Какие еще капитальные строения, объекты
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сверхнормативного незавершенного строительства

Не являются объектом налогообложения

 

Помимо положений НК нормы, исключающие определенные здания, сооружения из объектов обложения налогом на недвижимость, могут быть закреплены нормативными правовыми актами Президента Республики Беларусь (абз. 3 ч. 1 п. 1 ст. 3, п. 1 ст. 28 НК).

В частности, не признаются объектами обложения налогом на недвижимость:

- капитальные строения, объекты сверхнормативного незавершенного строительства, возведенные, приобретенные за счет средств или полученные в виде международной технической помощи, на срок их использования в целях непосредственного осуществления такой помощи (подп. 2.3 п. 2 ст. 185 НК, подп. 1.3 п. 1 Указа Президента Республики Беларусь от 22.10.2003 N 460 "О международной технической помощи, предоставляемой Республике Беларусь");

- объекты недвижимого имущества офисно-гостиничного комплекса штаб-квартиры Национального олимпийского комитета Республики Беларусь на период до исполнения заказчиком обязательств по возврату кредитных средств, полученных в соответствии с пунктом 1-1 Указа Президента Республики Беларусь от 06.09.2007 N 403 "О строительстве в г. Минске штаб-квартиры Национального олимпийского комитета Республики Беларусь" (далее - Указ N 403) (подп. 2.15 п. 2, п. 1 Указа N 403);

- иные объекты недвижимости в соответствии с указами Президента Республики Беларусь, направленными на реализацию конкретных проектов.

 

ГЛАВА 1.3

НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ

 

Льгота по налогу - это преимущество, которое предоставлено налоговым законодательством отдельным категориям плательщиков по сравнению с другими плательщиками.

Виды (типы) налоговых льгот весьма разнообразны. Например, на основании льготы налогоплательщики могут быть освобождены от налога, а также иметь возможность не уплачивать налог или уплачивать его в меньшем размере, в частности, за счет налоговых вычетов (скидок), пониженных налоговых ставок (п. 1, 2 ст. 43 НК). Плательщик вправе использовать налоговые льготы с момента возникновения правовых оснований для их применения и в течение всего периода действия этих оснований (п. 5 ст. 43 НК).

 

Обратите внимание! Освобождение от налога и освобождение от уплаты налога - разные категории налоговых льгот. Льгота в виде освобождения от налога дает право плательщику не исчислять и не уплачивать налог в бюджет. Формулировка "освобождение от уплаты налога" означает, что плательщик исчисляет налог, но не уплачивает его в бюджет, а использует по целевому назначению, указанному в нормативном документе, которым предоставлено такое освобождение

 

Примечание. О том, какие организации и физические лица освобождены от обязанностей плательщиков налога на недвижимость, см. в разделе 1.1.3.

 

Льготы по налогу на недвижимость установлены ст. 186 НК. Помимо НК льготы по налогу на недвижимость могут быть закреплены нормативными правовыми актами Президента Республики Беларусь, а также международными договорами Республики Беларусь (ч. 1 п. 4 ст. 43 НК). В отдельных случаях налоговые льготы могут предоставляться плательщикам местными Советами депутатов или по их поручению местными исполнительными и распорядительными органами (ч. 6 п. 4 ст. 43, ч. 3 ст. 188 НК).

Таким образом, льготы по налогу на недвижимость можно условно разделить на:

- общие льготы, которые установлены положениями НК, нормативных правовых актов Президента Республики Беларусь по вопросам налогообложения, а также международных договоров Республики и применяются всеми плательщиками налога на недвижимость на всей территории Республики Беларусь;

- специальные льготы, которые предусмотрены соответствующим нормативным правовым актом органа местного управления и самоуправления Республики Беларусь и действуют только для определенной категории плательщиков на отдельной территории Республики Беларусь.

Необходимо отметить, что предоставление плательщикам налоговых льгот индивидуального характера не допускается (п. 3 ст. 43 НК). Другими словами, установленные налоговым законодательством льготы (в данном случае по налогу на недвижимость) может получить любой субъект, который будет отвечать определенным (регламентированным) условиям и требованиям.

Вместе с тем пользование льготами - это право, а не обязанность плательщика. Так, исходя из положений ч. 4 п. 5 ст. 43 НК, плательщик вправе не использовать налоговые льготы, отказаться от их использования либо приостановить их использование на один или несколько налоговых периодов, если иное не установлено НК.

 

Обратите внимание! При использовании налоговых льгот плательщики не обязаны представлять в налоговые органы вместе с декларациями (расчетами) по соответствующему налогу (сбору, пошлине) документы, подтверждающие обоснованность применения данных льгот. Вместе с тем по требованию налогового органа при проведении им камеральной проверки плательщик обязан представить указанные документы (подп. 1.10 п. 1 ст. 22, п. 3, 4 ст. 70 НК)

 

Льготы, установленные НК

 

Перечень льгот по налогу на недвижимость приведен в ст. 186 НК. В отношении налога на недвижимость льгота предоставляется в виде освобождения от указанного налога объектов, перечисленных в п. 1 ст. 186 НК.

 

Примечание. О том, в каких случаях плательщики утрачивают право на льготу в виде освобождения от налога на недвижимость зданий и сооружений, см. в разделе 1.3.4.

 

Примечание. Подробные примеры применения льгот по налогу на недвижимость см. в главе 2.3.

