Социально-биологическая обусловленность здоровья
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Биосоциальная обусловленность здоровья. Важнейшей задачей государства и всего общества в целом яв­ляется забота о здоровье населения. На вопрос, что такое здоро­вье, чаще всего следует ответ, что это отсутствие болезней, хоро­шее самочувствие, т.е. здоровье обычно определяют отсутствием болезней. Поэтому вначале следует определить понятие болезни.

Определений понятия болезни множество: нарушение нор­мальной жизнедеятельности, адаптации к среде обитания (деза­даптация), функций организма или его частей, связей организма с внешней средой, гомеостаза (постоянства внутренней среды организма), невозможность полностью осуществлять человеческие функции.

Согласно классификации Всемирной организации здравоохра­нения болезнь — это жизнь, нарушенная в своем течении по­вреждением структуры и функции организма под влиянием внеш­них и внутренних факторов при мобилизации его компенсаторно-приспособительных механизмов. Болезнь характеризуется общим или частным снижением приспособленности к среде и ограниче­ниями свободы жизнедеятельности больного.

Прежде, чем говорить о здоровье, следует разобраться в двоя­кой сущности человека: с одной стороны, человек является неотъемлемой частью биологического мира (человек — homo sapiens , подтип позвоночных, отряд приматов, класс млекопита­ющих — высшая ступень развития организмов на Земле), с дру­гой стороны, человек — социальное существо (общественное), способное производить и использовать орудия труда, изменять окружающий мир. Это существо обладает сознанием как функци­ей высокоорганизованного мозга и членораздельной речью.

Философы и врачи Древнего мира считали человека подобием природы, мира, космоса. Человек — это микрокосмос в макро­космосе, он состоит из тех же элементов: воды, воздуха, огня и т.д. Следовательно, здоровье является равновесием этих элемен­тов, а болезнь — нарушением этого равновесия. У некоторых мыс­лителей древности в результате наблюдения за жизнью людей, их образом и условиями жизни складывались убеждения о роли социальных факторов в жизни человека. По мере развития медицины, истории и других наук все больше накапливалось наблюде­ний и доказательств значения социальных факторов в жизни че­ловека. Особенно это получило развитие в эпоху Возрождения, когда деятельность, духовный мир, общение людей, т.е. социаль­ные начала, нашли отражение в философских и научных трудах.

Наибольшее развитие эти взгляды получили в эпоху Просве­щения. Так, Гельвеции писал, что человек — животное с особой внешней организацией, позволяющей пользоваться оружием и ору­диями труда. Но ученые той поры социальное начало в человеке трактовали неполно, лишь как внешнее проявление телесной связи человека с окружающей средой.

Сторонники противоположных взглядов на сущность человека по сути разделяли взгляды К. Маркса: «Сущность человека есть со­вокупность общественных отношений». Более полно и объективно охарактеризовал человека Ф.Энгельс: «Сущность человека прояв­ляется двояко: в качестве естественного (т.е. биологического) и в качестве общественного отношения (т.е. социального)». Неразрыв­ность биологического и социального в человеке отражена в «Капи­тале» К. Маркса: «Воздействуя на внешнюю природу и изменяя ее, он (человек) в то же время изменяет свою собственную природу».

Соотношение социального и биологического в человеке является главным в понимании характера здоровья и болезни.

Медики древности видели истоки здоровья и причины болез­ней не только в смешении элементов организма, но и в поведе­нии людей, их привычках, условиях и образе жизни. Делались даже попытки установить соответствие между спецификой заболевания и характером труда.

Социалисты-утописты видели залог хорошего здоровья людей  в их вымышленных городах, прекрасных условиях жизни. Фран­цузские философы-энциклопедисты эпохи Просвещения не раз указывали на зависимость здоровья людей от социальных условий. Английские врачи и санитарные инспекторы XIX в. в своих отче­тах не раз приводили примеры пагубного действия тяжелых условий труда на здоровье рабочих. Прогрессивные отечественные деятели медицины второй половины XIX в. представили тысячи доказательств неблагоприятного воздействия на здоровье трудящихся условий труда и быта. Первостепенная значимость социальных, условий в формировании здоровья населения стала предметом изучения социальной гигиены с начала XX в.

