Органы, регулирующие аудиторскую деятельность, и их функции
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Одним из необходимых условий обеспечения качественного ведения аудиторской деятельности аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами является наличие органов, осуществляющих ее государственное регулирование.

Совокупность органов регулирования и субъектов осуществления аудиторской деятельности в Российской Федерации представлены на рисунке 2.1


 

Рисунок 2.1 - Органы регулирования и субъекты осуществления аудиторской деятельности в Российской Федерации

Общее руководство аудиторской деятельностью в России осуществляет Президент РФ. В частности, им подписан Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» от 30 декабря 2008 г. № 307-Ф3.

Правительство РФ вносит свой вклад в регулирование аудиторской деятельности посредством утверждения федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности.

Постановлением Правительства РФ от 06.02.2002 г. № 80 «О вопро­сах государственного регулирования аудиторской деятельности в Рос­сийской Федерации» Министерство финансов Российской Федерации (далее - Минфин России) определено уполномоченным федеральным ор­ганом исполнительной власти, осуществляющим государственное регу­лирование аудиторской деятельности в Российской Федерации.

В соответствии со ст. 15 ФЗ № 307 Минфин России выполняет следующие функции государственного регулирования аудиторской де­ятельности:

1) выработка государственной политики в сфере аудиторской де­ятельности;

2) нормативно-правовое регулирование в сфере аудиторской дея­тельности, в том числе утверждение федеральных стандартов аудитор­ской деятельности, а также принятие в пределах своей компетенции иных нормативных правовых актов, регулирующих аудиторскую деятельность;

3) ведение государственного реестра саморегулируемых органи­заций аудиторов, а также контрольного экземпляра реестра аудиторов и аудиторских организаций;

4) анализ состояния рынка аудиторских услуг в РФ;

5) иные предусмотренные ФЗ № 307 функции. В частности, по ст. 22 Минфин России осуществляет государственный контроль (надзор) за деятельностью саморегулируемых организаций аудиторов.

В целях обеспечения общественных интересов в ходе осуществле­ния аудиторской деятельности при Минфине России создан совет по аудиторской деятельности, который осуществляет следующие функ­ции:

1) рассматривает вопросы государственной политики в сфере аудиторской деятельности;

2) рассматривает проекты федеральных стандартов аудиторской деятельности и иных нормативных правовых актов, регулирующих аудиторскую деятельность, и рекомендует их к утверждению уполно­моченным федеральным органом;

3) одобряет порядок разработки проектов федеральных стандар­тов аудиторской деятельности, правила независимости аудиторов и аудиторских организаций и кодекс профессиональной этики аудиторов, определяет области знаний, из которых устанавливается перечень во­просов, предлагаемых претенденту на квалификационном экзамене;

4) оценивает деятельность саморегулируемых организаций ауди­торов по осуществлению внешнего контроля качества работы аудитор­ских организаций, аудиторов и при необходимости дает рекомендации по совершенствованию этой деятельности;

5) вносит на рассмотрение уполномоченного федерального орга­на предложения о порядке осуществления уполномоченным федераль­ным органом по контролю и надзору внешнего контроля качества ра­боты аудиторских организаций;

6) рассматривает обращения и ходатайства саморегулируемых организаций аудиторов в сфере аудиторской деятельности и вносит со­ответствующие предложения на рассмотрение уполномоченного феде­рального органа;

7) осуществляет в соответствии с ФЗ № 307 и Положением о со­вете по аудиторской деятельности иные функции, необходимые для поддержания высокого профессионального уровня аудиторской дея­тельности в общественных интересах.

Состав совета по аудиторской деятельности определяется в соот­ветствии с п. 5 ст. 16 ФЗ № 307 и утверждается руководителем упол­номоченного федерального органа. В целях подготовки решений сове­та по аудиторской деятельности создается его рабочий орган, состав которого регламентируется п. 13 ст. 1 6 ФЗ № 307 и утверждается упол­номоченным федеральным органом.

Требования к составу совета по аудиторской деятельности и его рабочего органа представлены в таблице 2.2.

Заседания совета по аудиторской деятельности созываются пред­седателем совета по мере необходимости, но не реже одного раза в три месяца. Заседание считается правомочным, если на нем присутствуют не менее двух третей членов совета. Решения совета по аудиторской деятельности принимаются простым большинством голосов членов со­вета, участвующих в его заседании.

Положение о совете по аудиторской деятельности и положение о рабочем органе совета по аудиторской деятельности утверждаются Минфином России.

Сведения о деятельности совета по аудиторской деятельности и его рабочего органа должны быть открытыми и общедоступными.

