I. Пояснительная записка
Актуальность программы
Современное образование предусматривает комплексное, всестороннее обновление всех областей образовательной системы в соответствии с требованиями к обучению. Эти изменения касаются вопросов организации образовательной деятельности, технологий и содержания. Одной из ведущих линий образования является достижение нового современного качества дошкольного образования. Это вызывает необходимость разработки современных коррекционно-образовательных технологий, обновления содержания работы групп компенсирующей направленности для детей с ЗПР.
Теоретические основы
Программа составлена в соответствии со следующими нормативными документами:
- Закона Российской Федерации «Об образовании» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г.
- Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования, утвержденных приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 № 1155
- Конвенции о правах ребёнка (ратифицированной Верховным Советом Союза ССР от 13 июля 1990 г.)
- Закона РФ «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ» № 124-ФЗ от 27.07.1998 г.
- Приказа Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 года №1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам дошкольного образования»
- Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (ред. от 10 марта 2009 г. № 216)
- Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.1.3049-13 от 15 мая 2013 года, утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ № 26
-Устава МБДОУ ДС № 43
- Концепция дошкольного образования (одобренной решением коллегии Государственного комитета СССР по народному образованию 16.06.89 № 7/1)
- Семейного кодекса Российской Федерации
Режим дня
Режимные моменты | Холодный период |
Приём, осмотр, игры, самостоятельная деятельность детей, дежурство, коррекционная работа | 7.00 – 8.20 |
Подготовка к гимнастике, гимнастика | 8.20 – 8.30 |
Подготовка к завтраку, завтрак | 8.30 – 8.50 |
Игры, коррекционная работа, подготовка к организованной деятельности | 8.50 – 9.00 |
Организованная образовательная деятельность (общая длительность, включая перерывы по 10 минут) | 9.00 – 10.50 |
Самостоятельная деятельность | 10.50 – 10.55 |
Второй завтрак | 10.55 – 11.00 |
Подготовка к прогулке, прогулка | 11.00 – 12.35 |
Возвращение с прогулки, самостоятельная деятельность детей | 12.35 – 12.45 |
Подготовка к обеду, обед | 12.45 – 13.00 |
Дневной сон | 13.00 – 15.00 |
Постепенный подъём, воздушные процедуры, коррегирующая гимнастика, самостоятельная деятельность детей | 15.00 – 15.25 |
Подготовка к полднику, полдник | 15.25 – 15.40 |
Самостоятельная деятельность детей, коррекционная работа | 15.40 – 16.40 |
Подготовка к прогулке, прогулка | 16.40 – 18.30 |
Режимные моменты | Летний период |
Приход детей в детский сад, осмотр, свободная игра. Самостоятельная деятельность, коррекционная работа | 7.00 – 8.20 |
Гимнастика | 8.20 – 8.30 |
Подготовка к завтраку, завтрак | 8.35 – 8.50 |
Игры, самостоятельная деятельность детей | 8.50 – 9.10 |
Подготовка к прогулке, прогулка, организованная деятельность детей, коррекционная работа, воздушные и солнечные процедуры | 9.05 – 12.35 |
Подготовка ко 2 завтраку, 2 завтрак | 10.30 – 10.40 |
Возвращение с прогулки, самостоятельная деятельность | 12.35 – 12 30 |
Подготовка к обеду, обед | 12.40 – 13.00 |
Подготовка ко сну, чтение художественной литературы, дневной сон | 13.00 – 15.00 |
Подъем, закаливание, гимнастика, водные и воздушные процедуры, самостоятельная деятельность детей | 15.00 – 15.25 |
Подготовка к полднику, полдник | 15.25 – 15.40 |
Подготовка к прогулке, прогулка, организованная деятельность детей, игры, коррекционная работа | 15.40 – 18.30 |
2.3 Учебный план
Месяц | Тема | Неделя | Количество занятий в неделю | ||
| ФЭМП | Подготовка к обучению грамоте | Всего | ||
сентябрь | До свидания, лето! | 1 | - | - | - |
сентябрь | Здравствуй, школа! | 2 | - | - | - |
сентябрь | Ранняя осень | 3 | 1 | 2 | 3 |
сентябрь | Овощи, фрукты Труд людей | 4 | 1 | 2 | 3 |
октябрь | Школа | 1 | 1 | 2 | 3 |
октябрь | Игровой уголок | 2 | 1 | 2 | 3 |
