Управление происходит автоматически посредством реле переходов РП1 и РП2. Катушки напряжения реле переходов включены на напряжение тягового генератора через сопротивление панели резисторов реле переходов СРПШ.
Ток в катушку напряжения реле РП1 поступает от плюса тягового генератора по размыкающим контактам вспомогательной цепи контактора Ш1 и резистору СРПШ, а в катушку реле РП2 — по размыкающим контактам реле РВ1, размыкающим контактам вспомогательной цепи контактора Ш2 и резистору СРПШ. При увеличении напряжения генератора пропорционально увеличивается ток в катушках напряжения реле РП1 и РП2.
Катушки тока реле РП1 и РП2 через резистор СРПТ включены параллельно обмотке добавочных полюсов тягового генератора и дифференциальной обмотке возбудителя. Ток в катушке тока реле РП1 проходит по катушке, размыкающим контактам реле РВ2, шунту ША5 и резистору СРПТ и далее на минус генератора. Ток в катушке тока РП2 проходит аналогично.
При увеличении напряжения генератора пропорционально увеличивается ток и в катушках реле РП1 и РП2.
Для работы схемы реле переходов включается выключатель ВЗ «Управление переходами». На первой позиции контроллера получает питание катушка реле РВ1 от контактов контроллера по контактам выключателя ВЗ и размыкающим контактам вспомогательной цепи контактора ШЗ. Реле РВ1 размыкающими контактами отключает параллельную катушку реле РП2, исключая возможность его срабатывания. Работа схемы реле переходов рассматривается для постоянной мощности генератора.
При увеличении скорости движения тепловоза происходит снижение тока нагрузки и увеличение напряжения генератора, что вызывает срабатывание реле перехода РП1 под действием катушки напряжения. Включение реле настраивается на восьмой позиции контроллера при токе (860±20) А (скорость движения около 19,3 км/ч).
Контактами реле РП1 включаются контакторы ослабления возбуждения Ш1, ШЗ, контактами главной цепи которых подключаются первые ступени резисторов ослабления возбуждения СШ1 и СШ2 параллельно обмоткам возбуждения тяговых электродвигателей. В результате этого ток в обмотках возбуждения тяговых электродвигателей снижается до 48 % тока якорей, а ток нагрузки генератора увеличивается вследствие снижения противо-э.д.с. тяговых электродвигателей, напряжение генератора пропорционально увеличению тока снижается. Тепловоз получает возможность дальнейшего увеличения скорости без снижения мощности силовой установки.
При включении контактора Ш1 его размыкающими контактами вспомогательной цепи вводится дополнительная часть резистора СРПШ в цепь катушки напряжения реле РП1. Этим ослабляется действие катушки напряжения, и реле подготовляется для возможности отключения под действием токовой катушки. Одновременно размыкающими контактами вспомогательной цепи контактора ШЗ размыкается цепь катушки реле времени РВ1, размыкающие контакты которого через 5 с создают цепь питания катушки напряжения реле перехода РП2, вводя его в работу.
При дальнейшем увеличении скорости и повторном снижении тока генератора до (860±20) А (скорость около 35 км/ч) под действием катушки напряжения включается реле РП2, контакты которого создают цепь питания катушек контакторов Ш2, Ш4. Контакторы Ш2, Ш4 контактами главной цепи подключают вторые ступени резисторов ослабления возбуждения СШ1, СШ2 параллельно обмоткам возбуждения тяговых электродвигателей. При этом ток в обмотках возбуждения понизится до 25 % тока якорей. Ток генератора увеличится, и тепловоз получит возможность дальнейшего увеличения скорости без снижения мощности генератора. После включения контактора Ш2 его размыкающими контактами вспомогательной цепи подготовляется реле РП2 для возможности отключения под действием катушки тока. Одновременно замыкающими контактами вспомогательной цепи контактора Ш4 включается реле РВ2. Контакты реле РВ2 размыкают цепь питания катушки тока РП1, исключая возможность отключения реле РП1 под действием катушки тока до отключения реле РП2.
При увеличении силы тяги и возрастании тока нагрузки генератора реле переходов РП2 отключается под действием катушки тока и пружины. Отключение реле переходов настраивается на восьмой позиции контроллера при токе генератора, равном (1400 ±20) А, который соответствует скорости движения около 22 км/ч.
Контактами реле РП2 размыкается цепь питания катушек контакторов Ш2 и Ш4, контактами главной цепи которых отключаются вторые ступени резисторов СШ1 и СШ2 от обмоток возбуждения тяговых электродвигателей. Ток нагрузки генератора снижается, и тепловоз получает возможность дальнейшего увеличения силы тяги.
