Законом № 307-ФЗ предусмотрены федеральные стандарты аудиторской деятельности, устанавливающие единые требования к порядку осуществления аудита; оформлению и оценке качества аудита; порядку подготовки аудиторов и оценке их квалификации.
Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности являются обязательными для аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, а также для аудируемых лиц, за исключением положений, в отношении которых указано, что они имеют рекомендательный характер.
Значение федеральных аудиторских стандартов состоит в том, что они:
- способствуют обеспечению высокого качества аудиторской проверки;
- содействуют внедрению в практику аудита новых научных достижений;
- определяют действия аудитора в конкретных ситуациях.
Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности утверждаются Правительством Российской Федерации. Работа по разработке национальных аудиторских стандартов включает два этапа: стандарты, утвержденные до 2002 г., и стандарты, утвержденные после 2002 г.
До 2002 г. применялись российские аудиторские стандарты, которые были утверждены протоколами Комиссии по аудиторской деятельности при Президенте РФ. С 2002 г. используются федеральные правила (стандарты), которые утверждены постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. № 696 «Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности».
Федеральные стандарты отличаются от ранее применяемых российских стандартов. Разработаны они с учетом международных стандартов аудита, имеют сквозную нумерацию, ориентированы на особенности рыночной экономики и практику аудита. При этом следует заметить, до момента утверждения соответствующего федерального правила (стандарта) аудита действует аналогичный российский аудиторский стандарт. В таблице 3.2 представлен перечень федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности.
Таблица 3.2 - Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности
№ правила (стандарта) | Наименование стандарта | Краткое содержание стандарта |
1 | 2 | 3 |
1 | Цели и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности | Введение, цель аудита, общие принципы аудита, объем аудита, разумная уверенность, ответственность за финансовую (бухгалтерскую) отчетность |
2 | Документирование аудита | Введение, форма и содержание рабочих документов, конфиденциальность, обеспечение сохранности рабочих документов и право собственности на них |
3 | Планирование аудита | Введение, планирование работы, общий план аудита, программа аудита, изменения в общем плане и программе аудита |
4 | Существенность в аудите | Введение, существенность, взаимосвязь между существенностью и аудиторским риском, существенность и аудиторский риск при оценке аудиторских доказательств, оценка последствий искажений |
Продолжение таблицы 3.2 | ||
1 | 2 | 3 |
5 | Аудиторские доказательства | Введение, достаточные надлежащие аудиторские доказательства, процедуры получения аудиторских доказательств |
6 | Утратило силу (Постановление Правительства РФ от 2 августа 2010 г. № 586) | |
7 | Контроль качества выполнения заданий по аудиту | Ведение, определения, используемые в настоящем правиле (стандарте) аудиторской деятельности, обязанности руководителя аудиторской проверки по обеспечению качества проведения аудита, этические требования, решение о принятии на обслуживание нового клиента или продолжении сотрудничества с клиентом по конкретному аудиторскому заданию, формирование аудиторской группы, выполнение задания, мониторинг |
8 | Понимание деятельности аудируемого лица, среды, в которой она осуществляется, и оценка рисков существенного искажения аудируемой финансовой (бухгалтерской) отчетности | Введение, процедуры оценки рисков и источники информации о деятельности аудируемого лица и среде, в которой она осуществляется, включая систему внутреннего контроля, понимание деятельности аудируемого лица и среды, в которой она осуществляется, включая систему внутреннего контроля, оценка рисков существенного искажения, сообщение, полученной по результатам аудита, руководству аудируемого лица и представителям собственника, документирование, приложения к стандарту |
9 | Связанные стороны | Введение, наличие связанных сторон и раскрытие информации о них, операции со связанными сторонами, проверка выявленных операций со связанными сторонами, заявления руководства аудируемого лица, выводы аудитора и аудиторское заключение |
10 | События после отчетной даты | Введение; события, произошедшие до даты подписания аудиторского заключения; отражение событий, произошедших после даты подписания аудиторского заключения, но до даты предоставления пользователям финансовой (бухгалтерской) отчетности; отражение событий, обнаруженных после предоставления пользователям финансовой (бухгалтерской) отчетности; осуществление эмиссии ценных бумаг |
11 | Применимость допущения непрерывности деятельности аудируемого лица | Введение; факторы, оказывающие влияние на непрерывность деятельности; действия аудитора по планированию и проверке применения допущения непрерывности деятельности аудируемого лица; дополнительные аудиторские процедуры в случае выявления факторов, касающихся допущения непрерывности деятельности аудируемого лица; выводы аудитора и аудиторское заключение; подписание или утверждение финансовой (бухгалтерской) отчетности значительно позже отчетной даты |
Продолжение таблицы 3.2 | ||
1 | 2 | 3 |
12 | Согласование условий проведения аудита | Введение, договор оказания аудиторских услуг, повторяющийся аудит, изменение аудиторского задания, приложение к стандарту |
13 | Утратило силу (Постановление Правительства РФ от 27 января 2011 г. № 30) | |
