От налогообложения земельным налогом
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Льготы в виде освобождения от земельного налога установлены ст. 194 НК и отдельными нормативными правовыми актами Президента Республики Беларусь.

 

Освобождения от земельного налога,

Предусмотренные НК

 

В соответствии с НК от налогообложения освобождаются земельные участки, определенные ст. 194 НК, и физические лица, поименованные в ст. 194 НК.

 

Обратите внимание! Освобождения от земельного налога, предусмотренные НК, не распространяются на земельные участки, предоставленные во временное пользование и своевременно не возвращенные в соответствии с законодательством, самовольно занятые, используемые не по целевому назначению (подп. 2.2 п. 2 ст. 194 НК). Льготы также не распространяются на земельные участки, которые: - предоставлены физическим лицам, если они используются для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства или заняты капитальными строениями (зданиями, сооружениями), их частями, машино-местами, предназначенными и (или) используемыми для осуществления предпринимательской деятельности (подп. 2.1 п. 2 ст. 194 НК); - заняты капитальными строениями (зданиями, сооружениями), их частями, включенными в перечень неиспользуемого (неэффективно используемого) имущества, в том числе на части таких земельных участков (подп. 2.3 п. 2 ст. 194 НК)

 

Примечание. Сведения о предоставленных во временное пользование и своевременно не возвращенных земельных участках, самовольно занятых, используемых не по целевому назначению, представляются землеустроительными службами местных исполнительных комитетов налоговым органам по месту нахождения таких земельных участков в электронном виде в десятидневный срок со дня вступления в законную силу постановления уполномоченного государственного органа по делу о соответствующем правонарушении (ч. 4 п. 3 ст. 202 НК). Дополнительно об этом см. материалы судебной практики.

 

Примечание. О том, что земельный участок не признается своевременно не возвращенным в ситуации, когда в соответствии с решением исполнительного комитета право пользования земельным участком было продлено, но не была осуществлена государственная регистрация этого права, см. консультацию.

 

Обратите внимание! При передаче организацией в аренду земельных участков, освобожденных от земельного налога, организация утрачивает право на освобождение от земельного налога в отношении переданного в аренду земельного участка (п. 5 ст. 194 НК)

 

Земельные участки, освобождаемые

От земельного налога

 

Согласно ст. 194 НК от земельного налога освобождаются:

1) земельные участки, занятые материальными историко-культурными ценностями, включенными в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь, по перечню таких ценностей, утвержденному Советом Министров Республики Беларусь, при условии выполнения их собственниками обязательств, обусловленных законодательством об охране историко-культурного наследия, за исключением земельных участков, занятых капитальными строениями (зданиями, сооружениями), используемыми организациями для осуществления предпринимательской деятельности, в том числе для размещения органов управления, бухгалтерских и иных служб этих организаций, кроме земельных участков бюджетных организаций и некоммерческих организаций культуры (подп. 1.2 п. 1 ст. 194 НК).

Материальными историко-культурными ценностями являются объекты, имеющие выдающиеся духовные, художественные и документальные достоинства и которым придан статус историко-культурных ценностей (подп. 1.1, 1.3 п. 1 ст. 1 Кодекса Республики Беларусь о культуре (далее - Кодекс о культуре)).

Перечень материальных историко-культурных ценностей, включенных в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь, земли, занятые которыми, освобождаются от земельного налога и арендной платы за земельные участки, которые находятся в государственной собственности, утвержден постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22.12.2012 N 1194.

2) опытные поля, используемые для научной деятельности (подп. 1.3 п. 1 ст. 194 НК).

3) земельные участки, занятые автомобильными дорогами общего пользования, железнодорожными и трамвайными путями общего пользования (включая земляное полотно, верхнее строение пути, искусственные сооружения), полоса отвода, а также земельные участки, предоставленные организациям на период строительства (реконструкции) автомобильных дорог общего пользования, железнодорожных и трамвайных путей общего пользования (подп. 1.4 п. 1 ст. 194 НК).

Автомобильная дорога - это комплекс инженерных сооружений, предназначенный для движения транспортных средств с установленными скоростями, нагрузками и габаритами. Автомобильная дорога может быть общего и необщего пользования. То есть она может быть использована любыми лицами или может предназначаться для использования в порядке, определяемом ее владельцем, с учетом требований, установленных законодательством Республики Беларусь (абз. 2, 3, 4 ст. 1 Закона Республики Беларусь от 02.12.1994 N 3434-XII "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности").

