Организация социальной работы с беспризорными и безнадзорными в России
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Одним из механизмов регулирования деятельности государственных органов по разрешению правовых вопросов в отношении несовершеннолетних является Федеральный закон от 24 июня 1999 г. "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" (далее - Закон). [1].

Основные задачи и принципы деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних установлены в ст.2 Закона. Определены четыре направления: предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому; обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних; социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении; выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий.

Федеральное законодательство предусматривает принятие соответствующих нормативных актов и субъектами Федерации.

Закон определяет систему органов и учреждений профилактики (ст.4), категории лиц, в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа (ст.5), и основания проведения такой работы (ст.6). Установлены сроки проведения индивидуальной профилактической работы, права лиц, в отношении которых она проводится, контроль и надзор за деятельностью органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (ст.ст.7-10). [1].

Министерство образования Российской Федерации и органы управления образованием субъектов Российской Федерации проводят целенаправленную работу по профилактике безнадзорности правонарушений детей и подростков.

Министерством образования Российской Федерации реализован целый ряд первоочередных мероприятий. Проведена работа по сбору данных о детях, не обучающихся в образовательных учреждениях. И по данным органов управления образования субъектов Российской Федерации выявлено 26 тысяч 220 детей и подростков в возрасте от 7 до 15 лет, не обучающихся в нарушение закона. Таким образом, это составляет пятнадцать сотых процента от общего числа несовершеннолетних указанной возрастной категории. [22].

На уровне субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, органов управления образованием приняты соответствующие нормативные правовые акты, регламентирующие вопросы организации, выявления и учета детей школьного возраста, не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в образовательных учреждениях, в целях обеспечения получения ими обязательного основного общего образования.

На муниципальном и региональном уровнях в основном сформированы банки данных о детях указанной категории. Детям из малообеспеченных и неблагополучных семей оказывается помощь в приобретении одежды, учебников, решаются вопросы подвоза детей из отдаленных районов в образовательные учреждения. Принимаются меры по возвращению в образовательные интернатные учреждения самовольно ушедших из них воспитанников. Созданы группы для временного пребывания беспризорных детей в общеобразовательных и коррекционных школах-интернатах, образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также в психолого-педагогических и медико-социальных центрах. [22].

Органами управления образованием субъектов Российской Федерации на основе анализа ситуации в области безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних осуществляется работа по развитию в регионах дифференцированной сети образовательных учреждений для детей с проблемами в развитии, обучении, поведении и социальной адаптации. В частности, развивается сеть специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого и открытого типа. Начали функционировать специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа в Чувашской Республике, Мурманской, Пермской, Читинской областях, Ханты-Мансийском автономном округе, учреждения открытого типа в Кемеровской, Пермской областях. [22].

Всего в настоящее время в России действует 58 специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа и 20 учреждений открытого типа. Всего по состоянию на текущий момент в подобных учреждениях закрытого типа около 5 тысяч несовершеннолетних обучается, в открытого типа около 2 тысяч подростков. Так же развивается сеть кадетских образовательных учреждений, школ-интернатов с первоначальной летной подготовкой, обеспечивающих создание основ для подготовки детей и подростков служению Отечеству на гражданском и военном поприще. [22].

В целях осуществления мер по реформированию системы органов опеки и попечительства, улучшения положения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подготовлены проекты федеральных законов о внесении изменений и дополнений в Семейный кодекс Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Жилищный кодекс РСФСР, Федеральные законы "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", “О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации”, “О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию”. Разработан проект постановления Правительства Российской Федерации о внесении изменений и дополнений в положение о деятельности органов и организаций иностранных государств по усыновлению (удочерению) детей на территории Российской Федерации и контролю за ее осуществлением.

В МИД России направлена на согласование с заинтересованными министерствами и ведомствами Конвенция о защите детей и сотрудничестве в области международного усыновления (удочерения). Завершается работа по согласованию внесения изменений и дополнений в Федеральный закон
"Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", а также Конвенцию о гражданско-правовых аспектах незаконного перемещения и похищения детей.

В регионах России действуют законы субъектов Российской Федерации, регулирующие порядок и размеры оплаты труда приемных родителей. В настоящее время в Российской Федерации образовано 2440 приемных семей с общим контингентом детей более 5 тысяч, точнее 5200 воспитанников. Коллегия Минобразования России от 21 января текущего года о состоянии работы органов управления образованием субъектов Российской Федерации, органов опеки и попечительства по устройству детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи, отметила продвижение в сфере создания экспериментальных площадок по патронатному воспитанию и развитию других форм семейного устройства детей. [22].

