Понятие аудиторского риска и методы его оценки
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Определение и оценка аудиторских рисков приведены в правиле (стандарте) № 16 «Аудиторская выборка».

Под аудиторским риском понимается риск выражения аудитором ошибочного аудиторского мнения в случае, когда в бухгалтерской от­четности содержатся существенные искажения.

Аудиторский риск включает три составные части:

1) неотъемлемый риск;

2) риск средств контроля;

3) риск необнаружения.

Неотъемлемый риск означает наличие существенных искажений показателей бухгалтерского учета и отчетности при допущении отсут­ствия необходимых средств внутреннего контроля.

Риск средств контроля означает риск того, что существенное ис­кажение не будет своевременно предотвращено или обнаружено и ис­правлено с помощью систем бухгалтерского учета и внутреннего кон­троля. При этом система бухгалтерского учета означает упорядочен­ную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе и обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций. Система внутреннего контро­ля — это совокупность организационных мер, методик и процедур, используемых руководством организации в качестве средств для упо­рядоченного и эффективного ведения финансово-хозяйственной дея­тельности, обеспечения сохранности активов, выявления, исправле­ния и предотвращения ошибок и искажения информации, а также своевременной подготовки достоверной отчетности.

Риск необнаружения означает риск того, что аудиторские процеду­ры по существу не позволяют обнаружить существенное искажение.

При определении риска рассматриваются остатки средств по сче­там бухгалтерского учета или группы однотипных операций.

Для определения аудиторского риска используется следующая формула:

 

                                                   АР = НР х РСК х РН,                                                     (5.1)

где АР — аудиторский риск;

НР — неотъемлемый риск;

РСК — риск средств контроля,

РН — риск необнаружения.

Для расчета аудиторского риска применяются относительные ве­личины.

Величина риска может быть выражена соотношением 0 < АР < 1.

Определение значения каждого компонента аудиторского риска зависит от различных факторов.

Оценку неотъемлемого риска следует проводить при разработке общего плана аудита. Неотъемлемый риск в отношении оценки пока­зателей бухгалтерского учета и отчетности, как правило, является вы­соким. Для проведения оценки неотъемлемого риска аудитор полага­ется на свое профессиональное суждение и учитывает следующие факторы:

- опыт и знания руководства, а также изменения в его составе за определенный период;

- организаций в данной отрасли или нехватка капитала для даль­нейшей деятельности, банкротство крупных акционеров (участ­ников) аудируемого лица);

- характер деятельности аудируемого лица (потенциальная воз­можность технического устаревания продукции и услуг, слож­ность структуры капитала, значимость аффилированных лиц, количество производственных площадей и территориальное расположение);

- факторы, влияющие на отрасль, к которой относится аудируе­мое лицо (состояние экономики и условия конкуренции, изме­нения в области технологии, потребительского спроса и учет­ной политики);

- счета бухгалтерского учета, которые могут быть подвержены ис­кажениям;

- сложность учета операций, которые могут потребовать привле­чения экспертов;

- подверженность активов потерям или незаконному присвое­нию;

- завершение необычных и сложных операций, особенно в конце или ближе к концу отчетного периода;

- операции, которые не подвергаются процедуре обычной обра­ботки.

Величина неотъемлемого риска может быть выражена соотноше­нием 0 < НР < 1.

Предварительная оценка риска средств контроля представляет со­бой процесс определения эффективности систем бухгалтерского уче­та и внутреннего контроля аудируемого лица с точки зрения предот­вращения или обнаружения и исправления существенных искаже­ний. Определенный риск средств контроля всегда имеет место в силу ограничений, присущих любой системе бухгалтерского учета и внут­реннего контроля.

По некоторым или всем предпосылкам подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности риск средств контроля обычно оценива­ется аудитором как высокий в том случае, когда:

а) неэффективны системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля организации;

б) нецелесообразна оценка эффективности систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля аудируемого лица.

Для снижения уровня риска средств контроля используются раз­личные методы документирования информации, имеющей отноше­ние к системам бухгалтерского учета и внутреннего контроля. Выбор конкретного метода является предметом аудиторского суждения. Применяются такие методы:

- повествовательное (текстовое) описание;

- тестирование;

- вопросники;

- контрольные перечни;

- блок-схемы.

Величина риска средств контроля может быть выражена соотно­шением 0 < РСК < 1.

Уровень риска необнаружения напрямую связан с аудиторскими процедурами проверки по существу. Оценка неотъемлемого риска и риска средств контроля влияет на характер, временные рамки и объем аудиторских процедур проверки по существу. Они проводятся с це­лью снижения риска необнаружения и, следовательно, уменьшения аудиторского риска до приемлемо низкого уровня.