 

Рассмотрим, какие капитальные строения освобождаются от налогообложения налогом на недвижимость. Это:

1) капитальные строения (здания, сооружения), их части:

государственного жилищного фонда и жилищного фонда организаций негосударственной формы собственности (за исключением находящихся в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении организаций одноквартирных жилых домов, жилых помещений в многоквартирных и (или) блокированных жилых домах, не используемых для проживания физическими лицами);

классифицируемые в соответствии с Постановлением N 161 как здания и используемые в сферах образования и здравоохранения;

включенные в реестр физкультурно-спортивных сооружений;

организаций культуры, санаторно-курортных и оздоровительных организаций (ч. 1 подп. 1.1 п. 1 ст. 186 НК).

Определение и перечень объектов жилищного фонда даны в ст. 1 Жилищного кодекса Республики Беларусь от 28.08.2012 N 428-З (далее - Жилищный кодекс): это как жилой дом в целом, так и его отдельные части (квартиры, жилые комнаты и т.п.). Согласно п. 93 Положения об учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и о порядке предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 16.12.2013 N 563 (далее - Положение N 563), под общежитием понимается жилой дом (его часть), специально построенный или переоборудованный для проживания граждан на период их работы (службы), учебы, прохождения клинической ординатуры, спортивной подготовки.

Следовательно, на здания общежитий как на объекты жилищного фонда также распространяется действие вышеуказанной льготы. Кроме того, поскольку общежитие не относится к многоквартирному и (или) блокированному жилому дому, ограничение на применение льготы в части жилых помещений, не используемых для проживания физическими лицами, не распространяется на общежитие. Таким образом, от налога на недвижимость освобождаются все помещения, входящие в состав общежития (например, колясочные, подсобные помещения и т.д.), независимо от факта проживания в них физических лиц. Министерство по налогам и сборам по данному вопросу высказало аналогичное мнение в материале.

 

Пример

У организации (завод) имеется на балансе объект жилищного фонда - общежитие, в котором проживают семьи работников этой организации. В отношении этого общежития организация вправе применить льготу по налогу на недвижимость, установленную подп. 1.1 п. 1 ст. 186 НК.

 

Обратите внимание! Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь разъясняет, что для применения льготы по объектам жилого фонда, которые собственники-организации сдают в наем физическим лицам, необходимо наличие договора найма жилого помещения, зарегистрированного в местных исполнительных и распорядительных органах. Если договор найма не зарегистрирован, то у организации отсутствуют правовые основания для применения данной льготы (письмо Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 17.01.2011 N 2-2-12/6877 "О разъяснении"

 

Государственный жилищный фонд включает жилые помещения местных исполнительных и распорядительных органов, иных государственных органов и других государственных организаций (в хозяйственном ведении или оперативном управлении которых находятся жилые помещения государственного жилищного фонда), в том числе жилые помещения социального пользования, служебные жилые помещения, жилые помещения специального служебного жилищного фонда, специальные жилые помещения, жилые помещения коммерческого использования, жилые помещения в общежитиях.

Частный жилищный фонд включает жилые помещения, находящиеся в собственности граждан или организаций негосударственной формы собственности.

Жилые помещения входят в состав государственного и частного жилищных фондов после приемки их в эксплуатацию и государственной регистрации в установленном законодательством порядке (ст. 10 Жилищного кодекса).

Вместе с тем в жилищный фонд не включаются: дачные и садовые дома; номера в санаториях, профилакториях, домах отдыха, кемпингах, гостиницах; помещения, предназначенные для проживания, но не завершенные строительством; передвижные объекты (вагоны, палатки и т.п.); самовольно построенные объекты независимо от факта их использования для проживания; помещения исправительных учреждений, арестных домов, мест содержания под стражей и иные подобные помещения (п. 7 ст. 10 Жилищного кодекса). Следовательно, такие объекты под действие льготы, установленной подп. 1.1 п. 1 ст. 186 НК, не подпадают.

 

Пример

Организация имеет в собственности расположенное в г. Минске 3-этажное здание, 1-й этаж отведен под кафе, а остальные - под мини-гостиницу. Поскольку гостиницы не относятся к жилищному фонду, права воспользоваться льготой по налогу на недвижимость, установленной ч. 1 подп. 1.1 ст. 186 НК, в отношении части здания, отведенного под мини-гостиницу, организация не имеет.

 

Кроме того, системы отопления, горячего и холодного водоснабжения, водоотведения (канализации), газо-, электроснабжения, вентиляции, мусоропроводы, лифты и иные системы жилого дома, обеспечивающие установленные для проживания санитарные и технические требования, относятся не к капитальным строениям жилищного фонда, а к инженерным системам (п. 24 ст. 1 Жилищного кодекса) и по разъяснениям налоговых органов облагаются налогом на недвижимость в общеустановленном порядке.

 

Обратите внимание! Организации, признаваемые плательщиками налога на недвижимость в отношении капитальных строений (зданий, сооружений), их частей, расположенных на территории Республики Беларусь и взятых в аренду, иное возмездное или безвозмездное пользование у физических лиц, вправе использовать установленную ч. 1 подп. 1.1 п. 1 ст. 186 НК льготу по таким капитальным строениям (зданиям, сооружениям), их частям (ч. 2 подп. 1.1 п. 1 ст. 186 НК)

 

Пример

Коммерческая организация (г. Минск) арендует у физического лица квартиру в г. Бресте для проживания своих работников, направляемых в указанный город в служебные командировки. В общем случае по зданиям и сооружениям, арендованным организациями у физических лиц, плательщиками налога на недвижимость признаются организации. Однако в данном случае по предмету аренды организация вправе применить льготу, установленную подп. 1.1 п. 1 ст. 186 НК, при наличии у нее документов (командировочных удостоверений, приказов и т.д.), подтверждающих факт проживания в арендуемой квартире командированных работников.

 

Примечание. Дополнительно по вопросу применения льготы по объектам жилищного фонда организаций см. консультации, письмо Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 17.01.2011 N 2-2-12/6877 "О разъяснении".

