Аудитор в ходе проверки обязан получить достаточную убежденность в том, что система бухгалтерского учета достоверно отражает хозяйственную деятельность проверяемого предприятия, что должно быть подкреплено результатами изучения особенностей системы внутреннего контроля.
В Федеральном правиле (стандарте) № 8 «Понимание деятельности аудируемого лица, среды, в которой она осуществляется, и оценка рисков существенного искажения аудируемой финансовой (бухгалтерской) отчетности» (в ред. Постановления Правительства РФ от 19 ноября 2008 г. № 863) излагаются основные процедуры оценки рисков и источники информации о деятельности аудируемого лица и среде, в которой она осуществляется, включая систему внутреннего контроля.
Под системой бухгалтерского учета понимают упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе и обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.
Под системой внутреннего контроля понимают совокупность организационных мер, методик и процедур, используемых аудируемым лицом в качестве средств эффективного управления финансово-хозяйственной деятельностью, обеспечения сохранности имущества, исправления и предотвращения ошибок, искажений, а также своевременной подготовки достоверной бухгалтерской отчетности.
Система внутреннего контроля (СВК) включает такие элементы, как контрольная среда и средства контроля.
Под контрольной средой понимаются осведомленность и практические действия руководства экономического субъекта, направленные на установление и поддержание системы внутреннего контроля. Это:
а) стиль и основные принципы управления данным аудируемым лицом;
б) организационная структура аудируемого лица;
в) распределение ответственности и полномочий;
г) осуществляемая кадровая политика;
д) порядок подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности для внешних пользователей;
е) порядок осуществления внутреннего управленческого учета и подготовки отчетности для внутренних целей;
ж) обеспечение соответствия хозяйственной деятельности аудируемого лица требованиям законодательства;
з) наличие и особенности организации работы ревизионной комиссии, службы внутреннего аудита в составе органа управления аудируемого лица.
К средствам контроля относят конкретные процедуры, установленные руководством и осуществляемые сотрудниками на отдельных участках хозяйственной деятельности. Они разнообразны и определяются спецификой деятельности экономического субъекта. К наиболее распространенным средствам контроля можно отнести:
- распорядительные подписи на документах руководителя, главного бухгалтера либо других уполномоченных лиц;
- внутренние и внешние сверки расчетов;
- встречные взаимопроверки бухгалтерских записей, система контроля за качеством работы сотрудников;
- плановые и внезапные инвентаризации имущества, обязательств;
- проверку правильности осуществления документооборота;
- исследование динамики хозяйственных показателей, сравнение плановых и сметных, фактических показателей, выявление причин существенных расхождений;
- осуществление мер по ограничению несанкционированного доступа к активам организации.
При оценке эффективности и надежности системы внутреннего контроля в целом, контрольной среды и отдельных средств контроля аудиторская организация обязана использовать не менее трех следующих градаций: высокая; средняя; низкая.
Изучение и оценка особенностей систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля должны в обязательном порядке документироваться аудиторскими организациями в ходе аудиторской проверки. При этом рекомендуется использовать следующие типовые формы:
- специально разработанные тестовые процедуры;
- перечни типовых вопросов для выяснения мнения руководящего персонала и работников бухгалтерии;
- специальные бланки и проверочные листы;
- блок-схемы и графики;
- перечни замечаний, протоколы или акты.
Аудиторские организации могут самостоятельно разрабатывать методики и порядок изучения и оценки системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля, а также планировать процедуры аудиторской проверки в зависимости от результатов такого изучения и оценки.
Поскольку мнение аудитора об организации системы бухгалтерского учета и эффективности системы внутреннего контроля является основанием для планирования степени детальности и выборочности аудиторских процедур, то соответственно отсутствие документирования или ненадлежащее документирование могут служить доказательством низкого качества оказанных услуг. Серьезные недостатки систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля, отмеченные в ходе аудиторской проверки, а также рекомендации по их устранению следует отражать в письменной информации (отчете) аудитора руководству проверяемого экономического субъекта.
Знакомство с системой бухгалтерского учета проверяемого экономического субъекта состоит из изучения, анализа и оценки сведений о следующих сторонах его хозяйственной деятельности:
- учетная политика и основные принципы ведения бухгалтерского учета;
- организационная структура подразделения, ответственного за ведение бухгалтерского учета и подготовку бухгалтерской отчетности;
- распределение обязанностей и полномочий между работниками, принимающими участие в ведении учета и подготовке отчетности;
- организация подготовки, оборота и хранения документов, отражающих хозяйственные операции;
- порядок отражения хозяйственных операций в регистрах бухгалтерского учета, формы и методы обобщения данных таких регистров;
- роль и место средств вычислительной техники в ведении учета и подготовке отчетности;
- критические области учета, где риск возникновения ошибок или искажений отчетности особенно высок;
- средства контроля, предусмотренные в отдельных областях системы учета.