Если автомобильная дорога предназначена для использования в порядке, определяемом ее владельцем, то она признается автомобильной дорогой необщего пользования и земельный участок, занятый такой дорогой, не освобождается от земельного налога.

 

Пример

На земельном участке, предоставленном организации в постоянное пользование и являющемся закрытой (огороженной) территорией, расположены принадлежащие ей на праве собственности автодороги (от здания проходной до зданий склада сырья и склада готовой продукции). Указанные дороги предназначены для движения автомобильного транспорта, доставляющего сырье на склад и готовую продукцию покупателям.

Такие автодороги не относятся к автодорогам общего пользования, следовательно, в отношении земельного участка, занятого этими дорогами, льгота по земельному налогу, установленная подп. 1.3 п. 1 ст. 194 НК, не применяется.

 

Предоставленные в установленном порядке земельные участки, прилегающие к железнодорожным путям, земельные участки, занятые железнодорожными путями или предназначенные для размещения таких путей, а также земельные участки, занятые или предназначенные для размещения объектов инфраструктуры, защитных полос лесов вдоль железнодорожных путей и других объектов, обеспечивающих функционирование железнодорожного транспорта, называются полосой отвода (абз. 30 ч. 1 ст. 1 Закона Республики Беларусь от 06.01.1999 N 237-З "О железнодорожном транспорте" (далее - Закон N 237-З)).

Железнодорожные пути общего пользования - это комплекс сооружений, включающий в себя верхнее строение пути, земляное полотно, водоотводные, водопропускные, противодеформационные, защитные и укрепительные сооружения земляного полотна, расположенный в полосе отвода, а также искусственные сооружения. Располагается такой комплекс на территории железнодорожных станций и (или) соединяет их. Предназначен такой комплекс для бесперебойной деятельности железнодорожного транспорта общего пользования (абз. 12, 13 ч. 1 ст. 1 Закона N 237-З).

Железнодорожные пути общего пользования являются объектом инфраструктуры, которая закрепляется на праве хозяйственного ведения за Белорусской железной дорогой и (или) организациями, входящими в ее состав (абз. 22 ч. 1 ст. 1, ч. 6 ст. 11 Закона N 237-З).

Организации, входящие в состав Белорусской железной дороги, определены в приложении 1 к Уставу государственного объединения "Белорусская железная дорога", утвержденному постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 10.01.2009 N 19 "Об утверждении Устава государственного объединения "Белорусская железная дорога", внесении изменений в некоторые постановления Совета Министров Республики Беларусь и признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Республики Беларусь".

4) земельные участки, предоставленные государственным эксплуатационно-строительным организациям и занятые прибрежными полосами, которые являются природными территориями, подлежащими специальной охране (подп. 1.5 п. 1 ст. 194 НК).

Прибрежная полоса - это часть водоохранной зоны, непосредственно примыкающая к поверхностному водному объекту, на которой устанавливаются более строгие требования к осуществлению хозяйственной и иной деятельности, чем на остальной территории водоохранной зоны (п. 29 ст. 1 Водного кодекса N 149-З). Режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в прибрежных полосах установлен статьей 54 Водного кодекса N 149-З. При этом законодательными актами могут быть установлены и другие запреты и ограничения хозяйственной и иной деятельности в прибрежных полосах (п. 6 ст. 54 Водного кодекса N 149-З).

Прибрежные полосы устанавливаются от береговой линии, определяемой по состоянию на летний период с учетом существующих природных условий, в том числе рельефа местности, вида земель, в зависимости от классификации поверхностных водных объектов и протяженности рек. В состав прибрежных полос включаются в том числе острова в акватории водоемов и водотоков (п. 1, 2 ст. 52 Водного кодекса N 149-З).

Границы водоохранных зон и прибрежных полос устанавливаются местными исполнительными и распорядительными органами в составе проектов водоохранных зон и прибрежных полос, а в случае их отсутствия - отдельно (п. 10 ст. 52 Водного кодекса N 149-З). Минимальная ширина прибрежной полосы устанавливается для водоемов, малых рек - 50 метров; для больших, средних рек - 100 метров (п. 8 ст. 52 Водного кодекса N 149-З). Прибрежные полосы не устанавливаются для рек и ручьев (их частей), заключенных в закрытый коллектор; каналов мелиоративных систем; временных водотоков, образованных стеканием талых или дождевых вод; технологических водных объектов; прудов-копаней (п. 9 ст. 52 Водного кодекса N 149-З).