 

При применении данной льготы в отношении капитальных строений (зданий, сооружений), используемых в сферах здравоохранения и образования, следует обратить внимание на следующее. От налога на недвижимость освобождаются только капитальные строения, классифицируемые как здания в соответствии с Постановлением N 161. Описание видов деятельности, осуществляемых в указанных сферах, содержится в общереспубликанском классификаторе Республики Беларусь ОКРБ 005-2011 "Виды экономической деятельности", утвержденном постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 05.12.2011 N 85 (далее - ОКРБ 005-2011), и иных специальных нормативных правовых актах.

 

Пример

На балансе коммерческого учреждения высшего образования числятся здания (административный и учебные корпуса). В соответствии с п. 11, подп. 1.5 п. 1, п. 2 и 6 ст. 19 Кодекса Республики Беларусь об образовании (далее - Кодекс об образовании) эта организация относится к учебным заведениям частной формы собственности и входит в систему образования Республики Беларусь.

Все вышеперечисленные здания у данной организации освобождаются от налога на недвижимость в соответствии с подп. 1.1 п. 1 ст. 186 НК.

 

Для применения льготы, установленной подп. 1.1 п. 1 ст. 186 НК в отношении капитальных строений (зданий, сооружений), их частей организаций культуры, необходимо учесть, что правовые основы субъектов культурной деятельности в Республике Беларусь, а также термин "организации культуры" определены Кодексом Республики Беларусь о культуре (далее - Кодекс о культуре). На основании подп. 1.2 ст. 1 Кодекса о культуре организациями культуры признаются юридические лица, которые осуществляют в качестве основной деятельности культурную деятельность. При этом капитальные строения (здания и сооружения, их части) относятся к объектам культурной инфраструктуры, если они предназначены (используются) для осуществления и обеспечения культурной деятельности (подп. 1.1 ст. 1 Кодекса о культуре).

Таким образом, нецелевое использование организациями культуры капитальных строений, освобожденных от налога на недвижимость (например, сдача в аренду субъектам, не осуществляющим культурную деятельность), может повлечь для данных организаций утрату права на предоставленную льготу.

 

Примечание. Подробнее о том, в каких случаях при сдаче в аренду (пользование) льготируемых объектов за организацией сохраняется право на льготу, см. в подразделе 1.3.4.2.

 

Определения санаторно-курортной и оздоровительной организации содержатся в главе 1 Концепции санаторно-курортного лечения и оздоровления населения Республики Беларусь, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 04.11.2006 N 1478 (далее - Концепция санаторно-курортного лечения).

Под санаторно-курортной организацией понимается организация, предоставляющая санаторно-курортные услуги и расположенная на курортах или в лечебно-оздоровительных местностях. К таким организациям относятся санатории (для взрослых, взрослых и детей, детей); студенческие санатории-профилактории; детские реабилитационно-оздоровительные центры, реабилитационные центры (отделения) (абз. 10 ч. 3 гл. 1 Концепции санаторно-курортного лечения).

Оздоровительными организациями признаются организации для взрослых, детей, взрослых и детей, в которых осуществляется оздоровление населения. К ним относятся профилакторий; оздоровительный центр (комплекс); образовательно-оздоровительный центр; оздоровительный лагерь; спортивно-оздоровительный лагерь; дом (база) отдыха; пансионат; иные организации, одним из видов деятельности которых является оздоровление населения (абз. 15 ч. 3 гл. 1 Концепции санаторно-курортного лечения).

Как отмечается в письме Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 11.01.2016 N 2-2-11/83 "О применении налоговых льгот" (далее - письмо N 2-2-11/83), основополагающим условием для применения льготы по налогу на недвижимость санаторно-курортными и оздоровительными организациями является исключительно их статус, а не направления использования зданий, сооружений и передаточных устройств.

В отношении капитальных строений (зданий, сооружений) сферы физической культуры и спорта следует отметить следующее. Освобождение от налога на недвижимость распространяется только на сооружения, включенные в реестр физкультурно-спортивных сооружений. Формирование и ведение данного реестра осуществляется Министерством спорта и туризма Республики Беларусь (п. 4 Инструкции о порядке формирования и ведения реестра физкультурно-спортивных сооружений, а также предоставления содержащейся в нем информации и об установлении состава сведений, вносимых в реестр физкультурно-спортивных сооружений, утвержденной постановлением Министерства спорта и туризма Республики Беларусь от 22.07.2014 N 55). Перечень документов, необходимых для включения в указанный реестр, установлен п. 12.3-4 единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.02.2012 N 156. Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь отмечает, что объекты, по сути используемые или подлежащие использованию в сфере физической культуры и спорта, могут быть освобождены от исчисления и уплаты по ним налога на недвижимость только после предоставления организацией, являющейся заинтересованным лицом, заявления и соответствующих документов для включения какого-либо объекта в реестр физкультурно-спортивных сооружений, положительного решения коллегии Министерства спорта и туризма Республики Беларусь о включении объекта в реестр физкультурно-спортивных сооружений и фактического внесения сведений в реестр физкультурно-спортивных сооружений (письмо N 2-2-11/83).

 

2) капитальные строения (здания, сооружения), их части, а также машино-места организаций общественного объединения "Белорусское общество инвалидов", общественного объединения "Белорусское общество глухих" и общественного объединения "Белорусское товарищество инвалидов по зрению", а также обособленных подразделений этих организаций при условии, если численность инвалидов в указанных организациях или их обособленных подразделениях составляет не менее 50 процентов от списочной численности в среднем за период (подп. 1.2 п. 1 ст. 186 НК).