октябрь | Осень (деревья, перелётные птицы) | 3 | 1 | 2 | 3 |
октябрь | Моя семья | 4 | 1 | 2 | 3 |
октябрь | Наш город, улица | 5 | 1 | 2 | 3 |
ноябрь | Повторение изученных тем | 1 | - | - | - |
ноябрь | Транспорт | 2 | 1 | 2 | 3 |
ноябрь | Осень (животные) | 3 | 1 | 2 | 3 |
ноябрь | Домашние животные | 4 | 1 | 2 | 3 |
декабрь | Ранняя зима | 1 | 1 | 2 | 3 |
декабрь | Зимующие птицы | 2 | 1 | 2 | 3 |
декабрь | Одежда | 3 | 1 | 2 | 3 |
декабрь | Новый год | 4 | 1 | 2 | 3 |
январь | Животные Севера | 3 | 1 | 2 | 3 |
январь | Животные жарких стран | 4 | 1 | 2 | 3 |
январь | Зима (деревья, птицы) | 5 | 1 | 2 | 3 |
февраль | Строительные профессии | 1 | 1 | 2 | 3 |
февраль | Профессии | 2 | 1 | 2 | 3 |
февраль | Армия. День защитников Отечества | 3 | 1 | 2 | 3 |
февраль | Мебель | 4 | 1 | 2 | 3 |
март | Труд женщин | 1 | 1 | 2 | 3 |
март | Наш край | 2 | 1 | 2 | 3 |
март | Россия. Москва. | 3 | 1 | 2 | 3 |
март | Ранняя весна | 4 | 1 | 2 | 3 |
апрель | Повторение пройденных тем | 1 | - | - | - |
апрель | Космос | 2 | 1 | 2 | 3 |
апрель | Домашние птицы | 3 | 1 | 2 | 3 |
апрель | Бытовые приборы | 4 | 1 | 2 | 3 |
май | Насекомые | 1 | 1 | 2 | 3 |
май | День Победы | 2 | 1 | 2 | 3 |
май | Повторение пройденных тем | 3 | 1 | 2 | 3 |
май | Мониторинг | 4,5 | - | - | - |
всего занятий в год | 31 | 62 | 93 |
Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов
Организация активного целенаправленного взаимодействия педагога с детьми на занятиях, в игре, в бытовой и общественно- полезной работе с целью достижения результата, отвечающего реализации потребностей каждого участника совместной деятельности, на основе формирования и развития межиндивидуальных связей.
Самостоятельная деятельность детей
Формирование специальных условий в процессе коррекционного обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья по закреплению и дальнейшему использованию навыков самообслуживания, общения и регуляции поведения, ориентированное на повышение их адаптационных способностей и расширение жизненного опыта.
Взаимодействие с семьями детей
Организация наглядной агитации для родителей, согласно годовому планированию, проведение групповых и общих родительских собраний, осенняя ярмарка. Функционирование «Школы молодого родителя», проведение спортивных мероприятий («Мама, папа, я – дружная семья»). Оказание помощи родителям при создании условий на площадках в зимний и летний периоды. Проведение (1 раз в квартал) заседаний родительского комитета. Консультации и рекомендации по проведению работы с ребенком дома, для закрепления тех или иных знаний, умений и навыков.
Дата
Обучение грамоте
ФЭМП
Образовательные области
Сентябрь
Неделя
До свидания, лето!
Сентябрь 2 неделя
Здравствуй, школа!
Сентябрь III неделя
Беседа «Откуда хлеб пришёл»
Работа людей в поле, название злаков (пшеница, рожь, овёс), что из них делают. Машины, облегчающие труд людей.
Составление рассказа по алгоритмам «Ранняя осень».
Образование относительных прилагательных (от деревьев). Переносное значение слов: осень золотая, золотой ковёр, золотые листья.
1. Звук и буква У.
2. Звук и буква А.
Договаривание предложений по картинкам (И., В. падежи ед. ч. сущ-х.)
Число и цифра 1.
Сентябрь IV неделя
Экскурсия на огород
Осенние работы на огороде – сбор овощей, фруктов, ягод. Название плодовых деревьев (вишня, яблоня, слива)
Составление описательного рассказа об овоще по заданному плану.
Подбор однородных прилагательных к существительному. Уменьшительно-ласкательная форма существительных.
1. Звуки и буквы У, А.
2. Звуки и буквы У, А.
Договаривание предложений по картинкам (косв. падежи ед. ч. сущ-х.)
Октябрь 1 неделя
Экскурсия в школу
Составление рассказа по картине «В школу»
Предлоги в, из, от, к, под, у.
1.Звук и буква И.
2. Звук и буква Э.
Октябрь II неделя
Рассматривание игрушек (материал, свойства)
Составление рассказа по картине «Дочки матери» с.12 (Наш детский сад)
Образование относительных прилагательных (от материала)
1. Звук и буква П.
2. Звуки П-Пь, буква П.
Составление предложений по сюжетным картинкам по образцу.
