КАФЕДРА ОБЩЕСТВЕННОГО ЗДОРОВЬЯ, ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И
ГИГИЕНЫ МЕДИКО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА
З.А. Бадоева, К.А. Макоев
Л.А. Мзокова
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
ПО МЕДИЦИНСКОЙ СТАТИСТИКЕ
(ОРГАНИЗАЦИЯ И ЭТАПЫ СТАТИСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ,
Владикавказ 2015
Составители:
З.А. Бадоева–к.м.н., старший преподаватель, кафедры общественного здоровья, здравоохранения и гигиены медико-профилактического факультета ГБОУ ВПО СОГМА Минздрава России
К.А. Магаев – доцент кафедры общественного здоровья, здравоохранения и гигиены медико-профилактического факультета ГБОУ ВПО СОГМА Минздрава России
Л.А. Мзокова – ассистент кафедры общественного здоровья, здравоохранения и гигиены медико-профилактического факультета ГБОУ ВПО СОГМА Минздрава России
Рецензенты:
А.Р. Аликова – доктор мед.наук, профессор, зав. кафедрой гуманитарных,
социальных и экономических наук ГБОУ ВПО СОГМА Минздрава России
И.Ф. Боциев - канд. тех. наук, доцент кафедры химии и физики ГБОУ ВПО СОГМА Минздрава России
Учебно-методическое пособие предназначается для подготовки к практическим занятиям, аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работе студентов различных факультетовмедицинских вузов. В пособии представлены методы медицинской статистики, широко применяемые как при изучении показателей здоровья,так и при анализе деятельности медицинских учреждений, системы охраны, укрепления и восстановленияздоровья населения.
Пособие направлено на формирование у студентов базовых компетенций обработки и анализа информации, выраженной числовыми данными.
Учебный материал охватывает основные вопросы организации и этапы статистического исследования, формирует у студентов системное представление о возможностях и особенностях применения статистических методов для выявления закономерностей развития различных общественных явлений. Даны типовые задачи,образцы их решения, контрольные вопросы, задачи для самостоятельной работы, вопросы тестового контроля..
Учебно-методическое пособие составлено в соответствии с учебной программой,
Утверждено и рекомендовано к печати Центральным координационным учебно-методическим советом ГБОУ ВПО СОГМА Минздрава России ЦКУМС ГБОУ ВПО СОГМА Минздрава России. (протокол №5 от 03.06.2015 г.).
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ........................................................................................................................................... 4
Глава 1. ОРГАНИЗАЦИЯ И ЭТАПЫ СТАТИСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ................. 6
1.1. Организация статистического исследования.......................................................... 6
1.1. Этапы статистического исследования. ................................................................... 7
1.2.Iэтап статистического исследования. Составление плана и программы
исследования...................................................................................................................... 8
1.3.II этап. Сбор материала (статистическое наблюдение). ....................................... 16
1.4. III этап. Разработка материала. Статистическая группировка и сводка............ 17
1.4.1. Первое свойство статистической совокупности. ..................................... 22
1.4.2. Второе свойство статистической совокупности. .................................. 27
1.4.3. Третье свойство статистической совокупности. .................................. 33
1.4.4. Четвертое свойство статистической совокупности. ............................ 39
1.4.5. Пятое свойство статистической совокупности..................................... 49
1.5.IV этап. Статистический анализ изучаемого явления,
формулировка выводов.................................................................................................. 59
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ.......................................................................................... 63
ВОПРОСЫ ТЕСТОВОГО КОНТРОЛЯ.......................................................................... 64
ТИПОВЫЕ ЗАДАЧИ......................................................................................................... 66
ЛИТЕРАТУРА(основная, дополнительная).................................................................... 69
ВВЕДЕНИЕ
Интенсификация труда медицинских работников в условиях бюджетно-страхового здравоохранения предъявляет повышенные требования к научно-организационным факторам. В данных условиях возрастает роль медицинской статистики в научной и практической деятельности медицинского учреждения.