Определение соотношений социального и биологического начал в человеке позволяет выявить их влияние на здоровье человека. Как в сущности самого человека нельзя оторвать биологическое от со­циального, так нельзя разорвать биологическую и социальную со­ставляющие здоровья. Здоровье и болезнь отдельного человека в основе своей биологические. Но общебиологические качества не являются основополагающими, они опосредуются социальными ус­ловиями его жизни. Не только в трудах отдельных исследователей, но и в документах международных медицинских организаций гово­рится о социальной обусловленности здоровья, т. е. о первостепен­ном воздействии на здоровье социальных условий и факторов.Социальные условия — это форма проявлений производствен­ных отношений, способ общественного производства, социаль­но-экономический строй и политическая структура общества. Социальные факторы — это проявление социальных условий для конкретного человека: условия труда, отдыха, жилье, питание, образование, воспитание и т.д.

Укрепление и сохранение общественного здоровья вызывает всеобщую озабоченность во всем мире. Многочисленные социально-гигиенические исследования, проводимые в настоящее время, показывают, что резерв здоровья, соответственно и его потенциал, не являются высокими, мало того, отмечается тенденция к сокращению. Если еще 10-15 лет назад, с учетом медико-демографических и санитарно-статистических показателей, удельный вес здоровых составлял более 40%, а по ряду исследований - почти 50%, то в последнее время он сократился до 20-23%, максимум до'25%. Лиц, имеющих факторы риска, но не потерявших трудоспособность, так называемых практически здоровых, столько же - 20-25%. Оставшаяся половина, а нередко и больше - это больные. Причем, примерно 50% из этих больных находятся в стадии компенсации, а остальные - в состоянии декомпенсации, и нуждаются, как правило, в стационарном лечении. Количество больных, находящихся в стационарах, составляет примерно 25% всего населения в год. Ещё одним неблагоприятным показателем, характеризующим современное здоровье, является ухудшение состояния здоровья детей. Лишь 10% выпускников школ на сегодняшний день являются здоровыми, 40%- имеют хроническую патологию, 50%- морфофункциональные отклонения. А ведь это будущие матери и защитники Отечества. Таким образом, ситуация со здоровьем населения сегодня характеризуется отрицательными тенденциями, что значительно повышает актуальность проблемы его сохранения и требует внимательного изучения факторов, влияющих на него.По данным зарубежных и отечественных многочисленных исследований выделены факторы, обуславливающие здоровье населения.

1. Образ жизни (50% и более) - стрессовые ситуации, внутрисемейные отношения,  сбалансированное  питание, двигательная активность, условия труда, вредные привычки.

2. Внутренние наследственно-биологические факторы (18-22%) - предрасположенность к наследственным заболеваниям.                           

3. Факторы окружающей среды (17-20%) - загрязнение воздуха, воды, почвы канцерогенными и другими вредными веществами, резкая смена атмосферных явлений, радиационное излучение, географическое расположение местности.

4. Уровень развития ЗО (8-12%) – обеспечение населения лекарственными препаратами, качество и своевременность оказания медицинской помощи, развитие материально-технической базы, проведение профилактических мероприятий.

Определение понятия «здоровье». Системный подход в решении проблем здоровья . Существует множество определений здоровья (на данный момент более 300), но нельзя утверждать, что существует такое, которое бы удовлетворяло основную массу исследователей в различных странах и могло бы стать основой для измерения здоровья населения.

Под здоровьем понимают не только отсутствие болезней и физических дефектов, но и состояние гармонического взаимодействия и функционирования всех органов и систем человека при его физическом совершенстве и нормальной психике, позволяющих активно участвовать в общественно полезном труде. Известный кардиохирург Н. М. Амосов (1987) рассматривает здоровье как способность к проявлению резервов орга­низма. Полное определение дает   (А. Г. Щедрина, 1989): «Здоровье — это целостное, мно­гомерное динамическое состояние (включая его позитивные и негативные показатели) в процессе реализации генетической программы в условиях конкретной социальной и эко­логической среды, позволяющее человеку в различной степени осуществлять его биологи­ческие и социальные функции». Наибольшее распространение при изучении здоровья получило определение здоровья, рекомендованное Всемирной Организацией Здравоохранения - ВОЗ (WHO: The first ten years of the world. - Geneva, 1958, p. 459): здоровье рассматривается не только как отсутствие болезней и физических дефектов, но и как состояние полного душевного и социального благополучия.