14 | Утратило силу (Постановление Правительства РФ от 27 января 2011 г. № 30) | |
15 | Утратило силу (Постановление Правительства РФ от 19 ноября 2008 г. № 863) | |
16 | Аудиторская выборка | Введение; определения, используемые в настоящем Правиле (Стандарте) аудиторской деятельности; аудиторские доказательства; учет риска при получении аудиторских доказательств; отбор элементов для тестирования с целью получения аудиторских доказательств; статистический и нестатистический подходы к выборочной проверке, построение выборки, объем выборки; отбор подлежащей проверке совокупности элементов; проведение аудиторских процедур; характер и причина ошибок; экстраполяция (распространение) ошибок; оценка результатов проверки элементов в отобранной совокупности, приложения к стандарту |
17 | Получение аудиторских доказательств в конкретных случаях | Введение, присутствие аудитора при проведении инвентаризации материальнопроизводственных запасов, раскрытие информации о судебных делах и претензионных спорах, оценка и раскрытие информации о долгосрочных финансовых вложениях, раскрытие информации по отчетным сегментам финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица |
18 | Получение аудитором подтверждающей информации из внешних источников | Введение; связь процедур внешнего подтверждения с оценкой рисков; предпосылки подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности, в отношении которых могут быть получены внешние подтверждения; подготовка запроса для внешнего подтверждения; позитивные и негативные внешние подтверждения; пожелания руководства аудируемого лица; особенности лиц, предоставляющих ответ на запрос; процедура внешнего подтверждения; оценка результатов полученных ответов; получение внешних подтверждений до отчетной даты |
19 | Особенности первой проверки аудируемого лица | Введение, аудиторские процедуры при первой проверке аудируемого лица, особенности аудиторского заключения при первой проверке аудируемого лица, приложение к стандарту |
20 | Аналитические процедуры | Сущность и цели аналитических процедур, аналитические процедуры при планировании аудита, аналитические процедуры как разновидность аудиторских процедур проверки по существу, аналитические процедуры как общая обзорная проверка отчетности, надежность аналитических процедур |
Продолжение таблицы 3.2 | ||
1 | 2 | 3 |
21 | Особенности аудита оценочных значений | Введение; особенности расчета оценочных значений; аудиторские процедуры при аудите оценочных значений; общая и детальная проверка процедур, применяемых руководством аудируемого лица; использование независимой оценки; проверка последующих событий; оценка результатов аудиторских процедур |
22 | Сообщение информации, полученной по результатам аудита, руководству аудируемого лица и представителям его собственника | Введение; надлежащие получатели информации; информация, которую следует сообщать руководству аудируемого лица и представителям его собственника; сроки сообщения информации руководству аудируемого лица и представителям его собственника; формы сообщения информации надлежащим получателям; конфиденциальность; нормативные правовые акты Российской Федерации в части предоставления аудитором информации |
23 | Заявления и разъяснения руководства аудируемого лица | Введение, признание руководством аудируемого лица ответственности за финансовую (бухгалтерскую) отчетность аудируемого лица, использование заявлений и разъяснений руководства аудируемого лица в качестве аудиторских доказательств, документальное оформление заявлений и разъяснений руководства аудируемого лица, действия аудитора при отказе руководства аудируемого лица представить заявления и разъяснения, приложение к стандарту |
24 | Основные принципы федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности, имеющих отношение к услугам, которые могут предоставляться аудиторскими организациями и аудиторами | Введение; основные принципы финансовой (бухгалтерской) отчетности; основные принципы аудита и сопутствующих аудиту услуг; уровни уверенности, обеспечиваемой аудитором; аудит; сопутствующие аудиту услуги, ненадлежащее использование имени аудитора, приложение к стандарту |
25 | Учет особенностей аудируемого лица, финансовую (бухгалтерскую) отчетность которого подготавливает специализированная организация | Введение; вопросы, рассматриваемые аудитором аудируемого лица; заключение аудитора специализированной организации |
26 | Сопоставимые данные в финансовой (бухгалтерской) отчетности | Введение, соответствующие показатели, сопоставимая финансовая (бухгалтерская) отчетность, приложения к стандарту |
27 | Прочая информация в документах, содержащих проаудированную финансовую (бухгалтерскую) отчетность | Введение, доступ к прочей информации, рассмотрение прочей информации, существенные несоответствия, существенное искажение фактов, доступность прочей информации после даты аудиторского заключения |
28 | Использование результатов работы другого аудитора | Введение; назначение основного аудитора; процедуры, выполняемые основным аудитором; сотрудничество между аудиторами; вопросы, рассмотриваемые при составлении аудиторского заключения; разделение ответственности |
Продолжение таблицы 3.2 | ||
1 | 2 | 3 |
29 | Рассмотрение работы внутреннего аудита | Введение, объем и цели внутреннего аудита, взаимоотношения между внутренним аудитом и внешним аудитором, понимание и предварительная оценка внутреннего аудита, сроки взаимодействия и координации, оценка эффективности внутреннего аудита |
