Формирование целостной картины мира
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Обучение грамоте

ФЭМП

Дидактические игры и упражнения

Образовательные области

 

Лексико-грамматический материал

 

Сентябрь

Неделя

До свидания, лето!

 

Сентябрь 2 неделя

Здравствуй, школа!

 

Сентябрь III неделя

Ранняя осень     Осенние месяцы, характерные признаки ранней осени: день становится короче, солнце греет меньше, похолодание, дожди, листья опадают, созревание плодов и семян.

Беседа «Откуда хлеб пришёл»

 

Работа людей в поле, название злаков (пшеница, рожь, овёс), что из них делают. Машины, облегчающие труд людей.

Составление рассказа по алгоритмам «Ранняя осень».

Образование относительных прилагательных (от деревьев). Переносное значение слов: осень золотая, золотой ковёр, золотые листья.

1. Звук и буква У.

 

2. Звук и буква А.

 

 

Договаривание предложений по картинкам (И., В. падежи ед. ч. сущ-х.)

 

Счёт, отсчёт, порядковый счет в пределах 10. Названия геометрических фигур, пространственная ориентировка на плоскости.
 

 


Число и цифра 1.

«Укрась слово ОСЕНЬ», «Чей лист?» (относ. прил.), «Времена года» (обр.-логическое мышление), «Незаконченный рисунок» (воображение) «Отгадай, что это?» (пространств. ориентировка) «Найди отличия» (концентрация внимания), «Что не дорисовано?» (восприятие), «Я – фотоаппарат» (память).   Социально-коммуникативное; Познавательное развитие; Речевое развитие; Физическое    

Сентябрь IV неделя

Овощи, фрукты. Труд людей   Знание разных видов овощей, фруктов, умение различать по внешнему виду, вкусу, форме, способу употребления. Сложные слова: садовод, хлебороб, листопад, картофелекопалка.

Экскурсия на огород

 

 

Осенние работы на огороде – сбор овощей, фруктов, ягод. Название плодовых деревьев (вишня, яблоня, слива)

Составление описательного рассказа об овоще по заданному плану.

Подбор однородных прилагательных к существительному. Уменьшительно-ласкательная форма существительных.

1. Звуки и буквы У, А.

 

2. Звуки и буквы У, А.

 

 

Договаривание предложений по картинкам (косв. падежи ед. ч. сущ-х.)

Счёт на слух. Отсчитывание в пределах 10 по образцу. Сравнение 2-х групп предметов, отличающихся размером. Образование числа 2. Цифра 2. Сравнение предметов по длине. «Укрась слово» (овощ, фрукт), «Назови ласково» (словообразов.), «Запомни, повтори» (внимание, память): название 4-х фруктов/овощей в разной последовательности, «Найди одинаковые предметы» (внимание), «Сравни предметы» (груша-яблоко, огурец-помидор) – словесн.-логическое мышление. «Придумай загадку» (воображение), «Собери по контуру» (восприятие). Познание Труд Социализация Коммуникация Физическая культура    

Октябрь 1 неделя

Школа   Для того, чтобы стать в будущем образованным, надо много знать и уметь, многому учиться. В школе учиться трудно, но в то же время интересно. В школе дети узнают обо всём, что нас окружает.

Экскурсия в школу

Составление рассказа по картине «В школу»

 

Предлоги в, из, от, к, под, у.

1.Звук и буква И.

 

2. Звук и буква Э.

Образование числа 2. Цифры 1, 2. Порядковый счет в пределах 10. Сравнение 2-х групп предметов, понятие: «больше/меньше на сколько», сравнение предметов по высоте «Укрась слово  ШКОЛА», «Найди одинаковые предметы» (внимание), «Незаконченный рисунок» (воображение), «Лабиринт» (устойчивость внимания), «Сравни предметы: тетрадь и книга» (словесно-логич. мышление), «Я – фотоаппарат» (память). Познание Социализация Труд Коммуникация Чтение художественной литературы  

Октябрь II неделя

Игровой уголок   Обобщающее слово «игрушки». Бережное отношение к игрушкам, из чего сделаны.   И.А. .Морозова, М.А.Пушкарёва «Профессии работников в детском саду» с 102

Рассматривание игрушек (материал, свойства)

Составление рассказа по картине «Дочки матери» с.12 (Наш детский сад)

 

Образование относительных прилагательных (от материала)

1. Звук и буква П.