5) земельные участки, переданные организациям по строительству и эксплуатации водохозяйственных систем на период производства строительных и ремонтно-эксплуатационных работ (подп. 1.6 п. 1 ст. 194 НК).

Водохозяйственная система - совокупность водных объектов и гидротехнических сооружений и устройств, функционально связанных между собой (п. 9 ст. 1 Водного Кодекса N 149-З).

Эксплуатация водохозяйственных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений и устройств регулируется ст. 45 Водного кодекса N 149-З.

6) земельные участки организаций (подп. 1.7 п. 1 ст. 194 НК):

- осуществляющих деятельность в сферах образования, здравоохранения и получающих субсидии из бюджета;

- получающих субсидии из бюджета, занятые капитальными строениями (зданиями, сооружениями), их частями, включенными в реестр физкультурно-спортивных сооружений;

- Федерации профсоюзов Беларуси, осуществляющих деятельность в сферах образования и здравоохранения, физической культуры и спорта, а также

- земельные участки санаторно-курортных и оздоровительных организаций, детско-юношеских спортивных школ, организаций культуры независимо от формы собственности, предоставленные им в пользование для осуществления уставной деятельности.

Статус санаторно-курортных и оздоровительных организаций определяется по результатам обязательной государственной аттестации, критерии и порядок проведения которой устанавливаются Советом Министров Республики Беларусь (п. 1 Указа Президента Республики Беларусь от 28.08.2006 N 542 "О санаторно-курортном лечении и оздоровлении населения").

На основании результатов государственной аттестации санаторно-курортной или оздоровительной организации определяются (подтверждаются) ее статус "санаторно-курортная организация" или "оздоровительная организация" и категория (п. 8 Положения о критериях и порядке проведения государственной аттестации санаторно-курортных и оздоровительных организаций, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 01.11.2006 N 1450).

 

Примечание. Понятия "санаторно-курортная организация", "оздоровительная организация" и виды данных организаций приведены в абз. 10 и 15 ч. 3 гл. 1 Концепции санаторно-курортного лечения и оздоровления населения Республики Беларусь, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 04.11.2006 N 1478 (далее - Концепция лечения и оздоровления населения).

 

Пример

Организация имеет в своем составе базу отдыха <2>, которая зарегистрирована как структурное подразделение. Право на льготу по земельному налогу на земельный участок, занимаемый базой отдыха, возникает у организации при наличии обязательной государственной аттестации со статусом оздоровительной организации.

--------------------------------

<2> База отдыха - оздоровительная организация с регламентированным режимом пребывания отдыхающих (абз. 21 ч. 3 гл. 1 Концепции лечения и оздоровления населения);

 

Примечание. Дополнительно о применении данной льготы см. статью и консультации.

 

7) земельные участки аэроклубов, содержащихся за счет средств бюджета, а также земельные участки, занятые аэродромами, посадочными площадками, аэропортами и объектами единой системы организации воздушного движения (подп. 1.8 п. 1 ст. 194 НК).

8) сельскохозяйственные земли сельскохозяйственного назначения, земли других категорий земель, предоставленные для ведения сельского хозяйства, подвергшиеся радиоактивному загрязнению, на которых введены ограничения по ведению сельского хозяйства, а также земли, на которых расположены захоронения радиоактивных отходов, загрязненных радионуклидами в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также иных отходов, продуктов, материалов и других веществ, загрязненных радионуклидами в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС (подп. 1.9 п. 1 ст. 194 НК).

Земли, находящиеся на территории радиоактивного загрязнения, на которых невозможно или ограничено производство сельскохозяйственной продукции, содержание радионуклидов в которой не превышает республиканских допустимым уровней, относятся к радиационно опасным землям. Эти земли либо исключаются из хозяйственного пользования (земли отчуждения), либо на них вводятся ограничения хозяйственной деятельности (ч. 1, 2 ст. 7 Закона Республики Беларусь от 26.05.2012 N 385-3 "О правовом режиме территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС" (далее - Закон N 385-З)).

Порядок отнесения земель, находящихся на территории радиоактивного загрязнения, к радиационно опасным землям и исключения их из радиационно опасных устанавливается Советом Министров Республики Беларусь <3> (ч. 4 ст. 7 Закон N 385-З).

--------------------------------

<3> Положение о порядке отнесения земель, находящихся на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, к радиационно опасным и исключения их из радиационно опасных земель утверждено постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 23.10.2012 N 962 (далее - Положение N 962).