30 | Выполнение согласованных процедур в отношении финансовой информации | Введение, цель выполнения согласованных процедур в отношении финансовой информации, общие принципы выполнения согласованных процедур в отношении финансовой информации, определение условий выполнения согласованных процедур в отношении финансовой , процедуры и доказательства, подготовка отчета, приложение к стандарту |
31 | Компиляция финансовой информации | Введение, цель компиляции финансовой информации, общие принципы выполнения компиляции финансовой информации, определение условий компиляции финансовой информации, процедуры, подготовка отчета о выполнении компиляции финансовой информации, приложение к стандарту |
32 | Использование аудитором результатов работы эксперта | Введение, определение необходимости использования результатов работы эксперта, компетентность и объективность эксперта, объем работы эксперта, оценка результатов работы эксперта, ссылка на результаты работы эксперта в аудиторском заключении |
33 | Обзорная проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности | Введение, общие принципы выполнения обзорной проверки,условия проведения обзорной проверки, процедуры и доказательства, подготовка заключения по результатам обзорной проверки, приложения к стандарту |
34 | Контроль качества услуг в аудиторских организациях | Введение; обязанности руководства аудиторской организации по обеспечению качества услуг, оказываемых аудиторской организацией; этические требования; принятие на обслуживание нового клиента или продолжение сотрудничества; кадровая работа; выполнение задания; мониторинг; документирование |
ФСАД 1/2010 | Аудиторское заключение о бухгалтерской (финансовой) отчетности и формирование мнения о ее достоверности | Основные элементы аудиторского заключения; модифицированное аудиторское заключение; немодифицированное аудиторское заключение; требования к оформлению аудиторского заключения, приложения к стандарту |
ФСАД 2/2010 | Модифицированное мнение в аудиторском заключении | Порядок формирования модифицированного мнения, существенные искажения бухгалтерской отчетности, мнение с оговоркой, отрицательное мнение, отказ от выражения мнения, приложения к стандарту |
Продолжение таблицы 3.2 | ||
1 | 2 | 3 |
ФСАД 3/2010 | Дополнительная информация в аудиторском заключении | Требования к форме и содержанию дополнительной информации включаемой в аудиторское заключение, оформление привлекающей внимание части, приложение к стандарту |
ФСАД 4/2010 | Принципы осуществления внешнего контроля качества работы | Общие положения, требования к организации ВККР, оценка правил внутреннего контроля качества работы объекта ВККР, документирование |
ФСАД 5/2010 | Обязанности аудитора по рассмотрению недобросовестных действий входе аудита | Требования к порядку проведения аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности в части обязанностей по рассмотрению входе аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности действий, совершенных обманным путем; приложения к стандарту |
ФСАД 6/2010 | Обязанности аудитора по рассмотрению соблюдения аудируемым лицом требований нормативных правовых актов в ходе аудита | Требования к порядку проведения аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности в части обязанностей по рассмотрению входе аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности соблюдения аудируемым лицом требований нормативных правовых актов, приложения к стандарту |
ФСАД 7/2011 | Аудиторские доказательства | Общие положения, аудиторские процедуры и информация, используемая в качестве аудиторских доказательств, отбор элементов для тестирования с целью получения аудиторских доказательств, приложение к стандарту |
ФСАД 8/2011 | Особенности аудита отчетности, составленной по специальным правилам | Требования к порядку проведения аудита отчетности, содержащей систематизированную по специальным правилам финансовую информацию, аудиторское заключение об отчетности, составленной по специальным правилам, приложение к стандарту |
ФСАД 9/2011 | Особенности аудита отдельной части отчетности | Требования к порядку проведения отдельной части (отдельных частей) бухгалтерской (финансовой) отчетности или отчетности составленной по специальным правилам, приложение к стандарту |
Вопросы для самоконтроля:
1. Какова роль правил (стандартов) аудиторской деятельности в работе аудиторских фирм;
2. Дайте определение правилам (стандартам) аудиторской деятельности.
3. Назовите виды аудиторских стандартов, дайте их характеристику.
4. Кто является разработчиком международных стандартов аудита?
5. Раскройте структуру федеральный аудиторских стандартов.
6. Каковы перспективы развития федеральных аудиторских стандартов в условиях реформирования аудиторской деятельности в России?
7. Укажите принципы группировки международных и федеральных стандартов аудита.
Литература: [ 8, 9, 10, 14, 27]
ОРГАНИЗАЦИЯ АУДИТА И ПОДГОТОВКА К ЕГО ПРОВЕДЕНИЮ
4.1 Этапы аудиторской проверки
4.2 Предварительное знакомство аудитора с клиентом и понимание деятельности аудируемого лица
4.3 Согласование условий проведения аудита
4.4 Изучение и оценка системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля аудируемого лица
Этапы аудиторской проверки
Аудиторская проверка включает ряд последовательных действий, выполняемых аудитором для сбора доказательств и выражения мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности во всех существенных аспектах.
Процесс аудиторской проверки в соответствии с федеральными правилами (стандартами) аудита целесообразно разделить на следующие этапы:
1. организация и подготовка к проведению аудита;
2. планирование аудита;
3. осуществление аудиторской проверки;
4. обобщение и оформление результатов проверки.
