7. Функции управления ИСП — это анализ, планирование, организация и контроль.
Управление ИСП базируется на трех основных принципах — принцип жизненного цикла, принцип единой организационной структуры, принцип успешности.
Упражнения:
1. Представить в табличной форме структуру проекта строительства:
o завода по производству железобетонных изделий;
o открытия продуктового магазина;
o открытия салона красоты;
o строительства автодороги;
o создание новой производственной линии на действующем предприятии легкой промышленности.
2. Привести примеры экологического и социального инвестиционного проекта.
3. Привести примеры взаимодополняющих и альтернативных проектов.
4. Привести примеры монопроекта, мультипроекта и мегапроекта.
Темы для зачетов, экзаменов, курсовых работ, рефератов:
1. Инвестиционный строительный проект в современной экономике. Отличия от любого другого ИП. Классифицируйте по степени риска по отношению к другим ИП, обоснуйте.
2. Экологический инвестиционный проект. Пример. Опишите структуру ИП.
3. Социальный инвестиционный проект. Пример. Участники.
4. Экономический (бизнес) проект. Пример. В каких случаях можно считать реализацию проекта успешной.
5. Влияние этапности ввода объектов на степень риска. Пример. Обоснуйте.
Лекция 2:
Жизненный цикл инвестиционного строительного проекта
Рассмотривается содержание прединвестиционной, инвестиционной и эксплуатационной стадий жизненного цикла ИСП.
Ключевые слова: Жизненный цикл, заёмный капитал, проектная организация, смета работ, мощность, основной капитал, оборотный капитал, поиск, управление проектом, управление рисками, дисконтирование, финансовый риск, анализ, контроль, инвестиционная деятельность, показатель эффективности, цели проекта, жизненный цикл ИСП.
Цель лекции: научиться определять продолжительность жизненного цикла ИСП и разделять его на стадии.
Жизненный цикл ИСП – это промежуток времени между моментом появления проекта и моментом его ликвидации. Ниже мы будем рассматривать жизненный цикл ИСП на примере проекта строительства производственного предприятия. Выбор такого примера обусловлен тем, что именно такой тип инвестиционного проекта является наиболее распространенным. Для проектов другого направления конкретное содержание стадий жизненного цикла может меняться, но суть останется той же.
Стадии жизненного цикла – это состояния, которые проходит проект в своем развитии. Обычно жизненный цикл ИСП делят на три стадии:
Прединвестиционная стадия.
Инвестиционная стадия.
Эксплуатационная стадия.
Прединвестиционная стадия жизненного цикла — это промежуток времени между моментом появления первоначального замысла проекта и моментом принятия окончательного решения о его реализации (получение кредита, оформление инвестиционного договора и т.д.). По другому этот момент ещё называют точкой принятия решения, или точкой невозврата. На прединвестиционной стадии происходит выбор одного проекта из нескольких вариантов инвестирования либо составление инвестиционной программы из нескольких проектов (независимых или взаимодополняющих). Решение о выборе варианта инвестирования принимается исходя из сравнительной эффективности и рискованности каждого проекта, а также исходя из имеющихся ресурсов. Прединвестиционная стадия жизненного цикла включает в себя следующие этапы:
1. Формирование первоначального замысла ИСП . Любой проект начинается с возникновения идеи, бизнес- идеи, конкретизации желаемого результата.
2. Анализ инвестиционных возможностей реализации ИСП . Оценивается потребность в финансовых ресурсах, рассматриваются возможные источники получения этих ресурсов, создается бизнес- план.
3. Назначение менеджера ИСП, создание первоначальной (базовой) команды управления. На этом этапе необходимо уже назначение менеджера ИСП, так как далее следуют оперативные функции по этапам ИСП, увязывание между собой по вопросам ИСП служб , специалистов и топ- менеджеров Предприятия, Общества. А так- же на данном этапе менеджером ИСП формируется документация проекта, создается Устав ИСП, где прописываются жизненные параметры, цели и ограничения ИСП, обязанности привлекаемых специалистов, графики этапов и основные вехи ИСП, формируется (пока в должностях, без приема на работу) команда управления проектом, матрица ответственности. Назначается ИК- инвестиционный комитет данного проекта (или используется постоянно действующий ИК предприятия), как оперативный орган управления инвестициями, подчинен как правило собственнику, СД- совету директоров. Члены ИК, как правило, входят в команду управления ИСП и матрицу ответственности. Назначаются постоянные совещания ИК. Все дальнейшие действия по ИСП производятся под оперативным управлением менеджера ИСП и под постоянным протокольным контролем ИК.
4. Маркетинговые исследования (анализ рынка). Оценивается уровень спроса на товары или услуги, производство которых предполагается проектом. Определяется целевая аудитория (потребители) продукции. Оценивается конкуренция на рынке данной отрасли и региона.
5. Разработка бизнес-проекта. Основная цель бизнес-проекта — показать привлекательность проекта возможному инвестору.