В практической и научно-исследовательской деятельности врач, как правило, анализирует результаты своей деятельности не только на индивидуальном, но и на групповом и популяционном уровнях. Это необходимо врачу для подтверждения уровня квалификации, а также в целях дальнейшего усовершенствования и профессиональной специализации. Поэтому умение правильно организовать и провести статистическое исследование необходимо всем врачам различного профиля, руководителям учреждений и органов здравоохранения. Такие знания и умения способствуют повышению качества и эффективности медицинской помощи населению через непрерывную подготовку кадров (важнейший элемент ресурсного обеспечения) и, таким образом, конкурентоспособности лечебно-профилактических учреждений различных форм собственности в условиях рыночной экономики.
Руководители здравоохранения в оперативной и прогностической работе постоянно используют статистические данные. Только квалифицированный анализ статистических данных, оценка событий и соответствующие выводы позволяют принять правильное управленческое решение, способствуют лучшей организации работы, более точному планированию и прогнозированию. Статистика помогает контролировать деятельность учреждения, оперативно управлять им, судить о качестве и эффективности лечебно-профилактической работы. Руководитель при составлении текущих и перспективных планов работы должен основываться на изучении и анализе тенденций и закономерностей развития, как здравоохранения, так и состояния здоровья населения своего района, города, области и т. д.
Традиционная статистическая система в здравоохранении основана на получении данных в виде отчетов, которые составляются в низовых учреждениях и затем суммируются на промежуточных и высших уровнях. Система отчетов имеет не только преимущества (единая программа, обеспечение сравнимости, показатели объема работы и использования ресурсов, простота и малая стоимость сбора материалов), но и определенные недостатки (малая оперативность, жесткость, негибкая программа, ограниченный набор сведений, неконтролируемые ошибки учета и др.).
Анализ проделанной работы должен осуществляться врачами не только на основании существующей отчетной документации, но и путем специально проводимых выборочных статистических исследований.
Глава 1
Подготовительный
Этап
Определение проблемы
Программа исследования: 1. Определение единицы наблюдения и составление программы сбора материала; 2. Составление программы разработки материала; 3. Составление программы анализа материала. |
IV ЭТАП Анализ данных, выводы и предложения |
Формулировка темы
исследования
Определение цели
и задач
исследования
План исследования: 1. Выбор объекта исследования; 2. Определение объема статистической совокупности; 3. Сроки и места (территория) проведения исследования, виды и способы наблюдения и сбора материала; 4. Характеристика исполнителей (кадры); 5. Характеристика технического оснащения и требуемых материальных средств. |
Рис. 1. Этапы статистического исследования.
I этап статистического исследования.Составление программы и плана исследования.
В программу проведения исследования входит определение цели и задач исследования, который ориентирует на конечный результат, составляется план исследования, разрабатывается программа сводки статистического материала и решаются организационные вопросы:
а) цель и задачи исследования должны быть четко сформулированы; цель определяет основное направление исследования и носит, как правило, не только теоретический, но и практический характер, она формулируется ясно, четко, недвусмысленно; для раскрытия поставленной цели определяются задачи исследования:
б) необходимо изучить по данной теме литературу,
в) необходимо разработать организационный план,
г) разработка плана исследования,
д) необходимо составить программу исследования (наблюдения),
е) необходимо составить программу сводки полученных данных.
Организационный план предусматривает определение:
- места (административно-территориальных границ наблюдения),
- времени (конкретных сроков осуществления наблюдения, проведения разработки и анализа материала),
- субъекта исследования (организаторов, исполнителей, методического и организационного руководства, источников финансирования исследования).
Разработка плана исследования включает определение:
- объекта исследования (статистической совокупности);
- объема исследования (сплошное, несплошное);
- видов (текущее, прерывное, периодическое, единовременное);
- способов сбора статистической информации.
Объект исследования в статистике называют статистической совокупностью, которую определяют как группу относительно однородных элементов – единиц, объединенных вместе в границах времени и пространства.
Статистическая совокупность состоит из единиц наблюдения (рис. 2.).
ГЕНЕРАЛЬНАЯ |
ВЫБОРОЧНАЯ |
Виды
совокупности
ЕДИНИЦА НАБЛЮДЕНИЯ |
Структура
совокупности
УЧИТЫВАЕМЫЕ ПРИЗНАКИ |
Характеристика
единиц
ФАКТОРНЫЕ РЕЗУЛЬТАТИВНЫЕ |
КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ КАЧЕСТВЕННЫЕ |
РЕПРЕЗЕНТАТИВНОСТЬ |
Требования
к выборочной
КАЧЕСТВЕННАЯ |
КОЛИЧЕСТВЕННАЯ |
Рис. 2. Структура статистической совокупности.