Для применения этой льготы плательщикам следует учесть, что соблюдения условия по процентному соотношению численности работников-инвалидов в списочной численности работников организации в среднем за период недостаточно. Необходимо, чтобы организация, где работают инвалиды, относилась к общественному объединению "Белорусское общество инвалидов", "Белорусское общество глухих" или "Белорусское товарищество инвалидов по зрению".

Кроме того, при сдаче в аренду, иное возмездное пользование либо безвозмездное пользование таких зданий и сооружений (их частей), а также машино-мест, освобожденных от налога на недвижимость, названные организации (их обособленные подразделения) утрачивают право на вышеуказанную льготу (ч. 1 п. 2 ст. 186 НК). Исключение из данного правила составляют случаи, когда арендатором (пользователем) выступают отдельные категории плательщиков, перечисленные в ч. 2 п. 2 ст. 186 НК.

 

Примечание. Подробнее о том, в каких еще случаях организации утрачивают право на льготу, см. в разделе 1.3.4;

 

3) капитальные строения (здания, сооружения), их части, а также машино-места, используемые в предпринимательской деятельности республиканского унитарного предприятия почтовой связи "Белпочта" (подп. 1.3 п. 1 ст. 186 НК);

4) капитальные строения (здания, сооружения), законсервированные в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь (подп. 1.4 п. 1 ст. 186 НК).

Общий порядок консервации основных средств определен Положением о порядке консервации основных средств, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22.05.2003 N 683 (далее - Положение N 683). Порядок консервации гражданами не завершенных строительством жилых домов, дач определен Положением о порядке консервации гражданами не завершенных строительством жилых домов, дач, осуществления благоустройства земельных участков, на которых проведена консервация таких домов, дач, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 13.04.2006 N 506.

 

Примечание. Консервация строящихся объектов регулируется ТКП 45-1.03-165-2009 (02250).

 

Примечание. Срок консервации зданий и сооружений может быть продлен в установленном порядке (см. п. 7, 8 Положения N 683). При этом вышеназванная льгота по налогу на недвижимость сохраняется (см. консультацию);

 

Порядок консервации имущества, относящегося к основным средствам, находящегося в коммунальной собственности города Минска и закрепленного за коммунальными унитарными предприятиями, учреждениями на праве хозяйственного ведения, оперативного управления, регламентируется Инструкцией о порядке консервации основных средств юридических лиц, находящихся в коммунальной собственности города Минска, утвержденной решением Минского городского исполнительного комитета от 07.08.2003 N 1312 (в редакции решения Минского городского исполнительного комитета от 27.09.2012 N 3061) (далее - Инструкция N 1312).

 

Примечание. Дополнительно о применении льготы в случае сдачи в аренду части законсервированного здания см. разъяснение налоговых органов (п. 1) http://www.nalog.gov.by/ru/vopr-otv-vitebsk/view/aktualnye-voprosy-ischislenija-naloga-na-nedvizhimost-23753/;

 

5) капитальные строения (здания, сооружения), предназначенные для охраны окружающей среды и улучшения экологической обстановки по перечню, утвержденному Президентом Республики Беларусь (подп. 1.5 п. 1 ст. 186 НК).

Перечень капитальных строений (зданий и сооружений), предназначенных для охраны окружающей среды и улучшения экологической обстановки, освобождаемых от обложения налогом на недвижимость, утвержден Указом Президента Республики Беларусь от 20.03.2009 N 144 (далее - Перечень N 144).

Следует отметить, что в случае несовпадения (неполного совпадения) указанных в регистрационных документах наименований капитальных строений (зданий и сооружений) с наименованиями капитальных строений (зданий и сооружений), приведенными в Перечне N 144, организация имеет право воспользоваться вышеназванной льготой по налогу на недвижимость при условии использования таких капитальных строений (зданий и сооружений) по их целевому назначению, указанному в данном Перечне.

 

Примечание. По данному вопросу см. консультации.

 

6) капитальные строения (здания, сооружения), признаваемые в установленном порядке материальными историко-культурными ценностями, включенные в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь, по перечню таких ценностей, утвержденному Советом Министров Республики Беларусь, при условии выполнения их собственниками (владельцами) законодательства об охране историко-культурного наследия (подп. 1.6 п. 1 ст. 186 НК).

Перечень материальных историко-культурных ценностей, включенных в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь, которые освобождаются от налога на недвижимость, утвержден постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22.12.2012 N 1194 (далее - Перечень N 1194).

Для применения вышеуказанной льготы имеется ограничение. Льгота не распространяется на капитальные строения (здания, сооружения), используемые организациями для осуществления предпринимательской деятельности, в том числе для размещения органов управления, бухгалтерских и иных служб этих организаций. Данное ограничение не касается капитальных строений (зданий, сооружений) бюджетных организаций и некоммерческих организаций культуры.

 

Примечание. Дополнительно по вопросу применения данной льготы см. консультации.

 

7) автомобильные дороги общего пользования (включая земляное полотно с водоотводными сооружениями, дорожную одежду, искусственные сооружения, технические средства организации дорожного движения, инженерное оборудование и обустройство, защитные сооружения), а также расположенные на них объекты дорожного сервиса (подп. 1.7 п. 1 ст. 186 НК).

Для применения данной льготы необходимо, в частности, обратиться к статье 1 Закона Республики Беларусь от 02.12.1994 N 3434-XII "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности" (далее - Закон N 3434-XII), где дано понятие автомобильной дороги в целом и автомобильной дороги общего пользования в частности, а также определены некоторые объекты автомобильных дорог. Так, понятие "автомобильная дорога" (далее - автодорога) включает комплекс инженерных сооружений, предназначенный для движения транспортных средств с установленными скоростями, нагрузками и габаритами. Понятию общего пользования соответствуют автодороги, предназначенные для использования любыми лицами с учетом требований, установленных законодательством.

