ДЕПАРТАМЕНТ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ДЕПАРТАМЕНТ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ

ГАОУ СПО «Брянский медицинский техникум имени академика Н.М. Амосова»

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ: 060101.52 «ЛЕЧЕБНОЕ ДЕЛО»

КВАЛИФИКАЦИЯ - ФЕЛЬДШЕР

КУРСОВАЯ РАБОТА

Самоанализ собственного здоровья - основа качества подготовки медицинских работников

Дисциплина (МДК, модуль)       ПМ.04 Профилактическая деятельность

Курсовая работа студентки 2 курса гр. 22 ф

_______________________________________

Научный руководитель:

Преподаватель ПМ . 04 «Профилактическая деятельность»

_______________________________________

Работа заслушана ____________________

                                                                       (дата)

Работа оценена_______________________

                                                       (оценка, подпись преподавателя)

Брянск

Г.



СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ. 3

I. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. СОВРЕМЕННАЯ КОНЦЕПЦИЯ ЗДОРОВЬЯ И ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ.. 6

1.1  Научные подходы к изучению здоровья. 6

1.2   Концепция факторов здорового образа жизни. 9

1.3   Факторы риска и группы риска. 13

1.4   Характеристика измерительных материалов самоанализа здоровья. 14

Выводы по теоретической части. 16

II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. САМОАНАЛИЗ СОБСТВЕННОГО ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ ГАОУ СПО «БРЯНСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ ТЕХНИКУМ ИМЕНИ АКАДЕМИКА Н.М. АМОСОВА». 19

2.1  Материал и методика исследования. 19

2.2  Результаты и их обсуждение. 28

Выводы по практической части. 34

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 36

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 37

ПРИЛОЖЕНИЕ. 39

 

 



ВВЕДЕНИЕ

Здоровье - одна из важнейших жизненных ценностей. Не случайно в последние годы получила развитие целая наука о сохранении и улучшении здоровья населения - саналогия. К сожалению, в нашей стране ответственность за свое здоровье еще не занимает значимого места в системе приоритетов отдельного человека. Социологические исследования, которые появляются в печати, дают право утверждать, что, несмотря на давно известные выводы ВОЗ о факторах, влияющих на здоровье, значительная часть населения психологически не готова нести ответственность за свое здоровье.

Особая роль в решении данной проблемы принадлежит медицинским работникам, для которых охрана здоровья населения - профессиональный долг, а собственное здоровье - ресурс необходимых в работе душевных и физических сил. Личность медицинского работника во многом определяет общественное здоровье, поскольку медик служит примером отношения к своему здоровью.

Вместе с тем показатели заболеваемости среднего медицинского персонала значительно выше, чем у рабочих промышленных предприятий (по различным данным, зарегистрированная хроническая патология составляет свыше 60-70%) [10, с.9]. Медицинские работники среднего звена зачастую занимаются самолечением, не обращаются своевременно к врачу.

Труд медицинских работников связан с рядом неблагоприятных факторов, воздействие которых трудно исключить. Чрезмерные нагрузки в связи со стремлением компенсировать низкий заработок дополнительными дежурствами усугубляют это положение. Тем более необходимо изменить менталитет, активно относиться к сохранению здоровья.

Ведущую роль здесь должны сыграть изменения в системе образования, предусматривающие обучение медицинских работников укреплению здоровья.

Изучение принципов здорового образа жизни - это реальный путь повышения медицинской активности, изменения психологии студентов, будущих медицинских работников.

Начало такой работы должно сопровождаться по нашему мнению с самоанализа здоровья студентов. Самоанализ - изучение человеком самого себя, стремление познать свой внутренний мир, попытка проникнуть в глубины своей собственной психики. Целью самоанализа своего здоровья является определение реально достигнутого уровня здоровья, честный ответ самому себе о существующих проблемах.

Это позволит начать наблюдение за своим здоровьем в динамике и делать некоторые выводы.

Актуальность проблемы и большая практическая значимость позволили определить тему исследования: «Самоанализ собственного здоровья - основа качества подготовки медицинских работников».

Цель исследования: формирование навыков самоуправления здоровьем в процессе обучения в ГАО СПО «Брянский медицинский техникум имени академика Н.М. Амосова».

Объект исследования: здоровье студентов техникума.

Предмет исследования: самоанализ здоровья студентов.

Гипотеза исследования: качество подготовки медицинских работников зависит в том числе и от навыка самоанализа собственного здоровья. Здоровье студентов техникума не является удовлетворительным. Умение управлять своим здоровьем - свидетельствует о профессионализме медицинского работника.

Противоречие. С одной стороны результаты самоанализа являются одним из факторов в сохранении и укреплении собственного здоровья, с другой стороны студенты не придают внимание данному фактору.

В соответствии с целью и выдвинутой гипотезой были сформулированы следующие задачи исследования:

1. Уточнить сущность понятия «здоровье».