При этом размыкающими контактами вспомогательной цепи контактора Ш2 шунтируется часть резистора СРПШ в цепи параллельной катушки реле РП2. Этим оно подготовляется для последующего включения. Одновременно замыкающими контактами контактора Ш4 размыкается цепь питания катушки реле РВ2, которое размыкающими контактами с выдержкой времени 5 с подключает цепь питания катушки тока реле переходов РП1.
При дальнейшем увеличении силы тяги и достижении тока генератора (1400±20) А (скорость движения около 15 км/ч) отключаются реле РП1 и контакторы LU 1 и ШЗ, которые отключают резисторы СШ I и С1112 от обмоток возбуждения тяговых электродвигателей. Ток нагрузки генератора снижается, и дальнейшее движение будет происходить при полном возбуждении тяговых
электродвигателей.
При отключении реле РП1 размыкающими контактами вспомогательной цепи контактора Ш1 шунтируется часть резистора СРПШ в цепи катушки напряжения реле РП1, чем оно подготовляется для последующего включения. Одновременно размыкающими контактами вспомогательной цепи контактора ШЗ включается катушка реле РВ1, размыкающие контакты которого размыкают цепь питания катушки напряжения реле РП2. Этим исключается возможность последующего включения реле РП2 до включения реле РП1.
С первой по пятую позиции контроллера часть резистора СРПШ в цепи катушек напряжения переходов шунтируется размыкающими контактами реле РУ1 в целях повышения тока отключения реле на этих позициях до 1200 А и предотвращения «звонковой» работы реле переходов.
ЗАЩИТА ТЯГОВЫХ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЕЙ ОТ ОБРЫВА ЦЕПЕЙ ВОЗБУЖДЕНИЯ
В случае обрыва обмотки возбуждения ТЭД срабатывает двухкатушечное реле обрыва полюсов РОП. Его рабочая катушка (772,773) включена на выходное напряжение блока диодов сравнения БДС, параллельно катушкам реле боксования.
При обрыве цепи возбуждения одного из ТЭД на выходе блока БДС (795, 794) появляется напряжение, достаточное для включения рабочей катушки реле РОП.
Вторая катушка реле РОП (2982, 2983) служит для фиксации реле во включенном положении. Контакты реле РОП отключают катушки контакторов КВ, ВВ и включают сигнальную лампу ЛРЗ «Реле заземления». Также загорается сигнальная лампа ЛН1 «Сброс нагрузки».
Схема восстанавливается повторным включением автомата А4 «Управление возбуждением».
ЗАЩИТА ТОРМОЗНОЙ МАГИСТРАЛИ
Недостаточное давление воздуха тормозной магистрали менее 0,27—0,32 МПа (2,7—3,2 кгс/см2) приводит к тому, что контакт реле давления воздуха РДВ (1483, 1493) снимает напряжение с катушки реле РУ22, которое в свою очередь отключает реле времени РВЗ , производя тем самым сброс тяговой нагрузки и перевод схемы в режим холостого хода.
При обрыве тормозной магистрали поезда или нарушении ее целостности происходит дополнительная разрядка и включается пневмоэлектрический датчик ДДР. Его рабочая камера специальным каналом соединена с каналом дополнительной разрядки воздухораспределителя и при снижении давления воздуха в тормозной магистрали на 0,02 МПа (0,2 кгс/см2), датчик ДДР срабатывает.
Его замыкающий контакт включает реле РУ1.
ЦЕПЬ ПИТАНИЯ РЕЛЕ РУ1
Автомат АУ провода 1684, 1685 контакты блокировки тормоза БУ провода 1686, 1632, 1309 контакты ДДР пр. 1310 ® контакты ДТЦ ® провода 1314, 1306 ® катушка реле РУ1® минус цепей управления.
У реле управления РУ1 есть три контакта
Замыкающий контакт (1321, 1320) создает цепь самопитания реле РУ1.
Замыкающий контакт включает сигнальную лампу ЛРТ «Обрыв тормозной магистрали».
Размыкающий контакт обестачивает РВ3, в результате чего происходит сброс нагрузки и перевод схемы в режим холостого хода.
