Социальные проблемы
Уличные дети и подростки сталкиваются с большим количеством сложных социальных проблем, работа над разрешением которых является неотъемлемой частью деятельности по оказанию помощи этой уязвимой группе.
Отсутствие жилья или невозможность по тем или иным причинам проживать по месту регистрации. Во многих случаях дети и подростки, живущие или проводящие большую часть своей жизни на улице, происходят из семей группы риска. Зачастую родители таких несовершеннолетних страдают алкоголизмом, злоупотребляют наркотиками, ведут асоциальный образ жизни. Нередко образ жизни родителей приводит к утрате ими жилплощади и, как следствие, дети становятся бездомными. В других случаях, несмотря на наличие жилья, ребенок или подросток не может там находиться, так как условия, сложившиеся там, невыносимы (отсутствие еды, антисанитария, агрессивное поведение взрослых и т. д.). Также в некоторых случаях подросток покидает дом из-за конфликта с родными и не осмеливается возвращаться, постепенно утрачивая связь с семьей [17, с. 8].
Отсутствие социально приемлемых форм опеки со стороны взрослых.
Часто в жизни несовершеннолетнего нет взрослых, реально отвечающих за его жизнь и благополучие. В некоторых случаях беспризорные и безнадзорные устанавливают взаимоотношения с тем или иным взрослым, фигурирующим в их жизни (соседом, временным работодателем и т. д.) Этот человек может неформально выполнять некоторые функции опекуна: предоставлять кров, кормить, оказывать первую медицин скую помощь - с той или иной степенью постоянства. Необходимо отметить, что в некоторых случаях этот человек может злоупотреблять доверием несовершеннолетнего, совершая по отношению к нему противоправные действия.
Отсутствие средств к существованию и невозможность или неумение их получать социально приемлемым способом - еще одна типичная проблема уличных детей. Большинство уличных детей и подростков не имеют постоянного дохода. Многие в результате жизни на улице оказываются вовлечены в преступную деятельность и приучаются добывать средства антиобщественными и криминальными путями: попрошайничеством, воровством, сексом в обмен на деньги или вещи. Большинство уличных несовершеннолетних не располагают опытом наблюдения положительных ролевых моделей, в том числе касающихся трудовой деятельности, а также не имеют даже базовых профессиональных навыков, необходимых для устройства на работу.
Отсутствие документов: свидетельства о рождении, паспорта, полиса обязательного медицинского страхования и др. Вследствие этого уличные дети сталкиваются с недоступностью социальных и медицинских услуг в системе государственных учреждений, а также невозможностью защиты своих гражданских прав. [17, с. 15].
Несоответствующий возрасту уровень образования усугубляет правовую неграмотность и незащищенность уличных детей и подростков. Многие ребята старшего подросткового возраста имеют образование в пределах начальной школы. Такое многолетнее отставание оказывается сложно компенсировать даже в условиях продуманной реабилитационной программы. При этом низкий уровень образования существенно ограничивает возможности для дальнейшего обучения и трудоустройства подростков, что, в свою очередь, снижает их самооценку и мотивацию на оставление уличного образа жизни.
Медицинские проблемы
Большинство уличных детей и подростков страдают различными хроническими заболеваниями, связанными с неблагоприятными условиями среды и образом жизни: неправильным, недостаточным и нерегулярным питанием, хроническим стрессом, переохлаждением, злоупотреблением алкоголем, табаком, токсическими инга-лянтами и наркотиками. У большинства отмечаются симптомы дефицита витаминов, недостаток массы тела, отставание физического развития, кожные паразитарные инфекции, хронические заболевания желудочно-кишечного тракта, кариес зубов, дерматиты. [29].
Мобильный пункт помощи
Мобильный пункт помощи - это разновидность аутрич-работы, при которой уличная служба оснащается автомобильным транспортом (автобусом или микроавтобусом), что позволяет расширить спектр оказываемых услуг. Так, в автобусе можно проводить индивидуальное консультирование, углубленный опрос клиентов, оказывать первую доврачебную помощь, а при наличии соответствующего оборудования и персонала - проводить экспресс-тестирование на ВИЧ, гепатиты и другие инфекции. Кроме того, мобильный пункт помощи позволяет доставлять клиентов для получения помощи в различные службы и организации (например, дневные Центры СПП, Центр СПИДа и другие лечебные учреждения, отделение кратковременного проживания), которыми при других условиях несовершеннолетние не пользуются.
Мобильные пункты помощи не привязаны к определенному адресу, что влечет за собой некоторые трудности, например, клиентам необходимо запомнить и привыкнуть к графику и маршруту движения мобильного пункта. Этот барьер можно преодолеть установлением и соблюдением четкого расписания перемещений мобильного пункта по городу. Вместе с тем, мобильный пункт позволяет увеличить географический охват аутрич-службы, установить контакт с большим количеством клиентов и оказать им несколько более качественную и эффективную помощь, по сравнению с той, которую можно оказать на улице. [48, с. 111].
Социальный приют для детей
Социальный приют, вместе с социально-реабилитационным центром для несовершеннолетних и центром помощи детям, оставшимся без попечения родителей, относится к учреждениям для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации13. Основными направлениями деятельности этих учреждений являются:
Профилактика безнадзорности несовершеннолетних, оказание помощи по ликвидации трудной ситуации в семье ребенка;
Обеспечение несовершеннолетним временного проживания на полном государственном обеспечении до определения и осуществления совместно с органами опеки и попечительства оптимальных форм жизнеустройства;
Обеспечение доступности и своевременности квалифицированной социальной, правовой, психолого-медико-педагогической помощи несовершеннолетним на основе индивидуальных программ социальной реабилитации.
По сложившейся практике, а также по восприятию уличных подростков, приюты являются достаточно крупными учреждениями и относятся к высокопороговым службам помощи. Такая форма реабилитации как приют наиболее эффективна при оказании помощи детям дошкольного, младшего или среднего школьного возраста, которые были изъяты из неблагополучных семей или попали в приют по другим причинам, но без длительного периода пребывания на улице. Подростки же, особенно имеющие стаж уличной жизни, обычно «выпадают» из этой системы, поскольку требуют большей независимости и самостоятельности, не хотят жить в большом детском, или «сиротском», учреждении и следовать его правилам. [33, с. 78].
Методика работы социальных приютов для детей хорошо отлажена на основе многолетнего опыта, а порядок работы подробно регламентирован федеральным законом, а также правительственными и ведомственными постановлениями
Социальная квартира
Социальная квартира - это форма реабилитационной работы, при которой несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации или социальноопасном положении, предоставляется временное жилье в условиях максимально приближенным к домашним, с одновременным осуществлением индивидуальных социально-реабилитационных программ и оказанием правовой, психологической и педагогической помощи. Целью социальной квартиры является социально-психологическая реабилитация и адаптация несовершеннолетних, возвращение их в кровную семью, или подготовка к независимому проживанию и помощь в решении жилищных вопросов. Социальная квартира является формой реабилитации подростков, альтернативной сложившейся системе социальных приютов для детей. В социальной квартире, рассчитанной на 5-10 подростков, им предоставляется некоторая степень свободы, одновременно с вполне определенными требованиями по самоорганизации и самообслуживанию, обязательному продолжению учебы или трудоустройству, участию в социальной жизни квартиры и т. п. Создание социальных квартир (гостиниц) для несовершеннолетних предусмотрено Концепцией развития системы социальной защиты населения Санкт-Петербурга на 2006-2010 гг. [31].