Под объектами дорожного сервиса следует понимать здания и сооружения, расположенные в пределах полосы отвода и предназначенные для обслуживания участников дорожного движения (остановочные пункты автобусов, в том числе с павильонами, площадки для кратковременной остановки транспортных средств, площадки для отдыха со стоянками транспортных средств, устройства аварийно-вызывной связи и иные сооружения). Полоса отвода - это земельный участок, предоставленный владельцу автодороги, в пределах которого размещаются автодорога, объекты дорожного сервиса, а также здания и сооружения, предназначенные для ее содержания.

Владельцами автодорог могут быть в том числе юридические и физические лица. Если автодорога предназначена для использования в порядке, определяемом ее владельцем, то она признается автодорогой необщего пользования. Следовательно, у организаций и физических лиц (индивидуальных предпринимателей) прав на применение вышеуказанной льготы по таким автодорогам (как комплексу инженерных сооружений) не возникает. Не применяется данная льгота и в отношении объектов дорожного сервиса (зданий и сооружений), расположенных на такой дороге.

 

Пример

На закрытой территории крупной промышленной организации расположены принадлежащие ей на праве собственности автодороги с асфальтобетонным покрытием (от здания проходной до зданий склада сырья и склада готовой продукции). Указанные дороги предназначены для движения автомобильного транспорта, доставляющего сырье на склад и готовую продукцию покупателям. Следовательно, эти автодороги как комплекс инженерных сооружений подлежат обложению налогом на недвижимость у данной организации в общеустановленном порядке;

 

8) капитальные строения (здания, сооружения), их части сельскохозяйственного назначения, используемые (предназначенные для использования) организациями для производства продукции растениеводства, животноводства, рыбоводства и пчеловодства (подп. 1.9 п. 1 ст. 186 НК);

Отметим, что для применения этой льготы необязательно, чтобы указанные капитальные строения были прямо задействованы в процессе производства продукции растениеводства, животноводства, рыбоводства и пчеловодства (в том числе не постоянно, а сезонно). А потому освобождению от налога на недвижимость подлежат капитальные строения (в том числе не относящиеся прямо к объектам сельскохозяйственного назначения), опосредованно участвующие у плательщиков в процессе производства данной продукции (например, склад (бункер, хранилище), гараж для сельскохозяйственной техники и т.п.).

 

Пример

Организация производит животноводческую продукцию и использует в теплый период года (с ранней весны до поздней осени) водонапорную башню, которая учтена у нее на балансе в составе объектов основных средств (шифр 20329, группа 2 "Сооружения" согласно приложению к Постановлению N 161). Несмотря на то что данное сооружение используется сезонно, на него распространяется освобождение от налога на недвижимость, установленное подп. 1.9 п. 1 ст. 186 НК.

 

Обратите внимание! Организация может не являться производителем продукции растениеводства, животноводства, рыбоводства и пчеловодства, но осуществлять обслуживание данного производства по договорам с организациями - производителями такой продукции. Это обслуживание может осуществляться, например, путем предоставления таким организациям специальной техники, оборудования для производства (уборки) продукции, а также зданий и сооружений для ее фасовки, хранения и других операций. Подобным образом здания и сооружения организации, не являющейся производителем продукции растениеводства, животноводства, рыбоводства и пчеловодства, могут косвенно участвовать в производстве указанной продукции. Такие здания и сооружения у этой организации облагаются налогом на недвижимость в общеустановленном порядке. Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь по данному вопросу высказывает аналогичное мнение в Письме N 2-2-12/866 (вопрос 2)

 

Для отнесения производимой продукции к продукции растениеводства, животноводства, рыбоводства и пчеловодства необходимо руководствоваться ОКРБ 005-2011, где содержится перечень видов деятельности и их составляющих. Помимо видов деятельности в ОКРБ 005-2011 описаны объекты (включая здания и сооружения), используемые при осуществлении деятельности в том числе в сфере производства продукции растениеводства, животноводства, рыбоводства и пчеловодства.

 

Пример

Организация в специальных сооружениях - искусственных водоемах, принадлежащих ей на праве собственности, выращивает товарную рыбу с целью последующей реализации. Деятельность организации относится к подклассу 03220 "Пресноводное рыбоводство" ОКРБ 005-2011. Других видов деятельности организация не осуществляет. Помимо указанных водоемов на территории организации находятся другие объекты (сооружения, здания), которые используются ею при осуществлении данного вида деятельности, такие как забор, ограждающий искусственные водоемы, склад (для хранения кормов, специальных приспособлений для отлова рыбы и пр.), контрольно-пропускной пункт, административное здание. Все эти здания и сооружения освобождаются от обложения налогом на недвижимость.

 

Примечание. По вопросу применения данной льготы также см. консультации, разъяснение налоговых органов (http://www.nalog.gov.by/ru/voprosy-otvety/view/osobennosti-primenenija-lgoty-po-nalogu-na-nedvizhimost-po-objektam-selskoxozjajstvennogo-naznachenija-19122).

 

9) капитальные строения (здания, сооружения) объектов войск стратегического назначения Российской Федерации, временно дислоцированных на территории Республики Беларусь (подп. 1.10 п. 1 ст. 186 НК);

10) впервые введенные в действие капитальные строения (здания, сооружения) организаций в течение одного года с даты их приемки в эксплуатацию в порядке, установленном законодательством (подп. 1.11 п. 1 ст. 186 НК). Исключение составляют капитальные строения (здания, сооружения), при возведении которых были превышены установленные проектной документацией сроки их строительства.

Общий порядок приемки объектов в эксплуатацию определен Положением N 716. Датой ввода объекта в эксплуатацию считается дата утверждения акта установленной формы, которым оформляется приемка объекта в эксплуатацию (п. 3, 6, 8 Положения N 716).