2. Изучить факторы здоровья и факторы риска.

3. Рассмотреть характеристики измерительных материалов самоанализа здоровья.

4. Провести анкетирование студентов техникума с целью самоанализа собственного здоровья.

5. Провести анализ анкет, сделать выводы.

6. Выявить основные проблемы здоровья студентов техникума.

7. Подготовить рекомендации и провести разъяснительную работу со студентами о необходимости ведения здорового образа жизни.

В ходе написания курсовой работы были использованы следующие методы:

теоретические:

- анализ научной литературы, сравнение, обобщение;

эмпирические:

- анкетирование;

- анализ документов;

- статистическая обработка данных.

Тип курсовой работы: описательно-обобщающая.


I ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.
СОВРЕМЕННАЯ КОНЦЕПЦИЯ ЗДОРОВЬЯ И
ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ




АНКЕТА ДЛЯ СТУДЕНТОВ

Самоанализ заболеваемости

Специальность_______________

Группа______________К-во человек опрошенных____________

№ п/п Вопросы анкеты курс__ (да –к-во) %
1. Бывают ли головные боли (беспричинные, при волнении, после физической нагрузки, после занятий в колледже)?    
2. Бывает ли слезливость?    
3. Бывает ли слабость, утомляемость после занятий?    
4. Бывают ли нарушения сна.    
5. Отмечается ли при волнении повышенная потливость или появление красных пятен?    
6. Бывает ли головокружение, неустойчивость при перемещении положения тела?    
7. Случаются ли обмороки?    
8. Бывают ли боли, неприятные ощущения в области сердца, сердцебиение?    
9. Отмечалось ли повышение давления?    
10. Часто ли бывает насморк?    
11. Часто ли бывает кашель?    
12. Часто ли бывает потеря голоса?    
13. Бывают ли боли в животе?    
14. Бывают ли боли в животе после приема пищи?    
15. Бывают ли боли в животе до еды?    
16. Бывает ли тошнота, изжога?    
17. Случаются ли нарушения стула?    
18. Была ли дизентерия?    
19. Была ли болезнь Боткина?    
20. Бывают ли боли в пояснице?    
21. Бывают ли боли при мочеиспускании?    

 

При выполнении поставленной задачи: выявить основные проблемы со здоровьем студентов, мы рассматривали 2 направления исследования: групп нового набора и студентов, обучающихся в техникуме больше года. Нами были разработаны таблицы, в которые помещаются результаты основных показателей (таблица 2.2, таблица 2.3 и таблица 2.3. (продолжение)).

Для более наглядного, визуального восприятия полученной информации в табличном процессоре Microsoft Excel нами были построены соответствующие диаграммы (диаграмма 2.1, 2.2, 2.3, 2.4).


Таблица 2.2


М

М

Ф

Ф

Фр9

Фр9

Фр11

Всего по 1 курсу

%

Кол-во % Кол-во % Кол-во % Кол-во % Кол-во % Кол-во % Кол-во % Кол-во % Кол-во студентов в группе 29 100 28 100 20 100 57 100 57 100 25 100 25 100 34 100 275 100 Слабость, утомляемость после занятий 25 86 20 71 20 100 57 100 57 100 0 0 0 0 32 94 211 77 Головная боль при волнении, после физической нагрузки 26 90 28 100 16 80 56 98 56 98 0 0 0 0 34 100 216 79 Состояние слезливости 5 17 6 21 11 55 31 54 31 54 1 4 1 4 10 29 96 35 Бывают ли нарушения сна 7 24 17 61 14 70 47 82 47 82 0 0 0 0 26 76 158 57 Случаются ли обмороки 1 3 2 7 1 5 2 4 2 4 1 4 1 4 11 32 21 8 Отмечается ли повышение давления 4 14 5 18 11 55 17 30 17 30 6 24 6 24 13 38 79 29

 


                                                                                                          Таблица 2.3.


Группы старших курсов

Ф

Ф

Ф

Ф

Ф

Ф

Кол-во % Кол-во % Кол-во % Кол-во % Кол-во % Кол-во % Кол-во % Кол-во студентов в группе 24 100 27 100 21 100 23 100 32 100 32 100 25 100 Слабость, утомляемость после занятий 19 79 20 74 10 48 23 100 25 78 24 75 25 100 Головная боль при волнении, после физической нагрузки 7 29 14 52 18 86 19 83 15 47 13 41 25 100 Состояние слезливости 2 8 6 22 6 29 11 48 12 37 2 6 8 32 Бывают ли нарушения сна 0 0 8 30 15 71 10 43 21 66 6 19 25 100 Случаются ли обмороки 0 0 1 4 2 9 2 7 0 0 1 3 1 4 Отмечается ли повышение давления 0 0 16 59 8 38 10 43 7 22 17 53 4 16

Таблица 2.3. (продолжение)


Группы старших курсов

М

М

М

М

Мд

М

М

Мд

Результаты и их обсуждение

В таблице 2.2 представлены основные показатели самоанализа здоровья групп нового набора. По данным таблицы 2.2 нами были построены диаграммы 2.1 и 2.2.