6. Выбор местоположения строящегося предприятия (если осуществление инвестиционного проекта предполагает строительство).
7. Подготовка документации по отводу земли в собственность или аренду, решение вопросов зонирования и проектов планировки территории, разрешённых видов использования, категории земли. В значительном количестве случаев земельный участок может не соответствовать по своему статусу целям ИСП, может потребоваться изменение категории земель, разрешённых видов использования, а так же определить состояние градостроительного проектирования на данной территории. Возможен долгий путь взаимной работы с органами власти и специализированными проектными организациями.
8. Поиск инвесторов. Инвестиционный проект может финансироваться полностью за счет собственных средств инвестора либо с привлечением заемного капитала. При этом соотношение собственного и заемного капитала в структуре источников инвестиций может быть различным.
9. Выделение инвестиций на проектно-изыскательские работы прединвестиционной стадии (эскизного проекта, Бэйсик- инжиниринга, технологического проекта), необходимых для расчета и обоснования инвестиций.
10. Создание команды управления ИСП. На этом этапе набираются реальные специалисты в команду управления, так как далее необходимо разрабатывать регламенты, проводить тендеры, руководить проектированием, принимать документацию, оформлять ТУ и ИРД, подготавливать заключение договоров, работать с поставщиками оборудования и т.д. Обычно это специалисты: ГИИП- главный инженер ИП, энергетик, специалист по ИРД, юрист, технолог (по специфике ИСП), специалист по ценообразованию, экономист. Такая первичная команда позволяет решать задачи прединвестиционной стадии и начала разработки ПСД на инвестиционной стадии.
11.Подготовка исходно разрешительной документации и Технических условий. Без исходных данных и ТУ невозможно определить объем проектирования, провести изыскательские работы, рассчитать черновую стоимость строительства, включая сети.
12. Проведение конкурса на проектно-изыскательские работы прединвестиционной стадии и заключение контракта с проектировщиком, изыскателем, начало проектирования. Как правило, проектно-изыскательские работы прединвестиционной стадии выполняются проектировщиком, который предполагается к разработке основного проекта инвестиционной стадии, по договору подряда. Заказчик объявляет конкурс (тендер), в котором могут принять участие проектные организации. При принятии решения учитывается смета затрат на проектно-изыскательские работы, а также репутация организации-проектировщика, сроки выполнения работ и т.п. Не стоит путать проектные работы прединвестиционной стадии с разработкой основного проекта- в соответствии с современным законодательством целесообразно начинать проектирование и выполнить стадию «Проект» на прединвестиционной стадии. Причины описаны ниже.
13. Расчет и обоснование инвестиций (РОИ), 1 и 2 этап. Без расчета и обоснования инвестиций не возможно принять решение о целесообразности реализации проекта вообще, а так же осуществить выбор того или иного варианта проекта. 1 этап РОИ- в начале, на прединвестиционной стадии выполняется макетное обоснование, где за основы расчета строительных стоимостей берутся грубые эскизные проекты бизнес- проекта или просто принятые варианты объемно- планировочных решений с принятием стоимости по «оюъектам- аналогам», аналогично считается стоимость оборудования по технологическому проекту или принятым технологическим решениям. 2 этап РОИ- в случае выполнения проекта стадии «П» на прединвестиционной стадии жизненного цикла ИСП, целесообразно выполнить более точный расчет обоснования инвестиций по правилам СП-11-101-95, обладая сводным сметным расчетом (ССР) в составе проекта стадии «П». Основная цель ОИ на прединвестиционной стадии- расчет окупаемости проекта и целесообразность воплощения.
14. Принятие решения по результатам расчета ОИ . Инвестором, командой управления ИП производится принятие решения на основании ОИ по реализации проекта- стартовать или нет, и по какому варианту (в случае вариантности расчета ОИ).
15. Оформление инвестиций (займ, кредит, акционирование и т.д)
Инвестиционная стадия жизненного цикла — это промежуток времени от момента получения инвестиций (ранее считалось- до начала проектно-изыскательских работ) до выхода предприятия на проектную мощность. Инвестиционная стадия жизненного цикла состоит из следующих этапов:
1. Разработка проектно- сметной документации – ПСД, экспертиза. Осуществляется организацией-проектировщиком, выбранной на конкурсной основе. Как правило, для ускорения реализации ИСП и снижения рисков выполняется 2х стадийное проектирование: Стадия П- позволяет получить объемно- планировочные и архитектурные решения как всего объекта, так и каждого сооружения, расчеты основных несущих конструкций и ТЭП- технико- экономических показателей объекта, основные требуемые разделы ПСД в соответствии с постановлением № 87, а так-же этапность строительства, ввода объекта в эксплуатацию, что дает возможность начать процедуру экспертизы проекта и получения разрешения на строительство, вход в инвестиционную стадию с параллельной разработкой РД- рабочей документации. Поэтому и принято в последнее время выполнять начало пректирования на прединвестиционной стадии. В настоящее время 2 стадии проектирования закреплены в нормативной документации. Выбор способа экспертизы- Государственной или не государственной и состав дополнительных экспертиз определяется Градостроительным кодексом и другими нормативными требованиями.
