Специфика содержания программы
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

I. Пояснительная записка

Актуальность программы

Современное образование предусматривает комплексное, всестороннее обновление всех областей образовательной системы в соответствии с требованиями к обучению. Эти изменения касаются вопросов организации образовательной деятельности, технологий и содержания. Одной из ведущих линий образования является достижение нового современного качества дошкольного образования. Это вызывает необходимость разработки современных коррекционно-образовательных технологий, обновления содержания работы групп компенсирующей направленности для детей с ЗПР.

Теоретические основы

Программа составлена в соответствии со следующими нормативными документами:

- Закона Российской Федерации «Об образовании» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. 

- Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования, утвержденных приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 № 1155

- Конвенции о правах ребёнка (ратифицированной Верховным Советом Союза ССР от 13 июля 1990 г.)

- Закона РФ «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ» № 124-ФЗ от 27.07.1998 г.

- Приказа Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 года №1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам дошкольного образования»

- Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (ред. от 10 марта 2009 г. № 216)

- Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.1.3049-13 от 15 мая 2013 года, утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ № 26

-Устава МБДОУ ДС № 43

- Концепция дошкольного образования (одобренной решением коллегии Государственного комитета СССР по народному образованию 16.06.89 № 7/1)

- Семейного кодекса Российской Федерации

Режим дня

 

Режимные моменты Холодный период
Приём, осмотр, игры, самостоятельная деятельность детей, дежурство, коррекционная работа 7.00 – 8.20
Подготовка к гимнастике, гимнастика 8.20 – 8.30
Подготовка к завтраку, завтрак 8.30 – 8.50
Игры, коррекционная работа, подготовка к организованной деятельности 8.50 – 9.00
Организованная образовательная деятельность (общая длительность, включая перерывы по 10 минут) 9.00 – 10.50
Самостоятельная деятельность 10.50 – 10.55
Второй завтрак 10.55 – 11.00
Подготовка к прогулке, прогулка 11.00 – 12.35
Возвращение с прогулки, самостоятельная деятельность детей 12.35 – 12.45
Подготовка к обеду, обед 12.45 – 13.00
Дневной сон 13.00 – 15.00
Постепенный подъём, воздушные процедуры, коррегирующая гимнастика, самостоятельная деятельность детей 15.00 – 15.25
Подготовка к полднику, полдник 15.25 – 15.40
Самостоятельная деятельность детей, коррекционная работа 15.40 – 16.40
Подготовка к прогулке, прогулка 16.40 – 18.30

 

Режимные моменты Летний период
Приход детей в детский сад, осмотр, свободная игра. Самостоятельная деятельность, коррекционная работа 7.00 – 8.20
Гимнастика 8.20 – 8.30
Подготовка к завтраку, завтрак 8.35 – 8.50
Игры, самостоятельная деятельность детей 8.50 – 9.10
Подготовка к прогулке, прогулка, организованная деятельность детей, коррекционная работа, воздушные и солнечные процедуры 9.05 – 12.35
Подготовка ко 2 завтраку, 2 завтрак 10.30 – 10.40
Возвращение с прогулки, самостоятельная деятельность 12.35 – 12 30
Подготовка к обеду, обед 12.40 – 13.00
Подготовка ко сну, чтение художественной литературы, дневной сон 13.00 – 15.00
Подъем, закаливание, гимнастика, водные и воздушные процедуры, самостоятельная деятельность детей 15.00 – 15.25
Подготовка к полднику, полдник 15.25 – 15.40
Подготовка к прогулке, прогулка, организованная деятельность детей, игры, коррекционная работа 15.40 – 18.30

 

 

2.3 Учебный план

 

Месяц Тема Неделя

Количество занятий в неделю

 

ФЭМП Подготовка к обучению грамоте Всего
сентябрь До свидания, лето! 1 - - -
сентябрь Здравствуй, школа! 2 - - -
сентябрь Ранняя осень 3 1 2 3
сентябрь Овощи, фрукты Труд людей 4 1 2 3
октябрь Школа 1 1 2 3
октябрь Игровой уголок 2 1 2 3
октябрь Осень (деревья, перелётные птицы) 3 1 2 3
октябрь Моя семья 4 1 2 3
октябрь Наш город, улица 5 1 2 3
ноябрь Повторение изученных тем 1 - - -
ноябрь Транспорт 2 1 2 3
ноябрь Осень (животные) 3 1 2 3
ноябрь Домашние животные 4 1 2 3
декабрь Ранняя зима 1 1 2 3
декабрь Зимующие птицы 2 1 2 3
декабрь Одежда 3 1 2 3
декабрь Новый год 4 1 2 3
январь Животные Севера 3 1 2 3
январь Животные жарких стран 4 1 2 3
январь Зима (деревья, птицы) 5 1 2 3
февраль Строительные профессии 1 1 2 3
февраль Профессии 2 1 2 3
февраль Армия. День защитников Отечества 3 1 2 3
февраль Мебель 4 1 2 3
март Труд женщин 1 1 2 3
март Наш край 2 1 2 3
март Россия. Москва. 3 1 2 3
март Ранняя весна 4 1 2 3
апрель Повторение пройденных тем 1 - - -  
апрель Космос 2 1 2 3
апрель Домашние птицы 3 1 2 3
апрель Бытовые приборы 4 1 2 3
май Насекомые 1 1 2 3
май День Победы 2 1 2 3
май Повторение пройденных тем 3 1 2 3
май Мониторинг 4,5 - - -

всего занятий в год

  31 62 93

Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов

Организация активного целенаправленного взаимодействия педагога с детьми на занятиях, в игре, в бытовой и общественно- полезной работе с целью достижения результата, отвечающего реализации потребностей каждого участника совместной деятельности, на основе формирования и развития межиндивидуальных связей.

Самостоятельная деятельность детей

Формирование специальных условий в процессе коррекционного обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья по закреплению и дальнейшему использованию навыков самообслуживания, общения и регуляции поведения, ориентированное на повышение их адаптационных способностей и расширение жизненного опыта.

Взаимодействие с семьями детей

Организация наглядной агитации для родителей, согласно годовому планированию, проведение групповых и общих родительских собраний, осенняя ярмарка. Функционирование «Школы молодого родителя», проведение спортивных мероприятий («Мама, папа, я – дружная семья»). Оказание помощи родителям при создании условий на площадках в зимний и летний периоды. Проведение (1 раз в квартал) заседаний родительского комитета. Консультации и рекомендации по проведению работы с ребенком дома, для закрепления тех или иных знаний, умений и навыков.

Дата

Тема

Обучение грамоте

ФЭМП

Образовательные области

 

Сентябрь

Неделя

До свидания, лето!

 

Сентябрь 2 неделя

Здравствуй, школа!

 

Сентябрь III неделя

Ранняя осень     Осенние месяцы, характерные признаки ранней осени: день становится короче, солнце греет меньше, похолодание, дожди, листья опадают, созревание плодов и семян.

Беседа «Откуда хлеб пришёл»

 

Работа людей в поле, название злаков (пшеница, рожь, овёс), что из них делают. Машины, облегчающие труд людей.

Составление рассказа по алгоритмам «Ранняя осень».

Образование относительных прилагательных (от деревьев). Переносное значение слов: осень золотая, золотой ковёр, золотые листья.

1. Звук и буква У.

 

2. Звук и буква А.

 

 

Договаривание предложений по картинкам (И., В. падежи ед. ч. сущ-х.)

