Определение и оценка аудиторских рисков приведены в правиле (стандарте) № 16 «Аудиторская выборка».
Под аудиторским риском понимается риск выражения аудитором ошибочного аудиторского мнения в случае, когда в бухгалтерской отчетности содержатся существенные искажения.
Аудиторский риск включает три составные части:
1) неотъемлемый риск;
2) риск средств контроля;
3) риск необнаружения.
Неотъемлемый риск означает наличие существенных искажений показателей бухгалтерского учета и отчетности при допущении отсутствия необходимых средств внутреннего контроля.
Риск средств контроля означает риск того, что существенное искажение не будет своевременно предотвращено или обнаружено и исправлено с помощью систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля. При этом система бухгалтерского учета означает упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе и обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций. Система внутреннего контроля — это совокупность организационных мер, методик и процедур, используемых руководством организации в качестве средств для упорядоченного и эффективного ведения финансово-хозяйственной деятельности, обеспечения сохранности активов, выявления, исправления и предотвращения ошибок и искажения информации, а также своевременной подготовки достоверной отчетности.
Риск необнаружения означает риск того, что аудиторские процедуры по существу не позволяют обнаружить существенное искажение.
При определении риска рассматриваются остатки средств по счетам бухгалтерского учета или группы однотипных операций.
Для определения аудиторского риска используется следующая формула:
АР = НР х РСК х РН, (5.1)
где АР — аудиторский риск;
НР — неотъемлемый риск;
РСК — риск средств контроля,
РН — риск необнаружения.
Для расчета аудиторского риска применяются относительные величины.
Величина риска может быть выражена соотношением 0 < АР < 1.
Определение значения каждого компонента аудиторского риска зависит от различных факторов.
Оценку неотъемлемого риска следует проводить при разработке общего плана аудита. Неотъемлемый риск в отношении оценки показателей бухгалтерского учета и отчетности, как правило, является высоким. Для проведения оценки неотъемлемого риска аудитор полагается на свое профессиональное суждение и учитывает следующие факторы:
- опыт и знания руководства, а также изменения в его составе за определенный период;
- организаций в данной отрасли или нехватка капитала для дальнейшей деятельности, банкротство крупных акционеров (участников) аудируемого лица);
- характер деятельности аудируемого лица (потенциальная возможность технического устаревания продукции и услуг, сложность структуры капитала, значимость аффилированных лиц, количество производственных площадей и территориальное расположение);
- факторы, влияющие на отрасль, к которой относится аудируемое лицо (состояние экономики и условия конкуренции, изменения в области технологии, потребительского спроса и учетной политики);
- счета бухгалтерского учета, которые могут быть подвержены искажениям;
- сложность учета операций, которые могут потребовать привлечения экспертов;
- подверженность активов потерям или незаконному присвоению;
- завершение необычных и сложных операций, особенно в конце или ближе к концу отчетного периода;
- операции, которые не подвергаются процедуре обычной обработки.
Величина неотъемлемого риска может быть выражена соотношением 0 < НР < 1.
Предварительная оценка риска средств контроля представляет собой процесс определения эффективности систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля аудируемого лица с точки зрения предотвращения или обнаружения и исправления существенных искажений. Определенный риск средств контроля всегда имеет место в силу ограничений, присущих любой системе бухгалтерского учета и внутреннего контроля.
По некоторым или всем предпосылкам подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности риск средств контроля обычно оценивается аудитором как высокий в том случае, когда:
а) неэффективны системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля организации;
б) нецелесообразна оценка эффективности систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля аудируемого лица.
Для снижения уровня риска средств контроля используются различные методы документирования информации, имеющей отношение к системам бухгалтерского учета и внутреннего контроля. Выбор конкретного метода является предметом аудиторского суждения. Применяются такие методы:
- повествовательное (текстовое) описание;
- тестирование;
- вопросники;
- контрольные перечни;
- блок-схемы.
Величина риска средств контроля может быть выражена соотношением 0 < РСК < 1.
Уровень риска необнаружения напрямую связан с аудиторскими процедурами проверки по существу. Оценка неотъемлемого риска и риска средств контроля влияет на характер, временные рамки и объем аудиторских процедур проверки по существу. Они проводятся с целью снижения риска необнаружения и, следовательно, уменьшения аудиторского риска до приемлемо низкого уровня.