Аудиторская организация обязана проверить соответствие организации системы бухгалтерского учета проверяемого экономического субъекта действующим нормативным документам и отразить в рабочей документации аудитора случаи нарушений.
Оценка системы внутреннего контроля экономического субъекта включает следующие этапы — общее знакомство с системой внутреннего контроля, первичную оценку надежности и эффективности ее, подтверждение достоверности оценки системы внутреннего контроля.
Первый этап — общее знакомство. Аудиторской организации следует получить общее представление о специфике и масштабе деятельности экономического субъекта и системе его бухгалтерского учета. По итогам первоначального знакомства следует принять решение о том, может ли аудиторская организация в своей работе полагаться на систему внутреннего контроля экономического субъекта, подлежащего проверке.
В случае если аудиторская организация примет решение о том, что она не может полагаться в своей работе на систему внутреннего контроля экономического субъекта, она должна планировать аудит таким образом, чтобы аудиторское мнение не основывалось на доверии к этой системе.
Если по итогам общего знакомства с системой внутреннего контроля экономического субъекта аудиторская организация придет к выводу, что она может полагаться в своей работе на систему внутреннего контроля, ей следует осуществить первичную оценку надежности системы внутреннего контроля.
Процедура первичной оценки надежности системы внутреннего контроля осуществляется на основе методики и приемов, которые аудиторская организация разрабатывает самостоятельно, но с учетом требований определенного правила (стандарта) аудиторской деятельности.
В ходе первичной оценки аудитор обязан принимать во внимание, что:
1) следует проверять на предмет надежности средств контроля бухгалтерскую и хозяйственную документацию экономического субъекта за весь отчетный период, а не избранных периодов времени;
2) необходимо уделить большее внимание тем временным периодам, деятельность в которых имела особенности или отличия по сравнению с деятельностью, типичной для всего отчетного периода;
3) оценка надежности всей системы внутреннего контроля и (или) отдельных средств контроля как «низкой» не исключает возможности оценки надежности отдельных средств контроля как «средней» или «высокой».
По итогам первичной оценки аудиторская организация может оценить надежность всей системы внутреннего контроля и (или) отдельных средств контроля как «среднюю» или «высокую». В этом случае аудиторская организация должна планировать аудиторские процедуры исходя из этого предположения, но не должна доверять данной системе абсолютно.
Если аудиторская организация оценит надежность системы внутреннего контроля в целом и (или) отдельных средств контроля как «низкую», то она обязана документально констатировать это и в дальнейшем планировать аудиторские процессы соответствующим образом.
Аудиторская организация, принявшая по итогам процедуры первичной оценки решение о доверии системе внутреннего контроля и (или) отдельным средствам контроля, обязана в ходе аудиторской проверки осуществлять процедуры подтверждения достоверности этой оценки. Осуществляется это на основе методики и приемов, которые разрабатываются аудиторской организацией самостоятельно.
В том случае, если аудиторская организация в ходе процедур подтверждения надежности придет к выводу, что первичная оценка завышена, она обязана соответствующим образом скорректировать порядок осуществления других аудиторских процедур, чтобы в целом повысить достоверность своих выводов по результатам проведения аудита.
Аудит системы внутреннего контроля необходим аудитору прежде всего для того, чтобы получить ответы на такие вопросы: насколько он может доверять полученным от организации данным, какие усилия были приложены руководством компании, чтобы получить правильную и полную информацию, насколько аудитор может использовать результаты внутреннего контроля в своей проверке?
Другими словами, результатом аудита системы внутреннего контроля является определение риска внутреннего контроля.
Вопросы для самоконтроля:
1. Назовите основные этапы аудиторской проверки.
2. Каким федеральным стандартам регулируется предварительное планирование аудита?
3. Укажите назначение письма о проведении аудита. Какие элементы содержит письмо о проведении аудита?
4. Перечислите основные методы получения знаний о деятельности проверяемого предприятия.
5. Охарактеризуйте основные действия аудитора на этапе предварительного знакомства с клиентом.
6. Определите вид договора на оказание аудиторских услуг в соответствии с гражданским кодексом РФ.
7. Назовите элементы системы внутреннего контроля организаций (предприятий).
8. Какие методы использует аудитор для оценки системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля?
9. Охарактеризуйте порядок контроля качества аудита.
10. Какие элементы системы контроля качества работы аудиторской организации вы знаете?