 

Подготовка предложений об отнесении земель к землям отчуждения или землям ограниченного хозяйственного использования осуществляется Министерством по чрезвычайным ситуациям по предложениям облисполкомов на основании данных о плотности загрязнения почв радионуклидами, результатов контроля радиоактивного загрязнения получаемой на них сельскохозяйственной продукции и сведений об эффективных дозах облучения (п. 3 Положения N 962).

Подготовленные Министерством по чрезвычайным ситуациям предложения об отнесении земель к землям отчуждения или землям ограниченного хозяйственного использования, условия их дальнейшего использования с необходимыми материалами передаются на рассмотрение в Совет Министров Республики Беларусь. После принятия Советом Министров Республики Беларусь решения об отнесении земель к землям отчуждения или землям ограниченного хозяйственного использования райисполком устанавливает границы этих земель на местности и осуществляет передачу их для использования в соответствии с принятым решением (п. 10, 11 Положения N 962).

9) земельные участки организаций, занятые спортивными сооружениями, являющимися основными базами подготовки национальных и сборных команд Республики Беларусь по видам спорта (подп. 1.14 п. 1 ст. 194 НК);

10) земельные участки, предоставленные в пользование республиканским унитарным производственным предприятиям исправительных учреждений уголовно-исполнительной системы и лечебно-трудовых профилакториев (подп. 1.15 п. 1 ст. 194 НК);

11) земельные участки, предоставленные для строительства жилых домов организациям, за исключением площадей земельного участка, приходящихся на встроенную, пристроенную, встроенно-пристроенную нежилую часть дома в соответствии с проектной документацией на возведение объекта, сметой (сметной документацией), - на период их строительства (подп. 1.17 п. 1 ст. 194 НК).

В процессе строительства строящийся дом целиком считается объектом жилищного строительства.

В то же время под жилым домом понимается капитальное строение (здание, сооружение), половину или более половины общей площади которого составляет площадь жилых помещений. В свою очередь, жилое помещение - это предназначенное для проживания граждан помещение, отапливаемое, имеющее естественное освещение и соответствующее санитарным нормам, правилам и гигиеническим нормативам и иным техническим требованиям, предъявляемым к жилым помещениям (п. 14, 21 ст. 1 Жилищного кодекса Республики Беларусь от 28.08.2012 N 428-З (далее - Жилищный кодекс)).

В жилом доме часть его площади и соответственно стоимости могут занимать встроенные, пристроенные, встроенно-пристроенные помещения, не относящиеся к жилым помещениям (подземные гаражи, помещения для размещения офисов, магазинов, банки, аптеки, объекты бытового обслуживания и др.).

Предоставленные организациям для строительства жилых домов земельные участки не облагаются земельным налогом на период строительства только в части площади, приходящейся на жилую часть строящихся домов, а в части площади встроенных, пристроенных, встроенно-пристроенных нежилых помещений земельный налог исчисляется.

 

Пример

Организации (застройщику) для строительства 22-этажного монолитного каркасного дома предоставлен земельный участок. Согласно проектно-сметной документации в строящемся доме 1-й этаж будут занимать офисные помещения. Общая площадь строящегося объекта - 10007,24 кв.м. Площадь офисных помещений - 453,25 кв.м. Более половины площади строящегося дома - 9553,99 кв.м (95,47%) составляют жилые помещения, поэтому строящийся объект относится к жилым домам. Льгота по земельному налогу будет предоставляться на 95,47% площади земельного участка, остальная часть площади будет облагаться земельным налогом.

 

12) земельные участки, занятые объектами основных средств, участвующими в производстве либо приеме (получении), преобразовании, аккумулировании и (или) передаче электрической энергии, производимой возобновляемыми источниками энергии, земельные участки, занятые водохранилищами, используемыми для производства энергии гидроэлектростанциями, а также земельные участки, предоставленные на период строительства (реконструкции) таких объектов основных средств (подп. 1.21 п. 1 ст. 194 НК).

 

Примечание. Установка по использованию возобновляемых источников энергии - технологическое оборудование или комплекс технологического оборудования по производству либо приему (получению), преобразованию, аккумулированию и (или) передаче электрической энергии, производимой из возобновляемых источников энергии (абз. 9 ст. 1 Закона Республики Беларусь от 27.12.2010 N 204-З "О возобновляемых источниках энергии");

 

13) земельные участки общественных объединений инвалидов (их унитарных предприятий и учреждений), занятые принадлежащими им объектами здравоохранения, туризма, физической культуры и спорта, социального обеспечения, образования, культуры и искусства (подп. 1.22 п. 1 ст. 194 НК).