Порог доступа к услугам социальной квартиры - самый высокий из всех перечисленных выше форм помощи беспризорным и безнадзорным несовершеннолетним. От подростка требуется серьезная мотивация, чтобы следовать всем требованиям и правилам проживания в социальной квартире. В связи с этим, добровольный преждевременный отказ от программы реабилитации и самостоятельный уход из социальной квартиры недостаточно подготовленных клиентов можно считать в определенной степени оправданным. Вместе с тем, от специалистов по социальной работе и юристов требуется, совместно с клиентами, в ограниченные сроки до окончания программы реабилитации решить один из самых сложных вопросов нашей действительности - жилищный. В январе 2008 г. исполняется один год с момента открытия организациями «Врачи детям», «Врачи Мира - США» и Администрацией и ГУ КЦСОН Калининского района Санкт-Петербурга социальной квартиры для подростков 15-18 лет. За это время помощь получили 15 несовершеннолетних, и у нас уже есть первые успехи. Однако в данном руководстве мы не будем подробно останавливаться на высокопороговых программах реабилитации. [31].
Таблица 2. Примерное штатное расписание уличной аутрич-службы
Должности | Количество |
Руководитель (координатор) | 1 |
Специалисты по социальной работе | 2-6 |
Психолог | 1-2 |
Водитель (при наличии мобильного пункта помощи) | 1 |
Медицинская сестра (лаборант, при наличии мобильного пункта помощи) | 1 |
Итого: | 4-11 |
Для успешного установления контакта с детьми на улице аутрич-работников необходимо снабдить недорогими, но востребованными в среде клиентов предметами обихода и продуктами питания, такими как носки, женские гигиенические прокладки, фруктовый сок в мелкой таре (200 мл), небольшие хлебобулочные изделия в пластиковой упаковке. Эти предметы можно заранее расфасовать, и в каждый пакет включить также материалы по профилактике рискованного поведения, презервативы, информацию о социальных службах для уличных детей и подростков и т. п.
Важным этапом в организации работы уличной аутрич-службы является картирование территории и разработка маршрутов. Картирование, т.е. определение мест проживания и времяпровождения беспризорных и безнадзорных несовершеннолетних, необходимо проводить постоянно, поскольку целевая группа чрезвычайно мобильна, и топографическая картина постоянно меняется.
Картирование состоит из нескольких этапов. Вначале следует составить исчерпывающий список всех мест, где достоверно известно или потенциально возможно нахождение уличных детей и подростков. Такие места включают крупные транспортные узлы (железнодорожные и автобусные вокзалы, оживленные станции метрополитена), торговые центры и рынки, парки культуры, и т. п. Дополнительную информацию можно получить от сотрудников партнерских организаций, работающих с уличными детьми, муниципальных органов опеки и попечительства, КДН, социальных педагогов и даже сотрудников милиции. В дальнейшем эта информация будет дополняться собственными наблюдениями аутрич-работников, а также самими клиентами.
Вторым этапом картирования является методическая проверка всех мест уличных «тусовок» с составлением описания каждого из них.
Информация о сайте включает его точное местонахождение, количество потенциальных клиентов, их возрастной и половой состав, род деятельности или интересов (поскольку каждая из «тусовок» на чем-то «специализируется»), а также время функционирования сайта, которое зависит от рода занятий членов «тусовки». Уже во время первичного картирования начинается ведение случая – установление контакта с клиентами, первичная оценка их потребностей и проблем, оказание им помощи в условиях улицы и направление в Центры СПП и другие службы.
Работа Центра СПП организуется согласно его положению и технологии работы.
Чтобы осуществлять многочисленные и разнообразные профессиональные задачи, штатное расписание Центра СПП должно включать следующий персонал:
Руководитель (координатор, заведующий отделением) - специалист в одной из областей деятельности Центра СПП (социальная, психологическая, педагогическая помощь), с опытом работы с беспризорными и безнадзорными детьми. Помимо выполнения организационно-административной функции, руководитель может также участвовать в оказании помощи клиентам по своей основной специальности;
Специалист по социальной работе: при наличии ресурсов, для оказания качественной социальной помощи клиентам в штате Центра СПП желательно иметь не одного, а двух-трех специалистов по социальной работе, поскольку именно они несут основную нагрузку по ведению случая. Количество специалистов по социальной работе также зависит от количества клиентов Центра: в начале работы можно обойтись одним сотрудником, а по мере увеличения числа клиентов расширять штат;
Психолог: обычно достаточно одной штатной единицы, но при большом количестве клиентов Центра СПП может понадобиться второй психолог; психолог осуществляет психологическую диагностику и консультирование (индивидуальное и групповое) уличных детей и подростков, а также членов их семей, участвует в разработке и организации тренингов и образовательных программ.
Медицинский работник (медицинская сестра): несмотря на ограниченный объем медицинской помощи, присутствие в штате медицинской сестры необходимо для осуществления доврачебного осмотра и оказания первой доврачебной и санитарно-гигиенической помощи.
Педагог-воспитатель: его основные функции заключаются в организации досуга клиентов, когда они не заняты работой с одним из специалистов Центра СПП. Как и в случае с другими сотрудниками, при большом количестве клиентов, достаточном количестве помещений и необходимости разделения потоков клиентов, могут понадобиться дополнительные педагоги-воспитатели. Дополнительные педагоги также необходимы для организации индивидуальной репетиторской работы с клиентами в курсе программы средней школы для улучшения успеваемости и уменьшения отставания по программе.
При наличии достаточных ресурсов, оптимальный штат Центра СПП составляет 6 человек, а при большом количестве клиентов он может быть увеличен до 10 человек.
Таблица 3. Примерное штатное расписание Центра СПП
Должности | Количество |
Руководитель (координатор, заведующий) | 1 |
Специалисты по социальной работе | 2-3 |
Психолог | 1-2 |
Медицинская сестра | 1 |
Педагог-воспитатель | 1-3 |
Уборщица | 0,25 |
Итого: | 6-10 |
Виды помощи, предоставляемые в рамках деятельности Центра СПП, включают:
Медицинская и санитарно-гигиеническая помощь
Доврачебный осмотр и доврачебная медицинская помощь;
Первая медицинская помощь в случае травм, острых состояний и заболеваний;
Направление в лечебные учреждения для получения квалифицированной и специализированной медицинской помощи;
Санитарная обработка против педикулеза и чесотки;
Гигиенический душ и смена белья и одежды;
Стирка белья и одежды;
Индивидуальное и групповое консультирование по профилактике инфекций, передающихся половым путем, ВИЧ/СПИД, контрацепции, наркозависимости; индивидуальное до- и послетестовое консультирование по вопросам ВИЧ/СПИДа, направление на тестирование.