Литература: [ 6, 18, 14, 13, 22]
ПЛАНИРОВАНИЕ АУДИТА
5.1 Планирование аудита: общий план и программа аудита
5.2 Существенность в аудите
5.3 Понятие аудиторского риска и методы его оценки
5.4 Документирование аудита, форма и содержание рабочих документов
5.1 Планирование аудита: общий план и программа аудита
Аудиторская организация должна начинать планировать аудит до написания письма-обязательства и заключения договора с экономическим субъектом о проведении аудита. Планирование осуществляется в соответствии с требованиями Федерального стандарта № 3 «Планирование аудита».
Аудиторская организация или индивидуальный аудитор обязаны планировать свою работу так, чтобы проверка была проведена эффективно. Планирование аудита предполагает разработку общей стратегии и детального подхода к ожидаемому характеру, срокам проведения и объему аудиторских процедур.
Планирование способствует тому, чтобы важным областям аудита уделялось необходимое внимание, чтобы были выявлены потенциальные проблемы, а работа была выполнена с оптимальными затратами, качественно и своевременно.
При планировании, кроме общих принципов, должны также соблюдаться частные принципы: комплексности, непрерывности, оптимальности.
Принцип комплексности предполагает обеспечение взаимоувязанности и согласованности всех этапов планирования — от предварительного планирования до составления общего плана и программы аудита.
Принцип непрерывности выражается в установлении сопряженных заданий группе аудиторов и увязке этапов планирования по срокам и по смежным хозяйствующим субъектам (структурным подразделениям, выделенным на отдельный баланс, филиалам, представительствам, дочерним организациям). При планировании аудита на длительный период в случае аудиторского сопровождения экономического субъекта в течение года аудиторской организации следует своевременно корректировать планы и программы проведения аудита с учетом изменений в финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта и результатов промежуточных аудиторских проверок.
Принцип оптимальности заключается в том, что в процессе планирования аудиторская организация должна обеспечить вариантность планирования, чтобы можно было выбрать оптимальный вариант общего плана и программы аудита на основании критериев, определенных самой аудиторской организацией.
Планирование, будучи начальным этапом, состоит в разработке аудиторской организацией общего плана аудита с указанием ожидаемого объема, графиков и сроков проведения аудита, а также в разработке аудиторской программы, определяющей объем, виды и последовательность осуществления аудиторских процедур, необходимых для формирования аудиторской организацией объективного и обоснованного мнения о бухгалтерской отчетности организации.
Начиная разработку общего плана и программы аудита, аудиторская организация должна, основываясь на предварительных знаниях об экономическом субъекте, а также на результатах проведенных аналитических процедур, выявить области, значимые для аудита отчетности экономического субъекта.
При подготовке общего плана и программы аудита следует установить приемлемые для нее уровень существенности и аудиторский риск, позволяющие считать бухгалтерскую отчетность достоверной. Планируя аудиторский риск, аудиторская организация определяет внутрихозяйственный риск и риск средств контроля, которые присущи этой отчетности. Аудиторской организации следует учитывать степень автоматизации обработки учетной информации, что позволит точнее определить объем и характер аудиторских процедур.
Отдельные положения общего плана и программы аудита аудиторская организация, если сочтет это целесообразным, может согласовать с руководством проверяемого экономического субъекта. Но она независима в выборе приемов и методов аудита, отраженных в общем плане и программе, так как несет полную ответственность за результаты своей работы в соответствии с данным общим планом и данной программой.
Результаты выполняемых аудиторской организацией процедур при подготовке общего плана и программы следует детально документировать, так как они служат основанием для планирования аудита и могут использоваться в течение всего процесса аудита (приложения В и Г).
В общем плане аудита должны быть предусмотрены сроки и график его проведения, даты подготовки и представления письменной информации руководству экономического субъекта по итогам аудита, аудиторского заключения, а также промежуточных отчетов. Определяются также трудозатраты, роль внутреннего контроля и аудита, необходимость привлечения экспертов, специалистов в процессе аудита.
В общем плане аудита рекомендуется указывать:
1) информацию о составе аудиторской группы, численность и квалификацию привлекаемых аудиторов;
2) распределение обязанностей между членами группы в ходе проверки в соответствии с их профессиональными качествами и должностными уровнями по конкретным участкам аудита;
3) инструктирование всех членов группы об их обязанностях, ознакомление их с финансово-хозяйственной деятельностью клиента, а также с положениями общего плана аудита;
4) контроль руководителя за выполнением плана и качеством работы подчиненных аудиторов, за ведением ими рабочей документации и оформлением результатов аудита;
5) документальное оформление особого мнения члена аудиторской группы при возникновении разногласий в оценке отдельных фактов между руководителем группы и рядовым исполнителем.