По данным этих диаграмм мы наблюдаем что, слабость, утомляемость  после занятий испытывают 77% студентов 1 курса. Следует отметить, что наибольшие показатели утомляемости замечены в группах 1а, 11ф, 12ф - 100% опрошенных, тогда как в группах специальности «Фармация» никто из опрошенных не указал на слабость, утомляемость после занятий. Для большей наглядности нами была построена диаграмма 2.5.

Диаграмма 2.5. Показатели слабости, утомляемости после занятий у студентов 1 курса

Головную боль при волнении, после физической нагрузки испытывают 79% студентов 1 курса. Следует отметить, что наибольший показатель головной боли наблюдается в группах 12м и 1фр11 - 100% опрошенных. Наименьший показатель в группах 11фр9 и в 12фр9 - 0%. Данные представлены в диаграмме 2.6. Для большей наглядности нами была построена диаграмма 2.6.

 

Диаграмма 2.6. Головная боль при волнении, после физической нагрузки у студентов 1 курса

Состояние слезливости испытывают 35% студентов 1 курса. Наибольший показатель наблюдается в группе 1а, что составило 55%. Наименьший показатель наблюдается в группах 11фр9 и 12фр9, что составило 4% опрошенных. Для большей наглядности нами была построена диаграмма 2.7.

Диаграмма 2.7. Состояние слезливости у студентов 1 курса

Нарушения сна испытывают 57% студентов 1 курса. Студенты групп 11ф и 12ф, имеют наибольший показатель, что составило 82%. Наименьший показатель нарушения сна наблюдается в группах 11фр9 и 12фр9, что соответствует 0%. (диаграмма 2.8)

 Диаграмма 2.8. Нарушения сна у студентов 1 курса

Показатель обмороков среди групп 1 курса составил 8%. Наибольшее количество обмороков замечено в группе 1фр11, что составило 32% опрошенных, тогда как наименьшее количество обмороков наблюдается в группе 11м, что составило 3%. (диаграмма 2.9)

Диаграмма 2.9. Обмороки у студентов 1 курса

Показатель повышения давления среди студентов 1курса составил 29%. Наибольший показатель повышения давления наблюдается среди группы 1а, что составило 55%. Наименьший показатель повышения давления наблюдается среди группы 11м, что соответствует 14% опрошенных.

 Диаграмма 2.10. Повышение давления у студентов 1 курса

Выводы: Проанализировав данные таблиц и диаграмм мы пришли к следующим выводам:

1. Студенты групп нового набора 2013-14 года обучения, согласно самоанализу здоровья, испытывают проблемы в состоянии собственного здоровья.

2. Наиболее существенные проблемы в здоровье по их мнению – это головная боль при волнении, после физической нагрузки – 79% и ощущение слабости и утомляемости после занятий – 77%.

3. У более чем половины студентов (57%) имеются нарушения сна.

4. Также наблюдается повышение давления и отмечается состояние слезливости (29 и 35% соответственно).

5. У групп 1 курса специальности «Фармация» (11 фр9 и 12 фр9) наблюдаются самые низкие показатели проблем здоровья согласно параметрам самоанализа.

6. Наибольшая утомляемость, слабость после занятий наблюдается у студентов отделений «сестринское дело», «лечебное дело», «акушерское дело», а у студентов 1 курса отделения «фармация» не наблюдается данного аспекта.

7. Наибольшая головная боль при выполнении, после физической нагрузки наблюдается у студентов группы 12м и 1фр11, а у студентов групп 11фр9 и 12фр9 наименьший показатель.

8. Наибольший показатель слезливости наблюдается у студентов в группе 1а, а наименьший показатель в группах 11фр9 и 12фр9.

9. Наибольший показатель обмороков наблюдается в группе 1фр11.Наименьший показатель замечен в группе 11м.

В таблице 2.3. и 2.3 (продолжение) представлены основные показатели самоанализа здоровья среди групп старших курсов. По данным таблицы 2.3. нами были построены диаграммы 2.11 - 2.16.

Диаграмма 2.11. Показатели слабости, утомляемости после занятий у студентов старших курсов

По данным  диаграммы 2.11 мы наблюдаем что, слабость, утомляемость  после занятий испытывают 100%  студентов старших курсов. Следует отметить, что наибольшие показатели утомляемости замечены в группах 2а, 32ф, 33мдф - 100% опрошенных, тогда как в группе 31ф наименьший результат среди опрошенных, что составило 48%.