Социальная помощь
Консультирование по социальным вопросам (вопросы жизнеустройства, назначения и выплаты пособий, защиты имущественных и других прав и пр.);
Помощь в оформлении утраченных или отсутствующих документов (свидетельство о рождении, паспорт, гражданство, полис обязательного медицинского страхования, единый проездной билет);
Помощь в получении пособий и льгот;
Помощь в восстановлении по месту учебы, поступлении в учебное заведение;
Сопровождение клиентов в государственные учреждения и организации.
Психологическая помощь:
Психологическое консультирование (индивидуальное и групповое);
Психодиагностика;
Помощь при кризисных состояниях;
Консультирование и психотерапия семьи;
Профориентация.
Педагогическая помощь:
Организация и проведение досуговых мероприятий;
Репетиторская помощь по программе средней школы;
Обучение навыкам компьютерной грамотности.
Примерный перечень помещений Центра СПП
Прихожая-раздевалка, где клиенты могут оставить верхнюю одежду и дождаться осмотра медицинским работником. Прихожая должна быть оборудована вешалками и стульями или скамьями;
Медицинский кабинет для осмотра клиентов, оказания доврачебной и первой медицинской помощи, хранения медикаментов. Медицинский кабинет необходимо оборудовать согласно санитарным требованиям для медицинского или процедурного кабинета: панели из светлой кафельной плитки, раковина с проточной водой, шкаф для хранения медикаментов и другая мебель с поверхностью, пригодной для антисептической обработки (кушетка, стол, стулья, шкаф для документов, весы, ростомер);
Кабинет для приема и консультирования специалистом по социальной работе, оборудованный столом, стульями, компьютером, шкафом для документов и шкафом для одежды;
Кабинет для приема и консультирования психологом, оборудованный столом, стульями, двумя мягкими креслами, по возможности - компьютером, шкафом для документов и шкафом для одежды;
Игровая, или комната для досуговых занятий, оборудованная, в зависимости от размеров помещения, комплектом мягкой мебели (покрытой моющимся кожезаменителем), несколькими столами, стульями, шкафами для настольных игр и книг, телевизором, видео- или DVD-плейром, музыкальным центром, компьютером, теннисным столом, и т. п. Если позволяет помещение, то можно оборудовать две игровые комнаты, что сделает возможным разделение клиентов по возрасту, интересам или видам досуговой и образовательной деятельности (что также предполагает занятость не менее двух педагогов-воспитателей);
Кухня-столовая, оборудованная холодильником, плитой, микроволновой печью, раковиной с проточной водой. Это помещение может служить как для приготовления (с разрешения Роспотребнадзора) или разогревания пищи, либо для приготовления чая, а также приема пищи;
Туалеты для клиентов и сотрудников;
Душевые комнаты с альтернативными водонагревательными приспособлениями на время отключения или перебоев с горячей водой. В одной из душевых также устанавливается бытовая стиральная машина, желательно с функцией не только отжима, но и сушки белья;
Кладовая для хранения чистой одежды и сменного белья, запаса гигиенических принадлежностей, канцелярских товаров и т. п.
Первый контакт с клиентом в Центре СПП осуществляет медицинский работник. Это является необходимым условием не только при первичном приеме, но и при любом последующем посещении Центра, чтобы исключить пребывание в Центре клиентов с контагиозными заболеваниями, такими как педикулез и чесотка, а также в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения. Это правило должны неукоснительно соблюдать как клиенты, таки сотрудники Центра. Клиенты обычно относятся к такому правилу с должным пониманием, принимая его как своеобразную дисциплинирующую необходимость, существующую для обеспечения как санитарной безопасности, так и психологического комфорта всех, кто находится в Центре.
Из правила первичности и обязательности медицинского осмотра вытекают закономерные рекомендации к организации помещения Центра. Во-первых, необходимо наличие просторной прихожей с вешалками для одежды и местами для сидения. Прихожая берет на себя функции своеобразной буферной зоны, где подростки могут раздеться и более-менее комфортно ожидать своей очереди на осмотр. Во-вторых, прихожая должна находиться в непосредственной близости от медицинского кабинета, чтобы минимизировать перемещения подростков по Центру до медосмотра.
После осмотра медицинским работником и санитарно-гигиенических процедур подросток присоединяется к деятельности других посетителей и сотрудников Центра. Ему может быть назначена встреча с одним из сотрудников Центра СПП – специалистом по социальной работе, ответственным за его случай, с психологом или педагогом. Тогда клиент встречается с этими специалистами, чтобы получить консультацию, обсудить трудности и дальнейшие шаги по выполнению сервисного плана. После этого посетитель Центра может принять участие в досуговых мероприятиях, тренингах или групповых занятиях, организованных педагогами-воспитателями, психологами или волонтерами Центра СПП. Так, в наших центрах регулярно проводятся занятия по арт-терапии с участием профессиональных художников и психологов, тренинги для развития навыком коммуникации и профилактики рискованного поведения, различные праздники по поводу знаменательных дат и т. п.
С 2007 г. Центры СПП работают с 14 до 21 часа без выходных. В среднем Центр принимает 10–20 посетителей в день. Помесячный график, отражающий посещаемость в Центров СПП Невского и Фрунзенского районов за 2006 г. при пятидневной рабочей неделе представлен на рис. 7. Две трети клиентов в Центрах СПП являются постоянными посетителями: 38,5% клиентов посещают Центры СПП более 10 раз в год, и 27,7% – от 3 до 10 раз. Одна треть клиентов (33,8%) посещает центры один – два раза.
Рис. 7. Посещаемость Центров СПП, 2008 г.
Отделение кратковременного проживания, созданное ГУ СРЦН Фрунзенского района и организациями «Врачи детям» и «Врачи Мира – США», находится в одном помещении с Центром СПП во Фрунзенском районе. Это позволяет клиентам Отделения получать помощь специалистов Центра СПП и участвовать в мероприятиях, организованных для клиентов дневного центра.
Кроме того, клиенты Отделения должны следовать правилам внутреннего распорядка, которые представлены в Приложении 13. Отделение рассчитано на одновременное пребывание 8 несовершеннолетних одного пола, либо одновременно до 4 мальчиков и 4 девочек. Отделение представляет собой две спальни с двумя двухъярусными кроватями каждая. Поскольку они находятся непосредственно в помещении Центра СМП, то клиенты отделения имеют доступ ко всей инфраструктуре Центра, как и его дневные посетители (душевые, медицинский кабинет, игровые комнаты, столовая и т. п.)
Штатное расписание, помимо руководителя (координатора, или заведующей отделением), включает 7 воспитателей-педагогов для организации посменных ночных дежурств двумя воспитателями. В обязанности воспитателей входит организация быта клиентов Отделения (питание, хозяйственная деятельность по поддержанию порядка и т. п.), организация досуга и выполнение сервисного плана в той части, которая входит в помощь клиентам Отделения временного проживания оказывают специалисты Фрунзенского Центра СПП. В связи с круглосуточным пребыванием клиентов в Отделении временного проживания, требуется доставка 3-разового питания.
