Изучение и оценка системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля аудируемого лица
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Аудитор в ходе проверки обязан получить достаточную убежден­ность в том, что система бухгалтерского учета достоверно отражает хозяйственную деятельность проверяемого предприятия, что должно быть подкреплено результатами изучения особенностей системы внутреннего контроля.

В Федеральном правиле (стандарте) № 8 «Понимание деятельно­сти аудируемого лица, среды, в которой она осуществляется, и оценка рисков существенного искажения аудируемой финансовой (бухгалтер­ской) отчетности» (в ред. Постановления Правительства РФ от 19 но­ября 2008 г. № 863) излагаются основные процедуры оценки рисков и источники информации о деятельности аудируемого лица и среде, в которой она осуществляется, включая систему внутреннего контроля.

Под системой бухгалтерского учета понимают упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе и обязательствах организаций и их движе­нии путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.

Под системой внутреннего контроля понимают совокупность ор­ганизационных мер, методик и процедур, используемых аудируемым лицом в качестве средств эффективного управления финансово-хо­зяйственной деятельностью, обеспечения сохранности имущества, исправления и предотвращения ошибок, искажений, а также свое­временной подготовки достоверной бухгалтерской отчетности.

Система внутреннего контроля (СВК) включает такие элементы, как контрольная среда и средства контроля.

Под контрольной средой понимаются осведомленность и практи­ческие действия руководства экономического субъекта, направлен­ные на установление и поддержание системы внутреннего контро­ля. Это:

а) стиль и основные принципы управления данным аудируемым лицом;

б) организационная структура аудируемого лица;

в) распределение ответственности и полномочий;

г) осуществляемая кадровая политика;

д) порядок подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности для внешних пользователей;

е) порядок осуществления внутреннего управленческого учета и подготовки отчетности для внутренних целей;

ж) обеспечение соответствия хозяйственной деятельности ауди­руемого лица требованиям законодательства;

з) наличие и особенности организации работы ревизионной ко­миссии, службы внутреннего аудита в составе органа управления аудируемого лица.

К средствам контроля относят конкретные процедуры, установ­ленные руководством и осуществляемые сотрудниками на отдельных участках хозяйственной деятельности. Они разнообразны и определя­ются спецификой деятельности экономического субъекта. К наибо­лее распространенным средствам контроля можно отнести:

- распорядительные подписи на документах руководителя, глав­ного бухгалтера либо других уполномоченных лиц;

- внутренние и внешние сверки расчетов;

- встречные взаимопроверки бухгалтерских записей, система контроля за качеством работы сотрудников;

- плановые и внезапные инвентаризации имущества, обяза­тельств;

- проверку правильности осуществления документооборота;

- исследование динамики хозяйственных показателей, сравнение плановых и сметных, фактических показателей, выявление причин существенных расхождений;

- осуществление мер по ограничению несанкционированного доступа к активам организации.

При оценке эффективности и надежности системы внутреннего контроля в целом, контрольной среды и отдельных средств контроля аудиторская организация обязана использовать не менее трех следую­щих градаций: высокая; средняя; низкая.

Изучение и оценка особенностей систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля должны в обязательном порядке документиро­ваться аудиторскими организациями в ходе аудиторской проверки. При этом рекомендуется использовать следующие типовые формы:

- специально разработанные тестовые процедуры;

- перечни типовых вопросов для выяснения мнения руководяще­го персонала и работников бухгалтерии;

- специальные бланки и проверочные листы;

- блок-схемы и графики;

- перечни замечаний, протоколы или акты.

Аудиторские организации могут самостоятельно разрабатывать методики и порядок изучения и оценки системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля, а также планировать процедуры ауди­торской проверки в зависимости от результатов такого изучения и оценки.