 

Счёт, отсчёт, порядковый счет в пределах 10. Названия геометрических фигур, пространственная ориентировка на плоскости.
 

 


Число и цифра 1.

«Укрась слово ОСЕНЬ», «Чей лист?» (относ. прил.), «Времена года» (обр.-логическое мышление), «Незаконченный рисунок» (воображение) «Отгадай, что это?» (пространств. ориентировка) «Найди отличия» (концентрация внимания), «Что не дорисовано?» (восприятие), «Я – фотоаппарат» (память).   Социально-коммуникативное; Познавательное развитие; Речевое развитие; Физическое    

Сентябрь IV неделя

Овощи, фрукты. Труд людей   Знание разных видов овощей, фруктов, умение различать по внешнему виду, вкусу, форме, способу употребления. Сложные слова: садовод, хлебороб, листопад, картофелекопалка.

Экскурсия на огород

 

 

Осенние работы на огороде – сбор овощей, фруктов, ягод. Название плодовых деревьев (вишня, яблоня, слива)

Составление описательного рассказа об овоще по заданному плану.

Подбор однородных прилагательных к существительному. Уменьшительно-ласкательная форма существительных.

1. Звуки и буквы У, А.

 

2. Звуки и буквы У, А.

 

 

Договаривание предложений по картинкам (косв. падежи ед. ч. сущ-х.)

Счёт на слух. Отсчитывание в пределах 10 по образцу. Сравнение 2-х групп предметов, отличающихся размером. Образование числа 2. Цифра 2. Сравнение предметов по длине. «Укрась слово» (овощ, фрукт), «Назови ласково» (словообразов.), «Запомни, повтори» (внимание, память): название 4-х фруктов/овощей в разной последовательности, «Найди одинаковые предметы» (внимание), «Сравни предметы» (груша-яблоко, огурец-помидор) – словесн.-логическое мышление. «Придумай загадку» (воображение), «Собери по контуру» (восприятие). Познание Труд Социализация Коммуникация Физическая культура    

Октябрь 1 неделя

Школа   Для того, чтобы стать в будущем образованным, надо много знать и уметь, многому учиться. В школе учиться трудно, но в то же время интересно. В школе дети узнают обо всём, что нас окружает.

Экскурсия в школу

Составление рассказа по картине «В школу»

 

Предлоги в, из, от, к, под, у.

1.Звук и буква И.

 

2. Звук и буква Э.

Образование числа 2. Цифры 1, 2. Порядковый счет в пределах 10. Сравнение 2-х групп предметов, понятие: «больше/меньше на сколько», сравнение предметов по высоте «Укрась слово  ШКОЛА», «Найди одинаковые предметы» (внимание), «Незаконченный рисунок» (воображение), «Лабиринт» (устойчивость внимания), «Сравни предметы: тетрадь и книга» (словесно-логич. мышление), «Я – фотоаппарат» (память). Познание Социализация Труд Коммуникация Чтение художественной литературы  

Октябрь II неделя

Игровой уголок   Обобщающее слово «игрушки». Бережное отношение к игрушкам, из чего сделаны.   И.А. .Морозова, М.А.Пушкарёва «Профессии работников в детском саду» с 102

Рассматривание игрушек (материал, свойства)

Составление рассказа по картине «Дочки матери» с.12 (Наш детский сад)

 

Образование относительных прилагательных (от материала)

1. Звук и буква П.

 

2. Звуки П-Пь, буква П.

 

 

Составление предложений по сюжетным картинкам по образцу.

Образование числа 3. Цифра 3. Счёт, отсчёт в пределах 10. сравнение 2-х групп предметов. Понятия «больше/меньше на сколько». «Какой, какая, какое», «Запомни, повтори» (внимание, память): 4 названия игрушек в разной последовательности, «Найди игрушку по описанию» (внимание), «Я положил в мешок….» (память), «Чего не хватает» (восприятие), «Сравни предметы: мяч и арбуз, кукла и человек (словесно-логич. мышление) Познание Коммуникация Чтение художественной литературы Социализация Физическая культура  

Октябрь III неделя

Перелётные птицы Обобщающее понятие «перелётные птицы», дифференциация с зимующими. Особенности внешнего вида. Грачи, скворец (повторение), гуси, журавли, утка, цапля, аисты. Перелётные птицы улетают в тёплые края.  

Беседа о перелётных птицах.

 

Названия и распознавание перелётных птиц по внешнему виду (окраске, размерам). Обобщающие понятие «перелётные птицы».

Пересказ рассказа К. Ушинского «Четыре желания»

Практическое употребление качественных прилагательных

Образование Р.п. мн. числа сущ. (перелётные птицы)

1. Звук и буква Т.

 

2. Звуки Т-Ть. Буква Т.

 

 

Составление предложений по сюжетным картинкам с помощью вопросов.

Образование числа 3. нахождение в пространстве нужного количества предметов. Сравнение 2-х групп предметов. Понятие «больше/меньше на 1». «Кого много?» (перелётные птицы). «Лови мяч» (перелётные птицы) - внимание. «пары слов» (память). «Бывает - не бывает» (мышление). «4-й лишний» (мышление). «Найди отличия» (восприятие). «Что произойдёт, если…» (воображение) «Что слева, что справа от тебя» (ориентировка в пространстве). Познание Коммуникация Социализация Чтение художественной литературы Физическая культура    

Октябрь IV неделя

Моя семья.          

Беседа о семье.

Состав семьи (мама, папа, бабушка, дедушка, братья, сёстры, тёти, дяди). Старшие и младшие члены семьи. Взаимоотношения в семье, забота о младших, чуткое отношение к старшим, помощь взрослым в быту. Знание своего полного имени, полных имён родителей, их профессии и места работы.

 

Составление рассказа «Моя мама (бабушка)», «Мой папа (дедушка)».

 

Притяжательные местоимения наш, наши, наша.

1. Звук и буква К.

 

2. Звуки К – Кь. Буква К.

Отсчёт в пределах 10. Воспроизведение заданного количества движений, определённого рисунка, сравнения 2-х групп предметов. Образование числа 4. Цифра 4. «Наш, наша, наши», «Давайте познакомимся», «Найди пару» (мышление). «Запомни-назови» (память) «Заплатки» (восприятие) «Угадай, кто я?» (старый человек) – воображение «Наоборот» (внимание) «Укрась слово «папа», «дедушка».» Познание Социализация Коммуникация Чтение художественной литературы Физическая культура  

Октябрь V неделя

Наш город, улица. Название города, главная улица, площадь. Улица, её особенности (узкая, широкая, прямая, длинная, тихая, шумная), много домов, деревьев, цветов, есть магазины, здания.

Рассматривание макета, альбома «Наш город».

 

Основные достопримечательности, памятники, красивые здания. Важнейшие предприятия и учреждения города.

Составления рассказа «Моя семья»

 

Предлоги в, с, на, под, к, из, от.

1. Звуки П-Т-К

 

2. Звук и буква О.

Прямой и обратный счёт в пределах 10. Цифры 1, 2, 3, 4. Соотнесение цифры с количеством предметов. Узнавание геометрических фигур на основе осязательно-двигательного обследования. Конструирование из счётных палочек. «Крась слово “город”, “улица”» «Зеркало» (внимание) «Пары слов» (механическая память) «Использование предметов» (мышление) «Пантомима» (воображение) «Построй дома» (восприятие)   Познание Социализация Коммуникация  

Ноябрь 1 неделя

Повторение изученных тем

 

Ноябрь II неделя

Транспорт   Виды транспорта в зависимости от их назначения: пассажирский, грузовой, специализированный. Назначение разных видов транспорта. Части автомобиля: кузов, кабина, дверцы, двигатель, руль, тормоза, фары. Название профессий людей, работающих на транспорте.