В этой связи аудитор рассматривает:

- характер процедур проверки по существу (проведение деталь­ных тестов, аналитических процедур и пр.);

- временные рамки выполнения процедур проверки по существу (проведение процедур в конце отчетного периода, а не в более ранний срок);

- объем процедур проверки по существу (использование больше­го объема выборки).

Величина риска необнаружения может быть выражена соотноше­нием 0 < РН < 1.

Зависимость между составными компонентами аудиторского риска приводится в таблице 5.1.

Существует обратная зависимость между риском необнаружения, с одной стороны, и совокупным уровнем неотъемлемого риска и рис­ка средств контроля, с другой стороны. Если неотъемлемый риск и риск средств контроля высоки, необходимо, чтобы приемлемый риск необнаружения был низким, что позволит снизить аудиторский риск до приемлемо низкого уровня. Если же, напротив, неотъемлемый риск и риск средств контроля находятся на низком уровне, аудитор может принять более высокий риск необнаружения и снизить ауди­торский риск до приемлемо низкого уровня.

 

Таблица 5.1 - Зависимость между компонентами аудиторского риска

 

Аудиторская оценка риска средств контроля

 
Высокая Средняя Низкая  

Аудиторская оценка неотъемлемого риска

ВЫСОКАЯ САМАЯ НИЗКАЯ БОЛЕЕ НИЗКАЯ СРЕДНЯЯ
СРЕДНЯЯ БОЛЕЕ НИЗКАЯ СРЕДНЯЯ БОЛЕЕ ВЫСОКАЯ
НИЗКАЯ СРЕДНЯЯ БОЛЕЕ ВЫСОКАЯ САМАЯ ВЫСОКАЯ

 

5.4 Документирование аудита, форма и содержание рабочих документов

В Федеральном правиле (стандарте) аудиторской деятельности № 2 «Документирование аудита» определены общие принципы доку­ментирования аудита, требования к форме и содержанию рабочей до­кументации аудита, порядок составления и хранения рабочей документации.

Аудит, проводимый аудиторской организацией, должен сопрово­ждаться обязательным документированием, т. е. отражением получен­ной информации в рабочей документации аудита.

Рабочие документы обычно содержат:

- информацию, касающуюся организационно-правовой формы и организационной структуры аудируемого лица;

- выдержки или копии необходимых юридических документов, соглашений и протоколов;

- информацию об отрасли, экономической и правовой среде, в которой аудируемое лицо осуществляет свою деятельность;

- информацию, отражающую процесс планирования, включая программы аудита и любые изменения к ним;

- доказательства понимания аудитором систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля;

- доказательства, подтверждающие оценку неотъемлемого риска, уровня риска средств контроля и любые корректировки этих оценок;

- доказательства, подтверждающие факт анализа аудитором рабо­ты аудируемого лица по внутреннему аудиту и сделанные ауди­тором выводы;

- анализ финансово-хозяйственных операций и остатков по сче­там бухгалтерского учета;

- анализ наиболее важных экономических показателей и тенден­ций их изменения;

- сведения о характере, временных рамках, объеме аудиторских процедур и результатах их выполнения;

- доказательства, подтверждающие, что работа, выполненная ра­ботниками аудитора, осуществлялась под контролем квалифи­цированных специалистов и была проверена;

- сведения о том, кто выполнял аудиторские процедуры, с указа­нием времени их выполнения;

- подробную информацию о процедурах, примененных в отноше­нии финансовой (бухгалтерской) отчетности подразделений и/или дочерних предприятий, проверявшихся другим аудитором;

- копии сообщений, направленных другим аудиторам, экспертам и третьим лицам и полученных от них;

- копии писем и телеграмм по вопросам аудита, доведенным до сведения руководителей аудируемого лица или обсуждавшимся с ними, включая условия договора о проведении аудита или вы­явленные существенные недостатки системы внутреннего кон­троля;

- письменные заявления, полученные от аудируемого лица;

- выводы, сделанные аудитором по наиболее важным вопросам аудита, включая ошибки и необычные обстоятельства, которые были выявлены аудитором в ходе выполнения процедур аудита, и сведения о действиях, предпринятых в связи с этим аудитором;

- копии финансовой (бухгалтерской) отчетности и аудиторского заключения.

Состав, количество и содержание документов, входящих в рабо­чую документацию аудита, определяются аудиторской организацией исходя из характера проводимой работы, рода деятельности, состоя­ния бухгалтерского учета, надежности системы внутреннего контроля и уровня руководства экономического субъекта.

