Опыт Санкт-Петербургской региональной благотворительной общественной организации помощи детям и подросткам «УПСАЛА» (Упсала-Цирк).
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Благотворительная общественная организация Упсала-Цирк работает в Санкт-Петербурге с 2000 года.

Упсала-Цирк – не обычный цирк, в нем нет животных и классических номеров. В спектаклях Упсала-Цирка сочетаются акробатика, жонглирование, модерн-танец и пантомима, а все роли исполняют дети и подростки – юные артисты Цирка.

Цель цирка УПСАЛА - проведение социальной цирковой работы (метод социальной игровой и театральной педагогики, известный в Западной Европе) с детьми и подростками из групп социального риска, и их реинтеграция в общество, создание альтернативы уличной жизни в виде занятий цирковым искусством, возвращение детей в общество и создание условий для их всестороннего развития.

Целевая группа - это дети и подростки из групп социального риска. Сюда относятся:

беспризорники - дети и подростки, живущие на улице и утратившие контакт со своими семьями или с социальными институтами, заменяющими семью (детские дома, интернаты и приюты);

безнадзорные – дети и подростки, не утратившие контакта со своими семьями и социальными институтами, заменяющими семью, для которых улица стала главным местом жизни и средой социализации;

потенциальные «уличные дети» из психологически и социально нестабильных семей (безработица, алкоголизм, конфликты, наркомания, насилие), неспособных предоставить детям адекватные условия для нормальной социализации (социально неблагополучные дети и подростки). [49].

УПСАЛА работает с детьми и подростками в возрасте от 7 до 18 лет.

Задачи

- Соблюдение Конвенции о правах ребенка, принятой Детским фондом ООН (ЮНИСЕФ) 20 ноября 1989 года; защита прав беспризорных детей.

- Обеспечение постоянной связи между цирком и уличными компаниями.

- Участие беспризорных детей в деятельности цирка, приобретение детьми артистических навыков (создание маленького циркового мира); организация выступлений.

- Медицинская и психологическая помощь в кризисных ситуациях, поддержка молодых артистов цирка (питание, одежда, гигиена и т. д.).

- Реинтеграция детей в семьи или - если это невозможно - в заменяющие их социальные институты.

Коллектив в составе циркового тренера, педагога и, по возможности, молодого артиста цирка (бывшего беспризорного, который уже давно входит в состав цирка) регулярно посещает места, где встречаются основные «тусовки» беспризорников. Участники коллектива в игровой форме завязывают на улице контакт с детьми и подростками, расспрашивают об их жизненной ситуации, предлагают социальную поддержку, дают информацию о местах, куда дети могут обратиться за помощью, и, наконец, приглашают их в цирк. Опыт работы цирка УПСАЛА в Санкт-Петербурге показывает, что детей и подростков легко заинтересовать одноколесными велосипедами и жонглированием, привлечь их внимание забавными клоунскими носами.

Поначалу (первые 2-4 раза) участники циркового коллектива встречаются с детьми и подростками в местах, где собираются «тусовки». Это дает им возможность получить информацию о социальном статусе и среде общения детей, о роде зависимости, которой они подвержены (алкоголизм, нюханье клея или растворителей, наркомания), а также об источниках заработка. Затем коллектив продолжает работу с детьми уже в помещениях цирка. Детей и подростков водят к «Врачам Мира». В цирке они имеют возможность помыться, им выдают необходимую одежду, а после репетиций кормят. При этом выясняют ситуацию их семьи (если таковая имеется) и причины, заставившие детей и подростков ее покинуть.

По желанию ребенка, сотрудники цирка вступают в контакт с его семьей или заведением, в котором он жил раньше. Затем они помогают ребенку решить, стоит ли ему вернуться в семью. Детей, которые не возвращаются в семью, селят в кризисных центрах. Пока ребенок находится в кризисном центре, социальные работники проводят работу с его семьей, оказывая разного рода помощь, как-то: помощь в кризисных ситуациях, помощь психотерапевта, содействие возвращению ребенка в семью и обеспечение возможности проводить досуг в цирке. О ребенке, которого не удалось вернуть в его собственную семью, сотрудники цирка будут заботиться и после его распределения в приемную семью или к опекуну, в интернат или в детский дом. Помимо этого, детей готовят к возвращению в школу.