Рассказ о видах транспорта. Правила дорожного движения.

 

Не играть на улице, не кататься на велосипеде, санках на проезжей части дороги; при ходьбе придерживаться правой стороны; переходить улицу только на зелёный свет. Светофор, сигналы светофора, что они обозначают.

Составление рассказа о транспорте по заданному плану.

 

Существительные с ласкательным увеличительным оттенками. Употребление существительных ед. числа в Д. падеже.

1. Звук и буква Х.

 

2. Звуки Х-Хь. Буква Х.

Прямой и обратный счёт в пределах 10, счёт от и до заданного числа. Сравнение 2-х групп предметов. Понятие «больше/меньше на 2». Конструирование из геометрических фигур. «Назови ласково», «Кто чем управляет», «Назови, если очень большое» (словообразование), «Запомни, повтори» (память): 4 названия транспорта в разной последовательности. «Угадай, кто я» (воображение), «Найди такой же предмет» (восприятие), «Собери по контуру» (восприятие), «Лови мяч (транспорт)» (внимание), «Сравни предметы (грузовая и легковая машины)» (словесно-логическое мышление).  Познание Социализация Коммуникация Труд Безопасность      

Ноябрь III неделя

Дикие животные готовятся к зиме. Повторение пройденного в старшей группе   Изучение смысла образных выражении, пословиц и поговорок: «Держать в ежовых рукавицах» «Волка ноги кормят» и т.д.

Беседа «Как звери готовятся к зиме»

 

Изменение окраски, заготовка запасов на зиму (белка, заяц).

Рассказ по картине «Лиса с лисятами» или «ежи» Гербова с. 33

 

Практическое употребление притяжательных прилагательных.

1. Звук и буква Ы.

 

2. Звуки и буквы Ы-И.

Счёт от и до заданного числа. Сравнение двух групп предметов. Понятие «больше/меньше на 2». Ориентировка на листе бумаги в клетку (лабиринт). Решение задачи на сложение. «Чей хвост», «Чьё ухо», «Чья морда», «Пары слов» (память), «Нелепицы» (наглядно-образное мышление), «Лабиринт» (внимание), «Придумай загадку» (воображение), «Разрезные картинки» (восприятие)  Познание Социализация Коммуникация Чтение художественной литературы  

Ноябрь IV неделя

Домашние животные   Название детёнышей домашних животных. Определение признаков, по которым животные относятся к домашним. Обобщающее понятие «домашние животные».

Беседа «Зачем нужны домашние животные»

 

Уход за домашними животными. Польза каждого домашнего животного для человека.

 

Употребление в речи целевых конструкций в соответствии с вопросом «зачем»?

Рассказ по картине «Лошадь с жеребёнком».

 

Практическое употребление притяжательных прилагательных

1. Звук и буква М.

 

2. Звуки М-Мь. Буква М.

 

Деформированная фраза.

Прямой, порядковый, обратный счёт. Установление пространственных отношений между предметами: перед, за, между, рядом. Сравнение двух групп предметов. Понятие «больше/меньше на 2». Образование числа 5. Цифра 5. Конструирование из счётных палочек. «Чей хвост», «Чьи уши», «Чья морда», «Чья это мама», «У кого такой детёныш?», «Запомни, повтори» (внимание, память): 4 названия домашних животных в разной последовательности, «Лови мяч» (домашние животные) – внимание, «Сравни предметы: корова и коза, кошка и собака» (словесно-логическое мышление), «Пантомима» (воображение), «Собери по контуру» (восприятие Познание Социализация Коммуникация Труд Физическая культура Чтение художественной литературы Художественное творчество    

Декабрь I неделя

Ранняя зима   Название зимних месяцев. Изменения в природе: день стал короче, чем осенью, солнце греет мало, земля покрывается снегом, а водоёмы – льдом. Часто бывают морозы. Деревья и кусты стоят без листьев; насекомых нет, птиц мало, выпал снег.

Экскурсия в зимний лес.

 

Различение знакомых деревьев и кустарников по веткам, почкам и коре. Красота природы зимой.

Рассказ из личного опыта «Как мы играем на участке».

 

Употребление сложных предлогов из-за, из-под.

Образование сложных слов.

1. Звук и буква С.

 

2. Звуки С-Сь. Буква С.

Счёт от и до заданного числа. Образование числа 5. цифра 5. соотнесение цифры с количеством предметов. Сравнение двух множеств. Понятие «больше/меньше на 2». Решение задач на сложение и вычитание. Сравнение предметов по ширине. «Укрась слово ЗИМА, СНЕГ», «Найди отличия» (внимание), «Пары слов» (память), «Бывает – не бывает» (мышление), «Времена года» (наглядно-образное мышление), «Найди одинаковые снежинки» (внимание, восприятие), «Из каких геометрических фигур составлен предмет?» (восприятие), «Что в верху, что внизу» (ориентировка в пространстве), «Сравни предметы: дерево и куст» (словесно-логическое мышление). Познание Социализация Коммуникация Чтение художественной литературы  

Декабрь II неделя

Зимующие птицы Понятие «зимующие птицы», причины зимовки. Внешние характерные признаки: величина, цвет, оперения, повадки, питание звукоподача, способ передвижения.

Беседа о зимующих птицах.

 

Умение распознавать зимующих птиц по внешнему виду (окраске, размеру, поведению, способу передвижения, издаваемым звукам), подкормка зимующих птиц. Обобщающее понятие «зимующие птицы».

Рассказ по картине «Зимняя столовая».

 

Образование сравнительной степени прилагательных

1. Звук и буква Н.

 

2. Звуки Н-Нь. Буква Н.

 

Деформированная фраза.

Образование числа 5. Решение задач на сложение и вычитание. Деление квадрата на 2, 4 равные части. Ориентировка на листе бумаги (лабиринт). Кого много?», «Назови ласково», «Летает - не летает» (мышление), «Назови, если очень большое», «Да и нет не говорить» (внимание), Сравни предметы: дерево и кустарник, ворона и воробей» (словесно-логическое мышление), «Угадай, кто я» (воображение), «Будь внимателен (зимующие птицы)» (внимание), «Запомни, повтори: 4 названия зимующих птиц в разной последовательности» (внимание, память). Познание Социализация Коммуникация Чтение художественной литературы  

Декабрь III неделя

Одежда Расширение материала старшей группы. Обобщающее понятие Одежда верхняя и нижняя( бельё). Процесс изготовления одежды: ткань – раскрой –шитьё. Профессии людей, участвующих в изготовлении одежды: закройщик, швея, продавец.

Беседа о одежде.

Закреплять знания детей о названиях предметов одежды и их деталей, о назначении одежды в зависимости от времени года; упражнять в образовании относительных прилагательных

Пересказ рассказа «Портниха».

 

Усвоение слов с противоположным значением.

1. Звук и буква З.

 

2. Звуки З-Зь. Буква З.

 

Составление предложений с данным словом.