Диаграмма 2.12. Головная боль при волнении, после физической нагрузки у студентов старших курсов

В диаграмме 2.12 Головная боль при волнении, после физиченской нагрузки наблюдается наибольший показатель головной боли при выполнении, после физической нагрузки отмечен у студентов старших курсов в группе 2а, что составило 100% , а наименьший показатель наблюдается в группе 21ф - 29% опрошенных.

Диаграмма 2.13. Состояние слезливости у студентов старших курсов

В диаграмме 2.13 Состояние слезливости наибольший показатель результатов среди отмечен в группе 33мд, что соответствует 80 %. Наименьший показатель слезливости среди студентов старших курсов наблюдается в группе 42м, что составило 3 %.

Диаграмма 2.14. Нарушения сна у студентов старших курсов

В диаграмме 2.14 бывают ли нарушение сна ведущий показатель нарушения сна среди студентов старших курсов отмечен в группе 2а, что соответствует 100 %. Наименьший показатель наблюдается в группе 43м, что соответствует 13 % опрошенных.

Диаграмма 2.15. Обмороки у студентов старших курсов

 В диаграмме 2.15 обмороки среди студентов старших курсов наибольшее значение имеет группа 21м, что составило 20%. Наименьший показатель обмороков наблюдается в группе 42м - 3%.

Диаграмма 2.16. Повышение давления у студентов старших курсов

В диаграмме  2.16 давление среди студентов старших курсов ведущее место по показателям занимает группа 22ф, что соответствует 59 %. Наименьший результат замечен в группе 21ф - в данной группе никто из опрошенных не отметил данного результата.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате написания курсовой работы нами была достигнута цель исследования - формирование навыков самоуправления здоровьем в процессе обучения в Брянском медицинском техникуме имени академика Н.М. Амосова.

Решены все поставленные перед нами задачи.

Теоретическая значимость исследования:

1. Теоретически изучены понятия здоровья, самоанализ

Практическая значимость исследования:

1. С помощью самоанализа выявлены основные проблемы со здоровьем у студентов Брянского медицинского техникума имени академика Н.М. Амосова

2. Проведена работа о значимости самоанализа собственного здоровья среди студентов Брянского медицинского техникума имени академика Н.М. Амосова.

ВЫВОДЫ:

Выработка умения проводить самоанализ здоровья позволяет подготовить качественного медицинского работника среднего звена.

РЕКОМЕНДАЦИИ:

1. Подготовить методические рекомендации по самоанализу здоровья и разработке личной программы укрепления здоровья.

2. Необходимо провести разъяснительную беседу о необходимости систематического самоанализа здоровья с целью своевременного выявления отклонения от нормы у студентов ГАОУ СПО «Брянский медицинский техникум имени академика Н.М. Амосова».

3. Продолжить данное исследование в дипломной работе.



СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абу Али Ибн Сина (Авиценна). Канон врачебной науки.- Ташкент: Издательство АН УзССР,1956.-827с.

2. Берхман  И.И Валеология-наука о здоровье .-М.: Физкультура и спорт ,1990.-208с.[1.15]

3. Белов В.И.Энциклопедия здоровья. Молодость до ста лет: Справ. изд.-2-е изд.стер.-М.:Химия,1999г-400с.:ил.

4. ВолковС. Р.;Волкова М.М. Проведение профилактических мероприятий. Здоровый человек и его окружение.Руководство к практическим занятиям.-М: Авторская Академия,2011.-496с.

5. Голубкова И.Г. «Красноярская государственная медицинская академия».2009г)

6. Гундаров В.А., Полесский В.А. Управление индивидуальными резервами здоровья: новая стратегия профилактической медицины // Здравоохранение Российской Федерации. -2014.-№1 с 6-10 .

7. Колбанов В.В. Валеология: основные понятия, термины и определения. - СПб. :Изд. ДЕАН,2001.-256с.

8. Лищук В.А.; Е.В. Мосткова Девять ступеней к здоровью (серия «Помоги себе сам»).- М.: Восточная Книжная Компания, 1997г.-320с., ил.

9. Петленко В.П Валеология человека.Здоровье-любовь-красота. В 5 томах. Т.1. Валеология и мудрость здоровья.-С-П. изд.»Петроградский и Ко»,1996г.-304стр.:илл.,библ.

10. Петрова Л.А. Солоха О.К. Шиловская С.В. : Будьте здоровы

11. Погожева А.В. Здоровое питание как профилактика неинфекционных заболеваний // Справочник фельдшера и акушерки. – 2014.- №2 с.8-14.

12. Руководство по медицинской профилактике/ Под ред.Р.Г.Оганова, Р.А.Хальфина.- М.:ГЭОТАР-Медиа,2007.-464с.

13. Черносвистов Е.В.Лекции по социальной медицине .-М.:Владос ,2001-145с.