Октябрь III неделя
Беседа о перелётных птицах.
Названия и распознавание перелётных птиц по внешнему виду (окраске, размерам). Обобщающие понятие «перелётные птицы».
Пересказ рассказа К. Ушинского «Четыре желания»
Практическое употребление качественных прилагательных
Образование Р.п. мн. числа сущ. (перелётные птицы)
1. Звук и буква Т.
2. Звуки Т-Ть. Буква Т.
Составление предложений по сюжетным картинкам с помощью вопросов.
Октябрь IV неделя
Моя семья.
Беседа о семье.
Состав семьи (мама, папа, бабушка, дедушка, братья, сёстры, тёти, дяди). Старшие и младшие члены семьи. Взаимоотношения в семье, забота о младших, чуткое отношение к старшим, помощь взрослым в быту. Знание своего полного имени, полных имён родителей, их профессии и места работы.
Составление рассказа «Моя мама (бабушка)», «Мой папа (дедушка)».
Притяжательные местоимения наш, наши, наша.
1. Звук и буква К.
2. Звуки К – Кь. Буква К.
Октябрь V неделя
Рассматривание макета, альбома «Наш город».
Основные достопримечательности, памятники, красивые здания. Важнейшие предприятия и учреждения города.
Составления рассказа «Моя семья»
Предлоги в, с, на, под, к, из, от.
1. Звуки П-Т-К
2. Звук и буква О.
Ноябрь 1 неделя
Повторение изученных тем
Ноябрь II неделя
Рассказ о видах транспорта. Правила дорожного движения.
Не играть на улице, не кататься на велосипеде, санках на проезжей части дороги; при ходьбе придерживаться правой стороны; переходить улицу только на зелёный свет. Светофор, сигналы светофора, что они обозначают.
Составление рассказа о транспорте по заданному плану.
Существительные с ласкательным увеличительным оттенками. Употребление существительных ед. числа в Д. падеже.
1. Звук и буква Х.
2. Звуки Х-Хь. Буква Х.
Ноябрь III неделя
Беседа «Как звери готовятся к зиме»
Изменение окраски, заготовка запасов на зиму (белка, заяц).
Рассказ по картине «Лиса с лисятами» или «ежи» Гербова с. 33
Практическое употребление притяжательных прилагательных.
1. Звук и буква Ы.
2. Звуки и буквы Ы-И.
Ноябрь IV неделя
Беседа «Зачем нужны домашние животные»
Уход за домашними животными. Польза каждого домашнего животного для человека.
Употребление в речи целевых конструкций в соответствии с вопросом «зачем»?
Рассказ по картине «Лошадь с жеребёнком».
Практическое употребление притяжательных прилагательных
1. Звук и буква М.
2. Звуки М-Мь. Буква М.
Деформированная фраза.
Декабрь I неделя
Экскурсия в зимний лес.
Различение знакомых деревьев и кустарников по веткам, почкам и коре. Красота природы зимой.
Рассказ из личного опыта «Как мы играем на участке».
Употребление сложных предлогов из-за, из-под.
Образование сложных слов.
1. Звук и буква С.
2. Звуки С-Сь. Буква С.
Декабрь II неделя
Беседа о зимующих птицах.
Умение распознавать зимующих птиц по внешнему виду (окраске, размеру, поведению, способу передвижения, издаваемым звукам), подкормка зимующих птиц. Обобщающее понятие «зимующие птицы».
Рассказ по картине «Зимняя столовая».
Образование сравнительной степени прилагательных
1. Звук и буква Н.
2. Звуки Н-Нь. Буква Н.
Деформированная фраза.
Декабрь III неделя
Беседа о одежде.
Закреплять знания детей о названиях предметов одежды и их деталей, о назначении одежды в зависимости от времени года; упражнять в образовании относительных прилагательных
Пересказ рассказа «Портниха».
Усвоение слов с противоположным значением.
1. Звук и буква З.
2. Звуки З-Зь. Буква З.
Составление предложений с данным словом.
Декабрь IV неделя
Беседа «Как мы готовимся к Новому году».
Усвоение простых случаев переносного значения слов: «вьюга злится», «ветер воет», «лес уснул».
Придумывание конца сказки «Новый год у зверей».
Закрепление навыков употребления предложений с однородными подлежащими.
1. Звуки С-З.
2. Звуки С-З. Буквы С-З.
Составление предложений с данным словом.
Январь III неделя
Животные Севера
Понятие «Север» (показать на карте и глобусе)
Название распространенных животных: белый медведь, олень, тюлень, морж, полярная сова, полярный волк, песец.
Характерные особенности внешнего вида: светлая, густая, тёплая шерсть; толстый слой жира под кожей; могут плавать в холодной воде.
