Учитель. Ребята, сегодня на уроке мы будем учиться умножать многозначное число на однозначное. Но сначала давайте вспомним, как мы умножали трехзначное число на однозначное.
Решите пример: 247 · 4.
Дети. Будем умножать, начиная с единиц. 7 ед. умножить на 4, получится 28 ед. – это 2 десятка и 8 ед.; единицы подпишем под единицами, а 2 десятка запомним. 4 десятка умножить на 4, получится 16 десятков, да еще 2 десятка, всего 18 десятков – это 1 сотня и 8 дес.; 8 десятков подпишем под десятками, а 1 сотню запомним. 2 сотни умножить на 4, получится 8 сотен, да еще 1 сотня, всего 9 сотен. Записываем под сотнями, ответ: 988.
Учитель. Молодцы. Письменное умножение любых многозначных чисел на однозначное число выполняется так же, как умножение трехзначных чисел на однозначное число: сначала умножают единицы, потом сотни и т. д. Попробуйте объяснить решение примера: 5 432 · 3.
Дети. Второй множитель подписываем под единицами первого множителя. Будем умножать, начиная с единиц. 2 умножить на 3, получится 6, подписываем под единицами. Умножаем десятки: 3 умножить на 3, получится 9, подписываем 9 под десятками. Умножаем сотни: 4 умножить на 3, получится 12 сотен – это 1 тысяча и 2 сотни; 2 сотни подписываем под сотнями, а 1 тысячи запоминаем. Умножаем тысячи: 5 умножить на 3, получится 15, да еще 1 тысяча, получится 16. Записываем 16 ниже. Читаем ответ: 16 296.
Учитель. Верно. Ребята, сегодня мы будем также учиться умножать величины на число. Откройте учебник на с. 73 и посмотрите вверху образец. Вы видите, что сначала надо перевести одну величину, затем умножить на число и потом еще раз перевести в два именованных числа.
Для закрепления полученных знаний учащиеся выполняют задание 353 (1, 2). Решение примеров ученики подробно объясняют, записывая умножение в столбик на доске и в тетрадях.
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
IV. Работа над пройденным материалом.
1. Решение задач.
Задачу 354 учащиеся решают под руководством учителя. После чтения задачи дети записывают на доске краткое условие.
1) 1 м 80 см · 6 = 180 · 6 = 10800 см = 10 м 80 см – на 6 простыней
2) 10 м 80 см + 10 м 20 см = 21 м – отрезали всего
3) 40 м – 21 м = 19 м
О т в е т: 19 м полотна осталось.
Перед решением задачи 356 учитель помогает учащимся записать краткое условие, после чего дети работают самостоятельно.
За 1 мин | Время | Расстояние |
одинак. | 5 мин | 500 м |
1 ч = 60 мин | ? м |
1) 500 : 5 = 100 (м) – за 1 минуту
2) 100 · 60 = 6 000 (м)
О т в е т: 6 000 м за 1 час.
2. Решение примеров.
Для самостоятельной работы можно предложить решить примеры из задания 357.
V. Итоги урока.
Учитель. Ребята, что нового узнали на уроке?
Дети. На уроке мы учились умножать многозначные числа и величины на однозначное число.
Учитель. Что повторяли на уроке?
Дети. Мы решали задачи и примеры.
Домашнее задание: задание 355; тетрадь № 1, с. 51, № 1–4.
У р о к 57
Приемы письменного умножения
для случаев вида 4 019 · 7, 50 801 · 4
Цели: познакомить учащихся с приемом письменного умножения, когда в записи первого множителя в середине есть нули; закрепить умение решать задачи и совершенствовать вычислительные навыки.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Устный счёт.
1. Нумерация многозначных чисел.
Задание 367.
2. Найдите закономерности и продолжите ряды чисел.
2 590, 2 600, 2610, …, …, … .
39 720, 37 520, 35 320, …, …, … .
3. Повторение правил умножения с 0 и 1.
Задания 359, 360 (можно вынести на доску).
Перед решением этих примеров учащиеся вспоминают правила:
Дата: 2018-11-18, просмотров: 256.