14.  www.aspirantura.ws/antropologja-meedicinskaja.htm

15. www.dono-esse .ru/dlizzard/RPM/M/ORGZDRAV/Orgproga/

16. http://vocabulary.ru/dictionary/881/word/

17. http://budemzdorovy.wellnet.me/anket.php

18. http://zdrav.tomsk.ru/health-school/students/diary/



Приложение 1

Итак, начнём работать над программой восстановления здоровья. Перейдём к заполнению анкеты.

В верхней части – обычные персональные данные. Особенно важно отметить текущую дату. Программа восстановления здоровья – долгосрочная, и каждый месяц её нужно корректировать в соответствии с текущим состоянием. Каждый месяц Вы будете подводить итоги: что изменилось, что нового появилось, что хотелось бы изменить в следующем месяце. И в соответствии со своими пожеланиями составлять программу на текущий месяц.

Анкета состоит из 49 строк с вопросами в 3 частях и 8 столбцов в 2 группах.

При ответе на каждый вопрос необходимо в 1-5 столбцах отметить (любым знаком) частоту, а в 6-8 столбцах – интенсивность проявлений симптомов (состояний). Если в одной строчке Вы хотите отметить несколько разных симптомов, подчеркните их (или выделите) разными способами, и поставьте соответствующие значки в столбцах.

Если симптом (состояние) никогда не проявляется, 6-8 столбец не заполняется (ставится одна отметка в столбце «Никогда»). Во всех других случаях необходимо поставить не менее 2 отметок в каждой строке.

Например:

Что бывает Всегда Часто Иногда Редко Никогда Сильно Средне Слабо
1. Головные боли, головокружения, шум в голове, потемнение, «искры» в глазах, бледность кожи - = - =
2. Шум в ушах, «заложенность», боль и воспаление +
3. Заложен нос, насморк, воспаление в области носа (гайморит) + +
4. Неприятности, связанные с горлом: першит, боль при глотании, отек + +
5. Трудно дышать. Бывают воспаления дыхательной системы +

 

Для составления полной картины здоровья необходимо поставить отметки в каждой строчке анкеты. Даже если у Вас «всё в порядке» кроме какой-то одной проблемы, поставьте, пожалуйста, отметку «никогда» во всех строчках анкеты.

Предварительно просмотреть бланк анкеты можно ниже. Бланк Анкеты для заполнения можно скачать здесь. После того, как Вы заполните все строчки , вышлите анкету для составления программы восстановления, укрепления и поддержания Вашего здоровья по этому адресу. Ответ Вы получите по электронной почте в течение 24 часов.

Будьте здоровы!



АНКЕТА ЗДОРОВЬЯ

Фамилия, имя, отчество___________________________________________________Телефон________________

Возраст________ Рост___________ Вес__________               Дата заполнения______________№___________

Что бывает Вс Ча Ин Рд Ни Си Ср Сл
1. Головные боли, головокружения, шум в голове, потемнение, «искры» в глазах, бледность кожи                
2. Шум в ушах, «заложенность», боль и воспаление                
3. Заложен нос, насморк, воспаление в области носа (в пазухах носа и лба)                
4. Неприятности, связанные с горлом: першит, боль при глотании, отек                
5. Трудно дышать. Бывают воспаления дыхательной системы                
6. Зубная боль, кровоточивость десен, зубной налет или камни, запах                
7. Напряжения, рези, боль в глазах. Воспаления в глазах и веках                
8. В волосах: сухость (жирность), ломкость (сечение кончиков), выпадение, перхоть, появление седых волос                
9. Пигментные пятна на лице, морщины, отек век, черные точки на лице                
10. На коже тела: сухость (жирность), раздражения, зуд, потливость                
11. Хрупкие, ломкие ногти, на пальцах заусенцы                
12. В стопах (к вечеру): усталость, зуд, боль, неприятный запах, отек                
13. Боли в позвоночнике                
14. Скованность в движениях; боль: в шее, в спине, руках и (или) ногах                
15. В суставах: ограничение движения, боль                
16. Неприятные ощущения в области груди, боли в сердце, давление (выше, ниже)                
17. Боли в области живота, нарушения стула                
18. Неприятности во время или после еды (изжога и т.п.). Придерживаюсь диеты                
19. Сухость во рту, сниженное слюноотделение                
20. Неприятные ощущения, боль в области таза при мочевыделении                
21. (для женщин) Нерегулярность месячного цикла, раздражения и (или) боли в низу живота, неприятные выделения                
22. (для мужчин) Болезненность в области паха, неприятные выделения, дисфункции в половом процессе                
23. С трудом засыпаю, плохо сплю, часто просыпаюсь                
24. Быстро устаю, бывает вялость по утрам. Дискомфорт, когда холодно и жарко                
25. Чрезмерная раздражительность                
26. Долго собираюсь что-нибудь сделать, испытываю скуку                
27. Зависимость от …(сигарет, спиртного … )                
  Мне не хватает: В Ч И Р Н С Ср Сл
28. Времени, чтобы выспаться                
29. «Свежести» головы по утрам                
30. Времени утром для сборов на работу (учёбу)                
31. Бодрости в течение дня                
32. Спокойствия, уравновешенности                
33. Оптимизма                
34. Умственной работоспособности, внимательности к мелочам, памяти, сосредоточенности                
35. Скорости реакции, восприимчивости к чему-то новому                
36. Я могу что-то не расслышать                
  Я бы хотел(-а): В Ч И Р Н С Ср Сл
37. Чтобы мои глаза были выносливыми, расслабленными. Видели ясно и четко.                
38. Мой нос всегда оставался чистым: утром, вечером, при переходе с улицы в помещение и, наоборот, при появлении посторонних запахов, во время контактов с людьми, после быстрой ходьбы.                
39. Кожа на моем лице была гладкой и чистой.                
40. Мои волосы были красивыми, пышными и блестящими                
41. Кожа на всём теле была эластичной, мягкой, гладкой                
42. Цвет моего лица был здоровым и естественным                
43. Мои губы были расслаблены, подвижны, чётко выделялись на лице                
44. Мои руки и ноги всегда оставались теплыми                
45. (Для женщин) Месячные циклы были стабильны и кратковременны                
46. (Для мужчин) Не испытывать волнения за свои мужские возможности                
47. (Для женщин) Контролировать свой вес и фигуру                
48. (Для мужчин) Быть в хорошей физической форме                
49. За короткое время хорошо высыпаться                