Счёт от и до заданного числа. Сравнение двух чисел. Понятие «больше/меньше на 1,2». Сходство и отличие квадрата и треугольника. Решение задач на сложение и вычитание, запись арифметическим действием. «Представь, будто…(вдеть нитку в иголку)» - воображение, «Скажи наоборот», «Кому это нужно для работы?», «Я положил в мешок…(одежда)» - память, «4-й лишний» (мышление), «Заплатки» (внимание), «Найди отличия» (внимание), «Одень куклу» (восприятие), «Незаконченный рисунок» (воображение) «Классификация одежды» Познание Труд Социализация Коммуникация Чтение художественной литературы  

Декабрь IV неделя

Новый год   Отличительные признаки этого праздника, его значение.

Беседа «Как мы готовимся к Новому году».

 

Усвоение простых случаев переносного значения слов: «вьюга злится», «ветер воет», «лес уснул».

Придумывание конца сказки «Новый год у зверей».

 

Закрепление навыков употребления предложений с однородными подлежащими.

1. Звуки С-З.

 

2. Звуки С-З. Буквы С-З.

 

Составление предложений с данным словом.

Образование числа 6. Цифра 6. Соотнесение количества предметов с цифрой. Воспроизведение множества, в котором на 1-2 предмета больше/меньше, чем в другом. Решение задач на сложение и вычитание, запись решения арифметическим действием. «Угадай, кто я (Дед Мороз)» - воображение, «Укрась слово ЁЛКА, ПРАЗДНИК», «Найди отличия» (внимание), «Лабиринт» (внимание), «Придумай сказку» (воображение), «Нарисуй бусы» (восприятие), «Я положил в мешок…» (память), «Сравни предметы: ёлка и сосна» (мышление). Познание Коммуникация Социализация    

Январь III неделя

Животные Севера

Понятие «Север» (показать на карте и глобусе)

Название распространенных животных: белый медведь, олень, тюлень, морж, полярная сова, полярный волк, песец.

Характерные особенности внешнего вида: светлая, густая, тёплая шерсть; толстый слой жира под кожей; могут плавать в холодной воде.

Рассказ о жителях, животных Севера.

 

Жизнь в определённых условиях природы и приспособленность к ним людей и животных. Названия животных Севера, различение по окраске, форме, размеру.

Рассказ по картине «Дети Севера»

 

Употребление причинных конструкций в соответствии с вопросом «Почему?». Многозначность слов: снег идёт, человек идёт, часы идут».

1. Звуки С-З.   2. Звук и буква Ц.   Деформированная фраза. Образование числа 6. Цифра 6. Составление (по наглядному действию) и решение задач. Сопоставление предметов по длине. Порядковый счёт. «Укрась слово СНЕГ», «Скажи по-другому» (синонимы), «Про что, кого можно сказать идёт, идут» (многозначность слов), «Пары слов» (память), «Сравни предметы: белый и бурый медведи» (словесно-логическое мышление), «Представь, будто…» (воображение), «Животные Севера» (внимание), «Разрезные картинки» (восприятие) Какие животные спрятались» (наложенные изображения) Познание Социализация Коммуникация Здоровье  

Январь IV неделя

Животные жарких стран.

Понятие «жаркие страны» (Африка, Австралия, Индия).

Названия распространённых животных: жираф, носорог, бегемот, слон, кенгуру, обезьяны, зебра.

Особенности внешнего вида

(величина, окрас, части тела).

Повадки, образ жизни, названия детёнышей.

Рассказ о животных. Просмотреть иллюстрации.

 

Знакомство с приспособленностью животных к жизни в природных условиях жарких стран.

Составление рассказа «В пустыне»

 

Усвоение слов, близких по значению (дом-жилище, идёт-передвигается, корм-еда, проворная-ловкая, смелая-храбрая). Согласование существительных с числительными, прилагательных с числительными (4 ловкие обезьяны).

1. Звук и буква Ц.   2. Звуки С-Ц. Образование числа 6. Решение задачи в стихотворной форме. Запись решения арифметическим действием. Сравнение смежных чисел. Группировка геометрических фигур по разным признакам (цвет, размер, форма). Конструирование из счётных палочек. «Четвёртый лишний» (мышление) «Разложи по группам» «Перепутанные картинки»(Зверятки играют в прятки в прятки)» «Чей хвост» «Запомни и назови» (картинки, слова) «Дополни ряд» (назови тех, кого я не назвала» «Кому что нужно» (питание) «Найди пару» (взрослое животное – детёныши) «Назови наоборот» (ряд животных в обратном порядке) Познание Социализация Коммуникация Труд    

Январь/февраль

Зима (деревья, птицы).

 

 

1. Звуки С-Ц.   2. Звуки С-З-Ц. Образование числа 6. решение задач в стихотворной форме. Запись решения арифметическим действием. Счёт от и до заданного числа. Счёт звуков и соотнесение количества звуков с цифрой (до 6), сопоставление предметов по ширине. Порядковый счёт. Кому что нужно для работы», «Укрась слово …», «Я положил в мешок… » (память), «Найди отличия» (внимание), «Прогулка в картинках» (внимание, память), «4-й лишний» (мышление), «Бывает - не бывает» (мышление), «Представь, будто…» (воображение Познание Социализация Коммуникация Чтение художественной литературы  

Февраль I неделя

Строительные профессии.

Понятие «профессия, работа»

Знакомство с профессиями:

каменщик, крановщик, экскаваторщик, маляр, штукатур, электрик, слесарь и действия связанные с ними.

 

Экскурсия на стройку. Беседа о стройке

 и строительных профессиях.

 

Пересказ фрагментов стихотворного текста В. Маяковского «Кем быть?»

1. Звуки Б-Бь. Буква Б.   2. Звуки Б-Бь. Буква Б.   Деформированная фраза. Образование числа 7. цифра 7. конструирование из счётных палочек (головоломка). Воспроизведение количества движений на больше/меньше. «Кому это нужно для работы?», «Чего много?» (Р.п. сущес-х), «Что произойдёт» (воображение), «Я – фотоаппарат» (память), «Чей, чья, чьё» (притяжательные прилагательные), «Глухой телефон» (слуховое внимание), «Использование предметов – лист бумаги» (мышление). «Назови профессию и запомни её»(память) Познание Труд Коммуникация Социализация Физическая культура  

Февраль II неделя

Профессии.

Общественные здания в (магазин, почта, аптека, библиотека, школа, кинотеатры).

Правила поведения в общественных местах. Введение в самостоятельную речь названий профессии людей, работающих в этих учреждениях (продавец, почтальон, провизор, учитель, библиотекарь, билетёр)

Общественные здания Экскурсия в магазин

 

Словарь: магазин (продуктовый,промтоварный, книжный, хлебный), продавец, кассир, покупатель, прилавок, чеки

Пересказ

Рассказа

Л.Толстого

«Белка прыгала с ветки на ветку».

 

Самостоятельное использование предлогов для обозначения совместности действия пространственного расположения (за, около, в, у, рядом, с).

1. Звуки Б-П.   Составление предложений с данным словом.   2. Звуки Д-Дь. Буква Д. Образование числа 7. Соотнесение количества предметов с цифрой. Сопоставление предметов по высоте. Порядковый счёт. Составление задач по карточкам. Запись решения арифметическим действием. «Скажи наоборот», «Закончи предложение», «Будь внимателен» (внимание), «Пантомима» (воображение), «Сравни предметы: лиса и волк» (словесно-логическое мышление), «4-й лишний» (мышление), «Составь машину из геометрических фигур» (восприятие). «Письмо» (графические навыки), «Использование предметов «(лопата)(воображение)»Какой бывает дом?(относительные прилагательные) Познание Коммуникация Социализация Чтение художественной литературы  

Февраль III неделя

Февраль IV неделя

Мебель

 

Закрепление обобщающего понятия «мебель». Части мебели, кем изготавливается мебель.

