ДЕТИ-ВОЛОНТЕРЫ В ШКОЛЬНОЙ СЛУЖБЕ ПРИМИРЕНИЯ:
МЕТОДЫ И ФОРМЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ, ОРГАНИЗАЦИИ, ОБУЧЕНИЯ,
МОТИВАЦИИ И ПОДДЕРЖКИ
(ИЗ ОПЫТА ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ)
Методическое пособие
Маловичко Ирина Сергеевна,
президент Волгоградской региональной благотворительной общественной организации «Клуб ЮНЕСКО «Достоинство ребенка», председатель Волгоградского регионального отделения Всероссийской ассоциации восстановительной медиации.
unescovlg@mail.ru.
Погорелова Ольга Павловна,
педагог-психолог муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя школа № 86» Тракторозаводского района Волгограда», куратор школьной службы примирения, старший преподаватель кафедры психологии профессиональной деятельности ВГСПУ.
informik@bk.ru.
СОДЕРЖАНИЕ
Стр. | ||
1. | Предисловие | 2 |
2. | Школьная служба примирения - с волонтерами и без них | 2 |
3. | Волонтеры в школьной службе примирения | 4 |
4. | Команда волонтеров школьной службы примирения | 7 |
5. | Документы школьной службы примирения, в которых отражено участие волонтеров | 10 |
6. | Набор волонтеров и их ротация (смена составов) | 11 |
7. | Обучение волонтеров школьной службы примирения | 13 |
8. | Деятельность волонтеров в качестве юных медиаторов | 17 |
9. | Деятельность волонтеров в другом качестве, кроме юных медиаторов | 20 |
10. | Анализ личностного роста волонтера школьной службы примирения | 21 |
11. | Анализ участия волонтеров в деятельности школьной службы примирения и оценка их влияния на ее развитие | 19 |
12. | Участие волонтеров в мониторинге, анализе и оценке эффективности деятельности школьной службы примирения в целом | 22 |
13. | Приложение. Пример «Положение о клубе волонтеров школьной службы примирения» | 23 |
Методическое пособие «Дети-волонтеры в школьной службе примирения» представляет собой описание обобщенного опыта участия детей-волонтеров в работе школьных служб примирения Волгоградской области. Структура пособия охватывает широкий круг вопросов, касающихся обеспечения такого участия детей: организационных схем, принципиальных моментов выбора методов и форм привлечения, обучения, мотивации и поддержки деятельности волонтерских команд в школьных службах примирения.
Методическое пособие отражает двенадцатилетний опыт работы с волонтерами школьных служб примирения в Волгограде и Волгоградской области. Ряд примеров приведен из опыта работы школьной службы примирения в МОУ СШ № 86 города Волгограда. Эта школьная служба примирения в течение более 10 лет поддерживает стабильную эффективную работу, благодаря чему неоднократно признавались лучшей в Волгоградской области.
Методическое пособие создано для передачи опыта. Пособие будет полезно, в первую очередь, кураторам школьных служб примирения, а также заместителям директоров по воспитательной работе, социальным педагогам, педагогам-психологам образовательных организаций, специалистам других организаций и учреждений, участвующих в воспитании детей и подростков и заинтересованных в развитии работы по профилактике правонарушений несовершеннолетних методами восстановительной медиации. Насколько нам известно, подобное пособие разработано впервые в России.
ВОЛОНТЕРЫ В ШКОЛЬНОЙ СЛУЖБЕ ПРИМИРЕНИЯ
КОМАНДА ВОЛОНТЕРОВ ШКОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПРИМИРЕНИЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВОЛОНТЕРОВ В КАЧЕСТВЕ ЮНЫХ МЕДИАТОРОВ.
Дети-волонтеры школьной службы примирения, которые успешно освоили обучающую программу, получает допуск к проведению программ примирения. Юные медиаторы проводят восстановительные программы самостоятельно (в одиночку или в парах) или вместе со взрослым медиатором. В обоснованных случаях куратор ШСП поводит программу примирения единолично.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Утверждаю
директор МОУ СОШ № ___
_________________ Ф.И.О.
______________ (подпись)
_______________________
(дата)
ПОЛОЖЕНИЕ
I . Общие положения.
1.1.Клуб волонтеров школьной службы примирения организуется на базе МОУ СОШ № ___.
1.2.Клуб волонтеров осуществляет свою деятельность в рамках работы Школьной службы примирения.
1.3.Целью работы клуба является создание условий для дальнейшего развития Школьной службы примирения; обучение школьников-волонтеров техникам медиации.
II . Членство в клубе.