Общий план служит руководством в осуществлении программы аудита — детального перечня аудиторских процедур, необходимых для практической реализации общего плана. В соответствии с правилом (стандартом) программа аудита должна формироваться из тестов средств контроля и аудиторских процедур по существу. В программе аудита указываются также характер проверки однородных операций (сплошные, выборочные), сроки выполнения работ, состав оформляемых рабочих документов.
Программа является также набором инструкций для аудитора, выполняющего проверку, выполняет функции средства контроля за качеством выполненных работ.
Таким образом, планирование аудита заключается в определении его стратегии и тактики, выборе процедур и методов, позволяющих наиболее эффективно достичь поставленной цели.
Общий план аудита и программа аудита должны в ходе аудита по мере необходимости уточняться и пересматриваться. Планирование аудитором своей работы осуществляется непрерывно на протяжении всего времени выполнения аудиторского задания в связи с меняющимися обстоятельствами или неожиданными результатами, полученными в ходе выполнения аудиторских процедур. Причины внесения значительных изменений в общий план и программу аудита должны быть документально зафиксированы.
5.2 Существенность в аудите
Основной целью аудита является установление достоверности бухгалтерской отчетности экономических субъектов. Но в ходе проведения проверок аудиторские организации не должны устанавливать достоверность отчетности с абсолютной точностью, а обязаны установить ее достоверность во всех существенных отношениях.
Согласно Федеральному стандарту № 4 «Существенность в аудите» аудитор оценивает то, что является существенным, по своему профессиональному суждению.
Под достоверностью бухгалтерской отчетности во всех существенных отношениях понимается такая степень точности показателей бухгалтерской отчетности, при которой квалифицированный пользователь этой отчетности оказывается в состоянии делать на ее основе правильные выводы и принимать правильные экономические решения.
Существенность информации — это свойство, которое делает ее способной влиять на экономические решения разумного пользователя информации.
Информация об отдельных активах, обязательствах, доходах, расходах и хозяйственных операциях, а также составляющих капитала считается существенной, если ее пропуск или искажение может повлиять на экономические решения пользователей, которые принимаются на основе финансовой (бухгалтерской) отчетности.
Существенность зависит от величины показателя отчетности. Если показатель в отчетности отсутствует или его значение искажено, существенной может быть признана величина допущенной в бухгалтерском учете ошибки.
Аудитор обязан принимать во внимание две стороны существенности в аудите: качественную и количественную.
С качественной точки зрения аудитор должен использовать свое профессиональное суждение для того, чтобы определить, носят или не носят существенный характер отмеченные в ходе проверки отклонения порядка совершенных экономическим субъектом финансовых и хозяйственных операций от требований нормативных актов, действующих в Российской Федерации.
С количественной точки зрения аудитор должен оценить, превосходят ли по отдельности и в сумме обнаруженные отклонения (с учетом прогнозируемой величины неотмеченных отклонений) количественный критерий, т. е. уровень существенности.
Под уровнем существенности понимается предельное значение ошибки бухгалтерской отчетности, начиная с которой квалифицированный пользователь этой отчетности с большой степенью вероятности перестанет быть в состоянии делать на ее основе правильные выводы и принимать правильные экономические решения.
При нахождении абсолютного значения уровня существенности аудитор должен принимать за основу наиболее важные показатели, характеризующие достоверность отчетности экономического субъекта, которые называются базовыми показателями бухгалтерской отчетности.
Аудиторские организации обязаны установить систему базовых показателей и порядок нахождения уровня существенности, которые должны быть оформлены документально (например, в виде внутреннего аудиторского стандарта) и применяться на постоянной основе.
Аудитору следует принимать во внимание существенность при: определении характера, сроков проведения и объема аудиторских процедур; оценке последствий искажений.
При планировании аудиторской проверки аудитор рассматривает вопрос о том, что могло бы повлечь существенное искажение финансовой (бухгалтерской) отчетности. Аудиторская оценка существенности помогает аудитору решить следующие вопросы:
- определение показателей отчетности для проверки;
- использование выборочной проверки;
- применение аналитических процедур.
Это позволяет аудитору выбрать аудиторские процедуры, которые уменьшат аудиторский риск до приемлемо низкого уровня.
Между существенностью и аудиторским риском существует обратная зависимость, т. е. чем выше уровень существенности, тем ниже уровень аудиторского риска, и наоборот.
Обратная зависимость между существенностью и аудиторским риском принимается во внимание аудитором при определении характера, сроков проведения и объема аудиторских процедур. Например, если по завершении планирования конкретных аудиторских процедур аудитор определяет, что приемлемый уровень существенности ниже, то аудиторский риск повышается.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 489.