Профессиональная этика аудитора
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Правила поведения аудиторов России установлены в Кодексе этики аудиторов, одобренном Советом по аудиторской деятельности при Минфине России (протокол от 31 мая 2007 г. № 56).

Кодексом определяются основные принципы, которые должны соблюдаться аудиторами при осуществлении профессиональной деятельности.

Достижение цели аудиторской работы требует соблюдения четырех основных требований:

Достоверность. В целом общество испытывает потребность в достоверной информации и информационных системах.

Профессионализм. Аудируемые организации, работодатели и другие заинтересованные лица испытывают потребность в специалистах, являющихся профессионалами в сфере аудита.

Качество услуг. Необходима уверенность в том, что все услуги, предоставленные аудитором, соответствуют высшим стандартам качества.

Уверенность. Лицам, пользующимся услугами аудиторов, необходима уверенность в том, что услуги оказываются в соответствии с регулирующими их профессиональными этическими нормами.

В разделе I Кодекса этики аудиторов выделены следующие принципы профессионализма.

Честность и объективность. Аудитор должен действовать открыто и честно во всех профессиональных и деловых взаимоотношениях. Принцип честности предполагает также честное ведение дел и правдивость.

Аудитор не должен быть связан с отчетностью, документами, сообщениями или иной информацией, если есть основания полагать, что:

а) они содержат в существенном отношении неверные или вводящие в заблуждения утверждения;

б) они содержат утверждения или данные, подготовленные небрежно;

в) в них пропущены или искажены необходимые данные там, где пропуски или искажения могут вводить в заблуждение.

В соответствии с принципом объективности все аудиторы должны действовать справедливо, честно и не иметь конфликта интересов.

Аудиторы выполняют многочисленные функции и должны проявлять объективность как при проведении аудиторских проверок, так и при оказании сопутствующих аудиту услуг.

Следует избегать отношений с клиентом, которые допускают предвзятость, пристрастность или влияние других лиц в ущерб объективности. Аудиторы обязаны требовать соблюдения принципа объективности от персонала, участвующего в предоставлении профессиональных услуг. Им следует избегать ситуаций, способных скомпрометировать их профессиональную репутацию.

Для соблюдения принципов честности и объективности в своей работе необходимо руководствоваться действующим законодательством.

Разрешение этических конфликтов. Периодически аудиторы могут попадать в ситуации, при которых возникает конфликт интересов. Такие ситуации могут быть самого разного характера: от относительно тривиальных до совершения уголовно наказуемых деяний и незаконных действий.

Примеры таких конфликтов.

- может возникнуть давление со стороны непосредственного руководителя, менеджера или члена совета директоров. Давление может оказываться в рамках семейных или личных отношений. Безусловно, не следует развивать отношения или интересы, способные отрицательно влиять или ставить под угрозу честность аудитора;

- к аудитору могут обратиться с просьбой действовать в разрез с правилами (стандартами) аудиторской деятельности;

- конфликт может возникнуть в случае опубликования вводящей в заблуждение информации, выгодной работодателю или аудируемой организации, но не соответствующей мнению аудитора.

Для разрешения возникших конфликтных ситуаций аудитору следует руководствоваться политикой разрешения конфликтов, существующей в организации-работодателе. Также применяются следующие возможные меры:

- обсуждение спорного вопроса с непосредственным начальником или на следующем, более высоком уровне. Вопрос на более высоком уровне могут рассматривать исполнительный орган, совет директоров, члены совета директоров, акционеры;

- обращение на конфиденциальной основе к независимому консультанту, аккредитованным профессиональным аудиторским объединением или в Совет по аудиторской деятельности с целью получения разъяснений в отношении возможных направлений действий;

- отказ от проведения аудита, а при необходимости доведения информации до сведения уполномоченных внешних организаций, таких как правоохранительные или контролирующие органы.

Профессиональная компетентность. Разделить ее можно на два самостоятельных этапа.

Достижение профессиональной компетентности. Для ее достижения первоначально необходимо получить высшее общее образование, за которым следует специальное образование, обучение и экзамены по профилирующим предметам и далее – практическая работа.

Поддержание профессиональной компетенции на должном уровне. Для поддержания ее на должном уровне необходимо постоянно следить за изменениями в области учета, аудита, налогообложения, руководствоваться принятыми правилами (стандартами) аудиторской деятельности, установленными требованиями к качеству работы, ежегодно повышать квалификацию.