 

2. Звуки П-Пь, буква П.

 

 

Составление предложений по сюжетным картинкам по образцу.

Образование числа 3. Цифра 3. Счёт, отсчёт в пределах 10. сравнение 2-х групп предметов. Понятия «больше/меньше на сколько». «Какой, какая, какое», «Запомни, повтори» (внимание, память): 4 названия игрушек в разной последовательности, «Найди игрушку по описанию» (внимание), «Я положил в мешок….» (память), «Чего не хватает» (восприятие), «Сравни предметы: мяч и арбуз, кукла и человек (словесно-логич. мышление) Познание Коммуникация Чтение художественной литературы Социализация Физическая культура  

Октябрь III неделя

Перелётные птицы Обобщающее понятие «перелётные птицы», дифференциация с зимующими. Особенности внешнего вида. Грачи, скворец (повторение), гуси, журавли, утка, цапля, аисты. Перелётные птицы улетают в тёплые края.  

Беседа о перелётных птицах.

 

Названия и распознавание перелётных птиц по внешнему виду (окраске, размерам). Обобщающие понятие «перелётные птицы».

Пересказ рассказа К. Ушинского «Четыре желания»

Практическое употребление качественных прилагательных

Образование Р.п. мн. числа сущ. (перелётные птицы)

1. Звук и буква Т.

 

2. Звуки Т-Ть. Буква Т.

 

 

Составление предложений по сюжетным картинкам с помощью вопросов.

Образование числа 3. нахождение в пространстве нужного количества предметов. Сравнение 2-х групп предметов. Понятие «больше/меньше на 1». «Кого много?» (перелётные птицы). «Лови мяч» (перелётные птицы) - внимание. «пары слов» (память). «Бывает - не бывает» (мышление). «4-й лишний» (мышление). «Найди отличия» (восприятие). «Что произойдёт, если…» (воображение) «Что слева, что справа от тебя» (ориентировка в пространстве). Познание Коммуникация Социализация Чтение художественной литературы Физическая культура    

Октябрь IV неделя

Моя семья.          

Беседа о семье.

Состав семьи (мама, папа, бабушка, дедушка, братья, сёстры, тёти, дяди). Старшие и младшие члены семьи. Взаимоотношения в семье, забота о младших, чуткое отношение к старшим, помощь взрослым в быту. Знание своего полного имени, полных имён родителей, их профессии и места работы.

 

Составление рассказа «Моя мама (бабушка)», «Мой папа (дедушка)».

 

Притяжательные местоимения наш, наши, наша.

1. Звук и буква К.

 

2. Звуки К – Кь. Буква К.

Отсчёт в пределах 10. Воспроизведение заданного количества движений, определённого рисунка, сравнения 2-х групп предметов. Образование числа 4. Цифра 4. «Наш, наша, наши», «Давайте познакомимся», «Найди пару» (мышление). «Запомни-назови» (память) «Заплатки» (восприятие) «Угадай, кто я?» (старый человек) – воображение «Наоборот» (внимание) «Укрась слово «папа», «дедушка».» Познание Социализация Коммуникация Чтение художественной литературы Физическая культура  

Октябрь V неделя

Наш город, улица. Название города, главная улица, площадь. Улица, её особенности (узкая, широкая, прямая, длинная, тихая, шумная), много домов, деревьев, цветов, есть магазины, здания.

Рассматривание макета, альбома «Наш город».

 

Основные достопримечательности, памятники, красивые здания. Важнейшие предприятия и учреждения города.

Составления рассказа «Моя семья»

 

Предлоги в, с, на, под, к, из, от.