Свойства дерева.

 

Закрепление знания о различных свойствах предметов, сделанных из дерева.

Пересказ рассказа «Почему Саша опоздал в школу».

 

Употребление сложных предлогов из-за, из-под.

1. Звук и буква Г.   2. Звуки Г-Гь.   Составление предложений по картинкам, деление на слова. Состав числа 7. уменьшение числа на 1 (предыдущее число). Составление задач по карточкам. Сходство и отличие квадрата и прямоугольника. «Какой, какая, какие», «Запомни, повтори: 4 названия мебели в разной последовательности» (внимание, память), «Сравни предметы стол и стул» (словесно-логическое мышление), «4-й лишний» (мышление), «Я положил в мешок (мебель)» (память), «Части суток» (восприятие). Познание Чтение художественной литературы Физическая культура Социализация      

Март I неделя

Труд женщин

 

Воспитание уважения к труду женщин.

Беседа «Мамы всякие нужны».

 

Подбор однородных сказуемых (мама стирает, гладит, готовит, заботится, шьёт, жалеет,… Бабушка вяжет, работает, выращивает)

Рассказ «Подарок для мамы».

 

Усвоение переносного значения слов (золотые руки, золотое сердце).

1. Звуки Г-Х.   2. Звук и буква Ш. Образование числа 8. цифра 8. деление прямоугольника на 2, 4 равные части. Задача на внимание. Составление (на наглядном материале) задач. Запись решения арифметическим действием. «Укрась слово МАМА, БАБУШКА», «Подбери слово-действие: мама (что делает?), бабушка (что сделает?)», «Назови ласково» (словообразование), «Сравни: мама и бабушка» (словесно-логическое мышление), «Подарок мама» (воображение), «Повтори фразы» (память), «Лабиринт» (внимание), «Фартук для мамы (из геометрических фигур)» (восприятие). Познание Социализация Труд Коммуникация Физическая культура      

Март II неделя

 

Труд женщин

 

Виды труда, распространенные в нашем городе. Введение в самостоятельную речь названий профессий и действий, связанных с ними.

Экскурсия в магазин

 

Словарь: магазин (продуктовый промтоварный, книжный, хлебный), продавец, кассир, покупатель, прилавок, чеки.

Составление рассказа «Как мы ходили в магазин»

1. Звуки С-Ш.   2. Звуки С-Ш   Составление предложений по данным картинкам. Состав числа 8. соотнесение количества предметов с цифрой. Части суток уменьшение и увеличение числа на единицу. Составление задач с заданным числом.   «Кому что нужно для работы», «Укрась слово МАГАЗИН», «Я положил в мешок…» (продукты)» (память), «Найди отличия» (внимание) «Прогулка в картинках» (внимание, память), «4-й лишний» (мышление), «Бывает-не бывает» (мышление), «Представь, будто…» (воображение) Познание Труд Социализация Коммуникация Чтение художественной литературы  

Март III неделя

Наш край

 

Знакомство детей с живой и неживой природой родного края. Развитие у детей наблюдательности, привлечение

внимания к красоте родного края (Уральские горы, озёра, леса).

Беседа об Урале.

Знакомство с предприятия-

ми нашего края (Каслинский завод литья, Златоустовская гравюра, завод «Маяк»), с тем, какую продукцию они выпускают.

Пересказ р.н.сказки «Лиса и козёл».

Закрепление навыка связного, по-

следовательного, выразительного пересказа литературных произведений, умение передавать диалог действующих лиц, характеристику персонажей.

1. Звук буква Л.   2. Звуки Л-Ль. Буква Л. Состав числа 8. Дни недели. Уменьшение и увеличение числа на 1. Ориентировка на листе бумаги в клетку. Составление задач с заданным числом., запись решения арифметическим действием. «Что произойдет, если…» (воображение), «Пары слов» (смысловая память), «Бывает-не бывает» (мышление), «Использование предмета» (газета), (мышление, воображение), «Кто впереди, кто сзади» (пространственная ориентировка), «Части суток» (восприятие), «Точки» (объём внимания). Познание Социализация Труд Художественное творчество Чтение художественной литературы Коммуникация    

Март IV неделя

Ранняя весна

 

Увеличение продолжительности дня, потепление, появление проталин, освобождение рек ото льда. Последующие изменения: набухание почек, появление листьев, цветение ряда деревьев, первые весенние цветы. Возвращение перелётных птиц. Название весенних месяцев.

Экскурсия в лес. Чтение «Уж тает снег» Плещеев.

 

Уметь различать некоторые деревья по стволу. Знать строение дерева, отличие дерева от кустарника.

 

Подбор однородных определений (весна ранняя, тёплая, дождливая)

Конкурс стихов, загадок, песенок о весне.

 

Употребление простых и сложных предложений со значением противопоставления (а, но). (Зимой деревья голые, а весной появляются почки. Осенью перелётные птицы улетают на юг, а весной – возвращаются).

1. Звук и буква Ж.   2. Звуки Ш-Ж.   Составление предложений с данным словом. Состав числа 8. понятие «На 1 - 2 больше/ меньше». Конструирование из счётных палочек. Сходство и отличие круга и овала. Составление (без наглядного материала) задач и запись решения арифметическим действием. «Скажи наоборот», «Укрась слово ВЕСНА», «Кого много (перелётные птицы)», «Чего много (деревья)», «Закончи предложение», «Исправь ошибку» (внимание), «Будь внимателен (перелётные птицы)» (внимание), «Бывает – не бывает» (мышление), «Пантомима» (воображение), «Разложи по порядку» (восприятие).  Познание Социализация Чтение художественной литературы Коммуникация Музыка    

Повторение пройденных тем

  Апрель II неделя

Космос

 

12 апреля – День космонавтики. Ю.А. Гагарин – первый космонавт.

Беседа о космосе.

 

Словарь: космос, космонавт, полёт, планета Земля, ракета.

Составление рассказа по картине «Космонавты» с. 19 (Все работы хороши)

 

Усвоение слов с противоположным значением.

1. Звуки С-З-Ш-Ж.

 

2. Звуки Ф, Фь.

Буква Ф.

Образование числа 9. цифра 9. составление (с опорой на наглядность) задач с заданными числами, запись решения арифметическим действием. Счёт звуков и нахождение числа большего на 1, 2) «Скажи наоборот», «Сравни предметы: ракета и самолёт» (словесно-логическое мышление), «Разрезные картинка» (восприятие), «Повтори фразы» (смысловая память), «Построй ракету из геометрических фигур» (восприятие), «Что произойдёт, если все научатся летать» (воображение), «Найди одинаковые ракеты» (внимание).