Поскольку мнение аудитора об организации системы бухгалтер­ского учета и эффективности системы внутреннего контроля является основанием для планирования степени детальности и выборочности аудиторских процедур, то соответственно отсутствие документирова­ния или ненадлежащее документирование могут служить доказатель­ством низкого качества оказанных услуг. Серьезные недостатки сис­тем бухгалтерского учета и внутреннего контроля, отмеченные в ходе аудиторской проверки, а также рекомендации по их устранению сле­дует отражать в письменной информации (отчете) аудитора руково­дству проверяемого экономического субъекта.

Знакомство с системой бухгалтерского учета проверяемого эко­номического субъекта состоит из изучения, анализа и оценки сведе­ний о следующих сторонах его хозяйственной деятельности:

- учетная политика и основные принципы ведения бухгалтерско­го учета;

- организационная структура подразделения, ответственного за ведение бухгалтерского учета и подготовку бухгалтерской отчет­ности;

- распределение обязанностей и полномочий между работника­ми, принимающими участие в ведении учета и подготовке от­четности;

- организация подготовки, оборота и хранения документов, отра­жающих хозяйственные операции;

- порядок отражения хозяйственных операций в регистрах бух­галтерского учета, формы и методы обобщения данных таких регистров;

- роль и место средств вычислительной техники в ведении учета и подготовке отчетности;

- критические области учета, где риск возникновения ошибок или искажений отчетности особенно высок;

- средства контроля, предусмотренные в отдельных областях сис­темы учета.

Аудиторская организация обязана проверить соответствие орга­низации системы бухгалтерского учета проверяемого экономического субъекта действующим нормативным документам и отразить в рабо­чей документации аудитора случаи нарушений.

Оценка системы внутреннего контроля экономического субъекта включает следующие этапы — общее знакомство с системой внутрен­него контроля, первичную оценку надежности и эффективности ее, подтверждение достоверности оценки системы внутреннего контроля.

Первый этап — общее знакомство. Аудиторской организации сле­дует получить общее представление о специфике и масштабе деятель­ности экономического субъекта и системе его бухгалтерского учета. По итогам первоначального знакомства следует принять решение о том, может ли аудиторская организация в своей работе полагаться на систему внутреннего контроля экономического субъекта, подлежаще­го проверке.

В случае если аудиторская организация примет решение о том, что она не может полагаться в своей работе на систему внутреннего контроля экономического субъекта, она должна планировать аудит таким образом, чтобы аудиторское мнение не основывалось на дове­рии к этой системе.

Если по итогам общего знакомства с системой внутреннего кон­троля экономического субъекта аудиторская организация придет к выводу, что она может полагаться в своей работе на систему внутрен­него контроля, ей следует осуществить первичную оценку надежно­сти системы внутреннего контроля.

Процедура первичной оценки надежности системы внутреннего контроля осуществляется на основе методики и приемов, которые аудиторская организация разрабатывает самостоятельно, но с учетом требований определенного правила (стандарта) аудиторской деятель­ности.

В ходе первичной оценки аудитор обязан принимать во внима­ние, что:

1) следует проверять на предмет надежности средств контроля бухгалтерскую и хозяйственную документацию экономического субъекта за весь отчетный период, а не избранных периодов вре­мени;

2) необходимо уделить большее внимание тем временным перио­дам, деятельность в которых имела особенности или отличия по срав­нению с деятельностью, типичной для всего отчетного периода;

3) оценка надежности всей системы внутреннего контроля и (или) отдельных средств контроля как «низкой» не исключает воз­можности оценки надежности отдельных средств контроля как «сред­ней» или «высокой».

По итогам первичной оценки аудиторская организация может оценить надежность всей системы внутреннего контроля и (или) от­дельных средств контроля как «среднюю» или «высокую». В этом слу­чае аудиторская организация должна планировать аудиторские про­цедуры исходя из этого предположения, но не должна доверять дан­ной системе абсолютно.

Если аудиторская организация оценит надежность системы внут­реннего контроля в целом и (или) отдельных средств контроля как «низкую», то она обязана документально констатировать это и в дальнейшем планировать аудиторские процессы соответствующим образом.