Будьте здоровы!

 

 

Приложение 2

Для комплексной оценки уровня здоровья мы изучили методику комплексной бальной оценки уровня здоровья по Г.Л. Апанасенко (1993) на основании следующих первичных данных: рост, вес, жизненная емкость легких, пульс, динамометрия кисти, уровень систолического давления и время восстановления пульса после пробы (20 приседаний за 30 сек.). [6]

Методика измерения основных первичных данных здоровья вынесены в Приложение 2.

Таблица 1.1

Показатели

Функциональные уровни

I низкий II ниже среднего III средний IV выше среднего V высокий 1. Масса тела (г/см) Рост М Ж Баллы     501 451 -2     451-500 401-450 -1     401-450 375-400 0     375-400 351-400 -     375 350 - 2. ЖЕЛ (мл/кг) Масса тела М Ж Баллы     50 40 0     51-55 41-45 1     56-60 46-50 2     61-65 51-57 4     66 57 5 3. ЧССхСД 100 М Ж Баллы     111 111 -2     95-110 95-110 0     85-94 85-94 2     70-84 70-84 3     69 69 4 4. Время восстановления ЧСС после 20 приседаний за 30 с (мин, с) М   Ж   Баллы   3 мин   3 мин   -2   2-3 мин   2-3 мин   1   1 м 30 с. - 1 м 59 с. 1м 30 с. -1 м 59 с. 3   1 мин- 1 м 29 с. 1 мин – 1 м 29 с. 5   59 сек.   59 сек.   7 5. Динамометрия кисти х 100 Масса тела М Ж Баллы     60 40 0     61-65 41-50 1     66-70 51-55 2     71-80 56-60 3     81 61 4   Общая оценка (сумма баллов) 4 5-9 10-13 14-16 17-21

Уровень здоровья мы будем оценивать в баллах. Каждому результату, полученному при соответствующих измерениях (они указаны в таб.1.1) будет присваиваться балл (тоже по таб. 1.1). В конце всех измерений полученные баллы необходимо сложить и получить общий балл своего здоровья. По таб. 1.1 необходимо выяснить какому уровню здоровья соответствуют Ваши показатели. При этом оценка уровня здоровья осуществляется по следующей градации: 1) низкий уровень здоровья, 2) уровень здоровья ниже среднего, 3) средний уровень здоровья, 4) уровень здоровья выше среднего, 5) высокий уровень здоровья.

 



Приложение 3

Утренняя гимнастика

Занятия утренней гимнастикой улучшают деятельности мышц, костей, суставов, внутренних органов и нервной системы, повышают общий тонус организма, приносят ощущение бодрости, подготавливают к предстоящим рабочим и бытовым нагрузкам.

Продолжайте ежедневные занятия утренней гимнастикой.

Утреннюю гимнастику проводите в хорошо проветренном помещении, а в теплое время года – на свежем воздухе. Одежда должна быть свободной и не стеснять движений. Лучше всего заниматься в тренировочном костюме или в трусах и майке и в легкой спортивной обуви.

Если во время или после занятий утренней гимнастикой будут появляться неприятные ощущения в области сердца, головокружение, одышка, сердцебиение, обратитесь за советом к врачу.

