Ожидаемое число больных на стандарт
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой
Число больных Из них с осложнениями Число больных Из них с осложнениями А Б   1+2 графы А Б Терапевтическое Хирурги ческое Гинеколо гическое В целом по больнице 500   400   100   1000 25   8   4   37 200   600   200   1000 12   12   10   34 5,0   2,0   4,0   3,7     6,0   2,0   5,0   3,4   IV этап 700   1000   300   2000   100 35,0   20,0   12,0   67,0   3,35 42,0   20,0   15,0   77,0   3,85

 

Таким образом, применение прямого метода стандартизации включает последовательное выполнение 5 этапов. На I этапе рассчитывают интенсивные и общие показатели (или средние величины) по всем группам в двух сравниваемых совокупностях. В нашем примере это вычисление частоты осложнений у больных в каждом отделении и в целом в двух больницах. На II этапе определяют стандарт, который в приведенном примере был равен сумме числа больных в каждом отделении. На III этапе рассчитывают ожидаемые величины осложнений в каждом отделении в больницах. На IV этапе определяют стандартизованные показатели в больницахА и Б. Выполнение V этапа, на котором сравнивают интенсивные и стандартизованные показатели в двух больницах, позволяет сделать вывод о величине показателя и степени влияния разного состава сравниваемых совокупностей по стандартизуемому признаку.

Так, в нашем примере (см. табл.14) полученные интенсив­ные показатели свидетельствуют о том, что частота осложнений выше в больнице А по сравнению с таковой в больнице Б (со­ответственно 3,7 и 3,4 случая осложнений на 1000 больных). Однако более высокий уровень осложнений в больнице А обу­словлен преобладанием в ней терапевтических больных (число терапевтических коек в больнице А 500, а в больнице Б 400).

Такой вывод можно сделать на основании использования метода стандартизации. После проведения стандартизации (т. е. устранения различий в распределении больных в имею­щихся отделениях) вычисленные стандартизованные показатели распространенности осложнений оказались ниже в больнице А по сравнению с показателями в больнице Б при одинаковой численности больных в отделениях (соответственно 3,35 и 3,85 ожидаемого случая осложнений на 100 больных). Таким обра­зом, неравномерное распределение больных в отделениях влия­ет на показатель частоты осложнений в больнице в целом. Возможно, следует провести стандартизацию в отношении и других факторов, воздействующих на частоту осложнений.

Графические изображения. Статистическая обработка полу­ченных данных завершается графическими изображениями, позволяющими дать наглядное представление результатов ис­следования. Практически в каждом статистическом исследова­нии применяют графический метод, для правильного исполь­зования которого нужно знать основные виды графических изображений и правила их построения.

Графиками в статистике называют условные изображения числовых величин (средних и относительных) в виде различных геометрических образцов (линий, плоских и объемных фигур в виде многоугольников, круга и т. д.). Статистический график дает возможность наглядно оценить характер изучаемого явле­ния, присущие ему закономерности, особенности, тенденции развития, взаимосвязь характеризующих его показателей.

Каждый график состоит из графического образа и вспомога­тельных элементов. Графический образ — это совокупность точек, линий и фигур, с помощью которых изображают статистические данные. Вспомогательные элементы — это общее назначение графика, пояснение условных знаков и смысла графического образа, оси координат, шкалы, числовые сетки и числовые дан­ные, дополняющие или уточняющие изображаемые показатели. Вспомогательные элементы облегчают чтение и толкование графика. Название графика должно быть кратким и точно рас­крывать его содержание, располагается обычно под графиком в отличие от таблицы, название которой находится над ней. По­яснительные тексты могут располагаться в пределах графиче­ского образа, рядом с ним или выноситься за его пределы. Оси координат с нанесенными на них шкалами и числовые сетки не­обходимы для построения графика и пользования им. Шкалы могут быть прямо- или криволинейными (круговыми); равно­мерными (линейными) и неравномерными (например, лога­рифмическая шкала).

Статистические графики делят по разным признакам: спо­собу построения, характеру графического образа и назначению (содержанию).