Познание

Социализация

Коммуникация

Труд

Чтение художественной литературы

                           
Апрель II неделя Космос   12 апреля – День космонавтики. Ю.А. Гагарин – первый космонавт. Беседа о космосе.   Словарь: космос, космонавт, полёт, планета Земля, ракета. Составление рассказа по картине «Космонавты» с. 19(Все работы хороши)   Усвоение слов с противоположным значением. 3. Звуки Ш-Ж. Буквы Ш-Ж   4. Звуки З-Ж. Образование числа 9. цифра 9. составление (с опорой на наглядность) задач с заданными числами, запись решения арифметическим действием. Счёт звуков и нахождение числа большего на 1, 2) «Скажи наоборот», «Сравни предметы: ракета и самолёт» (словесно-логическое мышление), «Разрезные картинка» (восприятие), «Повтори фразы» (смысловая память), «Построй ракету из геометрических фигур» (восприятие), «Что произойдёт, если все научатся летать» (воображение), «Найди одинаковые ракеты» (внимание). Познание Социализация Коммуникация Труд Чтение художественной литературы
Апрель III неделя Домашние птицы. Обобщающее понятие «домашние птицы». Семейство уток, гусей, индюков, названия птиц в семье. Характерные особенности внешнего вида птиц. Особенности образа жизни. Польза для человека. Беседа домашние птицы. Правильное употребление множественного числа существительных в различных падежах. Учить образовывать притяжательные прилагательные. Драматизация сказки «Петушок и бобовое зёрнышко». Толкование смысла пословицы: «Как с гуся вода»  Правильное употребление множественного числа существительных в различных падежах. 1. Звуки С-Ш-Ж-З.   2. Звуки С-Ш-Ж-З Состав числа 9. Соотнесение количества предметов с цифрой. Составление задач с заданным числом, запись решения арифметическим действием. Конструирование из геометрических фигур. «Укрась слово ГУСЬ», «Сравни утка и селезень» (словесно-логическое мышление), «Пары слов» (память), «Незаконченный рисунок» (воображение), «Кто спрятался» (внимание), «Кто где?» (пространственная ориентировка), «Лабиринт» (внимание) «Птичья столовая» (с провокациями) «Плавает – не плавает» Познание Социализация Коммуникация Труд Чтение художественной литературы
Апрель IV неделя Бытовые приборы. Понятие «электро- приборы» (холодильник, утюг, телевизор, пылесос, магнитофон компьютер, стиральная машина.) Назначение (домашние «помощники»), части. Дифференциация с мебелью. Общий принцип действия электроприборов: включаются в розетку, ток поступает по шнуру в прибор. Бытовые приборы в нашем доме. Правила обращения с электроприборами. Заучивание загадок по теме. Работа с деформированными фразами (бельё было грязное, потому что его постирали). 1. Звук и буква Р.   2. Звуки Р-Рь. Буква Р.   Деформированная фраза. Образование числа 10. цифра 10. составление задач с заданными числами, запись решения арифметическим действием. Деление парами, конструирование из геометрических фигур. «Перепутанные картинки», «Четвёртый лишний», «Подбери пару», «Дорисуй», Продолжи ряд», Запомни в тексте», «Опасные ситуации» (какая ошибка была допущена), «Сравни действия» (выявление тонкостей значения слов: варить – подогревать, мыть – стирать, чистить – пылесосить, мыть – протирать)   Познание Социализация Коммуникация Труд Чтение художественной литературы
Май I неделя Насекомые Обобщающее понятие «насекомые» Названия распространён ных насекомых: комар, муха, пчела, паук, стрекоза, бабочка, жуки, гусеницы, муравьи. Особенности внешнего вида. Польза насекомых для природы, человека. Насекомые Закреплять знания о внешнем строении тела насекомых, названии отдельных частей тела (головка, брюшко, крылья, ножки,), пользе (вреде) насекомых для людей и растений; упражнять в сравнении насекомых. Пересказ рассказа К. Д. Ушинского «Майский жук». или Составление описательных и сравнительных рассказов. 1. Звуки Р-Л.   2. Звуки Р-Л.   Составление предложений с данным словом. Состав числа 10. счёт звуков и нахождение числа на 1(2) меньшего. Логическая задача на поиск недостающей фигуры. Сходство и отличие геометрических фигур. «Разложи по группам» (вредные – полезные, летающие – ползающие), «Сравни насекомых», «Запомни ряд» (развитие зрительной и слуховой памяти), «Подбери пару к слову» (мёд – пчела, цветок – бабочка_ - развитие смысловой памяти, Кто без чего». Познание Социализация Коммуникация Труд Чтение художественной литературы
Май II неделя День Победы   9 мая – День Победы – героизм в тылу и на фронте во время войны. Введение в речь слов, обозначающих моральные качества людей, оценки их поступков (смелый, храбрый, смекалистый, умный) Рассказ о Дне Победы. Встреча с ветеранами. Поход к Вечному огню. Возложение цветов. 1. Звуки Р-Рь – Л-Ль.   2. Звуки Р-Рь – Л-Ль Состав числа 10. задача на смекалку (перестроение фигур, составленных из палочек). Составление (без наглядности) и решение задач на сложение и вычитание, запись решения арифметическим действием. «Да и нет, не говорить» (внимание), «Пары слов» (память), «Бывает – не бывает» (мышление), «Пантомима» (воображение), «Где предмет» (пространственная ориентировка), «Цифровая таблица» (внимание), «Использование предметов (консервная банка)» (воображение), «Лабиринт» (устойчивость внимания). Познание Социализация Коммуникация Труд Чтение художественной литературы
Май III неделя

Повторение пройденных тем

 

 

Май IV неделя

 

Мониторинг

 

 

июнь I неделя Солнечная
июнь IIнеделя Цветочная
июнь III неделя Витаминно-ягодная
июнь IV неделя Походно-пешеходная
июль I неделя Водная
июль II неделя Лесная
июль III неделя Витаминно-фруктовая
июль IV неделя Туристическая
август I неделя Воздушная
август II неделя Зоологическая
август III неделя Витаминно-овощная
август IV неделя Круизная

Образовательная область «Познавательное развитие»

1.1

Дидактические игры

1.2.1 Деньки-недельки – игра – лото. Серия «Забавы в картинках». шт. 1   1.2.2 Всё для счёта – демонстрационный материал по математике. Серия «Радуга». шт. 1   1.2.3 Сравни и подбери – Игра для детей. Серия «Развиваем, играя». шт. 1   1.2.4 Геометрические формы. Развивающая игра. Серия «Играя, учись». шт. 1   1.2.5 Весёлая числа - игра для детей. Серия «Радуга». шт. 1   1.2.6 Математическое лото - Игра для детей. Серия «Весна». шт. 1   1.2.7 День рождения – обучающие карточки. «Издательство» У- Фактория». шт. 1   1.2.8 Найди пару – обучающие карточки. «Издательство» У- Фактория». шт. 1   1.2.9 Жил-был Кружочек – обучающие карточки. «Издательство» У- Фактория». шт. 1   1.3

Счёт

1.3.1 Карточки с изображением предметов (1 – 10) шт. 10   1.3.2 Карточки с цифрами шт. 10   1.3.3 Цифровые домики шт. 9   1.3.4

Раздаточный материал

1.3.5 Плоские мелкие предметы (яблоки, груши, и т.д.) шт. 100   1.3.6 Плоские геометрические фигуры шт. 50   1.3.7 Карточки с двумя узкими полосками шт. 11   1.3.8 Наборы цифр (1 – 10) набор 11   1.3.9 Числовые карточки (1 – 10) шт. 20   1.3.10 Карточки с изображением предметов (1 – 10) шт. 10   1.3.11 Счетные палочки короб 10   1.4

Величина

1.4.1  Полоски, возрастающей длины (10) набор 11   1.4.2 Полоски, возрастающей ширины (10) набор 1   1.5

Форма

1.5.1 Крупные геометрические фигуры шт. 6   1.6

Временные представления

1.6.1 Тематические картины о частях суток шт. 4   1.6.2 Тематические картины о временах года шт. 4   1.7

Образовательная область «Речевое развитие»

