Формирование и сплочение команды ШСП.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Волонтеры ШСП вместе с  куратором составляют единую команду.  Командная работа отличается от групповой работы собранных вместе людей более высоким уровнем взаимопонимания, сотрудничества, ответственности и эффективности. 

Признаки правильно сформированной команды: 

· Команда имеет свою индивидуальность, свое лицо, не совпадаю­щее с индивидуальными качествами ее членов.

· Команда имеет ясную, упорядоченную и экономичную структуру, ориентированную на достижение поставленных целей и выполнение задач; команда периодически оценивает свою эффективность.

· Члены команды в меру своей компетентности и в соответствии с отведенной им ролью участвуют в совместном достижении поставленных целей. Фактически в команде могут возникать два лидера – взрослый и ребенок и важно, чтобы они не столько конкурировали, сколько разделяли зоны ответственности.

· Для команды характерны сложившиеся связи как внутри коман­ды, так и вне ее - с другими командами и группами;

Командные отношения в группе редко возникают самопроизвольно Куратору необходимо уделить достаточное внимание формированию команды в начале создания службы и постоянно  поддерживать командный дух в дальнейшем. Если удалось сформировать команду, она становится «закваской в тесте» при передаче взглядов, подходов, ценностей и энергии новым более молодым волонтерам. 

4.2.Клуб волонтеров ШСП: частота встреч, форма и содержание занятий.

Одним из ключевых условий для формирования и сплочения волонтеров в одну сильную команду  является регулярность встреч волонтеров и насыщенность этих встреч интересными и полезными занятиями. Если волонтеров собирают нерегулярно, от случая к случаю, процесс формирования команды не происходит, новые навыки не закрепляются и не переходят в практику, интерес детей затухает и волонтеры уходят из службы, выбирая себе другие более интересные занятия.  

Наш опыт показывает, что для таких встреч  больше всего подходит клубное пространство, поэтому в школе целесообразно создать Клуб волонтеров ШСП. Для этого необходимо на уровне администрации школы утвердить «Положение о  клубе волонтеров ШСП»[4], закрепить определенное помещение за клубом, утвердить график работы. Обычно встречи клуба проводятся еженедельно (в крайнем случае, не реже одного раза в две недели) в один и тот же день и в одно время (по выбору детей и согласованию с куратором).

Клуб – это неформальное пространство, где волонтеры могут встречаться, обсуждать текущие вопросы, обмениваться информацией о конфликтах, распределять случаи, проводить супервизию примирительных программ, просто общаться. Клуб волонтеров  с неформальным общением интересен подросткам, если там происходит что-то интересное, там «кипит жизнь», ведь дети приходят в службу примирения для интересного общения, что свойственно их возрасту. Поэтому вместе с основными целями работы клуба -  созданием условий для дальнейшего развития ШСП и обучением волонтеров техникам медиации, в нем параллельно решаются и другие задачи: развитие детской активности, лидерских качеств волонтеров, сплочение детского коллектива и д.р.

Членами клуба могут быть все волонтеры ШСП. Руководителем клуба является куратор ШСП. Для вступления в клуб достаточно личного желания и заявления (устного или письменного). С волонтером целесообразно заключить устный или письменный договор о волонтерской деятельности.

Удобнее всего работу с детьми проводить в кабинете, закрепленном за Клубом волонтеров ШСП. Когда есть возможность на стенах вывесить наглядный материал, который был использован или наработан на предыдущих занятиях, лучше сохраняется эмоциональный след и включение в новую информацию у волонтеров проходит гораздо быстрее. Также это целесообразно для поддержания традиций.

Содержание занятий в клубе планирует куратор вместе с волонтерами в зависимости от уровня подготовленности волонтеров и других условий, в которых приходится работать ШСП. Чтобы детям было интересно, важно каждый раз ставить перед детьми новые творческие задачи (подготовиться к форуму, разработать сценарий, подготовить сценку и пр.). На клубных встречах волонтеров может проводиться дополнительное обучение практике медиации, супервизия проведенных программ, обсуждение конфликтных ситуаций, взаимоотношений в школе, результативность программ после аналитических бесед, освоение восстановительной коммуникации, развитие навыков понимания. Также проходит обсуждение психологической обстановки в школе и возможности расширения применения восстановительных практик.

Наш опыт показывает, что целесообразно включать (по мере возможности) в  каждое занятия клуба следующие блоки:

  • разминка и игры на снятие напряжения и сплочение;
  • новости, объявления, актуальные задания;
  • элементы обучения: упражнения на развитие коммуникативных и других навыков медиатора, включая разбор ситуаций в технике ролевых игр;
  • обсуждение (рефлексия, супервизия) проведенных волонтерами восстановительных программ;
  • творческая работа, включая выпуск информационного бюллетеня о работе Клуба и школьной службы примирения в целом.

· свободное общение, иногда совместное празднование важных событий.

Однако существует опасность, что клуб медиаторов может превратиться в затянувшийся тренинг или место, существующее исключительно для решения личных проблем участников. Следует помнить, что основная задача деятельности службы состоит в работе по разрешению конфликтов и изменению взаимоотношений внутри школьного сообщества (в том числе и среди участников клуба), а клуб – лишь одно из средств для решения этой задачи.

Для объединения сообщества юных медиаторов одной территории можно также создать районный (городской, областной) клуб волонтеров ШСП.

Дата: 2019-12-10, просмотров: 218.