В цирке с ребенком не только проводят социальную работу и оказывают ему помощь в кризисных ситуациях, но и устанавливают с ним рабочие отношения, помогая использовать и развивать его способности. Каждый ребенок выбирает вид циркового искусства, который ему больше всего по душе. Новички, достигшие определенного уровня, переходят в группу более «продвинутых» и могут принимать участие в выступлениях, турне и т. д. На репетициях режиссер, тренеры и дети совместно работают над цирковым представлением. Бывшие беспризорники из группы «продвинутых» помогают тренерам обучать других детей, а социальным педагогам – проводить социальную работу на улице.

Цирк регулярно организует выступления в приютах, детских домах, больницах, в партнерских организациях и на улицах. Таким образом, дети активно участвуют в культурной жизни города и находят дополнительный источник дохода для себя и своих семей.

В работе с детьми и подростками из групп социального риска сотрудники цирка УПСАЛА используют «системный» подход. Наряду с цирковой и педагогической работой, главная цель которой - интеграция детей и подростков в цирк и развитие у них артистических способностей, они проводят социальную работу, направленную на то, чтобы как можно полнее реинтегрировать детей в общество (возвращение в семью и в школу, приобретение профессиональных навыков, повышение психологической и социальной компетенции).

Принципы:

- Работа строится на взаимном доверии между социальными работниками, тренерами и детьми;

- Сотрудничество детей, тренеров и социальных работников, построенное на основе взаимной поддержки;

- Учитываются личный опыт и индивидуальные способности каждого ребенка;

- Успех оценивается в зависимости от индивидуальных способностей и мотивации ребенка;

- Выявление и развитие способностей ребенка;

- Регулярное – то есть ежедневное – общение с ребенком (во время репетиций, спектаклей, уличных мероприятий, работы в местах, где обычно собираются «тусовки» уличной молодежи; совместное проведение досуга и каникул);

- Двери открыты для каждого ребенка или подростка.

- Анонимность: ребенок вправе не говорить ничего, что ему не хотелось бы говорить. [49].

Методы работы : Цирковая социальная работа в условиях улицы, открытые тренировки Тренер, социальный работник с цирковым реквизитом (социальный клоун) и молодой артист регулярно посещают одно из мест, где собираются основные «тусовки» уличных детей, и устанавливают с ними доверительный контакт. Социальный работник информирует детей о цирке и других социальных службах. Кроме того, он сам в состоянии оказать первую помощь. Показатель успешно проведенной социальной работы – положительное отношение детей к сотрудникам цирка, а также регулярное участие детей в тренировках.

В основу метода социальной цирковой педагогики заложен принцип совместной творческой деятельности сотрудников цирка и детей. Совместно разработанное ими цирковое представление отличается от классического тем, что состоит не просто из отдельных, не связанных между собой цирковых номеров, а строится на основе какого-то законченного сюжета. Во время работы в цирке, учитывающей индивидуальные особенности каждого ребенка, устанавливается семейная атмосфера. Дети могут сделать случаи из своего личного опыта и свои проблемы темой циркового представления. В цирке ребенок развивает свой собственный артистический стиль. Залог успешной работы - мотивация ребенка, поэтому главная задача педагога - ее поддержать.

Социальная цирковая педагогика способствует психическому и физическому развитию ребенка. Акробатика и жонглирование развивают:

- физическую силу и контроль над собственным телом, чувство равновесия, грубую моторику, выносливость, умение чувствовать партнера и других участников группы;

- мелкую моторику (например, графомоторные навыки); лево- и правостороннюю координацию;

- комплексное восприятие и координацию (зрение и слух, способность работать в паре и в коллективе), а также общую сенсорику;

- способность к самоорганизации и самодисциплине;

- способность к самоорганизации и самодисциплине;

- социальную компетенцию;

- умение себя подать;

- способность передавать приобретенные знания и навыки.