Различают два вида совокупности — генеральная и выборочная.
Генеральная совокупность — это группа, состоящая из всех относительно однородных элементов в соответствии с поставленной целью.
Выборочная совокупность — отобранная для исследования часть генеральной совокупности и предназначенная для характеристики всей генеральной совокупности. Она должна быть репрезентативна (представительна) по количеству и качеству по отношению к генеральной совокупности.
Репрезентативность количественная основана на законе больших чисел и означает достаточную численность элементов выборочной совокупности, рассчитываемую по специальным формулам и таблицам.
Репрезентативность качественная основана на законе вероятности и означает соответствие (однотипность) признаков, характеризующих элементы выборочной совокупности по отношению к генеральной.
Объем статистической совокупности — это численность элементов совокупности, взятых для исследования.
Сроки и место (территория) проведения исследования — это составление календарного плана выполнения данного исследования по данному этапу на конкретной территории.
Виды наблюдения.Статистические наблюдения подразделяются на виды по следующим признакам:
§ по времени регистрации данных;
§ по полноте охвата единиц совокупности;
§ по способу получения сведений в ходе проведения и характеру его осуществления.
Виды статистического наблюдения по времени регистрации:
- текущее (непрерывное) наблюдение - проводится для изучения текущих явлений и процессов. Явление изучается за какой-то отдельный период времени (неделю, квартал, год и т. д.) путем повседневной регистрации явления по мере возникновения каждого случая (учет числа родившихся, умерших, заболевших, выписанных из стационара). Так учитываются быстро меняющиеся явления.
- прерывное наблюдение — проводится по мере необходимости, при этом допускаются временные разрывы в регистрации данных:
- периодическое наблюдение — проводится через сравнительно равные интервалы времени (перепись населения).
- единовременное наблюдение — осуществляется без соблюдения строгой периодичности его проведения. Статистические данные собираются на определенный (критический) момент времени (перепись населения, изучение физического развития детей, профилактические осмотры населения).
Единовременная регистрация отражает состояние явления на момент изучения, используется для изучения медленно меняющихся явлений.
Выбор вида наблюдения по времени определяется целью и задачами исследования (характеристику госпитализированных больных можно получить в результате текущей регистрации выбывших из стационара - текущее наблюдение или путем однодневной переписи больных, находящихся в стационаре - единовременное наблюдение).
По полноте охвата единиц совокупности различают следующие виды статистического наблюдения:
- сплошное наблюдение — представляет собой сбор и получение информации обо всех единицах изучаемой совокупности. Характеризуется высокими материальными и трудовыми затратами, недостаточной оперативностью информации. Проводят с целью установления абсолютных размеров явления (общей численности населения, общего количества родившихся или умерших). Применяется и в тех случаях, когда сведения необходимы для оперативной работы (учет инфекционной заболеваемости, нагрузка врачей и др.)
- несплошное (выборочное) наблюдение — основано на принципе случайного отбора единиц изучаемой совокупности, при этом в выборочной совокупности должны быть представлены все типы единиц, имеющихся в совокупности. Имеет ряд преимуществ перед сплошным наблюдением: сокращение временных и денежных затрат. Выборочное наблюдение - самый распространенный метод, сводится к исследованию некоторой специально отобранной части единиц наблюдения для характеристики всей генеральной совокупности. Преимуществом этого метода является получение результатов высокой степени надежности, а также значительно более низкая стоимость. В исследовании занято меньшее число исполнителей, Кроме того он требует меньших затрат времени. В медицинской статистике роль и место выборочного метода особенно велики, поскольку медицинские работники имеют дело обычно только с частью изучаемого явления (изучают группу больных с тем или иным заболеванием, анализируют работу отдельных подразделений).
Вид исследования
Доверительная вероятность
1.4.5. Пятое свойство статистической совокупности — взаимосвязь признаков в статистической совокупности
Пятое свойство статистической совокупности — это определение взаимосвязи между признаками. В природе и обществе все процессы и явления взаимно связаны. Формами проявления количественных связей служат функциональная и корреляционная связи.