2. 3й этап расчета ОИ (ТЭО- в упрощенном виде, если объект не бюджетный). Уточнение расчета ОИ 2 этапа выполняется на основе данных разработанной ПСД стадий «П» и «РД» и выбираемой технологии, оборудования (в т. ч. обосновывается целесообразность выбора конкретной технологии производства и оборудования), и на конкретные выбранные ОПР- объемно- планировочные решения зданий и сооружений, конкретные материалы и конструкции, решения генплана и логистики- по результатам проектирования. При этом используются уже не ССР а точные ЛСР- локальные сметные расчеты по всем сооружениям и в целом по инфраструктуре объекта. И в основе расчетов ОИ (расчет окупаемости, расчет рисков, расчет «за горизонт» лежит не грубая строительная стоимость,ССР а точные ЛСР и объектные сметы. Кроме того, на данном этапе уже окончательно выбрано оборудование, имеются его приблизительные стоимости поставки и монтажа.
3. Окончательное оформление земли под строительство объекта, получение разрешения на строительство (если инвестиционный проект предполагает строительство). На этом этапе происходит окончательное улаживание земельных отношений- договор аренды или собственность, кадастровый паспорт, ГПЗУ- градостроительный план земельного участка. Без этого получить Разрешение на строительство не возможно.
4. Заключение договоров подряда. На конкурсной основе (путем проведения тендера) выбирается Генеральная подрядная строительная организация. С ней заключается договор о строительстве объекта, утверждается смета затрат. Возможны варианта выполнения работ собственными силами, в качестве лица осуществляющего строительства, Генподрядной организации, с последующим наймом субподрядных организаций. В этом случае необходимо оформлять на своё предприятие свидетельство СРО на Генподряд, организацию строительства, строительный контроль.
5. Набор в команду управления руководителей и специалистов по организации, управлению и контролю строительства.
Как правило, часть этих тематических специалистов уже есть в команде управления, они занимались сопровождением процесса проектирования, приемкой и проверкой ПСД, вынесением замечаний. Но необходимы так- же специалисты по практическому строительному контролю, работе с проектной и исполнительной документацией, архивами в ПТО, работе со списанием материалов, ценообразованию и сметному нормированию.
В случае отсутствия возможности или необходимости создания в рамках действующего предприятия полноценной команды управления ИСП, в том числе с функциями Технического Заказчика (Заказчика- Застройщика), необходимо привлечь по Агентскому договору или договору ВОУ организацию, правомочную на исполнение функций Технического Заказчика. Пример: Обязанности и функции ТЗ при реализации ИСП, Приложение № 1
6. Строительство объекта. В процессе строительства (и на стадии проектирования, оформления ИРД- исходно разрешительной документации), от имени Заказчика (Застройщика) необходимо выполнять функции руководства процессом проектирования, приемки ПСД, приемки выполненных работ, строительного контроля, приемки ИД- исполнительной документации, взаимодействию с надзорными органами и властью, подготовки объекта к сдаче в эксплуатацию. Для этих функций создается служба Заказчика- Застройщика, Технического Заказчика (Дирекция строящегося предприятия, Штаб строительства). Руководитель этой службы и ключевые кадровые специалисты должны быть членами команды управления ИСП, иметь четкие функции в матрице ответственности. В случае самостоятельного выполнения этих функций штатными сотрудниками, необходимо оформлять свидетельство СРО. В противном случае необходимо привлечь Технического Заказчика со свидетельством СРО. Привлекать Генподрядную, Подрядные и Субподрядные организации для возведения объекта следует в соответствии с принятой организационной структурой проекта и действующим законодательством- данные вопросы рассмотрены в соответствующих лекциях.
7. Монтаж технологического оборудования, пусконаладочные работы.
На данном этапе часть специалистов будующей эксплуатирующей команды предприятия уже должна быть принята на работу в штат предприятия- Застройщика, обучена и аттестована в соответствующих инстанциях в соответствии с законодательством (Ростехнадзор, энергонадзор, газовые службы и т.д), по правилам эксплуатации соответсвующего оборудования и по промышленной безопасности, так как в они должны принимать оборудование из пусконаладочных работ (ПНР), участвовать в ПНР и расписываться в приемке от эксплуатации нового предприятия.
8. Формирование капитала предприятия (активов и трудовых ресурсов). Приобретаются объекты основного капитала (машины, различный инвентарь) и первоначальный оборотный капитал (материалы, сырьё на производство первых партий продукции и отладку режимов оборудования). Формируется кадровый эксплуатационный состав предприятия (руководители, сотрудники и специалисты, рабочие). Как правило, часть команды Заказчика- Застройщика, в том числе команды управления проектом, остается в команде эксплуатирующего подразделения. Данная функция специфична и часто является проблемой, так как денежные средства на трудовые ресурсы этой стадии и на сырьё, энергетику должны были предусматриваться ещё на прединвестиционной стадии, в смете Проекта и учитываться в РОИ. Довольно часто это мероприятие на прединвестиционной стадии оказывается упущенным или не верным.