Служба уличной социальной работы, два Центра СПП и Отделение кратковременного проживания представляют собой единую низкопороговую службу преемственной помощи беспризорным и безнадзорным несовершеннолетним.
3.2. Опыт СПбОО "Врачи детям"
«Врачи детям» – общественная организация, в рядах которой состоит 17 членов. Высшим органом самоуправления организации является общее собрание, которое созывается не реже одного раза в год. В промежутках между общими собраниями организацией руководит Правление в составе шести человек, которое возглавляет Председатель. Повседневной работой организации управляют исполнительный директор, финансовый и административный директор, директор по программам, а также координаторы проектов.
Этот проект реализуется в Санкт-Петербурге с 2001 г. в тесном сотрудничестве с Администрациями Фрунзенского и Невского районов и при государственной поддержке из средств гранта, в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации, грантов Агентства США по международному развитию, Всемирного Детского Фонда под патронажем Королевы Швеции Сильвии, программы ТАСИС Европейской Комиссии, Комитета по труду и социальной защите населения и Комитета по молодежной политике и взаимодействию с общественными организациями Правительства Санкт-Петербурга и корпорации «Джонсон и Джонсон». В рамках данного проекта были созданы два Центра социально-психологической помощи (СПП) детям улиц, Отделение кратковременного кризисного проживания и Социальная квартира для подростков, которые были включены в качестве отделений в состав ГУ СРЦН Фрунзенского района, ГУ ЦСПСД Невского района и ГУ ЦСОН Калининского района. Кроме того, методика Центров СПП и низкопороговой службы помощи уличным детям и подросткам была успешно внедрена в организацией «Врачи Мира – США» в г. Чернигове (Украина) в партнерстве с Государственной службой по делам детей. Данное руководство содержит рекомендации по созданию как государственных, так и негосударственных служб первичной низкопороговой помощи беспризорным и безнадзорным детям и подросткам. [54].
В 2001-2007 гг. сотрудники организаций совместно с коллегами из ГУ КЦСОН Фрунзенского района оказали помощь 1128 беспризорным и безнадзорным несовершеннолетним в рамках работы Центров СПП во Фрунзенском и Невском районах Санкт-Петербурга, Отделения кратковременного кризисного проживания во Фрунзенском районе, а также уличного аутрич-проекта
Организация «Врачи детям» растет очень динамично: она развивает существующие проекты и начинает новые. В связи с этим количество сотрудников организации увеличилось с 34 человек в начале 2005 года до 69 человек в конце 2006 года. В основном, это социальные работники, педагоги, психологи и медицинские работники. На конец 2008 года число сотрудников Организации составляет более 120 человек. Организация «Врачи детям» пополняет ряды своих членов из числа сотрудников, которые своей деятельностью продемонстрировали приверженность делу защиты прав детей и помощи семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.
Ведущим органом организации является общее собрание, которое созывается не реже одного раза в год. В промежутках между общими собраниями организацией руководит Правление в составе шести человек, которое возглавляет Председатель. Повседневной работой организации управляют финансовый и административный директор, директор по программам, исполнительный директор, а также координаторы проектов.
НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ
формирует общественное мнение в отношении детей, оставшихся без попечения родителей, приемных семей и детей группы риска.
оказывает комплексную помощь детям из неблагополучных семей методом междисциплинарного ведения случая.
способствует семейному жизнеустройству детей, оставшихся без попечения родителей, путем восстановления родственных связей или размещения детей в российских приемных семьях.
предупреждает социальное сиротство путем оказания комплексной поддержки семьям группы риска.
Рис. 8. Профессиональное распределение сотрудников «Врачи детям»
ПРОЕКТЫ [54]:
• Центры социально-медицинской помощи детям улиц
• Помощь ВИЧ-инфицированным детям улиц
• Социальная квартира для подростков
• Приемная семья
• Социально-медико-психологический патронаж семей группы риска
• Центр «МАМА+»
Достижения организации в 2007-2008 гг.
• Всего 1441 детей и семей получили помощь организации в течение двух лет, в том числе 212 детей и семей, затронутых проблемой ВИЧ-инфекции.
• 640 уличных детей и подростков получили медицинскую, социальную и психологическую помощь.
• 82 беспризорных и безнадзорных ребенка возвращены в семью или помещены в приют для дальнейшего жизнеустройства, и еще 6 детей возвращены в семью из интернатного учреждения.
• 70 детей избежали изъятия из семьи и остались со своими родителями;
• 122 уличных подростка прошли добровольное консультирование и тестирование на ВИЧ; 26 ВИЧ-положительных подростков обследованы и поставлены на учет в Центре СПИДа.
• Для 71 ребенка из приютов были найдены новые семьи.
• 163 детям, рожденным ВИЧ-положительными женщинами, мы помогли сохранить семейную поддержку, а 10 детей вернули в семьи из интернатных учреждений.
• Завершен ремонт и оснащение социальной квартиры для подростков 15–18 лет, которая в 2007 году приняла своих первых жильцов.
Организацией оказывается психолого-педагогическая помощь:
- психодиагностика, индивидуальное и семейное консультирование детей и родителей;
- групповое консультирование и тренинги;
- помощь в обучении по программе средней школы;
- организация полезного досуга.
Медицинская помощь:
- медицинский осмотр;
- направление в медицинские учреждения;
- первая медицинская помощь;
- санитарно-гигиеническая помощь;
- профилактика ВИЧ, ИППП и других заболеваний.
Социальная помощь:
- социально-юридическое консультирование;
- материальная помощь;
- помощь в оформлении документов и пособий.
В 2008 году Центры СМП предоставили медицинскую, психологическую и социальную помощь 382 детям и подросткам, которые совершили 2461 посещение в Центры. В 2008 году помощь получили 433 клиента (из них 258 новых), которые совершили 5094 посещения. Таким образом, всего в 2007–2008 гг. помощь была оказана 640 уличным детям и подросткам. Однако главный успех работы Центров СМП – это возвращение 82 детей и подростков в семью или помещение в приют для дальнейшего жизнеустройства. [54].
Рис. 9. Количество посещений Центров СМП
Приведем один из примеров работы.
12-летний Влад пришел во Фрунзенский Центр СМП в ноябре 2007 года, вскоре после его открытия. Сотрудники выяснили, что мальчик в течение трех месяцев не посещает школу, основное время проводит на улице, часто голодает. Мать Влада на тот момент не работала и злоупотребляла алкоголем. Отец умер в результате отравления этиловым спиртом еще до рождения ребенка. Социальные работники Центра наладили контакт с матерью мальчика, помогли ей встать на учет в центр занятости и оформить необходимые документы – полис обязательного медицинского страхования, детское пособие, пенсию по потере кормильца, бесплатный проездной билет и др.