Рассказ о жителях, животных Севера.
Жизнь в определённых условиях природы и приспособленность к ним людей и животных. Названия животных Севера, различение по окраске, форме, размеру.
Рассказ по картине «Дети Севера»
Употребление причинных конструкций в соответствии с вопросом «Почему?». Многозначность слов: снег идёт, человек идёт, часы идут».
Январь IV неделя
Животные жарких стран.
Понятие «жаркие страны» (Африка, Австралия, Индия).
Названия распространённых животных: жираф, носорог, бегемот, слон, кенгуру, обезьяны, зебра.
Особенности внешнего вида
(величина, окрас, части тела).
Повадки, образ жизни, названия детёнышей.
Рассказ о животных. Просмотреть иллюстрации.
Знакомство с приспособленностью животных к жизни в природных условиях жарких стран.
Составление рассказа «В пустыне»
Усвоение слов, близких по значению (дом-жилище, идёт-передвигается, корм-еда, проворная-ловкая, смелая-храбрая). Согласование существительных с числительными, прилагательных с числительными (4 ловкие обезьяны).
Январь/февраль
Зима (деревья, птицы).
Февраль I неделя
Строительные профессии.
Понятие «профессия, работа»
Знакомство с профессиями:
каменщик, крановщик, экскаваторщик, маляр, штукатур, электрик, слесарь и действия связанные с ними.
Экскурсия на стройку. Беседа о стройке
и строительных профессиях.
Пересказ фрагментов стихотворного текста В. Маяковского «Кем быть?»
Февраль II неделя
Профессии.
Общественные здания в (магазин, почта, аптека, библиотека, школа, кинотеатры).
Правила поведения в общественных местах. Введение в самостоятельную речь названий профессии людей, работающих в этих учреждениях (продавец, почтальон, провизор, учитель, библиотекарь, билетёр)
Общественные здания Экскурсия в магазин
Словарь: магазин (продуктовый,промтоварный, книжный, хлебный), продавец, кассир, покупатель, прилавок, чеки
Пересказ
Рассказа
Л.Толстого
«Белка прыгала с ветки на ветку».
Самостоятельное использование предлогов для обозначения совместности действия пространственного расположения (за, около, в, у, рядом, с).
Февраль III неделя
Февраль IV неделя
Мебель
Закрепление обобщающего понятия «мебель». Части мебели, кем изготавливается мебель.
Свойства дерева.
Закрепление знания о различных свойствах предметов, сделанных из дерева.
Пересказ рассказа «Почему Саша опоздал в школу».
Употребление сложных предлогов из-за, из-под.
Март I неделя
Труд женщин
Воспитание уважения к труду женщин.
Беседа «Мамы всякие нужны».
Подбор однородных сказуемых (мама стирает, гладит, готовит, заботится, шьёт, жалеет,… Бабушка вяжет, работает, выращивает)
Рассказ «Подарок для мамы».
Усвоение переносного значения слов (золотые руки, золотое сердце).
Март II неделя
Труд женщин
Виды труда, распространенные в нашем городе. Введение в самостоятельную речь названий профессий и действий, связанных с ними.
Экскурсия в магазин
Словарь: магазин (продуктовый промтоварный, книжный, хлебный), продавец, кассир, покупатель, прилавок, чеки.
Составление рассказа «Как мы ходили в магазин»
Март III неделя
Наш край
Знакомство детей с живой и неживой природой родного края. Развитие у детей наблюдательности, привлечение
внимания к красоте родного края (Уральские горы, озёра, леса).
Беседа об Урале.
Знакомство с предприятия-
ми нашего края (Каслинский завод литья, Златоустовская гравюра, завод «Маяк»), с тем, какую продукцию они выпускают.
Пересказ р.н.сказки «Лиса и козёл».
Закрепление навыка связного, по-
следовательного, выразительного пересказа литературных произведений, умение передавать диалог действующих лиц, характеристику персонажей.
Март IV неделя
Ранняя весна
Увеличение продолжительности дня, потепление, появление проталин, освобождение рек ото льда. Последующие изменения: набухание почек, появление листьев, цветение ряда деревьев, первые весенние цветы. Возвращение перелётных птиц. Название весенних месяцев.
Экскурсия в лес. Чтение «Уж тает снег» Плещеев.
Уметь различать некоторые деревья по стволу. Знать строение дерева, отличие дерева от кустарника.
Подбор однородных определений (весна ранняя, тёплая, дождливая)
Конкурс стихов, загадок, песенок о весне.
Употребление простых и сложных предложений со значением противопоставления (а, но). (Зимой деревья голые, а весной появляются почки. Осенью перелётные птицы улетают на юг, а весной – возвращаются).