9. Производство опытных образцов продукции и «горячие испытания» оборудования, выход на проектную мощность. В большинстве случаев освоение производственных мощностей происходит постепенно и достигает 100% не в год начала производства, а позднее.
Эксплуатационная стадия жизненного цикла — это промежуток времени между выходом предприятия на проектную мощность и завершением проекта, то есть ликвидацией предприятия. Эксплуатационная стадия жизненного цикла включает в себя следующие этапы:
1. Сертификация продукции. Оформление документации, подтверждающей качество производимой продукции.
2. Производство и реализация продукции. Важное значение приобретает мониторинг уровня спроса на продукцию и соотнесение объема производства с реальным объемом продаж.
3. Создание центров ремонта и обслуживания (при производстве продукции, требующей гарантийного обслуживания и ремонта).
4. Текущий мониторинг экономических показателей (непрерывной контроль эффективности работы предприятия, своевременное реагирование на изменение рыночной ситуации).
5. Ликвидация проекта. Остановка производства, расформирование, передача или продажа временных активов команды управления ИСП.
Примечания:
- В каждом конкретном случае, в зависимости от особенностей ИСП, возможно перемещение отдельных действий и процессов из инвестиционной стадии в прединвестиционную и наоборот. В частности это пункты 6, 7 и 11 прединвестиционной стадии. В связи с большой продолжительностью и этапностью оформления документации, исполнение этих пунктов впрямую связано с пунктами 3 и 1 инвестиционной стадии и может быть завершено совместно с данными действиями. В свю очередь, пункт 6 инвестиционной стадии частично начинают исполнять на прединвестиционной стадии, подготавливая площадку строительства, выполняя подключения временных сетей и т.д. При этом следует разграничить работы на подготовительные и на те, что требуют получения разрешения на строительство;
- Если точную границу во времени инвестиционной и эксплуатационной стадии провести невозможно, так как процесс выхода на проектную мощность, даже на завершающей стадии, особенно с использованием сложных технологических процессов может занимать недели, месяцы и более, то граница между прединвестиционной и инвестиционной стадиями в настоящее время имеет высокую точность, с момента подписания и введения в действие кредитного договора, получения первого транша инвестиций. Устаревшее определение границы этих 2х стадий по началу проектно- изыскательских работ было весьма размыто по времени.
Пример . Определить продолжительность жизненного цикла проекта строительства завода железобетонных конструкций, если менеджером и инвестором принят организационный график: проведение маркетинговых исследований займет 2 месяца, разработка бизнес-плана – 1 месяц, поиск инвесторов и выделение инвестиций на проектирование – 3 месяца, выбор местоположения объекта – 1 месяц, выбор проектировщика и заключение договора на проведение проектно-изыскательских работ – 2 месяца. Проектирование здания завода будет продолжаться полгода. В этот же период времени будет разработано технико-экономическое обоснование инвестиций. После этого начнется строительство. Завод ЖБК будет построен за 2 года. После этого он будет работать 30 лет. Время ликвидации проекта составит 1 год.
Решение.
Определим продолжительность прединвестиционной стадии Т1:
Т1=2+1+3+1+2=9 (месяцев)=0,75(лет)
Определим продолжительность инвестиционной стадии Т2:
Т2=0,5+2=2,5 (лет)
Определим продолжительность эксплуатационной стадии Т3:
Т3=30+1=31 (лет)
Определим продолжительность жизненного цикла проекта строительства завода железобетонных конструкций:
ЖЦ=Т1+Т2+Т3=0,75+2,5+31=34,25 (лет).
Ответ: продолжительность жизненного цикла проекта строительства завода железобетонных конструкций составит 34,25 лет.
Управление ИСП на каждой стадии жизненного цикла имеет свои особенности. Если рассматривать предметно-динамический аспект управления проектом, то мы увидим, что на прединвестиционной и инвестиционной стадиях основная роль принадлежит управлению инвестициями, а на эксплуатационной – управлению капиталом. Управление рисками присутствует на всех стадиях, но при этом меняется перечень рисков. На прединвестиционной стадии основные риски связаны с ошибками при разработке бизнес-плана. Как правило, эти ошибки связаны с неверными прогнозами (завышен ожидаемый уровень спроса, занижена ставка дисконтирования). На инвестиционной стадии увеличиваются риски, связанные со строительством (задержка сроков сдачи объекта, проблемы при монтаже технологического оборудования и вследствие этого задержка выхода на проектную мощность и убытки). На эксплуатационной стадии уровень риска в целом снижается, но остаются и технологические риски (риск производственных аварий), и финансовый (риск потери платежеспособности предприятия).