2.1

Развитие речи

2.1.1 «Кто спрятался за деревом? - игра для детей. шт. 1   2.1.2 Дикие и домашние животные - игра для детей. Авторская. шт. 1   2.1.3 Деревенский дворик. Серия «Забавы в картинках» шт. 1   2.1.4 Демонстрационный материал. Для занятий в группах. шт. 1   2.1.5 Знаю все профессии – развивающая игра для детей. Серия весна. шт. 1   2.1.6 «Птичий домик – игра для детей. шт. 1   2.1.7 Где, что находится - игра для детей. шт. 1   2.1.8 Весёлая пчёлка – игра для детей. шт. 1   2.1.9 Про что сочинили – игра для детей. шт. 1   2.1.10 Противоположности – развивающая игра. Серия Весна». шт. 1   2.1.11 Подходит – не подходит – ига – лото на антонимы. Серия «Забавы в картинках». шт. 1   2.1.12 Слова наоборот – игра – лото на антонимы. Серия «Забавы в картинках». шт. 1   2.1.13 Рассказы по рисункам. Раздаточный материал. Наглядное пособие. шт. 1   2.1.14 Предметные картинки по изучаемым лексическим темам, сюжетные картинки. шт. 1   2.1.15 «Алгоритм» описания игрушки, овоща, фрукта, животного и др. шт. 1   2.1.16 Комплект предметных картинок для сопровождения проведения артикуляционной и мимической гимнастики. альбом 1   2.1.17 Дыхательные тренажёры; шт. 3   2.1.18 Логопедический альбом для обследования речевой деятельности. шт. 1   2.1.19 Предметные и сюжетные картинки для автоматизации и дифференциации свистящих, шипящих, аффрикат, йотированных и сонорных звуков. папка 1   2.1.20 Тексты для пересказов папка 1   2.2

Обучение грамоте

2.2.1 Азбука – обучающая игра. Серия trefl. шт. 1   2.2.2 Удивительные приключения в стране мультипликация. Серия Astrel. шт. 1   2.2.3 Поющий домик – игра для детей. шт. 1   2.2.4 Раздаточный материал и материал для фронтальной работы по формированию навыков звукового и слогового анализа и синтеза. набор 11   III

Психические процессы

3.1

Внимание

3.1.1 Соколова Ю. «Внимание» - М., 2005. шт. 1   3.2

Восприятие

3.2.1 Цвет и форма – игра для детей. Серия «Радуга». шт. 1   3.2.2 Разрезные картинки - игра для детей. Из интернета. шт. 1   3.2.3 Геометрические мозаика - игра для детей. Самодельная игра. шт. 1   3.2.4 Весёлый поезд. Обучающие карточки для детей. ООО «Издательство «У- Фактория». шт. 1   3.2.5 Картинки- вкладки - игра для детей.   шт. 1   3.2.6 Пазлы цыплёнок (15 частей) 130 х 180- игра для детей. шт. 1   3.2.7 Мозаика пластмассовая. шт. 1   3.2.8 Кот и мыши - игра для детей. шт. 1   3.2.9 Направо - налево – развивающая игра-лото. Серия «Весна». шт. 1   3.2.10 Букет для мамы – обучающие игры для детей. «Издательство» У- Фактория» шт. 1   3.2.11 Цветные шнурки – игра для детей.   шт. 1   3.2.12 Весёлый пасьянс – развивающая игра. Серия «Весна». шт. 1   IV

I. Пояснительная записка

Актуальность программы

Современное образование предусматривает комплексное, всестороннее обновление всех областей образовательной системы в соответствии с требованиями к обучению. Эти изменения касаются вопросов организации образовательной деятельности, технологий и содержания. Одной из ведущих линий образования является достижение нового современного качества дошкольного образования. Это вызывает необходимость разработки современных коррекционно-образовательных технологий, обновления содержания работы групп компенсирующей направленности для детей с ЗПР.

Теоретические основы

Программа составлена в соответствии со следующими нормативными документами:

- Закона Российской Федерации «Об образовании» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. 

- Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования, утвержденных приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 № 1155

- Конвенции о правах ребёнка (ратифицированной Верховным Советом Союза ССР от 13 июля 1990 г.)

- Закона РФ «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ» № 124-ФЗ от 27.07.1998 г.

- Приказа Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 года №1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам дошкольного образования»

- Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (ред. от 10 марта 2009 г. № 216)

- Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.1.3049-13 от 15 мая 2013 года, утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ № 26

-Устава МБДОУ ДС № 43

- Концепция дошкольного образования (одобренной решением коллегии Государственного комитета СССР по народному образованию 16.06.89 № 7/1)

- Семейного кодекса Российской Федерации

Специфика содержания программы

        Данная рабочая программа предназначена для работы с детьми дошкольного возраста в подготовительной к школе группе с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) VII вида, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ

вне специальных условий обучения и воспитания, то есть, это дети, имеющие временные отклонения в психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания. Реализация данной программы способствует относительному выравниванию в соответствии с возрастными требованиями психических процессов детей. Коррекционно-педагогическое воздействие направлено на преодоление и предупреждение вторичных нарушений развития, а также на формирование определенного круга знаний и умений, необходимых для успешной подготовки детей к обучению в общеобразовательной школе.

Основной базой рабочей программы являются: Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования детей с задержкой психического развития Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад компенсирующего вида № 43

 

1.3 Возрастные и индивидуальные особенности детей, особенности образовательного учреждения

У детей с 6 лет с задержкой психического развития значительное отставание и своеобразие обнаруживается в развитии мыслительной деятельности. Это выражается в несформированности таких операций, как анализ, синтез, в неумении выделять существенные признаки предметов и делать обобщение, наблюдается низкий уровень развития абстрактного мышления. Анализ объектов отличается у детей с 6 лет с задержкой психического развития меньшей полнотой и недостаточной тонкостью. В результате этого они выделяют в изображении почти вдвое меньше признаков, чем их нормально развивающиеся сверстники. Деятельность детей при анализе признаков ведется чаще всего хаотично, без плана. Подобная картина обнаруживается при обобщении. Умение мысленно сравнивать предметы или явления и выделять в них общий признак является одним из существенных условий овладения понятиями в процессе обучения. Недостаточный уровень сформированности операции обобщения у детей с задержкой психического развития отчетливо проявляется при выполнении заданий на группировку предметов по родовой принадлежности. Адекватное выполнение таких заданий предполагает, прежде всего, наличие необходимого запаса родовых понятий таких, как «мебель», «посуда», «растения», «животные» и т.д. Дети с 6 лет этой категории могут правильно воспроизвести в среднем лишь половину необходимых понятий. Это относится не только к родовым, но и видовым понятиям. Иногда это бывает связано с недостаточным личным опытом ребенка и бедностью его представлений о предметах и явлениях окружающей действительности. Большинство детей с 6 лет с задержкой психического развития достаточно хорошо владеют элементарными формами классификации. Распределение по группам простых геометрических фигур на основе выделения одного из признаков (цвета или формы) не представляет для них трудностей. При классификации сложного геометрического материала и классификации по двум признакам продуктивность выполнения работы несколько снижается. Основная трудность заключается в том, что дети не могут мысленно осуществить операцию совмещения двух признаков. Однако они оказываются в состоянии выполнить задание, если им предоставляется возможность практически действовать с объектами классификации.

