренних инженерных сетей
Сдача объекта в экс­плуатацию

Внедрение

Поставки и оснаще­ние ТГК технологиче­ским и подъёмно-транспортным обо­рудо­ванием
Оснащение ТГК ин­формационно-управляющей сис­темой (WMS)
Подбор основного и вспомогательного персонала ТГК
Внедрение техноло­гий и ин­формационно-управляющей сис­темы (WMS)

 

подготовке про­ектной документации и результаты расчетов, обосновывающие принятые решения.

Графическая часть отображает принятые технические и иные решения и выполняется в виде чертежей, схем, планов и других документов в графиче­ской форме.

 В зависимости от функционального назначения и характерных при­знаков объекты капитального строительства подразделяются на следующие виды:

а) объекты производственного назначения (здания, строения, сооруже­ния производственного назначения), за исключением линейных объектов;

б) объекты непроизводственного назначения (здания, строения, соору­жения жилищного фонда, социально-культурного и коммунально-бытового назначения, а также иные объекты капитального строительства непроизвод­ственного назначения);

в) линейные объекты (трубопроводы, автомобильные и железные до­роги, линии электропередачи и др.).

В целях реализации в процессе строительства архитектурных, техниче­ских и технологических решений, содержащихся в проектной документации на объект капитального строительства, разрабатывается рабочая документа­ция, состоящая из документов в текстовой форме, рабочих чертежей, специ­фикации оборудования и изделий.

Проектная документация на объекты капитального строительства произ­водственного назначения (здания, сооружения ТГК) состоит из 12 разделов:

1. Пояснительная записка

2. Схема планировочной организации земельного участка

3. Архитектурные решения

4. Конструктивные и объемно-планировочные решения

5. Сведения об инженерном оборудовании

6. Проект организации строительства

7. Проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строи­тельства (выполняется при необходимости сноса (демонтажа) объекта или части объекта капитального строительства)

8. Перечень мероприятий по охране окружающей среды

9. Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности

10. Мероприятия по обеспечению доступа инвалидов

11. Смета на строительство объектов капитального строительства

12. Иная документация в случаях, предусмотренных федеральными законами

Проектная документация на линейные объекты капитального строитель­ства (железнодорожные пути, автомобильные дороги) состоит из 10 разде­лов:

1. Пояснительная записка

2. Проект полосы отвода

3. Технологические и конструктивные решения линейного объекта. Искусственные сооружения

4. Здания, строения и сооружения, входящие в инфраструктуру линейного объекта

5. Проект организации строительства

6. Проект организации работ по сносу (демонтажу) линейного объекта (включается в состав проектной документации при необходимости сноса (демонтажа) линейного объекта или части линейного объекта)

7. Мероприятия по охране окружающей среды

8. Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности

9. Смета на строительство

10. Иная документация в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Место размещения объекта и основные требования к нему согласовыва­ются с соответствующими организа­циями по вопросам землеотвода, водо­обеспечения и водоотведения, охраны ок­ружаю­щей среды, санитарно-эпиде­миологического со­стояния, пожаробезопасности, обеспечения средствами связи, электро-, тепло-, газоснабжения, гражданской обороны и чрезвычай­ных ситуаций.

Проектная документация, разработанная в соответствии с исходными данными, техническими условиями и требованиями, выданными органами государствен­ного надзора (контроля) и заинтересованными организациями при согласовании места размещения объекта, дополнительному согласова­нию не подлежит за ис­ключением случаев, особо оговоренных законодатель­ством Российской Федера­ции.

В то же время, независимо от источников финансирования, форм соб­ственно­сти и принадлежности проекты на строительство объектов под­верга­ются экспертизе органами государственного архитектурно-строитель­ного надзора. А они, как правило, рассматривают проектную документацию, если она уже согласована всеми заинтересованными организациями. Поэтому разра­ботчик про­екта и заказчик должны быть готовы к трудоемкой и длительной про­цедуре со­гласования, отнимающей сил и времени не меньше, чем сама разра­ботка проекта.

Если строительство объекта осуществляется за счет федерального или регио­нального бюджета, то порядок утверждения проектов устанавливают соответст­вующие органы государственного управления. При строительстве за счет собст­венных финансовых ресурсов, заемных и привлеченных средств инвесторов про­ект ут­верждается непосредственно заказчиками (инвесто­рами).