Продолжена работа по совершенствованию научно-методической базы, обеспечивающей антинаркотическую деятельность органов управления образованием и образовательных учреждений, в том числе и по разработке и изданию учебных программ для проведения в образовательных учреждениях различных типов и видов антинаркотического просвещения, пропаганды здорового и безопасного образа жизни.

Проведена работа по открытию центров реабилитации несовершеннолетних, злоупотребляющих психоактивными веществами, и конкретно такие центры открыты и работают в Краснодарском крае, Калининградской, Самарской и Ульяновской областях.

Огромный пласт работы проделан в части обеспечения летнего отдыха и занятости, в том числе и трудных подростков. Это и профильные лагеря, и обычные оздоровительные, спортивные, технические и так далее. Это серьезный механизм, через который можно решать очень большие проблемы и сокращать поле девиантного поведения за счет увеличения учреждений дополнительного образования, соответствующих школ, дворцов, станций, то есть всего того, что может позитивно отвлечь детей от улицы.

 В настоящее время в России, также как и во всем мире, активно развиваются и ис­пользуются на практике различные формы помощи уличным детям. Среди основных можно выделить следующие: социальная работа на улице, мобильные пункты помо­щи, дневные центры (отделения) помощи, центры (отделения) кратковременного проживания, социальные квартиры (гостиницы) и социальные приюты для детей и подростков. Эти формы организации помощи перечислены в порядке повышения «порога доступности», от самой «низкопороговой» социальной работы на улице («аутрич») до «высокопороговых» стационарных программ проживания, таких как социальная квартира или социальный приют. Высота «порога доступности» социаль­ной службы определяется количеством и серьезностью требований, которым должен соответствовать клиент, чтобы получить доступ к услугам той или иной службы. Вы­сота порога доступности зависит не только от положений и других документов, рег­ламентирующих работу социальной службы или учреждения, но также от реальной практики и восприятия это порога несовершеннолетними. Так, несмотря на то, что социальные приюты должны принимать несовершеннолетних круглосуточно, неза­висимо от места их проживания, несовершеннолетние с большим стажем уличной жизни практически никогда не обращаются в приюты самостоятельно, с большим трудом мотивируются на помещение в приют, и очень редко задерживаются там на время, необходимое для завершения программы социальной реабилитации. [9, с. 45].

Итак, перечислим службы помощи несовершеннолетним:

1. «Низкопороговые»:

Уличная социальная служба («аутрич»)

Мобильный пункт помощи

Дневной центр (отделение) социально-психологической помощи

Отделение кратковременного проживания

2. «Высокопороговые»:

Социальный приют

Социальная квартира

Особенно активно сейчас развиваются низкопороговые службы помощи бес­призорным и безнадзорным несовершеннолетним. Эти службы могут быть созданы и работать при поддержке НКО, или быть встроенными в структуру государственно­го учреждения в качестве его подразделений. Согласно действующим нормативным актам, службы помощи беспризорным и безнадзорным несовершеннолетним могут создаваться в структуре социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних, центров социальной помощи семье и детям и комплексных центров соци­ального обслуживания населения. [46].

Таблица 1. Соответствие служб помощи беспризорным и безнадзорным несовершеннолетним структуре государственных учреждений социальной защиты населения

ГУ СРЦН                    ГУ ЦСПСД                  ГУ КЦСОН

Уличная социальная служба   Отделение профилак­тики безнадзорности несовершеннолетних Отделение профилак­тики безнадзорности детей и подростков
Мобильный пункт помощи   Отделение профилак­тики безнадзорности несовершеннолетних Отделение профилак­тики безнадзорности детей и подростков
Дневной Центр СПП Группа дневного пре­бывания и социального патронажа Отделение профилак­тики безнадзорности несовершеннолетних и служба сопровождения семей (социальный патронаж); Отделение дневного пребывания несовер­шеннолетних Отделение профилак­тики безнадзорности детей и подростков; отделение дневного пребывания детей и подростков
Отделение кратковре­менного проживания Социальная гостиница Социально-реабилита­ционное отделение для несовершеннолетних временного прожи­вания (стационарное отделение)  
Социальная квартира Социальная гостиница для несовершенно­летних Социальная гостиница для несовершенно­летних  

Остановимся подробнее на каждой из форм работы с уличными детьми и подрос­тками.