Функциональная связь характеризуется тем, что каждому значению одного признака соответствует строго определенное значение другого признака и изменение величины одного признака неизбежно вызывает совершенно определенные изменения величины другого признака. Как правило, функциональная связь характерна для физико-химических явлений и присуща неживой природе: например, с возрастанием скорости увеличивается пройденное расстояние.
При корреляционной связи каждому значению одного признака соответствует несколько значений другого признака, поэтому она проявляется лишь при массовом сопоставлении признаков в качественно однородной совокупности и характерна для социально-гигиенических и медико-биологических процессов. Например, при увеличении роста, как правило, возрастает масса тела человека, хотя могут встречаться высокие люди, но с дефицитом массы тела, и наоборот, при небольшом росте наблюдается избыточная масса тела.
Признаки могут быть качественными и количественными несгруппированными величинами (абсолютными и производными). Главным является установление причинных взаимосвязей, подтверждающих зависимость одного явления от другого или от какой-то общей причины. С этой целью определяют коэффициент корреляции, который позволяет оценить характер, силу и достоверность взаимосвязи изучаемых признаков. По направлению связь между явлениями может быть прямой (+) и обратной (-). Если связь между признаками прямая, то с увеличением одного признака увеличивается и другой. Например, чем старше ребенок, тем больше его рост; по мере снижения температуры тела, как правило, частота пульса уменьшается и т. д. При обратной связи между изучаемыми явлениями с увеличением одного признака другой увеличиваться не будет. Например, с увеличением возраста снижается показатель средней продолжительности предстоящей жизни. В зависимости от численного выражения коэффициента корреляции различают связь слабую (от 0,0 до 0,3), среднюю (от 0,3 до 0,7) и сильную (от 0,7 до 1,0). Фактически, если коэффициент корреляции составит 0,0, то это значит, что связь между явлениями отсутствует, а если коэффициент корреляции будет равен 1,0, то это свидетельствует о сильной и полной (или функциональной) связи между явлениями. Достоверность коэффициента корреляции определяется величиной ошибки и доверительным коэффициентом t. В том случае, если полученный коэффициент корреляции в 3 раза и более превышает свою ошибку, он считается достоверным.
Для вычисления коэффициента корреляции используют методы рангов, или метод Спирмена (р), квадратов, или метод Пирсона (r), корреляционной решетки (η) и множественной корреляции. Наиболее простым методом является вычисление коэффициента корреляции методом рангов (метод Спирмена), но полученный коэффициент дает приближенные результаты. Для вычисления коэффициента корреляции данным методом используют формулу:
Ρxy = 1 -
где d— разность рангов;
1 и 6 — постоянные коэффициенты;
п — число наблюдений сравниваемых пар.
Применение данной формулы предполагает обязательное ранжирование признаков в порядке их возрастания (или убывания)
Таблица 13
Определение связи между ростом и массой тела у студентов-мужчин 20-22 лет по методу рангов
Число обследованных | Признаки | Ранги | Разность рангов | |||
Рост (x), см. | Масса тела (y), кг. | x | y | -y | d2 | |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 n = 12 | 169 170 171 174 176 180 181 184 185 185 187 188 | 55 61 62 68 75 75 81 78 71 80 81 82 | 1 2 3 4 5 6 7 8 9,5 9,5 11 12 | 1 2 3 4 6,5 6,5 10,5 8 5 9 10,5 12 | 0 0 0 0 -1,5 -0,5 -3,5 0 4,5 0,5 0,5 0 | 0 0 0 0 2,25 0,25 12,25 0 20,25 0,25 0,25 0 𝞢 = 35,5 |
Главным условием является соблюдение определенных правил:
• ранжировать каждую колонку цифр (вариант) нужно независимо от данных других столбцов;
• при ранжировании соблюдать единые требования, состоящие в том, что если в первой колонке вариант ранжирование начали с минимальной величины, то и во второй колонке цифр необходимо сделать также. Например, для определения взаимосвязи роста и массы тела были обследованы 12 студентов-мужчин в возрасте 20—22 года. Полученные данные представлены в табл. 13.