1. Звуки П-Т-К

 

2. Звук и буква О.

Прямой и обратный счёт в пределах 10. Цифры 1, 2, 3, 4. Соотнесение цифры с количеством предметов. Узнавание геометрических фигур на основе осязательно-двигательного обследования. Конструирование из счётных палочек. «Крась слово “город”, “улица”» «Зеркало» (внимание) «Пары слов» (механическая память) «Использование предметов» (мышление) «Пантомима» (воображение) «Построй дома» (восприятие)   Познание Социализация Коммуникация  

Ноябрь 1 неделя

Повторение изученных тем

 

Ноябрь II неделя

Транспорт   Виды транспорта в зависимости от их назначения: пассажирский, грузовой, специализированный. Назначение разных видов транспорта. Части автомобиля: кузов, кабина, дверцы, двигатель, руль, тормоза, фары. Название профессий людей, работающих на транспорте.

Рассказ о видах транспорта. Правила дорожного движения.

 

Не играть на улице, не кататься на велосипеде, санках на проезжей части дороги; при ходьбе придерживаться правой стороны; переходить улицу только на зелёный свет. Светофор, сигналы светофора, что они обозначают.

Составление рассказа о транспорте по заданному плану.

 

Существительные с ласкательным увеличительным оттенками. Употребление существительных ед. числа в Д. падеже.

1. Звук и буква Х.

 

2. Звуки Х-Хь. Буква Х.

Прямой и обратный счёт в пределах 10, счёт от и до заданного числа. Сравнение 2-х групп предметов. Понятие «больше/меньше на 2». Конструирование из геометрических фигур. «Назови ласково», «Кто чем управляет», «Назови, если очень большое» (словообразование), «Запомни, повтори» (память): 4 названия транспорта в разной последовательности. «Угадай, кто я» (воображение), «Найди такой же предмет» (восприятие), «Собери по контуру» (восприятие), «Лови мяч (транспорт)» (внимание), «Сравни предметы (грузовая и легковая машины)» (словесно-логическое мышление).  Познание Социализация Коммуникация Труд Безопасность      

Ноябрь III неделя

Дикие животные готовятся к зиме. Повторение пройденного в старшей группе   Изучение смысла образных выражении, пословиц и поговорок: «Держать в ежовых рукавицах» «Волка ноги кормят» и т.д.

Беседа «Как звери готовятся к зиме»

 

Изменение окраски, заготовка запасов на зиму (белка, заяц).

Рассказ по картине «Лиса с лисятами» или «ежи» Гербова с. 33

 

Практическое употребление притяжательных прилагательных.

1. Звук и буква Ы.

 

2. Звуки и буквы Ы-И.

Счёт от и до заданного числа. Сравнение двух групп предметов. Понятие «больше/меньше на 2». Ориентировка на листе бумаги в клетку (лабиринт). Решение задачи на сложение. «Чей хвост», «Чьё ухо», «Чья морда», «Пары слов» (память), «Нелепицы» (наглядно-образное мышление), «Лабиринт» (внимание), «Придумай загадку» (воображение), «Разрезные картинки» (восприятие)  Познание Социализация Коммуникация Чтение художественной литературы  

Ноябрь IV неделя

Домашние животные   Название детёнышей домашних животных. Определение признаков, по которым животные относятся к домашним. Обобщающее понятие «домашние животные».

Беседа «Зачем нужны домашние животные»

 

Уход за домашними животными. Польза каждого домашнего животного для человека.

 

Употребление в речи целевых конструкций в соответствии с вопросом «зачем»?

Рассказ по картине «Лошадь с жеребёнком».

 

Практическое употребление притяжательных прилагательных

1. Звук и буква М.

 

2. Звуки М-Мь. Буква М.

 

Деформированная фраза.

