Деятельность социальных служб по работе с безнадзорными и беспризорными за рубежом
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Ликвидация и профилактика беспризорности требуют гуманного подхода к личности на основе сотрудничества и координации усилий государственных, общественных и частных организаций. Во многих государствах наряду с общими социальными существуют специальные попечительские программы. Большую работу в реализации программ помощи беспризорным детям ведёт ЮНИСЕФ.

Опыт многих стран показал, что традиционные меры профилактики беспризорности (создание специальных воспитательных учреждений: детских домов, приютов и т.д.), а также содержание беспризорных детей, совершивших какие-либо проступки, в закрытых учреждениях не приносят ожидаемого результата.

За рубежом часто используется неофициальный термин - дети улиц, или уличные дети - несовершеннолетние, которые посто­янно проживают или значительную часть своего времени проводят на улице. Однако именно из-за своей широты, этот термин страдает неточ­ностью, поскольку он не отражает нюансов социального статуса ребенка. Детский Фонд ООН (ЮНИСЕФ) различает «детей улиц» ( children of the street), т. е. тех, которые постоянно живут вне дома, вне семьи или интернатного учреждения, «детей на ули­цах» ( children on the street), т. е. тех, которые сохраняют связь с семьей и проводят на улице лишь часть времени, и «детей из уличных семей» ( street- family children), т. е. тех, которые живут на улице вместе со своими родителями.

Реабилитация уличных детей и подростков, имеющая целью возвращение их к кровным родителям, помещение в замещающую семью, направление в интерна­тное учреждение или адаптацию к успешному независимому проживанию, является сложным и длительным процессом, который предполагает вовлечение различных служб, как государственных, так и общественных. Однако начальным звеном этой длительной и кропотливой работы является служба первичной помощи детям улиц. Эта служба включает несколько низкопороговых, т. е. легко доступных и дружествен­ных клиентам, компонентов, таких как уличная социальная работа («аутрич»), мо­бильный пункт помощи, центр дневного пребывания с социально-психологической и санитарно-гигиенической помощью и отделение кратковременного кризисного проживания. Низкопороговая служба первичной помощи является точкой первого контакта социальных служб с такой труднодоступной и высокомобильной целевой группой, которую представляют беспризорные и безнадзорные дети и подростки. Для этих клиентов низкопороговая служба зачастую становится единственной «две­рью» в общество и шансом возвратиться в него.

В Соединенных Штатах Америки, которые считаются родиной социальной работы, традиции социальной помощи, как и во всех других странах, закладывались в благотворительной и филантропической деятельности церкви, частных лиц и общественных организаций еще в XVIII—XIX вв. Однако постепенно сам процесс оказания конкретной помощи нуждающимся в разных ее формах сконцентрировался в руках особой категории работников — так называемых социальных работников, которые трудились в детских приютах, лечебницах для неимущих, распределяли разного вида пособия и т.д.

Действующая в настоящее время в этой стране система социальной помощи населению является гибкой и сложной. Во-первых, существуют государственные службы, оказывающие разного вида помощь: Управление по социальному обеспечению, Министерство сельского хозяйства (продовольственная помощь), Детское бюро (программа по защите прав и интересов детей), Служба защиты детей (оказание социальной, медицинской, юридической, жилищной и опекунской помощи). Помимо этого действует разветвленная сеть частных служб.

Социальная помощь детям осуществляется через систему детских учреждений, которая включает учреждения общего и специального типа.

Важное место в системе детских учреждений занимает широкая сеть приютов для сирот и брошенных детей, в которых воспитателями являются профессиональные социальные работники.

В 60 — 70-е гг. получили распространение приюты для детей и подростков, испытавших эмоциональный срыв. Эти учреждения функционируют на стационарной основе и выполняют функцию реабилитационных центров, куда направляются дети из неблагополучных семей, подростки, бежавшие из дома или совершившие мелкие преступления. Каждый центр рассчитан на 8 —10 детей. Таких центров по стране насчитывается более 200. Воспитатели, главная задача которых — снять стресс, пережитый ребенком, исполняют роль советчиков, работают индивидуально с каждым, а также со всей группой. Такого рода кризисные центры получили широкое распространение и в других странах.