На каждом этапе контроля аудитор осуществляет набор аудиторских процедур, использует специальные методы и приемы проверки и руководствуется федеральными стандартами, а также стандартами саморегулируемой организации аудиторов, членом которой является аудиторская организация или индивидуальный аудитор, и профессиональными стандартами, а также этическими принципами: независимость; честность; объективность; профессиональная компетентность и добросовестность; конфиденциальность; профессиональное поведение.
Этапы и последовательность проведения аудита приведены в таблице 4.1.
В ходе планирования и проведения аудита аудитор должен проявлять профессиональный скептицизм и понимать, что могут существовать обстоятельства, влекущие за собой существенное искажение финансовой (бухгалтерской) отчетности.
Проявление профессионального скептицизма означает, что аудитор критически оценивает весомость полученных аудиторских доказательств и внимательно изучает аудиторские доказательства, которые противоречат каким-либо документам или заявлениям руководства либо ставят под сомнение достоверность таких документов или заявлений.
Профессиональный скептицизм следует проявлять в ходе аудита, чтобы, в частности, не упустить из виду подозрительные обстоятельства, не сделать неоправданных обобщений при подготовке выводов, не использовать ошибочные допущения при определении характера, временных рамок и объема аудиторских процедур, а также при оценке их результатов.
При планировании и проведении аудита аудитор не должен исходить из того, что руководство аудируемого лица является бесчестным, но не должен предполагать и безоговорочной их честности.
Объем аудита определяется набором аудиторских процедур, которые необходимо выполнить аудитору для достижения поставленной цели. Процедуры, необходимые для проведения аудита, определяются аудитором с учетом федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности, профессиональных стандартов аудита, применяемых в саморегулируемой организации аудиторов, членом которых он является, а также стандартов аудиторской деятельности аудитора. Помимо правил (стандартов) аудитор при определении объема аудита обязан принимать во внимание федеральные законы, другие нормативные правовые акты и, если необходимо, условия аудиторского задания и требования по подготовке заключения.
Последовательное проведение аудита обеспечивает разумную уверенность аудитора в том, что рассматриваемая финансовая (бухгалтерская) отчетность клиента не содержит существенных искажений. Понятие разумной уверенности — это общий подход, относящийся к процессу
Таблица 4.1 - Этапы и последовательность проведения аудиторской проверки
Этап аудита | Действия, выполняемые аудитором при реализации конкретного этапа |
Организация и подготовка к проведению аудита | 1. Предварительное знакомство с клиентом и установление особенностей деятельности аудируемого лица. 2. Подготовка письма о проведении аудита. 3. Определение объема проверки. 4. Заключение договора на проведение аудиторской проверки. 5. Изучение и оценка систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля |
Планирование аудита | 1. Оценка уровня существенности. 2. Оценка аудиторского риска. 3. Определение аудиторской выборки. 4. Планирование аудита и составление программы аудиторской проверки. 5. Определение комплекта рабочих документов аудитора |
Осуществление аудиторской проверки | 1. Сбор аудиторских доказательств. 2. Использование аналитических процедур. 3. Рассмотрение фактов ошибок и недобросовестных действий в процессе проверки. 4. Соблюдение требований нормативных документов и подтверждение соответствия деятельности аудируемого лица действующему законодательству. 5. Проверки оценочных значений и оценка их влияния на достоверность отчетности. 6. Использование результатов работы внутреннего аудита. 7. Использование работы эксперта. 8. Тестирование результатов работы другого аудитора. 9. Документирование аудита |
Обобщение и оформление результатов проверки | 1. Подготовка письменной информации руководству аудируемого лица или собственникам. 2. Подготовка аудиторского заключения. 3. Оценка событий, произошедших после даты составления отчетности. 4. Раскрытие информации об аффилированных лицах в отчетности и аудиторском заключении. 5. Оценка допущения непрерывности деятельности аудируемого лица |
накопления аудиторских доказательств, необходимых и достаточных для того, чтобы аудитор сделал вывод об отсутствии существенных искажений в финансовой (бухгалтерской) отчетности, рассматриваемой как единое целое. Понятие разумной уверенности применяется ко всему процессу аудита.
Предварительное знакомство аудитора с клиентом и понимание деятельности аудируемого лица
Оперативное и эффективное проведение аудиторской проверки требует предварительной работы и планирования.
Предварительная деятельность начинается с принятия решения о начале или продолжении сотрудничества с клиентом (экономическим субъектом), т. е. выбора клиента. На этой стадии происходит знакомство потенциальных партнеров: аудиторской организации, ее потенциального клиента и обмен информацией, которая позволила бы каждой из сторон принять решение о принципиальной возможности и целесообразности дальнейшего сотрудничества в области аудита.
Экономический субъект (клиент) самостоятельно выбирает аудитора или аудиторскую фирму. При этом критериями выбора могут быть: рекомендации деловых партнеров; конкурсный отбор, реклама; опыт работы на рынке аудиторских услуг; наличие лицензии на аудиторскую деятельность; уровень цен на предоставляемые услуги и сроки ее исполнения и др.