На каждой стадии присутствуют все функции управления (анализ, планирование, организация, контроль), но конкретное содержание этих функций меняется. С функционально-динамическим аспектом управления инвестиционным проектом можно ознакомиться по таблице 2.1
Таблица 2.1. Функционально-динамический аспект управления проектом | ||
стадия ЖЦ | функция управления | вид работ по управлению |
прединвестиционная | анализ | · маркетинговые исследования; · анализ целесообразности реализации проекта; · сравнительный анализ всех возможных источников инвестиций и выбор оптимального источника; · сравнительный анализ возможных вариантов территориального размещения объекта; · выбор проектировщика. |
планирование | · разработка схемы финансирования капитальных вложений; · разработка бизнес-плана, бизнес- проекта; · разработка задания на проектирование; | |
организация | · заключение необходимых договоров между субъектами инвестиционной деятельности; · проведение конкурса на выполнение проектных работ; · заключение контракта с проектировщиком. | |
контроль | контроль результатов выполнения всех вышеперечисленных работ | |
инвестиционная | анализ | оперативный анализ текущей ситуации; |
планирование | · планирование производства; · планирование приобретения имущества; · планирование набора персонала и его обучения | |
организация | практические действия по организации проектирования, строительства и запуска производства | |
контроль | · контроль за ходом работ по проектированию, строительству и запуску производства; · контроль движения финансовых потоков. | |
эксплуатационная | анализ | · анализ показателей эффективности работы предприятия; · анализ финансового состояния предприятия; · анализ ситуации на рынке выпускаемой продукции. |
планирование | · планирование производства; · планирование сбытовой политики; · планирование материально-технического снабжения и т.п. | |
организация | практические действия по реализации составленных планов; | |
контроль | контроль результатов выполнения планов. |
Понятие жизненного цикла исполняет ряд функций в управлении инвестиционным проектом. Можно выделить следующие функции жизненного цикла инвестиционного проекта:
1. Определение продолжительности проекта.
2. Определение перечня работ по проекту.
3. Подсчет статей затрат.
4. Детализация и увязка во времени работ по осуществлению проекта.
5. Контроль за ходом работ по осуществлению проекта.
Основные характеристики инвестиционного проекта на прединвестиционной, инвестиционной и эксплуатационной стадиях различны. Так, на прединвестиционной стадии уровень затрат относительно невелик, на инвестиционной стадии он резко возрастает, на эксплуатационной стадии остается достаточно стабильным, в конце эксплуатационной стадии (при ликвидации проекта) резко снижается. Риск не достижения конечной цели проекта на прединвестиционной стадии максимален, на протяжении жизненного цикла он постепенно снижается.
Краткие итоги:
1. Жизненный цикл инвестиционного проекта – это промежуток времени между моментом появления проекта и моментом его ликвидации.
2. Жизненный цикл инвестиционного проекта включает в себя 3 стадии: прединвестиционную, инвестиционную и эксплуатационную.
3. Прединвестиционная стадия жизненного цикла — это промежуток времени между моментом появления первоначального замысла проекта и моментом принятия окончательного решения о его реализации и получения инвестиций.
4. Инвестиционная стадия жизненного цикла — это промежуток времени от момента получения инвестиций до выхода предприятия на проектную мощность.
5. Эксплуатационная стадия жизненного цикла — это промежуток времени между выходом предприятия на проектную мощность и завершением проекта, то есть ликвидацией предприятия.
Упражнения:
1. Определить продолжительность жизненного цикла проекта, если между появлением идеи проекта и принятием решения о его осуществлении пройдет 6 месяцев, между получением инвестиций и выходом на проектную мощность — 3 года, после этого завод будет работать 20 лет.
2. Определить продолжительность прединвестиционной стадии жизненного цикла, если маркетинговые исследования будут продолжаться 3 месяца, разработка бизнес-плана — 1 месяц, анализ инвестиционных возможностей и поиск инвесторов — 2 месяца, выбор проектировщика на конкурсной основе и проектирование стадии П — 5 месяцев и будет начато одновременно с анализом инвестиционных возможностей. РОИ займет 1 месяц после окончания проекта стадии П. Принятие окончательного решения и получение инвестиций через 1 месяц после завершения РОИ.
3. Определить продолжительность инвестиционной стадии жизненного цикла, если проектно-изыскательские работы займут 8 месяцев, строительство — 2 года, монтаж технологического оборудования и пусконаладочные работы — 6 месяцев. Формирование активов предприятия будет происходить одновременно с пусконаладочными работами. Выпуск опытной партии продукции произойдет в течение 1 месяца, затем предприятие сразу выходит на проектную мощность.
4. Завод по производству кирпича построен за 5 лет. После этого он работает 20 лет и закрывается. Какова продолжительность эксплуатационной стадии жизненного цикла?
Темы для курсовых работ, рефератов, зачетов, экзаменов:
1. Особенности жизненного цикла экологического проекта.
2. Особенности жизненного цикла социального проекта.
3. Риски прединвестционной стадии жизненного цикла.
4. Риски инвестционной стадии жизненного цикла.
5. Риски эксплуатационной стадии жизненного цикла.