Утренняя гигиеническая гимнастика

Есть прекрасное средство ускорить пробуждение организма, привести его в бодрое состояние – специальные физические упражнения, так называемая зарядка. Небольшой комплекс движений активизирует кровообращение, дыхание, деятельность кишечника. Многочисленные импульсы, возникающие в мышцах, сухожилиях, суставах, поступают в соответствующие центры головного мозга, которые стимулируют работу различных органов, повышая их работоспособность и всего организма в целом. Зарядка имеет и воспитательное значение - она дисциплинирует, вырабатывает волю, уверенность в своих силах.

Компьютер и здоровье

Интенсивное внедрение электронно-вычислительной техники в нашу жизнь сделало компьютер практически повседневным бытовым прибором, использующимся как на производстве, так и в учебных заведениях, домашних условиях.

Установлено, что компьютерные технологии, являясь великим достижением человека, имеют и отрицательные последствия для здоровья. На пользователей персональными компьютерами (ПК) воздействуют электромагнитные излучения видимого спектра, крайне низких, сверхнизких и высоких частот, электростатические поля, создаваемые компьютерами и другими источниками. Специфические светотехнические характеристики дисплеев ПК предъявляют высокие требования к зрительной системе человека, большую нагрузку испытывает опорно-двигательный аппарат организма. Возможным неблагоприятным фактором световой среды является несоответствие нормативным значениям уровней освещенности рабочих поверхностей стола, экрана, клавиатуры. Работа с использованием ПК сопровождается значительным нервно-эмоциональным напряжением. В результате длительной работы компьютеров, а также при недостатке площади на одно рабочее место, несоблюдение режима проветривания в помещениях наблюдается существенное нарушение аэроинного режима и параметров микроклимата, что оказывает неблагоприятное влияние на человека.

С целью профилактики нарушений здоровья пользователей ПК предъявляются серьезные требования к технике, организации рабочего места, режиму труда и отдыха. Важным фактором обеспечения оптимальной работоспособности и сохранения здоровья являются регламентированные перерывы в работе с ПК. Игры на компьютере необходимо ограничить во времени и не проводить их перед сном.

После занятий на компьютере для снятия статического и нервно-эмоционального напряжения рекомендуют использовать обычные физические упражнения (разминка) в течение 5-10 минут. Для снятия напряжения зрения необходимо проводить «зрительную гимнастику». Даже небольшой, но регулярной, продолжительности упражнений для глаз (1-2 минуты) достаточно, чтобы глаза отдохнули. У детей, длительно работающих на компьютере, может появиться ослабление остроты зрения вдаль – близорукость. Поэтому надо следить за соблюдением режима работы на ПК.

Мир меняется, и без информационных технологий представить нашу жизнь невозможно. Однако бесконтрольное длительное пребывание у компьютера может привести к развитию невротического расстройства – компьютерной зависимости. Это происходит не при учебных занятиях на компьютере, а при участии в компьютерных играх, общениях в чатах, бесцельном рыскании по интернету и в социальных сетях. Подросток забывает о своих делах, постепенно компьютер заменяет ему реальное общение с друзьями, родственниками. Имея в виртуальном мире множество «друзей» в социальной сети, виртуозно побеждая монстров в компьютерных играх, он в реальной действительности затрудняется при выполнении обычных заданий, засыпает на занятиях, теряется при общении со сверстниками. Для преодоления интернет-зависимости американский психолог Кимберли Янг предлагает рациональные советы подростку:

· Займи себя чем-нибудь другим в то время, кода садишься за монитор.

· Заставь других ограничить себя, объяви всем, что ты больше не будешь сидеть в «контакте», напиши об этом на своей странице. Попроси сетевых друзей контролировать тебя.

· Выходи из дома чаще.

· Установи четкий график работы: компьютер – 2 часа в день.

· Займись делом. В мире есть куча интересных дел помимо интернета. Сделай свою жизнь насыщенной событиями, что у тебя не было времени бездельничать за компьютером.

Режим дня.

У вас может возникнуть вопрос: а нужен ли вам распорядок дня? Давайте разберемся! Каждый наш день насыщен различными занятиями учебой, чтением, спортом, музыкой, помощью по дому, встречами с друзьями и т.д. Чтобы это всё успеть и вместе с тем иметь достаточно времени для отдыха, надо уметь правильно организовать свой день.

Правильный распорядок дня, основанный на разумном сочетании физического и умственного труда, пассивного и активного отдыха, создаёт оптимальные условия для жизни и деятельности человека.

В основе здорового образа жизни лежит правильным режим жизнедеятельности. Режим – это правильное чередование периодов работы и отдыха, их продолжительность, рациональное распределение времени в течение одного дня, недели, месяца, года.

Большое значение для здоровья имеют продолжительность сна в зависимости от возраста, время отхода ко сну и пробуждения, количество и время приемов пищи, двигательная активность и активный отдых на открытом воздухе. Очень важно заблаговременно настроить организм на определенный вид деятельности: тогда в этот процесс органично включаются все его системы и органы, обеспечивающие успешную деятельность.