При разработке проектов следует максимально использовать современ­ные ти­повые проекты, разработанные специализированными проектными организа­циями.

 





Требования к проектированию складов

 

Основным строительным объектом ТГК является склад. Проектирование склада - сложный многоступенчатый процесс. Он ведется с учетом множе­ства параметров во взаимодействии с заказчиком и строитель­ными проект­ными ор­ганизациями. Цель проектирования склада - разработка оптимальной техноло­гической схемы работы склада на основе планируемых грузо­потоков.

Складское здание [9] представляет собой систему, состоящую из взаимосвя­зан­ных, взаимозависимых и взаимодополняющих подсистем, в совокупности обес­печивающих назначение здания и его функционирование в течение за­данного жизненного цикла. Таких подсистем три: строительная, технологи­ческая и жиз­необеспечивающая — инженерная.

Доминирующей, определяющей функциональное назначение, размеры, архи­тектуру и другие характеристики здания, является технологическая под­система, состоящая из комплектов технологического и вспомогательного оборудования, технологических конструкций и технических средств (подъ­емно-транспортные машины и оборудование, складская оснастка, пакетораз­борочные и пакетирующие установки и т.п.).

Строительная подсистема подчинена технологической и предназначена для за­щиты от окружающей среды и поддержания климатических условий и техниче­ских параметров, обеспечивающих комфортные условия жизнедея­тельности пер­сонала и оптимальное протекание технологических процессов.

Инженерная подсистема жизнеобеспечения здания предназначена для созда­ния требуемых условий внутри здания. Обязательными ее составляю­щими в со­временных зданиях являются: теплоснабжение, вентиляция и кон­диционирование воздуха, холодное и горячее водоснабжение, электро- и га­зоснабжение, устрой­ства пожаротушения, охранной сигнализации, лифтовое оборудование, средства телевидения, радио- и телефонизации, комплексы интеллектуального слежения и регулирования параметров среды и физико-технических характеристик состав­ляющих элементов всех подсистем здания.

Проектные параметры здания и внутренней среды определяются его техноло­гической подсистемой, формируются строительной подсистемой, обеспечиваются и поддерживаются инженерной подсистемой. От современ­ного промышленного здания требуется экологическая чистота, включающая создание безопасной, здоровой и комфортной среды для производи­тельного труда человека, равновесное взаимодействие архитектурно-строитель­ных форм (элементов зданий) и природной среды.

Все перечисленные свойства и характеристики зданий в полной мере необхо­димо учитывать при проектировании и реконструкции любых объек­тов, в том числе и складов. При этом следует учитывать, что производствен­ные здания, проектируемые, возводимые и реконструируемые сегодня, будут эксплуатиро­ваться, по меньшей мере, всю первую половину XXI века.

В условиях обострения энергетической и экологической ситуации про­мыш­ленные производства должны быть энергоэкономичными и экологиче­ски чис­тыми, а дефицит трудовых ресурсов неизбежно потребует создания роботизиро­ванных производств с безлюдной или малолюдной технологией. Все это повлечет за собой и существенное изменение архитектурно-строи­тельных и инженерных решений зданий.

Такие здания должны давать возможность многократной смены обору­дования и технологий без существенных затрат средств и времени на рекон­струкцию строи­тельной части здания. Не менее существенная их особен­ность — экологическая совместимость с окружающей средой: эти здания необходимо рассматривать как эргономичную гуманизированную среду, ко­торая непрерывно «потребляет» и воздействует на окружающих на протяже­нии жизни многих поколений.

С учетом изложенного можно сформулировать основные требования к склад­ским зданиям нового поколения:

• эргономичность производственных помещений — обеспечение опти­мальных условий взаимодействия персонала, техники и окружающей среды;

• энергоэкономичность при возведении и эксплуатации;

• экологическая совместимость с окружающей средой;

• адаптивность объемно-планировочных и конструктивных решений зда­ний, обеспечивающих их многоцелевое использование;

• гибкость и мобильность объемно-планировочных, конструктивных и инже­нер­ных решений зданий, способствующих более эффективному ис­пользова­нию ре­сурсов, производственных площадей и строительного объ­ема зданий;

• быстровозводимость и приспособляемость к изменяющимся производ­ственным условиям;

• долговечность строительных конструкций, соответствующая расчетной про­дол­жительности эффективного функционирования производства;

• архитектурная выразительность здания, соответствующая социальному и куль­турному уровню развития общества.