В этой связи аудитор рассматривает:
- характер процедур проверки по существу (проведение детальных тестов, аналитических процедур и пр.);
- временные рамки выполнения процедур проверки по существу (проведение процедур в конце отчетного периода, а не в более ранний срок);
- объем процедур проверки по существу (использование большего объема выборки).
Величина риска необнаружения может быть выражена соотношением 0 < РН < 1.
Зависимость между составными компонентами аудиторского риска приводится в таблице 5.1.
Существует обратная зависимость между риском необнаружения, с одной стороны, и совокупным уровнем неотъемлемого риска и риска средств контроля, с другой стороны. Если неотъемлемый риск и риск средств контроля высоки, необходимо, чтобы приемлемый риск необнаружения был низким, что позволит снизить аудиторский риск до приемлемо низкого уровня. Если же, напротив, неотъемлемый риск и риск средств контроля находятся на низком уровне, аудитор может принять более высокий риск необнаружения и снизить аудиторский риск до приемлемо низкого уровня.
Таблица 5.1 - Зависимость между компонентами аудиторского риска
| Аудиторская оценка риска средств контроля | |||
Высокая | Средняя | Низкая | ||
Аудиторская оценка неотъемлемого риска | ВЫСОКАЯ | САМАЯ НИЗКАЯ | БОЛЕЕ НИЗКАЯ | СРЕДНЯЯ |
СРЕДНЯЯ | БОЛЕЕ НИЗКАЯ | СРЕДНЯЯ | БОЛЕЕ ВЫСОКАЯ | |
НИЗКАЯ | СРЕДНЯЯ | БОЛЕЕ ВЫСОКАЯ | САМАЯ ВЫСОКАЯ |
5.4 Документирование аудита, форма и содержание рабочих документов
В Федеральном правиле (стандарте) аудиторской деятельности № 2 «Документирование аудита» определены общие принципы документирования аудита, требования к форме и содержанию рабочей документации аудита, порядок составления и хранения рабочей документации.
Аудит, проводимый аудиторской организацией, должен сопровождаться обязательным документированием, т. е. отражением полученной информации в рабочей документации аудита.
Рабочие документы обычно содержат:
- информацию, касающуюся организационно-правовой формы и организационной структуры аудируемого лица;
- выдержки или копии необходимых юридических документов, соглашений и протоколов;
- информацию об отрасли, экономической и правовой среде, в которой аудируемое лицо осуществляет свою деятельность;
- информацию, отражающую процесс планирования, включая программы аудита и любые изменения к ним;
- доказательства понимания аудитором систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля;
- доказательства, подтверждающие оценку неотъемлемого риска, уровня риска средств контроля и любые корректировки этих оценок;
- доказательства, подтверждающие факт анализа аудитором работы аудируемого лица по внутреннему аудиту и сделанные аудитором выводы;
- анализ финансово-хозяйственных операций и остатков по счетам бухгалтерского учета;
- анализ наиболее важных экономических показателей и тенденций их изменения;
- сведения о характере, временных рамках, объеме аудиторских процедур и результатах их выполнения;
- доказательства, подтверждающие, что работа, выполненная работниками аудитора, осуществлялась под контролем квалифицированных специалистов и была проверена;
- сведения о том, кто выполнял аудиторские процедуры, с указанием времени их выполнения;
- подробную информацию о процедурах, примененных в отношении финансовой (бухгалтерской) отчетности подразделений и/или дочерних предприятий, проверявшихся другим аудитором;
- копии сообщений, направленных другим аудиторам, экспертам и третьим лицам и полученных от них;
- копии писем и телеграмм по вопросам аудита, доведенным до сведения руководителей аудируемого лица или обсуждавшимся с ними, включая условия договора о проведении аудита или выявленные существенные недостатки системы внутреннего контроля;
- письменные заявления, полученные от аудируемого лица;
- выводы, сделанные аудитором по наиболее важным вопросам аудита, включая ошибки и необычные обстоятельства, которые были выявлены аудитором в ходе выполнения процедур аудита, и сведения о действиях, предпринятых в связи с этим аудитором;
- копии финансовой (бухгалтерской) отчетности и аудиторского заключения.
Состав, количество и содержание документов, входящих в рабочую документацию аудита, определяются аудиторской организацией исходя из характера проводимой работы, рода деятельности, состояния бухгалтерского учета, надежности системы внутреннего контроля и уровня руководства экономического субъекта.
