Программа, согласно федеральному государственному образовательному стандарту, ставит перед собой следующие цели и задачи.
Основная цель рабочей программы – создание условий для развития эмоционального, социального и интеллектуального потенциала ребёнка и формирование его позитивных личностных качеств.
Задачи:
1.Осуществление диагностики, определение путей профилактики и координации психических нарушений. Подбор, систематизация и совершенствование приемов и методов работы учителя- дефектолога в соответствии с программным содержанием.
2.Формирование определенного запаса представлений формирования целостной картины мира, фонда знаний, умений, навыков, предусмотренных стандартом дошкольного образования.
3.Развитие навыков звукового анализа (специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова).
4. Формирование способности к целостному смысловому высказыванию.
5. Всестороннее развитие всех психических процессов с учетом возможностей, потребностей и интересов дошкольников.
6.Формирование элементарных математических представлений, формировать количественные, пространственные и временные представления у дошкольников с ЗПР; приобщать детей к математическому материалу, развивать воображение, интеллект, эмоциональную сферу ребёнка.
Коррекционные задачи, направленные на формирование психических процессов детей с задержкой психического развития:
Коррекция внимания
-Развивать умение концентрировать внимание (степень сосредоточенности внимания на объекте).
-Развивать устойчивость внимания (длительное сосредоточение внимания на объекте).
-Развивать умение переключать внимание (намеренный, осознанный перенос внимания с одного объекта на другой).
-Развивать умение распределять внимание (возможность удерживать в сфере внимания одновременно несколько объектов).
-Увеличивать объем внимания (количество объектов, которые могут быть охвачены вниманием ребенка одновременно).
-Формировать целенаправленное внимание (направленность в соответствии с поставленной задачей).
-Развивать произвольное внимание (требует волевых усилий).
-Активизировать и развивать зрительное и слуховое внимание.
Коррекция памяти
-Развивать двигательную, вербальную, образную, словесно – логическую память.
-Работать над усвоением знаний при помощи произвольного, сознательного запоминания.
-Развивать скорость, полноту, точность воспроизведения.
-Развивать прочность запоминания.
-Формировать полноту воспроизведения словесного материала (воспроизводить словесный материал близко к тексту).
-Совершенствовать точность воспроизведения словесного материала (правильность формулировок, умение давать краткий ответ).
-Работать над последовательностью запоминания, умение устанавливать причинно –следственные и временные связи между отдельными фактами и явлениями.
-Работать над увеличением объема памяти.
-Учить запоминать воспринятое, осуществлять выбор по образцу.
Коррекция ощущений и восприятия
-Работать над уточнением зрительных, слуховых, осязательных, двигательных ощущений.
-Развивать целенаправленное восприятие цвета, формы, величины, материала и качества объекта. Обогащать чувственный опыт детей.
-Учить соотносить предметы по величине, форме, цвету, зрительно проверяя свой выбор.
-Дифференцировать восприятие предметов по цвету, величине и форме.
-Развивать слуховое и зрительное восприятие.
-Увеличивать объем зрительных, слуховых, тактильных представлений.
-Формировать тактильное различение свойства предметов. Учить узнавать на ощупь знакомые предметы.
-Развивать тактильно – двигательное восприятие. Учить соотносить тактильно -двигательный образ предмета со зрительным образом.
-Работать над совершенствованием и качественным развитием кинестетического восприятия.
-Работать над увеличением поля зрения, скоростью обозрения.
- Развивать глазомер.
-Формировать целостность восприятия образа предмета.
-Учить анализировать целое из составляющих его частей.
-Развивать зрительный анализ и синтез.
-Развивать способность обобщать предметы по признаку (цвет, форма, величина).
-Развивать восприятие пространственного расположения предметов и их деталей.
-Развивать зрительно – моторную координацию.
-Работать над темпом восприятия.
Коррекция речи
-Развивать фонематическое восприятие.
-Развивать функции фонематического анализа и синтеза.
-Формировать коммуникативные функции речи.
-Учить дифференцировать звуки речи.
-Совершенствовать просодическую сторону речи.
-Расширять пассивный и активный словарь.
-Совершенствовать грамматический строй речи.
-Развивать навыки словоизменения, словообразования.
-Формировать диалогическую речь.
-Развивать связную речь. Работать над понятийной стороной речи.
-Способствовать преодолению речевого негативизма.
Коррекция мышления
-Развивать наглядно – действенное, наглядно – образное и логическое мышление.
-Развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, систематизировать на наглядной или вербальной основе.
-Учить выделять главное, существенное.
-Учить сравнивать, находить сходство и отличие признаков предметов и понятий.
-Развивать мыслительные операции анализа и синтеза.
-Учить группировать предметы. Учить самостоятельно определять основание группировки, выделять существенный для данной задачи признак предмета.
-Развивать умение понимать связь событий и строить последовательные умозаключения, устанавливать причинно – следственные связи.
-Активизировать мыслительную творческую деятельность.
-Развивать критичность мышления (объективная оценка других и себя)
-Развивать самостоятельность мышления (умение использовать общественный опыт, независимость собственной мысли).
Коррекция эмоционально – волевой сферы
-Вырабатывать умение преодолевать трудности.
-Воспитывать самостоятельность, ответственность.
-Формировать стремление добиваться результатов, доводить начатое дело до конца.
-Развивать умение действовать целенаправленно, преодолевать посильные трудности.
-Воспитывать честность, доброжелательность, трудолюбие, настойчивость, выдержку.
-Развивать критичность.
-Развивать инициативу, стремление к активной деятельности.
-Вырабатывать положительные привычки поведения.
-Воспитывать чувство товарищества, желание помогать друг другу.
-Воспитывать чувство дистанции и уважения к взрослым.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 623.