Общественное объединение инвалидов - это некоммерческая организация, представляющая собой добровольное объединение инвалидов и их законных представителей, в установленном законодательством порядке объединившихся в целях защиты своих прав, свобод и законных интересов, оказания взаимной поддержки и услуг (ст. 35 Закона Республики Беларусь от 11.11.1991 N 1224-XII "О социальной защите инвалидов в Республике Беларусь", ч. 1, 3 ст. 1 Закона Республики Беларусь от 04.10.1994 N 3254-XII "Об общественных объединениях" (далее - Закон N 3254-XII)).

Общественные объединения, в том числе и общественные объединения инвалидов, для осуществления предпринимательской деятельности могут создавать коммерческие организации различных организационно-правовых форм (ООО, ОДО, ЗАО, унитарное предприятие). При этом общественные объединения инвалидов могут осуществлять в установленном порядке предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку она необходима для их уставных целей, ради которых они созданы, соответствует этим целям и отвечает предмету деятельности общественного объединения (ст. 20 Закона N 3254-XII). Кроме того, существует возможность создания и государственной регистрации некоммерческой организации, например учреждения.

Право на применение освобождения от земельного налога предоставляется тем организациям, которые относятся к общественным объединениям инвалидов, а также к частным унитарным предприятиям и учреждениям, созданным общественными объединениями инвалидов. При этом от земельного налога освобождаются только те земельные участки, которые заняты объектами, используемыми в сфере здравоохранения, туризма, физической культуры и спорта, социального обеспечения, образования, культуры и искусства, принадлежащими общественным объединениям инвалидов, их предприятиям и учреждениям.

При определении вида деятельности необходимо руководствоваться Общегосударственным классификатором Республики Беларусь ОКРБ 005-2011 "Виды экономической деятельности", утвержденным постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 05.12.2011 N 85 (далее - ОКРБ 005-2011).

 

Пример

На земельном участке, предоставленном в постоянное пользование ЧУП "Виктория", учредителем которого является общественное объединение инвалидов-колясочников, расположен стадион. Согласно ОКРБ 005-2011 деятельность стадионов относится к деятельности физкультурно-спортивных сооружений (подкласс 93110 раздела 93 "Деятельность в области физической культуры и спорта, организации отдыха и развлечений"). ЧУП "Виктория" имеет право воспользоваться освобождением от земельного налога в отношении земельного участка, занятого стадионом.

 

Вместе с тем к объектам здравоохранения следует относить объекты, установленные ст. 11 гл. 2 Закона Республики Беларусь от 18.06.1993 N 2435-XII "О здравоохранении" (далее - Закон N 2435-XII). К объектам образования следует относить объекты, установленные ст. 19 гл. 4 Кодекса Республики Беларусь об образовании от 13.01.2011 N 243-З, а к объектам культуры и искусства - объекты, установленные ст. 51 Кодекса о культуре.

 

Пример

На земельном участке, предоставленном ЧУП "Санаторий "Ельник" общественного объединения "Белорусское товарищество инвалидов по зрению", расположен санаторий.

Согласно ОКРБ 005-2011 деятельность санаториев относится к деятельности санаторно-курортных организаций с оказанием услуг медицинскими работниками (подкласс 86103 раздела 86 "Здравоохранение").

ЧУП "Санаторий "Ельник" имеет право на освобождение от земельного налога в отношении земельного участка, занятого санаторием.

 

В соответствии с абз. 3 ч. 1, ч. 4 и 5 ст. 11 Закона N 2435-XII негосударственные организации здравоохранения, осуществляющие в установленном законодательством Республики Беларусь порядке медицинскую деятельность, создаются в соответствии с Номенклатурой организаций здравоохранения, утвержденной постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 28.09.2005 N 35 (далее - Номенклатура). Согласно п. 5 Номенклатуры санаторий является объектом здравоохранения.

