Прежде чем учитель приступит к объяснению нового материала, необходимо еще раз обратить внимание учащихся в ходе фронтальной работы с классом на особенности десятичной системы счисления, на соотношение между разрядными единицами. Дети должны хорошо знать, что каждая единица старшего разряда содержит 10 единиц соседнего младшего разряда. Для этого учащиеся выполняют устно задание 300.
Заполните пропуски:
в 1 миллионе 10 … тысяч; в 1 тысяче 10 … ;
в 1 сотне тысяч 10 … тысяч; в 1 сотне 10 … ;
в 1 десятке тысяч 10 …; в 1 десятке 10 … .
Решение примеров устно из задания 301 должно быть основано на знании нумерации многозначных чисел.
После проведения описанной работы учитель проводит объяснение нового для учащихся случая вычитания, когда в записи уменьшаемого имеется несколько нулей подряд.
Учитель. Начинаем вычитание с единиц, но из 0 нельзя вычесть 2. В разряде десятков числа 4 700 стоит ноль. Значит, придется взять 1 сотню. Сколько это десятков?
Дети. В 1 сотне 10 десятков.
Учитель. Берем 1 десяток. Сколько же десятков из взятой нами сотни останется?
Дети. 9 десятков.
Учитель. Запомним: мы взяли одну сотню из 7; чтобы не забыть об этом, поставили над цифрой 7 точку (ставит точку). Взятую сотню мы заменили десятками. В 1 сотне – 10 десятков. Из этих 10 десятков нам надо взять 1 десяток и перенести его в разряд единиц. 1 десяток содержит 10 единиц. Тогда в разряде десятков останется 9 десятков. Запишем это: над нулем в разряде десятков запишем цифру 9. Теперь из десятка, который мы взяли (из 10 ед.), вычтем 2 (10 – 2 = 8), запишем 8 под единицами. Из 9 десятков вычитаем 3 десятка, получаем 6 десятков, записываем в разряде десятков. Точка над цифрой 7 показывает, что 1 сотня была взята, и, значит, сотен осталось 6. Записываем 6 под сотнями и 4 под тысячами. Читаю ответ: 4 668.
Здесь главное, чтобы все дети поняли, почему в записи уменьшаемого в процессе выполнения вычитания вместо нулей появляется цифра 9, и могли это объяснить.
Для отработки навыка вычислительного приема учитель просит открыть учебник на с. 63 и объяснить на решенных уже примерах, как выполнялось вычитание.
После этого дети выполняют с подробным комментированием задание 302.
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
IV. Работа над пройденным материалом.
1. Решение задач.
Задачу 303 учащиеся решают под руководством учителя, записывая действия сразу столбиком.
Изо всей бумаги: на общие тетради – 6336 т,
на школьные тетради – ? т.
1) _4850
365
4485 (т) – февраль
2) +4850
4485
9335 (т) – всего бумаги
3) _9335
6335
3000 (т)
О т в е т: 3 000 т пошло на школьные тетради.
2. Решение примеров.
Для самостоятельной работы учащимся можно предложить решить примеры по вариантам из задания 305.
V. Итоги урока.
Учитель. Ребята, что нового узнали на уроке?
Дети. Мы познакомились с новым приемом вычитания многозначных чисел.
Учитель. Что повторяли на уроке?
Дети. Мы повторяли решение задач, примеры на деление с остатком, заполняли арифметические ребусы.
Домашнее задание: задания 304, 307; тетрадь № 1, с. 40, № 95–98.
У р о к 48
Нахождение неизвестного слагаемого
Цели: познакомить учащихся с решением уравнения на основе знания связи суммы и слагаемых; познакомить с проверкой решения уравнения; закрепить умения складывать и вычитать многозначные числа, находить площади многоугольников.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Устный счет.
1. Задание 313 на с. 64.
Учащиеся читают условие задачи, а потом объясняют, что обозначает каждое выражение, написанное ниже.
2. Нахождение площади фигур (задание 314 на с. 64).
Учащиеся находят площади фигур, изображенных на полях учебника, подсчитав полные клетки и их половины.
3. Задание 316 на с. 64 (можно вынести на доску).
Поставьте, если нужно, скобки, чтобы равенства стали верными:
1 000 – 990 : 10 + 1 = 902 960 : 2 + 6 = 120
Дата: 2018-11-18, просмотров: 283.