Повторение пройденных тем
Космос
12 апреля – День космонавтики. Ю.А. Гагарин – первый космонавт.
Беседа о космосе.
Словарь: космос, космонавт, полёт, планета Земля, ракета.
Составление рассказа по картине «Космонавты» с. 19 (Все работы хороши)
Усвоение слов с противоположным значением.
1. Звуки С-З-Ш-Ж.
2. Звуки Ф, Фь.
Буква Ф.
Познание
Социализация
Коммуникация
Труд
Чтение художественной литературы
Апрель II неделя | Космос 12 апреля – День космонавтики. Ю.А. Гагарин – первый космонавт. | Беседа о космосе. Словарь: космос, космонавт, полёт, планета Земля, ракета. | Составление рассказа по картине «Космонавты» с. 19(Все работы хороши) Усвоение слов с противоположным значением. | 3. Звуки Ш-Ж. Буквы Ш-Ж 4. Звуки З-Ж. | Образование числа 9. цифра 9. составление (с опорой на наглядность) задач с заданными числами, запись решения арифметическим действием. Счёт звуков и нахождение числа большего на 1, 2) | «Скажи наоборот», «Сравни предметы: ракета и самолёт» (словесно-логическое мышление), «Разрезные картинка» (восприятие), «Повтори фразы» (смысловая память), «Построй ракету из геометрических фигур» (восприятие), «Что произойдёт, если все научатся летать» (воображение), «Найди одинаковые ракеты» (внимание). | Познание Социализация Коммуникация Труд Чтение художественной литературы |
Апрель III неделя | Домашние птицы. Обобщающее понятие «домашние птицы». Семейство уток, гусей, индюков, названия птиц в семье. Характерные особенности внешнего вида птиц. Особенности образа жизни. Польза для человека. | Беседа домашние птицы. Правильное употребление множественного числа существительных в различных падежах. Учить образовывать притяжательные прилагательные. | Драматизация сказки «Петушок и бобовое зёрнышко». Толкование смысла пословицы: «Как с гуся вода» Правильное употребление множественного числа существительных в различных падежах. | 1. Звуки С-Ш-Ж-З. 2. Звуки С-Ш-Ж-З | Состав числа 9. Соотнесение количества предметов с цифрой. Составление задач с заданным числом, запись решения арифметическим действием. Конструирование из геометрических фигур. | «Укрась слово ГУСЬ», «Сравни утка и селезень» (словесно-логическое мышление), «Пары слов» (память), «Незаконченный рисунок» (воображение), «Кто спрятался» (внимание), «Кто где?» (пространственная ориентировка), «Лабиринт» (внимание) «Птичья столовая» (с провокациями) «Плавает – не плавает» | Познание Социализация Коммуникация Труд Чтение художественной литературы |
Апрель IV неделя | Бытовые приборы. Понятие «электро- приборы» (холодильник, утюг, телевизор, пылесос, магнитофон компьютер, стиральная машина.) Назначение (домашние «помощники»), части. Дифференциация с мебелью. Общий принцип действия электроприборов: включаются в розетку, ток поступает по шнуру в прибор. | Бытовые приборы в нашем доме. Правила обращения с электроприборами. | Заучивание загадок по теме. Работа с деформированными фразами (бельё было грязное, потому что его постирали). | 1. Звук и буква Р. 2. Звуки Р-Рь. Буква Р. Деформированная фраза. | Образование числа 10. цифра 10. составление задач с заданными числами, запись решения арифметическим действием. Деление парами, конструирование из геометрических фигур. | «Перепутанные картинки», «Четвёртый лишний», «Подбери пару», «Дорисуй», Продолжи ряд», Запомни в тексте», «Опасные ситуации» (какая ошибка была допущена), «Сравни действия» (выявление тонкостей значения слов: варить – подогревать, мыть – стирать, чистить – пылесосить, мыть – протирать) | Познание Социализация Коммуникация Труд Чтение художественной литературы |
Май I неделя | Насекомые Обобщающее понятие «насекомые» Названия распространён ных насекомых: комар, муха, пчела, паук, стрекоза, бабочка, жуки, гусеницы, муравьи. Особенности внешнего вида. Польза насекомых для природы, человека. | Насекомые Закреплять знания о внешнем строении тела насекомых, названии отдельных частей тела (головка, брюшко, крылья, ножки,), пользе (вреде) насекомых для людей и растений; упражнять в сравнении насекомых. | Пересказ рассказа К. Д. Ушинского «Майский жук». или Составление описательных и сравнительных рассказов. | 1. Звуки Р-Л. 2. Звуки Р-Л. Составление предложений с данным словом. | Состав числа 10. счёт звуков и нахождение числа на 1(2) меньшего. Логическая задача на поиск недостающей фигуры. Сходство и отличие геометрических фигур. | «Разложи по группам» (вредные – полезные, летающие – ползающие), «Сравни насекомых», «Запомни ряд» (развитие зрительной и слуховой памяти), «Подбери пару к слову» (мёд – пчела, цветок – бабочка_ - развитие смысловой памяти, Кто без чего». | Познание Социализация Коммуникация Труд Чтение художественной литературы |