Конфиденциальность. Аудиторы обязаны соблюдать конфиденциальность информации о хозяйственной деятельности аудируемой организации. Аудитор не должен использовать информацию в личных целях или в интересах третьей стороны.

К основным профессиональным требованиям конфиденциальности относится неразглашение сведений следующего характера:

- о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина, позволяющих идентифицировать его личность (персональные данные);

- составляющих тайну следствия и судопроизводства;

- служебных, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с федеральными законами и нормативными актами (служебная тайна);

- связанных с профессиональной деятельностью, доступ к которым органичен в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами;

- связанных с коммерческой деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с федеральными законами и нормативными актами (служебная тайна);

- о сущности изобретения, полезной модели или промышленного образца до официальной публикации информации о них.

Налоговая практика. Аудитор, предоставляющий услуги по вопросам налогообложения, обязан предложить трактовки налогового законодательства. Эти услуги предоставляются с профессиональной компетентностью, что полностью гарантирует честность и объективность заключения аудитора.

Аудитору который осуществляет проверку правильности формирования налогооблагаемой базы, начисления и уплаты налогов, а также готовит или оказывает содействие в подготовке налоговой декларации, следует информировать аудируемую организацию об ошибке или пропуске и рекомендовать довести данную информацию до сведения налоговых органов. Обычно он не обязан информировать налоговые органы и не может это сделать без разрешения.

Аудиторская деятельность осуществляемая вне территории России. Аудитор аттестованный в России, может жить в другой стране, либо временно находиться там с целью оказания профессиональных услуг. При любых обстоятельствах аудитор обязан выполнять профессиональные функции. в соответствии с правилами (стандартами) аудиторской деятельности и этическими требованиями.

Обеспечение публичности. При доведении информации до сведе­ния определенного или неопределенного круга лиц, а также в про­цессе маркетинга и продвижения своих кандидатур и услуг ауди­торы:

- должны воздерживаться от применения приемов и методов, ко­торые могут дискредитировать профессию;

- не должны преувеличивать присущие им квалификацию, опыт или виды услуг, которые они могут предоставить;

- не должны пренебрежительно отзываться о работе других ауди­торов.

Независимость. Все аудиторы и аудиторские организации должны быть независимы от аудируемых организаций и третьих лиц.

Под независимостью подразумевается:

- независимость мышления. Такой образ мышления, который позволяет составить суждение, не зависящее от влияния сто­ронних факторов, могущих скомпрометировать профессиона­лизм такого суждения, и который позволяет лицу действовать добросовестно и объективно на основе знания законодатель­ства;

- независимость поведения. Избежание фактов или обстоя­тельств, которые настолько значимы, что разумная и информи­рованная третья сторона, получившая информацию, включая любые меры предосторожности, могла бы поставить под разум­ное сомнение порядочность, объективность аудитора или ауди­торской организации.

Привлечение экспертов для оказания профессиональньх услуг. Если аудитор не имеет достаточной квалификации, чтобы оказать ка­кую-либо часть профессиональной услуги, он может привлечь для оказания ему технической консультации специалистов со стороны. Аудитор также должен учитывать конкретные требования в отноше­нии независимости эксперта.

Гонорар. За оказание услуг аудитору причитается вознаграждение.

Получаемый аудитором гонорар должен справедливо отражать стоимость профессиональных услуг, выполненных для аудируемой организации, с учетом:

- квалификации и опыта, необходимых для оказания конкретно­го вида профессиональных услуг;

- уровня подготовки и опыта лиц, участие которых в оказании профессиональных услуг обязательно;

- времени, обоснованно затраченного каждым из лиц, участвую­щих в оказании профессиональных услуг;

- уровня ответственности, возникающего из оказания таких услуг.

Как правило, гонорар рассчитывается на основе соответствую­щих почасовых или дневных ставок и количества времени, затрачен­ного каждым из участвующих в оказании услуг лиц на оказание про­фессиональных услуг. Соответствующие ставки устанавливает сам аудитор, однако они должны быть обоснованными.

