Одним из механизмов регулирования деятельности государственных органов по разрешению правовых вопросов в отношении несовершеннолетних является Федеральный закон от 24 июня 1999 г. "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" (далее - Закон). [1].
Основные задачи и принципы деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних установлены в ст.2 Закона. Определены четыре направления: предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому; обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних; социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении; выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий.
Федеральное законодательство предусматривает принятие соответствующих нормативных актов и субъектами Федерации.
Закон определяет систему органов и учреждений профилактики (ст.4), категории лиц, в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа (ст.5), и основания проведения такой работы (ст.6). Установлены сроки проведения индивидуальной профилактической работы, права лиц, в отношении которых она проводится, контроль и надзор за деятельностью органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (ст.ст.7-10). [1].
Министерство образования Российской Федерации и органы управления образованием субъектов Российской Федерации проводят целенаправленную работу по профилактике безнадзорности правонарушений детей и подростков.
Министерством образования Российской Федерации реализован целый ряд первоочередных мероприятий. Проведена работа по сбору данных о детях, не обучающихся в образовательных учреждениях. И по данным органов управления образования субъектов Российской Федерации выявлено 26 тысяч 220 детей и подростков в возрасте от 7 до 15 лет, не обучающихся в нарушение закона. Таким образом, это составляет пятнадцать сотых процента от общего числа несовершеннолетних указанной возрастной категории. [22].
На уровне субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, органов управления образованием приняты соответствующие нормативные правовые акты, регламентирующие вопросы организации, выявления и учета детей школьного возраста, не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в образовательных учреждениях, в целях обеспечения получения ими обязательного основного общего образования.
На муниципальном и региональном уровнях в основном сформированы банки данных о детях указанной категории. Детям из малообеспеченных и неблагополучных семей оказывается помощь в приобретении одежды, учебников, решаются вопросы подвоза детей из отдаленных районов в образовательные учреждения. Принимаются меры по возвращению в образовательные интернатные учреждения самовольно ушедших из них воспитанников. Созданы группы для временного пребывания беспризорных детей в общеобразовательных и коррекционных школах-интернатах, образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также в психолого-педагогических и медико-социальных центрах. [22].
Органами управления образованием субъектов Российской Федерации на основе анализа ситуации в области безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних осуществляется работа по развитию в регионах дифференцированной сети образовательных учреждений для детей с проблемами в развитии, обучении, поведении и социальной адаптации. В частности, развивается сеть специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого и открытого типа. Начали функционировать специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа в Чувашской Республике, Мурманской, Пермской, Читинской областях, Ханты-Мансийском автономном округе, учреждения открытого типа в Кемеровской, Пермской областях. [22].
Всего в настоящее время в России действует 58 специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа и 20 учреждений открытого типа. Всего по состоянию на текущий момент в подобных учреждениях закрытого типа около 5 тысяч несовершеннолетних обучается, в открытого типа около 2 тысяч подростков. Так же развивается сеть кадетских образовательных учреждений, школ-интернатов с первоначальной летной подготовкой, обеспечивающих создание основ для подготовки детей и подростков служению Отечеству на гражданском и военном поприще. [22].
В целях осуществления мер по реформированию системы органов опеки и попечительства, улучшения положения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подготовлены проекты федеральных законов о внесении изменений и дополнений в Семейный кодекс Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Жилищный кодекс РСФСР, Федеральные законы "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", “О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации”, “О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию”. Разработан проект постановления Правительства Российской Федерации о внесении изменений и дополнений в положение о деятельности органов и организаций иностранных государств по усыновлению (удочерению) детей на территории Российской Федерации и контролю за ее осуществлением.
В МИД России направлена на согласование с заинтересованными министерствами и ведомствами Конвенция о защите детей и сотрудничестве в области международного усыновления (удочерения). Завершается работа по согласованию внесения изменений и дополнений в Федеральный закон
"Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", а также Конвенцию о гражданско-правовых аспектах незаконного перемещения и похищения детей.
В регионах России действуют законы субъектов Российской Федерации, регулирующие порядок и размеры оплаты труда приемных родителей. В настоящее время в Российской Федерации образовано 2440 приемных семей с общим контингентом детей более 5 тысяч, точнее 5200 воспитанников. Коллегия Минобразования России от 21 января текущего года о состоянии работы органов управления образованием субъектов Российской Федерации, органов опеки и попечительства по устройству детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи, отметила продвижение в сфере создания экспериментальных площадок по патронатному воспитанию и развитию других форм семейного устройства детей. [22].