Однако мать Влада продолжала регулярно выпивать. Когда инспектор по делам несовершеннолетних обнаружил голодного и больного Влада с высокой температурой одного в пустой квартире, где мать не появлялась несколько дней, встал вопрос о лишении матери родительских прав. Владик был направлен в больницу им. Цимбалина, где его ежедневно навещал специалист Центра СМП.
Много усилий было приложено к работе с матерью, которая не желала расставаться с сыном. Специалисты Центра помогли ей устроиться на работу, бесплатно пройти лечение от алкоголизма, постоянно контролировали ее физическое и психическое состояние. Наши сотрудники также помогли сделать ремонт в квартире и создать условия для комфортного проживания. В взаимодействии с другими организациями был сделан ремонт в квартире и созданы условия для комфортного проживания. В результате, через четыре месяца отдел опеки дал разрешение на возвращение ребенка в семью. В настоящее время Влад живет дома, посещает школу, вместе с мамой они приходят в Центр на встречи с психологом. Его мать работает и воздерживается от употребления алкоголя.
В результате, через четыре месяца отдел опеки дал разрешение на возвращение ребенка в семью. В настоящее время Влад живет дома, посещает школу, вместе с мамой они приходят в Центр на встречи с психологом. Мы продолжим социально-психологическую помощь этой семье для достижения ее полной самостоятельности.
В связи с ростом потребления инъекционных наркотиков уличными детьми и подростками, в их среде катастрофическими темпами распространяется эпидемия ВИЧ-инфекции. В 2008 году, по результатам тестирования на ВИЧ 69 клиентов Невского Центра СМП, 21 (30%) из них оказались ВИЧ-инфицированными. Согласно результатам исследования, проведенного в Санкт-Петербурге весной 2006 года организацией «Врачи Мира – США» совместно с Санкт-Петербургским Центром СПИДа и американским Центром по контролю и профилактике заболеваний (CDC), из 313 представителей уличной молодежи в возрасте 15–19 лет 51% имеют опыт употребления инъекционных наркотиков, 33% используют общие шприцы, 80% практикуют рискованные формы сексуального поведения и 37% инфицированы ВИЧ. [54].
В 2008 году 69 уличных детей и подростков прошли добровольное консультирование и тестирование на ВИЧ. В ответ на выявленную эпидемию ВИЧ-инфекции, в августе 2006 года был начат проект помощи ВИЧ-инфицированным детям улиц. С августа по декабрь 2006 года команда проекта наладила контакт со 107 уличными детьми и подростками. Из них 53 прошли консультирование и тестирование на ВИЧ, в результате чего было выявлено 16 новых случаев ВИЧ-инфекции. 26 из числа ранее выявленных ВИЧ-положительных подростков прошли дополнительное обследование и были поставлены на учет в Центре СПИДа. Кроме того, 5 подростков прошли наркологическое лечение.
Цель проекта – обеспечить доступ ВИЧ-инфицированным уличным подросткам к различным видам помощи, а также предотвратить дальнейшее распространение ВИЧ-инфекции среди беспризорных и безнадзорных подростков.
В августе 2008 года в партнерстве с городским Центром СПИДа была создана мобильная команда в составе уличных (аутрич) работников, психологов и медицинского работника, чтобы вести текущее картирование мест времяпрепровождения уличных детей и подростков, наладить эффективное выявление среди них ВИЧ-инфицированных, предоставить им необходимую помощь и проводить профилактику ВИЧ-инфекции среди беспризорных и безнадзорных детей и подростков.
В этом аспекте оказываются следующие виды помощи:
Медицинская помощь:
- экспресс-тестирование на ВИЧ в мобильной лаборатории;
- направление и сопровождение в Центр СПИДа и другие лечебные учреждения;
- формирование приверженности к антиретровирусной терапии.
Психологическая помощь:
- дотестовое и послетестовое консультирование;
- кризисное консультирование;
- консультирование по изменению рискованного поведения.
Организация «Врачи детям» ежегодно проводит публичные акции с целью привлечь внимание общества к социально значимым проблемам детства и побудить жителей Петербурга к посильному участию в решении этих проблем.
В 2008 году в партнерстве с галереей «Борей» была организована акция в поддержку детей, живущих с ВИЧ. Около 300 жителей Санкт-Петербурга оставили разноцветные отпечатки своих ладоней на белом холсте и таким образом выразили свою позицию в отношении ВИЧ-инфицированных детей. Акция проводилась под девизом «Объединяем людей, помогаем детям».
Так, в сентябре 2008 года в партнерстве с галереей «Техно-Арт-Центр» провели фотовыставку «Мы смотрим на них – они смотрят на нас». Выставка объединила фотоработы детей улицы, фоторепортаж волонтеров и архивные фотографии 20-х и 30-х годов прошлого века о жизни беспризорных детей.
К декабрю 2007 года был завершен ремонт и оснащение помещения социальной квартиры площадью 168 кв. м. Квартира рассчитана на проживание 7 клиентов (4 мальчиков и 3 девочек) на период от нескольких месяцев до одного года и более до разрешения трудной жизненной ситуации. К концу 2007 года специалисты собрали и подготовили междисциплинарную команду в составе социальных работников, педагогов-воспитателей и психолога для работы с клиентами социальной квартиры. В январе 2008 года квартира приняла своих первых жителей.
Проект «Приемная семья» был основан в 1999 году специалистами по социальной работе, психологами и медиками организации «Врачи Мира – США» в партнерстве с приютами «Дом милосердия» и «Альмус» для создания благоприятных условий воспитания ребенка в домашнем окружении. В 2002 году в рамках проекта была основана Школа приемных родителей с целью подготовки замещающих семей.
Цель проекта – создание и поддержка российских замещающих семей в качестве альтернативы детским интернатным учреждениям.
В рамках проекта специалисты:
- привлекают потенциальных приемных родителей через социально-информационную кампанию;
- готовят замещающие семьи в Школе приемных родителей;
- в партнерстве с государственными учреждениями и муниципальными органами опеки размещают детей в семьи и осуществляя.n дальнейшее комплексное социально-психологическое сопровождение семей;
-в партнерстве с организацией «EveryChild» координируют работу шести пилотных площадок по жизнеустройству детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
В течение двух лет было проведено 10 циклов Школы приемных родителей, по 25 часов (10 занятий) каждый. В общей сложности 117 выпускников Школы приемных родителей получили знания и практические навыки, необходимые для успешной адаптации ребенка в замещающей семье. В результате юридической, социальной и психологической подготовки потенциальных приемных родителей 71 ребенок нашел новую семью. В результате разработки единой формы оценки ребенка и семьи, 70 детей избежали изъятия из семьи и остались со своими родителями, 6 детей возвращены из интернатного учреждения в кровную семью.