При нарушении плотности тормозной магистрали вблизи тепловоза его воздухораспределитель срабатывает и происходит торможение. Загорается сигнальная лампа «Заторможено». В этом случае после срабатывания реле ДДР с описанным выше воздействием на схему размыкается контакт датчика ДТЦ (1310, 1314) и реле РУ1 отключается. Сигнальная лампа ЛРТ гаснет. Для ускоренного отпуска тормоза необходимо нажать кнопку КОТ. При этом получает питание вентиль ВОТ . При срабатывании датчиков ДОТ загорается лампочка ЛОТ.
ЗАЩИТА ДИЗЕЛЯ
Защита дизеля от снижения давления масла
При работающем дизель-генераторе давление масла на входе в лоток дизеля должно быть не менее0,04—0,06 МПа (0,4—0,6 кгс/см2). В противном случае контакты реле РДМ4 (провода 1166, 1167) размыкаются, питание реле управления РУ9, а значит, и электромагнита МР6 прекращается и дизель останавливается.
Нормальное давление масла в системе работающего дизеля должно быть выше 1,2 кгс/см2 . Если давление масла на входе в дизель меньше указанных величин, то реле давления масла РДМ1 своими контактами ( 1181, 1390) включает сигнальную лампу ЛДМ «Давление масла» на панели сигнализации в кабине машиниста. При дальнейшем снижении давления масла блок защиты, находящийся в ОРД и связанный с реле РДМ1, уменьшит число оборотов коленчатого вала дизеля.
Защита дизеля от перегрева воды и масла
Контроль недопустимого нагрева воды и масла, охлаждающих дизель в тяговом режиме, осуществляют термореле воды ТРВ1 и ТРВ2 в двух режимах: нормальном и высокотемпературном и термореле масла ТРМ.
В нормальном режиме тумблер ТВ1 (провода 1456, 1457) выключен. При нагреве охлаждающей воды на выходе из дизеля до 96° С срабатывает реле ТРВ1 и отключает реле РУ22, которое производит сброс нагрузки.
Высокотемпературный режим охлаждения дизеля используется только при температуре окружающего воздуха свыше 40° С. В этом случае тумблер ТВ1 включают. При нагреве охлаждающей воды на выходе из дизеля до 105° С срабатывает реле ТРВ2 и отключает реле РУ22, производящее сброс нагрузки.
Реле ТРМ отключает реле РУ22 при нагреве масла на выходе из дизеля до 88° С.
Защита дизеля от давления в картере
При повышении давления масляных паров в картере дизеля выше 60 мм вод. ст. замыкаются контакты диффманометра КДМ (провода 1400, 1401) и от автомата АУ через замкнутые с первой позиции контакты 1 и 3 контроллера машиниста по проводам 1604, 1605, 1400 через замкнутые контакты КДМ подается питание на катушку вентиля предельного выключателя ВА, что приводит к остановке дизеля.
Сигнализация о понижения уровня воды в расширительном баке
При понижении уровня охлаждающей воды в расширительное баке ниже допустимого уровня замыкаются контакты реле уровня воды РУВ и подается питание на сигнальную лампу ЛУВ «Уровень воды» на панели сигнализации. Цепь питания лампы ЛУВ:
Автомат АУ провода 1684, 1685 контакты БУ провода 1686, 1687,2217 контакты реверсивного барабана контроллера пр. 2218 зажим 6/18 зажим 17/17,18 провода 1790, 1789, 1780, 1849 контакты реле РУВ провода 1850, 1781, 1785, 1581,1582 размыкающий контакт реле РУ12 провода 987, 1756, 1754 лампа ЛУВ провода 1317, 1318 минус цепей управления 1М.
ЗАЩИТА ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ ТЕПЛОВОЗА
Защита выпрямительной установки от перегрузки
Защиту выпрямительной установки ВУ от токов внешнего короткого замыкания или перегрузки осуществляет реле максимального тока РМ1.
Сигнал по току короткого замыкания или перегрузке с выхода трансформаторов ТПТ подается на потенциометр обратной связи ССУ1. Оттуда сигнал по току подается на катушку реле РМ1 и при токе в силовой цепи 6600А приводит к срабатыванию реле РМ1.
Замыкающие контакты реле РМ1 подают питание от автомата АУ на катушку реле РУ2. Катушка РУ2 становится на самопитание.
Размыкающие контакты РУ2 отключают реле РВЗ и схема переводится в режим холостого хода. Загорается сигнальная лампа ЛН1 «Сброс нагрузки».
Защита выпрямительной установки силовой цепи от пробоя диодов.
Защита осуществляется с помощью реле РМ2 , включенного между «нулевыми» точками звезд статорных обмоток тягового генератора.