 

Обратите внимание! Освобождение от земельного налога не распространяется на земельные участки общественных объединений инвалидов (их частных унитарных предприятий и учреждений), занятые производственными, административно-хозяйственными и иными аналогичными объектами, принадлежащими вышеназванным организациям

 

Освобождение от земельного налога в отношении земельных участков, занятых объектами здравоохранения, туризма, физической культуры и спорта, социального обеспечения, образования, культуры и искусства, применяется предприятиями и учреждениями общественных объединений инвалидов независимо от численности работающих в них инвалидов;

14) земельные участки, предоставленные организациям для строительства и (или) обслуживания жилых домов, строительства и (или) эксплуатации гаражей, автомобильных стоянок для хранения транспортных средств физических лиц, в части площади земель, приходящейся на физических лиц, указанных в подпунктах 1.24, 1.26, 1.27 п. 1 ст. 194 НК, а также приходящейся на пенсионеров по возрасту, инвалидов I и II группы и других нетрудоспособных физических лиц, с учетом следующих особенностей (подп. 1.23 п. 1 ст. 194 НК):

земельные участки освобождаются от земельного налога в части площади земель, приходящейся на пенсионеров по возрасту, инвалидов I и II группы и других нетрудоспособных физических лиц, при условии отсутствия регистрации в жилых помещениях, принадлежащих пенсионерам по возрасту, инвалидам I и II группы и другим нетрудоспособным физическим лицам (занимаемых ими) и расположенных в этих жилых домах, трудоспособных лиц (ч. 2 подп. 1.23 п. 1 ст. 194 НК).

В соответствии с подп. 1.24, 1.26, 1.27 п. 1 ст. 194 НК от земельного налога освобождены земельные участки, предоставленные:

- военнослужащим срочной военной службы, участникам Великой Отечественной войны и иным лицам, имеющим право на льготное налогообложение в соответствии с Законом Республики Беларусь от 17.04.1992 N 1594-XII "О ветеранах" (далее - Закон о ветеранах) (подп. 1.24 п. 1 ст. 194 НК);

- физическим лицам: эвакуированным, отселенным, самостоятельно выехавшим с территории радиоактивного загрязнения из зоны эвакуации (отчуждения), зоны первоочередного отселения и зоны последующего отселения (включая детей, находившихся во внутриутробном состоянии) (подп. 1.26 п. 1 ст. 194 НК);

- физическим лицам, постоянно (преимущественно) проживающим на территории радиоактивного загрязнения в зоне последующего отселения или в зоне с правом на отселение (подп. 1.26 п. 1 ст. 194 НК);

- физическим лицам, являющимся членами многодетной семьи (подп. 1.27 п. 1 ст. 194 НК).

 

Примечание. Подробнее о физических лицах, которым предоставлены льготы по земельному налогу, см. в подразделе 1.4.1.1.2.

 

Определение площади земельных участков, приходящейся на физических лиц, имеющих право на льготы по земельному налогу, производится путем умножения:

общей площади земельного участка, на котором расположен жилой дом, на удельный вес площадей, принадлежащих таким физическим лицам, в общей площади всех жилых помещений этого жилого дома;

общей площади земельного участка на удельный вес площадей гаражей, машино-мест, принадлежащих таким физическим лицам, в общей площади всех гаражей, машино-мест;

 

Ниже приведен пример расчета площади земельного участка, приходящейся на физических лиц, имеющих право на льготу по земельному налогу, для применения организацией освобождения от земельного налога в отношении земельного участка, предоставленного для обслуживания жилого дома.

 

Пример

ЖСК-878 в постоянное пользование предоставлен земельный участок площадью 0,5097 га для содержания и обслуживания многоквартирного жилого дома. Общая площадь жилого дома составляет 37541,05 кв.м, в том числе площадь квартир - 33241,35 кв.м. Площадь квартир, принадлежащих физическим лицам, проживающим в жилом доме, которые имеют право на применение льготы по земельному налогу, составляет 15025,98 кв.м.

 

Решение. Удельный вес площадей, принадлежащих физическим лицам, имеющим право на льготу по земельному налогу, в общей площади всех жилых помещений этого жилого дома составляет 45,2% (15025,98 кв.м / 33241,35 кв.м).

В данном примере подлежит освобождению от земельного налога земельный участок площадью 0,2304 га (0,5097 га x 45,2%).

 

15) земельные участки организаций потребительской кооперации, занятые торговыми объектами и объектами общественного питания, расположенные в сельской местности (подп. 1.28 п. 1 ст. 194 НК).