Лекция 3:
Управление ИСП на прединвестиционной стадии жизненного цикла. Бизнес- идея. Бизнес- план. Оформление бизнес- проекта. Создание базовой команды управления.
Проанализирован переход от бизнес- идеи к бизнес- плану и бизнес- проекту. Рассмотрены структура и содержание бизнес-плана инвестиционного проекта. Изложены общие принципы и последовательности при формировании команды управления инвестиционным строительным проектом. Освещена тема разграничения ответственности и права принятия решений.
Ключевые слова: инвестиционный проект, проектное управление, системный подход, бизнес-идея, бизнес- план, ресурс, инвестиционная деятельность, ключевые игроки, менеджер проекта, портфель- менеджер, профиль и позиция специалиста в команде, инвестиционный комитет, матрица ответственности, иерархия и оргструктура управления, штатное расписание.
Цель лекции: изучить начальный этап реализации инвестиционного строительного проекта и практические шаги по его управлению, научиться составлять бизнес-план инвестиционного проекта, понять принципы формирования команды управления.
Прединвестиционная стадия жизненного цикла по сути представляет собой этап подготовки к реализации инвестиционного проекта. Проект начинается с зарождения идеи: предпринять определенные действия, чтобы получить конкретный результат. Появившуюся идею требуется прежде всего проанализировать, то есть удостовериться, во-первых, в том, что задуманные действия можно реализовать, а во-вторых, в том, что их реализация приведет к желаемому результату. Ответить на эти вопросы и призваны процессы, выполняемые на прединвестиционной стадии жизненного цикла проекта, и прежде всего это создание бизнес- плана, бизнес- проекта, что требует создания команды управления ИСП.
Тема 1 Лекции 3.
Бизнес-идея (БИ), бизнес- план (БПЛ), оформление бизнес- проекта (БПР)
Бизнес- идея
Сам термин бизнес- идея происходит от английского business- idea, дословно деловая мысль, или мысль по способу извлечения прибыли. Бизнес идея (БИ) безусловно не посещает не подготовленную голову. Поиск возможных способов приложения деловой активности бизнесмена, новых рынков сбыта, увеличения прибыли, новых способов производства и т.д. не покидает голову бизнесмена ни днём ни ночью. Рано или поздно, количество перерастает в качество и зарождается идея предпринять какие то конкретные действия, с вовлечением ресурсов, для достижения заветных целей. При этом основа остается всегда одной и той- же- достичь увеличения капитала, получения выгоды. При этом выгода не всегда выражается в денежном эквиваленте, но и в выгоде социальной, экологической и т.д. На пример построить завод по выпуску упаковочной тары в регионе, где есть большой рынок для её сбыта. Аналогично, хотя иногда и с другими конечными целями, происходит в государственных корпорациях, крупных холдинговых структурах, компаниях. Например совпадение внешних факторов зарождения БИ- есть значительное давление экологов на компанию по вопросу промышленных отходов (скажем доменного шлака), их переработки, рекультивации отвалов. Всё требует вложения значительных средств. В то- же самое время, на рынке цементов наблюдается дефицит некоторых марок цемента, производимого с добавками молотого граншлака, или недостаток, высокая стоимость щебня для дорожного строительства. В данном случае эти 2 вопроса должны соединиться в один- решение экологической проблемы промышленных отходов с получением доходов от производства цемента. Это смешанный ИСП (одновременно и экономический и экологический, тема 2 лекции 1, табл. 1.4.). Выгода в конечном итоге для всех- и для населения и для экономики региона и для инвестора. Печально, если из-за косности руководства, топ- менеджмента компании время будет упущено, и факторы разойдутся во времени, показатели РОИ исказятся до полной потери смысла Проекта.
Если для реализации БИ необходимы вложения средств и привлечение ресурсов, строительство, с получением последующей выгоды, то это уже несомненно БИ, воплощающаяся в своём развитии в ИСП. Но любая БИ, для привлечения средств, должна быть понятна, информативна, оцениваема, и в конечном счете доказуема потенциальным инвесторам, банкам, акционерам и т.д. Поэтому, на первоначальном этапе БИ должна быть изложена в виде конечного результата (задачи), привлекаемых ресурсов (Средства решения). Как вы уже поняли, это соответствует Структуре ИСП (тема 1 лекции 1). Отсюда следует, что необходимо в виде информативного документа изложить основные показатели вашей БИ и Структуру будущего ИСП (стоимость затрат, привлекаемые ресурсы и планируемые источники инвестиций, планируемый доход, сроки и этапы реализации, применяемые технологии, маркетинговые изыскания). В данном случае БИ превращается в Бизнес- план (БПЛ). С такими выкладками обычно уже начинают поиск потенциальных инвесторов, единомышленников, участвуют в инвестиционных форумах, намечают ориентировочные даты старта ИСП и базовую команду управления.