Включившись, реле РМ2 блокируется во включенном состоянии механической защелкой, а его размыкающие контакты (провода 1359, 1343) отключают контакторы КВ и ВВ.
Размыкающий контакт ВВ включает реле РУ11, происходит сброс нагрузки и загорается лампа ЛН1.
Защита выпрямительной установки и тяговых электродвигателей при выходе из строя электродвигателей вентиляторов охлаждения.
При выходе из строя электродвигателей вентиляторов охлаждения выпрямительной установки и тяговых электродвигателей передней или задней тележки отключаются автоматы АВУ, 1АТ или 2АТ, которые своими замыкающими блокировочными контактами АВУ , 1АТ или 2АТ отключают реле времени РВЗ и схема переводится в режим холостого хода. Загорится сигнальная лампа ЛН1. Одновременно размыкающие блокировочные контакты автоматов АВУ 1АТ или 2АТ включают сигнальную лампу ЛО «Охлаждение» на панели сигнализации, подводя на нее питание от автомата А4.
Защита силовой цепи от замыкания на корпус
Защиту и сигнализацию при пробое на корпус в любой точке силовой цепи обеспечивает специальная схема, в которую входят реле заземления РЗ с двумя согласно включенными катушками (рабочей и удерживающей), резисторы СР31-СР34, блок выпрямителей БС5, разъединители ВР31, ВР32 и место заземления.
Рабочая обмотка РЗ (708, 711) соединена с делителем напряжения и корпусом тепловоза через диоды блока БС5, что обеспечивает срабатывание реле при замыкании как в плюсовой, так и в минусовой части силовой цепи. Выбор несимметричного делителя напряжения обеспечивает срабатывание реле при срыве коммутации - круговом огне на коллекторе ТЭД.
К удерживающей обмотке реле подводится напряжение от стартер-генератора через автомат А4 и резистор СР32.2. Эта обмотка играет роль магнитной защелки, удерживая якорь в притянутом положении после срабатывания реле.
При нарушении изоляции силовой цепи, в плюсовой части, рабочая катушка реле РЗ получает питание следующим образом:
«Плюс» ВУ, место замыкания на корпус, место заземления, пр. 712, диод блока БС5, резистор СР32.1, рабочая обмотка реле РЗ, диод блока БС5, разъединитель ВР31, резистор СР31, пр.703, «минус» ВУ.
При нарушении изоляции силовой цепи, в минусовой части, рабочая катушка реле РЗ получает питание по цепи:
«Плюс» ВУ, пр. 706, разъединитель ВР32, пр.704, резисторСРЗ4, пр.705, резистор СРЗ3, провода 702, 701, разъеденитель ВРЗ1, диод блока БС5, рабочая катушка реле РЗ, диод блока БС5, пр. 712, место заземления, место замыкания на корпус, «минус» ВУ.
Регулируя резисторы, достигают одинаковой чувствительности схемы к замыканиям на корпус с плюсовой и минусовой сторон. В обоих случаях происходит срабатывание реле РЗ.
Размыкающие контакты реле РЗ разрывают цепь катушек контакторов ВВ и КВ. В результате этого происходит сброс нагрузки с тягового генератора и загорается сигнальная лампочка ЛН1. Другие контакты реле РЗ между проводами (2985, 2986) замыкают цепь сигнальной лампы ЛРЗ «Реле заземления».
Для восстановления исходного состояния реле необходимо кратковременно выключить автомат А4.
Разъединитель ВР31 служит для выключения защиты с целью обеспечения возможности движения тепловоза для ремонта в депо. При этом работа схемы с пробоем изоляции в одной точке не нарушается и временно допускается. Участок цепи, на котором произошло замыкание на корпус, определяется при отключении рубильника ВР32 (704, 706) и включении тяговой нагрузки. Повторное включение РЗ указывает на то, что замыкание произошло в плюсовой части силовой цепи.
Защита обслуживающего персонала от высокого напряжения
В случае нарушения правил техники безопасности или при случайном открытии дверей аппаратных камер, шкафов выпрямительной установки или управления холодильником без снятия напряжения тягового генератора последнее снимается автоматически. Контакты дверных блокировок БД2-БД8 и БВУ, размыкаясь при открытии дверей, выключают контакторы ВВ и КВ, после чего снимается напряжение тягового генератора, включаются реле РУ11 и сигнальная лампа ЛН1«Сброс нагрузки».
Цепи защиты ТЭМ2
Дата: 2018-09-13, просмотров: 1680.