При определении порядкового номера следует учитывать, что при наличии одинаковых вариант им всем дается среднее значение тех рангов, которые они (варианты) занимают. Так, в данном примере две варианты роста имели одинаковое значение 185 см и занимали по порядку 9-е и 10-е места, при этом каждая варианта получила среднее значение приходящихся наних порядковых (ранговых) мест, равное 2J_!5 = 9,5. Аналогичным образом рассчитывали ранговые места для массы тела.
Подставляя полученные значения (d и п) в формулу, вычисляем коэффициент корреляции, он равен +0,876, что свидетельствует о наличии прямой и сильной зависимости между ростом и массой тела у студентов-мужчин в возрасте 20 - 22 года
Ρxy= 1 - = 1- = 1- 0,124 = +0,876
Для определения достоверности полученного коэффициента корреляции вычисляют величину ошибки по формуле:
mp =
где mp — средняя ошибка коэффициента корреляции, вычисленного методом рангов;
р — величина коэффициента корреляции, вычисленного методом рангов;
п — число наблюдений.
Величина ошибки коэффициента корреляции (р = +0,876).
Таким образом, вычисленный по методу рангов коэффициент корреляции, равный +0,876 ± 0,153, отражает наличие прямой, сильной и достоверной корреляционной зависимости и свидетельствует о том, что в целом с увеличением роста возрастает масса тела.
Метод рангов применяют в тех случаях, когда:
• число наблюдений не больше 30;
• признаки имеют не только количественное, но и качественное выражение (описательного характера);
• ряды распределения имеют открытые варианты (20 лет и более).
Наиболее точным и часто применяемым является метод квадратов или метод Пирсона:
rxy = ,
где ρ – коэффициент корреляции, вычисленный методом квадратов
dx – отклонения вариант от средней величины (Vx – Mx)
dy - отклонения вариант от средней величины(Vy- My)
Ошибку для коэффициента корреляции, вычисленного методом квадратов, определяют по формуле:
mr =
где mr - ошибка коэффициента корреляции, вычисленного методом
квадратов;
п - число наблюдений.
При большом числе наблюдений (более 30 единиц) для определения коэффициента корреляции целесообразно применять метод корреляционной решетки, а при определении связи одновременно между тремя и более признаками используют метод множественной корреляции. При этом коэффициент корреляции (характер, сила и достоверность) оценивают по критериям, описанным ранее.
Метод стандартизации. При сравнении тех или иных общих показателей необходимо соблюдать важнейшее условие, которое заключается в однородности состава сравниваемых совокупностей по признаку, влияющему на величину этих показателей. Так, например, для того чтобы сопоставить летальность в двух больницах и сделать вывод, где она выше, следует прежде всего проанализировать, однороден ли в этих больницах состав больных по нозологическим формам болезни, по возрастному составу больных, по уровню оснащенности оборудованием и медикаментами и т. д.
Безусловно, в больнице, в которой среди госпитализированных больше лиц с тяжелыми хроническими заболеваниями, находящихся в более старших возрастных группах, будет выше общий показатель летальности. Разный состав пациентов в этих больницах делает несопоставимыми общие показатели летальности. Однако в ряде случаев не только в социально-гигиенических клинических исследованиях, а и в практическом здравоохранении нередко невозможно составить однородные группы для сравнения тех или иных показателей. Это касается, прежде всего, заболеваемости, рождаемости, общей смертности, а также показателей, характеризующих деятельность лечебно-профилактических учреждений в странах, областях, городах, районах внутри города, имеющих разный состав населения по возрасту, полу, исходному состоянию здоровья, условиям жизни и т. д. Например, при сравнении деятельности учреждений здравоохранения одним из ведущих показателей является число больных, выписанных из стационара с осложнениями. Так, в одной из больниц города этот показатель составил 3,4, а в другой — 3,7 на 100 больных. Но прежде чем сравнивать эти показатели и делать выводы, следует проанализировать совокупности, из которых они получены. В данном случае необходимо обратить внимание на распределение больных по отделениям. Преобладание терапевтических больных, как правило, способствует увеличению показателя, так как именно в это отделение госпитализируют тяжелобольных, нередко имеющих сочетанную патологию.