Аудиторская организация, принявшая по итогам процедуры первичной оценки решение о доверии системе внутреннего конт­роля и (или) отдельным средствам контроля, обязана в ходе ауди­торской проверки осуществлять процедуры подтверждения досто­верности этой оценки. Осуществляется это на основе методики и приемов, которые разрабатываются аудиторской организацией са­мостоятельно.

В том случае, если аудиторская организация в ходе процедур под­тверждения надежности придет к выводу, что первичная оценка завы­шена, она обязана соответствующим образом скорректировать поря­док осуществления других аудиторских процедур, чтобы в целом по­высить достоверность своих выводов по результатам проведения аудита.

Аудит системы внутреннего контроля необходим аудитору прежде всего для того, чтобы получить ответы на такие вопросы: насколько он может доверять полученным от организации данным, какие уси­лия были приложены руководством компании, чтобы получить пра­вильную и полную информацию, насколько аудитор может использо­вать результаты внутреннего контроля в своей проверке?

Другими словами, результатом аудита системы внутреннего кон­троля является определение риска внутреннего контроля.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Назовите основные этапы аудиторской проверки.

2. Каким федеральным стандартам регулируется предварительное планирование аудита?

3. Укажите назначение письма о проведении аудита. Какие элементы содержит письмо о проведении аудита?

4. Перечислите основные методы получения знаний о деятельности проверяемого предприятия.

5. Охарактеризуйте основные действия аудитора на этапе предварительного знакомства с клиентом.

6. Определите вид договора на оказание аудиторских услуг в соответствии с гражданским кодексом РФ.

7. Назовите элементы системы внутреннего контроля организаций (предприятий).

8. Какие методы использует аудитор для оценки системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля?

9. Охарактеризуйте порядок контроля качества аудита.

10. Какие элементы системы контроля качества работы аудиторской организации вы знаете?

 

Литература: [ 6, 18, 14, 13, 22]

 

 

ПЛАНИРОВАНИЕ АУДИТА

5.1 Планирование аудита: общий план и программа аудита

5.2 Существенность в аудите

5.3 Понятие аудиторского риска и методы его оценки

5.4 Документирование аудита, форма и содержание рабочих документов

 

5.1 Планирование аудита: общий план и программа аудита

 

Аудиторская организация должна начинать планировать аудит до написания письма-обязательства и заключения договора с экономи­ческим субъектом о проведении аудита. Планирование осуществляет­ся в соответствии с требованиями Федерального стандарта № 3 «Пла­нирование аудита».

Аудиторская организация или индивидуальный аудитор обязаны планировать свою работу так, чтобы проверка была проведена эффек­тивно. Планирование аудита предполагает разработку общей страте­гии и детального подхода к ожидаемому характеру, срокам проведе­ния и объему аудиторских процедур.

Планирование способствует тому, чтобы важным областям аудита уделялось необходимое внимание, чтобы были выявлены потенци­альные проблемы, а работа была выполнена с оптимальными затрата­ми, качественно и своевременно.

При планировании, кроме общих принципов, должны также со­блюдаться частные принципы: комплексности, непрерывности, опти­мальности.

Принцип комплексности предполагает обеспечение взаимоувязанности и согласованности всех этапов планирования — от предвари­тельного планирования до составления общего плана и программы аудита.

Принцип непрерывности выражается в установлении сопряженных заданий группе аудиторов и увязке этапов планирования по срокам и по смежным хозяйствующим субъектам (структурным подразделени­ям, выделенным на отдельный баланс, филиалам, представительст­вам, дочерним организациям). При планировании аудита на длитель­ный период в случае аудиторского сопровождения экономического субъекта в течение года аудиторской организации следует своевре­менно корректировать планы и программы проведения аудита с уче­том изменений в финансово-хозяйственной деятельности экономи­ческого субъекта и результатов промежуточных аудиторских про­верок.

