ОБУЧЕНИЕ ВОЛОНТЕРОВ ШКОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПРИМИРЕНИЯ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

7.1.Первичное базовое обучение: содержание, методы и организационные схемы.

Новые волонтеры нуждаются в первичном базовом обучении. Базовая программа обучения охватывает всех волонтеров ШСП нового набора независимо от их личностных качеств, не смотря на то, что, скорее всего, не все из них станут хорошими медиаторами. 

Существует мнение, что к обучению волонтеров можно относиться проще и легче, чем к обучению взрослых. Якобы дети всего не поймут, а может быть, им всего давать и не нужно, поскольку их работа в службе примирения больше игра, чем реальное дело. При таком отношении детей обучают коротко (4-8 часов) и довольно поверхностно, информируя их о восстановительных программах, но не углубляясь в вопросы освоения ценностей,  позиции медиатора, тонкостей технологии и мастерства. Мы считаем, что такой подход ошибочен. По нашему опыту, к обучению волонтеров на базовом уровне надо относиться со всей серьезностью, также как к обучению взрослых медиаторов. 

Для первичного обучения волонтеров ШСП мы выбираем принятую в нашем сообществе типовую программу базовой подготовки медиаторов в объеме 18-ти или  24-х часов. Содержание такой базовой программы широко представлено на сайте Центра «Судебно-правовая реформа» и в различных пособиях[9], статьях[10], учебниках[11] и, конечно, в собственных разработках, которые есть практически у всех кураторов ШСП.

Методы обучения волонтеров должны учитывать возрастные психофизиологические особенности детей (более короткий период активного внимания, низкая выносливость, работоспособность и др.), поэтому рекомендуется использовать  интерактивные методы (практически отсутствуют лекции), включать больше игровых элементов, чаще делать перерывы и разминки. Основным методом обучения волонтеров является создание учебных ситуаций и самостоятельная работа детей в форме ролевых игр, где главное  внимание уделяется принятию ценностей восстановительного подхода и отработке роли медиатора при работе в малых группах на основе предложенных самим детьми сюжетов.

Организационные схемы базового (первичного) обучения детей-волонтеров могут быть следующими:  

  1. Базовый 3-дневный тренинг для школьных команд (взрослые вместе с волонтерами);
  2. Базовый 3-дневный тренинг для волонтеров отдельно от взрослых (в условиях каникул или лагеря);
  3. Базовый 1-дневный тренинг для волонтеров и недельная серия занятий в продолжение тренинга (в условиях учебного процесса);
  4. Серия базовых занятий для волонтеров в течение 1-2 недель (например, в условиях кружка);

Выбор той или иной организационной схемы обучения зависит от конкретных условий: времени проведения обучения, количества волонтеров, профессионализма тренера, и др. Предпочтительной является первая организационная схема (обучение командами взрослых вместе с детьми), поскольку, помимо задачи обучения, в значительной степени решается задача командообразования. Однако эта схема используется довольно редко (чаще на новых территориях), так как при этом способе, как правило, требуется привлечение внешнего опытного тренера. Другие организационные схемы имеют свои плюсы (позволяют обучать больше волонтеров) и минусы (командообразование происходит слабее), но, в принципе, равноценны первому.

Также трудностью в организации обучения волонтеров является подбор тренера с учетом специфики работы с детьми. Не все профессиональные тренеры по медиации, работающие со взрослыми, готовы и умеют работать с детьми. Поэтому вопрос поиска (или подготовки) профессиональных тренеров для обучения детей-волонтеров имеет большое значение. 

Типичной трудностью в организации обучения волонтеров также является то, что на тренинг попадают не те участники, которые потом будут продуктивно работать. Часто участники тренинга осваивают  полезные для себя навыки, но медиаторами для других не становятся. Это бывает  тогда, когда педагоги-организаторы школы недостаточно информируют детей о последующей работе ШСП или предлагают пройти обучение детям, которые, по их мнению, будут хорошими медиаторами (лидерские дети) или исправятся (обидчики). Способ преодоления - тщательный отбор участников,  их информирование и подтверждение мотивированного желания участвовать не только в тренинге, но и в дальнейшей практической работе службы.

В Волгоградских условиях чаще используются организационные схемы отельного обучения детей-волонтеров от взрослых (2-4 орг.схемы), при этом обязанность по базовой и последующей подготовке волонтеров возложена на кураторов ШСП, хотя не все кураторы обладают необходимой тренерской подготовкой. Чаще всего кураторам приходится  самостоятельно готовиться к тренерской работе, осваивать программы обучения с точки зрения тренера и реализовать функцию обучения своих волонтеров. По отзывам кураторов, работа по обучению волонтеров является для них более сложной и трудоемкой, чем личная практика медиации. Поэтому опытные медиаторы-тренеры нашего сообщества стараются подготовить кураторов к тренерской работе в ходе базового и последующего обучения, а также поддерживают их тренерскую работу консультациями или, по просьбе коллег, проводят тренинг в их школах в качестве приглашенного тренера. Также кураторы школ одной территории помогают друг другу выполнять эту функцию, для чего обмениваются методическими разработками, объединяются в тренерские команды и/или объединяют волонтерские составы своих школ в общем базовом тренинге (например, в пришкольном лагере).

Дата: 2019-12-10, просмотров: 271.