Чтобы объективно оценить ситуацию риска для ребенка перед принятием решения о его изъятии из семьи, возвращении в кровную семью или помещении в приемную семью, в 2008 году был разработан единый инструмент для принятия решений различными специалистами, призванными защитить права ребенка. Эта работа проводилась в партнерстве с британской благотворительной организацией «Every-Child» под эгидой Комитета по труду и социальной защите населения на нескольких пилотных площадках в Санкт-Петербурге. Результаты нашей совместной деятельности будут опубликованы в конце 2007 года в виде единого протокола оценки риска и оказания помощи детям, находящимся в трудной жизненной ситуации.
В 2008 году в партнерстве с приютами «Альмус» и «Дом Милосердия» было проведено 7 Школ для приемных родителей.
В результате:
- 86 родителей закончили курс;
- 52 ребенка размещено в 37 семьях (на постоянное проживание 18 детей и на временное проживание 34 ребенка).
В декабре 2006 года организация «Врачи детям» при поддержке Комитета по труду и социальной защите населения г.Санкт-Петербурга провела первый городской конкурс «Социальная ответственность власти и бизнеса». Цель конкурса — стимулировать эффективное взаимодействие органов власти, бизнеса и негосударственных некоммерческих организаций для обеспечения социальной защиты наиболее уязвимых слоев населения. Победителями первого конкурса были названы Отделы социальной защиты населения Фрунзенского и Калининского районов г.Санкт-Петербурга в номинации «Социальная ответственность власти».
Данный конкурс — возможность признания работы государственных и коммерческих организаций, их вклада в развитие сообщества и помощь детям и семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации. Торжественное вручение премий произошло на благотворительном вечере «Подарок», организованном «St.Petersburg Times».
За 2007—2008 годы сотрудники проекта оказали помощь 286 детям, из них 197 – в 2007 году и 170 – в 2008 году. Различные виды медицинской помощи получили 274 клиента, социальную помощь – 85 клиентов, психологическую помощь – 55 клиентов проекта.
ВИЧ-положительные женщины составляют группу высокого риска по отказу от ребенка. Чаще всего это связано с их низким социально-экономическим положением, употреблением наркотиков, ВИЧ-статусом, нежелательной беременностью, конфликтами в семье, отсутствием жилплощади и регистрации по месту жительства. Согласно статистике, в 2005-2006 гг. в Санкт-Петербурге от ВИЧ-инфицированных матерей родился 761 ребенок. До 20% этих женщин оставляют впоследствии своих новорожденных детей на попечение государства.
Центр комплексной помощи семьям с детьми раннего возраста, затронутым проблемой ВИЧ-инфекции, был открыт в феврале 2006 года. Он функционирует в рамках проекта «МАМА+», совместно осуществляемого организациями «Врачи мира – США», «Врачи детям» и городской детской инфекционной больницей №3. Центр «МАМА+» с отделением кратковременного пребывания для детей – это первое и пока единственное в Санкт-Петербурге учреждение, предоставляющее возможность ВИЧ-положительной матери оставить ребенка под присмотром квалифицированных специалистов на время, пока она занята оформлением документов и пособий, медицинскими обследованиями или обучением. С апреля 2006 года в Центре «МАМА+» работает проект «Оказание поддержки членам семей и волонтерам, осуществляющим уход на дому за ВИЧ-положительными матерями и их детьми». В рамках этого проекта была организована «Школа паллиативного ухода».
Медицинская помощь:
- медицинский осмотр и консультации врачей-специалистов;
- лабораторная и функциональная диагностика;
- направление и сопровождение в Центр СПИДа и другие лечебные учреждения;
- занятия по физическому развитию ребенка (массаж и лечебная физкультура).
Психологическая помощь:
- индивидуальное и семейное психологическое консультирование;
- организация групп взаимной поддержки для матерей и членов их семей;
- проведение цикла индивидуальных и групповых развивающих занятий для детей психологами и специалистами по раннему развитию;
- проведение образовательных мероприятий для матерей и членов их семей по уходу за ребенком, вопросам ВИЧ/СПИДа, профориентации, созависимости и пр.
Социальная помощь:
- консультации по социальным и юридическим вопросам;
- направление и сопровождение в государственные и партнерские организации;
- помощь в оформлении документов и пособий;
- материальная помощь.
С ноября 2007 по декабрь 2008 года проект помог остаться в семьях 163 детям, рожденным ВИЧ-положительными женщинами в Санкт-Петербурге. 10 детей, разлученных с матерями, вернулись в свои родные семьи.
С апреля 2008 года 54 члена семей ВИЧ-позитивных женщин прошли обучение в «Школе паллиативного ухода». Значительную помощь нашим клиентам оказывают сами ВИЧ-инфицированные женщины: 12 наших клиенток вовлечены в волонтерскую работу. За 2007 год медицинскую, психологическую и социальную помощь получили 50 семей, а за 2008 год - 103 семьи.
Всего за отчетный период помощь получили 133 семьи.
Заключение
Детская беспризорность и безнадзорность стали сегодня обыденным явлением российской жизни. В настоящее время около 10 тысяч детей и подростков проводят большую часть времени на улицах Санкт-Петербурга. Дети, предоставленные сами себе, живут в антисанитарных условиях, страдают от инфекционных и других заболеваний, часто голодают, становятся жертвами насилия и оказываются вовлеченными в криминальную деятельность. Около 70% из них находятся в зависимости от различных наркотических и токсических веществ.
Причины детской беспризорности и безнадзорности довольно многообразны, что отражает сложность этого общественного явления. Среди основных причин эксперты называют следующие: кризис семей и разрушение их воспитательного потенциала, разрушение государственной инфраструктуры общественного образования и воспитания несовершеннолетних, неэффективность сложившейся системы социальной поддержки уязвимых семей и социальной реабилитации несовершеннолетних, высокая интенсивность миграции как между регионами Российской Федерации, так и из стран ближайшего зарубежья, несовершенство законодательной базы в области охраны жилищных прав несовершеннолетних. Жизнь на улице представляет угрозу жизни и благополучию несовершеннолетнего и является нарушением фундаментальных прав, закрепленных в Конвенции ООН по правам ребенка.
Одним из механизмов регулирования деятельности государственных органов по разрешению правовых вопросов в отношении несовершеннолетних является Федеральный закон от 24 июня 1999 г. "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" (далее - Закон).
В настоящее время в России, также как и во всем мире, активно развиваются и используются на практике различные формы помощи уличным детям. Среди основных можно выделить следующие: социальная работа на улице, мобильные пункты помощи, дневные центры (отделения) помощи, центры (отделения) кратковременного проживания, социальные квартиры (гостиницы) и социальные приюты для детей и подростков. Эти формы организации помощи перечислены в порядке повышения «порога доступности», от самой «низкопороговой» социальной работы на улице («аутрич») до «высокопороговых» стационарных программ проживания, таких как социальная квартира или социальный приют.
Дети и семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации, часто испытывают сложности в получении социальной, медицинской, психологической и других видов помощи, крайне необходимых для сохранения семейной опеки над ребенком и его успешного развития. Оказывая многогранную помощь семьям группы риска, воспитанникам партнерских приютов и приемным семьям, социальные работники стремятся создать условия, позволяющие детям полноценно расти и развиваться.