Для сравнения данных показателей, вычисленных из неоднородных по своему составу совокупностей, применяют специальный метод, который называется методом стандартизации.
Стандартизация — метод сравнения показателей в двух неоднородных совокупностях на основании расчета условных (стандартизованных) показателей при использовании стандарта.
Рассчитанные при помощи этого метода стандартизованные показатели условны, потому что они, косвенно устраняя влияние того или иного фактора на истинные показатели, указывают, какими были бы эти показатели, если бы влияние данного фактора, мешающего сравнению, отсутствовало.
Следовательно, стандартизованные показатели могут быть использованы только с целью сравнения. Существует несколько способов расчета стандартизованных показателей, среди которых различают прямой, косвенный и обратный методы. Наиболее распространенным является прямой метод.
Суть прямого метода состоит в вычислении общих стандартизованных показателей в сравниваемых совокупностях, которые уравновешены благодаря выбранному стандарту. Предварительно на I этапе вычисляют интенсивные показатели в каждой из сравниваемых совокупностей, по которым судят об истинной частоте изучаемого явления в исследуемых совокупностях. Следующий II этап заключается в выборе стандарта, за который можно принять сумму данных двух рассматриваемых совокупностей, или средний состав обеих групп, или одну из сравниваемых групп, или какую-то третью группу, близкую к сравниваемым данным одной из статистических совокупностей. Главное условие — стандарт должен быть одинаковым для сравниваемых совокупностей.
На III этапе рассчитывают условные величины в каждой группе стандарта и на IV этапе — общие стандартизованные показатели, которые тоже являются условными, гипотетическими. Целесообразно все последовательные расчетные операции по этапам стандартизации оформить в виде таблицы (табл.14).
Таблица 14
Распределение больных, выписанных с осложнениями в больницах
А и Б (данные условные)
Отделение |
Больница А |
Больница Б |
I этап Интенсив Ные показа Тели (на 100 больных) | II этап Выбор стандарта |
III этап КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ 1. Организация статистического исследования. 2. Этапы статистического исследования. 3. I этап статистического исследования. Цель и задачи исследования. 4. Организационный план статистического исследования. Разработка плана исследования. 5. Программа статистического исследования. 6. Определение единицы наблюдения и составление программы сбора материала. 7. II этап статистического исследования. Сбор материала (статистическое наблюдение). Виды статистического наблюдения. 8. Виды статистического наблюдения по времени регистрации. 9. Виды статистического наблюдения по полноте охвата единиц совокупности. 10. III этап статистического исследования.Разработка материала, статистическая группировка и сводка. 11. Первое свойство статистической совокупности 12. Второе свойство статистической совокупности 13. Третье свойство статистической совокупности 14. Четвертое свойство статистической совокупности 15. Пятое свойство статистической совокупности 16. Статистические таблицы. Составные части таблицы. 17. Виды статистических таблиц. 18. IV этап статистического исследования.Статистический анализ изучаемого явления, формулировка выводов.
ВОПРОСЫ ТЕСТОВОГО КОНТРОЛЯ
ТИПОВЫЕ ЗАДАЧИ Задача-эталон Для разработки комплексного плана оздоровительных мероприятий для студентов медицинского вуза главным врачом студенческой поликлиники совместно с представителями студенческого профсоюзного комитета вуза проведено изучение влияния факторов риска на распространенность болезней органов пищеварения (БОП) у студентов. Решение Цель исследования. Разработать мероприятия по снижению болезней органов пищеварения (БОП) у студентов медицинского вуза. Задачи исследования. - Иучить распространенность различных болезней органов пищеварения (БОП) у студентов медицинского вуза. - Определить факторы риска возникновения БОП. - Разработать предложения для администрации вуза Программа исследования: Единица наблюдения — студент с диагнозом БОП, обучающийся в медицинском вузе на данном факультете. Атрибутивные признаки: пол, диагноз, характер питания. Количественные признаки: возраст, длительность заболевания, интевал между приемами пищи, число приемов пищи в день. Результативные признаки: наличие заболевания системы органов пищеварения. Факторные признаки: пол, возраст, характер питания и др. Программа сбора материала (анкета, заполненная студентом) 1. ФИО 2. Курс: 1,2,3,4,5,6 3. Факультет: лечебный (1), медико-профилактический (2), фармацевтический (3) 4. Возраст: до 20 лет включительно — (1), 21-22 — (2), 23-24 —(3), 25 и более (4) 5. Пол: муж (1), жен (2) 6. Сколько раз в течение дня Вы принимаете пищу? Один — (1), два — (2), три и более (3) 7. Прием пищи состоит из бутербродов без чая (1), бутербродов с чаем (2), полного обеда (3), другого (4) (укажите) 8. Каков интервал между приемами пищи: до 1 ч (1), 1-2 ч (2), 3-4ч (3), 5 ч и более (4) 9. Предусмотрено ли в расписании занятий время на обед: ( да - (1), нет - (2) 10. Имеете ли Вы заболевание системы органов пищеварения: да - (1), нет - (2) 11. Если Вы ответили "да", то укажите диагноз:___________________ 12. Длительность заболевания:до 1 года — (1), 2-3 года — (2), 4-5 лет — (3), 6 лет и более — (4) И другие вопросы в соответствии с целью и задачами исследования. Программа разработки материала ЛИТЕРАТУРА.