Следовательно, вышеуказанная льгота может быть применена только в отношении объектов, которые подлежат приемке в соответствии с Положением N 716, и только один раз с даты утверждения акта о приемке объекта в эксплуатацию.

Как отмечается в письме N 2-2-11/83, ограничение на применение льготы связано именно с фактом превышения сроков строительства объекта, установленных в проектной документации, а не с фактом уплаты налога на недвижимость по такому объекту как по объекту сверхнормативного незавершенного строительства.

 

Пример

В июле текущего календарного года организация по договору купли-продажи приобрела здание цеха, введенного в эксплуатацию в январе этого же года (о чем имеются сведения в приемо-сдаточных документах). Применить льготу, установленную подп. 1.11 п. 1 ст. 186 НК, в отношении этого здания организация-покупатель не вправе, несмотря на то что годичный срок с даты ввода в эксплуатацию этого здания еще не истек.

Аналогичное мнение по данному вопросу высказывает Министерство по налогам и сборам в материале "Ответы на вопросы, поступившие в ходе конференции от 11 декабря 2015 года. Налог на недвижимость".

 

Примечание. Дополнительно о порядке применения данной льготы см. в статье "Льготируем впервые введенные в действие капитальные строения" (Н.П.Лира) (Главная книга.by. - 2016. - N 8), о применении данной льготы дольщиком, а также в случае передачи организацией введенного здания своему филиалу см. в консультациях.

 

11) капитальные строения (здания, сооружения), относящиеся к объектам благоустройства городов, поселков городского типа и других населенных пунктов, содержащиеся за счет средств бюджета (подп. 1.12 п. 1 ст. 186 НК);

Понятие объектов внешнего благоустройства как основных средств дано в Инструкции о порядке отнесения отдельных инвентарных объектов основных средств к объектам внешнего благоустройства, утвержденной постановлением Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь, Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 29.12.2001 N 22/22 (далее - Инструкция N 22/22). Основные признаки таких объектов - их расположение в местах общественного пользования и предназначение для создания комфортных (эстетических) условий в среде обитания человека. Объекты внешнего благоустройства непосредственно не участвуют в создании дохода (прибыли). Они не являются собственностью частных домовладений и субъектов хозяйственной деятельности (кроме организаций коммунальной и республиканской формы собственности, которым выделяются средства из бюджета на их строительство, капитальный ремонт и содержание по классификации расходов республиканского и местных бюджетов, учитываемых на балансе этих организаций) (п. 3 Инструкции N 22/22).

Перечень групп и видов объектов основных средств, относящихся к объектам внешнего благоустройства, приведен в приложении к Инструкции N 22/22. К таковым, в частности, отнесены стационарные общественные туалеты (шифр 10004); мосты железобетонные, бетонные и каменные всех видов и конструкций (шифр 20200) и др. Из вышеизложенного можно сделать вывод, что все перечисленные в приложении к Инструкции N 22/22 здания и сооружения организаций коммунальной и республиканской формы собственности, на содержание которых направляются бюджетные средства, признаваемые объектами налогообложения налогом на недвижимость в соответствии со ст. 185 НК, подпадают под льготу, установленную подп. 1.12 п. 1 ст. 186 НК.

 

Примечание. Дополнительно по вопросу применения данной льготы см. консультацию;

 

12) капитальные строения (здания, сооружения) государственного и мобилизационного материальных резервов, в том числе предназначенные для хранения соответствующего имущества, здания и сооружения, используемые исключительно для гражданской обороны (подп. 1.13 п. 1 ст. 186 НК);

Государственный и мобилизационный материальные резервы - это особые государственные запасы материальных ценностей, предназначенных для использования в целях обеспечения потребностей государства и нужд населения в период мобилизации и в военное время, ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, выполнения мероприятий гражданской обороны и др. (Закон Республики Беларусь от 05.01.2008 N 314-З "О государственном и мобилизационном материальных резервах").

Таким образом, установленная подп. 1.13 п. 1 ст. 186 НК льгота имеет весьма узкую область применения.

Для использования данной льготы также следует обратиться к нормам Закона Республики Беларусь от 27.11.2006 N 183-З "О гражданской обороне" (далее - Закон N 183-З), которым определены объекты гражданской обороны (в том числе здания и сооружения). Это, в частности, защитные сооружения, пункты управления, специализированные складские помещения для хранения средств гражданской обороны, санитарно-обмывочные пункты, станции обеззараживания одежды и транспорта, а также иные объекты, предназначенные для выполнения мероприятий гражданской обороны (ст. 1 Закона N 183-З);

13) принадлежащее физическому лицу на праве собственности одно жилое помещение в многоквартирном или в блокированном жилом доме (подп. 1.17 п. 1 ст. 186 НК);

 

Обратите внимание! При наличии у физического лица двух и более жилых помещений освобождению от налога на недвижимость подлежит только одно жилое помещение по его выбору. Для этого собственнику жилых помещений нужно представить письменное заявление в налоговый орган по месту жительства с указанием местонахождения всех принадлежащих ему жилых помещений в многоквартирных или блокированных жилых домах. В случае непредставления такого заявления освобождаться от налога на недвижимость будет то жилое помещение, которое приобретено (получено) им в собственность ранее других жилых помещений (подп. 1.17 п. 1 ст. 186 НК)

 

Пример

Гражданин Республики Беларусь имеет в г. Минске в собственности две квартиры в многоквартирных жилых домах. Одну он купил в 2014 году, другая досталась ему по наследству в 2015 году. При этом в налоговый орган по месту жительства заявление об освобождении от налога на недвижимость гражданин не представил.