Сотрудники также обучают детей показывать фокусы. Это помогает:

- преодолеть нарушения развития в мелкой моторике, улучшить визуальную координацию и координацию движений, увеличить многостороннюю остроту восприятия и развить внимательность;

- развить и расширить познавательные процессы и способности.

Социологи профессионально и в несколько этапов изучают уличную среду и наблюдают за детьми и подростками – участниками цирковой труппы.

На первом этапе социолог проводит наблюдения и интервью в «уличном» окружении беспризорника, определяет значение улицы в жизни ребенка, а также его методы выживания в условиях улицы. Он наблюдает за нормами общения беспризорников между собой и с окружением, изучает структуру личности ребенка.

На втором этапе он собирает информацию о том, нарушались ли права ребенка (детская работа, насилие в семье и на улице, сексуальная эксплуатация).

Следующий этап - контроль эффективности цирковой социальной работы. Социолог снова проводит интервью с детьми, ставшими постоянными участниками цирка, расспрашивает их об их отношениях со сверстниками и с окружением, об их жизненной ориентации и о том, какова их ситуация на данный момент.

Считается, что реинтеграция беспризорника в общество прошла успешно, если:

- ребенок перестал употреблять токсические вещества, алкоголь и другие наркотики;

- преодолена социальная изоляция; ребенок вернулся в семью (в собственную или - если это невозможно – в приемную семью, в семью опекуна или усыновителя, или же в другой социальный институт, заменяющий семью);

- ребенок воспринимает цирк как среду общения и жизни, как альтернативу улице;

- ребенок или подросток посещает школу, выбрал профессию или проходит профессиональное обучение;

- ребенку удалось привить социальную и жизненную компетенцию.

Уникальность деятельности Упсала-цирк заключается в попытке соединить профессионализм в подготовке актеров и социальную работу с детьми из групп риска. Для Упсала-Цирк важен каждый человек, независимо от его профессиональных (актерских, цирковых) данных. Но в то же время, от каждого актера требуется полная отдача, независимо от ситуации в семье. В цирке трудятся профессиональные тренеры, хореографы, режиссер, социальный работник и психолог. Предпочтение отдается как развитию навыков актерского мастерства, профессиональных актерских качеств, созданию качественных спектаклей, так и развитию социальных навыков, работе с семьей, интеллектуальному развитию детей.

Упсала-Цирк второй год принимает участие в Благотворительном фестивале "Добрый Питер". Пожертвования собираются на проведение школьных каникул и реквизит подопечных детей.

 «Упсала» – это единственный социальный цирковой проект для безнадзорных детей в России.

Цирк стал важной частью жизни для детей и подростков. Это выражается, прежде всего, в регулярном посещении тренировок. Большинство детей и подростков, которые уже давно участвуют в проекте, реинтергировались в общество, т.е. живут со своими родителями или в других социальных учреждениях, регулярно ходят в школу и проводят свое свободное время в цирке. Формы цирковой социальной работы необычны и привлекательны для большинства безнадзорных детей и подростков. В проекте работают профессионалы и волонтеры, русские и иностранцы, что обеспечивает большое разнообразие взглядов, идей и методов – и это обогащает нашу работу.

Социально-педагогическая программа содержит несколько проектов:

Проект 1. Цирковые тренировки с беспризорными детьми и подростками в школе №25 для детей с отклонениями (также с детьми из этой школы и детского дома №23). Группы:

«Маленькие» - дети из социальных групп риска; ежедневные тренировки (12 человек)

«Большие» - дети и подростки из социальных групп риска («старички», участники турне); тренировки 5 дней в неделю (8 детей и подростков). Дети и подростки из 1 и 2 групп в основном получают социальную и материальную поддержку от цирка.

