Основными нормативными документами, регламентирующими работу волонтеров в ШСП, являются:
а также другие, более общая документация о деятельности ШСП:
· журнал учета обращений в ШСП с запросом об урегулировании конфликтных и криминальных ситуаций;
· папка с краткими описаниями восстановительных программ, которые проводили куратор, волонтеры и другие специалисты службы (регистрационные карточки и примирительные договоры);
· данные мониторинга ШСП за текущий год и предыдущие периоды;
· отчеты о работе ШСП, представленные различные организации;
Кроме того, целесообразно иметь и другие свободно разработанные формы, презентующие и организующие работу волонтеров:
· кодекс волонтера, правила мирной жизни и др.;
· журнал посещений волонтерами клубных встреч;
· журнал учета активности юных медиаторов;
· журнал учета поощрений волонтеров и др.
Школьная служба примирения (и клуб волонтеров) может вырабатывать и утверждать на школьном уровне любые необходимые ей документы: соглашения, методики, стандарты, формы учета, отчетности, награждений и др.
6.1.Набор новых волонтеров. Принцип пригодности каждого.
Одна из основных задач в организации деятельности Школьной службы примирения – это набор волонтеров. По поводу набора волонтеров в ШСП существует две точки зрения: первая говорит о том, что необходимо тщательно отбирать волонтеров, так как работа примирителя требует наличия определенных личностных качеств; вторая противоречит первой и говорит о том, что отбирать детей не надо, нужно работать со всеми желающими. У каждого подхода имеются положительные и отрицательные стороны. В первом случае можно ожидать, что придут дети с отличными личностными качествами, но их будет мало, так как таких детей вообще не слишком много в школьном коллективе, да еще часть из них могут быть не заинтересованы в работе юного медиатора или иметь другие сформированные увлечения. Во втором случае откликнется больше детей, но личностные качества их будут различными, не всегда полностью подходящими для работы юного медиатора.
Волгоградская практика нам подсказывает, что волонтеров много не бывает: работа в службе требует много времени, усилий, и поэтому из большого количества желающих, которые приходят в службу в начале учебного года, к его концу остаются немногие дети. Поэтому мы не делаем отбора детей, а опираемся на принцип пригодности каждого. Мы считаем, что можно соединить два подхода: принимать в волонтеры и обучать всех детей, кто захотел стать волонтером, а проведение примирительных программ поручать тем, кто лучше осваивает навыки медиатора и соответствует по своим личным качествам этой роли. Остальным ребятам можно заняться другими необходимыми для ШСП видами деятельности, например выпуском информационных материалов, ведением сайтов, фотографированием работы службы, разработкой символики, проведением акций, презентаций и и т.д. – каждому найдется дело по душе и способностям.
Рассмотрим, например, как набор волонтеров осуществляется в одной из волгоградских школ. В начале учебного года в школе проводят информационную кампанию с помощью ярких презентаций и выступлений небольшой агитбригады. К выступлениям перед учениками часто привлекают старших членов клуба из числа учеников 10-11 классов, которые уже постоянно не принимают участие в жизни службы, но помогают ей при необходимости. Эти волонтеры, с разрешения администрации, проходят с короткими выступлениями по всем классам, где рассказывают о службе, ее целях и задачах, о практической работе, традициях и результатах, о том, что хорошего служба дает волонтерам и школе в целом, и, при этом приглашают детей в службу. Все дети, которые выражают желание стать участниками службы примирения, принимаются в нее без отбора.
Школьники участвуют в работе ШСП добровольно и могут покинуть службу, когда захотят, но, поскольку эта работа является довольно ответственной, при наборе нового состава необходимо объяснять детям, что очень желательно, чтобы они оставались в службе в течение всего учебного года. Необходимо сразу объяснять школьникам, что им придётся оставаться после уроков, от чего-то отказываться ради поведения программ примирения и т.д., так как процесс обучения медиации довольно длительный, в случае большой текучести состава, возникает угроза постоянно обучения новых лиц и отсутствия детей, способных вести программы примирения самостоятельно.
Для максимальной устойчивости состава команды в волонтеры лучше приглашать детей средних классов, не старше девятого, чтобы они могли хотя бы год-два поработать в службе. Хорошо, когда волонтеры будут разных возрастов, тогда в службе будет сама собой осуществляться преемственность поколений. Если школа учится в две смены, то волонтеры должны быть из обеих смен. Если школа учится в одну смену, и медиации проводятся до или после уроков, то волонтеры должны иметь возможность приходить пораньше и быть свободны от других обязательств до и после школы.
Дата: 2019-12-10, просмотров: 289.