Перед объяснением новой темы учитель должен вспомнить с учащимися письменный прием деления трехзначного числа на однозначное число. Учитель ведет запись на доске и объясняет:
Первое неполное делимое – 9, значит, в частном будет три цифры.
Разделю 9 на 4, получу 2 – столько сотен будет в частном.
Умножу 2 на 4, получу 8 – столько сотен разделила.
Вычту из 9 число 8, получу 1 – столько сотен осталось разделить.
Сравню остаток с делителем: сотен осталось меньше, чем 4.
Образую второе неполное делимое – 17.
Разделю 17 на 4, получу 4 – столько десятков будет в частном.
Умножу 4 на 4 получу 16 – столько десятков разделили.
Вычту 16 из 17, получу 1 – столько десятков осталось разделить.
Сравню остаток с делителем: 1 меньше 4.
Образую третье неполное делимое – 12.
Разделю 12 на 4, получу 3 – столько единиц будет в частном.
Умножу 3 на 4, получу 12 – столько единиц разделили.
Вычту 12 из 12, получу 0. Деление окончено.
Читаю ответ: 243.
Учитель. Аналогично, ребята, выполняется деление многозначного числа на однозначное. Откройте учебник на с. 78, прочитайте объяснение вверху.
Ученики читают второй пример и приведенное в учебнике объяснение его решения.
Для закрепления учащиеся выполняют под руководством учителя задание 389. Дети ведут объяснение аналогично предыдущему.
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
IV. Работа над пройденным материалом.
Задачу 390 решает учащийся с комментированием у доски. После чтения задачи записывается краткое условие.
1) 370 – 235 = 135 (к.) – за 1-й месяц
2) 250 – 135 = 115 (к.) – за 2-й месяц
3) 235 – 115 = 120 (к.) – за 3-й месяц
О т в е т: за 1-й месяц – 135 книг, за 2-й месяц – 115 книг, за 3-й месяц – 120 книг.
Задачу 391 дети решают самостоятельно после того, как будет поставлен к ней вопрос: «Сколько кг пшена осталось в магазине?».
Осталось – ? кг
1) 240 : 6 · 2 = 80 (кг) – продали
2) 240 – 80 = 160 (кг)
О т в е т: 160 кг пшена осталось.
V. Итоги урока.
Учитель. Ребята, что нового узнали на уроке?
Дети. Мы учились делить столбиком многозначное число на однозначное.
Учитель. Что повторяли на уроке?
Дети. Мы повторяли решение задач, решали арифметические ребусы.
Домашнее задание: задание 392; тетрадь № 1, с. 55, № 16–18.
У р о к 62
Письменное деление на однозначное число
Цели: продолжить работу по формированию умения выполнять письменное деление многозначных чисел на однозначное, включив случаи, когда число единиц высшего разряда делимого меньше делителя; закреплять умение решать задачи.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Устный счёт.
1. Задание 394 (можно вынести на доску).
Уменьшите в 9 раз каждое из чисел.
180, 540, 270, 3 600, 8 100, 7 200.
2. Задание 395 (можно тоже вынести на доску).
а | 96 | 48 | 32 | 24 | 16 | 12 | 8 | 6 | 4 | 3 | 1 |
96 : а |
3. Выразите в минутах:
Выразите в килограммах:
Дата: 2018-11-18, просмотров: 278.