Существует в США также сеть детских исправительных учреждений, подчиненных властям штатов. К ним относятся специальные школы для малолетних преступников, куда дети попадают по направлению суда, тюрьмы, колонии, детские приемники. Основной персонал здесь составляют социальные работники.

Европейские модели социальной помощи отличаются от американской высокой степенью участия государства, большим охватом населения различными социальными услугами и видами помощи, что является общим для всех государств Западной Европы.

В Нидерландах наряду с детскими домами и приютами для детей и подростков с психосоциальными проблемами появились и такие формы социальной работы, как помещение ребенка в другую семью, проживающую в том же месте, или дневная помощь. Возникновение таких форм социально-педагогической помощи было связано с осознанием того, что удаление подростков из домашней обстановки и привычного окружения имеет много недостатков. Во-первых, помещенные в специальные места пребывания (интернаты, приюты и т.п.) они утрачивают связь со своей социальной средой. Во-вторых, как показал многолетний опыт, совместное содержание подростков с проблемами вызывает еще большее количество проблем. И, наконец, содержание специальных мест пребывания является очень дорогой формой оказания социальной помощи. Кроме того, эта форма помощи позволяет одновременно работать и с подростком, и с его семьей, налаживая их взаимодействие. [8, с. 45].

Программа дневной помощи была создана для работы с подростками в возрасте от 12 до 21 года, как правило, бросившими школу и не нашедшими места работы, имеющими минимальную социальную поддержку и желающими изменить ситуацию. Реализуется эта программа через центр по оказанию социальной помощи молодежи, где с подростками, которые остаются жить в семье, работают по группам (10 человек в группе). Работа ведется интенсивно и направлена на предоставление подросткам возможности приобретения положительного опыта, улучшение их представления о самих себе, развитие у них социальных навыков, обеспечение общественной перспективы. Во время реализации программы дневной помощи учение временно отодвигается на второй план и акцент переносится на оказание именно социальной помощи. Финансируется программа дневной помощи на 100 % государством.  [8].

Представляет интерес и такой учебно-производственный проект, как «Гаагские учебные мастерские». Они начали работу в 1989 г. по инициативе муниципалитета Гааги, поэтому целиком относятся к его компетенции и предназначены для молодых людей, в течение длительного времени не имеющих работы. Суть проекта заключается в том, что молодые люди из числа безработных обучаются в мастерских и по окончании четырех-пятимесячного курса получают удостоверение, гарантирующее им рабочее место или возможность продолжать учение. Во время обучения они сохраняют статус безработных, а поэтому за ними остается право на получение пособия по безработице. Цель проекта — повысить мотивацию молодых людей и их активность на рынке труда. Это осуществляется путем индивидуализированного подхода и дифференцированного подбора учебной траектории для каждого. В рамках проекта применяется так называемый рамочный подход, предназначенный для молодых людей с различным уровнем отставания в учении и профессиональной подготовке. [8].

Примером социального учреждения нового типа, созданного по частной инициативе, может служить пансион «Зейзихт» для работы с бездомной молодежью. Он был открыт в 1990 г. и оказывает помощь в тех случаях, когда обычная сеть социальных служб не справляется с задачей. В пансионе бездомные подростки могут найти приют за сравнительно небольшую плату, которую они выплачивают из средств, получаемых в качестве пособия (в Нидерландах все молодые люди, достигшие 18 лет, имеют право на пособие). Условия пребывания в пансионе сравнимы с гостиничными, однако принципиальной особенностью является то, что работа здесь строится на доброжелательной по отношению к клиентам основе. Работники пансиона выполняют функцию не наставников, а скорее распорядителей, которые устанавливают с подростками доверительные отношения, стараются оказать им психологическую поддержку. В свое время предпринимались попытки организовывать для клиентов пансиона специальные курсы, однако они потерпели неудачу, так как все это слишком напоминало подросткам, живущим в пансионе, о социальных учреждениях, а они обычно уже имеют неудачный опыт пребывания в них. [8, с. 45].