По способу построения графики делят на диаграммы, карто­граммы и картодиаграммы. По характеру графического образа различают графики точечные, линейные, плоскостные (столби­ковые, полосовые или ленточные, квадратные, круговые, сек­торные, фигурные) и объемные. По назначению (содержанию) выделяют графики, изображающие различные относительные величины (структура явления, динамика процесса и др.) или показывающие сравнения в пространстве, размещения по тер­ритории, колеблемость вариационных рядов и взаимосвязан­ных показателей.

Диаграммой называют изображение статистических данных в виде точек, линий, плоскостей, фигур; они могут быть пред­ставлены в виде линейных, плоскостных, объемных и фигурных изображений.

Картограмма — графическое изображение стати­стических величин, представленных на географической карте.

В том случае, если статистические данные изображены в виде диаграммы на географической карте, то такой вид графическо­го изображения называют картодиаграммой.

Вид графического изображения выбирают в зависимости от того, какие статистические величины требуется представить на­глядно. Так, абсолютные величины (например, численность на­селения страны, города и т. д.) и интенсивные показатели (на­пример, показатели рождаемости, смертности и т. д.) можно изобразить в виде диаграмм, картограмм и картодиаграмм. Причем в случае изображения динамики процесса пользуются линейными диаграммами, а если необходимо дать характери­стику процесса за единый отрезок времени на различных тер­риториях, то следует применять столбиковые диаграммы. Это же относится к использованию объемных или фигурных диа­грамм. Для графического изображения экстенсивных показате­лей необходимо пользоваться внутристолбиковыми и сектор­ными диаграммами.

Таким образом, обязательным правилом является примене­ние графического метода в строгом соответствии графического изображения имеющимся статистическим величинам и прави­лам построения диаграмм.

Линейную диаграмму обычно используют для изображения динамики процесса, явления во времени.

Столбиковую диаграмму применяют для иллюстрации одно­родных, но не связанных между собой интенсивных показателей

Секторную диаграмму применяют для изображения экстен­сивных показателей.

Наряду с секторной диаграммой для изображения экстен­сивных показателей применяют внутристолбиковую диаграм­му, в которой ширина и высота столбика — произвольные.

IV этап. Статистический анализ изучаемого явления, формулировка выводов - ответственный этап исследования, на котором проводится вычисление ста­тистических показателей (частоты, структуры, средних размеров изучаемого явления), дается их графическое изображение, Изучает­ся динамика, тенденции, устанавливаются связи между явлениями. Даются прогнозы и т. д. Анализ предполагает интерпретацию получен­ных данных, оценку достоверности результатов исследования. В зак­лючение делаются выводы.

В проведении статистического исследования важнейшим элементом является соблюдение строгой последовательности в осуществлении названных этапов.

Результаты исследования могут быть оформлены в виде статьи, отчета, доклада, диссертации и др. Для каждого вида оформления существуют определенные требования, которые должны соблюдаться при литературной обработке результатов статистического исследования.

Результаты медико-статистического исследования внедряются в практику здравоохранения. Возможны различные варианты использова­ния результатов исследования: ознакомление с результатами широ­кой аудитории медицинских и научных работников; подготовка ин­структивно-методических документов; оформление рационализаторско­го предложения и другие

По завершении статистического исследования разрабатываются ре­комендации и управленческие решения, проводится внедрение ре­зультатов исследования в практику, оценивается эффективность.

Ошибки статистического анализа. Наиболее частые ошибки можно сгруппировать следующим образом:

1)  методические ошибки;

2)  неправильная оценка показателей;

3)  логические ошибки формального анализа.

К первой группеметодическим ошибкам — относят дефек­ты программы и плана исследования, которые чаще всего за­ключаются в следующем:

·  неправильное определение единицы наблюдения, в связи с чем формируется неоднородная статистическая сово­купность, что не позволяет выявить закономерности и сделать правильные выводы;

·  недостаточное число наблюдений ведет к получению не­достоверных результатов, поэтому следует рассчитывать необходимый объем наблюдений по нескольким резуль­тирующим признакам;

·  использование слишком сложных таблиц, содержащих много признаков (более 3—4 статистических сказуемых при одном статистическом подлежащем) и приводящее к дроблению материала и получению малочисленных групп, при этом трудно доказать достоверность полученных ре­зультатов и невозможно сделать обоснованные выводы.