Выбрав аудиторскую фирму, заинтересованная в оказании аудиторских услуг организация составляет и направляет ей именное письмо-предложение о проведении аудита.
Работа с экономическим субъектом, обратившимся в аудиторскую организацию, должна начинаться с предварительного планирования. Его следует проводить с учетом рекомендаций, изложенных в Федеральном правиле (стандарте) № 3 «Планирование аудита», утвержденном Постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. № 696 (вред. 07.10.2004 г. № 532). Согласно стандарту аудиторская организация и индивидуальный аудитор обязаны планировать свою работу так, чтобы проверка была проведена эффективно.
Планирование аудита предполагает разработку общей стратегии и детального подхода к ожидаемому характеру, срокам проведения и объему аудиторских процедур.
Для этого аудитор должен достигнуть понимания в следующих вопросах:
- бизнес клиента, его организация, масштаб, надежность;
- соблюдение клиентом принципа действующего предприятия;
- состояние бухгалтерского учета и внутреннего контроля у клиента.
Понимание деятельности проверяемого предприятия необходимо аудитору как для осуществления правильного планирования аудита, так и для повышения качества его проведения.
Порядок ознакомления с деятельностью экономического субъекта регулируется правилом (стандартом) № 8 «Понимание деятельности аудируемого лица, среды, в которой она осуществляется, и оценка рисков существенного искажения аудируемой финансовой (бухгалтерской) отчетности».
Аудиторская организация еще до начала проведения аудита должна ознакомиться с деятельностью экономического субъекта. При проведении аудита бухгалтерской отчетности аудиторская организация должна понимать деятельность клиента в достаточной степени, чтобы правильно оценивать события, операции, используемые методы учета, которые могут оказывать существенное влияние на достоверность бухгалтерской отчетности, на ход проведения проверки или на выводы, содержащиеся в аудиторском заключении.
Понимание деятельности экономического субъекта необходимо для того, чтобы учесть при проверке стратегию и тактику экономической и финансовой политики экономического субъекта, соответствие учетной политики организации направлениям ее деятельности, проверить правильность применения нормативно-правовых актов и обосновать выводы о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта.
Понимание деятельности аудируемого лица является основой для выражения профессионального суждения аудитора. Понимание деятельности и надлежащее использование информации о деятельности аудируемого лица помогает аудитору:
- оценивать риски и выявлять проблемные области;
- эффективно планировать и проводить аудит;
- оценивать аудиторские доказательства;
- обеспечивать высокое качество аудита и обоснованность выводов.
Аудитор вырабатывает профессиональные суждения по вопросам, для решения которых важно знание деятельности аудируемого лица, на таких стадиях аудита, как:
- оценка неотъемлемого риска и риска средств контроля;
- рассмотрение коммерческих рисков и действий руководства аудируемого лица в отношении данных рисков;
- разработка общего плана аудита и программы аудита;
- определение уровня существенности и оценка того, является ли он надлежащим;
- сбор аудиторских доказательств;
- оценка официальных разъяснений и заявлений руководства и определенных им оценочных значений;
- определение областей деятельности аудируемого лица, где могут потребоваться специфические знания и навыки;
- выявление аффилированных лиц и операций с ними;
- выявление противоречивой информации (например, заявлений, противоречащих друг другу);
- обнаружение необычных обстоятельств (например, фактов недобросовестных действий или несоблюдения нормативных правовых актов);
- анализ надлежащего характера учетной политики и раскрытия информации в финансовой (бухгалтерской) отчетности.
Областями деятельности экономического субъекта, понимание которых существенно для аудиторской организации на всех стадиях проведения аудита, являются: основная деятельность, инвестиционная деятельность и прочие операции, не связанные с основной деятельностью организации.
Существуют следующие методы получения знаний о деятельности проверяемого предприятия.
Тестирование общих экономических факторов деятельности экономического субъекта, в частности общего уровня развития экономики (например, спад или рост); процентных ставок и наличия финансовых ресурсов; инфляции, девальвации или ревальвации национальной валюты; политики Правительства РФ в вопросах денежной, налоговой, тарифной политики; курса иностранной валюты и механизма валютного контроля.
Анализ особенностей отрасли, влияющих на деятельность аудируемого лица. Аудитор должен оценить:
- рынок и конкуренцию в отрасли;
- изменения в технологии производства;
- коммерческий риск (например, новая технология, применяемая в производстве продукции, легкий доступ на рынок новых конкурентов);
- сокращение или расширение деятельности;
- неблагоприятные условия деятельности (например, снижение спроса, неиспользуемые производственные мощности, серьезная ценовая конкуренция);
- экономические показатели в отрасли;
- проблемы отрасли и отраслевые особенности бухгалтерского учета;
- экологические требования и проблемы;
- требования нормативных правовых актов, в том числе регулирующих сферу деятельности аудируемого лица;
- доступность и стоимость энергоресурсов;
- особенности деятельности (например, в отношении трудовых договоров, порядка финансирования, порядка ведения бухгалтерского учета).
