Психолого-педагогические проблемы
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Среди беспризорных и безнадзорных несовершеннолетних трудно встретить та­ких, у которых не было бы психолого-педагогических проблем. Именно эти пробле­мы часто оказываются в центре внимания помогающих специалистов, и работа над ними составляет существенную часть деятельности по реабилитации уличных детей. В ряду этих проблем можно выделить наиболее распространенные:

Педагогическая запущенность. Некоторые уличные дети и подростки никог­да в своей жизни не посещали учебных заведений, многие преждевременно бросили учебу. Кроме того, взрослые, окружавшие этих детей как на ранних этапах жизни, так и в дальнейшем, не уделяли внимания их развитию и образованию. В результате, большинство уличных детей и подростков демонстрируют более или менее выра­женную педагогическую запущенность.

Отсутствие школьных навыков и мотивации к обучению. Как уже го­ворилось выше, уровень образования большинства уличных детей и подростков не соответствует их возрасту. Многим из них трудно вернуться к обучению в традици­онной школьной среде, потому что они боятся насмешек со стороны младших по возрасту одноклассников и неприятия со стороны учителей. Более того, навыки, не­обходимые для школьного обучения (беглое чтение и письмо, усидчивость, соблюде­ние правил поведения в классе) могут быть утрачены или вообще отсутствовать. Не- обходимо также отметить, что для подростков, адаптировавшихся к жизни на улице, необходимость продолжать образование может казаться неочевидной, и мотивация подростка на возвращение в школу может становиться значимой частью реабилита­ционного процесса. [17, с. 20].

Задержка психического развития. Среди детей и подростков, оказавшихся на улице, достаточно велика доля тех, у кого может быть выявлена задержка психи­ческого развития той или иной степени. В каждом индивидуальном случае необходи­ма тщательная диагностическая работа для определения причин задержки и диффе­ренциации последствий педагогической запущенности от задержек развития иного происхождения. У подростков с задержкой психического развития обнаруживаются интеллектуальные нарушения, проявляющиеся в замедленности мышления, своеоб­разной вязкости в изложении своих мыслей, часто - излишней обстоятельности, примитивности и незрелости суждений. Также наблюдаются заметные трудности, связанные с концентрацией внимания, его быстрой истощаемостью, снижением объема оперативной памяти. У большинства таких детей наблюдается психическое истощение, вялость, суженный круг интересов. [17, с. 25].

Зависимость от психоактивных веществ (ПАВ). Многие беспризорные и безнадзорные несовершеннолетние злоупотребляют алкоголем, а также токсически­ми ингалянтами. Длительное злоупотребление этими веществами может приводить к развитию психических расстройств и органическому поражению головного моз­га. В последние годы среди уличных подростков стало получать распространение внутривенное употребление наркотических средств, что, в свою очередь, повысило в данной группе риск заражения гепатитами и ВИЧ.

Психологические расстройства, связанные с перенесенными стресса­ми, потерями и насилием. Психологическое состояние уличных детей характери­зуется наличием серьезных личностных проблем, изменением системы моральных ценностей. У них искажено нравственное сознание (в частности, размыто представ­ление о добре и зле), ограничен круг потребностей, интересы носят примитивный характер. Это объясняется тем, что многие из них уже с раннего возраста были ли­шены эмпатийного общения, характеризующегося проникновением в чувства дру­гих людей, сопереживанием. В семье эти дети подолгу оставались в одиночестве, их нередко били. Поэтому дети и сами не научились сочувствовать, сопереживать, про­являют индифферентность к чувствам других. Многие уличные дети в своей жизни переживали тяжелые психологические травмы (разные формы насилия со стороны взрослых и сверстников, потерю близких). Связанные с этим посттравматические реакции могут приобретать хроническую форму и приводить к психической деза­даптации, злоупотреблению психоактивными веществами и саморазрушающему по­ведению. [17, с. 25].

Нарушение детско-родительских отношений, потеря контакта с семь­ей, агрессия по отношению к родным. Как уже было сказано выше, большинс­тво уличных детей и подростков имеют сложные отношения со своими родными (если они есть), а многие полностью утратили такую связь. Как правило, это вызвано асоциальным поведением взрослых членов семьи, но в некоторых случаях причина разлада семейных отношений кроется в особенностях поведения подростка (агрес­сивность, конфликтность). Но какой бы ни была причина нарушения детско-родительских отношений в каждом конкретном случае, утрата опеки со стороны взрослых и жизнь на улице приводит к ухудшению психологического и социального статуса несовершеннолетнего. Необходима серьезная работа по восстановлению семейных связей (там, где это возможно и целесообразно), или поиску других форм семейного жизнеустройства несовершеннолетнего, оказавшегося на улице.

Дезориентация в системе нравственных и моральных ценностей. Мно­гие дети и подростки, лишенные опеки со стороны взрослых и проводящие большую часть своей жизни на улице, демонстрируют своеобразное изменение системы мо­рально-нравственных ценностей. Понятия о добре и зле, недопустимом и позволи­тельном поведении у безнадзорных несовершеннолетних могут быть значительно искажены. [29].

Высокая адаптированность к жизни на улице, отсутствие запретов. Чем дольше продолжается жизнь ребенка или подростка «на улице», тем сложнее ему бы­вает вернуться к нормальной жизни. Это связано с тем, что адаптация к уличной сре­де требует принятия специфических норм поведения, а жизнь вне направляющего и ограничивающего влияния взрослых приучает подростка к мысли о том, что он волен распоряжаться своей жизнью без оглядки на значимых ему людей, социальные нормы и другие ограничения. Чем больше подросток «преуспевает» в адаптации к та­кой жизни, тем сложнее ему бывает принять наличие запретов и правил, без которых не обходится нормальная жизнь в обществе.

Медицинские проблемы

Большинство уличных детей и подростков страдают различными хроническими заболеваниями, связанными с неблагоприятными условиями среды и образом жиз­ни: неправильным, недостаточным и нерегулярным питанием, хроническим стрес­сом, переохлаждением, злоупотреблением алкоголем, табаком, токсическими инга-лянтами и наркотиками. У большинства отмечаются симптомы дефицита витаминов, недостаток массы тела, отставание физического развития, кожные паразитарные инфекции, хронические заболевания желудочно-кишечного тракта, кариес зубов, дерматиты. [29].

Дата: 2019-12-10, просмотров: 200.