Принцип оптимальности заключается в том, что в процессе плани­рования аудиторская организация должна обеспечить вариантность планирования, чтобы можно было выбрать оптимальный вариант об­щего плана и программы аудита на основании критериев, определен­ных самой аудиторской организацией.

Планирование, будучи начальным этапом, состоит в разработке аудиторской организацией общего плана аудита с указанием ожидае­мого объема, графиков и сроков проведения аудита, а также в разра­ботке аудиторской программы, определяющей объем, виды и последо­вательность осуществления аудиторских процедур, необходимых для формирования аудиторской организацией объективного и обосно­ванного мнения о бухгалтерской отчетности организации.

Начиная разработку общего плана и программы аудита, аудитор­ская организация должна, основываясь на предварительных знаниях об экономическом субъекте, а также на результатах проведенных ана­литических процедур, выявить области, значимые для аудита отчет­ности экономического субъекта.

При подготовке общего плана и программы аудита следует уста­новить приемлемые для нее уровень существенности и аудиторский риск, позволяющие считать бухгалтерскую отчетность достоверной. Планируя аудиторский риск, аудиторская организация определяет внутрихозяйственный риск и риск средств контроля, которые прису­щи этой отчетности. Аудиторской организации следует учитывать степень автоматизации обработки учетной информации, что позво­лит точнее определить объем и характер аудиторских процедур.

Отдельные положения общего плана и программы аудита ауди­торская организация, если сочтет это целесообразным, может согла­совать с руководством проверяемого экономического субъекта. Но она независима в выборе приемов и методов аудита, отраженных в общем плане и программе, так как несет полную ответственность за результаты своей работы в соответствии с данным общим планом и данной программой.

Результаты выполняемых аудиторской организацией процедур при подготовке общего плана и программы следует детально доку­ментировать, так как они служат основанием для планирования ауди­та и могут использоваться в течение всего процесса аудита (приложе­ния В и Г).

В общем плане аудита должны быть предусмотрены сроки и гра­фик его проведения, даты подготовки и представления письменной информации руководству экономического субъекта по итогам аудита, аудиторского заключения, а также промежуточных отчетов. Определя­ются также трудозатраты, роль внутреннего контроля и аудита, необ­ходимость привлечения экспертов, специалистов в процессе аудита.

В общем плане аудита рекомендуется указывать:

1) информацию о составе аудиторской группы, численность и квалификацию привлекаемых аудиторов;

2) распределение обязанностей между членами группы в ходе проверки в соответствии с их профессиональными качествами и должностными уровнями по конкретным участкам аудита;

3) инструктирование всех членов группы об их обязанностях, оз­накомление их с финансово-хозяйственной деятельностью клиента, а также с положениями общего плана аудита;

4) контроль руководителя за выполнением плана и качеством ра­боты подчиненных аудиторов, за ведением ими рабочей документа­ции и оформлением результатов аудита;

5) документальное оформление особого мнения члена аудитор­ской группы при возникновении разногласий в оценке отдельных фактов между руководителем группы и рядовым исполнителем.

Общий план служит руководством в осуществлении программы аудита — детального перечня аудиторских процедур, необходимых для практической реализации общего плана. В соответствии с прави­лом (стандартом) программа аудита должна формироваться из тестов средств контроля и аудиторских процедур по существу. В программе аудита указываются также характер проверки однородных операций (сплошные, выборочные), сроки выполнения работ, состав оформ­ляемых рабочих документов.

Программа является также набором инструкций для аудитора, выполняющего проверку, выполняет функции средства контроля за качеством выполненных работ.

Таким образом, планирование аудита заключается в определении его стратегии и тактики, выборе процедур и методов, позволяющих наиболее эффективно достичь поставленной цели.

Общий план аудита и программа аудита должны в ходе аудита по мере необходимости уточняться и пересматриваться. Планирование аудитором своей работы осуществляется непрерывно на протяжении всего времени выполнения аудиторского задания в связи с меняющи­мися обстоятельствами или неожиданными результатами, получен­ными в ходе выполнения аудиторских процедур. Причины внесения значительных изменений в общий план и программу аудита должны быть документально зафиксированы.