2.1.Членом клуба могут быть все волонтеры ШСП МОУ СОШ № ___.
2.2.Руководителями клуба являются кураторы ШСП: педагог-психолог МОУ СОШ № ____ и социальный педагог МОУ СОШ № ___.
2.3.Для вступления в клуб достаточно личного желания и устного заявления.
2.4.На общем заседании клуба путем тайного голосования избирается Президент клуба.
III . Символика клуба.
3.1. Название клуба, эмблема, гимн разрабатываются членами клуба.
3.2. Название клуба, эмблема, гимн утверждаются на заседании клуба путем голосования.
IV . Порядок работы клуба.
4.1. Занятия в клубе проводятся не реже одного раза в месяц. За проведение занятий ответственны руководители клуба.
4.2. Члены клуба объединяют свои усилия для осуществления деятельности по урегулированию школьных конфликтов между обучающимися, обучающимися и родителями, обучающимися и учителями.
4.3. Не реже одного раза в месяц выпускается информационный бюллетень о работе клуба и Школьной службы примирения в целом.
4.4. Члены клуба участвуют в проведении различных районных, городских, областных, мероприятий, организуемых «Клубом ЮНЕСКО «Достоинство ребенка» в рамках работы Детских служб примирения.
V . Порядок поощрения.
5.1. Все активные участники клуба получают в личное портфолио сертификат школьного образца о работе в клубе.
Срок действия данного положения – до замены новым
Пример «Положения о клубе волонтеров школьной службы примирения», разработанный О.П.Погореловой, куратором ШСП в МОУ СШ №86 г.Волгограда
Апрель 2017 г.
[1] Подробнее о школьных службах примирения см. на сайте Центра «Судебно-правовая реформа» http://sprc.ru/, на сайте А.Ю.Коновалова http://www.8-926-145-87-01.ru/ , а также в методическом пособии А.Ю.Коновалова «Школьная служба примирения и восстановительная культура взаимоотношений», М: 2012 г.
[2] Подробнее в методическом пособии А.Ю.Коновалова «Школьная служба примирения и восстановительная культура взаимоотношений», М: 2012 г.
[3] Р. Коэн «Медиация ровесников в школе: школьники разрешают конфликт». Cohen R. Students Resolving Confl ict/ Peer mediation in schools. Good Year Books. Arisona, 1995).
[4] Пример «Положения о клубе волонтеров школьной службы примирения» смотри в приложении.
[5]А.Ю.Коновалов. Методическое пособие «Школьная служба примирения и восстановительная культура взаимоотношений», М: 2012 г.
[6] Пример «Положения о клубе волонтеров школьной службы примирения» смотри в приложении.
[7]Личная книжка волонтера школьной службы примирения оформляется по единому образцу, утвержденному на общероссийском уровне (см., например, http://lawru.info/dok/2013/12/04/n6419.htm ). Личные книжки волонтеров ШСП необходимо оформлять с соблюдением официальных требований для того, чтобы эти книжки могли быть приложены к документам выпускников при предъявлении в ВУЗ. Для этого необходимо все выданные книжки пронумеровать, на школьном уровне вести реестр выданных личных книжек волонтера, а в самой книжке верно указать личные данные волонтера, вклеить его фотографию, внести записи о всех видах работы волонтера в ШСП и по итогам учебного года заверить эти записи подписью директора школы и печатью образовательной организации.
[8] См. ссылку 3.
[9]Р.Р.Максудов «Восстановительная медиация: организация и навыки работы медиатора (практическое руководство для тренеров)». Вестник восстановительной юстиции №10 за 2013 г. стр.121.
[10] Н.В.Путинцева «Программа тренинга для учащихся по обучению навыкам проведения восстановительных программ в рамках создания школьной службы примирения». Вестник восстановительной юстиции №10 за 2013 г. стр.130.
[11] На сайте А..Ю.Коновалова http://www.8-926-145-87-01.ru/ в теме «Подготовка специалистов служб примирения» в разделе «Модуль 1. Программа «Восстановительная медиация и организация школьной службы примирения» и в разделе «Дополнительный курс. Медиация ровесников (юный медиатор)».
[12] А.Ю.Коновалов. Методическое пособие «Школьная служба примирения и восстановительная культура взаимоотношений», М: 2012 г.
[13]См. на сайте А.Ю.Коновалова http://www.8-926-145-87-01.ru/
ДЕТИ-ВОЛОНТЕРЫ В ШКОЛЬНОЙ СЛУЖБЕ ПРИМИРЕНИЯ:
Дата: 2019-12-10, просмотров: 303.