Изучение системы управления и структуры собственности аудируемого лица. Рассматриваются корпоративная и организационная структура; акционеры и их аффилированные лица; структура капитала; цели, принципы, стратегические планы руководства; источники и методы финансирования; совет директоров и его состав; руководители, текучесть кадров, основной финансовый персонал и его статус в организации, укомплектованность бухгалтерии кадрами, стиль работы; наличие и качество работы подразделения внутреннего аудита; отношение руководства аудируемого лица к системе внутреннего контроля.
Оценка продукции, рынков, поставщиков, расходов, производственной деятельности аудируемого лица, а именно: характер деятельности; местонахождение производственных помещений, складов, служебных помещений; характеристика персонала; рынки сбыта продукции или предоставления услуг; поставщики товаров и услуг; товарно-материальные запасы; лицензии, патенты; основные виды расходов; научные исследования и разработки; действующие информационные системы.
Анализ факторов, относящихся к финансовому положению аудируемого лица, включающих основные финансовые показатели и тенденции их изменения.
Инспектирование условий, в которых осуществляется подготовка финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица, в том числе внешние факторы, оказывающие воздействие на руководство в процессе подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности.
Принимаются во внимание особенности законодательства:
- требования нормативных правовых актов, применяемых в процессе деятельности аудируемого лица, в том числе в сфере налогообложения;
- требования раскрытия информации, характерные для данного вида деятельности;
- требования к аудиторскому заключению;
-возможные пользователи финансовой (бухгалтерской) отчетности.
При выявлении таких аспектов деятельности проверяемого предприятия, которые требуют специальных знаний, аудитор может привлекать к работе эксперта. Для получения более глубоких знаний о бизнесе клиента аудитор применяет аналитические процедуры, выявляющие существенные отклонения от различного рода базовых показателей.
Существует множество источников, из которых аудитор может получить знания о деятельности клиента. Основные действия аудитора, необходимые источники информации, используемые аудиторами на стадии предварительного планирования, приведены в таблице 4.2.
Таблица 4.2 - Действия аудитора на стадии предварительного планирования
Вопросы для рассмотрения | Источники информации | Аудиторские процедуры |
Характеристика отраслевых особенностей и специфики деятельности предприятия-клиента | Учредительные документы, информация СМИ и органов статистики, статистическая отчетность клиента | Собеседование с руководством, визуальный осмотр, анализ статистических отраслевых данных |
Изучение структуры уставного капитала, состава учредителей и акционеров | Устав, учредительные документы, протоколы заседания совета директоров, собраний акционеров, другие аналогичные документы, регистрационные свидетельства | Собеседование с руководством, анализ правоустанавливающих документов |
Изучение организационно-управленческой структуры предприятия-клиента, видов деятельности и технологических особенностей | Учредительные документы, патенты, лицензии, статистическая, внутренняя отчетность и распорядительные документы | Анкетирование и собеседование с руководством, визуальный осмотр |
Анализ взаимоотношений с налоговыми органами, банками, поставщиками, покупателями и другими партнерами | Акты проверок налоговых и других проверяющих органов, бухгалтерская отчетность, иски и другие юридические дела в судах, арбитражах | Собеседование и документальный анализ, собеседование с партнерами, письменные запросы банкам, поставщикам и другим контрагентам |
Общая оценка финансового состояния предприятия-клиента | Бухгалтерская финансовая отчетность | Экспресс-анализ, аналитические процедуры |
Общий анализ системы бухгалтерского учета и внутрихозяйственного контроля | Бухгалтерская отчетность, учетная политика, внутренние положения, должностные инструкции | Собеседование, анкетирование и анализ методологических положений учетной политики |
Перед аудиторской проверкой и в ходе ее проведения все произведенные процедуры и полученная информация отражаются в рабочих документах аудитора.
Понимание деятельности клиента должно быть использовано аудиторской организацией на всех стадиях проведения аудита, начиная с квалифицированного выбора экономического субъекта для проведения аудита, рационального планирования аудита, определения аудиторского риска и уточнения уровня существенности. Оно необходимо также в целях эффективного проведения аудита — выбора видов и методов выполнения аналитических процедур, оценки получаемых аудиторских доказательств, оценки допущения непрерывности деятельности экономического субъекта, определения третьих сторон, выявления противоречивой информации.
По результатам предварительного изучения экономического субъекта (предприятия-клиента) аудитор должен принять решения:
- о принципиальной возможности аудита бухгалтерской отчетности клиента;
- о возможности сотрудничества с экономическим субъектом (репутация клиента, его платежеспособность);
- об оценке собственной способности аудиторов к выполнению работы (с учетом квалификации, опыта, знания отрасли клиента).
На стадии предварительного планирования с руководством экономического субъекта согласовываются также и другие организационные вопросы, в частности создание нормальных условий для работы, оплата оказанных услуг. Таким образом, по итогам предварительного планирования аудиторская организация должна решить, согласна ли она работать с данным клиентом.
Если аудиторская организация и экономический субъект пришли к соглашению о возможности проведения аудита и согласовали принципиальные моменты его проведения, они переходят к документальному оформлению своих взаимоотношений (составлению письма о проведении аудита и договора).