Уличная социальная служба (аутрич-работа)

Аутрич-работа (от англ. outreach - достижение вовне) - способ установления и поддержания контакта между специалистами социальной службы и целевой груп­пой, потенциально заинтересованной в предоставляемых услугах. Аутрич-работа осуществляется непосредственно в месте нахождения целевой группы и является активным методом социальной работы. Технология аутрич-работы предполагает поиск специалистами социальной службы своих потенциальных клиентов, а также перенос предоставления некоторых услуг (консультирование, информирование, профилактика, снижение рискованного поведения) из учреждений «на улицу», бли­же к представителям наиболее уязвимых групп. Как уже было сказано, аутрич-работа - это самая «низкопороговая» форма помощи беспризорным и безнадзорным. Для получения помощи от аутрич-работников клиенты должны соответствовать единс­твенному требованию - быть неагрессивными по отношению к специалистам, не создавать угрозы их жизни, здоровью и безопасности. Вместе с тем, для установления взаимоотношений с клиентами на улице от специалистов требуется непредвзятое отношение к детям и подросткам, реалистичные ожидания от клиентов по поводу соблюдения ими графика встреч, правдивости предоставляемой информации и т. п. Метод уличной социальной аутрич-службы сегодня получил распространение в НКО при оказании помощи различным целевым группам (коммерческим секс-работни­цам, наркопотребителям, лицам без определенного места жительства и др.) К сожале­нию, форма уличной аурич-работы практически не применяется государственными учреждениями социальной защиты населения, хотя ее технологии соответствуют це­лям различных структурных подразделений ГУ ЦСПСД и ГУ КЦСОН. [46, с. 40].

Виды помощи, предоставляемой в рамках уличной аутрич-службы:

Первичная социально-психологическая диагностика;

Кризисное консультирование;

Предоставление предметов первой необходимости (носки, гигиенические принадлежности и т. п.);

Направление и сопровождение для получения помощи в другие службы, уч­реждения и организации;

Мотивационное консультирование;

Консультирование по снижению рисков и профилактике рискованного по­ведения;

Междисциплинарное ведение случая, ограниченное рамками уличной ра­боты.

При работе с уличными детьми специалисты аутрич-службы знакомятся с детьми на улицах, вовлекают в общение, предоставляют им предметы первой необходимос­ти, расспрашивают о жизни, о проблемах, распространяют познавательную литера­туру, рассказывают о том, куда можно обратиться за различными видами помощи. Работа в формате аутрич подразумевает длительный контакт с уличными детьми и большую степень доверия специалистов и детей друг к другу. Часто многие из тех, с кем общаются аутрич-работники, видят в них друзей, к которым можно обратиться за помощью, консультацией, задать вопрос, с которым не обратишься к постороннему человеку. Каждого следующего визита ждут, с удовольствием берут специальную литературу, рассказывают о себе. Аутрич-работники в ходе беседы собирают инфор­мацию о проблемах, нуждах и интересах своих подопечных - это необходимо им для дальнейшей работы, предоставления адекватной и оперативной помощи улич­ным детям и подросткам. [46, с. 40].

Мобильный пункт помощи

Мобильный пункт помощи - это разновидность аутрич-работы, при которой уличная служба оснащается автомобильным транспортом (автобусом или микро­автобусом), что позволяет расширить спектр оказываемых услуг. Так, в автобусе можно проводить индивидуальное консультирование, углубленный опрос клиен­тов, оказывать первую доврачебную помощь, а при наличии соответствующего оборудования и персонала - проводить экспресс-тестирование на ВИЧ, гепатиты и другие инфекции. Кроме того, мобильный пункт помощи позволяет доставлять клиентов для получения помощи в различные службы и организации (например, дневные Центры СПП, Центр СПИДа и другие лечебные учреждения, отделение кратковременного проживания), которыми при других условиях несовершенно­летние не пользуются.

Мобильные пункты помощи не привязаны к определенному адресу, что влечет за собой некоторые трудности, например, клиентам необходимо запомнить и привык­нуть к графику и маршруту движения мобильного пункта. Этот барьер можно преодо­леть установлением и соблюдением четкого расписания перемещений мобильного пункта по городу. Вместе с тем, мобильный пункт позволяет увеличить географичес­кий охват аутрич-службы, установить контакт с большим количеством клиентов и оказать им несколько более качественную и эффективную помощь, по сравнению с той, которую можно оказать на улице. [48, с. 111].

Дата: 2019-12-10, просмотров: 477.