К началу 2009 г., служба помощи беспризорным и безнадзорным несовершеннолетним, созданная в Санкт-Петербурге организациями «Врачи Мира - США» и «Врачи детям» в партнерстве с государственными учреждениями социальной защиты населения, состоит из следующих компонентов преемственной помощи: Уличная социальная служба (аутрич); Мобильный пункт помощи; Центры СПП: отделение кризисной помощи несовершеннолетним; отделение дневного пребывания несовершеннолетних; Отделение кратковременного проживания, социальная квартира для несовершеннолетних.
Список литературы
1. Федеральный закон от 10.12.1995 №195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 1995. - N 50. - ст. 4872 (с изменениями от 23 июля 2008 г. // Российская газ. - 2008. - N 158).
2. Федеральный закон от 24.06.1999 №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» // Собрание законодательства РФ. – 1999. - N 26. - ст. 3177 (с изменениями от 23 июля 2008 г. // Российская газ. - 2008. – N 158).
3. Постановление Правительства Российской Федерации от 20.11.2000 №896 «Об утверждении примерных положений о специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации».// Российская газ. – 2000. - N 331.
4. Постановление Минтруда Российской Федерации от 29.03.2002 №25 «Об утверждении рекомендаций по организации деятельности специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации» (с изменениями и дополнениями от 23 января 2004 г.). // Бюллетень Министерства труда и социального развития Российской Федерации. - 2002. - N 5.
5. Постановление Минтруда Российской Федерации от 19.07.2000 №51 «Об утверждении методических рекомендаций по организации деятельности государственного (муниципального) учреждения «Центр социальной помощи семье и детям». // Справочная система «Гарант», 2009 г.
6. Постановление Минтруда Российской Федерации от 27.07.1999 №32 «Об утверждении методических рекомендаций по организации деятельности государственного (муниципального) учреждения «Комплексный центр социального обслуживания населения». // Справочная система «Гарант», 2009 г.
7. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 16.05.2006 №559 «О Концепции развития системы социальной защиты населения Санкт-Петербурга на 2006–2010 годы». // Справочная система «Гарант», 2009 г.
8. Бранд Ф. Социальная работа в Голландии // Бюллетень научной информации. — 1992. — № 3. — С. 44-56.
9. Волкова С. В.. Стратегия и практика работы по профилактике и реабилитации несовершеннолетних беспризорных и безнадзорных в г. Москве. Аналитический вестник Совета Федерации, № 14 (207), Москва, 2003 г, с. 60-66.-
10. Демина В. С.. О ликвидации детской безнадзорности и беспризорности в Российской Федерации как социального явления. Аналитический вестник Совета Федерации, № 14 (207), Москва, 2003 г, с. 8-13.
11. Дети России на пороге XXI века. Независимый доклад Российского Детского Фонда о положении детей и реализация Конвенции о правах ребенка в Российской Федерации // Дитя человеческое. – 2000. – N4-5-6. – С. 2-24.
12. Жуков В. И. Модернизация социальных отношений в России: замыслы, итоги, возможности. Доклад на V Всероссийском социально-педагогическом конгрессе (6 июня 2005 г.). М., 2005. С. 17
13. Зинурова Р.И. Социальная работа с безнадзорными несовершеннолетними. - Казань: КГТУ, 2006.
14. Иванова А.А. Вниманию законодателя! О детях, находящихся в тяжелой жизненной ситуации // Законы России. Опыт, анализ, практика. - 2007. - № 1.
15. Казаков С. Остров везения: Защита детей в период формирования их личности // Защити меня. – 2001. - № 4. – С.42 - 44
16. Кайданова О. Беспризорные дети: Практика работы опытной станции. - Л., 1926.
17. Климантова Г. И., Федотовская Т. А.. О профилактике беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации. Аналитический вестник Совета Федерации, № 20 (176), Москва, 2002 г, с. 6-16. с. 23-32.
18. Лившиц Е. Социальные корни беспризорности. — М., 1925.
19. Литвишков В.М. Социально-педагогические основы исправления несовершеннолетних осужденных. - М.: МПСИ, 2006.
20. Матвиенко В. И. О мерах по ликвидации безнадзорности и беспризорности детей. Выступление на «правительственном часе» сто пятьдесят седьмого заседания Государственной Думы 3 апреля 2002 года. Аналитический вестник Совета Федерации, № 20 (176), Москва, 2002 г, с. 6-16.с. 52-63.
21. Министерство труда и социального развития Российской Федерации. О состоянии профилактики безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних. Аналитический вестник Совета Федерации, № 20 (176), Москва, 2002 г, с. 6-16., с. 70-80.
22. Министерство труда и социального развития Российской Федерации. О состоянии профилактики безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних. Аналитический вестник Совета Федерации, № 20 (176), Москва, 2002 г, с. 70-80.
23. Новая модель службы охраны детства: Поиск, опыт, проблемы. — Тюмень, 1998.
24. Озеров В. А.. Детская беспризорность и безнадзорность как один из факторов угрозы национальной безопасности России. Доклад на Парламентских слушаниях 12 ноября 2001 г. Аналитический вестник Совета Федерации, № 20 (176), Москва, 2002 г, с. 6-16.
25. Организация работы с приемной семьей: Метод, рекомендации. — Екатеринбург, 1997.
26. Отте К. Социальная работа и социальная педагогика в Германии // Понятийный аппарат педагогики и образования: Сб. науч. тр. / Отв. ред. М.А. Галагузова. — Екатеринбург, 1998. — Вып. 3.
27. Панов A.M. Положение детей в Российской Федерации // Государство и дети: Реальности России. — М., 1995.
28. Панов A.M. Социальное обслуживание и социальная работа за рубежом. — М., 1994.
29. Плоткин М.М. Педагогические условия социальной реабилитации подростков // Педагогика. — 1994. — № 3.
30. Плоткин М.М., Камаева Г. И. Педагогические аспекты социальной реабилитации детей с девиантным поведением // Семья в России. — 1995. - № 1, 2.
31. Правительство Санкт-Петербурга, Комитет по труду и социальной защите населения, Санкт-Петербургское государственное учреждение социальной помощи семьям и детям «Региональный центр «Семья». Аналитические материалы о положении детей в Санкт-Петербурге (2006 год). Санкт-Петербург, 2007.
32. Прудников Б.П., Рыбалкина О.П. Профилактика беспризорности, безнадзорности, наркомании среди несовершеннолетних: монография. – М.: ЮНИТИ., 2004.
33. Руководство по оказанию комплексной помощи беспризорным и безнадзорным несовершеннолетним. - СПб, 2008г. - 146 стр. с иллюстрациями. (Рег. № РКП 08-30867 от 21.04.2008)
34. Руководство по оценке и междисциплинарному ведению случая для оказания помощи детям и семьям, находящимся в социально опасном положении или в трудной жизненной ситуации. - СПб, 2008г. - 120 стр.
35. Савинов А.Н., Зарембо Т.Ф., Организация работы органов социальной защиты М., 2001 г.