Основная литература: 1. Применение методов статистического анализа для изучения общественного здоровья и здравоохранения. Под ред. чл.-корр. РАМН, проф. В.З.Кучеренко. М., "Гэотар-Медиа", 2007, учебное пособие для вузов. 2. Кобринский Б.А., Зарубина Т.В. Медицинская информатика: Учебник. М: изд. "Академия", 2009. 3. Применение методов статистического анализа для изучения общественного здоровья и здравоохранения: Учебное пособие для практических занятий. /Под ред. В.З.Кучеренко. – М.:ГЭОТАР-МЕД, 2004. – 192 с.
Дополнительная литература 4. Лисицын Ю.П. Общественное здоровье и здравоохранение. Учебник для вузов. — М.: ГЭОТАР-МЕД, 2007. — 512 с. 5. Медик В.А., Юрьев В.К. Курс лекций по общественному здоровью и здравоохранению: Часть 1. Общественное здоровье. — М.: Медицина, 2003. — 368 с. 6. Кучеренко В.З., Агарков Н.М. и др.Социальная гигиена и организация здравоохранения (Учебное пособие) — Москва, 2000. — 432 с. 7. Ниворожкина Л. И. Статистическое наблюдение // Ниворожкина Л. И. Теория статистики — Ростов на Дону: «Мини Тайп», «Феникс», 2005. — С. 30—32.
КАФЕДРА ОБЩЕСТВЕННОГО ЗДОРОВЬЯ, ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И ГИГИЕНЫ МЕДИКО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА З.А. Бадоева, К.А. Макоев Л.А. Мзокова
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО МЕДИЦИНСКОЙ СТАТИСТИКЕ (ОРГАНИЗАЦИЯ И ЭТАПЫ СТАТИСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ,
Владикавказ 2015 Составители: З.А. Бадоева–к.м.н., старший преподаватель, кафедры общественного здоровья, здравоохранения и гигиены медико-профилактического факультета ГБОУ ВПО СОГМА Минздрава России
К.А. Магаев – доцент кафедры общественного здоровья, здравоохранения и гигиены медико-профилактического факультета ГБОУ ВПО СОГМА Минздрава России
Л.А. Мзокова – ассистент кафедры общественного здоровья, здравоохранения и гигиены медико-профилактического факультета ГБОУ ВПО СОГМА Минздрава России Рецензенты: А.Р. Аликова – доктор мед.наук, профессор, зав. кафедрой гуманитарных, социальных и экономических наук ГБОУ ВПО СОГМА Минздрава России И.Ф. Боциев - канд. тех. наук, доцент кафедры химии и физики ГБОУ ВПО СОГМА Минздрава России
Учебно-методическое пособие предназначается для подготовки к практическим занятиям, аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работе студентов различных факультетовмедицинских вузов. В пособии представлены методы медицинской статистики, широко применяемые как при изучении показателей здоровья,так и при анализе деятельности медицинских учреждений, системы охраны, укрепления и восстановленияздоровья населения. Пособие направлено на формирование у студентов базовых компетенций обработки и анализа информации, выраженной числовыми данными. Учебный материал охватывает основные вопросы организации и этапы статистического исследования, формирует у студентов системное представление о возможностях и особенностях применения статистических методов для выявления закономерностей развития различных общественных явлений. Даны типовые задачи,образцы их решения, контрольные вопросы, задачи для самостоятельной работы, вопросы тестового контроля..