 

 5.2 Существенность в аудите

 

Основной целью аудита является установление достоверности бухгалтерской отчетности экономических субъектов. Но в ходе прове­дения проверок аудиторские организации не должны устанавливать достоверность отчетности с абсолютной точностью, а обязаны уста­новить ее достоверность во всех существенных отношениях.

Согласно Федеральному стандарту № 4 «Существенность в ауди­те» аудитор оценивает то, что является существенным, по своему про­фессиональному суждению.

Под достоверностью бухгалтерской отчетности во всех существен­ных отношениях понимается такая степень точности показателей бух­галтерской отчетности, при которой квалифицированный пользова­тель этой отчетности оказывается в состоянии делать на ее основе пра­вильные выводы и принимать правильные экономические решения.

Существенность информации — это свойство, которое делает ее способной влиять на экономические решения разумного пользовате­ля информации.

Информация об отдельных активах, обязательствах, доходах, рас­ходах и хозяйственных операциях, а также составляющих капитала считается существенной, если ее пропуск или искажение может по­влиять на экономические решения пользователей, которые принима­ются на основе финансовой (бухгалтерской) отчетности.

Существенность зависит от величины показателя отчетности. Если показатель в отчетности отсутствует или его значение искажено, существенной может быть признана величина допущенной в бухгал­терском учете ошибки.

Аудитор обязан принимать во внимание две стороны существен­ности в аудите: качественную и количественную.

С качественной точки зрения аудитор должен использовать свое профессиональное суждение для того, чтобы определить, носят или не носят существенный характер отмеченные в ходе проверки откло­нения порядка совершенных экономическим субъектом финансовых и хозяйственных операций от требований нормативных актов, дейст­вующих в Российской Федерации.

С количественной точки зрения аудитор должен оценить, превос­ходят ли по отдельности и в сумме обнаруженные отклонения (с уче­том прогнозируемой величины неотмеченных отклонений) количест­венный критерий, т. е. уровень существенности.

Под уровнем существенности понимается предельное значение ошибки бухгалтерской отчетности, начиная с которой квалифициро­ванный пользователь этой отчетности с большой степенью вероятно­сти перестанет быть в состоянии делать на ее основе правильные вы­воды и принимать правильные экономические решения.

При нахождении абсолютного значения уровня существенности аудитор должен принимать за основу наиболее важные показатели, характеризующие достоверность отчетности экономического субъек­та, которые называются базовыми показателями бухгалтерской отчет­ности.

Аудиторские организации обязаны установить систему базовых показателей и порядок нахождения уровня существенности, которые должны быть оформлены документально (например, в виде внутрен­него аудиторского стандарта) и применяться на постоянной основе.

Аудитору следует принимать во внимание существенность при: определении характера, сроков проведения и объема аудиторских процедур; оценке последствий искажений.

При планировании аудиторской проверки аудитор рассматривает вопрос о том, что могло бы повлечь существенное искажение финан­совой (бухгалтерской) отчетности. Аудиторская оценка существенно­сти помогает аудитору решить следующие вопросы:

- определение показателей отчетности для проверки;

- использование выборочной проверки;

- применение аналитических процедур.

Это позволяет аудитору выбрать аудиторские процедуры, которые уменьшат аудиторский риск до приемлемо низкого уровня.

Между существенностью и аудиторским риском существует об­ратная зависимость, т. е. чем выше уровень существенности, тем ниже уровень аудиторского риска, и наоборот.

Обратная зависимость между существенностью и аудиторским риском принимается во внимание аудитором при определении харак­тера, сроков проведения и объема аудиторских процедур. Например, если по завершении планирования конкретных аудиторских про­цедур аудитор определяет, что приемлемый уровень существенности ниже, то аудиторский риск повышается.

 

Дата: 2018-11-18, просмотров: 480.