Следовательно, освобождению от налога на недвижимость подлежит то жилое помещение (квартира), которое приобретено им в собственность в 2014 году.

 

Ограничение в размере одного жилого помещения в многоквартирном жилом доме не распространяется на жилые помещения, принадлежащие на праве собственности одному (нескольким) члену многодетной семьи. Все жилые помещения в многоквартирном жилом доме, которыми на праве собственности владеет один (несколько) член многодетной семьи (семьи, имеющей трех и более несовершеннолетних детей), освобождаются от налога на недвижимость.

14) принадлежащие отдельным категориям физических лиц (пенсионерам по возрасту, инвалидам и др.) капитальные строения (здания, сооружения), их части, за исключением жилых помещений, указанных в подп. 1.17 п. 1 ст. 186 НК, а также машино-места (подп. 1.18 п. 1 ст. 186 НК);

15) капитальные строения (здания, сооружения), их части, расположенные в сельской местности и принадлежащие физическим лицам, зарегистрированным по месту жительства в сельской местности, на условиях, определенных подп. 1.19 - 1.21 п. 1 ст. 186 НК.

В частности, отметим, что льготу по налогу на недвижимость в отношении принадлежащих им капитальных строений вправе применить:

а) физические лица, являющиеся пенсионерами по возрасту, инвалидами I и II групп, и другие нетрудоспособные граждане. При этом освобождение от налога жилых домов, принадлежащих этим нетрудоспособным гражданам и расположенных не по месту их жительства, возможно только при отсутствии регистрации в этих жилых домах трудоспособных лиц (абз. 2 подп. 1.18 п. 1 ст. 186 НК);

 

Пример 1

Гражданин Республики Беларусь, инвалид II группы, проживает в собственной квартире в г. Минске и имеет в собственности жилой дом в Минском районе. Ни в одном из этих объектов трудоспособных лиц не зарегистрировано.

В указанной ситуации гражданин не является плательщиком налога на недвижимость ни в отношении квартиры в Минске, ни в отношении жилого дома в Минском районе.

 

Пример 2

Гражданин Республики Беларусь, пенсионер по возрасту, проживает в собственной квартире в г. Несвиже. Помимо этого, у него в собственности находится дом в Несвижском районе. В доме прописана и проживает дочь данного гражданина, которая тоже является пенсионеркой по возрасту.

В рассматриваемой ситуации гражданин имеет право на льготу по налогу на недвижимость (в виде освобождения от налога) и в отношении квартиры в г. Несвиже, и в отношении дома в Несвижском районе.

 

Пример 3

Гражданин Республики Беларусь является пенсионером по выслуге лет. У него в собственности две квартиры. В одной он проживает сам, в другой квартире - его сын с семьей. Также гражданин имеет в собственности садовый домик с земельным участком в садоводческом товариществе.

В данной ситуации гражданин является плательщиком налога на недвижимость в отношении одной из двух принадлежащих ему квартир и садового домика, поскольку для пенсионеров по выслуге лет льгот по налогу на недвижимость не предусмотрено.

 

6) физические лица, зарегистрированные по месту жительства в сельской местности, в отношении принадлежащих им зданий и сооружений, расположенных в сельской местности. При этом необходимо, чтобы указанные лица являлись работниками (в том числе бывшими, но вышедшими на пенсию):

- организаций (их структурных или обособленных подразделений), расположенных в сельской местности и осуществляющих сельскохозяйственное производство (подп. 1.19 п. 1 ст. 186 НК);

- производящих сельскохозяйственную продукцию филиалов или иных обособленных подразделений организаций, приобретших в установленном порядке права и обязанности убыточных сельскохозяйственных организаций (подп. 1.20 п. 1 ст. 186 НК);

- организаций (их структурных или обособленных подразделений) здравоохранения, культуры, учреждений (их структурных или обособленных подразделений) образования и социальной защиты, расположенных в сельской местности (подп. 1.21 п. 1 ст. 186 НК);

 

Обратите внимание! Капитальные строения (здания, сооружения), их части, машино-места, принадлежащие физическим лицам, не подлежат льготированию, если они предназначены и (или) используются для осуществления предпринимательской деятельности (п. 6 ст. 186 НК). Дополнительно по данному вопросу см. консультации

 

Пример

Гражданин Республики Беларусь, являющийся пенсионером по возрасту, постоянно проживающий в сельской местности, до выхода на пенсию работал в сельской аптеке. По месту жительства у него в собственности имеется два жилых дома, в одном проживает он с женой, в другом - дочь с ребенком.

На основании абз. 16 ст. 1, ч. 3, 4, 5 ст. 11 Закона Республики Беларусь от 18.06.1993 N 2435-XII "О здравоохранении" организация здравоохранения - это юридическое лицо, основным видом деятельности которого является осуществление в том числе фармацевтической деятельности. Такие организации создаются в соответствии с номенклатурой организаций здравоохранения и в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь. Номенклатура организаций здравоохранения, а также положения, устанавливающие порядок организации их деятельности, утверждаются Министерством здравоохранения Республики Беларусь. В соответствии с пунктом 7 Номенклатуры организаций здравоохранения, утвержденной постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 28.09.2005 N 35, к вышеназванным организациям здравоохранения относится и аптека.

Поскольку применение льготы по налогу на недвижимость, установленной подпунктом 1.21 п. 1 ст. 186 НК, ограничено только в случае использования освобождаемых от налогообложения объектов в предпринимательской деятельности (п. 6 ст. 186 НК), в рассматриваемом примере гражданин имеет право на освобождение от налога на недвижимость двух домов.

 

Примечание. Дополнительно по вопросу применения льгот по налогу на недвижимость в отношении объектов, принадлежащих физическим лицам, см. статью (И.С.Криворощенко) "Налог на недвижимость для физических лиц: налоговая база, льготы, уплата", а также консультации.