Продолжена работа по совершенствованию научно-методической базы, обеспечивающей антинаркотическую деятельность органов управления образованием и образовательных учреждений, в том числе и по разработке и изданию учебных программ для проведения в образовательных учреждениях различных типов и видов антинаркотического просвещения, пропаганды здорового и безопасного образа жизни.
Проведена работа по открытию центров реабилитации несовершеннолетних, злоупотребляющих психоактивными веществами, и конкретно такие центры открыты и работают в Краснодарском крае, Калининградской, Самарской и Ульяновской областях.
Огромный пласт работы проделан в части обеспечения летнего отдыха и занятости, в том числе и трудных подростков. Это и профильные лагеря, и обычные оздоровительные, спортивные, технические и так далее. Это серьезный механизм, через который можно решать очень большие проблемы и сокращать поле девиантного поведения за счет увеличения учреждений дополнительного образования, соответствующих школ, дворцов, станций, то есть всего того, что может позитивно отвлечь детей от улицы.
В настоящее время в России, также как и во всем мире, активно развиваются и используются на практике различные формы помощи уличным детям. Среди основных можно выделить следующие: социальная работа на улице, мобильные пункты помощи, дневные центры (отделения) помощи, центры (отделения) кратковременного проживания, социальные квартиры (гостиницы) и социальные приюты для детей и подростков. Эти формы организации помощи перечислены в порядке повышения «порога доступности», от самой «низкопороговой» социальной работы на улице («аутрич») до «высокопороговых» стационарных программ проживания, таких как социальная квартира или социальный приют. Высота «порога доступности» социальной службы определяется количеством и серьезностью требований, которым должен соответствовать клиент, чтобы получить доступ к услугам той или иной службы. Высота порога доступности зависит не только от положений и других документов, регламентирующих работу социальной службы или учреждения, но также от реальной практики и восприятия это порога несовершеннолетними. Так, несмотря на то, что социальные приюты должны принимать несовершеннолетних круглосуточно, независимо от места их проживания, несовершеннолетние с большим стажем уличной жизни практически никогда не обращаются в приюты самостоятельно, с большим трудом мотивируются на помещение в приют, и очень редко задерживаются там на время, необходимое для завершения программы социальной реабилитации. [9, с. 45].
Итак, перечислим службы помощи несовершеннолетним:
1. «Низкопороговые»:
Уличная социальная служба («аутрич»)
Мобильный пункт помощи
Дневной центр (отделение) социально-психологической помощи
Отделение кратковременного проживания
2. «Высокопороговые»:
Социальный приют
Социальная квартира
Особенно активно сейчас развиваются низкопороговые службы помощи беспризорным и безнадзорным несовершеннолетним. Эти службы могут быть созданы и работать при поддержке НКО, или быть встроенными в структуру государственного учреждения в качестве его подразделений. Согласно действующим нормативным актам, службы помощи беспризорным и безнадзорным несовершеннолетним могут создаваться в структуре социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних, центров социальной помощи семье и детям и комплексных центров социального обслуживания населения. [46].
Таблица 1. Соответствие служб помощи беспризорным и безнадзорным несовершеннолетним структуре государственных учреждений социальной защиты населения
ГУ СРЦН ГУ ЦСПСД ГУ КЦСОН | |||
Уличная социальная служба | Отделение профилактики безнадзорности несовершеннолетних | Отделение профилактики безнадзорности детей и подростков | |
Мобильный пункт помощи | Отделение профилактики безнадзорности несовершеннолетних | Отделение профилактики безнадзорности детей и подростков | |
Дневной Центр СПП | Группа дневного пребывания и социального патронажа | Отделение профилактики безнадзорности несовершеннолетних и служба сопровождения семей (социальный патронаж); Отделение дневного пребывания несовершеннолетних | Отделение профилактики безнадзорности детей и подростков; отделение дневного пребывания детей и подростков |
Отделение кратковременного проживания | Социальная гостиница | Социально-реабилитационное отделение для несовершеннолетних временного проживания (стационарное отделение) | |
Социальная квартира | Социальная гостиница для несовершеннолетних | Социальная гостиница для несовершеннолетних |
Остановимся подробнее на каждой из форм работы с уличными детьми и подростками.