Нарушение речевого развития детей с 6 лет с задержкой психического развития носит системный характер и входит в структуру дефекта. Для этих детей характерны бедность и неточность словаря, недостаточная дифференцированность слов по их семантике, повторы одних и тех же слов, неадекватное их использование. Низкий уровень владения морфемным составом слова приводит к неумению распознавать его семантику по значимым словообразовательным компонентам. Дети с 6 лет с задержкой психического развития имеют различные недостатки речевого развития, помимо нарушений звуковой стороны речи наблюдаются отклонения в ее лексико-грамматическом оформлении. Для речи рассматриваемой категории дошкольников характерны: ограниченный круг используемых частей речи (в основном существительные, глаголы, личные местоимения), затруднения в словообразовании. При усложнении синтаксической конструкции в речи детей с 6 летнего возраста с задержкой психического развития проявляются аграмматизмы, особенно в согласованиях косвенных падежей существительных с прилагательными и местоимениями. Ряд нарушений наблюдается и в процессе формирования чувства языка. У детей с задержкой психического развития с 6 лет период словотворчества наступает позже и продолжается дольше, чем в норме. К концу дошкольного возраста у детей этой группы может наблюдаться «взрыв» словотворчества, однако употребление неологизмов отличается рядом особенностей. Например, для образования слов одной и той же грамматической категории может быть использован один и тот же словообразовательный аффикс. В отличие от нормы, когда неправильность неологизма осознается самим ребенком, дети с 6 лет с задержкой психического развития в большинстве случаев определяют образованное ими слово как правильное. При по парном сравнении грамматически верно и неверно оформленных предложений многие дети воспринимают их как правильные, меньшинство считают, что одно из этих предложений неправильное, но не могут указать, какое. Нарушения становления словообразовательных процессов у детей данной группы обусловлены более поздним, по сравнению с нормой, формированием обобщенных классов слов с выраженными трудностями их дифференциации.

В 6 летнем возрасте дети с задержкой психического развития не умеют самостоятельно пересказать прослушанный текст, составить рассказ по сюжетной картинке, дать описание предмета. При составлении устных сочинений наблюдается быстрое соскальзывание с заданной темы на другую, более знакомую и легкую; привнесение в рассказ побочных ассоциаций и инертных стереотипов; частое повторение одних и тех же слов и фраз; постоянное возвращение к высказанной мысли. Сложноподчиненные предложения, которые составляют дети этой группы, настолько пространны, что иногда у слушающего создается впечатление, что ребенок, начав говорить, не может остановиться. Все это является результатом затруднений в планировании и развертывании речевого сообщения.

Внимание дошкольников с 6  лет с задержкой психического развития характеризуется повышенной отвлекаемостью, недостаточной концентрированностью на объекте. Детям свойственна пониженная работоспособность и неустойчивость внимания имеют разные формы индивидуального проявления. У одних дошкольников максимальная концентрация внимания и наиболее высокая работоспособность обнаруживаются в начале выполнения задания, а по мере продолжения работы эти факторы неуклонно снижаются; у других детей сосредоточение внимания наступает после того, как они приступят к деятельности; у третьих отмечаются периодические колебания внимания. У большинства дошкольников данной категории внимание неустойчивое - быстро фиксируется и быстро переключается. Такие дети способны к усвоению только малого объема информации. Меньшую группу составляют дети с пассивным вниманием: медленно сосредоточиваются и также медленно переключаются на другую работу. Снижение способности распределять и концентрировать внимание особенно проявляется в условиях, когда выполнение задания осуществляется при наличии одновременно действующих речевых раздражителей, имеющих для детей с задержкой психического развития значительное смысловое и эмоциональное содержание. Посторонние раздражители вызывают значительное замедление выполняемой деятельности детей с 6 лет с задержкой психического развития и увеличивают количество ошибок.

У всех дошкольников седьмого года жизни с задержкой психического развития наблюдаются недостатки памяти, причем они касаются всех видов запоминания: непроизвольного и произвольного, кратковременного и долговременного. В первую очередь, у детей ограничен объем памяти и снижена прочность запоминания. Эти особенности влияют на запоминание как наглядного, так и (особенно) словесного материала. Очень важную роль играет непроизвольная память ребенка. Дети с задержкой психического развития запоминают хуже нормально развивающихся дошкольников, которые моложе их на два - три года. Одна из основных причин недостаточного уровня развития непроизвольной памяти у детей с задержкой психического развития — их низкая познавательная активность. Дошкольникам седьмого года жизни с задержкой психического развития свойственны импульсивность, расторможенность, повышенная двигательная активность или, наоборот, вялость, медлительность, которые обычно сохраняются при воспроизведении заученного материала. Назвав несколько запомнившихся слов или картинок, они считают свою задачу выполненной и не предпринимают попыток вспомнить больше. После дополнительного стимулирования со стороны взрослого большинство детей рассматриваемой категории воспроизводят дополнительно некоторое количество материала, что свидетельствует о том, что сами они не до конца реализуют возможности своей памяти. Дети с задержкой психического развития обнаруживают более низкие результаты при запоминании связного текста, цифр, наборов слов и предметных картинок. Недостатки произвольной памяти у детей с задержкой психического развития проявляются не только в снижении объема памяти, но и в ее недостаточной точности.

У многих детей с 6 лет с задержкой психического развития наблюдаются трудности с восприятием учебного материала. Об этом свидетельствует, прежде всего, недостаточность, ограниченность, фрагментарность знаний ребенка об окружающем мире. Это обусловлено тем, что его восприятие неполноценно, вследствие этого не получает достаточной информации об окружающем мире. Скорость восприятия у дошкольников с задержкой психического развития становится заметно ниже той, что считается нормальной для данного возраста, фактически при любом отклонении от оптимальных условий. Дети рассматриваемой категории испытывают затруднения при необходимости узнать предметы на контурных или схематических изображениях, особенно если те перечеркнуты или перекрывают друг друга. Дошкольники с 6 лет с задержкой психического развития не всегда узнают и часто смешивают сходные по начертанию буквы или их отдельные элементы, ошибочно воспринимают сочетания букв.

Недостатки слухового восприятия у дошкольников седьмого года жизни с задержкой психического развития проявляются в фонематических нарушениях. Такие дети плохо дифференцируют глухие и звонкие согласные, с трудом выделяют звуки и последовательность звуков в словах со сложной слоговой структурой. Им трудно вычленить слово из предложения, предложение из текста.

Особенно следует отметить недостатки пространственного восприятия у детей с 6 лет с задержкой психического развития (например, направления или расположения отдельных элементов в сложном изображении). Пространственное восприятие формируется в процессе сложного взаимодействия зрения, двигательного анализатора и осязания. Это взаимодействие складывается у детей с задержкой психического развития с запозданием и долгое время оказывается неполноценным. Недостатки данного вида восприятия затрудняют обучение чтению и письму, где очень важно различать расположение элементов. Узость пространственного восприятия проявляется в выполнении задания не до конца.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад компенсирующего вида № 43» является звеном муниципальной системы образования города Озёрска, Челябинской области, обеспечивающим помощь семье в воспитании детей дошкольного возраста, оздоровлении и коррекции недостатков в развитии детей, в охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей детей. Предназначение МБДОУ ДС №43 определяется его местом в муниципальной системе образования: это дошкольное образовательное учреждение, обеспечивающее право ребёнка на коррекцию имеющихся недостатков в физическом, интеллектуальном развитии. Вся работа проводится с учётом обеспечения права семьи на оказание ей помощи в воспитании и образовании детей дошкольного возраста на основе реализации Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования и приоритетных направлений образовательной деятельности дошкольного учреждения.

 

Дата: 2018-11-18, просмотров: 281.