В Финляндии применяются такие формы, как временное или постоянное содержание в другой семье или специализированном детском учреждении. При этом в обязательном порядке детям предоставляется возможность поддерживать контакты с близкими людьми.

Хорошо развита сеть наркологических служб, осуществляющих лечение и реабилитацию наркоманов и их семей.

Социальная работа в Великобритании осуществляется государственными и общественными организациями, а также частными агентствами. Вся система финансируется и поддерживается муниципальными советами, советами общин, отделениями социальной помощи, региональными комитетами здравоохранения и социального обеспечения, общественными и частными агентствами. [28, с. 53].

В Германии, в отличие от США и ряда других европейских стран, социальная работа и социальная педагогика являются хотя и тесно взаимосвязанными, но все же самостоятельными областями науки и профессиональными сферами деятельности. Социальная помощь в Германии приобретает все более комплексный характер. Индивидуальные проблемы постоянно рассматриваются в социальном контексте. Поведенческие проблемы отдельных клиентов объясняются в зависимости от личностных качеств, но также и в связи с условиями жизни, отношениями с окружающими и т.д. Таким образом, на практике оказывается, что педагогические и социально-экономические меры должны всесторонне дополнять друг друга. [26].

В Бельгии широко используется термин ортопедагогика. Подобно педагогике ортопедагогика предусматривает предварительное изучение образовательно-воспитательной ситуации ребенка с целью отыскать те факторы внешнего и внутреннего характера, которые стали причиной проблемной ситуации, и выяснить, можно ли их каким-то образом изменить. Конечная цель ортопедагогики — восстановление нормальной жизни ребенка. Если это удается, то ребенок оказывается уже в сфере нормального педагогического воздействия.

Учреждения социально-педагогической помощи в Бельгии разнообразны. Можно привести несколько примеров, характеризующих всю систему и организационные подходы в целом.

Крупный институт, который называется «Наши дети», предназначен для содержания детей, которые по тем или иным причинам оказались вне семьи. Он представляет собой сеть отдельных учреждений на 15—20 человек каждое, которые расположены в небольших городках или деревнях.

Появился этот институт как монастырский приют для детей-сирот. Но постепенно, по мере того, как государство стало предъявлять свои требования к программам работы с детьми, контролировать деятельность приюта, монастырь отстранился. То есть в настоящее время институт принадлежит монастырю, но финансируется и организуется работа этого учреждения государством, которое оплачивает здания и коммунальные расходы, содержание детей, заработную плату работников. Каждые два года правительственная инспекция проверяет программы работы с детьми, условия их содержания, прогресс в воспитании детей и решает, выделять ли финансирование на следующий период.

Основной контингент учреждения составляют дети, которые изъяты из семьи по решению специальных комиссий. Причиной могут быть как объективные обстоятельства, например, болезнь единственного родителя (помещение его в клинику для наркоманов или психиатрическую лечебницу и т.п.), так и неспособность семьи справляться со своими родительскими обязанностями (асоциальное поведение, отсутствие контакта с ребенком и положительного влияния на него и т.п.). Существуют специальные службы по месту жительства, которые выявляют такие семьи и таких детей. Родители, дети которых помещены в подобные учреждения, платят государству (но не учреждению).

В отдельных учреждениях содержатся разные по полу категории детей: в одних — только мальчики, в других — только девочки; различны и возрастные характеристики воспитанников: контингент может быть разновозрастный или, например, только подростки 14 — 18 лет. Но везде каждый ребенок живет в отдельной комнате, которую обставляет по своему вкусу. Дети ездят в школу, могут выходить в свободное время из приюта, принимают участие в приготовлении еды, уборке помещений. Поощряется работа детей в свободное от учения время, например, на фабрике (мытье бутылок и другая неквалифицированная работа), в ресторане или кафе (мытье посуды и т.п.). Заработанные деньги дети могут тратить по своему усмотрению.