Форма и содержание рабочих документов определяются такими факторами, как:

- характер аудиторского задания;

- требования, предъявляемые к аудиторскому заключению;

- характер и сложность деятельности аудируемого лица;

- характер и состояние систем бухгалтерского учета и внутренне­го контроля аудируемого лица;

- необходимость давать указания работникам аудитора, осущест­влять за ними текущий контроль и проверять выполненную ими работу;

- конкретные методы и приемы, применяемые в процессе прове­дения аудита.

Рабочая документация находится в собственности аудиторской организации, проводившей аудит. Копии, в том числе фотокопии, документов экономического субъекта могут быть включены в рабо­чую документацию аудиторской организации с согласия этого эконо­мического субъекта.

Сведения, содержащиеся в рабочей документации, являются кон­фиденциальными и разглашению не подлежат.

Аудиторская организация не обязана предоставлять рабочую до­кументацию экономическому субъекту, в отношении которого про­водился аудит, и не имеет права и не обязана предоставлять рабочую документацию другим лицам, включая налоговые и иные государст­венные органы, кроме случаев, прямо предусмотренных законода­тельством Российской Федерации.

Рабочая документация должна содержать сведения, необходи­мые и достаточные для планирования аудита аудиторской организа­цией, подтверждения того, что аудит проведен аудиторской органи­зацией в соответствии с актами, регулирующими аудиторскую дея­тельность в Российской Федерации, для составления аудиторского заключения по результатам аудита, проведенного аудиторской орга­низацией.

Рабочая документация должна содержать записи о планировании аудита, о характере, времени проведения и объеме выполненных аудиторских процедур, а также выводы, сделанные на основе полу­ченных в ходе аудита сведений (приложения Д—И).

В рабочей документации подлежат отражению все существенные вопросы, требующие профессионального суждения аудитора, вместе с выводами, сделанными по этим вопросам.

Сведения, включенные в рабочую документацию, должны быть из­ложены ясно и выражены так, чтобы были очевидны их содержание и форма и невозможны различные толкования. К моменту представления аудиторского заключения экономическому субъекту вся рабочая доку­ментация должна быть создана (получена) и завершена оформлением.

Рабочая документация должна создаваться на бумажных, машин­ных или иных носителях, обеспечивающих сохранность сведений, со­держащихся в ней, в течение времени, установленного для хранения рабочей документации в архиве.

Документы, входящие в состав рабочей документации аудита, как правило, должны иметь следующие обязательные реквизиты:

- наименование документа;

- наименование экономического субъекта, в отношении которо­го проводится аудит;

- период, за который проводится аудит;

- дата выполнения аудиторской процедуры или составления до­кумента;

- содержание документа;

- личная подпись лица, создавшего документ, и ее расшифровка;

- дата проверки документа;

- личная подпись лица, проверившего документ, и ее расшиф­ровка.

Рабочие документы должны быть оформлены аккуратно. Каждый документ, входящий в рабочую документацию аудита, должен иметь идентификационный номер. Система построения и порядок присвое­ния идентификационных номеров таким документам устанавливают­ся аудиторской организацией.

По окончании аудита рабочая документация сдается для обяза­тельного хранения в архив аудиторской организации. Она должна храниться скомплектованной в папки («файлы»), заведенные для ка­ждого аудита, проводимого аудиторской организацией, отдельно. Система расположения документов в папках устанавливается ауди­торской организацией. Рабочая документация должна храниться в сброшюрованном виде. Сохранность рабочей документации, оформ­ление и передачу ее в архив организует руководитель аудиторской ор­ганизации или лицо, им уполномоченное. Срок хранения в архиве аудиторской организации не менее 5 лет.

Изъятие рабочей документации у аудиторской организации мо­жет производиться только уполномоченными на то органами в случаях и порядке прямо установленных законодательством Российской Федерации.

В случае пропажи или гибели рабочей документации руководитель аудиторской организации должен назначить служебное расследование, результаты которой оформляются соответствующим актом.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Каким Федеральным правилом (стандартом) регулируется планирование аудита?

2. В чем заключается принцип комплексности планирования?

3. В чем заключается принцип непрерывности планирования?

4. В чем заключается принцип оптимальности планирования?

5. Дайте определение существенности в аудите.

6. Приведите и охарактеризуйте виды рисков.

7. Какова взаимосвязь между существенностью и аудиторским риском?

8. Назовите обязательные реквизиты рабочих документов аудитора.

9. Каковы требования к составлению и хранению рабочих документов аудитора?

 

Литература: [6, 14, 18, 22, 27]

 

 

Дата: 2018-11-18, просмотров: 431.