 

Примечание. Определение торгового объекта дано в пункте 40 ст. 1 Закона Республики Беларусь от 08.01.2014 N 128-З "О государственном регулировании торговли и общественного питания в Республике Беларусь". С 22 июля 2014 г. отменен государственный стандарт СТБ 1393-2003 "Торговля. Термины и определения" (подп. 4.1 п. 4 постановления Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 28.04.2014 N 19 "Об утверждении, введении в действие, отмене и изменении технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации и о внесении изменения в постановление Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 28 марта 2014 г. N 15"). С указанной даты классификация форм розничной торговли определена постановлением Министерства торговли Республики Беларусь от 26.06.2014 N 24 "О классификации форм розничной торговли". С 10 августа 2014 г. порядок классификации розничных торговых объектов по видам и типам определен Инструкцией, утвержденной постановлением Министерства торговли Республики Беларусь от 26.06.2014 N 25.

Порядок классификации объектов общественного питания по типам и классам определен Инструкцией, утвержденной постановлением Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 06.10.2016 N 32 "Об утверждении Инструкции о порядке классификации объектов общественного питания по типам и классам, установлении критериев отнесения объектов общественного питания к классам и подразделения их на типы и признании утратившим силу постановления Министерства торговли Республики Беларусь от 29 июля 2014 г. N 29" (далее - Постановление N 32). Критерии отнесения объектов общественного питания к классам и подразделения их на типы определены Постановлением N 32.

 

16) земельные участки, занятые жилыми поселками "SOS-Детская деревня" и детскими домами семейного типа (подп. 1.29 п. 1 ст. 194 НК).

"SOS-Детская деревня" - это особая, максимально приближенная к семейной, долгосрочная модель воспитания осиротевших и оставшихся без попечения родителей детей.

Жилой комплекс "SOS-Детская деревня", как правило, состоит из жилых домов и административного здания, а также объектов инженерной и транспортной инфраструктуры;

17) земельные участки научных организаций и научно-технологических парков (подп. 1.31 п. 1 ст. 194 НК).

 

Обратите внимание! В отношении земельных участков научных организаций и научно-технологических парков льгота по земельному налогу применяется только до 1 января 2020 г.

 

Под научной организацией понимается юридическое лицо, осуществляющее выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ, одним из органов управления которого в соответствии с учредительными документами является ученый (научно-технический) совет и которое прошло в установленном порядке аккредитацию научной организации. Аккредитация научной организации - это форма государственного признания компетентности юридического лица в выполнении научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ (абз. 8, 9 ст. 1 Закона Республики Беларусь от 21.10.1996 N 708-XIII "О научной деятельности").

Определения научно-технологического парка (далее - технопарк) и центра трансфера технологий приведены в Положении о порядке создания субъектов инновационной инфраструктуры, утвержденном Указом Президента Республики Беларусь от 03.01.2007 N 1 (далее - Положение N 1).

Для применения освобождения от земельного налога земельный участок должен находиться в частной собственности или в постоянном или временном пользовании организации, имеющей документ об аккредитации научной организации либо являющейся субъектом инновационной инфраструктуры;

 

Обратите внимание! Субъектами инновационной инфраструктуры являются также центры трансфера технологий и венчурные организации (абз. 3 и 4 п. 3 Положения N 1). Однако данные организации в подп. 1.31 п. 1 ст. 194 НК не поименованы, поэтому на них рассматриваемая льгота по земельному налогу не распространяется

 

Примечание. Понятия субъектов инновационной инфраструктуры, правовых и организационных основ государственной инновационной политики и инновационной деятельности в Республике Беларусь определены Законом Республики Беларусь от 10.07.2012 N 425-З "О государственной инновационной политике и инновационной деятельности в Республике Беларусь".

Дополнительно по вопросу применения льготы по земельному налогу научными организациями и технопарками см. консультации.

 

Примечание. Дополнительно см. статью "Особенности применения налоговых льгот по земельному налогу" (Р.С.Попкова) (Налоги Беларуси. - 2014. - N 33).

 

18) земельные участки, предоставляемые для строительства объектов придорожного сервиса и инженерной инфраструктуры к ним, - в течение периода проведения проектных работ и осуществляемых в пределах сроков, определенных в проектной документации, строительных работ, а также земельные участки, занятые объектами придорожного сервиса, - в течение двух лет с даты ввода таких объектов в эксплуатацию (подп. 1.33 п. 1 ст. 194 НК).