Май II неделя | День Победы 9 мая – День Победы – героизм в тылу и на фронте во время войны. Введение в речь слов, обозначающих моральные качества людей, оценки их поступков (смелый, храбрый, смекалистый, умный) | Рассказ о Дне Победы. Встреча с ветеранами. | Поход к Вечному огню. Возложение цветов. | 1. Звуки Р-Рь – Л-Ль. 2. Звуки Р-Рь – Л-Ль | Состав числа 10. задача на смекалку (перестроение фигур, составленных из палочек). Составление (без наглядности) и решение задач на сложение и вычитание, запись решения арифметическим действием. | «Да и нет, не говорить» (внимание), «Пары слов» (память), «Бывает – не бывает» (мышление), «Пантомима» (воображение), «Где предмет» (пространственная ориентировка), «Цифровая таблица» (внимание), «Использование предметов (консервная банка)» (воображение), «Лабиринт» (устойчивость внимания). | Познание Социализация Коммуникация Труд Чтение художественной литературы |
Май III неделя | Повторение пройденных тем
| ||||||
Май IV неделя |
Мониторинг
|
июнь I неделя | Солнечная |
июнь IIнеделя | Цветочная |
июнь III неделя | Витаминно-ягодная |
июнь IV неделя | Походно-пешеходная |
июль I неделя | Водная |
июль II неделя | Лесная |
июль III неделя | Витаминно-фруктовая |
июль IV неделя | Туристическая |
август I неделя | Воздушная |
август II неделя | Зоологическая |
август III неделя | Витаминно-овощная |
август IV неделя | Круизная |
Образовательная область «Познавательное развитие»
Дидактические игры
Счёт
Раздаточный материал
Величина
Форма
Временные представления
Образовательная область «Речевое развитие»
Развитие речи
Обучение грамоте
Психические процессы
Внимание
Восприятие
I. Пояснительная записка
Актуальность программы
Современное образование предусматривает комплексное, всестороннее обновление всех областей образовательной системы в соответствии с требованиями к обучению. Эти изменения касаются вопросов организации образовательной деятельности, технологий и содержания. Одной из ведущих линий образования является достижение нового современного качества дошкольного образования. Это вызывает необходимость разработки современных коррекционно-образовательных технологий, обновления содержания работы групп компенсирующей направленности для детей с ЗПР.
Теоретические основы
Программа составлена в соответствии со следующими нормативными документами:
- Закона Российской Федерации «Об образовании» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г.
- Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования, утвержденных приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 № 1155
- Конвенции о правах ребёнка (ратифицированной Верховным Советом Союза ССР от 13 июля 1990 г.)
- Закона РФ «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ» № 124-ФЗ от 27.07.1998 г.
- Приказа Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 года №1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам дошкольного образования»
- Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (ред. от 10 марта 2009 г. № 216)
- Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.1.3049-13 от 15 мая 2013 года, утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ № 26
-Устава МБДОУ ДС № 43
- Концепция дошкольного образования (одобренной решением коллегии Государственного комитета СССР по народному образованию 16.06.89 № 7/1)
- Семейного кодекса Российской Федерации
Специфика содержания программы
Данная рабочая программа предназначена для работы с детьми дошкольного возраста в подготовительной к школе группе с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) VII вида, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ
вне специальных условий обучения и воспитания, то есть, это дети, имеющие временные отклонения в психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания. Реализация данной программы способствует относительному выравниванию в соответствии с возрастными требованиями психических процессов детей. Коррекционно-педагогическое воздействие направлено на преодоление и предупреждение вторичных нарушений развития, а также на формирование определенного круга знаний и умений, необходимых для успешной подготовки детей к обучению в общеобразовательной школе.