Прямой, порядковый, обратный счёт. Установление пространственных отношений между предметами: перед, за, между, рядом. Сравнение двух групп предметов. Понятие «больше/меньше на 2». Образование числа 5. Цифра 5. Конструирование из счётных палочек. «Чей хвост», «Чьи уши», «Чья морда», «Чья это мама», «У кого такой детёныш?», «Запомни, повтори» (внимание, память): 4 названия домашних животных в разной последовательности, «Лови мяч» (домашние животные) – внимание, «Сравни предметы: корова и коза, кошка и собака» (словесно-логическое мышление), «Пантомима» (воображение), «Собери по контуру» (восприятие Познание Социализация Коммуникация Труд Физическая культура Чтение художественной литературы Художественное творчество    

Декабрь I неделя

Ранняя зима   Название зимних месяцев. Изменения в природе: день стал короче, чем осенью, солнце греет мало, земля покрывается снегом, а водоёмы – льдом. Часто бывают морозы. Деревья и кусты стоят без листьев; насекомых нет, птиц мало, выпал снег.

Экскурсия в зимний лес.

 

Различение знакомых деревьев и кустарников по веткам, почкам и коре. Красота природы зимой.

Рассказ из личного опыта «Как мы играем на участке».

 

Употребление сложных предлогов из-за, из-под.

Образование сложных слов.

1. Звук и буква С.

 

2. Звуки С-Сь. Буква С.

Счёт от и до заданного числа. Образование числа 5. цифра 5. соотнесение цифры с количеством предметов. Сравнение двух множеств. Понятие «больше/меньше на 2». Решение задач на сложение и вычитание. Сравнение предметов по ширине. «Укрась слово ЗИМА, СНЕГ», «Найди отличия» (внимание), «Пары слов» (память), «Бывает – не бывает» (мышление), «Времена года» (наглядно-образное мышление), «Найди одинаковые снежинки» (внимание, восприятие), «Из каких геометрических фигур составлен предмет?» (восприятие), «Что в верху, что внизу» (ориентировка в пространстве), «Сравни предметы: дерево и куст» (словесно-логическое мышление). Познание Социализация Коммуникация Чтение художественной литературы  

Декабрь II неделя

Зимующие птицы Понятие «зимующие птицы», причины зимовки. Внешние характерные признаки: величина, цвет, оперения, повадки, питание звукоподача, способ передвижения.

Беседа о зимующих птицах.

 

Умение распознавать зимующих птиц по внешнему виду (окраске, размеру, поведению, способу передвижения, издаваемым звукам), подкормка зимующих птиц. Обобщающее понятие «зимующие птицы».

Рассказ по картине «Зимняя столовая».

 

Образование сравнительной степени прилагательных

1. Звук и буква Н.

 

2. Звуки Н-Нь. Буква Н.

 

Деформированная фраза.

Образование числа 5. Решение задач на сложение и вычитание. Деление квадрата на 2, 4 равные части. Ориентировка на листе бумаги (лабиринт). Кого много?», «Назови ласково», «Летает - не летает» (мышление), «Назови, если очень большое», «Да и нет не говорить» (внимание), Сравни предметы: дерево и кустарник, ворона и воробей» (словесно-логическое мышление), «Угадай, кто я» (воображение), «Будь внимателен (зимующие птицы)» (внимание), «Запомни, повтори: 4 названия зимующих птиц в разной последовательности» (внимание, память). Познание Социализация Коммуникация Чтение художественной литературы  

Декабрь III неделя

Одежда Расширение материала старшей группы. Обобщающее понятие Одежда верхняя и нижняя( бельё). Процесс изготовления одежды: ткань – раскрой –шитьё. Профессии людей, участвующих в изготовлении одежды: закройщик, швея, продавец.

Беседа о одежде.

Закреплять знания детей о названиях предметов одежды и их деталей, о назначении одежды в зависимости от времени года; упражнять в образовании относительных прилагательных

Пересказ рассказа «Портниха».

 

Усвоение слов с противоположным значением.

1. Звук и буква З.

 

2. Звуки З-Зь. Буква З.

 

Составление предложений с данным словом.