Если учесть, что функциональные возможности организма человека и его устойчи­вость к неблагоприятным факторам среды в течение всей жизни изменяются, то можно говорить об укреплении или ослаблении здоровья в зависимости от возраста, профессио­нальной деятельности, среды обитания, социальных условий жизни, психоэмоционального состояния и т. д.

 Можно предложить следующие вариан­ты определения здоровья, предложенные Ю.П.Лисицыным: гар­моническое единство биологических и социальных качеств, обус­ловленных врожденными и прибретенными биологическими и социальными воздействиями (болезнь — нарушение этого един­ства); состояние, которое позволяет вести не стесненную в сво­ей свободе жизнь, полноценно выполнять свойственные челове­ку функции (прежде всего трудовые), вести здоровый образ жиз­ни, т.е. испытывать душевное, физическое и социальное благо­получие.

По данным зарубежных и отечественных многочисленных исследований выделены факторы, обуславливающие здоровье населения.

1. Образ жизни (50% и более) - стрессовые ситуации, внутрисемейные      отношения,  сбалансированное  питание, двигательная активность, условия труда, вредные привычки.

2. Внутренние наследственно-биологические факторы (18-22%) - предрасположенность к наследственным заболеваниям.                       

3. Факторы окружающей среды (17-20%) - загрязнение воздуха, воды, почвы канцерогенными и другими вредными веществами, резкая смена атмосферных явлений, радиационное излучение, географическое расположение местности.

4. Уровень развития ЗО (8-12%) – обеспечение населения лекарственными препаратами, качество и своевременность оказания медицинской помощи, развитие материально-технической базы, проведение профилактических мероприятий.

«Факторы риска здоровью» - условия, обстоятельства, конкретные причины, более других ответственные за возникновение и развитие болезней. Факторы риска – это потенциально опасные для здоровья факторы поведенческого, биологического, генетического, экологического, социального характера, окружающей и производственной среды, повышающие вероятность развития заболеваний, их прогрессирование и неблагоприятный исход. Факторы риска создают неблагоприятный фон, т.е. способствуют возникновению и развитию заболевания. В соответствии с общепринятой классификацией факторов риска, выделяют главные, или большие факторы риска. Большинство таких факторов риска зависит от поведения, образа жизни и условий жизни людей, т.е. это субъективные факторы (Лисицын Ю.П., 2002). Различают также факторы риска первичные и вторичные. К пер­вичным факторам относятся факторы, отрицательно влияющие на здоровье: нездоровый образ жизни, загрязнение окружающей среды, отягощенную наследственность, неудовлетворительную работу служб здравоохранения и т.д. К вторичным факторам рис­ка относятся заболевания, которые отягощают течение других заболеваний: сахарный диабет, атеросклероз, артериальная гипертензия и т.д.

Итак, перечислим факторы риска здоровью:

нездоровый образ жизни (курение, употребление алкоголя, не­сбалансированное питание, стрессовые ситуации, постоянное пси­хоэмоциональное напряжение, гиподинамия, плохие материально-бытовые условия, употребление наркотиков, неблагоприятный мо­ральный климат в семье, низкий культурный и образовательный уровень, низкая медицинская активность);

неблагоприятная наследственность (наследственная предраспо­ложенность к различным заболеваниям, генетический риск — предрасположенность к наследственным болезням); неблагоприятное состояние окружающей среды (загрязнение воздуха канцерогенами и другими вредными веществами, заг­рязнение воды, загрязнение почвы, резкая смена атмосферных параметров, повышение радиационных, магнитных и других излучений);

неудовлетворительная работа органов здравоохранения (низ­кое качество медицинской помощи, несвоевременность оказания медицинской помощи, труднодоступность медицинской помощи).

Это все и обуславливает системный подход в решении проблем здоровья.

Контрольные вопросы:

1. В чем заключается биосоциальная сущность здоровья?

2. Перечислите факторы, обусловливающие здоровье.

3. Перечислите категории здоровья.

4. Дайте определение индивидуального здоровья.

5. Охарактеризуйте группы здоровья.

6. Дайте определение здоровья по ВОЗ.

Дата: 2018-11-18, просмотров: 377.