Переход к созданию производственных зданий, отвечающих всем пере­числен­ным требованиям, вызывает необходимость разработки новой концеп­ции их проектирования, строительства и эксплуатации. К числу принципов, в совокупности определяющих новый подход к созданию современных произ­вод­ственных зданий, относится принцип автономного конст­руирования тех­нологи­ческой и строительной частей производственных зданий.

Суть его состоит в следующем: при создании любого промышленного объекта его технологическая часть (технологическое, инженерное, подъемно-транс­портное и вспомогательное оборудование) с соответствующими опор­ными кон­струкциями рассматривается как целевая доминанта и проектиру­ется с оптималь­ной компоновкой в плане и пространстве независимо от бу­дущих строительных конструкций зданий.

Строительная часть, представля­ющая собой «оболочку» и встроенные помещения, предназначенные для со­здания оптимальных условий функционирования производства и труда рабо­тающих, подчинена тех­нологиче­ской части и проектируется исходя из ее га­баритов — с оптимальными для техно­логии размерами сеток колонн и оди­наковыми или разными высотами цеховых помещений. При этом создаются условия для модернизации, реконст­рукции или замены технологической ча­сти производства без реконструкции строительной части здания.

Второй основной принцип — создание зальных, зально-пролетных и беспролет­ных планировок производственных зданий (вместо существующих пролетных и сотовых) с крупными редкоопорными цеховыми простран­ствами, преимущест­венно квадратными (многоугольными) в плане, с сетками колонн от 18х18 до 60х60 м и более.

Производственные помещения с такими сетками колонн соз­дают оптимальные условия для компоновки технологиче­ского оборудования различ­ных производств не только по линейной, но и по замкнуто-кольцевой, ра­диаль­ной, роторной и другим схемам.

Эти основные принципы дополняются принципом независимой от стро­итель­ных конструкций передачей крановых нагрузок на основание (грунт) — примене­нием в основном напольного подъемно-транспортного оборудования многофунк­цио­нального назначения, используемого для монтажа строитель­ных конструкций и оборудования, а также для технологического обслужива­ния производства.


 5.4  Исходные данные для проектирования ТГК

 

Ситуации, когда возникает потребность в проектировании ТГК, могут быть совершенно разными: это может быть реконструкция или новое строи­тельство заводского склада, обусловленное неэффективностью организации ПРТС-работ на предприятии, а может – желание инвестора вложить деньги в создание распределительного центра в регионе на ровном месте и развивать логистический бизнес. В любом случае для получения рационального реше­ния должны быть подготовлены исходные данные.

  В первом случае подготовка исходных данных осуществляется на основе имеющейся статистики о грузопотоках и прогнозе их развития. Во втором - это сделать сложнее из-за большей неопределенности ситуации.

 Процесс создания ТГК включает несколько этапов. Если конкретный участок под строительство есть или вероятность его приобретения довольно высока, то последовательность действий может быть такой:

1 шаг. Маркетинговая рекогносцировка - предварительные исследова­ния местного рынка на предмет текущей и перспективной потребности в складских услугах различного типа. На этом этапе собираются и анализи­руются сведения из всех доступных источников – средств массовой инфор­мации, Интернета, личных контактов, результатов экспертных оценок и т.д. В результате анализа выявляются:

· примерный объем потребности рынка в складских услугах;

· вид особо востребованных складских услуг (аренда необорудованного помещения, аренда оборудованного склада, ответственное хранение грузов, хранение специальных грузов (длинномеры, сыпучие и т.д.), набор дополни­тельных услуг – комплектация заказов, доставка грузов и т.д.);

· уровень требуемого качества обслуживания (категория склада, набор услуг, оперативность обслуживания и прочее – от этого будет зависеть сте­пень оснащенности склада, а, следовательно, и объем инвестиций);

· текущий уровень расценок на складские услуги в регионе;

· активность конкурентов и темпы освоения ими региона;

· привлекательность района, где расположен участок для размещения на нем склада (как для собственников, так и для потенциальных клиентов).

После изучения отчета принимается решение о масштабности объекта и его специфических особенностях.

