Научные подходы к изучению здоровья
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Забота о собственном здоровье - серьезная потребность каждого человека, все более возрастающая с возрастом. Но что такое здоровье? Еще в древности выдающиеся умы указывали на роль социальных условий - образа жизни, гигиенического режима, здорового питания. Гиппократ говорил: какова деятельность человека, его привычки, условия жизни, таково и его здоровье. Античный ученый так сформулировал основные правила здорового образа жизни: умеренность в еде и половой жизни, ежедневные физические упражнения, ежедневные умственные нагрузки, воздержание от употребления алкоголя и наркотизирующих веществ, веселые ежедневные танцы. В своей жизни он строго следовал этим принципам. [13, c. 30-31]

Авиценна в своих работах также акцентировал внимание на необходимости научного изучения «режима (образа жизни) здоровых людей»; обратил внимание на то, что качество здоровья, жизнеспособность человека, напрямую зависит от его образа жизни. Авиценна жил и творил при халифате, был придворным лекарем и визиром. Он создал первую в истории медицинскую энциклопедию. Врачи времен халифов отвечали не только за здоровье нации, но и решали множество социально значимых задач. Нравственная чистота и жизнь по совести считались непременными атрибутами здорового образа жизни. [1, c. 33-35]

Таким образом, здоровье еще в древности понималось врачами и философами как главное условие свободной деятельности человека, его совершенства.

В целом проблема здоровья человека ставится сегодня в ряд с такими фундаментальными науками, как физика, химия, биология. По своей практической значимости и актуальности она считается одной из сложнейших проблем современной науки, не уступающей таким направлениям, как проблема охраны окружающей среды. При всей важности понятия здоровья не так просто дать ему исчерпывающее определение. В настоящее время доминируют следующие подходы по изучению здоровья:

ВОЗ определила здоровье как состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или физических дефектов. Это не определение здоровья, а оказание сферы психического, физического и социального благополучия. [9, с.15]

Здоровье - это способность к сохранению себя, семьи, к преумножению своего достоинства и свободы [8, с.19]

Здоровье является состоянием полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических недостатков» [4, с.25]

Здоровье - это максимальная реализация заложенного в человеке генетического и адаптационного потенциала, который позволяет организму сопротивляться любым серьезным нагрузкам физической, химической, биологической природы, а для поддержания организма в активном состоянии необходим ряд компонентов пищи (витамины, биологически активные состояния), которые обязательно должны входить в рацион питания. [11, с. 8]

Здоровье это не только отсутствие болезней, но и определенное состояние физического, духовного и интеллектуального потенциала человека. [3, с.15]

Здоровье человека - это континуум (сменяемость и протяженность во времени) и естественных состояний жизнедеятельности, характеризующейся способностью организма к совершенной саморегулюции, поддержанию гомеостаза, самосохранению и самосовершенствованию соматического и психического статуса, при оптимальном взаимодействии органов и систем, адекватном приспособлении к изменяющейся окружающей среде (физической, биологической, социальной), использовании резервных и компенсаторных механизмов в соответствии с фенотипическими потребностями и возможностями выполнения биологических и социальных функций, в том числе рождения и воспитания потомства. [7, с.115]

Здоровье - предупреждение болезни и травм, улучшение психического здоровья, сокращения инфекционных и неинфекционных заболеваний, травматизма, в результате актов насилия и несчастных случаев. [12, с.5]

Здоровье - одна из важнейших жизненных ценностей. [5, с.9]

Проблемы здоровья и здорового образа жизни изучают многие научные дисциплины. В первую очередь, это наука о здоровье -  валеология.  Валеология (от латинского здравствовать, быть здоровым) - наука о здоровье. Впервые термин, предложенный профессором И.И. Брехманом в 1980 году оказался довольно актуальным, емким и в настоящее время оформился в фундаментальную науку. Здоровый образ жизни является стержнем данной науки, от него зависит здоровье и долголетие людей. [2, с. 15]

Другая дисциплина, имеющая большое значение для изучения проблем здоровья и здорового образа жизни - общественное (социальное) здоровье. Эта область связана с сохранением и укреплением здоровья населения посредством организованных соответствующих мероприятий. Специалисты, работающие в этом направлении, разрабатывают и реализуют программы по иммунизации, санитарии, просвещению в вопросах здоровья. Эта область исследует болезнь и здоровье и здоровье в контексте сообщества как социальной системы.

Медицинская социология изучает широкий спектр проблем, связанных со здоровьем, в том числе влияние социальных взаимоотношений на распространение болезней, культурные и социальные реакции на них, социоэкономические факторы обращения за медицинской помощью и особенности организации медицинских служб.

Важное значение имеет и такая наука, как медицинская антропология, которая ориентирована на проведение кросс - культурных исследований по вопросам здоровья и болезни. Ее, например, интересует, как люди, принадлежащие различным культурам, реагируют на болезнь и какие методы они используют для лечения болезней. [14]

И наконец, новая дисциплина - психология здоровья, которая трактуется как наука о психологических причинах здоровья, о методах и средствах его сохранения, укрепления и развития.

Многочисленные определения здоровья имеют преимущество теоретическое содержание и трудноприменимы к работе с конкретным пациентом. Для практического использования разработано следующее определение: «Здоровье - это такое состояние организма и способ жизнедеятельности, которые обеспечивают необходимую длительность жизни, достаточное ее качество и адекватную социальную активность (на работе и в быту)» [6, с. 7]

Таким образом, здоровье - это весьма сложный, системный по своей сущности феномен. Он имеет свою специфику проявления на физическом, психологическом и социальном уровне рассмотрения. Проблема здоровья и здорового образа жизни носит выраженный комплексный характер. На ее изучении сосредоточены усилия многих научных дисциплин.

Дата: 2019-12-10, просмотров: 303.