Всего в институте содержится около 100 детей разного возраста. На весь институт один директор, два заместителя, один орто-педагог (имеет университетское образование, вырабатывает и контролирует методику работы с каждым ребенком на основе всей полученной о нем информации; несет главную ответственность за воспитание и развитие ребенка), полторы ставки социальных работников (имеют высшее, но не университетское образование, работают с семьями, государственными учреждениями, собирают информацию о детях, которые поступают в институт). Кроме того, в каждом учреждении один старший воспитатель и пять—семь посменных воспитателей (днем, когда все в школе, и ночью — один, а вечером — три). Воспитатели должны иметь высшее не университетское образование. Их оплата производится по трем уровням: наиболее высоко оплачиваемыми являются работники, имеющие специальное образование в области социальной педагогики или социальной работы; по второму уровню оплачиваются люди, имеющие высшее, но другое (например, инженерное) образование; по низшему — не имеющие образования.

Другой характерный пример — учреждение «De Steiger». В него входят четыре семейных дома, одинаковых по организации и примерно равных по количеству детей. Расположены дома в разных деревнях. Общий штат учреждения состоит из директора, административных служащих, одного ортопедагога и двух социальных работников.

В каждом семейном доме главными фигурами являются семейная пара (муж и жена) с детьми, которые живут вместе с детьми-клиентами. Кроме них две с половиной ставки воспитателей, которые подменяют их, а также вспомогательный персонал (готовит еду, убирает помещение). Эти учреждения появились 30 с лишним лет назад как «семейные детские дома», в которых семья брала на воспитание детей и воспитывала их вместе со своими, все дети называли родителей-воспитателей мамой и папой и т.д. Но со временем стало ясно, что это очень трудно для воспитателей и что необходима дистанция между ними и воспитанниками. Также контакт собственных детей с приемными часто оборачивался не в пользу первых. Поэтому система несколько трансформировалась: теперь семья воспитателей живет три недели в семейном доме, и на неделю уезжает в свой собственный, как правило, расположенный в другом месте, который закрыт для воспитанников. Во время их отсутствия с детьми работают воспитатели.

Обязательным условием работы в таком семейном доме для семейной пары является наличие специального образования у обоих.

Контингент детей в семейном доме — разнополый и разновозрастный, как в многодетной семье: от трех (когда ребенка принимают в детский сад) до 18 лет. Максимальное количество детей — 11 человек, живут по два человека в комнате. Детей могут навещать родственники, но они общаются только в холле.

У детей, которые имеют родителей, есть счет в банке, на который родители обязаны положить определенную сумму, равную общей сумме тех пособий, которые государство выплачивает на детей. К 18 годам, когда ребенок начинает жить самостоятельно, у него накапливается определенная сумма денег.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что одним из механизмов регулирования деятельности государственных органов по разрешению правовых вопросов в отношении несовершеннолетних является Федеральный закон от 24 июня 1999 г. "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"

В настоящее время в России, также как и во всем мире, активно развиваются и ис­пользуются на практике различные формы помощи уличным детям. Среди основных можно выделить следующие: социальная работа на улице, мобильные пункты помо­щи, дневные центры (отделения) помощи, центры (отделения) кратковременного проживания, социальные квартиры (гостиницы) и социальные приюты для детей и подростков. Эти формы организации помощи перечислены в порядке повышения «порога доступности», от самой «низкопороговой» социальной работы на улице («аутрич») до «высокопороговых» стационарных программ проживания, таких как социальная квартира или социальный приют.

 


Глава 3. Особенности и специфика профилактической работы с беспризорными и безнадзорными несовершеннолетними в Санкт-Петербурге


Дата: 2019-12-10, просмотров: 693.