Форма и содержание рабочих документов определяются такими факторами, как:
- характер аудиторского задания;
- требования, предъявляемые к аудиторскому заключению;
- характер и сложность деятельности аудируемого лица;
- характер и состояние систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля аудируемого лица;
- необходимость давать указания работникам аудитора, осуществлять за ними текущий контроль и проверять выполненную ими работу;
- конкретные методы и приемы, применяемые в процессе проведения аудита.
Рабочая документация находится в собственности аудиторской организации, проводившей аудит. Копии, в том числе фотокопии, документов экономического субъекта могут быть включены в рабочую документацию аудиторской организации с согласия этого экономического субъекта.
Сведения, содержащиеся в рабочей документации, являются конфиденциальными и разглашению не подлежат.
Аудиторская организация не обязана предоставлять рабочую документацию экономическому субъекту, в отношении которого проводился аудит, и не имеет права и не обязана предоставлять рабочую документацию другим лицам, включая налоговые и иные государственные органы, кроме случаев, прямо предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Рабочая документация должна содержать сведения, необходимые и достаточные для планирования аудита аудиторской организацией, подтверждения того, что аудит проведен аудиторской организацией в соответствии с актами, регулирующими аудиторскую деятельность в Российской Федерации, для составления аудиторского заключения по результатам аудита, проведенного аудиторской организацией.
Рабочая документация должна содержать записи о планировании аудита, о характере, времени проведения и объеме выполненных аудиторских процедур, а также выводы, сделанные на основе полученных в ходе аудита сведений (приложения Д—И).
В рабочей документации подлежат отражению все существенные вопросы, требующие профессионального суждения аудитора, вместе с выводами, сделанными по этим вопросам.
Сведения, включенные в рабочую документацию, должны быть изложены ясно и выражены так, чтобы были очевидны их содержание и форма и невозможны различные толкования. К моменту представления аудиторского заключения экономическому субъекту вся рабочая документация должна быть создана (получена) и завершена оформлением.
Рабочая документация должна создаваться на бумажных, машинных или иных носителях, обеспечивающих сохранность сведений, содержащихся в ней, в течение времени, установленного для хранения рабочей документации в архиве.
Документы, входящие в состав рабочей документации аудита, как правило, должны иметь следующие обязательные реквизиты:
- наименование документа;
- наименование экономического субъекта, в отношении которого проводится аудит;
- период, за который проводится аудит;
- дата выполнения аудиторской процедуры или составления документа;
- содержание документа;
- личная подпись лица, создавшего документ, и ее расшифровка;
- дата проверки документа;
- личная подпись лица, проверившего документ, и ее расшифровка.
Рабочие документы должны быть оформлены аккуратно. Каждый документ, входящий в рабочую документацию аудита, должен иметь идентификационный номер. Система построения и порядок присвоения идентификационных номеров таким документам устанавливаются аудиторской организацией.
По окончании аудита рабочая документация сдается для обязательного хранения в архив аудиторской организации. Она должна храниться скомплектованной в папки («файлы»), заведенные для каждого аудита, проводимого аудиторской организацией, отдельно. Система расположения документов в папках устанавливается аудиторской организацией. Рабочая документация должна храниться в сброшюрованном виде. Сохранность рабочей документации, оформление и передачу ее в архив организует руководитель аудиторской организации или лицо, им уполномоченное. Срок хранения в архиве аудиторской организации не менее 5 лет.
Изъятие рабочей документации у аудиторской организации может производиться только уполномоченными на то органами в случаях и порядке прямо установленных законодательством Российской Федерации.
В случае пропажи или гибели рабочей документации руководитель аудиторской организации должен назначить служебное расследование, результаты которой оформляются соответствующим актом.
Вопросы для самоконтроля:
1. Каким Федеральным правилом (стандартом) регулируется планирование аудита?
2. В чем заключается принцип комплексности планирования?
3. В чем заключается принцип непрерывности планирования?
4. В чем заключается принцип оптимальности планирования?
5. Дайте определение существенности в аудите.
6. Приведите и охарактеризуйте виды рисков.
7. Какова взаимосвязь между существенностью и аудиторским риском?
8. Назовите обязательные реквизиты рабочих документов аудитора.
9. Каковы требования к составлению и хранению рабочих документов аудитора?
Литература: [6, 14, 18, 22, 27]
Дата: 2018-11-18, просмотров: 431.