2 шаг. Составление бизнес-плана будущей деятельности, который позво­лит в первом приближении оценить объем средств, необходимых для реали­зации проекта, а также рассчитать срок окупаемости инвестиций. Этот биз­нес-план будет носить предварительный характер, поскольку для оконча­тельного расчета бюджета на данном этапе недостаточно исходных данных.

3 шаг. Формирование на основании результатов предыдущих этапов ис­ходных данных и технического задания для логистического (технологиче­ского) проектирования.

Приступая к проектированию любого склада, необходимо в первую очередь выявить:

- номенклатуру, количество и условия хранения грузов;

- пункты отправления и время прибытия грузов;

- пункты назначения и время отправления грузов.

Само проектирование призвано дать технологию транспортно-склад­ского процесса. Исходные данные для проекта склада разрабатываются в виде так называемой технологической программы складирования. Эта про­грамма является результатом совместной работы проектировщика с заказчи­ком. Технологическая программа складирования составляется в таблич­ной форме (табл. 5.3).

 

 

Таблица 5.3

Технологическая программа складирования 

№ п/п

Наимено­вание товара или группы товаров

Единица товара или тары

тип и форма габаритные размеры, м и объем, м3 масса нетто / брутто, кг стоимость, руб.
1 2 3 4 5 6
           

 

Продолжение табл.5.3

 

Грузовая единица

Годовой объем перегрузочных операций

вид еди­ницы и га­баритные размеры

количество единиц товара или тары в одной грузовой единице (без под­дона)

единиц то­вара или тары, шт.

т, м3

грузовых единиц, шт.

руб.

шт. т м3 руб.
7 8 9 10 11 12 13 14 15
                   

 

Продолжение табл.5.3

 

Норма запаса, дни

Оборот, т(м3) /год

Запас (средний)

Вид транс­порт-ного средства

Приме-чание

единиц товара или тары, шт. т, м3 грузовых единиц, шт. руб. при прибы-тии гру­зов при от­правле-нии гру­зов
16 17 18 19 20 21 22 23 24
                   

 

Для заполнения некоторых столбцов таблицы технологической про­граммы складирования служат информационные карты о материале или сводные характеристики складируемых материалов, подготовленные буду­щим потребителем услуг склада.

Технологическая программа складирования, одобренная потребителем и утвержденная заказчиком, служит основой для следующей стадии проекти­рования — выбора способа складирования и технологической системы склада. Для проектирования необходимы сведения, вытекающие из анализа современного состояния и прогноза потока материалов и касающиеся, в частности:

– зоны приемки материалов (структуры поставок, связей с поставщи­ками, периодичности поставок, способов контроля материалов и обработки документов, числа необходимых перегрузочных операций, типа применяе­мых контейнеров, среднего времени нахождения материалов в зоне приемки и т. п.);

– складирования и размещения или сортировки (структуры складских связей и перемещений, внутренних рекомендаций по сортировке и размеще­нию, способов подготовки сортировки и размещения, типа документации, методов контроля, требуемой гибкости системы и т. п.);

– обслуживания (структуры внешних заказов, типа и структуры единиц отправления, тары и упаковки, способов отправки материалов, связей с внешним транспортом и потребителем и пр.).

С самого начала необходимо иметь данные об организации работы складской и  распределительной систем, то есть об организации потока грузов и информации (документов).

 Учет взаимосвязи архитектурного ре­шения, подъемно-транспортного оборудования, системы управления и си­стемы переработки данных в складе уже на первой стадии проектирования создает предпосылки для правильного выбора варианта. Сбор данных и ин­формации, касающейся функций склада, представляет собой основу для ком­поновки складского процесса.

Исходные данные для проектирования включают в себя также ин­формацию об участке под строительство:

- размеры, форма участка;

- наличие инженерных сетей (электрических, тепловых, водопропровод­ных, канализационных и др.);

- местоположение участка относительно транспортных магистралей;

- архитектурные ограничения и др.

4 шаг. Когда исходные данные готовы, начинается этап логистического (технологического) проектирования. Результатом его является набор реше­ний, чертежей и документов, который с одной стороны будет частью задания на архитектурно-строительное проектирование, а с другой стороны позволит уже на этапе комплектации склада оборудованием и персоналом привлечь необходимые ресурсы.

 


Дата: 2018-11-18, просмотров: 712.