Основной базой рабочей программы являются: Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования детей с задержкой психического развития Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад компенсирующего вида № 43
1.3 Возрастные и индивидуальные особенности детей, особенности образовательного учреждения
У детей с 6 лет с задержкой психического развития значительное отставание и своеобразие обнаруживается в развитии мыслительной деятельности. Это выражается в несформированности таких операций, как анализ, синтез, в неумении выделять существенные признаки предметов и делать обобщение, наблюдается низкий уровень развития абстрактного мышления. Анализ объектов отличается у детей с 6 лет с задержкой психического развития меньшей полнотой и недостаточной тонкостью. В результате этого они выделяют в изображении почти вдвое меньше признаков, чем их нормально развивающиеся сверстники. Деятельность детей при анализе признаков ведется чаще всего хаотично, без плана. Подобная картина обнаруживается при обобщении. Умение мысленно сравнивать предметы или явления и выделять в них общий признак является одним из существенных условий овладения понятиями в процессе обучения. Недостаточный уровень сформированности операции обобщения у детей с задержкой психического развития отчетливо проявляется при выполнении заданий на группировку предметов по родовой принадлежности. Адекватное выполнение таких заданий предполагает, прежде всего, наличие необходимого запаса родовых понятий таких, как «мебель», «посуда», «растения», «животные» и т.д. Дети с 6 лет этой категории могут правильно воспроизвести в среднем лишь половину необходимых понятий. Это относится не только к родовым, но и видовым понятиям. Иногда это бывает связано с недостаточным личным опытом ребенка и бедностью его представлений о предметах и явлениях окружающей действительности. Большинство детей с 6 лет с задержкой психического развития достаточно хорошо владеют элементарными формами классификации. Распределение по группам простых геометрических фигур на основе выделения одного из признаков (цвета или формы) не представляет для них трудностей. При классификации сложного геометрического материала и классификации по двум признакам продуктивность выполнения работы несколько снижается. Основная трудность заключается в том, что дети не могут мысленно осуществить операцию совмещения двух признаков. Однако они оказываются в состоянии выполнить задание, если им предоставляется возможность практически действовать с объектами классификации.
Нарушение речевого развития детей с 6 лет с задержкой психического развития носит системный характер и входит в структуру дефекта. Для этих детей характерны бедность и неточность словаря, недостаточная дифференцированность слов по их семантике, повторы одних и тех же слов, неадекватное их использование. Низкий уровень владения морфемным составом слова приводит к неумению распознавать его семантику по значимым словообразовательным компонентам. Дети с 6 лет с задержкой психического развития имеют различные недостатки речевого развития, помимо нарушений звуковой стороны речи наблюдаются отклонения в ее лексико-грамматическом оформлении. Для речи рассматриваемой категории дошкольников характерны: ограниченный круг используемых частей речи (в основном существительные, глаголы, личные местоимения), затруднения в словообразовании. При усложнении синтаксической конструкции в речи детей с 6 летнего возраста с задержкой психического развития проявляются аграмматизмы, особенно в согласованиях косвенных падежей существительных с прилагательными и местоимениями. Ряд нарушений наблюдается и в процессе формирования чувства языка. У детей с задержкой психического развития с 6 лет период словотворчества наступает позже и продолжается дольше, чем в норме. К концу дошкольного возраста у детей этой группы может наблюдаться «взрыв» словотворчества, однако употребление неологизмов отличается рядом особенностей. Например, для образования слов одной и той же грамматической категории может быть использован один и тот же словообразовательный аффикс. В отличие от нормы, когда неправильность неологизма осознается самим ребенком, дети с 6 лет с задержкой психического развития в большинстве случаев определяют образованное ими слово как правильное. При по парном сравнении грамматически верно и неверно оформленных предложений многие дети воспринимают их как правильные, меньшинство считают, что одно из этих предложений неправильное, но не могут указать, какое. Нарушения становления словообразовательных процессов у детей данной группы обусловлены более поздним, по сравнению с нормой, формированием обобщенных классов слов с выраженными трудностями их дифференциации.
В 6 летнем возрасте дети с задержкой психического развития не умеют самостоятельно пересказать прослушанный текст, составить рассказ по сюжетной картинке, дать описание предмета. При составлении устных сочинений наблюдается быстрое соскальзывание с заданной темы на другую, более знакомую и легкую; привнесение в рассказ побочных ассоциаций и инертных стереотипов; частое повторение одних и тех же слов и фраз; постоянное возвращение к высказанной мысли. Сложноподчиненные предложения, которые составляют дети этой группы, настолько пространны, что иногда у слушающего создается впечатление, что ребенок, начав говорить, не может остановиться. Все это является результатом затруднений в планировании и развертывании речевого сообщения.
