Факторы формирования здорового образа жизни
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

(Ю.П. Лисицин)

Факторы здоровья Факторы риска
1 Высокая трудовая активность, удовлетворенность трудом; Низкая трудовая активность, неудовлетворенность трудом;
2 Физический и душевный комфорт, гармоническое развитие физических и интеллектуальных способностей; Пассивность, дискомфорт, нейроэмоциональная и психическая напряженность;
3 Активная жизненная позиция, социальный оптимизм, высокий культурный уровень; Низкая социальная активность, невысокий культурный уровень;
4 Экологическая активность, деятельность по оздоровлению внешней среды; Низкая экологическая активность;
5 Высокая физическая активность; Низкая физическая активность;
6 Рациональное, сбалансированное питание; Нерациональное, несбалансированное питание;
7 Хорошие семейные отношения, устроенность быта; Напряженные семейные отношения, нездоровый быт;
8 Здоровая наследственность; Генетический риск;
9 Другие факторы здорового образа жизни. Курение, употребление алкоголя, наркотических и токсических веществ; другие факторы нездорового образа жизни.

    

 Как видно, многие аспекты факторов риска и факторов здоровья взаимосвязаны, на практике же нередко дело ограничивается борьбой с факторами риска. Гораздо сложнее определить и провести практическую работу по созданию факторов здорового образа жизни.

При формировании здорового образа жизни следует учитывать классификацию факторов формирования здоровья, разработанную

Н.К. Барсуковой.

Группы управляемых факторов формирования здоровья

(Н.К. Барсукова).

1. На общественном уровне в целом:

- уровень жизни;

- уровень окружающей среды;

- напряженность жизненного ритма;

- характер и условия труда;

- развитие социальной инфраструктуры;

- состояние и уровень ЗО;

- демографическая обстановка.

2. Законодательный уровень:

- международный;

- общероссийский;

- региональный.

3. Уровень служб здравоохранения:

многофакторная профилактическая информация и общеобразовательная программа, целью которой является изменение индивидуального поведения человека.

4. На уровне средств массовой информации:

- аудиовизуальные средства;

- печатные издания, спецпроекты и др.

5. Уровень ближайшего микроокружения, с которым взаимодействует индивидуум (семья, производственный коллектив).

При формировании здорового образа жизни также следует соблюдать принцип адресности, учитывать психологические особенности личности. Багрецов С.А. и соавт. (1999) выдвинули идею о том, что сравнение типов личности между собой позволяет легко увидеть, что одни из них широко открыты к окружающему их социуму, другие, наоборот, замкнуты в узком кругу локально частных взаимоотношений, складывающихся в психологически ближайшей к ним общности людей. Одни из них творчески продуктивны в своих связях с действительностью, другие пассивны и бездеятельны. Стержнем отношений, сопрягающим вокруг себя все другие социально-психологические отношения в одних типах личности, выступает коллективистическая или альтруистическая направленность, в других структурообразующим отношением оказывается индивидуализм. Одни самостоятельны и способны противостоять социальному давлению, осознают свое социальное бытие и соответствующим образом управляют своим поведением, другие – способны схватывать в этом бытии отдельные компоненты и демонстрировать только социальное поведение. Выделяя все вышеназванные варианты реагирования личности на воздействие, которым они подвергаются из окружающей их социальной микро- и макросреды, и, отмечая большой разброс в характере у разных людей, авторы настаивают на необходимости видеть связь этого феномена с тем, каким целям подчинена повседневная жизнь каждого из них: живет ли тот или иной человек только сегодняшним днем, думает и соответственно организует свое поведение или же он связывает свои поступки в социуме и свою активность в сфере познания, в области профессиональной деятельности и межличностного общения с целями, достижение которых далеко отодвинуто во времени. 

Неслучайно, при планировании профилактических мероприятий специалисты по санитарному просвещению ориентируются прежде всего на группы риска по возникновению заболеваний. В общеобразовательных школах, в учреждениях профессионального образования, на предприятиях также целесообразно выявление групп риска по развитию той или иной патологии для проведения наиболее эффективных, адресных мер профилактики.

Контрольные вопросы:

1. Охарактеризуйте понятие «здоровый образ жизни».

2. Перечислите компоненты здорового образа жизни.

3. Приведите алгоритм формирования ЗОЖ.

4. Дайте определение здорового образа жизни.

5. Дайте характеристику методам и средствам санитарного просвещения.

6. Каковы факторы формирования ЗОЖ по Ю.П. Лисицину?

7. Приведите классификацию факторов формирования здоровья, разработанную Н.К. Барсуковой.

8. Обоснуйте необходимость индивидуально-личностного подхода при формировании ЗОЖ.

                           

РАЗДЕЛ II

ОРГАНИЗАЦИЯ

МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

И МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ

Дата: 2018-11-18, просмотров: 284.