 

16) капитальные строения (здания, сооружения), их части организаций потребительской кооперации, относящиеся к торговым объектам и объектам общественного питания и расположенные в сельской местности (подп. 1.22 п. 1 ст. 186 НК).

Определение таких объектов дано в Инструкции о порядке классификации розничных торговых объектов по видам и типам, утвержденной постановлением Министерства торговли Республики Беларусь от 26.06.2014 N 25, Инструкции о порядке классификации объектов общественного питания по типам и классам, утвержденной постановлением Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 06.10.2016 N 32 (далее - Инструкция N 32).

 

Пример

На 1 января текущего года организация потребительской кооперации имеет в сельской местности недвижимое имущество - закусочную, которая в соответствии с абз. 6 п. 2 Инструкции N 32 относится к объектам общественного питания.

В отношении этого объекта организация вправе применить льготу по налогу на недвижимость, предусмотренную подп. 1.22 п. 1 ст. 186 НК.

 

Примечание. Дополнительно по вопросу применения данной льготы см. консультацию.

 

17) капитальные строения (здания, сооружения), их части научных организаций, научно-технологических парков. Данная льгота предоставлена указанным субъектам до 01.01.2020 (подп. 1.23 п. 1 ст. 186 НК).

 

Под научной организацией понимается организация, прошедшая в установленном законодательством порядке аккредитацию научной организации, основным видом деятельности которой являются научные исследования и разработки. Основной вид деятельности определяется в порядке, установленном законодательством, в целях сбора и представления статистических данных.

Аккредитация научной организации - это форма государственного признания компетентности юридического лица в выполнении научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ (абз. 8, 9 ст. 1 Закона Республики Беларусь от 21.10.1996 N 708-XIII "О научной деятельности"). Аккредитация научной организации производится в порядке, установленном Инструкцией о порядке аккредитации научных организаций, утвержденной постановлением Национальной академии наук Беларуси, Государственного комитета по науке и технологиям Республики Беларусь, Высшей аттестационной комиссии Республики Беларусь от 08.09.2010 N 7/20/2.

Определение научно-технологического парка приведено в Положении о порядке создания субъектов инновационной инфраструктуры, утвержденном Указом Президента Республики Беларусь от 03.01.2007 N 1 (далее - Положение N 1). На основании п. 3, 4 Положения N 1 таковыми могут быть только юридические лица, прошедшие в установленном порядке регистрацию в качестве субъектов инновационной инфраструктуры в Государственном комитете по науке и технологиям Республики Беларусь (далее - ГКНТ). Сведения о регистрации юридических лиц в качестве субъектов инновационной структуры и о лишении их такого статуса ГКНТ в установленный срок представляет в инспекцию Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по месту постановки на учет юридического лица - субъекта инновационной инфраструктуры (п. 24, 36 Положения N 1).

Статус резидента научно-технологического парка могут в установленном порядке приобретать и юридические лица, и индивидуальные предприниматели. Основанием для его приобретения служит заключение договора аренды (субаренды), безвозмездного пользования зданиями, сооружениями и помещениями, принадлежащими научно-технологическому парку на праве собственности либо переданными ему на праве хозяйственного ведения, оперативного управления или в аренду (абз. 5 п. 2, п. 10 Положения N 1). Здания и сооружения (их части), машино-места, сданные в аренду, иное возмездное или безвозмездное пользование научно-технологическими парками их резидентам, также не подлежат налогообложению налогом на недвижимость (абз. 11 ч. 2 п. 2 ст. 186 НК).

Следует отметить, что субъектами инновационной инфраструктуры являются также венчурные организации (абз. 4 п. 3 Положения N 1). Однако данные организации в подп. 1.23 п. 1 ст. 186 НК не поименованы, поэтому на них рассматриваемая льгота не распространяется.

 

Примечание. Последствия утраты плательщиком права на льготу по налогу на недвижимость рассмотрены в разделе 1.3.4.

 

18) капитальные строения (здания, сооружения), их части, машино-места, принадлежащие на праве собственности общественному объединению "Национальный олимпийский комитет Республики Беларусь" (подп. 1.24 п. 1 ст. 186 НК);

19) капитальные строения (здания, сооружения), их части, машино-места у плательщиков налога при упрощенной системе налогообложения, являющихся республиканскими государственно-общественными объединениями, а также организационными структурами республиканского государственно-общественного объединения "Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту Республики Беларусь", созданными в виде юридических лиц.

Как видим, для применения указанных выше налоговых льгот необходимо соблюдение следующих условий:

- плательщики должны относиться к соответствующей категории субъектов;

- как правило, недвижимое имущество должно использоваться по целевому назначению.

Если налогоплательщик не соблюдает хотя бы одно из этих условий, право на льготу он может утратить.

 

Примечание. Дополнительно об особенностях применения некоторых льгот по налогу на недвижимость см. консультации.

 

Обратите внимание! Освобождение от налога на недвижимость, предусмотренное п. 1 ст. 186 НК, за исключением освобождения, предусмотренного подп. 1.4 ст. 186 НК, не распространяется на неиспользуемые (неэффективно используемые) капитальные строения (здания, сооружения), их части, включенные в перечень неиспользуемых (неэффективно используемых) капитальных строений (зданий, сооружений), их частей и земельных участков (частей земельных участков), на которых они расположены, утверждаемый областными (Минским городским) Советами депутатов или по их поручению областными (Минским городским) исполнительными комитетами в порядке и на условиях, установленных Советом Министров Республики Беларусь (п. 7 ст. 186 НК)

 

Дата: 2018-11-18, просмотров: 538.