Бизнес-план инвестиционного проекта
Бизнес-план – это документ, в котором обосновывается целесообразность реализации проекта. Бизнес-план представляет собой информационный ресурс, который может быть ориентирован на потенциальных инвесторов или деловых партнеров либо использоваться руководством предприятия для целей планирования. Информация, содержащаяся в бизнес-плане, позволяет потенциальному инвестору или другому субъекту инвестиционной деятельности ознакомиться с условиями осуществления проекта и принять решение о целесообразности своего участия в нем. Бизнес-план, составленный для внутреннего пользования, позволяет руководству предприятия и его собственникам правильно оценить целесообразность осуществления инвестиционного проекта, проведя детальный анализ затрат и результатов, которые получит предприятие "с проектом" и "без проекта". Бизнес-план должен давать наглядное представление о структуре проекта: в нем должны быть отражены и поставленная задача, и набор ресурсов, который послужит средством для ее решения, и ожидаемый результат (цель проекта).
Цели составления бизнес-плана:
· Оценка рыночной конъюнктуры.
· Планирование работы предприятия.
· Разработка стратегии и тактики менеджмента.
· Демонстрация проекта потенциальным инвесторам.
· Привлечение заемного капитала.
Структура бизнес-плана:
1. Резюме – краткая информация о проекте:
o Наименование и краткая характеристика проекта.
o Форма собственности, организационно-правовая форма.
o Реквизиты предприятия.
o Данные руководителя проекта.
o Цели проекта.
o Показатели эффективности.
2. Основной текст:
o Описание предприятия
§ Полное наименование предприятия.
§ Реквизиты.
§ Учредители.
§ История предприятия.
§ Руководство предприятия.
§ Место на отраслевом и региональном рынке.
§ Цели и задачи предприятия.
o Описание продукции
§ Основные характеристики продукта.
§ Потребители (целевая аудитория).
§ Потребительские свойства продукта.
§ Отличия от продукции конкурентов.
§ Информация о патентах, лицензиях и т.п.
§ Степень разработанности продукта на момент составления бизнес-плана (идея / опытный образец / налаженное производство).
§ Контроль качества.
§ Гарантийное и послегарантийное обслуживание.
o Маркетинговые исследования
§ Информация о рынке, на который ориентировано предприятие (объем спроса и предложения, входной барьер, средняя прибыльность, тенденции развития рынка).
§ Информация о конкурентах (доля на рынке, цены, стратегия продвижения продукта, характеристики продукции).
o План продвижения продукта
§ Целевая аудитория (потенциальные потребители).
§ План рекламных мероприятий (виды рекламы).
§ Методы и каналы сбыта.
§ Ценовая стратегия.
§ Затраты на маркетинг.
§ Сервисное и гарантийное обслуживание.
§ Связи с общественностью.
o Информация о производстве
§ Технология (достоинства данной технологии, причины ее выбора).
§ Описание основных технологических процессов.
§ Перечень технологического оборудования.
§ Смета затрат на проектирование и строительство объекта, на приобретение и монтаж технологического оборудования, а также на плановые ремонты.
§ Сырье и материалы (потребность в них, поставщики, динамика цен).
§ Перечень необходимых документов для производства (лицензии, разрешения, согласования и т.д.).
§ Техника безопасности.
§ Потребность в инженерных коммуникациях.
§ Потребность в энергии на технологические цели, доступность источников энергии.
§ Возможности совершенствования технологии производства.
o Трудовые ресурсы
§ Потребность в трудовых ресурсах (количество работников, требуемая квалификация).
§ Анализ рынка труда по каждой требуемой кадровой позиции.
§ Система оплаты труда, затраты на заработную плату.
§ Социальное обеспечение работников.
§ Обучение работников.
§ Обеспечение условий труда.
o Организационная структура предприятия (подразделения предприятия, особенности каждого подразделения, взаимодействие между подразделениями).
3. Финансовый план
o Оценка общественной значимости проекта.
o Оценка общественной эффективности проекта (только для общественно значимых проектов).
o Оценка коммерческой эффективности проекта в целом.
o Оценка финансовой реализуемости проекта.
o Оценка эффективности проекта для каждого заинтересованного участника отдельно.
4. Риски проекта
o Перечень рисков по проекту.
o Количественная оценка риска.
o Мероприятия по снижению риска.
5. Экологичность проекта
o Географическое расположение объектов.
o Влияние строительства объекта на состояние окружающей природной среды.
o Влияние технологического процесса на состояние окружающей природной среды.
o Меры по снижению размера вреда, наносимого окружающей природной среде.
o Экологическая политика предприятия.
6. Приложения (спецификации продукции, прайс-листы, результаты маркетинговых исследований, каталоги, резюме руководителей проекта, заключения экспертов и др.).
Чтобы бизнес-план способствовал достижению цели (привлекал инвестора, кредитора, партнеров), он должен соответствовать ряду требований:
1. Объем бизнес-плана — порядка 30 страниц.
2. Точность оценок. Затраты и результаты проекта должны быть просчитаны с максимальной точностью, которая возможна на основании имеющейся информации. Не допустимы в формулировках "приблизительные" и "предположительные" значения.