36. Сафонова Л. В. Содержание и методика психосоциальной работы Издательство: Академия, 2006 г.
37. Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Комитет Совета Федерации по социальной политике. Положение детей в Российской Федерации. Доклад. Москва, 2006, с. 62-66, 98-109.
38. Социально-педагогическая поддержка детей "группы риска " / Под ред. Л.Я. Олифрененко , Т.Я. Шульга , И.Ф.Дементьева. М.: Академия, 2004.
39. Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних: содержание и организация деятельности. / Под ред. Иващенко Г.М. - М.: Государственный НИИ семьи, 2005. - С. 13-14.
40. Справочное пособие по социальной работе / Под ред. А.М.Панова, Е.И. Холостовой.— М.: Юристъ, 1997
41. Степанов В. Г. Семья и проблема «трудных детей» // Приклад, психология и психоанализ. — 1998. — № 2.
42. Теория и методика социальной работы: Учеб. пособие / Под ред. А.М.Панова, Е. И. Холостовой. — М., 1997.
43. Теория социальной работы на пути к самоопределению, образованию и практике: Кн. для социал. работника и социал. педагога / С.И. Григорьев, И. И.Григорьев, Л. Г. Гуслякова и др. — М., 1994.
44. Территориальные социальные службы: Теория и практика функционирования / Сост. В. Б. Корняк и др. — М., 1995.
45. Тетерский С.В. Введение в социальную работу: Учебное пособие. — 5-е изд. — М.: Академический Проект, 2006. — 496 с.
46. Типовое положение о социальном приюте для детей и подростков // Вестн. психосоциал. и коррекц.- реабилитац. работы. — 1995. — № 1.
47. Типовое положение о центре помощи детям, оставшимся без попечения родителей // Вестн. психосоциал. и коррекц.-реабилитац. работы. — 1994. — № 3.
48. Трошин О.В., Жулина Е.В., Кудрявцев В.А. Основы социальной реабилитации и профориентации: Учебное пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2005. — 384 с.
49. УПСАЛА – международный цирковой обмен детей и молодежи http://www.navremya.kz/upsala.php
50. Фирсов М. В. Краткий курс истории социальной работы за рубежом и в России: Учеб. пособие. — М., 1992.
51. Чорбинский С. И. Социальная работа и социальные программы в США. - М., 1992.
52. Шульга Т. И., Спаниярд X., Слот В. Методика работы с детьми группы риска. — М., 2000 г.
53. Юнгхолм С.-Э. Гуманистические ценности социальной работы. - М., 1996.
54. Материалы официального сайта CПбОО «Врачи детям»
http://www.vd-spb.ru/
Определение понятий «беспризорность» и «безнадзорность»
Безнадзорный – несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и / или содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц [1].
Безнадзорность выражается в отчуждении детей от семьи, детского коллектива и одновременно в безразличии родителей, воспитателей к детям. Причины безнадзорности: утрата детьми родителей; сложные условия труда и быта взрослых членов семьи (длительные командировки, неудовлетворительное состояние здоровья), не позволяющие в должной мере заниматься воспитанием детей, неблагоприятная обстановка в семье (конфликты, развод, аморальный образ жизни родителей и т.п.); отсутствие взаимопонимания со сверстниками, педагогами, неудачи в учебном процессе и др. Безнадзорность также является следствием низкого уровня социально-бытовых условий жизни взрослых, не оставляющих им времени на общение с детьми; недостатков воспитательной работы в школе и медленного развития системы общественного воспитания в стране (нехватка учреждений дополнительного образования детей для организации досуга, занятий спортом и т.п.). Нередко к безнадзорности приводит педагогическая неграмотность родителей, незнание или непонимание своих обязанностей по отношению к детям, их педагогически неправильная позиция, выражающаяся в удовлетворении преимущественно материальных потребностей детей и недооценке роли воспитания. [12, с. 87].
Безнадзорность характерна для ситуаций, когда дети проводят свободное время вне семьи и коллектива, иногда даже уходят из семьи и привыкают к бродяжничеству. Предоставленные самим себе, несовершеннолетние оказываются неподготовленными к жизненным ситуациям, легко попадают под влияние уличных группировок с асоциальной направленностью, втягиваются в употребление алкоголя, наркотиков, в аморальную деятельность, вплоть до преступной. В результате у детей появляются негативные и антиобщественные привычки и интересы, формируются отклоняющееся поведение, трудновоспитуемость, запущенность педагогическая. Безнадзорные дети наиболее часто попадают в критические ситуации, становятся жертвами уличных, в т.ч. транспортных происшествий, получают травмы, участвуют в жестоких развлечениях и экспериментах над другими и даже над собой. Несовершеннолетние приобретают негативный опыт жизни, у них создаётся ложное ощущение самостоятельности и независимости от взрослых. В свою очередь родители, часто ссылаясь на мнимую взрослость детей, прикрывают своё неумение установить с ними доверительные отношения и тем самым усиливают чувство изоляции детей от семьи. [24]
Комплекс мер борьбы с беспризорностью включает выявление безнадзорных детей и их устройство в воспитательные и учебные заведения; организацию мероприятий, обеспечивающих родителям условия для воспитания детей.
Беспризорный – безнадзорный, не имеющий места жительства и / или места пребывания. [1]
Причины беспризорности носят социально-экономический характер. Беспризорность возникает в результате войн, революций, голода, стихийных бедствий, эпидемий и других потрясений, влекущих за собой сиротство детей. Росту беспризорности способствуют экономические кризисы, безработица, нужда и детская эксплуатация, а также конфликтная обстановка в семьях, аморальное поведение родителей, жестокое обращение с детьми и пр. Беспризорности неизбежно сопутствуют тяжёлые социальные последствия: рост правонарушений, преступность несовершеннолетних, детская проституция, алкоголизм, наркомания. Традиционно помощь беспризорным детям в большинстве стран оказывают благотворительные общества, частные лица и религиозные организации.
Социальные проблемы
Уличные дети и подростки сталкиваются с большим количеством сложных социальных проблем, работа над разрешением которых является неотъемлемой частью деятельности по оказанию помощи этой уязвимой группе.
Отсутствие жилья или невозможность по тем или иным причинам проживать по месту регистрации. Во многих случаях дети и подростки, живущие или проводящие большую часть своей жизни на улице, происходят из семей группы риска. Зачастую родители таких несовершеннолетних страдают алкоголизмом, злоупотребляют наркотиками, ведут асоциальный образ жизни. Нередко образ жизни родителей приводит к утрате ими жилплощади и, как следствие, дети становятся бездомными. В других случаях, несмотря на наличие жилья, ребенок или подросток не может там находиться, так как условия, сложившиеся там, невыносимы (отсутствие еды, антисанитария, агрессивное поведение взрослых и т. д.). Также в некоторых случаях подросток покидает дом из-за конфликта с родными и не осмеливается возвращаться, постепенно утрачивая связь с семьей [17, с. 8].
Дата: 2019-12-10, просмотров: 354.