4.3 Согласование условий проведения аудита
Аудиторские услуги отличаются от услуг других видов (например, юридических, консультационных, информационных и т. д.). Отличие это заключается прежде всего в содержании обязательств, а также в ответственности сторон при исполнении договора.
Отношения с экономическим субъектом оформляются, как это предусмотрено Гражданским кодексом РФ, заключением договора.
Но сложившаяся практика и соответствующий Федеральный стандарт № 12 «Согласование условий проведения аудита» (в ред. Постановления Правительства РФ от 19 ноября 2008 г. № 863) рекомендуют перед заключением договора направить руководству экономического субъекта письмо о проведении аудита.
До заключения договора (или при его заключении) для аудитора очень важно дополнительно разъяснить потенциальному клиенту специфику аудиторской деятельности, разграничение прав и обязательств, а также ответственности сторон при проведении аудита. Направление клиенту подобного письма помогает избежать возможного неправильного понимания руководством экономического субъекта условий предстоящего договора. Кроме того, при возникновении конфликтной ситуации между экономическим субъектом и аудиторской фирмой и разбирательстве дела в арбитражном суде письмо о проведении аудита (с отметкой экономического субъекта о его получении) может послужить дополнительным аргументом, свидетельствующим о добросовестности аудитора.
Письмо о проведении аудита должно содержать обязательные указания и по желанию аудиторской организации дополнительную информацию. Примерная структура письма о проведении аудита:
1) условия аудиторской проверки;
2) обязательства аудиторской организации;
3) обязательства проверяемой организации;
4) дополнительная информация.
Разберем структуру письма подробнее. В условиях аудиторской проверки следует указать:
а) объект и цель аудиторской проверки — подтверждение достоверности бухгалтерской отчетности организации во всех существенных отношениях;
б) порядок проверки филиалов и подразделений (если они есть), расположенных в отдалении от головной организации;
в) законодательные акты, на основании которых проводится аудит и на соответствие которым проверяется бухгалтерская отчетность.
Обязательства аудиторской организации включают:
а) соблюдение аудиторской тайны;
б) представление в установленные договором сроки письменного отчета (письменной информации) об обнаруженных существенных ошибках в бухгалтерском учете;
в) представление в установленные договором сроки аудиторского заключения о достоверности (недостоверности) бухгалтерской отчетности;
г) обеспечение достижения цели аудиторской проверки, несмотря на наличие риска необнаружения существенных ошибок в бухгалтерском учете в связи с выборочным характером применяемых аудиторских процедур и несовершенством системы внутреннего контроля.
Руководство и сотрудники проверяемой организации обязаны:
а) предоставить для проверки все необходимые документы;
б) направить дебиторам и кредиторам письма о подтверждении (неподтверждении) соответствующей задолженности;
в) обеспечить свободный доступ к компьютерной базе данных;
г) предоставить все необходимые разъяснения по возникающим у аудиторов вопросам.
Дополнительная информация может включать:
а) примерный календарный план проведения аудита и состав аудиторской группы;
б) предлагаемые условия оплаты;
в) общую характеристику применяемых методов аудита и др.
Жестких рекомендаций по составлению письма о проведении аудита нет, его содержание определяется прежде всего запросами клиента и характером взаимоотношений аудиторской организации с клиентом. При долгосрочном сотрудничестве (повторном аудите) аудиторской организации с клиентом письмо о проведении аудита может и не составляться. При повторном аудите письмо о проведении аудита составляется лишь в случае:
- фактов неправильного понимания клиентом целей, масштабов аудита, ответственности аудиторской организации и экономического субъекта;
- изменения условий проведения проверки;
- изменения в составе руководства клиента;
- значительных изменений профиля или масштабов деятельности экономического субъекта;
- изменения законодательства, влияющего на изложенные в письме положения, или существенного изменения других его положений.
Федеральным стандартом установлено также, что письмо-обязательство может служить офертой при разовых соглашениях между аудитором и экономическим субъектом. В этом случае текст письма согласно требованиям Гражданского кодекса РФ в дополнение к сведениям, указанным выше, должен содержать также существенные условия договора на аудиторскую проверку (предмет договора, стоимость, другие условия, признанные сторонами как существенные).
Письмо может также служить сопроводительным письмом к договору на аудиторскую проверку. В этом случае текст его может быть таким, как приведено в приложении А. После письма-обязательства (или вместе с ним) аудиторская организация отправляет клиенту текст договора на проведение аудиторской проверки.
