Проведение восстановительных программ юным медиатором вместе со взрослым медиатором - наиболее широко распространенная практика в волгоградских ШСП (примерно 40% всех выполненных программ). Такой способ участия волонтеров в медиации привлекателен для кураторов, поскольку он обеспечивает постепенное освоение волонтерами практических навыков работы при соблюдении условий безопасности, поскольку взрослый медиатор контролирует работу ребенка и может помочь ему в любой момент. Очень важно, чтобы взрослый медиатор брал на себя только часть ответственности за успешное проведение программы, а часть ее оставлял юному медиатору, для чего последнему была бы выделена определенная функция в каждой программе, где он участвует.
В нашем опыте мы видим, по крайней мере, две разновидности такой совместной работы:
1. «Работа волонтера со страховкой». Ведущим восстановительной программы является юный медиатор, а взрослый участвует в ведении программ как помощник и включается в работу только в случае возникновения затруднений у ребенка. Кроме того взрослый наблюдает за работой юного медиатора и дает ему обратную связь. Этот вид совместной работы подходит для случаев, с которыми предположительно сможет справиться юный медиатор. Он дает юному медиатору простор для самостоятельной деятельности и в то же время страхует его от грубых ошибок.
2. «Работа волонтера в качестве стажера». Ведущим восстановительной программы является взрослый медиатор, а ребенок участвует в ведении программы как стажер и помощник и включается в работу в заранее определенные моменты. Кроме того ребенок наблюдает за работой взрослого медиатора и дает ему обратную связь. Этот вид совместной работы подходит для случаев, в которых ведущим обязательно должен быть взрослый медиатор и для сложных случаев, с которыми предположительно не сможет справиться юный медиатор. Такая практика дает юному медиатору возможность познакомиться с работой медиатора более высокого профессионального уровня, научиться на примере новым приемам работы в более сложных конфликтах, повысить свое мастерство и перенести новый опыт на самостоятельную работу.
8.3.Проведение восстановительных программ юными медиаторами самостоятельно.
Юные медиаторы также проводят восстановительные программы со школьниками самостоятельно без непосредственного участия взрослого медиатора (в одиночку или в парах) (примерно 40% всех выполненных программ). Как правило, волонтеры начинают самостоятельно работать с несложными случаями ссор и обид у ровесников или младших их по возрасту детей. Однако известны случаи, когда юные медиаторы разрешали сложные конфликты у учеников старше себя и/или в сложных ситуациях порчи имущества, мелких краж и драк. Особенно в этом преуспевают более старшие медиаторы с большим опытом практической работы или одаренные личными качествами, подходящими для медиатора. Известны также случаи, когда юные медиаторы самостоятельно разрешали конфликты среди сверстников за пределами школы (например, во дворе) и даже конфликты с участием взрослых (например, в семье).
Однако в любом случае ответственность за безопасность участников программы, а также за соблюдение принципов и стандартов восстановительной медиации при проведении программ юными медиаторами несет куратор ШСП. Бывает, что после самостоятельной работы юного медиатора взрослый медиатор проводит дополнительную восстановительную программу с теми же участниками по той же ситуации. Чаще всего это бывает в случаях, когда юный медиатор не сумел помочь сторонам раскрыться (не приняли медиатора всерьез, не поверили ему, не чувствовали себя в безопасности, замкнулись и др.), и восстановительная программа прошла поверхностно или была прекращена.
8.4.Передача опыта самостоятельной работы юных медиаторов новым волонтерам.
Деятельность волонтеров в качестве юных медиаторов также предполагает передачу этого опыта новым волонтерам. Опыт самостоятельной работы детей вдохновляет новых волонтеров больше, чем любые рассказы взрослых. Кроме того, дети рассказывают о некоторых приемах и подходах в работе медиатора, которые характерны только в детской среде (как и с кем подойти к тому или иному ребенку, с чего начать разговор, какой мотив может быть важен для этого ребенка, что следует внести в повестку дня, на какое время назначить примирительную встречу и др.).
Дата: 2019-12-10, просмотров: 235.