Для целей земельного налога под объектами придорожного сервиса понимаются капитальные строения (здания, сооружения), расположенные на придорожной полосе (в контролируемой зоне) республиканских автомобильных дорог, а также расположенные на земельном участке, часть которого находится на придорожной полосе (в контролируемой зоне), а другая часть непосредственно прилегает к придорожной полосе (контролируемой зоне) республиканских автомобильных дорог, и предназначенные для обслуживания участников дорожного движения в пути следования (мотели, хостелы, гостиницы, кемпинги, станции технического обслуживания, торговые объекты и объекты общественного питания, мойки, охраняемые стоянки, стоянки для автофургонов и автоприцепов для жилья), за исключением объектов, расположенных на земельных участках, предоставленных для строительства и (или) обслуживания автозаправочных станций (ч. 2 подп. 1.33 п. 1 ст. 194 НК).

Данное освобождение от земельного налога действует с 22.06.2011 и распространяется также на земельные участки, занятые объектами придорожного сервиса, строительство и (или) реконструкция которых начаты до указанной даты (подп. 1.1 и п. 4 Указа Президента Республики Беларусь от 13.06.2011 N 245 "О внесении изменений и дополнения в указы Президента Республики Беларусь от 15 мая 2008 г. N 270 и от 1 марта 2010 г. N 101").

19) - земельные участки, переданные резидентам свободных экономических зон для строительства объектов, - на период строительства, но не более 5 лет с даты регистрации в качестве резидента СЭЗ (подп. 5.1 п. 5 ст. 327 НК).

Период строительства определяется с учетом значения термина "строительная деятельность (строительство)", установленного Законом Республики Беларусь от 05.07.2004 N 300-З "Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь" (далее - Закон N 300-З);

- имеющиеся земельные участки, которые расположены в границах СЭЗ, - с 01.01.2017 по 31.12.2021 при условии реализации резидентом СЭЗ товаров (работ, услуг), подпадающих под особенности налогообложения в СЭЗ (подп. 5.2 п. 5 ст. 327 НК).

 

Примечание. Дополнительно о налоговых льготах, предусмотренных для резидентов СЭЗ, см. интервью "Online-конференция "Налогообложение резидентов СЭЗ", и консультацию.

 

20) земельные участки, предоставленные организациям, осуществляющим за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов строительство объектов, включенных в государственную инвестиционную программу, а также в инвестиционные программы областей и города Минска, - на период их строительства (подп. 1.38 п. 1 ст. 194 НК).

Следует учитывать, что датой начала строительства является дата выдачи органами государственного строительного надзора разрешения на производство строительно-монтажных работ. Датой приемки объекта в эксплуатацию является дата утверждения акта приемки объекта в эксплуатацию (п. 4.3 технического кодекса установившейся практики ТКП 45-1.03-122-2015 (33020) "Нормы продолжительности строительства зданий, сооружений и их комплексов. Основные положения", утвержденного приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 06.11.2015 N 279).

 

Пример

Решением районного исполнительного комитета организации предоставлен в постоянное пользование земельный участок для строительства объекта, включенного в государственную инвестиционную программу. Строительство данного объекта осуществляется за счет средств республиканского бюджета.

Согласно проектной документации норма продолжительности строительства объекта составляет 7 месяцев. Разрешение на производство строительно-монтажных работ выдано органами государственного строительного надзора 24 февраля 2017 г.

Предположим, строительство объекта закончено в сентябре 2017 г., акт приемки данного объекта в эксплуатацию составлен 25.09.2017 и утвержден 29.09.2017.

В рассматриваемой ситуации право на льготу возникло 24 февраля 2017 г., а утрачено - 29 сентября 2017 г.

Освобождение от земельного налога предоставляется с 1-го числа месяца, в котором возникло право на льготу. При утрате в течение календарного года права на льготу исчисление и уплата земельного налога производятся начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем утраты этого права. При этом месяцем, в котором утрачено право на льготу, является месяц, на который приходится последний день действия льготы (п. 3 ст. 194 НК).

В связи с этим льготой по земельному налогу, предусмотренной подп. 1.38 п. 1 ст. 194 НК, организация вправе воспользоваться в период с 01.02.2017 по 30.09.2017.

 

21) сельскохозяйственные земли сельскохозяйственного назначения (пахотные земли, залежные земли, земли под постоянными культурами, луговые земли) плательщиков налога при упрощенной системе налогообложения (подп. 1.39 п. 1 ст. 194 НК).

22) земельные участки плательщиков налога при упрощенной системе налогообложения, являющихся республиканскими государственно-общественными объединениями, а также организационными структурами республиканского государственно-общественного объединения "Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту Республики Беларусь", созданными в виде юридических лиц (подп. 1.40 п. 1 ст. 194 НК).

 

Дата: 2018-11-18, просмотров: 218.