Ознакомление с разными способами умножения числа на произведение можно провести в опоре на рисунок и записи данных на с. 8 учебника. Ученики рассматривают рисунок, где изображены пятирублевые монеты. Дети говорят, сколько монет в ряду, считая слева направо, и сколько таких рядов; сколько монет в ряду, считая сверху вниз, и сколько таких рядов.
Учитель. Справа от рисунка записано, как по-разному можно найти, сколько всего рублей составляют эти монеты. Прочитайте первое выражение и объясните, как этим способом нашли, сколько всего рублей.
Дети. Здесь число 5 умножили на произведение чисел 4 и 2. Когда 4 умножили на 2, то узнали, что в двух рядах 8 монет, каждая монета по 5 рублей, умножив 5 на 8, узнали, сколько всего рублей.
Затем дети объясняют, как узнали другими способами, сколько всего рублей.
Учитель. Теперь сравните выражения и скажите, как получили второе выражение из первого.
Дети. Умножили число 5 на 4 (на первый множитель) и результат 20 умножили на 2 (на второй множитель), получили тоже 40.
Учитель. Скажите, как получили третье выражение из первого?
Дети. Умножили число 5 на 2 (на второй множитель) и результат 10 умножили на 4 (на первый множитель), получилось тоже 40.
Учитель. Как видите, можно по-разному умножить число 5 на произведение чисел 4 и 2, получая одинаковые результаты.
Далее по записям в учебнике (задание 35) ученики рассказывают, как умножили разными способами число 6 на произведение чисел 3 и 4. После этого учитель спрашивает, как же можно умножить число на произведение. Ученики называют три способа умножения числа на произведение:
1) можно найти произведение и умножить число на полученный результат;
2) можно умножить число на первый множитель и полученный результат умножить на второй множитель;
3) можно умножить число на второй множитель и полученный результат умножить на первый множитель.
Для закрепления полученных знаний учащиеся выполняют задание 36, где рассказывают, как можно по-разному умножить число 7 на произведение чисел 2 и 5 и число 4 на произведение чисел 5 и 3.
При выполнении задания 37 учащиеся устно называют все способы и, сравнивая их, выбирают наиболее удобный.
Пример объяснения: 12 · (5 · 7).
1) Можно 5 умножить на 7, получится 35, и 12 умножить на 35 – это устно выполнить трудно.
2) Можно 12 умножить на 5, получится 60, и 60 умножить на 7, получится 420.
3) Можно 12 умножить на 7, получится 84, и 84 умножить на 5 – это труднее.
Самый удобный второй способ, запишем его.
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
IV. Работа над пройденным материалом.
1. Решение задач.
Задачу 38 учащиеся решают под руководством учителя. Дети читают задачу, записывают краткое условие:
1 корова – 14 л в сут.
10 коров – ? л за 7 сут.
Учитель предлагает записать решение задачи двумя способами.
I способ: 1) 14 · 10 = 140 ( л) – 10 коров за 1 сутки
2) 140 · 7 = 980 (л)
II способ: 1) 14 · 7 = 98 (л) – 1 корова за 7 суток
2) 98 · 10 = 980 (л)
О т в е т: 980 л молока получают от 10 коров за 7 суток.
2. Решение примеров.
Задание 40 учащиеся могут решить самостоятельно.
V. Итоги урока.
Учитель. Ребята, что нового узнали сегодня на уроке?
Дети. Мы узнали, как можно по-разному умножать число на произведение, использовали полученные знания при решении разными способами примеров и задач.
Домашнее задание: задание 39; тетрадь № 2, с. 9, № 20–23.
У р о к 87
письменное умножение на числа,
оканчивающиеся нулями
Цели: познакомить с письменным приемом умножения на числа, оканчивающиеся нулями; повторить решение задач с величинами: скорость, время, расстояние; закрепить решение уравнений и перевод единиц площади.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Устный счёт.
1. Задание 44 на с. 9.
Учащиеся объясняют, что показывают заданные к задаче выражения.
2. Выразите в квадратных сантиметрах.
6 дм2 600 мм2
2 дм2 35 см2 1 500 мм2
3. Заполните таблицу.
Перед заполнением таблицы дети вспоминают взаимосвязь между величинами: скорость, время, расстояние.
u | t | S |
? | 3 ч | 210 км |
5 м/с | 12 с | ? |
90 м/мин | ? | 720 м |
Дата: 2018-11-18, просмотров: 241.