Вторая группа ошибок обусловлена недостатками, которые связаны с расчетами, неправильным выбором статистического метода обработки полученного материала и неправильной оцен­кой статистических величин. К ним относятся:.

·  арифметические ошибки, при этом целесообразно прово­дить проверку и перепроверку различных вычислений, особенно когда возникает неожиданный результат;

·  недостаточная статистическая обработка данных, когда вы­вод делается только на основании анализа абсолютных чи­сел; не составлены динамические ряды, не рассчитаны от­носительные и средние величины, не доказана их достовер­ность, не рассчитаны коэффициенты корреляции и т. д.;

·  неправильная оценка показателей и прежде всего экстен­сивных, для сравнения которых следует использовать формулу сравнения показателей (см. ранее), а вывод о больших или меньших масштабах каких-то явлений или процессов можно и нужно делать только на основании анализа интенсивных показателей;

· сравнение результатов, полученных в качественно неод­нородных или искусственно отобранных группах (напри­мер, при апробации нового медикаментозного средства для лечения какого-то заболевания среди пациентов с оп­ределенными показаниями нельзя сделать вывод, что это средство дает лучший эффект по сравнению с другими препаратами, лечение которыми может быть несколько менее эффективно, но применение их не имеет противо­показаний);

·  оценка темпа роста без учета исходного уровня показате­лей, поскольку известно, что в соответствии со статисти­ческой закономерностью, чем ниже исходный уровень каждого явления, тем выше темп роста, и наоборот;

·  неиспользование метода стандартизации при анализе по­казателей в неоднородных статистических совокупностях.

Третья группа ошибок статистического анализа включает в себя логические ошибки формального анализа, которые можно сгруппировать следующим образом:

·  выводы, которые сделаны на основе простого сравнения цифр без учета качественной характеристики явления, в связи с чем не учитываются причины, способствующие возникновению изучаемого явления, и затруднена разра­ботка мероприятий, направленных на воздействие, управ­ление изучаемыми явлениями, процессами;

· выводы, сделанные по принципу "после этого, значит вследствие этого", что неверно (например, у пациента с гипертонической болезнью обострение наступило после ссоры с соседями по квартире, но это не означает, что ссора с соседями явилась причиной обострения, посколь­ку и проживание в коммунальной квартире, и наличие са­мого заболевания нельзя не учитывать в профилактиче­ской работе с данными пациентом).

Таким образом, статистический анализ — это не только ана­лиз цифр и явлений, но и в значительной мере искусство спе­циалиста, умение выделить из ряда последовательных событий ведущие, установить достоверную связь между ними, наметить пути воздействия.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Организация статистического исследования.

2. Этапы статистического исследования.

3. I этап статистического исследования. Цель и задачи исследования.

4. Организационный план статистического исследования. Разработка плана исследования.

5. Программа статистического исследования.

6. Определение единицы наблюдения и составление программы сбора материала.

7. II этап статистического исследования. Сбор материала (статистическое наблюдение). Виды статистического наблюдения.

8. Виды статистического наблюдения по времени регистрации.

9. Виды статистического наблюдения по полноте охвата единиц совокупности.

10. III этап статистического исследования.Разработка материала, статистическая группировка и сводка.

11. Первое свойство статистической совокупности

12.  Второе свойство статистической совокупности

13. Третье свойство статистической совокупности

14.  Четвертое свойство статистической совокупности

15. Пятое свойство статистической совокупности

16. Статистические таблицы. Составные части таблицы.

17. Виды статистических таблиц.

18. IV этап статистического исследования.Статистический анализ изучаемого явления, формулировка выводов.

 

ВОПРОСЫ ТЕСТОВОГО КОНТРОЛЯ

 

Дата: 2018-11-18, просмотров: 259.