Счёт от и до заданного числа. Сравнение двух чисел. Понятие «больше/меньше на 1,2». Сходство и отличие квадрата и треугольника. Решение задач на сложение и вычитание, запись арифметическим действием. «Представь, будто…(вдеть нитку в иголку)» - воображение, «Скажи наоборот», «Кому это нужно для работы?», «Я положил в мешок…(одежда)» - память, «4-й лишний» (мышление), «Заплатки» (внимание), «Найди отличия» (внимание), «Одень куклу» (восприятие), «Незаконченный рисунок» (воображение) «Классификация одежды» Познание Труд Социализация Коммуникация Чтение художественной литературы  

Декабрь IV неделя

Новый год   Отличительные признаки этого праздника, его значение.

Беседа «Как мы готовимся к Новому году».

 

Усвоение простых случаев переносного значения слов: «вьюга злится», «ветер воет», «лес уснул».

Придумывание конца сказки «Новый год у зверей».

 

Закрепление навыков употребления предложений с однородными подлежащими.

1. Звуки С-З.

 

2. Звуки С-З. Буквы С-З.

 

Составление предложений с данным словом.

Образование числа 6. Цифра 6. Соотнесение количества предметов с цифрой. Воспроизведение множества, в котором на 1-2 предмета больше/меньше, чем в другом. Решение задач на сложение и вычитание, запись решения арифметическим действием. «Угадай, кто я (Дед Мороз)» - воображение, «Укрась слово ЁЛКА, ПРАЗДНИК», «Найди отличия» (внимание), «Лабиринт» (внимание), «Придумай сказку» (воображение), «Нарисуй бусы» (восприятие), «Я положил в мешок…» (память), «Сравни предметы: ёлка и сосна» (мышление). Познание Коммуникация Социализация    

Январь III неделя

Животные Севера

Понятие «Север» (показать на карте и глобусе)

Название распространенных животных: белый медведь, олень, тюлень, морж, полярная сова, полярный волк, песец.

Характерные особенности внешнего вида: светлая, густая, тёплая шерсть; толстый слой жира под кожей; могут плавать в холодной воде.

Рассказ о жителях, животных Севера.

 

Жизнь в определённых условиях природы и приспособленность к ним людей и животных. Названия животных Севера, различение по окраске, форме, размеру.

Рассказ по картине «Дети Севера»

 

Употребление причинных конструкций в соответствии с вопросом «Почему?». Многозначность слов: снег идёт, человек идёт, часы идут».

1. Звуки С-З.   2. Звук и буква Ц.   Деформированная фраза. Образование числа 6. Цифра 6. Составление (по наглядному действию) и решение задач. Сопоставление предметов по длине. Порядковый счёт. «Укрась слово СНЕГ», «Скажи по-другому» (синонимы), «Про что, кого можно сказать идёт, идут» (многозначность слов), «Пары слов» (память), «Сравни предметы: белый и бурый медведи» (словесно-логическое мышление), «Представь, будто…» (воображение), «Животные Севера» (внимание), «Разрезные картинки» (восприятие) Какие животные спрятались» (наложенные изображения) Познание Социализация Коммуникация Здоровье  

Январь IV неделя

Животные жарких стран.

Понятие «жаркие страны» (Африка, Австралия, Индия).

Названия распространённых животных: жираф, носорог, бегемот, слон, кенгуру, обезьяны, зебра.

Особенности внешнего вида

(величина, окрас, части тела).

Повадки, образ жизни, названия детёнышей.

Рассказ о животных. Просмотреть иллюстрации.

 

Знакомство с приспособленностью животных к жизни в природных условиях жарких стран.

Составление рассказа «В пустыне»

 

Усвоение слов, близких по значению (дом-жилище, идёт-передвигается, корм-еда, проворная-ловкая, смелая-храбрая). Согласование существительных с числительными, прилагательных с числительными (4 ловкие обезьяны).