Уличная социальная служба (аутрич-работа)
Аутрич-работа (от англ. outreach - достижение вовне) - способ установления и поддержания контакта между специалистами социальной службы и целевой группой, потенциально заинтересованной в предоставляемых услугах. Аутрич-работа осуществляется непосредственно в месте нахождения целевой группы и является активным методом социальной работы. Технология аутрич-работы предполагает поиск специалистами социальной службы своих потенциальных клиентов, а также перенос предоставления некоторых услуг (консультирование, информирование, профилактика, снижение рискованного поведения) из учреждений «на улицу», ближе к представителям наиболее уязвимых групп. Как уже было сказано, аутрич-работа - это самая «низкопороговая» форма помощи беспризорным и безнадзорным. Для получения помощи от аутрич-работников клиенты должны соответствовать единственному требованию - быть неагрессивными по отношению к специалистам, не создавать угрозы их жизни, здоровью и безопасности. Вместе с тем, для установления взаимоотношений с клиентами на улице от специалистов требуется непредвзятое отношение к детям и подросткам, реалистичные ожидания от клиентов по поводу соблюдения ими графика встреч, правдивости предоставляемой информации и т. п. Метод уличной социальной аутрич-службы сегодня получил распространение в НКО при оказании помощи различным целевым группам (коммерческим секс-работницам, наркопотребителям, лицам без определенного места жительства и др.) К сожалению, форма уличной аурич-работы практически не применяется государственными учреждениями социальной защиты населения, хотя ее технологии соответствуют целям различных структурных подразделений ГУ ЦСПСД и ГУ КЦСОН. [46, с. 40].
Виды помощи, предоставляемой в рамках уличной аутрич-службы:
Первичная социально-психологическая диагностика;
Кризисное консультирование;
Предоставление предметов первой необходимости (носки, гигиенические принадлежности и т. п.);
Направление и сопровождение для получения помощи в другие службы, учреждения и организации;
Мотивационное консультирование;
Консультирование по снижению рисков и профилактике рискованного поведения;
Междисциплинарное ведение случая, ограниченное рамками уличной работы.
При работе с уличными детьми специалисты аутрич-службы знакомятся с детьми на улицах, вовлекают в общение, предоставляют им предметы первой необходимости, расспрашивают о жизни, о проблемах, распространяют познавательную литературу, рассказывают о том, куда можно обратиться за различными видами помощи. Работа в формате аутрич подразумевает длительный контакт с уличными детьми и большую степень доверия специалистов и детей друг к другу. Часто многие из тех, с кем общаются аутрич-работники, видят в них друзей, к которым можно обратиться за помощью, консультацией, задать вопрос, с которым не обратишься к постороннему человеку. Каждого следующего визита ждут, с удовольствием берут специальную литературу, рассказывают о себе. Аутрич-работники в ходе беседы собирают информацию о проблемах, нуждах и интересах своих подопечных - это необходимо им для дальнейшей работы, предоставления адекватной и оперативной помощи уличным детям и подросткам. [46, с. 40].
Мобильный пункт помощи
Мобильный пункт помощи - это разновидность аутрич-работы, при которой уличная служба оснащается автомобильным транспортом (автобусом или микроавтобусом), что позволяет расширить спектр оказываемых услуг. Так, в автобусе можно проводить индивидуальное консультирование, углубленный опрос клиентов, оказывать первую доврачебную помощь, а при наличии соответствующего оборудования и персонала - проводить экспресс-тестирование на ВИЧ, гепатиты и другие инфекции. Кроме того, мобильный пункт помощи позволяет доставлять клиентов для получения помощи в различные службы и организации (например, дневные Центры СПП, Центр СПИДа и другие лечебные учреждения, отделение кратковременного проживания), которыми при других условиях несовершеннолетние не пользуются.
Мобильные пункты помощи не привязаны к определенному адресу, что влечет за собой некоторые трудности, например, клиентам необходимо запомнить и привыкнуть к графику и маршруту движения мобильного пункта. Этот барьер можно преодолеть установлением и соблюдением четкого расписания перемещений мобильного пункта по городу. Вместе с тем, мобильный пункт позволяет увеличить географический охват аутрич-службы, установить контакт с большим количеством клиентов и оказать им несколько более качественную и эффективную помощь, по сравнению с той, которую можно оказать на улице. [48, с. 111].
Дата: 2019-12-10, просмотров: 477.