Учебно-методическое пособие составлено в соответствии с учебной программой, Утверждено и рекомендовано к печати Центральным координационным учебно-методическим советом ГБОУ ВПО СОГМА Минздрава России ЦКУМС ГБОУ ВПО СОГМА Минздрава России. (протокол №5 от 03.06.2015 г.).
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ........................................................................................................................................... 4 Глава 1. ОРГАНИЗАЦИЯ И ЭТАПЫ СТАТИСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ................. 6 1.1. Организация статистического исследования.......................................................... 6 1.1. Этапы статистического исследования. ................................................................... 7 1.2.Iэтап статистического исследования. Составление плана и программы исследования...................................................................................................................... 8 1.3.II этап. Сбор материала (статистическое наблюдение). ....................................... 16 1.4. III этап. Разработка материала. Статистическая группировка и сводка............ 17 1.4.1. Первое свойство статистической совокупности. ..................................... 22 1.4.2. Второе свойство статистической совокупности. .................................. 27 1.4.3. Третье свойство статистической совокупности. .................................. 33 1.4.4. Четвертое свойство статистической совокупности. ............................ 39 1.4.5. Пятое свойство статистической совокупности..................................... 49 1.5.IV этап. Статистический анализ изучаемого явления, формулировка выводов.................................................................................................. 59 КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ.......................................................................................... 63 ВОПРОСЫ ТЕСТОВОГО КОНТРОЛЯ.......................................................................... 64 ТИПОВЫЕ ЗАДАЧИ......................................................................................................... 66 ЛИТЕРАТУРА(основная, дополнительная).................................................................... 69 ВВЕДЕНИЕ
Интенсификация труда медицинских работников в условиях бюджетно-страхового здравоохранения предъявляет повышенные требования к научно-организационным факторам. В данных условиях возрастает роль медицинской статистики в научной и практической деятельности медицинского учреждения. В практической и научно-исследовательской деятельности врач, как правило, анализирует результаты своей деятельности не только на индивидуальном, но и на групповом и популяционном уровнях. Это необходимо врачу для подтверждения уровня квалификации, а также в целях дальнейшего усовершенствования и профессиональной специализации. Поэтому умение правильно организовать и провести статистическое исследование необходимо всем врачам различного профиля, руководителям учреждений и органов здравоохранения. Такие знания и умения способствуют повышению качества и эффективности медицинской помощи населению через непрерывную подготовку кадров (важнейший элемент ресурсного обеспечения) и, таким образом, конкурентоспособности лечебно-профилактических учреждений различных форм собственности в условиях рыночной экономики. Руководители здравоохранения в оперативной и прогностической работе постоянно используют статистические данные. Только квалифицированный анализ статистических данных, оценка событий и соответствующие выводы позволяют принять правильное управленческое решение, способствуют лучшей организации работы, более точному планированию и прогнозированию. Статистика помогает контролировать деятельность учреждения, оперативно управлять им, судить о качестве и эффективности лечебно-профилактической работы. Руководитель при составлении текущих и перспективных планов работы должен основываться на изучении и анализе тенденций и закономерностей развития, как здравоохранения, так и состояния здоровья населения своего района, города, области и т. д. Традиционная статистическая система в здравоохранении основана на получении данных в виде отчетов, которые составляются в низовых учреждениях и затем суммируются на промежуточных и высших уровнях. Система отчетов имеет не только преимущества (единая программа, обеспечение сравнимости, показатели объема работы и использования ресурсов, простота и малая стоимость сбора материалов), но и определенные недостатки (малая оперативность, жесткость, негибкая программа, ограниченный набор сведений, неконтролируемые ошибки учета и др.). Анализ проделанной работы должен осуществляться врачами не только на основании существующей отчетной документации, но и путем специально проводимых выборочных статистических исследований.
Глава 1 Дата: 2018-11-18, просмотров: 353. |