1. Звук и буква Ц.   2. Звуки С-Ц. Образование числа 6. Решение задачи в стихотворной форме. Запись решения арифметическим действием. Сравнение смежных чисел. Группировка геометрических фигур по разным признакам (цвет, размер, форма). Конструирование из счётных палочек. «Четвёртый лишний» (мышление) «Разложи по группам» «Перепутанные картинки»(Зверятки играют в прятки в прятки)» «Чей хвост» «Запомни и назови» (картинки, слова) «Дополни ряд» (назови тех, кого я не назвала» «Кому что нужно» (питание) «Найди пару» (взрослое животное – детёныши) «Назови наоборот» (ряд животных в обратном порядке) Познание Социализация Коммуникация Труд    

Январь/февраль

Зима (деревья, птицы).

 

 

1. Звуки С-Ц.   2. Звуки С-З-Ц. Образование числа 6. решение задач в стихотворной форме. Запись решения арифметическим действием. Счёт от и до заданного числа. Счёт звуков и соотнесение количества звуков с цифрой (до 6), сопоставление предметов по ширине. Порядковый счёт. Кому что нужно для работы», «Укрась слово …», «Я положил в мешок… » (память), «Найди отличия» (внимание), «Прогулка в картинках» (внимание, память), «4-й лишний» (мышление), «Бывает - не бывает» (мышление), «Представь, будто…» (воображение Познание Социализация Коммуникация Чтение художественной литературы  

Февраль I неделя

Строительные профессии.

Понятие «профессия, работа»

Знакомство с профессиями:

каменщик, крановщик, экскаваторщик, маляр, штукатур, электрик, слесарь и действия связанные с ними.

 

Экскурсия на стройку. Беседа о стройке

 и строительных профессиях.

 

Пересказ фрагментов стихотворного текста В. Маяковского «Кем быть?»

1. Звуки Б-Бь. Буква Б.   2. Звуки Б-Бь. Буква Б.   Деформированная фраза. Образование числа 7. цифра 7. конструирование из счётных палочек (головоломка). Воспроизведение количества движений на больше/меньше. «Кому это нужно для работы?», «Чего много?» (Р.п. сущес-х), «Что произойдёт» (воображение), «Я – фотоаппарат» (память), «Чей, чья, чьё» (притяжательные прилагательные), «Глухой телефон» (слуховое внимание), «Использование предметов – лист бумаги» (мышление). «Назови профессию и запомни её»(память) Познание Труд Коммуникация Социализация Физическая культура  

Февраль II неделя

Профессии.

Общественные здания в (магазин, почта, аптека, библиотека, школа, кинотеатры).

Правила поведения в общественных местах. Введение в самостоятельную речь названий профессии людей, работающих в этих учреждениях (продавец, почтальон, провизор, учитель, библиотекарь, билетёр)

Общественные здания Экскурсия в магазин

 

Словарь: магазин (продуктовый,промтоварный, книжный, хлебный), продавец, кассир, покупатель, прилавок, чеки

Пересказ

Рассказа

Л.Толстого

«Белка прыгала с ветки на ветку».

 

Самостоятельное использование предлогов для обозначения совместности действия пространственного расположения (за, около, в, у, рядом, с).

1. Звуки Б-П.   Составление предложений с данным словом.   2. Звуки Д-Дь. Буква Д. Образование числа 7. Соотнесение количества предметов с цифрой. Сопоставление предметов по высоте. Порядковый счёт. Составление задач по карточкам. Запись решения арифметическим действием. «Скажи наоборот», «Закончи предложение», «Будь внимателен» (внимание), «Пантомима» (воображение), «Сравни предметы: лиса и волк» (словесно-логическое мышление), «4-й лишний» (мышление), «Составь машину из геометрических фигур» (восприятие). «Письмо» (графические навыки), «Использование предметов «(лопата)(воображение)»Какой бывает дом?(относительные прилагательные) Познание Коммуникация Социализация Чтение художественной литературы  

Февраль III неделя

Дата: 2018-11-18, просмотров: 240.