Право осуществлять аудиторскую деятельность в РФ с 1 января 2010 года дает членство в саморегулируемой организации аудиторов.

Основным законодательным актом, регламентирующим деятель­ность саморегулируемых организаций (далее - СРО), является Феде­ральный закон «О саморегулируемых организациях» № 315-ФЗ.

 

Таблица 2.2 - Состав совета по аудиторской деятельности и его рабочего органа

Совет по аудиторской деятельности Рабочий орган совета
1) 10 представителей пользователей БФО, в том числе председатель совета; 2) два представителя Минфина России, в том числе секретарь совета; 3) один представитель федерального органа испол­нительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и норматив­но-правовому регулированию в сфере развития предпринимательской деятельности; 4) один представитель федерального органа испол­нительной власти, осуществляющего функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору в сфере финансовых рынков; 5) один представитель Центрального банка РФ; 6) два представителя от саморегулируемых органи­заций аудиторов. Ограничение: членами совета не могут быть члены рабочего органа совета, за исключением представи­телей Минфина РФ 1) Руководители постоян­но действующих коллеги­альных органов управле­ния и другие представите­ли всех СРОА; 2) руководитель единой аттестационной комиссии; 3) представители Минфина РФ; 4) представители научной и педагогической обще­ственности. Ограничение: число пред­ставителей СРОА в рабо­чем органе совета должно составлять не менее 70% общего числа членов ра­бочего органа

 

Саморегулируемая организация аудиторов - это некоммерческая организация, созданная на условиях членства в целях обеспечения условий осуществления аудиторской деятельности.

Данная некоммерческая организация включается в государствен­ный реестр СРОА при условии ее соответствия требованиям ст. 17 ФЗ № 307, представленным на рисунке 2.2.

 


 

Рисунок 2.2 - Требования к созданию саморегулируемой организации аудиторов

 

Саморегулируемая организация аудиторов не может являться членом другой СРОА. В коллегиальном органе управления СРОА не менее одной пятой числа членов этого органа должны составлять неза­висимые члены.

Некоммерческая организация приобретает статус СРОА с даты ее включения в государственный реестр СРОА, ведение которого осу­ществляется Минфином России.

Функции, права и обязанности СРОА, общие для сфер предпринимательской деятельности, где введен механизм саморегулирования, определены Федеральным законом «О саморегулируемых организациях». СРОА, наряду с общими требованиями, реализует специфические функции, права и обязанности, определенные ФЗ № 307 (таблица 2.3).

 

Таблица 2.3 - Специфические функции, права и обязанности саморегулируемой организации аудиторов

Функции Права Обязанности
1) Разрабатывает и утверждает стан­дарты аудитор­ской деятельности СРОА; 2) принимает правила независимости аудиторов и аудиторских организаций; 2) принимает ко­декс профессио­нальной этики аудиторов; 3) разрабатывает проекты ФПСАД; 4) участвует в разработке проектов стандартов в обла­сти бухгалтерско­го учета и БФО; 5) организует прохождение аудиторами обучения по программам повышения квалификации 1) Устанавливает в от­ношении членов СРОА дополнительные к тре­бованиям ФЗ № 307 требования, обеспечи­вающие их ответствен­ность при осуществлении аудиторской деятельности; 2) разрабатывает и устанавливает дополни­тельные к мерам ФЗ № 307 меры дисциплинарного воздействия на членов СРОА за нарушение ими требо­ваний ФЗ № 307, стандартов аудиторской деятельности, правил независимости аудиторов и аудиторских органи­заций, кодекса профес­сиональной этики ауди­торов;
3) организовывает профессиональное обучение лиц, желающих заниматься аудиторской деятельностью

 

1) Участвует в создании, включая финансирование, и деятельности единой аттестационной комиссии; 2) сообщает в Минфин России об из­менениях в сведениях о СРОА; 3) сообщает в Минфин России о дополнительных к требованиям, установ­ленным ФПСАД, требованиях, преду­смотренных СРОА в своих стандартах, а также о дополнительных требовани­ях, включенных в принятые ею прави­ла независимости и кодекс профессиональной этики аудиторов; 4) представляет в Минфин России от­чет об исполнении СРОА, ее членами требований законодательства РФ об аудиторской деятельности; 5) подтверждает соблюдение аудито­рами-членами СРОА требования об обучении по программам повышения квалификации; 6) представляет в Минфин России, уполномоченный федеральный орган по контролю и надзору и совет по аудитор­ской деятельности по их запросам копии решений органов управления и специализированных органов СРОА; 7) оказывает содействие представителям совета по аудиторской деятельности в ознакомлении с деятельностью СРОА

 

В отношении СРОА проводится обязательный аудит годовой БФО аудиторской организацией, являющейся членом другой СРОА.