«Уличные дети» - временное пристанище «Вера» (своего рода маленький детский дом); тренировки по воскресеньям (группа из 20 человек с меняющимся составом)

«Школьная группа» - умственно-отсталые и социально запущенные дети (из школы №25, 8 человек)

«Особый ребенок» - особые (инвалиды) дети и подростки из двух классов вальдорфской педагогики (территориально расположены в школе №25, 11 человек)

Практически все дети и подростки, которые участвуют в цирковых тренировках, могут перейти в первую, а при приобретении профессиональных навыков, и во вторую группу.

Проект 2. Познавательные экскурсии в ближние пригороды С.-Петербурга, организация культурных мероприятий и музейных экскурсий по городу, другие цирковые студии и пр.; по воскресеньям; примерно 12-20 детей и подростков и волонтеры, ответственные за проведение программы

Проект 3. Цирковой клуб: уроки иностранного языка – немецкий и английский, а также занятия с отстающими; 5 дней в неделю; вовлечены примерно 12 детей и подростков

Проект 4. Цирковые мастерские, где производится и испытывается цирковой реквизит:

Велосипедная мастерская - по субботам, 8 человек

Цирковая мастерская - по воскресеньям, 16 человек

Кукольная мастерская - по понедельникам, средам и пятницам, 8 человек

Проект 5. Социальная поддержка детей и подростков: помощь в кризисных ситуациях, питание, социальное обеспечение, педагогическая помощь и ознакомление с правилами гигиены детей и подростков из цирка; непрерывно; примерно 20 детей и подростков

Проект 6. Поддержка в семьях: социально-психологическая и материальная помощь семьям юных артистов цирка; на данный момент 6 семей

Летом 2008 г. в рамках фестиваля на площадке ЦПКиО возле Летней Эстрады был разбит цирковой шатер "Упсала-Цирк", в котором в течение месяца проходили бесплатные цирковые представления.

По будним дням в шатре были организованы спектакли для детей из летних городских лагерей, а по выходным — для горожан и гостей города.

Параллельно с цирковой программой с 1 по 29 июня на площадке возле шатра под открытым небом работала выставка работ российских и зарубежных фотографов, посвященная "Упсала-Цирку". Среди участников проекта - известные петербургские и европейские фотографы, в том числе, Евгений Мохорев, Алексей Царев, Солмаз Гуссейнова, Генри Мертенс и другие.

В 2003 году был поставлен "Город в чемодане". Летом 2007 года в цирковом шатре Упсала-Цирка состоялась премьера новой редакции спектакля. В нем рассказывается о целом городе фантазий, хранящемся в чемоданчике бродячего художника.

 

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в Санкт-Петербурге сформирована система профилактики безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних, включающая как государственные, так и негосударственные структуры.

К началу 2009 г., служба помощи беспризорным и безнадзорным несовершенно­летним, созданная в Санкт-Петербурге организациями «Врачи Мира - США» и «Врачи детям» в партнерстве с государственными учреждениями социальной защиты насе­ления, состоит из следующих компонентов преемственной помощи:  Уличная социальная служба (аутрич); Мобильный пункт помощи; Центры СПП: отделение кризисной помощи несовершеннолетним; отделение дневного пребывания несовершеннолетних; Отделение кратковременного проживания, социальная квартира для несовершеннолетних.



Заключение

Детская беспризорность и безнадзорность стали сегодня обыденным явлением российской жизни. В настоящее время около 10 тысяч детей и подростков проводят большую часть времени на улицах Санкт-Петербурга. Дети, предоставленные сами себе, живут в антисанитарных условиях, страдают от инфекционных и других заболеваний, часто голодают, становятся жертвами насилия и оказываются вовлеченными в криминальную деятельность. Около 70% из них находятся в зависимости от различных наркотических и токсических веществ.