Деятельность, несовместимая с аудиторской практикой. Аудитор не должен одновременно заниматься какими-либо видами деятельно­сти, создающими или могущими создать угрозу честности, непред­взятости или независимости, а также репутации аудитора, т. е. несо­вместимыми с оказанием профессиональных услуг.

Одновременное ведение других видов деятельности, не связанных с профессиональными услугами, но не позволяющих аудитору вести профессиональную практику в соответствии с законодательством и нормами деловой этики аудиторов, считается несовместимым с ока­занием профессиональных услуг.

Денежные средства аудируемой организации. Аудиторам запреще­но держать у себя денежные средства аудируемой организации, если только они не относятся к авансовым платежам на оказание услуг в соответствии с договором.

Отношения с другими аудиторами. Аудируемая организация мо­жет обратиться к иному аудитору с просьбой оказать профессиональ­ные услуги. Следовательно, аудитор не должен пытаться какими-либо средствами ограничивать свободу выбора клиентом возможностей по получению специальных консультаций, а, когда это уместно, должен оказать клиенту необходимую помощь.

Аудитор, которому клиент поручает оказать услуги, отличающие­ся от услуг, оказываемых аудитором, обслуживающим клиента, дол­жен считать такое поручение отдельным заданием на оказание услуг или консультаций.

Реклама и предложение услуг. Они должны быть направлены на объективное информирование организаций и граждан, должны вес­тись достойно, честно и откровенно. Запрещено предлагать услуги путем принуждения или навязывания.

К примерам, не отвечающим указанным выше критериям, отно­сятся:

- создание недостоверных, обманных или неоправданных ожида­ний благоприятного исхода;

- намеки на возможность оказания влияния на какие-либо суды, арбитражи, надзорные или аналогичные органы или на должно­стных лиц;

- производство восхваляющих себя заявлений, не подкрепленных фактами;

- производство сравнений с другими аудиторами;

- использование в рекламе рекомендательных писем или довери­тельных надписей без согласия клиентов;

- использование любых других заверений, которые могут ввести в заблуждение или обман любое разумное лицо;

- необоснованные заявления о том, что данный аудитор явля­ется экспертом или специалистом в той или иной области аудита.

Представление информации. При представлении информации об объеме выручки от оказания профессиональных услуг аудиторские компании должны раскрывать данные, которые могут быть надлежа­щим образом подтверждены.

Аудитор при представлении информации об объеме выручки от оказания профессиональных услуг должен сообщить пользователю указанной информации о том, осуществлялась ли независимая про­верка указанной информации.

Принцип лояльности. Аудитор обязан быть лояльным по отноше­нию к своему работодателю и к своей профессии. Однако работника нельзя заставлять:

- нарушать закон;

- нарушать профессиональные правила и стандарты;

- лгать аудиторам работодателя или вводить их в заблуждение (в том числе путем хранения молчания);

- подписываться под заявлением, содержащим существенное ис­кажение фактов.

Аудитор должен делать все от него зависящее, чтобы финансовая и нефинансовая информация велись в таком порядке, который точно и четко отражал бы истинный характер хозяйственных операций, ак­тивы и обязательства, классифицировал и заносил бы проводки свое­временно и в установленном порядке.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Назовите уровни системы нормативного регулирования аудиторской деятельности в РФ.

2. Назовите органы государственного регулирования аудиторской деятельности в РФ.

3. Кто осуществляет функции уполномоченного федерального ор­гана государственного регулирования аудиторской деятельности в РФ?

4. Перечислите основные функции уполномоченного федерального органа государственного регулирования аудиторской деятельности.

5. Назовите основные функции Совета по аудиторской деятельности.

6. Определите порядок аттестации аудиторов.

7. Каким обязательным требованиям должен отвечать претендент на получение квалификационного аттестата аудитора?

8. В каких случаях претендент на получение квалификационного аттестата аудитора может получить отказ в его выдаче?

9. Перечислите основания аннулирования квалификационного аттестата аудитора.

10. Приведите права и  обязанности аудируемых лиц.

11. Приведите права и обязанности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов.

12. В чем состоит ответственность аудиторской организации?

13. Какую организационно-правовую форму может иметь аудитор­ская фирма?

14. Охарактеризуйте нормы (принципы) профессиональной этики аудиторов.

 

Литература: [6, 7, 14, 12, 28]

Дата: 2018-11-18, просмотров: 392.