Внимание дошкольников с 6 лет с задержкой психического развития характеризуется повышенной отвлекаемостью, недостаточной концентрированностью на объекте. Детям свойственна пониженная работоспособность и неустойчивость внимания имеют разные формы индивидуального проявления. У одних дошкольников максимальная концентрация внимания и наиболее высокая работоспособность обнаруживаются в начале выполнения задания, а по мере продолжения работы эти факторы неуклонно снижаются; у других детей сосредоточение внимания наступает после того, как они приступят к деятельности; у третьих отмечаются периодические колебания внимания. У большинства дошкольников данной категории внимание неустойчивое - быстро фиксируется и быстро переключается. Такие дети способны к усвоению только малого объема информации. Меньшую группу составляют дети с пассивным вниманием: медленно сосредоточиваются и также медленно переключаются на другую работу. Снижение способности распределять и концентрировать внимание особенно проявляется в условиях, когда выполнение задания осуществляется при наличии одновременно действующих речевых раздражителей, имеющих для детей с задержкой психического развития значительное смысловое и эмоциональное содержание. Посторонние раздражители вызывают значительное замедление выполняемой деятельности детей с 6 лет с задержкой психического развития и увеличивают количество ошибок.
У всех дошкольников седьмого года жизни с задержкой психического развития наблюдаются недостатки памяти, причем они касаются всех видов запоминания: непроизвольного и произвольного, кратковременного и долговременного. В первую очередь, у детей ограничен объем памяти и снижена прочность запоминания. Эти особенности влияют на запоминание как наглядного, так и (особенно) словесного материала. Очень важную роль играет непроизвольная память ребенка. Дети с задержкой психического развития запоминают хуже нормально развивающихся дошкольников, которые моложе их на два - три года. Одна из основных причин недостаточного уровня развития непроизвольной памяти у детей с задержкой психического развития — их низкая познавательная активность. Дошкольникам седьмого года жизни с задержкой психического развития свойственны импульсивность, расторможенность, повышенная двигательная активность или, наоборот, вялость, медлительность, которые обычно сохраняются при воспроизведении заученного материала. Назвав несколько запомнившихся слов или картинок, они считают свою задачу выполненной и не предпринимают попыток вспомнить больше. После дополнительного стимулирования со стороны взрослого большинство детей рассматриваемой категории воспроизводят дополнительно некоторое количество материала, что свидетельствует о том, что сами они не до конца реализуют возможности своей памяти. Дети с задержкой психического развития обнаруживают более низкие результаты при запоминании связного текста, цифр, наборов слов и предметных картинок. Недостатки произвольной памяти у детей с задержкой психического развития проявляются не только в снижении объема памяти, но и в ее недостаточной точности.
У многих детей с 6 лет с задержкой психического развития наблюдаются трудности с восприятием учебного материала. Об этом свидетельствует, прежде всего, недостаточность, ограниченность, фрагментарность знаний ребенка об окружающем мире. Это обусловлено тем, что его восприятие неполноценно, вследствие этого не получает достаточной информации об окружающем мире. Скорость восприятия у дошкольников с задержкой психического развития становится заметно ниже той, что считается нормальной для данного возраста, фактически при любом отклонении от оптимальных условий. Дети рассматриваемой категории испытывают затруднения при необходимости узнать предметы на контурных или схематических изображениях, особенно если те перечеркнуты или перекрывают друг друга. Дошкольники с 6 лет с задержкой психического развития не всегда узнают и часто смешивают сходные по начертанию буквы или их отдельные элементы, ошибочно воспринимают сочетания букв.
Недостатки слухового восприятия у дошкольников седьмого года жизни с задержкой психического развития проявляются в фонематических нарушениях. Такие дети плохо дифференцируют глухие и звонкие согласные, с трудом выделяют звуки и последовательность звуков в словах со сложной слоговой структурой. Им трудно вычленить слово из предложения, предложение из текста.
Особенно следует отметить недостатки пространственного восприятия у детей с 6 лет с задержкой психического развития (например, направления или расположения отдельных элементов в сложном изображении). Пространственное восприятие формируется в процессе сложного взаимодействия зрения, двигательного анализатора и осязания. Это взаимодействие складывается у детей с задержкой психического развития с запозданием и долгое время оказывается неполноценным. Недостатки данного вида восприятия затрудняют обучение чтению и письму, где очень важно различать расположение элементов. Узость пространственного восприятия проявляется в выполнении задания не до конца.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад компенсирующего вида № 43» является звеном муниципальной системы образования города Озёрска, Челябинской области, обеспечивающим помощь семье в воспитании детей дошкольного возраста, оздоровлении и коррекции недостатков в развитии детей, в охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей детей. Предназначение МБДОУ ДС №43 определяется его местом в муниципальной системе образования: это дошкольное образовательное учреждение, обеспечивающее право ребёнка на коррекцию имеющихся недостатков в физическом, интеллектуальном развитии. Вся работа проводится с учётом обеспечения права семьи на оказание ей помощи в воспитании и образовании детей дошкольного возраста на основе реализации Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования и приоритетных направлений образовательной деятельности дошкольного учреждения.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 324.