Причины детской беспризорности и безнадзорности довольно многообразны, что отражает сложность этого общественного явления. Среди основных причин экс­перты называют следующие: кризис семей и разрушение их воспитательного потенциала, разрушение государственной инфраструктуры общественного об­разования и воспитания несовершеннолетних, неэффективность сложившейся системы социальной поддержки уязвимых семей и социальной реабилитации несовершеннолетних, высокая интенсивность миграции как между регионами Российс­кой Федерации, так и из стран ближайшего зарубежья, несовершенство законодательной базы в области охраны жилищных прав несовершеннолетних. Жизнь на улице представляет угрозу жизни и благополучию несовершеннолетне­го и является нарушением фундаментальных прав, закрепленных в Конвенции ООН по правам ребенка.

Одним из механизмов регулирования деятельности государственных органов по разрешению правовых вопросов в отношении несовершеннолетних является Федеральный закон от 24 июня 1999 г. "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" (далее - Закон).

В настоящее время в России, также как и во всем мире, активно развиваются и ис­пользуются на практике различные формы помощи уличным детям. Среди основных можно выделить следующие: социальная работа на улице, мобильные пункты помо­щи, дневные центры (отделения) помощи, центры (отделения) кратковременного проживания, социальные квартиры (гостиницы) и социальные приюты для детей и подростков. Эти формы организации помощи перечислены в порядке повышения «порога доступности», от самой «низкопороговой» социальной работы на улице («аутрич») до «высокопороговых» стационарных программ проживания, таких как социальная квартира или социальный приют.

Дети и семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации, часто испытывают сложности в получении социальной, медицинской, психологической и других видов помощи, крайне необходимых для сохранения семейной опеки над ребенком и его успешного развития. Оказывая многогранную помощь семьям группы риска, воспитанникам партнерских приютов и приемным семьям, социальные работники стремятся создать условия, позволяющие детям полноценно расти и развиваться.

К началу 2009 г., служба помощи беспризорным и безнадзорным несовершенно­летним, созданная в Санкт-Петербурге организациями «Врачи Мира - США» и «Врачи детям» в партнерстве с государственными учреждениями социальной защиты насе­ления, состоит из следующих компонентов преемственной помощи:  Уличная социальная служба (аутрич); Мобильный пункт помощи; Центры СПП: отделение кризисной помощи несовершеннолетним; отделение дневного пребывания несовершеннолетних; Отделение кратковременного проживания, социальная квартира для несовершеннолетних.

 


Спи­сок ли­те­ра­ту­ры

1. Федеральный закон от 10.12.1995 №195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федера­ции» // Собрание законодательства РФ. – 1995. - N 50. - ст. 4872 (с изменениями от 23 июля 2008 г. // Российская газ. - 2008. - N 158).

2. Федеральный закон от 24.06.1999 №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» // Собрание законодательства РФ. – 1999. - N 26. - ст. 3177 (с изменениями от 23 июля 2008 г. // Российская газ. - 2008. – N 158).

3. Постановление Правительства Российской Федерации от 20.11.2000 №896 «Об утверждении примерных положений о специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации».// Российская газ. – 2000. - N 331.

4. Постановление Минтруда Российской Федерации от 29.03.2002 №25 «Об утверждении рекомендаций по организации деятельности специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилита­ции» (с изменениями и дополнениями от 23 января 2004 г.). // Бюллетень Министерства труда и социального развития Российской Федерации. - 2002. - N 5.

5. Постановление Минтруда Российской Федерации от 19.07.2000 №51 «Об утверждении методических рекомендаций по организации деятельности государственного (муниципального) учреждения «Центр социальной помощи семье и детям». // Справочная система «Гарант», 2009 г.

6. Постановление Минтруда Российской Федерации от 27.07.1999 №32 «Об утверждении методических рекомендаций по организации деятельности государственного (муниципального) учреждения «Комплексный центр социального обслуживания населения». // Справочная система «Гарант», 2009 г.

7. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 16.05.2006 №559 «О Концепции развития системы социальной защиты населения Санкт-Петербурга на 2006–2010 годы». // Справочная система «Гарант», 2009 г.

8. Бранд Ф. Социальная работа в Голландии // Бюллетень научной информации. — 1992. — № 3. — С. 44-56.

9. Волкова С. В.. Стратегия и практика работы по профилактике и реабилитации несовершеннолетних беспризорных и безнадзорных в г. Москве. Аналитический вестник Совета Федерации, № 14 (207), Москва, 2003 г, с. 60-66.-

10. Демина В. С.. О ликвидации детской безнадзорности и беспризорности в Российской Федерации как социального явления. Аналитический вестник Совета Федерации, № 14 (207), Москва, 2003 г, с. 8-13.

11. Дети России на пороге XXI века. Независимый доклад Российского Детского Фонда о положении детей и реализация Конвенции о правах ребенка в Российской Федерации // Дитя человеческое. – 2000. – N4-5-6. – С. 2-24.

12. Жуков В. И. Модернизация социальных отношений в России: замыслы, итоги, возможности. Доклад на V Всероссийском социально-педагогическом конгрессе (6 июня 2005 г.). М., 2005. С. 17

13. Зинурова Р.И. Социальная работа с безнадзорными несовершеннолетними. - Казань: КГТУ, 2006.

14. Иванова А.А. Вниманию законодателя! О детях, находящихся в тяжелой жизненной ситуации // Законы России. Опыт, анализ, практика. - 2007. - № 1.

15. Казаков С. Остров везения: Защита детей в период формирования их личности // Защити меня. – 2001. - № 4. – С.42 - 44

16. Кайданова О. Беспризорные дети: Практика работы опытной станции. - Л., 1926.

17. Климантова Г. И., Федотовская Т. А.. О профилактике беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних, нахо­дящихся в трудной жизненной ситуации. Аналитический вестник Совета Федерации, № 20 (176), Москва, 2002 г, с. 6-16. с. 23-32.

18. Лившиц Е. Социальные корни беспризорности. — М., 1925.

19. Литвишков В.М. Социально-педагогические основы исправления несовершеннолетних осужденных. - М.: МПСИ, 2006.

20. Матвиенко В. И. О мерах по ликвидации безнадзорности и беспризорности детей. Выступление на «правительствен­ном часе» сто пятьдесят седьмого заседания Государственной Думы 3 апреля 2002 года. Аналитический вестник Совета Федерации, № 20 (176), Москва, 2002 г, с. 6-16.с. 52-63.

21. Министерство труда и социального развития Российской Федерации. О состоянии профилактики безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних. Аналитический вестник Совета Федерации, № 20 (176), Москва, 2002 г, с. 6-16., с. 70-80.

22. Министерство труда и социального развития Российской Федерации. О состоянии профилактики безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних. Аналитический вестник Совета Федерации, № 20 (176), Москва, 2002 г, с. 70-80.

23. Новая модель службы охраны детства: Поиск, опыт, проблемы. — Тюмень, 1998.

24. Озеров В. А.. Детская беспризорность и безнадзорность как один из факторов угрозы национальной безопасности России. Доклад на Парламентских слушаниях 12 ноября 2001 г. Аналитический вестник Совета Федерации, № 20 (176), Москва, 2002 г, с. 6-16.

25. Организация работы с приемной семьей: Метод, рекомендации. — Екатеринбург, 1997.

26. Отте К. Социальная работа и социальная педагогика в Германии // Понятийный аппарат педагогики и образования: Сб. науч. тр. / Отв. ред. М.А. Галагузова. — Екатеринбург, 1998. — Вып. 3.

27. Панов A.M. Положение детей в Российской Федерации // Государство и дети: Реальности России. — М., 1995.

28. Панов A.M. Социальное обслуживание и социальная работа за рубежом. — М., 1994.

29. Плоткин М.М. Педагогические условия социальной реабилитации подростков // Педагогика. — 1994. — № 3.