3. Исходные данные должны быть подкреплены ссылками на источник этих данных (заключения экспертов, документацию, результаты исследований).
4. Информация о проекте должна быть достоверной и непредвзятой.
Бизнес проект
Следующим шагом является разработка Бизнес- проекта (БПР). БПР, В отличие от БПЛ должен содержать более точные экономические, финансовые, технологические, маркетинговые, строительные и других выкладки, подкрепляться 1м этапом Расчета Обоснования Инвестиций (РОИ) или ТЭО, с учетом основных рисков, сведений об условиях реализации ИСП хотя бы в первом приближении, иначе невозможно разговаривать о развитии ИСП с профессионалами по каждому из направлений, а главное- с серьезными банковскими или инвестиционными структурами, с собственными акционерами. Как правило, для расчета стоимости в БПР уже не достаточно просто размеров сооружений для подсчета строительной стоимости, выполняется эскизный проект или первая стадия проекта («П»). Это позволяет определить объемы работ и материалов, строительную стоимость с достаточной точностью, выполнить сводный сметный расчет (ССР). Таким образом бизнес идея облекается в стандартную удобоваримую форму БПЛ и далее в БПР, доступную для понимания широкому кругу лиц, содержащую доказательные параметры жизнеспособности самой идеи. На этой стадии бизнес идея становится бизнес- проектом (БПР). Удобно, для проведения анализов, маркетинговых исследований, определения параметров ИСП по времени реализации, суммам, очередности действий иметь и БПЛ, и создать черновой (или «облегченный») вариант БПЛ (если он не разрабатывался изначально до БПР). Есть стандартные формы БПР различных направлений и тематик. В любом случае это должен быть документ, достаточный по изложению и расчетам для привлечения потенциальных инвесторов, а так-же являющийся основой для создания Устава ИП. Для создания БПР, в большинстве случаев необходимо иметь специалиста, имеющего опыт. Создать Устав ИСП, без понимания точных параметров ИСП, наличия команды управления, распределения ролей и зон ответственности, ограничений по сумма, рискам, срокам, методологии разработки ТЭО или РОИ - невозможно. Это требует и знаний и опыта компетентных специалистов. Здесь мы подходим к необходимости создания команды управления инвестиционным проектом.
Тема 2 Лекции 3:
Создание команды управления ИСП, оргструктура и иерархия управления ИСП, организация финансового и проектного контроля командой управления
Каждый инвестиционный строительный проект уникален. Нет повторяющихся для разных ИСП факторов влияния на ИСП, на его структуру, цели, риски, инструменты управления (разные технологии производства и сфера реализации, климатические и рельефные условия, структура и правовой статус компании инвестора . и т.д.) В соответствии с этим и команда управления ИСП формируется под конкретный ИСП, исходя из сферы его реализации, особенностей соответствующего рынка, направленности по технологии производства, места и способа строительства, используемых ресурсов, конечного продукта и способа его реализации. Неизменными атрибутами для любой команды управления ИСП остаются:
- Менеджер ИСП, подбираемый исходя из специфики ИСП, опыта реализации аналогичных ИСП;
- Распределение ролей в команде управления ИСП, исходя из области компетенций потенциальных участников команды, определения функциональных обязанностей при реализации ИСП, и «позиции» на данном конкретном проекте, которую будет занимать потенциальный участник. Исходя из этого менеджер ИСП с руководителем кадрового направления готовят «Профиль» участника для поиска претендентов, во время которого кадровики должны учитывать (постоянно советуясь с менеджером проекта) компетенции и позиции, которые претенденты занимали на предыдущих проектах или должностях;
-Матрица ответственности в команде управления ИСП. Матрица ответственности ИСП является неотъемлемой частью Устава ИСП. Матрица суть продукт проектного управления IPMA и системного подхода ко всем функциям управления ИСП. Системное построение матрицы ответственности основано на принципе пересечения по вертикали и горизонтали значимых полей, с позициями членов команды управления ИСП и привлеченных лиц с одной стороны и их функциональных действий при любых гипотетически возникающих ситуациях при реализации ИСП. Такая плоская модель иерархии достаточна для быстрого вхождения игроков в команду управления при стандартном развитии ИСП, а так же На каждом ИСП складывается ситуация с интегрированием создаваемой команды управления в существующую модель управления предприятия или в команду инвестора. Не всегда компания является вертикально интегрированной, готовой к реализации ИСП по своей оргструктуре. Частично роли в команде управления ИСП могут пересекаться с функционалом существующего эксплуатационного персонала компании, накладываться, или наоборот, какая- то зона ответственности или функциональных обязанностей может выпадать из компетенций команды управления. В таких случаях создаваемая матрица ответственности подробно прописывает распределение функциональных обязанностей и последовательность действий и связей, не только между членами создаваемой команды управления ИСП, но и тематическими специалистами, топ- менеджерами существующего предприятия, и даже между привлеченными по договорам специалистами сторонних организаций, консалтинговых групп.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 1315.