Саморегулируемая организация аудиторов устанавливает требования к членству в ней аудиторских организаций, аудиторов, которые должны быть едиными соответственно для всех аудиторских организаций – членов саморегулируемой организации аудиторов и аудиторов - членов саморегулируемой организации аудиторов.

Требованиями к членству аудиторских организаций в СРОА являются следующие:

1) Аудиторская организация может иметь любую организационно-правовую форму, предусмотренную Гражданским кодексом РФ (гл. 4), кроме откры­того акционерного общества (ОАО), государственного или муниципаль­ного унитарного предприятия. Аудиторская фирма не может быть открытым акционерным общест­вом, так как вследствие свободной купли-продажи акции ОАО на вторич­ном рынке ценных бумаг принцип независимости может быть нарушен.

Аудиторская фирма не может быть унитарным предприятием (госу­дарственным или муниципальным) в силу того, что унитарное предприятие не может обеспечить, независимость аудита, которую устанавливает ст. 1 Федерального закона.

2) Численность аудиторов, являющихся работниками коммерческой организации на основании трудовых договоров, должна быть не менее трех;

3) Доля уставного (складочного) капитала коммерческой организации, принадлежащая аудиторам и (или) аудиторским организациям, должна быть не менее 51 процента;

4) Численность аудиторов в коллегиальном исполнительном органе коммерческой организации должна быть не менее 50 процентов состава такого исполнительного органа. Лицо, являющееся единоличным исполнительным органом коммерческой организации должно быть аудитором. В случае, если полномочия исполнительного органа коммерческой организации переданы по договору другой коммерческой организации, последняя должна быть аудиторской организацией:

5) Безупречная деловая репутация;

6) Наличие и соблюдения правил осуществления внутреннего контроля качества работы;

7) Уплата взносов в саморегулируемую организацию аудиторов в размерах и порядке, которые устанавливаются ею;

8) Уплата взносов в компенсационный фонд (компенсационные фонды) саморегулируемой организации аудиторов.

Требованиями к членству аудиторов в саморегулируемой организации аудиторов являются следующие требования:

1) Наличие квалификационного аттестата аудитора;

2) Безупречная делова (профессиональная) репутация;

3) Уплата взносов в саморегулируемую организацию аудиторов в размерах и порядке, которые устанавливаются ею;

4) Уплата взносов в компенсационный фонд (компенсационные фонды) саморегулируемой организации аудиторов;

5) Наличие и соблюдения правил осуществления внутреннего контроля качества работы – для индивидуального аудитора.

Субъектами осуществления аудиторской деятельности в РФ выступают аудиторские организации и индивидуальные аудиторы.

В соответствии со ст. 3 ФЗ № 307 аудиторская организация - коммерческая организация, являющаяся членом одной из СРОА.

Коммерческая организация приобретает право осуществлять аудиторскую деятельность с даты внесения сведений о ней в реестр аудиторов и аудиторских организаций СРОА, членом которой такая организация является. Если сведения не внесены в реестр аудиторов и аудиторских организаций в течение трех месяцев с даты внесения за­писи о ней в Единый государственный реестр юридических лиц, то коммерческая организация не вправе использовать в своем наименова­нии слово «аудиторская», а также производные слова от слова «аудит».

В ст. 4 ФЗ № 307 указано, что аудитор - это физическое лицо, получившее квалификационный аттестат аудитора и являющееся чле­ном одной из СРОА.

Физическое лицо признается аудитором с даты внесения сведе­ний о нем в реестр аудиторов и аудиторских организаций.

Аудитор, являющийся работником аудиторской организации на основании трудового договора между ним и аудиторской организаци­ей, вправе участвовать в осуществлении аудиторской организацией аудиторской деятельности, а также в оказании прочих, связанных с аудиторской деятельностью услуг.

В ст. 1 п. 6 ФЗ № 307 указано, что индивидуальный аудитор - ин­дивидуальный предприниматель, осуществляющие аудиторскую дея­тельность.

Подразумевается, что индивидуальный аудитор - это физическое лицо, получившее квалификационный аттестат аудитора, являющееся членом одной из СРОА, зарегистрировавшееся в качестве индивиду­ального предпринимателя.

В соответствии с п. 4 ст. 4, индивидуальный аудитор вправе осу­ществлять аудиторскую деятельность, а также оказывать прочие, свя­занные с аудиторской деятельностью услуги, если иное не предусмот­рено ФЗ № 307.

 



Дата: 2018-11-18, просмотров: 584.