30. Плоткин М.М., Камаева Г. И. Педагогические аспекты социальной реабилитации детей с девиантным поведением // Семья в России. — 1995. - № 1, 2.

31. Правительство Санкт-Петербурга, Комитет по труду и социальной защите населения, Санкт-Петербургское государс­твенное учреждение социальной помощи семьям и детям «Региональный центр «Семья». Аналитические материалы о положении детей в Санкт-Петербурге (2006 год). Санкт-Петербург, 2007.

32. Прудников Б.П., Рыбалкина О.П. Профилактика беспризорности, безнадзорности, наркомании среди несовершеннолетних: монография. – М.: ЮНИТИ., 2004.

33. Руководство по оказанию комплексной помощи беспризорным и безнадзорным несовершеннолетним. - СПб, 2008г. - 146 стр. с иллюстрациями. (Рег. № РКП 08-30867 от 21.04.2008)

34. Руководство по оценке и междисциплинарному ведению случая для оказания помощи детям и семьям, находящимся в социально опасном положении или в трудной жизненной ситуации. - СПб, 2008г. - 120 стр.

35. Савинов А.Н., Зарембо Т.Ф., Организация работы органов социальной защиты М., 2001 г.

36. Сафонова Л. В. Содержание и методика психосоциальной работы Издательство: Академия, 2006 г.

37. Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Комитет Совета Федерации по социальной поли­тике. Положение детей в Российской Федерации. Доклад. Москва, 2006, с. 62-66, 98-109.

38. Социально-педагогическая поддержка детей "группы риска " / Под ред. Л.Я. Олифрененко , Т.Я. Шульга , И.Ф.Дементьева. М.: Академия, 2004.

39. Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних: содержание и организация деятельности. / Под ред. Иващенко Г.М. - М.: Государственный НИИ семьи, 2005. - С. 13-14.

40. Справочное пособие по социальной работе / Под ред. А.М.Панова, Е.И. Холостовой.— М.: Юристъ, 1997

41. Степанов В. Г. Семья и проблема «трудных детей» // Приклад, психология и психоанализ. — 1998. — № 2.

42. Теория и методика социальной работы: Учеб. пособие / Под ред. А.М.Панова, Е. И. Холостовой. — М., 1997.

43. Теория социальной работы на пути к самоопределению, образованию и практике: Кн. для социал. работника и социал. педагога / С.И. Григорьев, И. И.Григорьев, Л. Г. Гуслякова и др. — М., 1994.

44. Территориальные социальные службы: Теория и практика функционирования / Сост. В. Б. Корняк и др. — М., 1995.

45. Тетерский С.В. Введение в социальную работу: Учебное пособие. — 5-е изд. — М.: Академический Проект, 2006. — 496 с.

46. Типовое положение о социальном приюте для детей и подростков // Вестн. психосоциал. и коррекц.- реабилитац. работы. — 1995. — № 1.

47. Типовое положение о центре помощи детям, оставшимся без попечения родителей // Вестн. психосоциал. и коррекц.-реабилитац. работы. — 1994. — № 3.

48. Трошин О.В., Жулина Е.В., Кудрявцев В.А. Основы социальной реабилитации и профориентации: Учебное пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2005. — 384 с.

49. УПСАЛА – международный цирковой обмен детей и молодежи http://www.navremya.kz/upsala.php

50. Фирсов М. В. Краткий курс истории социальной работы за рубежом и в России: Учеб. пособие. — М., 1992.

51. Чорбинский С. И. Социальная работа и социальные программы в США. - М., 1992.

52. Шульга Т. И., Спаниярд X., Слот В. Методика работы с детьми группы риска. — М., 2000 г.

53. Юнгхолм С.-Э. Гуманистические ценности социальной работы. - М., 1996.

54. Материалы официального сайта CПбОО «Врачи детям»

http://www.vd-spb.ru/

 


Дата: 2019-12-10, просмотров: 261.