Это интересно

Знаменитый исследователь Арктики Отто Шмидт в 14 лет составил план всей своей будущей жизни. План включал книги, которые надо прочесть, науки, которые надо изучить, цели, которые надо достичь. Правда, после подсчетов оказалось, что на выполнение всего намеченного ему понадобиться 900 лет! Пришлось сокращать и ужимать программу до 150 лет. Самое же удивительное то, что расписанное на 150 лет ему удалось сделать за 64 года жизни. Он добился выдающихся результатов в математике, физике, астрономии, выдвинул собственную гипотезу об образовании Солнечной Системы, стал академиком. Помогли ему в этом исключительная воля плюс строгий режим в течение всей жизни.

Закаливание

Закаливание очень важно для здоровья и красоты. Оно одарит вас приятным цветом и упругостью кожного покрова, надежно защитит от простуды. Для успешного применения закаливающих процедур не требуется специального инвентаря, дорогостоящего оборудования. Важно лишь соблюдать принципы постепенности и последовательности, систематичности, разнообразия, сочетания общих и местных процедур.

Систематическое закаливание рекомендуется начать с воздушных ванн. Весьма полезны прогулки и занятия спортом на свежем воздухе, сон при открытой форточке. Более эффективны и легче регулируемы водные процедуры. Главная заповедь при этом – чем холоднее вода, тем короче должно быть время процедуры. Закаливающие процедуры не должны вызывать неприятных ощущений, появление “гусиной кожи”.

При проведении общего закаливания рекомендуется следующая последовательность процедур: обтирание, обливание, душ, купания.

Лучшее средство против ОРВИ – сильный иммунитет, а для этого замечательно помогут всевозможные способы закаливания. Главное при закаливании – соблюдать “золотые правила” профилактики: постепенность и систематичность, и помнить, что во время острых заболеваний все виды закаливания противопоказаны. Замечательный эффект даёт метод контрастного закаливания с резкой сменой температуры воды. Это может быть контрастный душ или обливание с чередованием холодной и горячей воды. По окончании процедуры кожа должна быть холодной, но внутри тела – ощущение тепла, которое расширяется наружу, согревая всё тело.

Правильное питание

Именно питание поддерживает биологическую жизнь, обеспечивает постоянный обмен веществ и энергии между организмом человека и окружающей его средой. Нормальная жизнедеятельность человека возможна только при условии поступления в организм необходимого (сбалансированного) количества энергии и строительного материала (белка). Энергию, которую организм получат из пищи при ее сгорании, он расходует на две цели: для обеспечения своей жизнедеятельности и для выполнения какой-либо работы. Затрачиваемую энергию организм постоянно восполняет из пищи. Потребление и затраты энергии должны быть равными. Организм человека, особенно подростка, очень чувствителен и к избытку, и к недостатку энергии, а, следовательно, к поступлению в него пищевых веществ.

Калорийность продуктов питания

Затраты энергии человек восполняет соответствующим приемом пищи. Именно в процессе питания его организм получает необходимую ему энергию. Причем с различными продуктами он получает различное её количество, то есть у них, как говорят, разная энергетическая ценность, или калорийность. Суточная потребность в калориях 2450 - 2700 килокалорий килокалорий.

Если калорийность пищи не покрывает расхода энергии организма, то это приводит к его белковому и витаминному голоданию. Такое состояние опасно для организма. Длительное голодание приводит к значительному уменьшению массы тела организма, нарушает его функции, у подростка при этом замедляются рост и развитие.

Избыточная энергия, которая поступает в организм с пищей, ведет к увеличению массы его тела.

Организм с пищей должен получить столько же энергии, сколько он потратил в течение суток. Питание, отвечающее этому условию, и называется сбалансированным.

Педиатры устали предупреждать об опасностях “фастфуда” и газировки. Сегодня веселые дворовые игры сменили компьютерные забавы. Отсюда – все большая распространенность ожирения и, как следствие, рост заболеваемости сахарным диабетом второго типа.

Советы тоже понятны:

· Крупы, овощи, фрукты, рыбу и молочные продукты ребенку полезно есть как можно чаще;

· Жирное и сладкое желательно ограничить;

· Потребление соли – максимум одна столовая ложка в день;

· Как минимум два часа в день необходимо двигаться;

· И, конечно, сердце подростка нуждается в защите от курения и активного и пассивного, когда рядом с детьми “дымят” взрослые.

Соблюдение принципов рационального режима дня создает условия для гармоничного развития, помогает укрепить здоровье, поддерживать и совершенствовать физическую форму, организовать свободное время, развить кругозор и предупредить болезни.

ДЕПАРТАМЕНТ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ

ГАОУ СПО «Брянский медицинский техникум имени академика Н.М. Амосова»

Дата: 2019-12-10, просмотров: 221.