Договор на проведение аудиторской проверки в соответствии с гражданским законодательством является договором возмездного оказания услуг (ст. 779—783 Гражданского кодекса РФ). По договору возмездного оказания услуг исполнитель по заданию заказчика обязуется оказать ему аудиторскую услугу, а заказчик — оплатить эту услугу. Существенными условиями подобного договора согласно требованиям Гражданского кодекса РФ являются: предмет договора (суть оказываемой услуги), порядок и сроки оплаты. Кроме того, Федеральный стандарт № 12 «Согласование условий проведения аудита» (в ред. Постановления Правительства РФ от 19 ноября 2008 г. № 863) рекомендует включать в договор в качестве существенных следующие положения:
1) цель аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности;
2) ответственность руководства аудируемого лица за подготовку и представление финансовой (бухгалтерской) отчетности;
3) объем аудита, включая ссылки на законодательство Российской Федерации и федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности;
4) аудиторское заключение и любые иные документы, которые предполагается подготовить по результатам аудита;
5) информация о том, что в связи с применением в ходе аудита выборочных методов тестирования и другими свойственными аудиту ограничениями, наряду с ограничениями, присущими системам бухгалтерского учета и внутреннего контроля аудируемого лица, имеется неизбежный риск того, что некоторые, в том числе существенные, искажения финансовой (бухгалтерской) отчетности могут остаться необнаруженными;
6) требование обеспечения свободного доступа ко всей бухгалтерской документации и другой информации, запрашиваемой в ходе проведения аудита;
7) цена проведения аудита (либо способ ее определения), а также порядок признания услуги оказанной и порядок расчетов.
Безусловно, стороны могут включать в текст договора и другие условия, которые они сочтут для себя существенными, например возможность привлечения сторонних специалистов или порядок оплаты дополнительных расходов, которые могут возникнуть в ходе оказания аудиторских услуг, и т. д. (приложение Б).
Наряду с этим в договор могут быть включены другие важные для сторон положения.
В предмете договора на оказание аудиторских услуг фиксируются сфера аудиторских услуг и их объем, в частности при проведении аудиторской проверки — работа по подготовке аудиторского заключения о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта за определенный договором период.
В условиях оказания аудиторских услуг указываются:
- цель оказания аудиторских услуг и объекты аудита, в частности филиалы и подразделения экономического субъекта (при их наличии);
- сроки и этапы оказания аудиторских услуг;
- ссылки на законодательные акты и нормативные документы, на основании которых оказываются аудиторские услуги.
В правах и обязанностях аудиторской организации отражаются необходимость или возможность:
- неукоснительного соблюдения при оказании аудиторских услуг требований законодательных актов Российской Федерации и других нормативных документов;
- самостоятельного определения форм и методов аудиторской проверки исходя из требований нормативных актов Российской Федерации, а также конкретных условий договора с экономическим субъектом;
- проверки любой документации экономического субъекта, необходимой для проведения аудита, а также получения разъяснений и дополнительных сведений по возникшим в ходе аудита вопросам;
- доступа в систему компьютерной обработки данных проверяемого экономического субъекта;
- получения по письменному запросу необходимой для осуществления аудиторской проверки информации от третьих лиц, в том числе при содействии государственных органов, поручивших проверку;
- отказа от проведения аудиторской проверки или отказа от выражения мнения о достоверности проверяемой отчетности в аудиторском заключении в случае непредставления проверяемым экономическим субъектом необходимой документации;
- квалифицированного проведения аудиторских проверок и оказания иных аудиторских услуг, соблюдения конфиденциальности полученной информации и коммерческой тайны;
- обеспечения сохранности документов, получаемых и составляемых в ходе аудиторской проверки, и неразглашения их содержания без согласия собственника (руководителя) экономического субъекта, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации.
В правах и обязанностях экономического субъекта отражаются необходимость или возможность:
- создания аудиторским организациям условий для своевременного и полного проведения проверок и оказания услуг, предоставления им всей необходимой документации, обеспечения доступа в систему компьютерной обработки информации, а также выдачи по запросу аудиторов разъяснений и объяснений в устной и письменной формах;
- получения от аудиторских организаций информации о требованиях законодательства, касающихся проведения аудита, в том числе являющихся основаниями для аудиторских замечаний и выводов;
- оперативного устранения выявленных аудиторской проверкой нарушений порядка ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности.
В разделе о стоимости и порядке оплаты аудиторских услуг указываются:
- порядок определения стоимости аудиторских услуг;
- порядок и сроки оплаты аудиторских услуг, в том числе выплаты аванса либо задатка.
В разделе об ответственности сторон и порядке разрешения споров предусматриваются:
- виды и мера ответственности за частичное или полное неисполнение обязательств по договору;
- обстоятельства, исключающие ответственность за частичное или полное неисполнение обязательств по договору;
- возможность и необходимость разрешения возникших споров и разногласий путем переговоров между сторонами договора либо в судебном порядке.
В договоре на аудиторскую проверку целесообразно отразить возможность аудитора отказаться от выдачи положительного аудиторского заключения. Нередко аудиторские фирмы включают в договор пункт о сроках предоставления клиентом документов, необходимых для проведения проверки. Изменения или дополнительные соглашения прилагаются к договору и являются его неотъемлемой частью.
В аудиторской деятельности используются не только договоры на проведение аудита, но и на абонентское обслуживание, консультационно-информационное обслуживание и др. В текст договора на оказание аудиторских услуг могут быть включены дополнительные сведения. При составлении договора, предусматривающего оказание сопутствующих аудиту услуг, целесообразно предусмотреть раздел, включающий уточнение содержания аудиторского задания.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 582.